192 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

А-50 — самолет дальнего радиолокационного наблюдения, история и причины создания, ТТХ и оборудование, цели и задачи, боевое применение

А-50У – «самолет-гриб» или новый авиационный комплекс ДРЛОиУ

А-50 или изделие «А» (по классификации НАТО: Mainstay – «Оплот») – самолет ДЛРОиУ – дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Самолет был спроектирован и построен на базе тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД. Разрабатывался на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Бериева в тесном сотрудничестве с Московским научно-исследовательским институтом приборостроения – НПО «Вега-М». Самолет совместно с радиотехническим комплексом «Шмель», установленным на его борту, образует единый комплекс А-50. Серийное производство данного авиационного комплекса, который был принят на вооружение в 1985 году, осуществлялось на Ташкентском авиазаводе им. Чкалова. В войсках он получил прозвище «гриб» или летающая тарелка, за характерный внешний вид локатора, установленного над фюзеляжем.

Авиационный комплекс ДЛРОиУ А-50 может использоваться для обнаружения и последующего сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения КП автоматизированных систем управления различных видов ВС о воздушной и надводной обстановке. Комплекс может использоваться для управления ударной и истребительной авиацией, ее наведения на наземные, воздушные и морские цели, а также выполнять роль воздушного командного пункта. В настоящее время все строевые самолеты данного класса входят в состав дислоцированной на аэродроме Иваново-Северный авиагруппы боевого применения авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний. Всего в состав данной авиагруппы входит 17 самолетов А-50М и А-50У, не считая как минимум 2-х самолетов, которые в настоящее время находятся на хранении.

В последнее время данные самолеты принимают активное участие в различных учениях. В частности экипажи самолетов ДЛРОиУ А-50 принимали активное участие в обеспечении крупных военных учений, в том числе «Щит Союза-2011», «Центр-2011», «Кавказ-2012» и международных учениях «Бдительное небо-2011», «Бдительный орел-2011». Результаты военных конфликтов последних лет наглядно демонстрируют тот факт, что самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления стали одним из главных факторов в достижении превосходства над противником и, как следствие, в обеспечении успеха осуществляемых боевых операций.

В настоящее время на вооружение ВВС России поступает обновленная версия данного самолета А-50У, которая является глубокой модернизацией модели А-50М. Предполагается, что до 2016 года все имеющиеся на вооружении самолеты А-50М будут модернизированы до нового варианта А-50У. Первый самолет А-50У был передан ВВС России 31 октября 2011 года (бортовой номер 47). Самолет был принят экипажем ВВС и выполнил перелет из Таганрога к месту постоянной дислокации на авиабазу в Иваново. Второй самолет был готов в декабре 2012 года (бортовой номер 33). Второй модернизированный самолет был построен в 1984 году и поступил для проведения работ по модернизации на ТАНТК им. Бериева в начале 2011 года. В настоящее время машина выполняет серию испытаний и еще не полностью окрашена в новые цвета ВВС России.

Самолет ДЛРОиУ А-50М в состоянии выполнять полеты на дальность до 7 500 км., на скорости до 800 км/ч. Данный авиационный комплекс в состоянии обнаружить различные типы наземных и воздушных целей на удалении до 300 и 650 км. соответственно. При этом А-50М в состоянии обеспечивать непрерывное сопровождение до 300 различных целей. Технические характеристики самолета А-50У в настоящее время держатся в секрете, но летчики говорят о том, что дальность обнаружения целей на новом самолете с модернизированным радиотехническим комплексом была повышена. Новый самолет в состоянии сопровождать сотни воздушных целей, наводя на них десятки истребителей. При этом он может работать полностью в автономном режиме. То есть команды могут приходить на борт истребителя автоматизировано, а не выдаваться в эфир офицером боевого управления.

Глубокая модернизация радиотехнического комплекса (РТК) проведенная ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева» совместно с ОАО «Концерн «Вега» выгодно отличает самолет от его предшественников. В первую очередь за счет использования более совершенных алгоритмов функционирования комплекса, вычислительных средств повышенной производительности, а также внедрением сквозной цифровой обработки сигналов. Последняя деталь позволила значительно сократить массогабаритные характеристики всей аппаратной части бортового РТК.

В модернизированном РТК применяется современная элементная база, прогрессивные методы сборки и монтажа, а также ряд других новейших технологий, что позволило существенно уменьшить габариты и массу аппаратуры, энергопотребление, а также увеличило надежность систем. В целом проведенные работы позволили снизить общий вес комплекса и всего самолета в целом. Следствием этого стала возможность взять на борт больше горючего при той же взлетной массе самолета. При этом взлетно-посадочные характеристики А-50У изменений не претерпели.

В состав пилотажно-навигационного комплекса самолета была включена спутниковая навигационная система, что существенно увеличило точность самолетовождения. Модернизации подверглись и рабочие места операторов комплекса, в частности система отображения. Кардинально модернизировались рабочие места членов тактического экипажа А-50У. Вместо старых стоек на основе электронно-лучевых трубок были смонтированы новые универсальные средства отображения информации на основе дисплейных комплектов с жидкокристаллическими индикаторами большого разрешения и размерности. Кроме этого, на самолете ДЛРОиУ А-50У были оборудованы буфет с бытовым оборудованием и комнаты отдыха для экипажа.

В результате проведенных работ по модернизации, существенно увеличились функциональные возможности АК ДРЛОиУ. Преимущества А-50У перед предшественниками:

– выросло число одновременно сопровождаемых целей и одновременно наводимых на них истребителей, увеличена дальность обнаружения различных типов воздушных целей, в том и числе и новых типов;
– повышена дальность полета самолета и время выполнения им боевых задач на заданном рубеже;
– повышена продолжительность использования комплекса и его надежность;
– использованы современные эргономичные конструкции пультов, приборных досок операторов и органов управления;
– обеспечена хорошая считываемость всего объема представляемой информации с рабочих мест, повышено качество и эффективность сигнализации, удобство работы с оборудованием.

Параллельно с модернизацией уже имеющихся в ВВС самолетов А-50М концерн радиостроения «Вега-М» совместно с ТАНТК им. Г. М. Бериева осуществляет работы по созданию нового АК ДРЛОиУ, оснащенного принципиально новым РТК, обладающим еще более высокими техническими характеристиками. По сути представленная модернизация А-50У является переходным вариантом к новому самолету А-100 «Премьер», который по своим боевым возможностям должен значительно превзойти существующие А-50. Сообщается, что новый авиационный комплекс будет оснащаться антенной с активной фазированной решеткой. Как отмечал в 2011 году главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин, новый авиационный комплекс А-100 будет создан на базе модернизированной версии Ил-76 – Ил-476, производство которого разворачивается в Ульяновске на мощностях завода «Авиастар-СП». Данная машина должна быть разработана к 2016 году.

Самолет А-50: главный козырь «российского АВАКСа»

А-50 – это советский (российский) самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ). Он был разработан в ОКБ Бериева (ОКБ-49) в середине 70-х годов прошлого столетия на базе транспортного самолета Ил-76. Работы над этим проектом велись совместно с Московским НИИ Приборостроения.

Самолет А-50 до сих пор находится на вооружении российской армии. Кроме того, в 2003 году с Индией был подписан контракт на поставку трех А-50ЭИ с израильской РЛС EL/W-2090. До 2010 года все машины были отправлены заказчику.

За антенну характерной формы журналисты часто называют этот самолет «российским АВАКСом», в войсках же он получил прозвище «гриб» или «летающая тарелка». До последнего времени А-50 был одним из самых секретных российских военных самолетов, только несколько лет назад журналисты смогли попасть на борт этой машины.

Самолет А-50 способен обнаруживать и сопровождать воздушные и надводные цели, управлять самолетами ударной и истребительной авиации, при необходимости наводить их на различные типы целей, а также вести общий мониторинг воздушной и надводной обстановки. Также А-50 можно использовать в качестве воздушного командного пункта.

Первый полет самолет А-50 совершил в конце 1978 года, его эксплуатация началась в 1985 году. Серийное производство машины было развернуто на Ташкентском заводе имени Чкалова и продолжалось до 1991 года. За это время было изготовлено около 40 машин, а также разработано несколько модификаций самолета.

Читать еще:  ТОЗ 99, ТТХ самозарядного карабина, стрельба из мелкашки, калибр винтовки, ствол, магазин и цевье, модификация Люкс

Еще А-50 можно назвать завсегдатаем воздушных парадов и авиационных шоу. Впервые машина была показана публике на авиасалоне «МАКС-95».

Стоимость одного самолета составляет примерно 330 млн долларов.

Для чего создавался самолет ДРЛО А-50

Уже к началу 70-х годов стало очевидным, что самолет радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) Ту-126, стоявший на вооружении войск ПВО, безнадежно устарел. Он не отвечал существующим на тот момент требованиям и значительно уступал своему американскому аналогу – самолету ДРЛО Е-3А. Бурное развитие зенитно-ракетных комплексов заставило боевую авиацию искать спасения у самой земли, где радиолокационный комплекс Ту-126 был бессилен.

Военным нужен был новый самолет, оснащенный РЛС, которая могла бы отслеживать воздушные цели на малых и сверхмалых высотах.

В 1969 году появилось постановление советского правительства о начале работ над радиотехническим комплексом (РТК), способным находить и сопровождать воздушные цели на малых высотах. Его разработка была поручена Московскому НИИ Приборостроения. Военные настаивали, чтобы в качестве носителя РТК был взят обычный серийный тяжелый транспортный самолет. Именно из-за этого требования был отклонен проект КБ Туполева, которое предлагало использовать в качестве носителя переделанный пассажирский лайнер.

Конечно, вариант с пассажирским самолетом имел свои преимущества, но подобная машина была куда дороже в эксплуатации. Поэтому новый самолет решили создавать на базе транспортника Ил-76. Работа над этим проектом была поручена ОКБ-49, которым в то время руководил Константинов. Соответствующее правительственное постановление появилось в 1973 году.

Длинная дорога в небо

Переоборудование серийного Ил-76 в первый самолет А-50 завершилось только в конце 1978 года. В августе 1979 года начались государственные испытания машины, в ходе которых также осуществлялась доработка и доводка комплекса радиоэлектронного оборудования на борту самолета. До 1983 года на опытном заводе ОКБ-49 в Таганроге в А-50 было переоборудовано первые три Ил-76. Испытания продолжались до 1985 года, после чего машины были переданы в строевые части на опытную эксплуатацию. Еще раньше, в декабре 1984 года, было принято решение о начале серийного производства самолета на Ташкентском авиационном заводе.

Официально принятие на вооружение А-50 состоялось только в 1989 году. Уже после распада СССР, в 1996 году, многие конструкторы, работавшие над проектом А-50, были награждены Государственными премиями.

Первая встреча А-50 с «вероятным противником» состоялась в декабре 1987 года: норвежский противолодочный самолет Р-3В Orion обнаружил «советский АВАКС» над акваторией Баренцева моря.

В 1987 году начались работы над созданием модернизированного радиотехнического комплекса «Шмель-2», для чего была переоборудована летающая лаборатория Ту-126ЛЛ. Однако в 1992 году работы над этим проектом заглохли.

В начале нулевых годов начались работы по модернизации А-50, причем велись они и над обновлением самолета, и над улучшением характеристик РТК. Результатом стало появление новой модификации самолета – А-50У с куда более продвинутыми летно-тактическими характеристиками. Первый А-50У был передан российским ВВС в 2011 году. Второй был принят в эксплуатацию в конце 2012 года. В марте 2017 года ВКС получили четвертый А-50У. До 2020 года планируется модернизировать и передать вооруженным силам 20 подобных машин.

С момента начала эксплуатации А-50 постоянно привлекались при проведении различных учений. Периодически эти самолеты участвуют в дистанционном контроле тех или иных сопредельных территорий. Так, например, А-50 проводили мониторинг ситуации в Ираке во время войны в начале 90-х годов. Во время первой и второй чеченской кампании эти самолеты контролировали воздушное пространство мятежной республики, предотвращая полеты с территории сопредельных государств. В 2015 году А-50 вошел в состав российской группировки ВКС в Сирии. Фото этого самолета на базе Хмеймим легко можно найти в интернете.

Описание конструкции самолета А-50

А-50 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это двухмоторный высокоплан, его конструкция во много повторяет конструкцию серийного транспортного самолета Ил-76. Экипаж самолета состоит из 5 человек и еще 10-11 операторов, которые обслуживают аппаратуру радиотехнического комплекса «Шмель». Именно этот РТК и является основным «оружием» А-50. В его состав входит:

  • трехкоординатная РЛС с пассивным каналом пеленгации;
  • комплекс аппаратуры съема и отображения полученных данных;
  • система запроса – ответа;
  • вычислительный комплекс, который решает задачи управления, а также наведения истребителей на воздушные цели;
  • система госопознавания;
  • комплекс аппаратуры ЗАС;
  • система связи;
  • комплекс аппаратуры документирования;
  • телекодовая аппаратура.

Характерной особенностью А-50 является наличие «гриба» – обтекателя РЛС кругового обзора, который имеет диаметр больше 10 метров и высоту 2 метра. Конструкторам пришлось решать нетривиальную задачу размещения этого сооружения на фюзеляже самолета. Он располагается сзади задней кромки крыла, при этом он несколько ниже стабилизатора машины.

Радиоэлектронное оборудование, размещенное на борту А-50, весит около 20 тонн. РЛС самолета позволяет обнаруживать одиночную воздушную цель типа «истребитель», летящую на малой высоте, на расстоянии в 200-400 км. Высотные цели такого же класса определяются на дальности до 600 км. Морские цели РТК «Шмель» «видит» на расстоянии в 400 км. Комплекс способен одновременно вести до 60 целей и наводить на них до 12 истребителей.

Также А-50 способен засекать старты тактических и оперативно-тактических ракет по факелу работы их двигателя на расстоянии в 1 тыс. км.

Взаимодействие А-50 с истребителями обеспечивается за счет автоматизированных фиксированных каналов связи. Дальность по КВ-диапазону составляет 2 тыс. км, а по УКВ-диапазону – до 400 км. Для обеспечения глобальной связи А-50 оснащен спутниковым каналом коммуникации.

Пилотажно-навигационный комплекс А-50 позволяет самолету решать боевые задачи в любых метеорологических условиях, днем или ночью, в любой точке земного шара.

А-50 вполне может постоять за себя. Он имеет комплекс самообороны, состоящий из систем пассивного и активного радиоэлектронного противодействия. Самолет может выпускать радиолокационные отражатели и ложные тепловые цели. Есть система дозаправки в воздухе.

Самолет способен выполнять боевые задачи даже в условиях помех и активного противодействия противника. Если сравнивать А-50 с Boeing E-3 Sentry, то советская машина уступает американской по дальности обнаружения целей и по количеству каналов наведения. Однако А-50 лучше распознает и выделяет воздушные цели на фоне земной поверхности. Правда, вес электронной аппаратуры «советского АВАКСа» в полтора раза больше, чем у его американского аналога.

ВКС России: самолёт А-50 – всевидящее око ДРЛО

«Всевидящее око» из Таганрога: ОАК создает новые и модернизирует ранее выпущенные самолеты ДРЛОиУ

Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления служат глазами военно-воздушным силам. Без них теперь просто невозможно защищать свое небо и вести схватки в воздухе. Чтобы оставаться среди лидеров в этой области, ОАК проводит модернизацию ранее выпущенных комплексов и разрабатывает новые. Кроме того, предприятия корпорации помогают и другим странам получить аналогичные комплексы радиообнаружения.

Назначение современных российских самолетов радиолокационного дозора – обнаружение, сопровождение и определение государственной принадлежности (по принципу «свой – чужой») воздушных, крупных наземных и морских целей. Кроме того, они обеспечивают выдачу информации на командные пункты видов вооруженных сил. Они способны наводить истребители Воздушно-космических сил Российской Федерации (ВКС России) на воздушные цели и самолеты фронтовой авиации, на наземные и морские цели.

В 1970-е годы создание комплексов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), позже названных А-50, было поручено ОКБ Таганрогского авиационного завода им. Г. Димитрова, ныне известному как Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г. М. Бериева. С тех пор это предприятие является мировым лидером в области создания стратегических авиационных комплексов радиообнаружения.

«Смертоносный» ответ в Сирии
«Самый смертоносный самолет в российском арсенале, о котором вы никогда не слышали». Это не анонс компьютерной игры, не цитата из голливудского сценария. Это заголовок в номере американского политического журнала The National Interest от 10 мая 2017 года. Речь в материале корреспондента Тома Купера (Tom Cooper) идет не о стратегических бомбардировщиках и не о фронтовых истребителях. Его герой – самолет ДРЛОиУ А-50У, «засветившийся» в Сирии. По мнению автора публикации, один такой борт способен изменить расклад сил в регионе.

Читать еще:  Компрессор пневматической винтовки

В публикации сообщается, что в конце апреля в социальных сетях появилась фотография, изображающая российский самолет ДРЛОиУ на аэродроме базы Хмеймим к югу от Латтакии. «Самолет, развернутый в Сирии, является последней принятой в эксплуатацию моделью такого назначения – А-50У. Российские ВКС, видимо, получили уже четыре таких самолета в период с 2011 по 2017 год, – пишет Купер. – Развертывание А-50У в Сирии имеет определенный смысл в свете развития ситуации в этой стране весной 2017 года». По мнению корреспондента, этот самолет «мог стать частью реакции России на действия США, которые нанесли удар по авиабазе Шайрат в Сирии 7 апреля 2017 года». «А-50У может обеспечить более раннее предупреждение о [возможных] будущих атаках», – пишет Купер. Он также отмечает, что самолет ДРЛОиУ улучшит взаимодействие компонентов авиационной группы ВКС России.

Два месяца до этого. 6 марта 2017 года. Заводской аэродром ТАНТК им. Г. М. Бериева. С взлетно-посадочной полосы предприятия в полет отправляется очередной модернизированный А-50У. В его внешнем виде есть одно важное отличие от ранее прошедших такое же глубокое обновление самолетов. Помимо бортового номера 41 на боку фюзеляжа нанесена надпись «Таганрог». Это собственное имя самолета стало данью уважения к городу, где уже полвека создаются спецборта, служащие «глазами» и «ушами» военно-воздушных сил страны.

Свой первый полет этот самолет выполнил 7 декабря. Теперь, после прохождения всех необходимых испытаний, машину передали экипажу ВКС России. А-50У успешно совершил перелет из Таганрога к месту своего постоянного базирования в Ивановской области.

Дальнее радиолокационное обнаружение воздушных целей с борта летательного аппарата всегда являлось актуальной задачей укрепления обороноспособности страны. Впервые А-50 поднялся в небо еще в 1978 году. Он пришел на смену первому отечественному самолету дальнего радиолокационного обнаружения Ту-126 с установленным на нем радиотехническим комплексом «Лиана». Потребность в замене «тушки» возникла в конце прошлого столетия, когда в арсеналах зарубежных вооруженных сил появилась новая тактика преодоления радиолокационных зон противовоздушной обороны самолетами, летящими на малой высоте. В подобном случае самолет противника наблюдался на фоне земли. При этом уровень сигнала, отраженного от него, был существенно ниже по сравнению с отражениями от земной поверхности. Чтобы справиться с этой задачей, пришлось создавать новую радиолокационную станцию (РЛС), анализировать спектры отражений от земли, выбирать методы селекции малоразмерных целей на их фоне.

Эти задачи были решены коллегами самолетостроителей – предприятиями радиоэлектронной промышленности, входящими сегодня в концерн радиостроения «Вега». Итогом этих работ явилось создание нового самолета ДРЛОиУ А-50 с бортовым радиотехническим комплексом «Шмель», главный элемент которого – трехкоординатная РЛС кругового обзора. Он и расположен внутри специального обтекателя А-50, который военные называют «грибом», а таганрогские конструкторы – «домиком». Диаметр обтекателя – более 10 м, высота – около 2 м, внутри оборудование массой в несколько тонн. «Шмель» мог сопровождать одновременно до 300 воздушных целей, засекая их на дальностях от 215 (крылатые ракеты) до 650 км.

Однако пришли новые времена, появились новые цели. Проведенные научно-исследовательские работы в области авиационного дозора позволили определить новые тактико-технические требования к самолетам радионаблюдения. Так, в 2000-х годах началась глубокая модернизация А-50 в вариант А-50У, работы по которой сейчас ведутся ТАНТК им. Г. М. Бериева совместно с концерном «Вега».

Фото из передачи “Военная приемка”, тк “Звезда”

«Для нашего самолета нет понятия stealth»

Апрель 2017 года. Программа «Военная приемка» на телеканале «Звезда» показала специальный репортаж об А-50У. В качестве цели для тренировки используется четверка тихоходных, летящих на супермалых высотах (около 50–100 м) Ан-2. Эти «кукурузники» имеют в своей конструкции сравнительно небольшое количество металла, а их крылья вообще обтянуты тканью перкаль, то есть по нынешним понятиям Ан-2 – это самолет-невидимка.

В заданной точке маршрута А-50У включает свой огромный радар. С высоты 9 150 м и расстояния 150 км «небесный радар» без труда различает в небе всю четверку. На экранах видно все, что происходит в радиусе 500 км как на земле, так и в воздухе. «Данный самолет тяжелее обычного Ил-76 примерно на 30 тонн. Разница в весе плюс антенна и обтекатель также влияют на аэродинамику. Соответственно, влияют на технику пилотирования», – рассказал командир А-50У Роман Ляхов.

Для усложнения задачи для «всевидящего ока» Ан-2 сбиваются в плотный строй – сначала по двое, затем сходится вся четверка. «Кукурузники» снижаются на предельно малую высоту. Наконец, три Ан-2 выстроились в виде этажерки, чтобы их суммарное радиолокационное отражение стало еще меньше. В таких условиях наземные средства наблюдения их уже не видят. Но А-50У четко определяет каждую отдельную цель.

Да что там Ан-2! А-50У видит даже то, что, по мнению зарубежных конструкторов, он вообще видеть не должен – самолеты, в конструкции которых применены stealth-технологии. «А чем они сильно отличаются? – с иронией удивляется начальник расчета боевого управления А-50У Андрей Платонов. – Тем, что его как-то там покрасили или сделали особую двойную обшивку? Но нам это не сильно мешает. Для нашего самолета нет понятия stealth. Он видит и их, и даже неподвижные цели». Для большинства радаров увидеть зависший на месте вертолет – задача невыполнимая. Но не для А-50У. Чтобы проверить это утверждение, журналисты передачи «Военная приемка» попросили поднять в небо еще одну цель для А-50У – вертолет Ми-8, который периодически зависал в воздухе на месте. И если на экранах А-50У группа из Ан-2 иногда сливалась в одну точку, то Ми-8 не исчезал никогда. «Мы видим даже ветряные электрические генераторы, которые стационарно стоят на земле», – говорит Андрей Платонов.

Засекать вертолет мог еще предыдущий А-50, хотя для него такая характеристика не задавалась в тактико-техническом задании. Выяснилось это в начале 1990-х годов. Тогда в районе Хасавюрта террористы захватили вертолет с заложниками, потребовали выкуп, получили его и на вертолете пытались скрыться в горах. На аэродроме «Приволжский» тогда дежурил А-50 с экипажем. Он был поднят по тревоге со столь необычным заданием. И он смог точно определить место посадки вертолета и дать координаты группе спецназа.

На сегодня таганрожцы поставили ВКС России четыре модернизированных А-50У. «Основной упор в модернизации А-50 был сделан на переход на новый бортовой радиотехнический комплекс, – говорит генеральный директор – генеральный конструктор ТАНТК им. Г. М. Бериева Юрий Грудинин. Модификация «У» способна засекать даже низколетящие крылатые ракеты. Информация может передаваться на борт истребителя автоматически, без участия человека.

Как рассказывают в концерне «Вега», в результате проведенных в рамках модернизации работ увеличилось количество одновременно сопровождаемых целей и одновременно наводимых истребителей, повышена дальность обнаружения различных летательных аппаратов, в том числе и принципиально новых типов. Кроме того, увеличены дальность полета и время выполнения боевой задачи на заданном рубеже, обеспечены хорошая «считываемость» с рабочих мест полного объема представляемой информации, удобство работы с оборудованием, качество и эффективность сигнализации.

«Сотка» – «полтинник» вдвойне

26 октября 2016 года. Тот же заводской аэродром ТАНТК им. Г. М. Бериева. В воздух впервые поднимается самолет. Вроде бы обычный А-50. Но на нем пока нет «тарелки» обтекателя для радара. Есть и еще ряд отличий от А-50. Это летающая лаборатория А-100ЛЛ для отработки нового радиотехнического комплекса. Из названия уже понятно, что новый комплекс получил название А-100, или, как его называют на предприятии, «сотка». Это замена А-50, «полтиннику».

Читать еще:  Томагавк ракета: описание, дальность полета, скорость и ТТХ, особенности конструкции, отличие от аналогов, современное боевое применение

Авиационные комплексы ДРЛОиУ являются сегодня важнейшим боевым средством. Результаты военных конфликтов последних десятилетий показывают, что системы дальнего радиолокационного обнаружения воздушного базирования стали одними из ключевых элементов в достижении превосходства над противником и, как следствие, в обеспечении успеха проводимых своими войсками операций. Поэтому параллельно с модернизацией самолетов А-50 в вариант А-50У ТАНТК им. Г. М. Бериева вместе с концерном «Вега» ведутся работы по новому авиационному комплексу ДРЛОиУ для ВКС России.

Сами таганрожцы не любят публично высказываться о новом проекте. Другое дело – заказчики. Они платят деньги, поэтому им можно. В ходе селекторного совещания 2 мая 2017 года министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу заявил: «Данный комплекс будет способен оперативно наращивать радиолокационное поле на заданном операционном направлении. Его разработка обусловлена появлением новых классов целей, в том числе самолетов оперативно-тактической авиации нового поколения».

По словам Шойгу, в рамках опытно-конструкторской работы планируют создать два самолета – летающую лабораторию и опытный образец. В тот же день российские информационные агентства уточнили, что самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер» будет построен на базе военно-транспортного лайнера Ил-76МД-90А с двигателем ПС-90А-76. Комплекс будет включать антенну с активной фазированной решеткой. Кроме того, СМИ добавили, что летающая лаборатория А-100ЛЛ создана на базе штатного самолета А-50, а для постройки первого опытного образца А-100 будет использован новый самолет Ил-76МД-90А, созданный на ульяновском «Авиастар-СП» и прибывший на ТАНТК им. Г. М. Бериева 21 ноября 2014 года.

В том же апрельском выпуске передачи «Военная приемка» на телеканале «Звезда» новой «сотке» было уделено особое внимание. Телевизионщики показали ту самую летающую лабораторию А-100ЛЛ с бортовым номером 52, на которой сейчас отрабатывается новая система.

«Я бы рискнул сказать, что это – прорывная работа, – заявил в передаче заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий Борисов. – Ее изюминка – двухдиапазонный локатор, который имеет на сегодняшний момент предельные характеристики. А-100 – это революционная работа, которая будет определять облик авиационных комплексов дальнего обнаружения на многие годы. Для этого комплекса в небе вообще нет понятия “самолет-невидимка”. Вопрос только, на каких дальностях и с какой вероятностью будет обнаруживаться то или иное летательное средство».

Впервые показали в передаче и антенну радара, которая будет стоять на «сотке». Пока она не в обтекателе-«домике». По словам ведущего «Военной приемки», А-100 сможет засекать даже десантирование грузов с военно-транспортных самолетов. Такая задача даже А-50 и А-50У не по силам: они видят лишь сам транспортный самолет, но не сброшенные с него грузовые платформы.

Где-то в Пентагоне горько плачут от зависти американские четырёхзвёздные генералы, требуя от своего главкома немедленного увеличения бюджета на научные разработки. Примечание РуАН.

Военная приемка. А-50. Погоня за невидимкой

Средства РЭБ России – Головная боль для США

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех интересующихся…

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления Бериев А-50

С декабря 1978 г. по октябрь 1983 г. в Таганроге три Ил-76 было переоборудовано в А-50, на которых и проводились совместные государственные испытания. На первом А-50 определялись летно-технические характеристики и опробовались системы обеспечения РТК, на втором сам РТК и пилотажно-навигационный комплекс «Пунктир,» на третьем – комплекс РЭП и спецоборудование. Скорейшему проведению испытаний и принятию на вооружение нового комплекса придавалось очень большое значение.

Государственную комиссию возглавил лично Главнокомандующий ВВС, главный маршал авиации П.С.Кутахов, кроме того, ход испытаний А-50 был под постоянным контролем министров авиационной промышленности И.С.Силаева и радиотехнической промышленности П.С.Плешакова. Основной этап испытаний, с 1980 г. по 1985 г., проходил в Государственном научно-исследовательском Краснознаменном институте ВВС (г.Ахтубинск).

Официально на вооружение комплекс был принят в 1989 г. За его создание Постановлением Правительства РФ от 16 января 1996 г. группе ведущих специалистов авиационной и радиотехнической промышленности, а также ВВС присуждена Государственная премия РФ в области науки и техники. Среди лауреатов создатели А-50: А.К.Константинов, Г.С.Панатов и С.А.Атаянц.

До 1990 г. самолеты А-50 несли рутинную службу, время от времени участвуя в крупных учениях, как Вооруженных сил СССР, так и совместных с армиями стран-участниц организации варшавского договора. Зимой 1991 г., во время боевых действий в Персидском заливе, пара А-50 патрулировала над водами Черного моря, осуществляла слежение за боевыми самолетами антииракской коалиции, наносившими удары по Ираку с территории Турции.

Тогда же полку пришлось покинуть обжитую базу, в одночасье очутившуюся в суверенной Литве и перелететь на северный российский аэродром Печоры. Сейчас все российские А-50 входят в состав авиационной базы боевого применения самолетов РЛДН, базирующейся на аэродроме Иваново.

На свою первую настоящую войну А-50 попал только в конце 1994 г., правда, когда он создавался, никому и в страшном сне не могло присниться, что произойдет это на своей земле, в Чечне. Три самолета А-50 были переброшены на оперативный аэродром Приволжский. После того, как 21 декабря 1994 г. российская ПВО после почти трехлетнего перерыва восстановила полный контроль над воздушным пространством Чечни, самолеты А-50, постоянно находившиеся в воздухе, создали над зоной боевых действий сплошное радиолокационное поле.

Совместное патрулирование А-50 и перехватчиков Су-27 и МиГ-31 не позволило чеченским сепаратистам организовать «воздушный мост» с зарубежьем. Аналогичные задачи самолеты А-50 выполняли и во время антитеррористической операции зимой 1999-2000 гг.

В 1988 г. один А-50 был переоборудован в А-50Э для возможной продажи на экспорт. В этом варианте он был продемонстрирован в 1988 г., в Кубинке, председателю объединенного комитета начальников штабов Индии адмиралу Надкарни.

Один из серийных самолетов в 1997-1999 гг. был переоборудован на ТАНТК им. Г.М.Бериева в вариант АИ для установки израильского радиоэлектронного комплекса.

В апреле 2000 г. один А-50 был взят ВВС Индии в краткосрочную аренду у ВВС России. Всего было выполнено десять полетов, каждый продолжительностью до 6 часов. Пилотировал машину российский экипаж из состава авиационной базы боевого применения самолетов РЛДН, которому и принадлежала машина, но в полетах принимали участие и индийские специалисты. Базировался А-50 на аэродроме Чандиханг (штат Пенджаб).

Обогреваемые части воздухозаборников двигателей, пилонов радиопрозрачного обтекателя, предкрылки, носки киля и стабилизатора – анодированный металл, покрытый лаком. Линии, маркирующие зоны вырубки обшивки при аварии – желтые. Люки аварийных выходов с синей окантовкой. Все радиопрозрачные обтекатели, кроме вращающегося обтекателя антенны РЛС – белые. Вращающийся обтекатель РЛС – серый.

Иллюминаторы основного и аварийных выходов, боковые и верхние окна пилотской кабины (кроме передних окон и сдвижных форточек) снабжены стеклом с металлизацией для защиты от СВЧ – излучения РЛС и поэтому имеют характерный золотистый оттенок.

На А-50 поздних серий выпуска все радиопрозрачные обтекатели получили серую окраску. Граница между серой и белой окраской стала проходить ниже, под каплеобразными радиопрозрачными обтекателями комплекса РЭП, захватывая верхнюю часть входной двери. Бортовые номера наносились на той же позиции, но выше.

Машины, входящие в состав авиационной базы боевого применения самолетов РЛДН ВВС России, наконец, получили бортовую живопись – круглые шевроны с эмблемой базы за кабиной экипажа (только с правого борта). Бортовые номера стали дублироваться более мелко белым цветом на передних створках основных стоек шасси.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: