3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

50 лет первому полету разведывательного беспилотника.

50 лет первому полету разведывательного беспилотника.

7 июля 1969 года был совершен первый «боевой» полет беспилотного летательного аппарата в интересах оперативной разведки.

Автором изобретения стал майор Армии обороны Израиля Шабтай Брилл, командир экспедиционного отряда ЦАХАЛ на Синайском полуострове, который отвечал за сбор разведывательных данных в составе подразделении 848 во время войны на истощение между Израилем и Египтом (1967-1970).

Сегодня сбором информации с применением средств радиоэлектронной разведки занимается Подразделение 8200 (находится в составе Управления военной разведки АМАН).

В ходе боев на Синае египетские военные возвели высокие укрепления с западной стороны Суэцкого канала, чтобы их позиции были недоступны для визуального наблюдения противником. Попытки поднять наблюдателей или камеры на мачтах были обречены на провал, потому что египтяне оперативно их ликвидировали снайперским или артиллерийским огнем.

Израильский танк Магах 3 переправляется через Суэкий канал

Полеты израильских самолетов, которые производили аэрофотосьемку вражеских позиций проходили на значительном удалении от Суэцкого канала из-за опасности быть сбитыми советскими комплексами ПВО, стоящими на вооружении египетской армии.

Командование Армии обороны Израиля фактически не имело никакой информации о деятельности противника, который находился от позиций собственных войск всего в нескольких сотнях метров.

Шабтай Брилл решает применить нестандартный подход. Он предлагает поставить фотокамеру на радиоуправляемую модель самолета, взятую из клуба авиамоделистов и запустить ее через канал.

Увы, ВВС отклоняет идею изобретательного майора. Брилл идет к разведчикам и получает добро на разработку проекта. Он самостоятельно нанимает команду специалистов, в которую вошли авиамоделисты и радиотехники, приобретает несколько готовых моделей самолетов любительского класса с размахом крыльев около 1,5 метра и ведет разработку прототипу будущего разведывательного беспилотника.

Шабтай Брилл (слева) и его команда готовят свой беспилотник к запуску

Прототип БЛА был испытан на авиабазе Сиркин и после внесения необходимых улучшений первый беспилотный летательный аппарат ЦАХАЛ был поднят в воздух возле опорного пункта Фуркан, напротив города Исмаилия на северо-востоке Египта на берегу озера Тимсах, входящего в систему Суэцкого канала.

Он поднялся на высоту 100 метров и сделал 36 четких снимков зданий, причалов и других объектов инфраструктуры на египетской военной базе, граничащей с Исмаилией. На земле действия его контролировались двумя операторами по трем радиоканалам.

После успешного приземления, несмотря на огонь египетских солдат, фотопленку проявили и получили первые в истории снимки, сделанные дроном.
Беспилотник Брилла получил еще несколько модернизаций и продолжил применяться на театре военных действий.

Война для майора Брилла закончилась на Синае. Он передал свою разработку техническому отделу разведки. В итоге проект был закрыт, несмотря на амбициозные идеи специалистов и протесты Брилла.

Только к 1977 году, после того, как оперативные беспилотники уже регулярно работали в разведывательном корпусе, ВВС признали, что идея была правильной, и обратились к концерну IAI с целью ее развития.

Американцам пришлось догонять израильтян, которые опередили развитие беспилотной авиации на десять лет. Первые образцы американских дронов были закуплены именно в Израиле.

Что касается России, то отставание от Запада в вопросе беспилотников измерялось в нашей стране десятилетиЯМИ.

На сегодняшний день ситуация с беспилотной авиацией стабилизировалась, что позволяет таким системам, как «Охотник» выйти на один уровень с самыми современными образцами разведывательно-ударных авиационных средств, не имеющих на борту живого пилота.

После войны в Ливане и успешного использования в ней Израилем небольших разведывательных БПЛА командование ВМС США проявило интерес к беспилотным разведывательным аппаратам. Была предложена программа разработки разведывательного БПЛА морского базирования.

В 1985 году был подписан контракт с фирмой Pioneer UAV Inc. на постройку RQ-2. Первый полёт совершил в декабре 1985 года.

В декабре 1986 года первые RQ-2 «Pioneer» поступили на вооружение линкора «Айова» ВМС США.

«Альтиус». Тяжёлый российский беспилотник с искусственным интеллектом

«Альтиус» – это тяжелый российский беспилотник дальнего радиуса действия с максимальной боевой нагрузкой более тонны. Свой первый полет БЛА совершил в августе 2019 года. В феврале 2020 года официальный сайт Минобороны России сообщил о том, что окончательный вариант беспилотника получил название «Альтиус-РУ». Развертывание производства тяжелого разведывательно-ударного беспилотника планируется осуществить на мощностях Уральского завода гражданской авиации, который в настоящее время занимается опытно-конструкторскими работами по данной теме.

«Альтиус» научат думать

Скоро в арсенале ВКС России появится новый тяжелый разведывательно-ударный беспилотник «Альтиус», который получит элементы искусственного интеллекта (ИИ). БЛА сможет работать автономно без участия оператора, а также самостоятельно взаимодействовать с перспективным российским истребителем пятого поколения Су-57. Сообщается, что новый разведывательно-ударный беспилотник сможет без помощи человека-оператора самостоятельно прокладывать маршрут до цели или заданного района патрулирования в обход зон ПВО вероятного противника, а также обнаруживать и атаковать важные наземные цели: пусковые установки ракет, узлы связи, штабы. Аппарата с подобными возможностями в распоряжении ВКС России пока что нет. По словам экспертов, новый беспилотник станет по-настоящему универсальным оружием.

Читать еще:  Бмп 3: ттх - технические характеристики, драгун и деривация с 57 мм пушкой, вооружение, бронирование и масса машины

Как сообщает газета «Известия» со ссылкой на собственные источники в ВПК, в стране уже начались работы по созданию обновленной версии тяжелого разведывательно-ударного беспилотника «Альтиус-РУ». Новый беспилотник получит элементы системы ИИ, а дистанционно управлять аппаратом можно будет и с борта истребителя Су-57. Сообщается, что все необходимое оборудование, которое подарит БЛА свои «мозги», будет установлено на аппарате до конца 2020 года, после чего начнется период проведения технических испытаний новинки.

Предполагается, что элементы искусственного интеллекта подарят аппарату новые возможности, в том числе возможность атаковать наземные цели самостоятельно. Получив координаты цели, БЛА при помощи своего бортового компьютера сможет составить алгоритм поиска оптимального маршрута до цели атаки, а также рассчитает наиболее подходящую точку для сброса бомб. Всё это беспилотник сможет сделать без помощи оператора, при этом боевой дрон будет в режиме реального времени получать всю информацию из штаба о воздушной обстановке и расположении объектов ПВО противника и строить свой полет, обрабатывая поступающие сведения. Выполнив боевую задачу, тяжелый беспилотник сможет вернуться на базу в автоматическом режиме по наиболее безопасному маршруту или вернуться в зону патрулирования и продолжить решать разведывательные задачи.

Стоит отметить, что в настоящее время военные беспилотники на всех этапах полета стараются контролировать операторы, работающие с земли. Установленные на «Альтиус» элементы ИИ должны помочь снизить нагрузку на операторов беспилотных комплексов, что особенно важно при длительных полетах и долгом патрулировании. Для большого разведывательно-ударного аппарата это особенно актуально, так как такой БЛА в состоянии находиться в небе больше суток.

Использование беспилотника совместно с современным истребителем пятого поколения — также очень важная функция. В сентябре 2019 года Минобороны России впервые продемонстрировало пример такого взаимодействия с участием Су-57 и 20-тонного ударного беспилотника С-70 «Охотник», являющегося на данный момент времени самым крупным подобным аппаратом в нашей стране. Такой же возможностью взаимодействия с пилотируемым самолетом оснастят и беспилотник «Альтиус». Специалисты отмечают, что благодаря имеющимся в его распоряжении приборам летчик сможет находить цели и по защищенной линии связи передавать их координаты на борт БЛА. После получения информации от пилота беспилотник сможет приступить к выполнению боевой задачи в самостоятельном режиме без участия оператора.

Российские эксперты отмечают, что современные российские беспилотники, к которым относят «Форпост» и «Альтиус», по своим характеристикам уже сопоставимы с западными аналогами. К примеру, по своим характеристикам «Альтиус» может конкурировать на мировом рынке вооружений с американским БЛА MQ-9 Reaper («Жнец»). При этом использование беспилотников в армиях всех стран в будущем будет только возрастать. Беспилотники уже сейчас отлично проявляют себя в разведывательных миссиях, позволяя обнаруживать важные цели, которые могут самостоятельно же поразить. Разработка, строительство и широкое применение разведывательно-ударных беспилотников поможет в перспективе сохранять человеческие жизни, уберегая людей от ненужного риска.

Технические возможности беспилотника «Альтиус-РУ»

Современный российский беспилотный летательный аппарат «Альтиус-РУ» (разведывательно-ударный) представляет собой финальный вариант создаваемого с 2011 года беспилотника «Альтаир», на заключительном этапе работ он также был известен как «Альтиус-У» (ударный). По своей конструкции дрон «Альтиус-РУ» представляет собой тяжелый турбовинтовой беспилотный летательный аппарат большой дальности.

При этом сегодня по-прежнему известны не все технические данные беспилотника. К примеру, в феврале 2018 года официальный сайт Минобороны РФ сообщал о том, что тяжелый беспилотник «Альтиус» сможет нести до двух тонн боевой нагрузки. Но сегодня в прессе, в том числе на тематическом сайте Минобороны «Звезда», все чаще можно встретить другие данные о полезной нагрузке аппарата – до 1000 кг.

Новый российский беспилотный летательный аппарат «Альтиус» построен по классической аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом большого размаха и V-образным хвостовым оперением. Известно, что «Альтиус» построен с широким использованием композиционных конструкционных материалов. Силовая установка аппарата представлена двумя турбовинтовыми двигателями, расположенными на консолях крыла, двигатели приводят в движение два тянущих винта. По всей видимости, речь идет о двигателях ВК-800С, разработанных в КБ имени Климова. Данный двигатель предназначен для установки на легких самолетах и вертолетах (версия ВК-800В) и выдает взлетную мощность 800 л.с. Примерный размах крыла беспилотника – до 30 метров, длина – около 12 метров, взлетная масса – более шести тонн.

В 2019 году завод УЗГА представил доработанную версию беспилотного аппарата, которая получила систему спутниковой связи. С использованием такой системы дальность полета БЛА «Альтиус» ограничивается лишь запасом топлива на борту. Как отмечают специалисты, появление такой системы позволяет разведывательно-ударному беспилотнику вести разведку и атаковать цели на удалении за сотни или тысячи километров от места своего базирования. Известно, что в небе «Альтиус» может находиться от 24 до 48 часов, а максимальная дальность его полета должна составить 10 000 километров. При этом вести разведку аппарат сможет с высоты 12 тысяч метров.

Читать еще:  Имперский флаг России и Германии, значение цветов и история появления герба, когда отмечается праздничный день, геральдические реформы

К особенностям аппарата также относят его оснащение инерциальной навигационной системой СП-2, которая должна снизить возможности обнаружения аппарата в воздухе, обеспечив БЛА дополнительную устойчивость к наводимым помехам и работе в условиях радиоэлектронного противодействия со стороны противника. Предполагается, что в качестве вооружения беспилотник сможет нести планирующие бомбы «Гром-2» общей массой 598 кг (масса боевого заряда 480 кг) и дальностью пуска 10-50 км или управляемые ракеты «Гром-1» стартовой массой 594 кг (масса боевого заряда 315 кг) с дальностью пуска до 120 км. Такое предположение выдвинули журналисты «Известий».

«Альтиус» создают уже девять лет

«Альтиус» относят к тяжелым беспилотникам, он входит в тройку больших ударных дронов, разрабатываемых в настоящее время в России. При этом «Альтиус» — аппарат очень сложной судьбы. Работа над ним началась еще в 2011 году, но спустя девять лет аппарат по-прежнему не запущен в серийное производство, а весь процесс его разработки сопровождался различными проблемами и громким скандалом, эхо которого гуляет по Казани до сих пор.

Первоначально (в 2011 году) заказ на разработку тяжелого беспилотного аппарата весом до пяти тонн был выдан специалистам АО «НПО Опытно-конструкторское бюро имени Симонова» в Казани. Работы велись совместно с компанией «Транзас» из Санкт-Петербурга. Первая публичная демонстрация модели будущего беспилотника состоялась в феврале 2013 года. На тот момент беспилотник назывался «Альтаир».

Далее проект постигли сразу два удара. Первый – это введенные против России в 2014 году санкции, которые оставили аппарат без немецких дизельных авиационных двигателей, которыми планировалось оснащать все беспилотники. Информация о начале летных испытаний экспериментальных образцов появилась только в 2016 году, а в 2017 году стало известно, что ОКБ имени Симонова испытывает нехватку денежных средств на доведение проекта и продолжение работ.

Далее последовал второй удар. В дело включился бессмертный российский сюжет. В апреле 2018 года суд арестовал генерального директора ОКБ им. Симонова Александра Гомзина, которого следствие заподозрило в хищении 900 миллионов рублей, выделенных на разработку тяжелого беспилотника. Эта история не закончилась до сих пор. При этом ОКБ им. Симонова находится под угрозой банкротства, а в конце 2019 года Арбитражный суд Москвы принял иск Минобороны России к бывшему разработчику беспилотника «Альтиус» – АО НПО «Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) им. Симонова» на общую сумму 643,8 миллиона рублей.

На фоне разгорающегося скандала и начавшегося судебного разбирательства разработка нового беспилотника была перенесена из Казани в Екатеринбург. В декабре 2018 года во время визита в Казань Алексей Криворучко, являющийся заместителем министра обороны РФ, курирующим вопросы материально-технического обеспечения вооруженных сил, рассказал, что работы над тяжелым беспилотником были переданы новому подрядчику. Которым стал «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА), освоивший серийную сборку беспилотника «Форпост», а также его локализованной и модернизированной версии «Форпост-Р».

В декабре 2019 года Минобороны России заключило с АО «УЗГА» новый контракт на выполнение ОКР по беспилотному летательному аппарату «Альтиус-РУ». Это окончательный вариант БЛА, к которому военные и разработчики пришли по итогам всех испытаний уже выпущенных прототипов тяжелого беспилотника. Сообщается, что данная версия объединит в себе все требования военных и последние российские достижения в области создания беспилотной авиации. Данная версия должна стать основной для развертывания серийного производства и поставок в Вооруженные силы РФ. Планируется, что именно «Альтиус-РУ» поступит на вооружении не только ВКС, но и ВМФ России.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Охота крепкая

Россия создает самый тяжелый ударный беспилотник. Что о нем известно?

В январе 2019 года в сети появились первые фотографии опытного образца российского тяжелого ударно-разведывательного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) С-70 «Охотник». До сих пор неизвестны даже примерные официальные характеристики дрона, однако уверенно просматривается его связь с истребителем пятого поколения Су-57. Последнее обстоятельство вместе с появившимися фотографиями позволяет спрогнозировать ряд параметров и возможности «Охотника», о чем рассказывает «Лента.ру».

Через пятое к шестому

История С-70 началась в августе 2009 года, когда стало известно, что «Сухой» и «МиГ» начали совместную работу над тяжелым ударным БПЛА. Уже в июле 2012 года сообщалось, что головным разработчиком дрона станет первая компания. К этому времени программа малозаметного боевого БПЛА «Скат» от «МиГа» была приостановлена, хотя его макет демонстрировался еще в августе 2007 года на VIII Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2007, и в воздух поднимались первые три летных прототипа Су-57 (Т-50-1, Т-50-2 и Т-50-3) от «Сухого».

Изготовление демонстратора «Охотника» было поручено Новосибирскому авиационному заводу (входит в «Сухой»). Итогом всех работ по проекту Минобороны России в начале 2010-х годов видело создание к концу 2010-х—началу 2020-х годов тяжелого малозаметного ударно-разведывательного беспилотника, отличающегося высокой скоростью и автономностью, а также близкого по своим тактико-техническим характеристикам к летательным аппаратам шестого поколения.

Читать еще:  ФСО России — федеральная служба охраны, Академия, войска и структура, директор и руководство, полковники и генералы, требования и стандарты

Работы по созданию первого летного прототипа «Охотника» вышли на завершающую стадию в 2018 году, впервые под открытое небо дрон выкатили в июне 2018 года. Тогда же сообщалось, что разработчик получил основание для рассекречивания внешнего вида беспилотника, а также отмечалась высокая унификация дрона с истребителем пятого поколения. Месяц спустя стало известно, что в части искусственного интеллекта и автономности «Охотник» является прототипом истребителя шестого поколения, однако не получит функцию принятия решения на применение оружия, которая пока остается за человеком.

В ноябре 2018 года беспилотник «пробежал» по взлетно-посадочной полосе Новосибирского авиационного завода, набрав 200 километров в час в соответствии с программой испытаний. При этом руление, разбег, набор скорости и остановка в конце полосы выполнялись беспилотником полностью автономно. Первый полет С-70 должен состояться уже в 2019 году.

Незаметные параметры

Согласно последним неофициальным данным, взлетная масса «Охотника» составит 25 тонн, из которых 2,8 тонны придется на вооружение. Размах крыла беспилотника составит 19 метров. В длину машина достигает 14 метров. На низкой высоте дрон должен развивать сверхзвуковую скорость 1,4 тысячи километров в час, дальность полета составит пять тысяч километров. Эти характеристики значительно превосходят параметры, которые, в частности, неофициально озвучивались ранее.

Вызывает вопросы двигательная установка «Охотника». Судя по снимкам, появившимся в январе 2019 года, опытный образец беспилотника мог получить один из вариантов силового агрегата АЛ-41Ф, позволяющий достигать сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. Однако поскольку на снимках у С-70 не видно вертикальное хвостовое оперение, беспилотник скорее всего не будет отличаться высокой маневренностью.

Можно было бы предположить, что при выполнении по аэродинамической схеме «летающее крыло» одним из главных преимуществ дрона окажется малозаметность. Однако и такая точка зрения вызывает много вопросов, в случае если у «Охотника» двигатель первого этапа от Су-57, который совсем не отвечает требованиям, предъявляемым к летательным аппаратам пятого и тем более шестого поколения. Не исключено, что таких проблем у С-70 нет, либо они будут решены в ближайшие годы.

И снова ракеты

Вместе с первым С-70 в сеть попали снимки Т-50-3, на киль которого нанесен рисунок беспилотника, а на нижнюю часть корпуса — силуэт дрона. Впоследствии стало известно, что на летном образце Су-57 отрабатывается радиоэлектронное оборудование С-70. Предположительно, связка из 20-30 ударных беспилотников, прикрываемых двумя-тремя маневренными истребителями, позволит нанести непоправимый ущерб инфраструктуре потенциального противника.

Для уничтожения радаров С-70 от Су-57 может получить, в частности, сверхзвуковую противорадиолокационную ракету класса «воздух-земля» Х-58 (с дальностью полета около 260 километров). Против морских целей эффективной окажется дозвуковая маловысотная ракета X-35. Также «Охотник» может получить четыре модифицированные сверхзвуковые ракеты X-74M2 и восемь корректируемых авиабомб КАБ-250.

Ценный подарок: 50 лет назад секретный беспилотник США прилетел в СССР

Подлетев к границам Китая бомбардировщик запустил беспилотный разведчик и отправился в обратный путь, а дрон полетел выполнять задание. Китайская система ПВО не заметила нарушения своих границ. И это неудивительно, ведь D-21 летел со скоростью 3,3 Маха на высоте 27 километров.

Первоначально полет проходил по плану. Сфотографировав объекты над полигоном, беспилотник должен был развернуться и двинуться в сторону Тихого океана, чтобы в точке рандеву сбросить кассету со шпионскими материалами. Увы, в навигационной системе робота произошел сбой и D-21 продолжил свое путешествие.

Как пишет в книге “Черная птица Кларенса Джонса” Михаил Никольский, вскоре беспилотник оказался в воздушном пространстве СССР. Выработав горючее трехтонный аппарат спланировал и без существенных повреждений приземлился в дикой казахской степи – на территории ракетного полигона Тюра-Там, более известного как космодром Байконур.

В отличие от китайских военных, советские контрразведчики оказались более профессиональными – беспилотник был найден и доставлен сначала на космодром, а затем в ОКБ Туполева, где он получил название Объект “Р”. Выяснилось, что D-21 изготовлен из титана, а сверху покрыт специальной черной эластичной пленкой. В шпионском отсеке, который, кстати, самоуничтожился спецзарядом, находился фотоаппарат с большим фокусным расстоянием – 400-600 мм.

Американский беспилотный высотный самолет-разведчик послужил основой для проекта советского беспилотника “Ворон”. Уже после распада Советского Союза бывшему руководителю программы по созданию дрона Бену Ричу, посетившему Москву, были вручены несколько деталей пропавшего разведчика.

После конфуза D-21B совершили еще три разведывательных полета, из которых только один оказался результативным. Окончательно программу прикрыли 23 июля 1971 года, а через два года беспилотник был снят с вооружения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: