131 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каска халиноглка СШ-36. Обзор, фото, характеристиа

Форум Военно-Исторических Реконструкторов

О Сш-36 (Халхинголка, Халка, Гребехатка).

Max Zoltz 29 окт 2009

Гость_Такшеев_* 29 окт 2009

в идеале взять бы 4й рост. У меня каска 3й рост, подшлемник на 59 размер головы. Одевается только на голову. Зимой пробывал одевать каску на шерстяной подшлемник, уже проблематично. Так что берите лучше 4й рост, если найдете. Размер весьма редкий.

4 роста ( размера на самом деле) не бывает в природе.
Их всего было 3 размера и по 3 типа в каждом ( итого 9 типов)- на круглую голову, нормальную, и вытянутую ( продолговатую_. В то время народ был малоголовый- в основном поэтому номер 1 так часто встречается. а 3- редкость.
а то, что на шапку зимой не лезет- потому их и отменили. Это их самый главный дефект. Очень жёсткий подшлем. На финской его выдиралим нафиг, чтоб на ушанку надевать. Оставляли тока подбородный ремень.
странно по 59 размеру- у меня 58й, и размр шлема №2. Сидит на голове не тесно- нормально. С подшлемником- как влитой, но холодновато башке. так что путаете что-то. трёшка со свистом на 59й оденется.
кстати, меряли деланные колпаки, или оригинальные? один из приёмов убрать пилу по краю- снять 2-3 миллиметра наждаком. это незаметно в результате- сам так делал.
Сообщение отредактировал Такшеев: 29 Октябрь 2009 – 11:02

NorthWind 29 окт 2009

Гость_Такшеев_* 29 окт 2009

Всем ответившим большое спасибо!
Мерял на оригинальных колпаках.

один из вариантов- размеры могли разниться в завимсимости от производителя и штампов именно на этом предприятии. Ибо культура производства в 30-е годы оставляла желать лучшего. СССр- не Германия.

Max Zoltz 29 окт 2009

4 роста ( размера на самом деле) не бывает в природе.
Их всего было 3 размера и по 3 типа в каждом ( итого 9 типов)- на круглую голову, нормальную, и вытянутую ( продолговатую_. В то время народ был малоголовый- в основном поэтому номер 1 так часто встречается. а 3- редкость.
а то, что на шапку зимой не лезет- потому их и отменили. Это их самый главный дефект. Очень жёсткий подшлем. На финской его выдиралим нафиг, чтоб на ушанку надевать. Оставляли тока подбородный ремень.
странно по 59 размеру- у меня 58й, и размр шлема №2. Сидит на голове не тесно- нормально. С подшлемником- как влитой, но холодновато башке. так что путаете что-то. трёшка со свистом на 59й оденется.
кстати, меряли деланные колпаки, или оригинальные? один из приёмов убрать пилу по краю- снять 2-3 миллиметра наждаком. это незаметно в результате- сам так делал.

Благодарю за информацию. Щас перемерил каску, 29 см. Получается тип 2, судя по описанию.

Гость_Такшеев_* 29 окт 2009

Благодарю за информацию. Щас перемерил каску, 29 см. Получается тип 2, судя по описанию.

и не сомневался. размер 3- это такой внушительный горшок

П-38 29 окт 2009

4 роста ( размера на самом деле) не бывает в природе.
Их всего было 3 размера и по 3 типа в каждом ( итого 9 типов)- на круглую голову, нормальную, и вытянутую ( продолговатую_. В то время народ был малоголовый- в основном поэтому номер 1 так часто встречается. а 3- редкость.
а то, что на шапку зимой не лезет- потому их и отменили. Это их самый главный дефект. Очень жёсткий подшлем. На финской его выдиралим нафиг, чтоб на ушанку надевать. Оставляли тока подбородный ремень.
странно по 59 размеру- у меня 58й, и размр шлема №2. Сидит на голове не тесно- нормально. С подшлемником- как влитой, но холодновато башке. так что путаете что-то. трёшка со свистом на 59й оденется.
кстати, меряли деланные колпаки, или оригинальные? один из приёмов убрать пилу по краю- снять 2-3 миллиметра наждаком. это незаметно в результате- сам так делал.

Был 4й, видел фотки с клеймами, если найду, выложу

то что хотел не нашел, но вот как вариант (фото не мое, автор указан)

Прикрепленные изображения

NorthWind 31 окт 2009

infantryman 27 ноя 2012

1. Ранняя звезда (1936-1937 гг) на каску СШ-36 (халхинголка)

2. Поздняя звезда (1938-1939 гг) на каску СШ-36 (халхинголка)

Прикрепленные изображения

wadimych 11 сен 2015

Статья про изменение типов звезд на СШ-36, заодно объясняет почему не было широких звезд на СШ-39

москаль2 15 сен 2015

хорошая статейка. Для многих расставляет все по своим местам. Спасибо

Канонир 17 сен 2015

Да, занятная информация.

wadimych 20 сен 2015

Добавлю, что вообще звезды на касках отменены с 23 мая 1940 года.

Т.е. после примерно этой даты (+/- неделя) их на заводе уже не ставили.

На СШ-40 их 100% быть не может. Опытная партия СШ-40 была изготовлена в период с 1 по 21 декабря 1940 года.

товарищ Иванов 20 сен 2015

Информация ударная и нужная! Без шуток!

На счет СШ-40, догадывался, что все звезду после-война-парадные, но подтверждений не видел!

Читать еще:  Шлем К6-3 / 6Б6-3. Обзор, фото, характеристики.

ПыСы: Но, на мероприятиях, ласкают глаз и печалят кошелек – только хорошо сделанные звездатые Хасаны!

wadimych 17 окт 2015

Вставлю 5 копеек.

СШ-36 изготавливались только на одном заводе “За Индустриализацию” в г.Лысьва (ЗИ), впоследствии это ЛМЗ. Второй завод Красный Октябрь (ЗКО) г. Сталинград начал производство в 1940-м году, производил СШ-39, а впоследствии СШ-40.

Размеров СШ-36 по заводским документам на конец 1936 года 5, цитата:

1-ый рост – 53,5 см

2-ой рост – 54,0 см (более полный чем 1, круглый)

3-ий рост – 56,5 см

3А рост -56,5 см (круглый более полный, чем 3-ий)

Помимо этого, имелись проблемы в изготовлении, несмотря на то, что шлем был принят к снабжению в ноябре 1935, производство шло туго:

план на 1936 год был 500000 шлемов, к октябрю 1936 года было сдано военпреду всего 63560 шт и все они были 2-го роста. К концу 936 года удалось сдать 120000 шт, при этом начались проблемы с металлопрокатом и у армии появились нарекания к шлему:

2. к термообработке

3. к качеству стали.

Поэтому в декабре 1936 начались работы по созданию новых образцов шлемов и появлению СШ-37 и других опытных касок, что в итоге привело к СШ-39 и впоследствии к СШ-40.

Сообщение отредактировал wadimych: 17 Октябрь 2015 – 20:34

Тимофей В 19 окт 2015

Вопрос такой, дабы не плодить тем , а были ли поздние звёзды с СиМом, и звездой пунктиром? Новоделов тьма, а вот оригиналов не встречал.
Вот пример такой звезды

Сообщение отредактировал Волков Тимофей: 19 Октябрь 2015 – 20:53

wadimych 19 окт 2015

Видел оригинальный чертеж на звезду. Надо посмотреть внимательнее еще раз. На СШ-36 такого типа, оригинальной, перемычки есть, но видно плохо.

Но этот “горшок” блестит как то место, что коты лижут.

Сообщение отредактировал wadimych: 19 Октябрь 2015 – 21:54

ИВАН ИВАНЫЧ 19 окт 2015

Красавцы Да?, фото естесно из сети

Вопрос такой, дабы не плодить тем , а были ли поздние звёзды с СиМом, и звездой пунктиром? Новоделов тьма, а вот оригиналов не встречал.
Вот пример такой звезды

Вот с пунктирной звездой

Прикрепленные изображения

Тимофей В 20 окт 2015

Вставлю 5 копеек.

СШ-36 изготавливались только на одном заводе “За Индустриализацию” в г.Лысьва (ЗИ), впоследствии это ЛМЗ. Второй завод Красный Октябрь (ЗКО) г. Сталинград начал производство в 1940-м году, производил СШ-39, а впоследствии СШ-40.

Размеров СШ-36 по заводским документам на конец 1936 года 5, цитата:

1-ый рост – 53,5 см

2-ой рост – 54,0 см (более полный чем 1, круглый)

3-ий рост – 56,5 см

3А рост -56,5 см (круглый более полный, чем 3-ий)

Помимо этого, имелись проблемы в изготовлении, несмотря на то, что шлем был принят к снабжению в ноябре 1935, производство шло туго:

план на 1936 год был 500000 шлемов, к октябрю 1936 года было сдано военпреду всего 63560 шт и все они были 2-го роста. К концу 936 года удалось сдать 120000 шт, при этом начались проблемы с металлопрокатом и у армии появились нарекания к шлему:

2. к термообработке

3. к качеству стали.

Поэтому в декабре 1936 начались работы по созданию новых образцов шлемов и появлению СШ-37 и других опытных касок, что в итоге привело к СШ-39 и впоследствии к СШ-40.

Хе, сталь сталью, а я когда на своей отверстия под клёпки растачивал, 2 светла сточил (по металлу), вот вам и сталь 80-ти летней давности.

Тимофей В 20 окт 2015

Красавцы Да?, фото естесно из сети

Вот с пунктирной звездой

Да, этот хасан не мой (долго было за фотиком лезть)
Таки если присмотреться получается всё равно другой пунктир, нежели на новоделах.
На оригиналах перемычки расположены дальше окончаний

Каска “Халхинголка”

На макушке в каске было небольшое отверстие, для вентиляции. Его прикрывала накладка в виде гребня. СШ-36 была основной каской РККА до 1940 г., пока не появилась СШ-40 — советская каска времен Великой Отечественной войны.
Красноармейцы на параде в честь Первого мая.

Первомай в Киеве перед войной.

Впервые советским солдатам пришлось повоевать в касках СШ-36 на озере Хасан в 1938 г. Север Китая и Корея в то время были оккупированы Японией. Но кроме того японцам приглянулась некая сопка Заозерная километрах в 150 от Владивостока. Зачем она им понадобилась — не известно. Но в один прекрасный день самураи перешли границу, заняли эту сопку (а также соседнюю), поставили пулеметы и окопались. Типа теперь — это наше.
На фото ниже — красноармейцы в касках СШ-36 устанавливают флаг на вершине сопки Заозерная:

Однако самураи не унимались. На следующий (1939-й) год им приглянулось уже кое-что из монгольской территории. А именно район приграничной реки Халхин-Гол. Летом 1939 г. японцы при поддержке танков и авиации вторглись в Монголию.
Началась полномасштабная 4-месячная война, где с обоих сторон участвовало больше 100 000 солдат. Японцы были рагромлены. Советские войска на реке Халхин-Гол были сплошь в шлемах СШ-36, откуда и пошло название этой каски -халхинголка.
Офицеры в халхинголках и автострадные танки БТ в монгольской степи.

Политзанятие на Халхин-Голе. Все в СШ-36, только несколько человек — в пилотках.

Политические подковался — получи комсомольский билет!

Командир монгольских союзников маршал Чойбалсан и красноармейцы в халхинголках.
Справа от Чойбалсана — офицер очень похожий на Жукова.

Но как оказалось, это дивизионный комиссар Никишев

Халхин-Гол был локальным конфликтом.

Читать еще:  Стальной шлем Sohlberg М17 / Сольберг / Зольбер г/ М1917 / М17

Офицер в халхинголке во время польского похода.

Встреча с союзниками. Немец (второй справа) — вылитый бравый солдат Швейк с иллюстраций Йозефа Лады к книжке Гашека.

Границу подвинули — можно и покурить.

В 1939 г. уточнили границу на западе. В 1940 — на Карельском перешееке. На фото — парад 1 мая 1940 г. в недавно завоеванном Выборге.

1 мая 1941 г. Немцы уже вовсю собирают войска на границе. РККА — тоже. Скоро начнется. Из них — участников первомайского парада 1941 г. до конца войны доживут немногие. Довоенная кадровая Красная армия почти полностью погибнет в провальной кампании лета-осени 1941 г.

Лето 1941… Убитые советские солдаты в халхинголках.

Сентябрь 1941. Сапер в СШ-36 за работой. Хорошо виден гребень на каске.

Курская дуга, 1943 год. Боец в халхинголке (слева) осматривает подбитую самоходку «Фердинанд». Сегодня продукция под маркой Фердинанда Порше — мечта потребителя. В 1943 — артиллериста.

К концу войны халхинголки в массовом порядке остались только на Дальнем Востоке. Их можно видеть на ряде фотографий советско-японской войны 1945 г. Война была скоротечной, всего три недели. Из них за первые 2 советские войска прошли всю Маньчжурию и захватили ряд ключевых пунктов на море. Потом у японцев началась общая капитуляция и сдача в плен. Ниже — два офицера морской пехоты Тихоокеанского фронта во время советско-японской войны 1945 г.

Август 1945. Воздушный десант на город Мукден (северный Китай) на аэродроме.

Еще те же мукденские десантники 1945 г.:

После советско-японской войны боевая история СШ-36 заканчивается. Дальше халхинголка переходит в разряд военного антиквариата.

Каска СШ-36

Стальной шлем, или в просторечии каска, стал обязательным элементом экипировки бойца XX века. Окопный период Первой мировой войны показал необходимость защиты головы солдата от шрапнели и осколков. Все воющие страны приняли на вооружение стальные головные уборы.

ОТ КАСКИ АДРИАНА ДО «КОЛОКОЛЬЧИКА»

Первые каски, принятые на вооружение РККА, были изготовлены во время Первой мировой войны. В 1916 году для Русской армии во Франции было заказано 2 млн касок, разработанных генералом армии Огюстом Луи Адрианом. Однако успели поставить только 340 тыс. Каски получили обозначение М1916. Они были окрашены в светлую охру и имели фронтальную эмблему с двуглавым орлом.

Каска Адриана изготавливалась из стали толщиной 0,7 мм и весила, в зависимости от размера, 700-800 г. Корпус каски состоял из четырех деталей: полусферического свода, переднего и заднего козырька, и гребня жесткости с вентиляционной полостью. Подшлемник каски собирался из шести-семи клапанов кожи. Каска имела подбородочный ремень из лошадиной кожи шириной 0,5 см.

Каска неплохо защищала от осколков и шрапнели, но была бессильна против винтовочных и пулеметных пуль. Кроме того, она была низкотехнологична — для сборки одной каски требовалось 50 операций. По этой причине, когда встал вопрос о производстве русских касок, была произведена дополнительная разработка. В результате появился шлем М1917 («Солберг»). Гребень на каске заменили круглой накладкой. Шлем изготавливался штамповкой из 1,2-мм листа вязкого никелевого сплава, такого же, из которого делали корабельную броню. Заказ на производство шлемов был размещен в Финляндии, входящей тогда в состав Российской Империи, на заводах Солберга и Хольмберга. До конца 1917 года было выпущено 600 тыс. шлемов. Часть из них успели отправить в Россию.

В 1924 году запасы касок Адриана М1916 и шлемов М1917 «Солберг» поступили на вооружение Красной армии. Шлемы были перекрашены в хаки, старые эмблемы сменили на красные жестяные звезды. М1916 и М1917 находились на вооружении РККА до 1939 года. В 1929 году появился экспериментальный шлем М1929 (М29). Он имел оригинальную форму, за которую получил меткое прозвище «колокольчик», однако в нем явно просматривалось влияние М1917 «Солберг». Шлем был испытан в сентябре 1929-го на учениях под Бобруйском, но в производство не поступил в связи с высокой трудоемкостью изготовления.

Каска Адриана, Ml 7 и М29 не удовлетворяли новым требованиями к средствам защиты личного состава и были нетехнологичны в производстве. Разработка новых шлемов продолжилась, и в 1930 году лейтенант А. А. Шварц представил свой проект стального шлема М30. Внешне он напоминал немецкий шлем времен Первой мировой войны, но имел более длинный козырек и короткие поля. Вентиляционные отверстия отсутствовали. Толщина стенок была 1,1 мм, вес — 1,3 кг. В производство шлем принят не был, но наработки использовали при создании «стального шлема, обр. 1936» — СШ-36. Так новый шлем получил от МЗО подтулейное устройство и гофрированные алюминиевые полосы, установленные между шлемом и подшлемником для обеспечения вентиляции и дополнительной амортизации. Шлем имел оригинальную полусферическую форму, с выдающимся вперед козырьком и боковыми широкими полями-скатами.

Читать еще:  Шлем Витязь-С. Обзор, фото, характеристики.

На макушке размещался небольшой гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие. Толщина стенок составляла 1,1 мм, вес шлема составлял 1,2-1,3 кг (в зависимости от размера). Шлем выпускался в трех типоразмерах. Подтулейное устройство имело купольную форму и изготавливалось из ткани. В верхней части купола имелся шнур, позволяющий подгонять подшлемник под размер головы. В нижней части он обрамлялся полоской из кожи или кожзаменителя. Крепление подтулейного устройства производилось с помощью трех заклепок, расположенных на поверхности шлема. Подбородочный ремень был брезентовый или кожаный. Его длина регулировалась с помощью стальной пряжки. СШ-36 окрашивался в темно-зеленый цвет или в хаки. На фронтальную часть шлема наносился контур пятиконечной звезды.

СШ-36 БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Свое боевое крещение СШ 36 получил в Испании во время гражданской войны 1936-1939 годов. В небольших количествах шлемы этой модели поставлялись в качестве военной помощи республиканцам. Затем в 1938 году были боевые испытания на озере Хасан, в 1939-м в боях у реки Халхин-Гол и во время Зимней войны с Финляндией в 1939-1940 годах. При анализе боевого применении был выявлен ряд недостатков. В частности широкие поля-скаты, которые СШ-36 получил для защиты от ударов шашкой по инициативе С. М. Буденного, парусили и затрудняли передвижение солдата бегом, а большой козырек уменьшал обзор. Сталь, из которой изготавливался шлем, имела не лучшие характеристики, и защитные свойства шлема были посредственными.

Стальной шлем СШ-36 / «Халхинголка» / «Хасанка»(СССР)

Стальной шлем образца 1936-года СШ-36 или каска «халхинголка», или «хасанка» была принята на вооружение РККА в 1936 году. Иногда каску называют «Ушастой». По легенде сам С.М. Будённый повлиял на ее дизайна: для защиты бойца от сабель предусматривались широкие ушные поля, отводящие удар в сторону.

Первое боевое крещение СШ-36 получила в Испании, где в 1936-1939 была гражданская война. В Испанию каски поставляли в качестве военной помощи республиканцам. Затем в 1938 году на Дальнем Востоке на озере Хасан, когда японские войска решили занять сопку Заозерная в 150 км от Владивостока.

После поражения на озере Хасан, японские войска решили «отжать» часть территории у Монголии, на которую уже имел виды Союз. Так летом 1939 года японские войска при поддержке танков и самолетов вошли на территорию Монголии на 40 км. Так началась четырех месячная полномасштабная война за «советскую» Монголию.

С обеих сторон в военном в конфликте участвовало более 100 000 солдат. Японцы потерпели поражение. А название «Халхинголка», на ровне с названием «Хасанка» закрепилось за каской СШ-36 именно во время этой войны, когда все советские войска были одеты в СШ-36 в приграничном районе реки Халхин-Гола.

После боевого крещения в районе реки Халхин-Гола СШ-36 пришлось испытать на себе финские морозы во время Зимней войны.

«Халхинголка» была основной каской до начала Второй мировой войны и должна была заменить устаревшие каски Адриана М1916 и Sohlberg M17.
СШ-36 стал первым отечественным шлемом, который стали массово производить для нужд армии. Шлем изготавливался из стали толщиной 1,1мм и висли 1200-1300 грамм. Вес зависел от размера, было 4 размера каски и 8 размеров подшлемников (от 53 до 60). Подшлемник был позаимствован у шлема Шварца М-30, который не был принят на вооружение. Подшлемник изготавливался из ткани с регулировочным шнурком. Внутри подшлемника располагались алюминиевые полосы, которые выполняли амортизационные функции и обеспечивали дополнительную вентиляцию. С помощи трех заклепок происходило крепление каски к подшлемнику в районе алюминиевой ленты. Подбородочный ремень для каски изготавливали из кожи или ткани, а их длина регулировался с помощи квадратных пряжек. На верху каски имеется небольшой гребень, под которым находится вентиляционное отверстие. СШ-36 окрашивали в темно-зеленый цвет.

После практического использования во время боевых действий СШ-36 выяснилось, что широкие поля для защиты от сабли на которых настоял С.М. Буденный создавали эффект «паруса» и во время ветра они создавали сильный шум отвлекавший бойца и мешавший ему ориентироваться на звук, помимо этого, козырек на СШ-36 ухудшал обзор. Так же защитные свойства шлема от пуль и осколков оставляли желать лучшего.
СШ-36 «Халхинголка» продолжала находится на снабжении дальневосточной группы войск в течении всей Второй мировой войны и окончила свой боевой путь в сентябре 1945 года с капитуляцией японской армии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: