Дзюдо броски: техника бросков и захватов, бросок через спину, тай отоши, передняя подножка, через плечо
Главное — сбить соперника с ног! Разновидности бросков в дзюдо и их названия
Дзюдо — боевое искусство, созданное в конце XIX века в Японии. Дзюдо включает в себя множество бросков, которые исполняются через спину или плечо, через бедро, а также подхваты и подсечки.
В приёмах задействуют руки, ноги и весь корпус.
Все броски в дзюдо: названия приемов
Все броски в дзюдо разделяются на два вида:
- Тати Вадза: броски, исполняемые в стойке.
- Сутэма Вадза: приёмы, выполняемые с падением на противника.
Тати Вадза
Тэ Вадза (броски с доминирующим применением рук):
- Иппон Сэойнагэ — исполняется спиной с прихватом руки противника на своём плече. Производится бросок по большей части усилием рук.
Фото 1. Техника выполнения броска Иппон Сэойнагэ. Противник захватывается за плечо, затем перебрасывается через спину.
- Кибису Гаэси — спортсмен хватает пятку противника одной рукой и выкручивает её на себя, а второй дзюдоист держит соперника за кимоно и помогает его опрокинуть.
- Сэйонагэ — проводится через плечо со взваливанием оппонента на спину.
- Ката Гурума — он же «мельница» — для проведения этого броска необходимо одной рукой захватить руку бойца, другой схватить ногу так, что его корпус лёг вам на плечи, а далее встать на колени и совершить «колесо» телом бойца.
- Оби Отоси — производится через ногу с захватом за пояс оппонента.
- Моротэ Гари — производится проход в ноги, затем противник поднимается на плечо и делается бросок.
- Сэой Отоси — бойца нужно поместить себе на спину и заблокировать ему ноги, передняя подножка с перехватом руки с колен на плечо.
- Суми Отоси — оппонента выводят из равновесия толчком назад.
- Сукуи Нагэ — противник валится на спину через переднюю ногу спортсмена, бросок производится по большей части руками.
- Ути Мата Сукаси — контрприём, проводящийся скручиванием, от внутреннего захвата.
- Тай Отоси — через заднюю ногу противник перебрасывается руками.
- Яма Араси — подхват обеих ног спортсмена спереди с одновременных взятием рукава и отворота.
- Уки Отоси — производится скручиванием усилиями рук по касательной траектории.
- Коути Гаэси — контрприём руками от внутренней подсечки.
- Кутики Таоси — захват накрест лежащего подколенного сгиба соперника снаружи.
Коси Вадза (в приёмах задействуются бёдра и поясница):
- Ханэ Госи — подбрасывание корпуса оппонента бедром через поясницу с подсечкой ноги.
- Даки Агэ — один спортсмен поднимает другого из партера за туловище и бросает вниз. Этот бросок не разрешён к применению на соревнованиях и турнирах.
- Коси Гурума — оппонента необходимо схватить за шеи и совершить «колесо через поясницу».
- Харай Госи — проход в ноги с последующим сметающим движением ногой.
- Содэ Цурикоми Госи — осуществляется через бедро, захватив накрест лежащий рукав бойца.
- О-Госи — выполняется с подбивом через поясницу и бедро с амплитудой.
- Цурикоми Госи — исполняется после захвата отворота кимоно противника через бедро.
- Цури Госи — бросок, происходящий через бедро, посредством захвата за пояс.
- Усиро Госи — контрприём с подсадкой бедром.
- Уки Госи — производится через поясницу по касательной подъёмом бедра.
- Уцури Госи — бросок с переворотом и подсадкой.
Аси Вадза (приёмы, в которых все усилия прилагаются преимущественно ногами):
- Аси Гурума — обе ноги противника захватываются, при условии, что одна из них не касается земли.
- Дэаси Харай — подсечка под переднюю ногу сметающим движением сбоку.
- Харай Цурикоми Аси — сметающая подсечка стопой с расшатыванием оппонента рывком вверх.
- Ути Мата — подбитие внутренней поверхности бедра спортсмена своей ногой с последующим падением.
- Косото Гакэ — зацеп противоположной ногой ноги другого дзюдоиста.
- Цубамэ Гаэси — контрприём, применяющийся от боковой подсечки.
- Хидза Гурума — подсечка, производимая точно в колено.
- Косото Гари — подсечка с наружной стороны под пятку.
- О-Гурума — скручивание своего корпуса с подхватом ног противника.
- Коути Гари — внутренняя подсечка.
- О-Сото Гаэси — используется в контрприём от обхвата О-Сото Гари.
- Окуриаси Харай — подсечка в ритме шагов.
- О-Сото Гурума — дзюдоист производит бросок с подбиванием, выводя соперника из равновесия проходом в ноги и рывком на себя.
- О-Сото Гари — рывок на себя с наружным подбиванием.
Фото 2. Техника выполнения броска О-Сото Гари в дзюдо. Противник притягивается к себе, затем валится на спину.
- Ханэ Госи Гаэси — контрприём от приёма подсадки.
- О-Сото Отоси — подножка сзади.
- Сасаэ Цурикоми Аси — передняя подсечка, производимая под ведущую ногу.
- О-Ути Гари — приём с применением зацепа ноги противника со внутренней стороны бедра.
- Ути Мата Гаэси — применяют против подхвата изнутри.
Сутэма Вадза
Эта группа приёмов включает следующие группы бросков.
Масутэми вадза (с последующим падением на спину):
- Хикикоми Гаэси — захват руки под плечо со следующим падением.
- Тавара Гаэси — оппонента захватывают за туловище сверху и перебрасывают через голову.
- Суми Гаэси — контрприём от суми отоси, исполняющийся через голову через подсад голенью.
- Ура Нагэ — приём, выполняющийся грудью.
- Томоэ Нагэ — переброс противника через голову, уперев ногу в его живот.
Ёко Сутэми Вадза (броски, исполняемые с падением на бок):
- Даки Вакарэ — производится грудью с прихватом туловища.
- Харай Макикоми — подхват с удержанием бойца под плечо, «наматывая» его на себя.
- Ханэ Макикоми — проводится спиной с подсадкой голенью под плечо.
- Кавадзу Гакэ — запрещённый на турнирах приём. Его также называют «обвивом».
- Канэ Басами — не применяется на соревнованиях, широко известен как «ножницы».
- О-Сото Макикоми — захват руки дзюдоиста под плечо с падением и «наматыванием».
- Тани Отоси — подножка пяткой спереди.
- Ёко Гакэ — подсечка, производимая под пятку с последующим падением.
- Уки Вадза — подножка спереди на пятке.
- Ёко Гурума — перебрасывание через грудь.
- Ёко Вакарэ — подножка под параллельную ногу.
Ути или Учи Мата
Отдельно хочется выделить бросок Ути Мата (в буквальном переводе «бросок воздействием на внутреннюю поверхность бедра»). Выполняется из стойки через спину с последующим падением усилиями ног и таза. Является одним из самых амплитудных и эффектных.
Справка. Свои вариации этого приёма существуют в самбо и вольной борьбе.
Техника классического Ути Мата:
- Сначала нужно правильно схватить оппонента. Для удобства некоторые профессиональные спортсмены рекомендуют держать одной рукой противника за отворот куртки в районе уха, а другой рукой берут его снизу за куртку на локте. А также здесь практикуется классический захват.
Фото 3. Последовательная техника выполнения броска Ути Мата в дзюдо. Прием состоит из семи этапов.
- Далее нужно перенести вес противника на себя с шагом вперёд. При этом локоть руки, которой держите соперника сверху, нужно немного поднимать, а второй рукой необходимо притянуть спортсмена к себе. При переносе веса грудь должна становиться «колесом».
- Для успешного броска необходимо резко и плотно прижать противника к себе. Корпус противника нужно практически положить на вашу спину.
- Самой важной деталью этого приёма считают правильное подбрасывание ногой. После плотного сближения с противником нужно скрутиться. Затем ногой (с той же стороны от руки, которой вы держались за отворот куртки) необходимо пройти между ног противника и подбить его со внутренней части бедра под параллельную вашей ногу. Свою же ногу нужно поднять максимально высоко, чтобы у броска была лучшая амплитуда, и вы смогли оторвать спортсмена от пола.
- Подбрасывание ногой производится вместе с наклоном корпуса вперёд. Вы должны произвести бросок всем весом и переместить перебросить весь вес противника, но саму подсечку выполняет нога. Всё направление веса должно идти вперёд.
- Во время подбрасывания руками нужно также помогать себе бросать соперника.
- Не забывайте, что при исполнении этого приёма нужно также закручивать корпус внутрь.
Внимание! Когда соперник уже переброшен через вас, довершайте бросок и не забывайте контролировать его. Контроль нужно сохранять даже на земле.
Какие броски и приемы существуют в дзюдо
Дзюдо представляет собой комплексный вид борьбы. Многие увлекаются им для самозащиты, а также для самореализации в физическом плане и для успеха в соревнованиях.
Разнообразные приемы имеют свои цели:
- Броски. Это отличный способ повалить соперника, используя его собственный вес.
- Сковывание. Это возможность зафиксировать противника и лишить его подвижности и не дать вернуться в бой.
- Удары. Классические удары, позволяющие оглушить, нанеси физический урон.
Для того чтобы освоить этот вид борьбы полностью, необходимо целиком освоить каждую часть. Дзюдо могут заниматься дети и уже взрослые люди, как мужчины, так и женщины.
Это отличная возможность закалить себя физически и духовно. Есть особенные приемы именно для этого вида борьбы, вряд ли где-то еще возможно изучить тай-отоси, уги-госи и многие другие.
Броски
Бросок может производиться из стойки или же с последующим падением. Это две отдельные категории приемов. В зависимости от ситуации отдать предпочтение следует одной или другой.
В первом случае необходимо внимательно изучить стойку противника и основная задача заключается в том, чтобы научить начинающих разрушать точку опоры другого человека и выполнять правильный подхват.
В зависимости от того, какая часть тела задействуется, рука, бедро или же бросок через ногу, техника может быть разной.
Иногда используются болевые приемы, но чаще достаточно веса противника. Уже за первые тренировки даже дети научатся делать подсечки и сами станут устойчивее, а движения будут увереннее. Такая борьба для детей пригодится для самозащиты, она необходима мальчикам и девочкам в любом возрасте.
Выведение из равновесия нередко осуществляется с помощью техники ката, использующей всего три точки опоры на теле соперника. Популярным является бросок отоши, через спину противника или же суми, выполняемые толчком назад.
Вторая категория представляет собой броски, где требуется упасть, увлекая противника за собой. Дзю — означает мягкость. Очень важно уметь правильно сгруппироваться и бороться так, чтобы не повредить ни себя ни соперника. Даже падение должно быть аккуратным, с целью обезвредить, а не травмировать.
Важно, чтобы только лишь одну цель преследовали все спортсмены, это соревнование, а не драка. Технические приемы должны быть отработаны со спортивным поведением, без лишних эмоций. Тренер с самого начала должен показать и правильно это донести.
Сковывание
Самым распространенным вариантом сковывания является использование болевого приема, например это хиза.
Стойки помогают научить себя устойчивости и суметь зафиксировать противника в определенном положении. Во время сковывания следует соблюдать все правила безопасности с обеих сторон.
Сковывание подразделено на удержание, удушение и болевые приемы. В большинстве случаев противники борятся лежа или полулежа, но иногда они могут и стоять, применяя приёмы сковывания.
Японцы начинают обучение при котором боевое искусство будет доведено до совершенства. Необходимо выучить названия, захваты, понять как действует плечо, нога и другие части тела.
Удушающие, удержание и болевые используются с помощью точного знания тела противника. Необходимо уметь воздействовать на горло, грудь, конечности и другие части тела определенным образом, это основы боевых искусств.
Удары
Удары в дзюдо занимают далеко не первое место, все же это борьба, а не бокс. Лежа невозможно выполнить многие приемы.
Необходима передняя стойка, из которой наносится большинство ударов. Некоторые из них заканчиваются падением, другие же просто предназначены для ослабевания противника.
Это может быть удар в спину. Есть разные техники в этой борьбе. Вадза и многие другие применяются для исполнения других упражнений.
В ударах же идет разделение на ноги и руки. Для взрослых могут быть применимы приемы изнутри, устойчивость колен дает им возможность изучить больше вариантов.
Простая подножка и удар могут заставить противника упасть, нередко техники, как надо бороться, связаны друг с другом. Например из удара выходить на болевой или же на падение.
Ударная техника также подразделяется на рубящие, тычковые, поддевающие, пинающие. Это не могут быть защитные комбинации, только лишь нападение. Но у дзюдоистов нередко именно контрудар является лучшей защитой.
Выучив все упражнения и их комбинации, оттренировав их с тренером, можно быть уверенным в собственной физической подготовке и отличной защите. Многие приемы имеют под собой багаж знаний о физическом строение тела, а также определенные психологические навыки, например это хидза-гурума или уки-вадза.
Смотрите видео одного из самых эффектных приемов дзюдо бросок подхватом под одну ногу:
Бросок через плечо: техника выполнения
С точки зрения искусства рукопашного боя, если поединок не закончился после нескольких ударов, велика вероятность, что исход схватки будет зависеть от уровня владения техникой борьбы, включающей в том числе и использование бросков. Этот вид техники используется не только в различных видах борьбы, но и в других видах единоборств: рукопашном бое, смешанных единоборствах и других. Бросок через плечо – это один из самых динамичных и самых известных в технике дзюдо, он является хорошим примером принципа дзюдо: «мягкость подчиняет твердость».
Применение бросковой техники в разных видах единоборств
Техника бросков является распространенной для многих видов единоборств. Броски изучаются не только в секции дзюдо. Каждый из видов борьбы имеет свои особенности. Самые значительные ограничения в использовании технических приемов содержатся в правилах федерации греко-римской борьбы. Здесь разрешены только захваты выше пояса и броски. Другие виды борьбы отличаются более разнообразным арсеналом. Техника борьбы дзюдо включает не только бросковую технику, но и использование болевых и удушающих приемов. Все это ставит дзюдо в один ряд с самыми зрелищными видами единоборств. Данная техника является обязательным элементом тренировочной программы рукопашного боя спецназа. Это объясняется эффективностью ее применения в условиях реального боя. Кроме того, она является неотъемлемой частью программы подготовки практически всех курсов самообороны. Но, несмотря на все разнообразие приемов и методов подготовки, их объединяет единство принципов выполнения. Например, бросок через плечо в вольной борьбе мало чем будет отличаться от других видов единоборств.
Преимущества и недостатки
Не всегда получается сбить противника с ног при помощи удара рукой или ногой. Тогда на помощь приходит техника борьбы. В спорте удачно выполненный бросок часто приносит безоговорочную победу или позволяет бросавшему занять более выгодную позицию для удачного завершения схватки.
При этом следует учитывать, что в спортивных видах борьбы, таких как дзюдо, вольная и классическая борьба, разрешено использование далеко не всех видов бросков.
С другой стороны, использование бросковой техники имеет и некоторые минусы. Несмотря на то что их изучают на курсах самообороны, в условиях реального поединка на улице броски недостаточно мобильны. Движения могут быть ограничены количеством и видом одежды противника, погодными условиями, типом и качеством поверхности, на которой приходится вести бой.
Различия в разных видах единоборств
Использование различных техник в спорте ограничено правилами федерации греко-римской борьбы, несмотря на доскональную изученность этого раздела и научное обоснование его использования. В качестве ограничений выступают условия допустимого действия, правила состязаний, использование стандартизированных техник, нормы этики.
В боевых единоборствах (например, рукопашный бой спецназа) техника борьбы и бросков изучается с точки зрения их использования в нестандартных условиях, например, для разоружения или захвата преступника.
Необходимые физические качества
Физические качества, обеспечивающие проведение броска, включают координацию, силу, взрывную силу, выносливость, гибкость. Они являются основой того, что борец может сделать со своим телом, на них влияет генетика, обучение, возраст и травмы.
Физические качества сильно влияют на то, какие методы могут быть использованы против борющегося противника.
Взрывная сила и выносливость являются предпосылками для обеспечения «мобильности». Без них борец вынужден выбирать медленную, позиционную схватку.
Различные броски требуют разных физических качеств. Координация имеет решающее значение для некоторых бросков, таких как учи мата (выведение противника из равновесия скручиванием), для других, таких как сеои наге (бросок через плечо) необходима взрывная сила. Защитные проходы требуют хорошей координации и силы ног. Сила рук делает многие броски более эффективными.
Классификация техники бросков в дзюдо
Стандартная программа, включающая весь арсенал техники в дзюдо, возникла в 1895 году. С 1920 по 1982 год этот комплекс состоял из 40-ка бросков, разделенных на 5 групп, и это были все бросковые техники в программе Кодокан дзюдо. В 1982 году была признана группа из 8 традиционных для дзюдо бросков, которые были введены в 1920 году, а 17 новых техник были признаны в качестве официальной техники Кодокан дзюдо.
Техника бросков (наге ваза) включает в себя:
- Тачи ваза (техника бросков стоя).
- Сутеми ваза (техника бросков, которые проводятся с падением).
Тачи ваза, в свою очередь, имеет собственную классификацию:
- Те ваза (броски, которые выполняются в основном при помощи рук).
- Коши ваза (броски с использованием бедер и поясницы).
- Аши ваза (броски с использованием ног).
Особенности техники
Смысл техники заключается в том, чтобы протянуть противника через спину, а затем бросить его через плечо.
Сеои наге (бросок через плечо) является одной из самых ярких техник бросков в дзюдо, и это прекрасный пример философии мягкости, присущей этому виду спорта, в том, что он позволяет даже маленькому бойцу бросить более крупного противника.
Хотя эта техника часто исполняется в соревнованиях как мужчинами, так и женщинами, независимо от их ранга, она особенно распространена в соревнованиях в легком дивизионе, а также на соревнованиях начальных и младших классов средней школы. Кроме того, на международных соревнованиях эта техника рассматривается японскими бойцами как эффективное оружие против более крупных иностранных спортсменов.
Выполнение броска
Детальный разбор техники позволяет изучить, как сделать бросок через плечо. Из естественного положения тори (техника исполнения игрока) переворачивает запястье, вытягивая уке вперед, пока рука не достигнет уровня глаз.
Это действие дестабилизирует уке и позволяет перенести свой центр тяжести на пальцы ног, тем самым облегчая выполнение этой техники.
Тори, поднимая руку, захватывает уке за отворот, совершая скручивающее движение, чтобы обеспечить более сильное сцепление. Используя обе руки, тори вращается, отступает назад и тянет уке через спину.
Один из вариантов выполнения техники – бросок через плечо с захватом руки, иппон сеои наге. Кодокан впервые признал его в 1997 году. Он соответствует основному принципу техники броска через плечо – вытянуть противника на спину и бросить его или ее через плечо. Однако он отличается в применении из-за положения рук, контролирующих одну сторону уке. Иппон сеои наге включен в первую группу бросков наге но ката (техника бросков), где он используется для защиты от удара по голове. Это очень эффективный бросок для самозащиты, поскольку он может быть выполнен не только дзюдоистами, он также довольно популярен в других видах единоборств.
Иппон сеои наге – это бросок вперед, поэтому импульс уке должен направлять вперед. Техника работает очень хорошо, когда уке толкает или бросается на противника, особенно если его руки хватают или наносят удар на верхнем уровне по тори. Иппон сеои наге иногда выполняется, как только тори захватывает до того, как уке смог схватить его руку. Так как свободная рука при выполнении техники должна двигаться под рукой, которая удерживает рукав уке, сильная хватка может усложнить работу, хотя есть много способов по-прежнему применять бросок.
Отработка техники
Начать проведение броска следует с сильного удара ведущей рукой уке. При выполнении кузуши (выведение из равновесия) противник подтягивается максимально близко, это может заставить его отступить, когда тори входит для выполнения броска. Вытягивание за рукав при выведении из равновесия также должно поднять локоть противника вверх и открыть его для атаки. После постановки ступни для начала поворота рука тори помещается под руку уке, пока его верхняя рука и плечо не окажутся в районе подмышки противника. При проведении скручивания колени должны быть согнуты так, что тело выполняющего бросок оказывается ниже, чем уке, ноги тори располагаются между или перед ногами противника. Дальше тянущее движение продолжает выполняться двумя руками, уке должен оказаться полностью на спине.
Затем выполняется наклон вперед и движение ногами, одновременно с этим поворачиваются плечи, а противник направляется вперед через плечо.
Рекомендации по выполнению
Всегда следует начинать с хорошего кузуши, это позволяет направить противника вперед и контролировать его руку.
Следует поместить атакующую руку под подмышкой уке и повернуть так, чтобы вся верхняя часть спины находилась в тесном контакте с передней частью тела противника.
При выполнении техники колени должны быть согнуты, что значительно облегчает выполнение броска.
Особенности физической подготовки
Специалисты рекомендуют выполнять анализ потребностей спортсменов до разработки программы физической подготовки для спортсменов определенного вида спорта.
Анализ должен включать рассмотрение следующих вопросов:
- Какие группы мышц должны быть развиты?
- Какие основные упражнения для развития физических качеств должны изучаться?
- Какие мышечные действия должны быть использованным в этом виде спорта?
- Каковы основные очаги травмы?
При этом обращается внимание, что все основные группы мышц должны быть включенными в программу силовой подготовки для спортсмена-дзюдоиста из-за разнообразного характера травм, получаемых при проведении схваток.
В некоторых случаях, при непропорциональном развитии отдельных групп мышц, обязательной может стать усиленная работа над их развитием для достижения баланса.
Упражнения для развития физических качеств
Особенно важной для дзюдоистов является сила сцепления. В дзюдо, если спортсмен доминирует в борьбе с захватом, он обычно контролирует ход схватки и имеет более высокий шанс на победу. Хотя есть тактические и стратегические подходы к доминированию при проведении захватов, общая сила сцепления действительно играет роль. Есть множество упражнений, которые способствуют развитию необходимых для этого качеств. Их вполне можно использовать на занятиях в секции дзюдо.
Среди этих упражнений могут использоваться:
- Скручивание запястья.
- Обратное скручивание запястья.
- Использование гантелей с утолщенной рукояткой.
- «Прогулка фермера»: использование гантелей во время ходьбы. Если ходить с гантелями не представляется возможным, можно просто держать гантели в сидячем или стоячем положении в течение определенного периода времени для эффективного усиления захвата.
- Подтягивания на дзюдоги (куртке дзюдоиста): выполнение подтягиваний с использованием старого дзюдоги или висящего полотенца. Можно также просто в течение некоторого времени сохранять висячее положение на прямых или согнутых руках.
Дзюдо требует сильной верхней части тела. Вытягивание вверх усиливает захват, а также мышцы верхней части тела.
Специальные упражнения для развития силы пальцев позволяют укрепить хватку. Большое значение имеют упражнения для развития ловкости.
Приседания и выпады не только укрепляют ноги, но и развивают мышцы, которые помогают оставаться в вертикальном положении при выполнении собственных бросков или атак противника.
Могут ли броски использоваться для самообороны?
Когда дело касается боевых искусств, самозащиты, удары считаются необходимыми. В дзюдо используют броски, захваты, болевые и удушающие приемы, которые не так привлекательны или красочны для большинства наблюдателей. Основной вопрос заключается в следующем: “В ситуации «один на один» с агрессивным человеком может ли дзюдо помочь победить хулигана?” Эксперты в этом виде спорта утвердительно отвечают на это вопрос. В уличном бою часто схватка заканчивается в грязи или на бетоне, где необходимы навыки захватов. Правильно проведенный бросок может нанести значительный ущерб противнику. Это объясняется тем, что большинство людей не знают, как правильно упасть. Сложно представить, как кто-то встает после броска на асфальт. Особое значение при этом имеет то, как будет выполнен бросок. Если его провести достаточно быстро, противник, вероятнее всего, уже не встанет.
Алёхин Ю.А. «ДЗЮДО практическое пособие в рисунках»
Алехин обложка книги Дзюдо. Практическое пособие
Первое правило наставника гласит – отвечай на вопросы Ученика, сколько бы несвоевременными они тебе не казались.
Ник Перумов «Рождение мага»
Малоизвестная (хотя и с вполне приличным тиражом в 100 000 экз.) , но и между тем довольно оригинальная книга по технике дзюдо. (Необычная подача материала, по сравнению с другими книжками по боевым искусствам — показывается один прием и различные варианты развития событий — из этого приема. Что соответственно дает возможность понять структуру переходов между различными бросками — то есть их комбинации между собой. Книга про такой, вот «кустовой» метод комбинирования бросков в дзюдо — что на самом деле довольно интересно — комбинации бросков в дзюдо — «кустовым» методом. )
Алёхин Ю.А. «ДЗЮДО практическое пособие в рисунках» — Скачать с Облака Майл Ру
Итак — Алёхин Ю.А. «ДЗЮДО практическое пособие в рисунках»
В этой небольшой по объему книге собран уникальный материал – 176 возможных комбинаций основных бросков в борьбе дзюдо. Материал подобран таким образом, что, изучив его, дзюдоист становится практически неуязвимым как в нападении, так и в защите. Важно только как следует уяснить последовательность действий и понять принципы перехода от одного броска к другому.
НАСТАВЛЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯМ
Например, вы открываете первую страницу, на которой даётся описание броска О-СОТО-ГАРИ или, пользуясь терминологией борьбы самбо, ОТХВАТ. В центре обозначена исходная позиция. Стрелка с цифрой «1» указывает на то, что в случае, если противник заблокировал приём, можно, изменив направление движения, провести бросок назад – ОСОТО-ГУРУМА, то есть ПОДХВАТ НАЗАД, или сделать ПОСАДКУ – КО-СОТО-ГАКЕ и так далее по часовой стрелке.
Ясно, что для проведения атакующих действий используется метод противодействия: идёт атака назад – блок – бросок вперёд и наоборот.
Памятуя, что советская школа дзюдо развивалась на основе борьбы самбо и многие дзюдоисты до сих пор широко используют терминологию самбистов, в книге рядом с японским названием броска даётся русский эквивалент. Надеемся, что это поможет лучше понять методический материал.
И последнее. Эта книга предназначена в первую очередь для работы непосредственно в зале. Поэтому в ней отсутствуют пояснительные тексты. Даются только названия бросков.
Работать с диаграммами можно как под руководством тренера, так и самостоятельно с напарником.
Уверены, собранный, материал поможет вам стать первоклассным борцом.