826 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

БРДМ-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1987 год.

Родом из шестидесятых. Как модернизируют БРДМ-2

Более полувека назад на вооружение Советской Армии поступила бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2. Такая техника выпускалась серийно в течение длительного времени, было построено более 9 тыс. единиц; ее поставляли более чем в 60 стран мира. Однако к настоящему времени БРДМ-2 морально устарела. Исходя из соображений экономии, разные страны не торопятся заменять такую технику новой, но выполняют ее модернизацию тем или иным образом.

Проблемный образец

Серийные БРДМ-2 успели устареть как морально, так и физически. Последнюю проблему можно решать путем своевременного капитального ремонта, но вопрос несоответствия современным требованиям оказывается более сложным. В этом контексте требуется замена агрегатов, перестройка конструкции и т.д.

По сути, БРДМ-2 в исходном виде не отвечает нынешним требованиям к бронетехнике для армий. Машина имеет слабое противопульное бронирование, а штатное вооружение состоит только из пулеметов, что ограничивает круг решаемых задач. Силовая установка и трансмиссия построены на устаревших компонентах и затрудняют эксплуатацию. Также существуют претензии к эргономике обитаемого отсека.

В последние десятилетия в России и за рубежом неоднократно предлагались проекты модернизации БРДМ-2 с улучшением разных качеств и повышением характеристик. В этих проектах предусматривалась переработка всех основных элементов машины, от моторного отсека и ходовой части до корпуса и вооружения. Рассмотрим основные способы улучшения техники.

Доработка корпуса

Претензии к исходному корпусу БРДМ-2 связаны с недостаточной защитой и удобством экипажа. Проблема защищенности решается как при помощи дополнительного бронирования, так и за счет полной перестройки корпуса. Разные разработчики проектов использовали оба этих подхода.

Не так давно стало известно о новом российском проекте модернизации, который, среди прочего, предусматривает использование накладных панелей дополнительного бронирования. С помощью новых деталей прикрывается лобовая проекция, а также часть бортовых элементов корпуса. После такого обновления БРДМ-2 может выдержать не только малокалиберные автоматные пули и осколки.

Однако возможна и переделка корпуса. Так, белорусский проект «Кайман» предусматривает кардинальную переработку всего корпуса, после чего тот приобретает новые формы. Результатом этого стало увеличение площади лобового остекления и появление полноценной противоминной защиты днища. Похожий подход используется в украинском проекте БРДМ-НИК. В этом случае угловатый лоб корпуса закрыли сплошной наклонной деталью, а также использовали накладное бронирование. Азербайджанский проект ZDKM предусматривает как перестройку лба, так и обновление днища.

В БРДМ-2 изначально можно было попасть только через верхние люки. Множество проектов модернизации предусматривает установку дополнительных бортовых дверей. Для монтажа боковых люков приходится убирать дополнительные бортовые колеса с подъемным механизмом. Проект БРДМ-2М(А) от Арзамасского машиностроительного завода предлагал установку люков от БТР-70. Уже упомянутый «Кайман» получил полноразмерные двери с небольшим остеклением. В прочих проектах модернизации используются двери и люки разных размеров и форм.

За счет переработки корпуса и удаления «лишних» агрегатов удается увеличить доступный объем, вследствие чего БРДМ-2 становится бронетранспортером. Так, «Кайман» вмещает шесть человек, а в украинском «Гекконе» удалось разместить девятерых, включая экипаж. Впрочем, в большинстве проектов модернизации предполагается сохранение исходной роли разведывательно-дозорной машины с минимально необходимым экипажем.

Двигатель и подвижность

Штатный двигатель ГАЗ-41 (140 л.с.) и механическая трансмиссия соответствовали изначальным требованиям, но к настоящему времени устарели. В связи с этим едва ли не все современные проекты модернизации БРДМ-2 предусматривают замену двигателя и перестройку трансмиссии.

Арзамасский проект предлагал использование дизеля Д-245.9 мощностью 135 л.с. В украинском проекте БРДМ-2ЛД использовался двигатель СМД-21-08 сопоставимой мощности, а на БРДМ-НИК установили 150-сильный FPT IVECO Tector. «Кайман» комплектуется дизельным двигателем Д-245 минского производства. Трансмиссии в разных проектах дорабатываются либо заменяются системами схожей архитектуры.

Все модернизации БРДМ-2, предусматривающие замену двигателя, имеют общую черту. В них используется силовая установка, соответствующая основным требованиям и доступная разработчику проекта. Подобную модернизацию в известной мере облегчает значительный объем моторного отсека. Кроме того, в ряде случаев упрощается трансмиссия – при отказе от дополнительных бортовых колес.

БРДМ-2 сразу получила ходовую часть с продольными полуэллиптическими рессорами, дополненными гидравлическими амортизаторами. Под бортами корпуса имелось две пары дополнительных опускаемых колес для преодоления препятствий. В корме монтировался водометный движитель.

Для установки бортовых люков требуется демонтаж дополнительных колес, что предусматривает целый ряд проектов модернизации. Также в нескольких проектах предлагается изменение подвески. Так, «Кайман» получает агрегаты от БТР-60, а БРДМ-2М(А) комплектуется узлами от БТР-80. При этом обе машины получают торсионы и гидравлические амортизаторы, дающие определенные преимущества.

В большинстве случаев модернизированная БРДМ-2 сохраняет водомет, однако имеют место и иные примеры. Так, азербайджанский проект ZKDM был разработан с учетом требований своей армии, вследствие чего машина лишилась водомета. Освободившийся объем использовали для оптимизации компоновки моторного отсека и для установки кондиционера. Несколько проектов предлагали замену штатного водомета схожими устройствами иной конструкции.

Огневая мощь

Штатная башенная пулеметная установка с изделиями КПВТ и ПКТ обеспечивает высокую огневую мощь. Однако нередко предлагаются варианты модернизации комплекса вооружения, в том числе с переходом на модульный принцип оснащения.

Пожалуй, самый интересный вариант вооружения используется на машине ZKDM. Азербайджанские инженеры выбрали 23-мм пушку ГШ-23, 30-мм автоматический гранатомет, 7,62-мм пулемет, а также пусковую установку неуправляемых ракет. Все оружие смонтировано на измененном куполе БПУ.

В некоторых проектах предусматривается сохранение башни с монтажом пусковой установки для противотанковых ракет. В зависимости от доступных средств и ресурсов, разработчики применяют крупнокалиберные пулеметы новых типов. Так, ряд украинских проектов предусматривает замену 14,5-мм КПВТ менее мощным НСВ.

Существует теоретическая возможность организации посадочного места для боевых модулей готовых моделей, но ее используют лишь в отдельных проектах. При этом разработчики нередко указывают на возможность замены комплекса вооружений по желанию заказчика.

БРДМ-2 использовалась в качестве базы для техники различного назначения с тем или иным оснащением. Ее модернизированные варианты могут сохранять такие возможности. Такая техника может быть носителем ПТРК, средств связи, специального оборудования и т.д. Впрочем, на выставках чаще фигурируют опытные образцы с вооружением для решения огневых задач, а количество прототипов со специальным оснащением невелико.

Будущее платформы

Сейчас на вооружении полусотни стран имеется несколько тысяч БРДМ-2 и машин на их базе. Вся эта техника продолжает службу, однако может не в полной мере устраивать эксплуатанта. В связи с этим едва ли не все армии нуждаются в том или ином обновлении морально устаревших машин, позволяющем сохранять их на службе и в будущем.

В связи с этим образуется определенный рынок для разработчиков проектов модернизации устаревшей техники. Именно этим обуславливается появление значительного количества таких проектов в последние годы. Впрочем, лишь отдельные разработки такого рода дают желаемые результаты. В серию запущены только несколько проектов, тогда как другие не продвинулись дальше демонстрации прототипов на выставках.

Правильная модернизация БРДМ-2 позволяет не только продлить срок службы, но и сократить отставание машины от современных требований. После капитального ремонта и перестройки в строй должна возвращаться бронемашина, способная решать задачи в современных условиях с меньшими рисками. При всех своих преимуществах, современные проекты модернизации БРДМ-2 имеют недостатки, связанные с ограничениями базовой платформы. Конструкторам приходится выбирать между высокими характеристиками и простотой обновления техники, а также учитывать потребности и возможности потенциальных клиентов.

Впрочем, БРДМ-2 уже показала себя в качестве удачной платформы для размещения различного вооружения и оснащения. Кроме того, эта машина оказывается хорошей базой для проведения различных модернизаций, в том числе глубоких. Есть все основания считать, что в будущем нас ожидает появление новых вариантов модернизации БРДМ-2. Они будут разрабатываться до тех пор, пока такая техника остается в эксплуатации.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать еще:  Наставление по стрелковому делу для ружей ПТРД и ПТРС (НСД-42)

БРДМ-2: история, устройство и ТТХ

Разведка и наблюдение за противником – важнейшая составляющая военного искусства, позволяющая адекватно оценить силы неприятеля и планировать действия собственных войск. Особенно важна тактическая разведка, поскольку нельзя вести современный бой, не зная возможностей врага, его сильных и слабых сторон. Командиру необходимо знать, где находится артиллерия и бронетехника неприятеля, какова их численность, нужно определить расположение его зенитных и противотанковых средств.

Сегодня на вооружении подразделений российской армии стоит разведывательная машина БРДМ-2. Она имеет бензиновый двигатель и сравнительно невысокую защищенность, вооружена 14,5-мм пулеметом КПВТ. Ее главным достоинством является высокая проходимость. Серийный выпуск БРДМ-2 начался в 1963 году.

Машина принимала участие во множестве конфликтов, пережила немало модернизаций. Конструкция БРДМ-2 оказалась настолько удачной, что она и сегодня состоит на вооружении десятков армий мира, ее лицензионное производство продолжается в Польше. В войсках эту боевую машину ласково называют «Бардак». Тем не менее, в России серийное производство БРДМ-2 было закончено в 1989 году.

История создания

Уже во время Второй мировой войны разведчики широко использовали мотоциклы, грузовые машины и даже бронеавтомобили. После войны в СССР начались работы над созданием специализированной бронемашины для разведчиков. Она должна была отличаться повышенной проходимостью и уметь плавать, преодолевать болота, овраги, реки и озера.

Так появилась БРДМ-1, ушедшая с 1957 года в серию. Однако эксплуатация выявила ее серьезные недостатки: проходимость и способность преодолевать водные преграды не устраивала военных. Основной причиной проблем был бензиновый двигатель, разработанный еще до войны. Вооружение БРДМ-1 также оставляло желать лучшего: один 7,62-мм пулемет СГМБ. Стрельбу из него нужно было вести высунувшись по пояс из люка, что делало пулеметчика уязвимым.

Нужна была новая разведывательная машина, и уже в 1959 году было выдано техническое задание на производство БРДМ-2.

Ее разработкой занимались в КБ Горьковского автомобильного завода. Военные поставили перед конструкторами несколько задач:

  • увеличить огневую мощь БРДМ-2;
  • повысить ее проходимость;
  • улучшить защищенность ;
  • установить систему противоатомной защиты.

В этот период на автозаводе начали серийное производство нового автомобиля ГАЗ-66, поэтому на БРДМ использовали многие узлы от этой модели. Разработкой БРДМ-2 занималась практически та же команда конструкторов, что создавала первую разведывательную машину. Поэтому в новом изделии были воплощены все достоинства БРДМ-1, при этом в значительной мере удалось избавиться от ее недостатков.

В 1960 году начались испытания. Машина имела множество недоработок, но тем не менее в 1962 году ее приняли на вооружение. Первоначально пулемет КПВТ был установлен на открытой турели, башни не было. Только к 1963 году на БРДМ-2 была оснащена башней со спаренными пулеметами КПВТ и ПКТ.

Доводка машины происходила уже во время серийного производства. Впервые широкой публике БРДМ-2 был показан в 1966 году на военном параде в Москве.

Первоначально серийное производство БРДМ-2 было организовано на Горьковском автозаводе, в 1965 году производственные линии перенесли на Арзамасский машиностроительный завод.

В первую очередь БРДМ-2 поступали на вооружение разведывательных подразделений Советской армии, а также войск связи и химической защиты. По штату на одну танковую или мотострелковую дивизию приходилось 28 БРДМ-2.

Устройство машины

Компоновка БРДМ-2 – классическая, в передней части находится отделение управления, в средней – боевое отделение, а в кормовой части машины – моторный отсек. Экипаж состоит из четырех человек: места командира и механика-водителя расположены в отделении управления, а стрелок и наблюдатель находятся в боевом отделении. Корпус состоит из броневых катанных листов, соединенных сваркой. Он герметичен, что позволяет машине преодолевать водные препятствия.

В центральной части корпуса установлена башня конической формы, вооруженная спаренными пулеметами 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Под башней предусмотрено подвесное сидение для стрелка-пулеметчика. Огонь можно вести на 180° в горизонтальной плоскости, вертикальный угол обстрела составляет от -5° до +30°. Для стрельбы имеется перископический прицел ПП-61А и привод наведения. Из КПВТ можно вести огонь на дистанциях до 2 тыс. метров, а из ПКТ – до 1,5 тыс. КПВТ подходит для уничтожения легкобронированной техники противника, ПКТ используется для поражения живой силы неприятеля, его боекомплект – 2 тыс. патронов.

В задней части корпуса БРДМ-2 находится силовое отделение. От боевого отсека оно отделено броневой перегородкой. В нем размещаются: двигатель ГАЗ-41, коробка передач, фильтровентиляционная установка, генератор, аккумуляторная батарея, радиаторы, устройство для запуска двигателя в ручном режиме. Небольшой расход топлива позволяет машине преодолевать 750 км на одной заправке.

Для наблюдения окружающей обстановки командир располагает панорамой ТПКУ-2Б, на которую можно устанавливать прибор ночного видения. В распоряжении командира и механика-водителя есть несколько неподвижных перископических наблюдательных приборов.

БРДМ-2 оснащен бензиновым V-образным двигателем с восемью цилиндрами, его мощность составляет 140 л. с. Такие же двигатели ставили на правительственные автомобили «Чайка». Емкость баков с топливом — 280 литров. Трансмиссия – механическая, есть одна задняя и четыре передних скорости.

У разведывательной машины колесная ходовая часть, она аналогична БРДМ-1. Все колеса имеет систему регулировки давления, изменять которое можно и при остановке, и во время движения. Подвеска машины рессорная, на каждом мосту расположены по два гидравлических амортизатора.

Особенностью БРДМ-2 являются четыре дополнительных колеса, которые могут быть задействованы для преодоления окопов и траншей. Все колеса разведывательной машины (и главные, и дополнительные) являются ведущими.

В кормовой части БРДМ-2 находится водометный движитель, позволяющий машине развивать скорость до 10 км/ч на плаву. На его выпускном патрубке установлен руль для маневрирования воде. Обратное вращение гребных винтов обеспечивает БРДМ-2 задний ход. Водоотражательный щит повышает безопасность движения по воде.

На передней части машины установлена лебедка, тяговое усилие на тросе составляет 4 тыс. кгс.

Модификации БРДМ-2

БРДМ-2 до сих пор находится на вооружении многих армий мира, хотя серийное производство машины было остановлено в 1989 году. Поэтому неудивительно, что модернизация БРДМ-2 проводилась неоднократно. К настоящему времени оборудование и агрегаты, установленные на машины 30-40 лет назад, устарели и морально, и физически.

Опыт показывает, что при доработке БРДМ-2 способен эффективно выполнять и разведывательные функции, и быть платформой для установки различного вооружения. Используют БРДМ-2 и в мирных целях, из этой машины получается отличный гражданский автомобиль для преодоления бездорожья.

В 90-е годы в России появилось сразу несколько модификация БРДМ-2:

БРДМ-2М. Эту модификацию разработали на Арзамасском машиностроительном заводе. Из конструкции убрали дополнительные колеса, вместо бензинового двигателя установили дизельный турбодизель Д-245.9, была также заменена башня. Именно этот вариант позже приняли на вооружение российской армии.

Компания «Муромтепловоз» предлагала своим заказчикам БРДМ-2 с различными видами башен с большим углом возвышения и разнообразным дополнительным вооружением (например, автоматический гранатомет или пушка). На машинах устанавливались более мощные двигатели и современные системы навигации и связи. Демонтаж дополнительных колес позволил увеличить количество членов экипажа до шести человек.

Множество модификаций машины было изготовлено в Украине. После распада СССР в этой стране осталось значительное количество БРДМ-2:

БРДМ-2ЛД. Вариант модернизации машины с демонтажом дополнительных колес и новым дизельным двигателем СМД-21-08. Модель выпускалась на Николаевском ремонтно-механическом заводе.

БРДМ-2ДИ «Хазар». Еще одна модификация, разработанная николаевцами. Дополнительные колеса заменены боковыми дверями, установлен новый дизельный двигатель IVECO и современные системы вооружения.

БРДМ-2И. Модификация машины, разработанная винницким 45-м экспериментальным заводом. В ней бензиновый двигатель заменен на дизель ISUZU.

БРДМ-2МБ1. Это белорусская модификация машины. Сняты дополнительные колеса и водометы, и вместо них сделаны десантные люки. На машину установлен мощный дизель, современные системы связи и наблюдения, а также боевой модуль «Адунок».

МБТС «Кайман». Еще одна модернизация БРДМ-2, проведенная в Беларуси. В передней части машины установлены бронестекла, дополнительные колеса демонтированы. Днище машины получило V-образную форму, бензиновый двигатель был заменен на современный дизель.

Читать еще:  Наставление по стрелковому делу из пистолета Макарова. Москва 1957 год.

BRDM-2M-96ik Szakal. Модификация, созданная в 2003 году в Польше. На машину установлен мощный дизельный двигатель, новая радиостанция, кондиционер, противокумулятивные экраны. КПВТ заменили пулеметом WKM-B.

Это далеко не полный список модификаций БРДМ-2, созданных в различные годы в разных странах. Основными направлениями модернизации являлись: замена двигателя на более мощный, демонтаж дополнительных колес, усложнявших конструкцию и утяжелявших машину, установка современных систем связи и наблюдения. Нередко при модернизации заменяли основное вооружение машины.

За годы эксплуатации на базе БРДМ-2 был создан не менеее двух десятков разновидностей спецмашин. БРДМ-2 оказался прекрасной базой для установки различных противотанковых комплексов, на нее устанавливались практически все ПТРК, созданные в СССР.

Боевое применение

БРДМ-2 многие годы использовалась советской армией, эту машину поставляли всем странам-участницам Варшавского договора и активно экспортировали за его пределы. Так что послужной список у БРДМ-2 весьма солидный.

Машина принимала участие во вторжении войск стран ВД в Чехословакию.

БРДМ-2 стала героем одного из крупнейших сражений войны Судного дня. 6 октября 1973 года армия Египта форсировала Суэцкий канал и была встречена израильской бронетанковой дивизией. С помощью ПТРК «Малютка», установленных на БРДМ-2, были уничтожены более 150 танков М48 и М60. Не менее успешно применялись БРДМ-2 с ПТРК против израильских танков и в Сирии.

Очень широко БРДМ-2 применялись в Африке. Благодаря своей простоте, надежности и дешевизне эти машины очень полюбились военнослужащим африканских государств. Особенно много БРДМ-2 было в Анголе, правда, кубинские бойцы, использовавшие их, отмечали, что советская машина уступает по защите и боевой мощи южноафриканским бронеавтомобилям.

Применялась БРДМ-2 и в ходе всех иракских конфликтов. Машина активно использовалась советскими войсками в Афганистане и зарекомендовала себя довольно неплохо.

Российские федеральные войска активно использовали БРДМ-2 в ходе первой и второй чеченской кампании. Применялась она и сепаратистами. Машина показала себя плохо приспособленной к боевым действиям в городских условиях. Недостаточным оказались уровень ее защищенности и огневая мощь.

Россия использовала БРДМ-2 во время войны с Грузией в 2008 году. Сейчас машина применяется обеими сторонами конфликта на востоке Украины.

БРДМ-2 – старожил в армии

Разведка и наблюдение за врагом являются значительной составляющей победы. Это позволяет оперативно оценивать силы противника и планировать свои действия.Особенно важны тактические разведывательные действия, позволяющие выявлять скрытые укрепления, дозоры и засады противника. Перед началом наступления командованию требуется знать месторасположение техники и живой силы врага, а также степень боеготовности противника.

Для этих целей и была создана легкая колесная бронемашина БРДМ-2, позволяющая вести оперативную разведку в условиях бездорожья и способная вести бой с пехотой противника. Хотя конструкции машины уже более 50 лет, она до сих пор состоит на вооружение армий ряда стран и применяется в локальных вооруженных конфликтах.

История создания

Броневики БРДМ (аббревиатура расшифровывается как Боевая Разведывательная и Дозорная Машина) являются плодом творчества конструкторов Горьковского автомобильного завода. Из-за этого машины имеют двойное обозначение, так сказать, заводское и армейское. Заводское, как и положено, начинается с букв ГАЗ (Горьковский автозавод), далее следует номер разработки.

БРДМ-2 не первый броневик на ГАЗе. В разработке машины нового поколения принимали участие авторы проекта предыдущей версии БРДМ-1. Опыт работы помог при создании преемника, который избавился от ряда слабых сторон предшественника, и в конце весны 1962 года машина под обозначением БРДМ-2 была официально одобрена для поставок в строевые части Советской армии.

Заказчик отмечал в акте приемки ряд недостатков машины, таких как плохая устойчивость на склонах (обусловленная узкой колеей), отсутствие башни (позднее исправили), стесненные условия для экипажа.

Однако это были только ходовые испытания. Сборка серийных машин началась в 1963 году. Машину серийно производили на двух заводах: ГАЗ (с 1963 года) и на Арзамасском машиностроительном заводе (с 1982 года).

В серийном производстве было две модификации, продержавшиеся на конвейере до 1989 года. Всего было выпущено около 9500 единиц БРДМ-2. Бронеавтомобиль до сих пор производится в других странах, правда под иными обозначениями.

Применявшийся на предшественнике 90-сильный нижнеклапанный 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-40 сменили на V-образную «восьмерку» ГАЗ-41, обладавшую мощностью 140 сил. Корпус стал полностью герметичным, что дало машине возможность преодолевать без специальной подготовки водные преграды. Также появился усилитель рулевого управления гидравлического типа и вакуумный усилитель привода тормозов.

Броневой корпус и башня

В передней части машины размещены механик-водитель и командир, а также следующее оборудование и оснащение:

  • органы управления;
  • два раздельных сидения;
  • контрольные приборы;
  • рация;
  • перископы для наблюдения.

Броневая защита состоит из катаных стальных листов толщиной от 5 до 10 мм. Броня обеспечивает защиту на некотором расстоянии от винтовочных и автоматных пуль, а также осколков гранат и снарядов. Защита экипажа относительная: крупнокалиберный пулемет пробивает лобовую броню с дистанции 500 метров, а борта – с 1200 метров.

Башня имеет форму усеченного конуса, который вращается, по сути, на радиально-упорном подшипнике диаметром 1424 мм. Хотя конструкторы называет его шариковым погоном. Башня сварена из листов броневой стали с прорезью для установки спарки: КПВТ и ПКТ.

Боевое отделение

Боевая часть расположена в середине машины. В ней расположились два члена экипажа. На крыше установлен погон для размещения орудия с башней.

Внутри неё находится подвесное сиденье, на котором размещается стрелок, выполняющий функции как заряжающего, так и наводчика.

На полу под откидным капотом (крышкой) находится раздаточный редуктор и ниша для хранения инструментов и запасных узлов.

Силовое отделение

В кормовой части корпуса расположен силовой отсек, отделенный от боевой части стальной переборкой толщиной 5 мм. В нём находится двигатель, коробка передач, аккумулятор, радиатор системы охлаждения, а также различное вспомогательное оборудование.

На БРДМ-2 был установлен двигатель с объёмом цилиндров 5,5 литра. Мотор является дефорсированной модификацией силового агрегата ГАЗ-13, который использовался на легендарной «Чайке». Двигатель обладает сниженной степенью сжатия, позволяющей использовать сорта бензина А76 или А-80.

Возможно использование высокооктанового топлива А-92 при корректировке угла опережения зажигания. Средний расход горючего составлял около 30 литров на 100 км. Два бака общим объёмом 280 литров обеспечивали усредненный запас хода 750 км. На ровном покрытии машина способна разогнаться до 100 км/час.

Вооружение

На первых БРДМ-2 не предусматривалось установка башни. Вместо неё были люки для пулемёта КПВТ (крупнокалиберный пулемёт конструкции Владимирова), который имел калибр 14,5 мм и массу 52 кг. Прицельная дальность ведения огня составляла 2000 м. Также с него можно вести стрельбу по воздушным целям.

Позднее специально для машин БРДМ-2 была сконструирована башня БПУ-1. В ней располагалась спаренная установка уже упомянутого ранее пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ.

Башня могла поворачиваться на 360 градусов по горизонту.

Углы вертикальной наводки составляли от -5 до 30 градусов. Пулемёт КПВТ мог пробить защиту любой бронемашины условного противника того времени, а также полевые защитные сооружения, находящиеся на расстоянии 2 километров и ближе.

Средства наблюдения и связь

Командир машины наблюдает за полем боя через перископическую бинокулярную танковую панораму ТПКУ-2Б, которая имеет 5 кратное увеличение при поле зрения в 7,5 градусов. Это помогает вести наблюдение до 2,5…3 километров, причем на все 360 градусов.

В ночное время суток была возможна установка прибора ночного видения ТКН-1С. Но дальность обзора у него только до 300 метров. Также командир имел ещё 4 неподвижных перископических прибора: один ТНПО-115 и три ТПН-Б. Приборы имеют однократное увеличение, но в качестве компенсации оснащены автоматическим обогревом, который предотвращает покрытие инеем и конденсатом стекла при низких температурах.

Механик водитель располагает 6 приборами, через них он вёл обзор передней и правой бортовой части. Также в темное время суток один из приборов для лобового обзора мог быть заменён на прибор ТВНО-2Б, который даёт обзор на 30 градусов и на дальность 50 метров.

Читать еще:  Наставление по стрелковому делу. Ротный пулемет 7,62 образца 1946 года. РП-46. 1960 год

В боевом отделении у стрелка помимо прицела для пулемёта имеется перископный прибор ТНПТ-1, ставящийся на крышу башни и позволяющий вести наблюдение за кормовой частью машины в секторе 52 градуса. У наблюдателя в расположении есть по три перископических прибора в каждой из сторон бортовой части корпуса.

Трансмиссия

Во время разработки БРДМ-2 на заводе ГАЗ уже был налажен серийный выпуск армейского внедорожника ГАЗ-66 «Шишига». Для обеспечения унификации большая часть узлов позаимствована именно у него.

Коробка передач механическая 4-х ступенчатая, оснащена задней скоростью. На коробке предусмотрено место для размещения редуктора отбора мощности, используемого для привода лебедки. Лебедка находится в передней части бронемашины.

Все колёса бронетранспортёра имеют полный привод через 2-ступенчатый раздаточный редуктор. Мосты оборудованы самоблокирующимся дифференциалами. Также была возможность выключить передний мост для меньшего расхода топлива.

Колёса имеют функцию автоматической подкачки, это безусловный плюс на поле боя. Также имеется возможность регулировки давления в каждом из колёс. С помощи этой функции можно повышать проходимость машины на сложных участках дорог.

Ходовая часть

Угол развала колес составляет около 0°45′. Для установки подходят шины 12,00—18 ” с центральным регулированием давления, аналогичные шинам автомобилей ГАЗ-63, ГАЗ-66 и ЗИЛ-157. В подвеске дополнительно к листовым рессорам установлены амортизаторы телескопической схемы.

Также в центре корпуса машины установлено 4 вспомогательных авиационных колеса размером 750х250 мм. Они помогают не сесть машине на «брюхо» при преодолении рвов и окопов шириной до 1,2 метра, тем самым увеличивая показатели проходимости. Резина колёс очень толстая и при попадании осколка вряд ли будет пробита. Привод на дополнительные колеса отсутствует.

Плавание

Большим преимуществом БРДМ-2 стала возможность преодоления водных препятствий. Бронемашина оснащена герметичным корпусом. Перед началом движения по воде необходимо сдвинуть заслонку водомёта и опустить волноотражатель. По воде машина развивает скорость до 10 км/час. При выходе из строя водомёта машина сможет добраться до берега за счет вращения ведущих колес.

Для этого необходимо включить двигатель на 3 передаче. БРДМ-2 умеет двигаться по воде в обратное направление, так как винт может вращаться в противоположную сторону. Управление машиной происходит при помощи как колёс так и руля направления на водомёте.

Боевое применение

БРДМ-2 поступали на вооружение армии и ВМФ СССР. На настоящее время в частях и на базах хранения Российской армии находится не менее 2000 единиц этой техники.

Благодаря широким поставкам машина находится на вооружении:

  • Ливии (поставлено около 250 единиц);
  • Сирии (поставки составили 600 шт.);
  • Алжира (110 машин);
  • Анголы, Афганистана, Бенина (по 12 бронемашин);
  • Болгарии, Боснии и Герцеговины, Венгрии (по 4 единицы).

В составе Советской армии БРДМ-2 впервые приняли военное участие в операции «Дунай» – вводе войск в Чехословакию в 1968 г. Операция прошла без значительных потерь со стороны СССР, так как 200-тысячная армия Чехословакии не решилась дать отпор.

Через 10 лет БРДМ-2 снова пришлось принять участие в реальных боевых действиях, но уже в Афганистане. В тяжёлых климатических условиях и условиях высокогорья бензиновый мотор терял мощность, перегревался и часто глох. Недостаточной была и защита от крупнокалиберных пулеметов и тем более снарядов.

Малый угол вертикальной наводки не давал возможность ведения огня по горным склонам, где обычно устраивали засаду моджахеды. На практике броня показала свою незащищённость от РПГ, которые прошивали технику насквозь.

Противник сначала обездвиживал машину, а потом добивал из стрелкового вооружения.

Также машина применялась во время первой и второй чеченских войн, причём обеими сторонами. По итогам было потеряно три БРДМ-2 со стороны РФ.
У иностранных операторов она впервые приняла участие в «войне Судного дня», начавшиеся 6 октября 1973 года.

В первый же день египетским спецподразделениям с помощью БРДМ-2, на которую установили ПТУР «Малютка», удалось добиться определенных успехов при прорыве израильской обороны.

Также они отметились в джунглях Вьетнама, где пригодилась проходимость. Довольно широко применялись БРДМ-2 в Анголе. Там они стали популярны из-за своей дешевизны и надёжности.

Модификации

В основном модификации БРДМ-2 состоят на вооружение Белорусской, Украинской и Польской армиях.

БРДМ-2РХБ

БРДМ-2РХБ — советская разведывательная химическая машина. Создана на базе БРДМ-2.

Содержание

Описание конструкции

Машина БРДМ-2РХБ предназначена для действия в составе разведывательных подразделений сухопутных войск и осуществляет химическую, радиационную, биологическую и специальную разведку местности. Благодаря наличию специального оборудования машина способна определять степень заражения грунта, воды и пищи, а также осуществлять отбор проб и проводить исследования характера биологического, химического, радиационного поражения местности и докладывать результаты по радиоканалам связи. Исследования могут осуществляться в движении, на коротких остановках и при выходе экипажа из машины [1] .

Броневой корпус и башня

Машина имеет сварной броневой корпус. Корпус полностью герметичен, защищает экипаж от пуль и осколков и разделён на два отсека: боевое и силовое отделения. Боевое отделение полностью герметично и имеет коэффициент ослабления гамма-излучения, равный 4 [2] .

Вооружение

В качестве основного вооружения в БРДМ-2РХБ используется танковый 7,62-мм пулемёт ПКТ. Возимый боекомплект составляет 2000 патронов [3] .

Средства наблюдения и связи

Внутренняя связь между членами экипажа осуществляется через танковое переговорное устройство Р-124. Внешняя связь производится по УКВ радиостанции Р-123М [4] .

Специальное оборудование

Средства радиационной разведки

Для ведения измерения уровня гамма- и бета-излучений в БРДМ-2РХБ установлен прибор ДП-5В (ИМД-7). Прибор может работать при выходе экипажа из машины с помощью автономного источника питания, также имеется возможность использования вместо прибора ИМД-21Б в случае отказа последнего. ИМД-21Б предназначен для определения мощности дозы облучения и способен выдавать сигнал в случае превышения максимально допустимой нормы. Доза облучения измеряется с помощью блока БИО-5, которых располагается в нише правого колеса на специальном кронштейне [5] .

Средства химической разведки

Для отбора проб воздуха в машине установлен прибор ГСА-12. Забор происходит через газовую коммуникацию с помощью закачивающего насоса. Комплекты индикаторной системы прибора размещаются на кронштейне под столиком химика-разведчика с правого борта машины и под коробками с патронами на левом борту машины [6] .

В условиях применения вражескими войсками химического оружия БРДМ-2РХБ может использовать войсковой прибор химической разведки ВПХР 6, который расположен в боевом отделении машины по правому борту. Прибор способен определять в воздухе уровень концентрации таких отравляющих веществ, как хлорциан, зарин, синильная кислота, зоман, дифосген, иприт и фосген [7] .

Средства биологической разведки

Машина БРДМ-2РХБ способна непрерывно контролировать атмосферный воздух с целью обнаружения в нём примесей специальных аэрозолей. Для этого в неё установлен автоматический сигнализатор АСП. В случае обнаружения опасности в боевом отделении загорается индикатор с надписью «Опасно», а также включается звуковая тревога. Индикатор закреплён на приварных кронштейнах над правым передним колесом машины [8] .

Средства защиты экипажа

Для работы в условиях применения противником оружия массового поражения в БРДМ-2РХБ имеются следующие средства [9] :

  1. Л-1 — комплект лёгких защитных костюмов для всех членов экипажа;
  2. ОЗК — комплект общевойсковых защитных костюмов для всех членов экипажа;
  3. ФВУ — фильтро-вентиляционная установка;
  4. ДНМП-100 — напорометр для измерения разности давлений внутри и снаружи машины;

Прочее оборудование

Кроме указанного выше оборудования в БРДМ-2РХБ дополнительно имеется следующее оборудование [10] :

  1. ДК-4КБ — оборудование для дегазации, дезинфекции и дезактивации машины;
  2. ТНА-3 — аппаратура топопривязки для определения местоположения машины;
  3. Установка для запуска сигналов химической тревоги СХТ-40;
  4. Комплект знаков ограждения КЗО-2;
  5. РДГ-2 — ручнаядымовая граната;
  6. КПО-1 — комплект для отбора проб почвы, воды, продуктов и растений;
  7. МК-3М — метеокомплект для метеорологических наблюдений.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: