Фото: Шлем Адриана / М1916 / М1915 / “Адрианка”. Подборка-2
Фото: Шлем Адриана / М1916 / М1915 / “Адрианка”. Подборка-2
Профи
Группа: VIP
Сообщений: 1,110
Зарегистрирован: 13-April 15
Пользователь №: 2,332,531
Репутация: 234 кг
Предлагаю каску Адрианка м15 Артилерия Франция ПМВ
Без вмешательст, без реставрации, все родное
Четкое клеймо
Внутри остатки трофейного немецкого подшлемника М16 (рогача)
Недостатки: обломано несколько усиков крепления подшлемника, немного надорван ремешок, пару незаметных вмятин (внешний вид не портят, могут быть легко выправлены). Оставил все как есть, не стал устранять – оставил для профессионалов.
Цена 12 тыс. руб + почтовые расходы
Станет украшением любой коллекции!
M 15 (Каска Адриана модели 1915)
С самого начала Первой мировой войны французская армия несла большие людские потери. Большой процент смертности среди солдат был из-за ран головы от пуль и осколков. Использование в войне более совершенных образцов оружия увеличивало этот процент, что повлекло в свою очередь ускорение процесса создания боевого стального шлема. Несмотря на то, что во многих станах и раньше были попытки создания стального шлема, тем не менее, именно французы первыми в ХХ веке стали использовать стальные шлемы в массовом порядке, экипировав ими большую часть армии.
Первой и неэффективной попыткой обеспечить солдата средством пассивной защиты головы было введение защитного шлема “Cerveliere”, представляющего собой стальную “шапочку” толщиной 0,5 мм полусферической формы, которая одевалась под кепку или другой головной убор. В качестве эксперимента была попытка использования итальянского стального шлема “Farina”, но этот шлем был, отвергнут солдатами из-за своего веса и непрактичности. В процессе поиска решения создания нового шлема были рассмотрены проекты представленные Detaille, Batterie de Vincennes и Adrian. Все представленные проекты были схожи как внешне, так и по баллистическим характеристикам. Необходимость срочной экипировки пехоты, артиллерии, инженеров защитными стальными шлема вынудило верховное командование французской армии принимать быстрое решение. В результате был выбран проект автором которого был генерал армии Аугуст Луи Адриан, который таким образом увековечил свое имя не только в военной истории Франции, но и в военной истории десятков других стран, принявших для экипировки солдат своих армий шлем этой модели. Так родилась самая знаменитая военная каска ХХ века, получившая официальное название “Каска Адриана модель 1915”.
Каска Адриана была изготовлена из четырех частей, включающих в себя полусферический свод шлема, состоящий из двух частей козырек, расположенный как спереди, так и сзади, острые края козырька были окантованы, сверху размещался характерный гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие, и усиливающий защитные свойства шлема. Гребень крепился к своду шлема при помощи клепок или сварки. Каска изготавливалась из стали, толщиной 0,7 мм, процесс изготовления шлема включал в себя более 50 операций, третья часть из которых был отведена, на изготовление и установку гребня. Вес шлема составлял от 700 до 800 грамм, в зависимости от его размера, всего было три размера. Кроме того, незначительные различия были между формой гребня и способом его крепления.
Это возникало, прежде всего, из-за отсутствия единой технологии у всех фабрик, которые были заняты в производстве касок. Подшлемник изготавливался из кожи и состоял из 6-7 кожаных язычков, скрепленных в верхней части шнуром. Подшлемник крепился посредством его закрепления с одновременным закреплением четырех гофрированных алюминиевые полосок, гарантирующих вентиляцию и расположенных в передней, задней и боковых частях шлема на специальных стяжных скобах, которые в свою очередь припаивались к своду шлема с внутренней стороны, скобы также использовались для закрепления подшлемника. Подбородочный ремень темно коричневого цвета или черного цвета, шириной 0,5 см изготавливался из лошадиной кожи, что способствовало предотвращению его деформации от влажности. Длинна подбородочного ремня регулировалась квадратной стальной пряжкой.
Характерной чертой каски Адриана, распределенной во французской армии было наличие фронтальной эмблемы, причем каждому роду войск соответствовал свой особенный символ, единственно, что их объединяло это изображение литер RF – Республика Франция.
Изначально шлемы окрашивались в голубой или синий цвет. Шлемы, предназначенные для войск Северной Африки окрашивались в песочный цвет. На фронте солдаты иногда наносили на шлем некое подобие камуфляжа, а так же использовали регламентные чехлы из ткани серого цвета.
Несмотря на невысокие защитные свойства, каска Адриана оставалась самой распространенной моделью стального шлема в период Первой мировой войны. Всего во Франции было изготовлено около 20 000 000 касок Адриана. Кроме Франции каска Адриана была принята Бельгией, Италией, Грецией, Польшей, Румынией, Россией, Сербией, Чехословакией, Мексикой, Бразилией, США, Болгарией и многими другими странами.
Вложенные эскизы изображений
Каска Адриана
Ка́ска Адриа́на M1915 (также шлем Адриа́на или «адриа́нка») — французская армейская каска, разработанная генералом армии Огюстом Луи Адрианом и находившаяся на вооружении армий ряда стран, начиная с периода Первой мировой войны. Вначале использовалась только в пехоте. Позднее модифицированные версии применялись также в кавалерии и танковых войсках.
Содержание
История создания
В начале Первой мировой войны французская армия была снабжена только стандартным кепи, которые не давали никакой защиты от вражеского огня. Однако с началом траншейной войны ранения головы стали серьёзной проблемой. Поэтому в 1915 году был разработан шлем, защищавший как от осколков снарядов, так и от шрапнели. Для усиления каски предусматривался гребень с вентилируемой полостью.
В сентябре 1915 года все военнослужащие французской армии на Западном фронте были обеспечены касками. По результатам анализа ранений военнослужащих было установлено, что в условиях окопной войны наличие каски Адриана позволило снизить количество ранений в голову в четыре раза (в сравнении с военнослужащими, не имевшими металлических шлемов) [1]
Внешний вид и характеристики
Шлем состоял из четырёх частей: полусферический свод шлема, передний и задний козырьки (оба с острыми окантованными краями) и гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие и усиливающий защитные свойства шлема. Делался шлем из стального листа толщиной 0,7 мм, общим весом 700—800 грамм, варьирующимся в зависимости от размера, которых было три. Кожаный подшлемник состоял из 6—7 скреплённых вверху частей. Подбородочный ремень шириной 0,5 см был изготовлен из лошадиной кожи.
Первоначально почти все каски были голубыми или синими. Исключение составляли использовавшиеся в Африке и окрашенные в песочный цвет. На передовой солдаты иногда, в целях дополнительной маскировки, сами наносили на них подобие камуфляжной раскраски или использовали регламентные чехлы из ткани серого цвета.
Отличительной чертой каски, использовавшейся французской армией, являлось наличие фронтальной эмблемы, состоявшей из литер RF (République Française — Французская Республика) и символа, соответствовавшего конкретному роду войск.
После того как каски были приняты на вооружение армиями других стран, на них также поначалу устанавливали соответствующие эмблемы. Однако в ходе эксплуатации было обнаружено, что кокарда, помещенная спереди шлема, снижает его прочность, в результате чего в некоторых армиях эти знаки отличия убрали.
У модификации каски для экипажей бронетехники (M19) спереди отсутствовал козырёк, вместо которого имелся кожаный амортизатор. Гребень был на 40 мм короче, чтобы оставалось место для размещения эмблемы.
Использование
Так как шлем оказался довольно эффективным против шрапнели, дешёвым и простым в производстве, а также весил меньше, чем аналоги, созданные в других странах, то к концу Первой мировой он использовался почти всеми войсками французской армии, а также некоторыми из американских подразделений, воюющими во Франции, и польских сил Голубой армии Юзефа Халлера. Кроме того, он был принят на вооружение в Бельгии, Греции, Италии (включая произведённые по лицензии), Российской империи (а впоследствии и в СССР), Японии, Люксембурге, Мексике, Марокко, Перу, Польше, Югославии и т. д. (только во Франции было изготовлено почти 20 миллионов касок). Однако, по некоторым сообщениям, в связи с фактически отсутствующей защитой от пуль, эти каски были среди первых частей амуниции, бросаемых солдатами на поле битвы.
Во французской армии шлем Адриана был стандартной каской до окончания Второй мировой войны, а французской полицией использовался до 1970-х. Указом французского правительства от 18 декабря 1918 года в качестве памятной награды для ветеранов войны была утверждена «каска-сувенир» (памятная каска) — стандартная каска Адриана с латунной пластинкой на переднем козырьке, на которой было написано «Soldat de la Grande Guerre 1914—1918» («Солдат Великой Войны 1914—1918») и именем награждённого.
Во флоте из-за принятия разработанного Шарлем Бертеном противогаза AFM 34 оригинальной конструкции (c фильтрующей коробкой, крепящейся в задней части каски и соединительным шлангом, расположенным поверх неё) в 1939 году была принята каска M 39. [2]
В других странах шлемы типа Адриана использовались пожарными, железнодорожниками или морской пехотой.
Использование в Италии
В апреле 1916 года французская каска Адриана была принята на вооружение итальянской армии, однако ещё до конца 1916 года её заменила итальянская каска (изготовленная по образцу каски Адриана, но состоявшая из двух частей, а не из четырёх). В 1917 году для каски был введён матерчатый чехол [3] .
Использование в России и СССР
Впервые массово эти шлемы в русских войсках стали использоваться в апреле 1916 года. Направленные во Францию бригады русских стрелков большей частью экипировались за счёт французской стороны. В том числе они получили и каски Адриана, отличающиеся от французского оригинала только фронтальной эмблемой с гербом Российской Империи.
Весной 1916 года был поставлен вопрос об оснащении касками Адриана русской армии на Восточном фронте, но Николай II отказался утвердить это решение и только летом 1916 года [4] Россия заказала для армии 1 миллиона [5] этих касок, но до конца года было поставлено только 340 тысяч. Они получили название М1916 и отличались от французских только фронтальной эмблемой и светло-охряным цветом.
Каска Адриана послужила прототипом первой русской каски — образца 1917 года («Сольберг»).
Во время гражданской войны в России каски Адриана в ограниченных количествах использовались всеми противоборствующими сторонами.
Начиная с 1924 года, имевшимися запасами шлемов были экипированы отряды Красной армии. Эти каски были перекрашены в цвет хаки, а старая эмблема заменена большой жестяной звездой. По некоторым данным, каски Адриана находились на вооружении Красной армии до 1939 года.
Румыния
Из заказанных правительством в 1917 году 200000 касок Адриана, было поставлено лишь 90 000. Они были окрашены в штатный синей цвет, спереди имелась эмблема с вензелем короля Фердинанда I (а с 1930 года Кароля II. С принятием в 1923 году формы цвета хаки, каски Адриана были соответственно перекрашены. В 1938 году в армию стали поставляться голландские каски M 28 и M 34, а после оккупации Голландии германскими войсками и M 40. [6]
Польша
До введения в 1933 году касок wz. 31, каски Адриана (wz. 15) были основным типом защитных головных уборов. Во время сентябрьской кампании они продолжали использоваться в кавалерии, ими были оснащены члены экипажей бронетехники и нескольких пехотных подразделений. Окрашивались в цвет хаки.
Китай
Каска Адриана M 15 стала первым шлемом, принятым в китайской армии, большое их количество было закуплено в 1920-х годах, после введения во Франции новой модели. В начале 1930-х годов началось производство собственной модификации М 15/26, вобравшей в себя черты обеих моделей.
Каска Адриана
Ка́ска Адриа́на M1915 (также шлем Адриа́на или «адриа́нка») — французская армейская каска, разработанная генералом армии Огюстом Луи Адрианом и находившаяся на вооружении армий ряда стран, начиная с периода Первой мировой войны. Вначале использовалась только в пехоте. Позднее модифицированные версии применялись также в кавалерии и танковых войсках.
Содержание
История создания
В начале Первой мировой войны французская армия была снабжена только стандартным кепи, которые не давали никакой защиты от вражеского огня. Однако с началом траншейной войны ранения головы стали серьёзной проблемой. Поэтому в 1915 году был разработан шлем, защищавший как от осколков снарядов, так и от шрапнели. Для усиления каски предусматривался гребень с вентилируемой полостью.
В сентябре 1915 года все военнослужащие французской армии на Западном фронте были обеспечены касками. По результатам анализа ранений военнослужащих было установлено, что в условиях окопной войны наличие каски Адриана позволило снизить количество ранений в голову в четыре раза (в сравнении с военнослужащими, не имевшими металлических шлемов) [1]
Внешний вид и характеристики
Шлем состоял из четырёх частей: полусферический свод шлема, передний и задний козырьки (оба с острыми окантованными краями) и гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие и усиливающий защитные свойства шлема. Делался шлем из стального листа толщиной 0,7 мм, общим весом 700—800 грамм, варьирующимся в зависимости от размера, которых было три. Кожаный подшлемник состоял из 6—7 скреплённых вверху частей. Подбородочный ремень шириной 0,5 см был изготовлен из лошадиной кожи.
Первоначально почти все каски были голубыми или синими. Исключение составляли использовавшиеся в Африке и окрашенные в песочный цвет. На передовой солдаты иногда, в целях дополнительной маскировки, сами наносили на них подобие камуфляжной раскраски или использовали регламентные чехлы из ткани серого цвета.
Отличительной чертой каски, использовавшейся французской армией, являлось наличие фронтальной эмблемы, состоявшей из литер RF (République Française — Французская Республика) и символа, соответствовавшего конкретному роду войск.
После того как каски были приняты на вооружение армиями других стран, на них также поначалу устанавливали соответствующие эмблемы. Однако в ходе эксплуатации было обнаружено, что кокарда, помещенная спереди шлема, снижает его прочность, в результате чего в некоторых армиях эти знаки отличия убрали.
У модификации каски для экипажей бронетехники (M19) спереди отсутствовал козырёк, вместо которого имелся кожаный амортизатор. Гребень был на 40 мм короче, чтобы оставалось место для размещения эмблемы.
Использование
Так как шлем оказался довольно эффективным против шрапнели, дешёвым и простым в производстве, а также весил меньше, чем аналоги, созданные в других странах, то к концу Первой мировой он использовался почти всеми войсками французской армии, а также некоторыми из американских подразделений, воюющими во Франции, и польских сил Голубой армии Юзефа Халлера. Кроме того, он был принят на вооружение в Бельгии, Греции, Италии (включая произведённые по лицензии), Российской империи (а впоследствии и в СССР), Японии, Люксембурге, Мексике, Марокко, Перу, Польше, Югославии и т. д. (только во Франции было изготовлено почти 20 миллионов касок). Однако, по некоторым сообщениям, в связи с фактически отсутствующей защитой от пуль, эти каски были среди первых частей амуниции, бросаемых солдатами на поле битвы.
Во французской армии шлем Адриана был стандартной каской до окончания Второй мировой войны, а французской полицией использовался до 1970-х. Указом французского правительства от 18 декабря 1918 года в качестве памятной награды для ветеранов войны была утверждена «каска-сувенир» (памятная каска) — стандартная каска Адриана с латунной пластинкой на переднем козырьке, на которой было написано «Soldat de la Grande Guerre 1914—1918» («Солдат Великой Войны 1914—1918») и именем награждённого.
Во флоте из-за принятия разработанного Шарлем Бертеном противогаза AFM 34 оригинальной конструкции (c фильтрующей коробкой, крепящейся в задней части каски и соединительным шлангом, расположенным поверх неё) в 1939 году была принята каска M 39. [2]
В других странах шлемы типа Адриана использовались пожарными, железнодорожниками или морской пехотой.
Использование в Италии
В апреле 1916 года французская каска Адриана была принята на вооружение итальянской армии, однако ещё до конца 1916 года её заменила итальянская каска (изготовленная по образцу каски Адриана, но состоявшая из двух частей, а не из четырёх). В 1917 году для каски был введён матерчатый чехол [3] .
Новое в блогах
Привет от Адриана
Привет от Адриана
В старину люди всерьез полагали, что душа – такой же орган человека, как сердце и мозг. А потому она нуждалась в серьезной защите, ибо с потерей души человек терял и жизнь. Древние врачеватели помещали душу в разные части организма, но чаще всего – в голову.
Первые защитные уборы для головы люди делали из бересты, дерева, сплетенных прутьев, кожи и шкур животных. После того как человек научился обрабатывать металл, он стал делать из него шлемы.
Шумерские шлемы
Самые древние дошедшие до нас шлемы датированы III тысячелетием до нашей эры. Археологи обнаружили их в царских гробницах древнего шумерского государства Ур. Эти шлемы кустарно изготовленные, с низкими полусферическими куполами. Многие из них снабжены наушами, выполненными заодно с тульей. Материал изготовления медь, бронза или даже золото. Позволить себе подобный шлем мог лишь воин царского или аристократического происхождения. Обычные же воины довольствовались изделиями попроще. Например, в Древнем Египте солдаты в основном использовали круглые шапочки из кожи или льна.
Железные шлемы были куда прочнее медных или золотых, но ввиду сложности обработки этого металла стоили недешево. Первыми, кто стал обладателями таких шлемов, были офицеры в Урарту и Ассирии в VIII-VII веках до нашей эры. Эти шлемы имели сфероконическую форму и неплохо держали удар мечом или выстрел ослабевшей стрелы.
Особым изяществом и красотой отличались шлемы Древней Греции, которые наряду с туникой и колесницей стали символами эллинского периода. Впрочем, и у греков было несколько разновидностей шлемов – коринфские, беотийские, пилосы и другие. Кстати, знаменитый гребень на шлеме придумали не греки, а карийцы – народ в Малой Азии. Другой тип шлема – коринфский – часто подразумевал защиту не только головы, но и лица. А вот римляне предпочитали шлемы аттического и мотефертинского типов, а позднее перешли на шлемы типа кулус с более развитыми нащечниками и назатыльником.
В Средневековье шлемных дел мастера из Европы равнялись на изделия мастеров Востока. Хотя даже копировать их шлемы европейским ремесленникам было непросто. Потому первоначально это были каркасные шлемы, склепанные из нескольких сегментов. Позднее появились шлемы-бацинеты, закрывающие затылок, но оставляющие открытым лицо. На Руси также предпочитали каркасные шлемы, а с X века – норманнские шлемы и шлемы черниговского типа, склепанные из 4 частей и золоченые. Последние чаще всего изображают на картинах как непременный атрибут русского былинного богатыря.
Заботливый генерал
Развитие шлемного искусства продолжалось все Средневековье и Новое время. Причем не только в Европе, но и в Азии, где оно достигло особых вершин. Однако огнестрельное оружие вынесло шлемам смертельный приговор. Пули и картечь легко пробивали как медный, так и железный шлем. Потому с XVIII века европейские солдаты перестали использовать металлические головные уборы, отчасти заменив их париками. Исключение составляла тяжелая кавалерия – кирасиры, которые считали себя наследниками конных рыцарей. Ввиду большой мобильности они были трудной целью для стрелков и предпочитали рубиться с себе подобными – от палаша или сабли шлем защищал вполне неплохо.
Уйти в небытие шлему, как и рыцарским доспехам, не позволил «бог войны» – артиллерия. Еще в период наполеоновских войн артиллерийский огонь наносил наибольший урон живой силе. Но тогда французы посчитали, что шлем не спасет солдат от поражения. Зато в Первую мировую войну (1914-1918 годы) именно французы первыми ввели подобную защиту для головы в употребление. Как ни удивительно, в войну армии стран Антанты и Тройственного союза вступили, не имея касок. Кстати, само слово «каска» в русском языке произошло от латинского cassis или французского casque. И то и другое означает «шлем».
Вспомнить о защите для головы военных заставила окопная война, начавшаяся в конце 1914 года. При таком порядке ведения боевых действий тело солдата надежно укрывал окоп, а вот его фуражку, берет и пилотку периодически могли видеть вражеские стрелки. Понятно, что от прямого попадания каска или шлем не могли спасти, но масса жертв была от касательных попаданий или шрапнели. Потому первые каски, появившиеся в 1915 году, были противошрапнельными. Придумал их французский генерал Луи Огюст Адриан, лично разработавший макет изделия, поэтому оно получило название «каска Адриана», или «адрианка». В сентябре 1915 года все военнослужащие армии Франции на Западном фронте получили эту каску. Уже первый месяц войны в касках показал, что количество раненных в голову солдат уменьшилось вчетверо. По примеру французов такими же касками стали укомплектовывать солдат их союзники – Россия, Румыния, Италия. Хотя Николай II, например, противился такому новшеству. Но в итоге «каска Адриана» стала своего рода символом солдата Антанты, а в СССР она состояла на вооружении аж до 1939 года.
А вот англичане, подозрительно относившиеся ко всему французскому, хоть и оценили полезность нововведения, но решили разработать свой тип каски. Ею стал убор, похожий на железную шляпу средневековых ратников, – капеллина. Неглубокая, с широкими полями, такая каска плохо защищала голову от удара спереди, но отлично противостояла шрапнели, засыпавшей солдат в окопах сверху. Англичане подсчитали, что ввод подобных касок уменьшил потери убитыми на 12%, а ранеными – на 28%. Каску английского образца приняли на вооружение большинство армий англоязычных стран – США, Канады, Австралии.
Тест легендарного кавалериста
В Первой мировой войне Германия долгое время игнорировала применение касок. Лишь офицеры носили пикельхельм – остроконечный кожаный шлем, выполнявший декоративную функцию. Но когда немецкая разведка получила данные о снижении потерь у противника из-за касок, то немцы подошли к этому вопросу с присущей им педантичностью. В 1915 году было разработано несколько десятков вариантов касок различной формы и из различных сплавов. После испытаний – как на пуленепробиваемость, так и на комфортность – выбор был остановлен на модели М1916, или Stahlhelm, ставшей символом немецкой армии. Все последующие модели касок в Германии разрабатывались именно на основе Stahlhelm. Аналогичные носили и солдаты вермахта, и даже армии ГДР.
В СССР разработкой каски оригинальной конструкции озаботились лишь в 1934 году. Представленный командованию образец решил испытать знаменитый кавалерист, маршал Семен Буденный. Оружием для испытания выступила шашка комдива. Лихой рубака Буденный нанес по каске свой легендарный удар и заявил, что она недостаточно защищает плечи солдата от поражения сверху. Каску пришлось доработать, и в войска она стала поступать лишь в 1936 году под маркой СШ-36 («стальной шлем, 36-й год»). А хранившиеся на складах в больших количествах «каски Адриана» передали пожарникам, которые носили их до 1950-х годов.
Впрочем, СШ-36 тоже не была безупречной, и через пару лет после анализа западных образцов в части РККА поступила знаменитая каска СШ-39, ставшая позднее символом советского солдата. Даже более крепкая модель СШ-40 мало отличалась от СШ-39. К слову, на складах российской армии до сих пор лежат тысячи касок СШ-40 и более поздние – СШ-60 и СШ-68.
В начале XXI века на вооружение российской армии стала поступать арамидно-композитная каска модели 6Б7-1М, выдерживающая попадание осколков и пули из пистолета ТТ с 50 метров. Часто такую каску называют кевларовой, по аналогии с шлемом Армии США MICH ТС-2000 Combat Helmet. Однако у российской каски есть ряд особенностей – например, непотопляемость и возможность носки на меховой шапке.