24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адмирал Нахимов, корабли: броненосный крейсер и тяжелый ракетный атомный проекта 1144, ремонт и модернизация, технические характеристики

Модернизация крейсеров проекта «Орлан». Вопросы без ответа

Год назад, в апреле 2013-го, министерство обороны России и завод «Севмаш» (г. Северодвинск) подписали контракт, в соответствии с которым в течение нескольких следующих лет будут проведены ремонт и модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» проекта 11442 «Орлан».

Этот корабль, начавший службу в 1988 году, в конце девяностых годов был отправлен на ремонт и до сих пор не вернулся в строй. Долгие годы простоя сказались на состоянии корабля, из-за чего он нуждается в срочном ремонте. Кроме того, вооружение и бортовое оборудование уже устарели и должны быть заменены для дальнейшей эксплуатации корабля. По этим причинам Минобороны заказало ремонт и обновление ракетного крейсера.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 11442 в отстое на ОАО «ПО «Севмаш», г.Северодвинск.

По имеющимся данным, программа модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» рассчитана на несколько лет. В течение этого времени специалисты должны обследовать корабль, определить его состояние и составить список необходимых работ. Так, на создание технического проекта модернизации корабля был отведен 21 месяц с момента подписания контракта. Разработкой проекта занимается Северное проектно-конструкторское бюро (г. Санкт-Петербург). Проект модернизации предполагается обозначать индексом 11442М.

Программа модернизации атомного крейсера «Адмирал Нахимов» является сложной и дорогой – примерные расходы на ремонт и переоснащение корабля оцениваются в 50 млрд. рублей. Кроме того, работы продлятся несколько лет. Крейсер вернется в боевой состав Северного флота не ранее 2018 года. После этого, по некоторым данным, завод «Севмаш» начнет модернизацию другого корабля проекта 11442 – крейсера «Пётр Великий».

В настоящее время идут подготовительные работы, после которых начнется ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера. Сейчас рабочие судостроительного завода «Севмаш» строят два понтона, при помощи которых крейсер будет переведен через порог батопорта и помещен в наливной бассейн завода. Согласно планам на текущий 2014 год, крейсер «Адмирал Нахимов» в течение нескольких следующих месяцев будет заведен в наливной бассейн предприятия. Кроме того, в этом году должны быть проведены некоторые подготовительные работы.

По имеющимся данным, в ходе грядущей модернизации крейсер «Адмирал Нахимов» должен получить новое радиоэлектронное оборудование и новое вооружение. Установленные на корабле системы имеют достаточно высокие характеристики, однако для сохранения крейсера в составе военно-морского флота следует их заменить. По понятным причинам точные планы на замену оборудования и оружия пока не оглашались.

Более того, есть все основания полагать, что к настоящему времени требования к комплексу вооружений до конца не определены. Существуют различные предположения о возможном составе вооружения модернизированного корабля, но ни одно из них пока не было официально подтверждено.

Основным ударным вооружением крейсеров проекта 11442 являлся ракетный комплекс 3К45 «Гранит». Каждый из кораблей «Орлан» несет 20 наклонных пусковых установок для ракет этого типа. Ракеты «Гранит», согласно разным источникам, способны поражать цели на дальностях до 500-550 км.

Для осуществления противовоздушной обороны крейсера проекта «Орлан» оснащены зенитным ракетным комплексом С-300Ф «Форт с боекомплектом из ракет нескольких типов. Для защиты от авиации или ракет противника на малых дальностях крейсера несут ЗРК «Оса-М» и «Кинжал».

Кроме того, корабли проекта 11442 имеют несколько артиллерийских комплексов. В состав артиллерийского вооружения кораблей входят две установки АК-130 с орудиями калибра 130 мм и восемь автоматических пушек АК-630М. Для уничтожения подводных лодок противника крейсера могут использовать ракетный комплекс УРПК-6 «Водопад-НК» и реактивные бомбовые установки РБУ-6000 или РБУ-1000.

Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 11442 «Пётр Великий»

Все имеющиеся системы вооружения позволяют выполнять поставленные боевые задачи, однако в некоторых ситуациях их характеристики могут быть недостаточными. Кроме того, большинство вооружений крейсеров «Орлан» было разработано сравнительно давно и устаревает как морально, так и материально. В связи с этим замена вооружений выглядит правильным и логичным путем развития корабля «Адмирал Нахимов», а в перспективе, возможно, и его «систершипов».

В качестве нового ударного вооружения можно рассматривать ракетные комплексы двух типов. Крейсер «Адмирал Нахимов» в зависимости от пожеланий военных может быть оснащен комплексом П-800 «Оникс» или «Калибр». Следует отметить, что при использовании ракет «Оникс» боезапас корабля останется прежним – в габариты имеющихся пусковых установок может быть помещено только 20 ракет этого типа. При использовании системы «Калибр» общий боекомплект крейсера может быть в разы больше. По некоторым данным, на крейсер проекта 11442 могут быть установлены пусковые установки для 80 ракет различного назначения.

Ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр» имеют как преимущества, так и недостатки. Они способны доставлять боевую часть на дальность до 300 км, но при этом имеют разные летные характеристики. Так, ракеты комплекса «Оникс» в полете развивают скорость до 750 м/с, а боеприпасы системы «Калибр» проходят маршевый участок полета с дозвуковой скоростью. Несмотря на отличия в летных данных и массе боевой части, обе ракеты могут дополнить друг друга. Поэтому высказывается предположения, согласно которым в ходе модернизации крейсер «Адмирал Нахимов» получит пусковые установки сразу двух ракетных комплексов.

Использование нескольких разных типов ракет, в том числе входящих в состав одного комплекса, позволит обеспечить большую гибкость применения такого ударного вооружения. Следует отметить, подобная идея уже несколько десятилетий используется на американских крейсерах типа Ticonderoga и эсминцах типа Arleigh Burke. Эти корабли оснащены универсальными пусковыми установками Mark 41, благодаря которым могут нести 122 (крейсера Ticonderoga) или 96 (эсминцы Arleigh Burke) ракет разных типов. Пусковая установка Mark 41 может использоваться с зенитными, противокорабельными и противолодочными ракетами нескольких типов. Конкретный состав боекомплекта ракетного вооружения определяется в соответствии с поставленной задачей.

Архитектура комплекса ударного ракетного вооружения при определенных доработках позволяет оснастить крейсера проекта 11442 универсальными пусковыми установками. Однако не следует забывать некоторые особенности имеющегося вооружения. Ракеты «Гранит», которыми вооружены корабли проекта «Орлан», размещаются в наклонных пусковых установках, что накладывает соответствующие ограничения на модернизацию ударного вооружения. Как будет решаться эта проблема – до конца не ясно. Возможно, в рамках проекта модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» будет создана перспективная пусковая установка с соответствующими габаритами, предназначенная для использования новых ракет.

Основой зенитного вооружения крейсера «Адмирал Нахимов», по-видимому, останутся ракетные комплексы семейства С-300Ф. При этом существует версия, согласно которой корабль получит вертикальную пусковую установку ЗРК «Полимент-Редут». Состав средств противовоздушной обороны малой дальности может остаться прежним, но при этом нельзя исключать возможность установки новых систем, таких как ЗРАК «Палаш» и тому подобных.

Модернизация ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» должна завершиться к 2018 году. Вскоре после этого в док будет поставлен другой корабль проекта «Орлан» – «Пётр Великий». Сроки завершения работ по обновлению второго корабля пока остаются неизвестными. Вероятно, на модернизацию уйдет не менее 2-3 лет, из-за чего флагман Северного флота вернется в строй лишь в начале следующего десятилетия.

Планы командования флота на два корабля проекта 1144 в целом понятны: в течение следующих десяти лет они пройдут ремонт, а также получат новое оборудование и вооружение. Будущее двух других тяжелых атомных ракетных крейсеров пока не определено.

Головной корабль проекта 1144, крейсер «Киров» в начале девяностых годов был выведен из боевого состава Северного флота. По имеющимся данным, у этого корабля серьезно повреждена энергетическая установка, из-за чего он не может продолжать службу. Имеющиеся проблемы не позволяют быстро вернуть его в строй, а проведение ремонтных работ может быть нецелесообразным ввиду характера имеющихся повреждений. Дальнейшая судьба крейсера «Киров» до сих пор не определена. Возможно, решение будет принято в течение нескольких следующих лет.

Вызывает вопросы и будущее первого корабля, построенного по обновленному проекту 11442. Крейсер «Адмирал Лазарев» с конца девяностых годов находится в отстое. Более того, в то время появились предложения утилизировать корабль, поскольку страна не имела возможности вовремя проводить все необходимые ремонтные работы. Тем не менее, крейсер был сохранен.

В 2011 году, когда появилась первая информация о модернизации крейсеров проекта «Орлан», неоднократно утверждалось, что «Адмирал Лазарев» будет отремонтирован и модернизирован вскоре после «Адмирала Нахимова». В дальнейшем информация по теме возможного ремонта корабля «Адмирал Лазарев» не была подтверждена или опровергнута.

Имеющиеся сведения о планах на модернизацию крейсеров проекта 1144 можно трактовать по-разному. В частности, есть повод для опасений за судьбу кораблей «Киров» и «Адмирал Лазарев». В случае с головным «Орланом» основной проблемой являются повреждения агрегатов. Вполне возможно, что их характер не позволит отремонтировать крейсер, вследствие чего он будет списан и утилизирован.

Примерные сроки ремонта и модернизации кораблей «Адмирал Нахимов» и «Пётр Великий» намекают на незавидное будущее «Адмирала Лазарева». Производственные мощности завода «Севмаш», на которых возможно проведение всех необходимых работ, освободятся только в начале двадцатых годов. В каком состоянии к этому времени будет «Адмирал Лазарев» – большой вопрос. Стоимость и целесообразность ремонта и модернизации старого корабля (к этому времени ему будет больше 35 лет) определят его дальнейшую судьбу.

Программа модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» и других кораблей проекта 1144 представляет большой интерес. Тем не менее, работы стартовали сравнительно недавно, из-за чего большая часть подробностей проекта пока остается неизвестной для широкой общественности. В результате программа модернизации вызывает массу вопросов, которые пока остаются без ответа. Хотелось бы надеяться, что все нынешние и будущие работы дадут простой и понятный ответ: «Орланы» с новым вооружением вернутся в строй ВМФ России и повысят его боеспособность.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов»

С развитием современных вооружений флоты многих стран были преобразованы по общему стандарту. Со второй половины XX века акцент делается на крупные боевые соединения, способные адаптироваться к боевым задачам за счет сочетания кораблей разного класса.

С подобной тенденцией многоцелевые судна стали отходить на второй план. Крейсеры продолжают активно использоваться только в США и в России. Изначально данный класс рассчитан на противодействие небольшим соединениям противника, выход на коммуникации, охрану собственных объектов, поддержку и десантирование.

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК, ТАРКР) «Адмирал Нахимов» — один из четырех кораблей проекта 1144 «Орлан». Данные суда единственные в российском флоте надводные корабли, имеющие ядерную энергетическую установку. В классификации США обозначаются как «линейные крейсеры» из-за значительных размеров и вооружения.

История создания крейсера

К разработке проекта атомных крейсеров приступили в начале 1970-х под руководством Б. И. Купенского. В 1973 заложен первый корабль серии — «Киров», с 1992 по 2004 год известный как «Адмирал Ушаков».

В 1984 флоту передан второй крейсер данного типа — «Фрунзе», с 1992 переименованный в «Адмирал Лазарев». В 1988 на вооружение поступил «Калинин», который в 1992 получил название «Адмирал Нахимов». В 1996 был завершен последний корабль проекта «Куйбышев», позже переименованный в «Петр Великий». В 1998 после всех испытаний он поступил на вооружение, став одним из самых мощных кораблей в мире.

Читать еще:  Дистанции пристрелки пневматической винтовки для охоты

Адмирал Нахимов атомный крейсер в данной линейке — третий корабль серии. Его краткая история выглядит следующим образом:

  • заложен 17 мая 1983;
  • спущен на воду 25 апреля 1986;
  • 30 декабря 1988 принят на вооружение;
  • 22 апреля 1992 сменил название с «Калинин» на «Адмирал Нахимов»;
  • июль 1997 — переведен на модернизацию, возврат корабля в строй рассчитан на 2022.

Несмотря на давний срок выхода на ремонт и модернизацию, фактические работы по улучшению корабля начались лишь в 2013. Основной акцент делается на замене устаревшего радиоэлектронного оборудования и оснащении судна современными цифровыми системами.

Помимо улучшения радиоэлектронного оборудования, ожидается и модернизация вооружений. Имеются сведения о ракетных установках под некоторые версии снарядов «Калибр», «Оникс» и «Циркон». Появятся комплексы противовоздушной обороны «Форт-М» и «Панцирь-М», а также противолодочные системы «Пакет-НК» и «Ответ».

Почему корабли называли героическими именами

Традиция давать кораблям имена зафиксирована еще в Древнем Египте. Подобный шаг делал судно узнаваемым. Завидев его и зная его репутацию, противник пускался в бегство еще до начала сражения.

Длительное время имена давали только боевым судам. Это позволяло различать их в бою, отдавать команды, маневрировать, учитывать потери и победы. Гражданские корабли начали получать имена лишь в середине XIX века.

В России давать имена кораблям начали с XVII века. Окончательно данная традиция закрепилась при Петре Первом. Наименование кораблей отражало величие российского государства, его историю, великие победы и события. Ожидалось, что это повысит патриотизм и боевой дух флота, а также сохранит память о подвигах и свершениях русского народа.

Петр Первый заложил и первые принципы, по которым суда получали названия. Самые сильные и мощные корабли назывались в честь значительных побед, городов, земель, святых. Средние суда назывались именами святых или символическими и аллегорическими наименованиями. Малые корабли получали названия зверей, птиц, рек.

Позднее корабли стали называть по представителям дома Романовых, древнерусским князьям. Появилась традиция преемственности — корабли могли заслужить в бою право передать свое название судам новых поколений. В итоге появились целые династии одноименных кораблей.

В современной России названия кораблей продолжают традиции, заложенные Петром Первым. Героические имена призваны подчеркнуть богатую историю и географию России, ее величие, успехи. Не обходятся вниманием и выдающиеся личности, одной из которых стал и адмирал П. С. Нахимов, проявивший себя в Крымской войне.

Название «Адмирал Нахимов» применяется для боевого корабля не в первый раз. Аналогичное имя получил броненосный фрегат, спущенный на воду в 1885 и потерянный в ходе Цусимского сражения в 1905.

Основные цели и задачи

По применению крейсеры нередко сравнивают с многоцелевыми фрегатами. Основная задача таких кораблей изначально заключалась в патрулировании определенных маршрутов (kruisen — «крейсировать»). В задачи такого судна могли входить следующие цели:

  • борьба с небольшими группами легких кораблей;
  • препятствие торговле противника, перехват судов;
  • охрана караванов и поддержка крупных соединений флота;
  • огневая поддержка сухопутных сил;
  • высадка и прикрытие десанта;
  • установка мин.

Применение кораблей проекта 1144 при этом оказалось спорным. Многозадачность крейсеров делает их независимыми от основного флота, однако увеличивает расходы на эксплуатацию и сложность содержания. По ударным функциям такие суда уступают более дешевым подводным ракетоносцам 949 и 949А «Антей». Несмотря на это корабль предполагается задействовать в дальних походах и учениях Северного флота.

Описание конструкции

Конструктивно тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» придерживается основных параметров серии. С учетом данного фактора базовые характеристики берутся из стандартов проекта 1144, однако незначительные отклонения имеются. О том, какими они будут после модернизации корабля пока неизвестно.

Компоновка

Конструкция корпуса корабля и надстройки разделена на 1600 помещений. Из них 140 рассчитаны на одно-, двух- и четырехместные каюты для офицеров и мичманов. Также имеется 32 кубрика на 8-34 человек для матросов и старшин, 30 душевых, две бани, сауна, медицинский блок с лазаретами, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, стоматология и операционная. Коридоры, трапы и тамбуры имеют общую протяженность почти в 20 км.

Водоизмещение и габариты

Водоизмещение атомного крейсера «Адмирал Нахимов» составляет 24300 т. Полное — 26190 т, что несколько больше стандартов проекта 1144. Размеры судна имеют следующие показатели:

  • длина — 251 м, по ватерлинии — 230 м;
  • ширина — 28,5 м;
  • осадка — 9,1 м.

После модернизации габариты корабля могут измениться. В основном это касается осадки, которая меньше стандарта в 10,3 м у кораблей проекта 1144.

Носовая и кормовая часть

Носовая и кормовая часть конструктивно выполнена по стандарту современного боевого корабля с острым форштевнем и транцевой кормой. Обтекаемость и низкая осадка корабля обеспечивают хорошие ходовые качества. Ожидается, что они будут сохранены после модернизации, а в конструкции будут задействованы современные композитные материалы для снижения радиолокационной заметности.

Броня и противоторпедная защита

Броня крейсера «Адмирал Нахимов» не рассчитана на противодействие прямым попаданиям тяжелых снарядов. Основной акцент делается на маневренности и защите от радиолокационного обнаружения. В условиях современного боя ставка делается не на выдерживании ракетного обстрела, а на уничтожении снарядов противника еще на подлете.

Для обнаружения подводных лодок в бульбовом обтекателе имеется гидролокатор со встроенной антенной. Он позволяет обнаруживать цели на низких и средних частотах. Также имеется буксируемая гидроакустическая система с антенной переменного погружения на 150-200 м, способная обнаруживать лодки на средних частотах.

Для борьбы с подводными лодками помимо собственной защиты имеется три вертолета Ка-27. Их система позволяет взлетать в любую погоду, обнаруживать и следовать за подводной лодкой на расстоянии до 200 км от крейсера, а также сбрасывать противолодочные бомбы с гидроакустической системой наведения.

Экипаж

Экипаж корабля «Адмирал Нахимов» составляет 727 человек. Из них 97 — офицеры. В общее количество входят и экипажи вертолетов (по 3 человека), а также обслуживающий персонал.

Технические характеристики

Технические характеристики атомного крейсера «Адмирал Нахимов» представлены без учета модернизации. Окончание работ и спуск корабля для испытаний ожидается в 2022. Какими будут итоговые параметры судна пока неизвестно.

Реакторы

Атомная энергетическая установка (АЭУ) с реакторами КН-3 создана на базе ледокольных аналогов ОК-900. Применяемый уран имеет высокую степень обогащения (до 70%). Срок работы без перезарядки рассчитан на 10-11 лет. Мощность силовой установки в теории способна питать целый город с населением в 150 тыс. человек.

АЭУ размещается в трех отсеках и состоит из двух реакторов общей мощностью 342 МВт. Дополнительно имеются два турбозубчатых агрегата и два автоматизированных котла КВГ-2 в резерве. Система пароснабжения позволяет подавать его к любой установке, паропроизводительность — по 115 тонн в час.

Для электроснабжения корабля предусмотрено четыре паротурбогенератора по 3 МВт и столько же газотурбогенераторов по 1,5 МВт. Моторесурс каждой установки оценивается в 50 тыс. часов работы.

Скорость хода

Максимальная скорость хода составляет 32 узла, что соответствует примерно 59 км/ч. Оперативно-экономичная скорость на котлах — 17 узлов.

Дальность плавания

Крейсер «Адмирал Нахимов» не имеет ограничений по запасу хода на ректорах. На котлах при скорости в 17 узлов дистанция составляет 1000 миль.

Боевое и защитное вооружение

Боевое и защитное вооружение атомного крейсера «Адмирал Нахимов» представлено следующими установками:

  • АК-130 — универсальный спаренный артиллерийский комплекс, способен обстреливать надводные и наземные цели, использует осколочно-фугасные снаряды, дальность поражения — до 25 км;
  • Шесть ЗРАК «Кортик» с полной автоматизацией обнаружения и уничтожения целей, рассчитан на перехват высокоточного оружия и поражение малогабаритных надводных и наземных целей;
  • 20 установок с противокорабельными ракетами П-700 «Гранит» — дальность поражения сверхзвуковыми крылатыми ракетами составляет до 625 км, загоризонтное управление корректируется самолетом Ту-95РЦ, вертолетом Ка-25РЦ или космической системой «Легенда-М»;
  • 12х8 ЗРК С-300Ф, способных выпустить до 96 ракет 48Н6, диапазон действия в высоту составляет от 25 м до 25 км, рассчитаны на перехват целей, включая баллистические ракеты малого радиуса действия;
  • Два ЗРК «Оса-М» обеспечивают противовоздушную оборону, радиус поражения — до 15 км, диапазон высоты — от 25 м до 5 км, боекомплект — 40 ракет 9М33;
  • Противоторпедный ракетный комплекс РБУ-12000 «Удав» с десятью трубами направляющих, дальность поражения — 100-3000 м, работает на конвейерной перезарядке;
  • Два морских бомбомета РБУ-1000 «Смерч-3» по 6 радиальных стволов, дальность поражения до километра;
  • Два пятитрубных торпедных аппарата ПТА-53;
  • Три палубных противолодочных вертолета Ка-27 ПЛ.

Вертолеты способны развивать скорость до 270 км/ч, дальность хода — 800 км. Оснащены противолодочными ракетами АПР-2Е и управляемыми глубинными бомбами.

Оценка корабля

Ударная мощь крейсера «Адмирал Нахимов» позволяет наносить ракетные удары по группам кораблей противника. Однако успешность таких операций обеспечивается только внезапным и согласованным нападением вместе с поддержкой других судов, включая подводные. Это обусловлено значительными габаритами и заметностью корабля для противника.

Габариты крейсера делают его уязвимым для низколетящих дозвуковых противокорабельных ракет. Противовоздушная система обороны корабля представлена лишь зенитно-ракетными комплексами «Оса-М», не способными поражать цели ниже 25 м.

С учетом современных требований к боевому кораблю часть вооружений планируется заменить на более современные аналоги. Также ожидается повышение радиолокационной защиты и оснащение судна современным цифровым оборудованием по управлению кораблем и вооружением.

Применение в боевых условиях и учениях

Атомный крейсер «Адмирал Нахимов» не принимал участия в боевых действиях и пробыл в плавании относительно небольшой период, после чего был переведен на модернизацию. Корабль рассчитан на ведение службы в Северном море и дальние плавания. После модернизации и испытаний судно будет принимать участия в учениях в данном регионе. Точных данных о датах их проведения и роли крейсера не имеется.

Сегодняшний день стального гиганта

Модернизация атомного крейсера «Адмирал Нахимов» фактически началась в 2013 и продолжается по настоящее время на предприятии Севмаш в Северодвинске. Завершение переоборудования корабля ожидается в 2021, когда корабль будет отправлен на испытания. Окончательное завершение работ ожидается к 2022.

Планируется, что с возвращением судна в строй на модернизацию уйдет четвертый крейсер серии 1144 «Петр Великий». «Адмирал Нахимов» продолжит службу в составе Северного флота ВМФ России.

“Адмирал Нахимов” атомный крейсер – будущее российского флота

Адмирал Нахимов – название тяжелого атомного ракетного крейсера, вступившего в 1988 году в боевой строй Северного флота ВМФ СССР. Какими-то особыми заслугами он не успел отметиться, десятилетие спустя его поставили на ремонт с широкомасштабной модернизацией. Процесс этот, включает применение самых современных технологий, принятых на вооружение в современном кораблестроении.

На ремонте он остается и сейчас, подробности, по понятным причинам, не слишком освещаются. Неизвестно, станет ли после этого «Адмирал» флагманом российского флота, но то, что он будет одним из лучших кораблей такого типа, это вне всяких сомнений.

Первый «Адмирал Нахимов» – отсчёт «несчастных» кораблей

Мало кто знает, но нынешний атомный крейсер, уже седьмой корабль в истории российского флота, носящий имя прославленного флотоводца. Всех его предшественников постигла печальная участь, так, словно какой-то рок преследует суда с этим названием. Моряки, народ суеверный, склонны видеть в этом мистический след – якобы, здесь не обошлось без вездесущих потусторонних сил. Такое объяснение, конечно, далеко от научного, но в трагической судьбе каждого «Нахимова» есть что-то необъяснимое.

Читать еще:  Солнце — звезда нашей системы, самая древняя и ближняя к ней, к какому типу и классу относится, расстояние от Земли, рождение и движение

Первым из них был броненосный крейсер (фрегат) «Адмирал Нахимов», спущенный со стапелей Балтийского судостроительного завода в 1885 г. Спроектировал судно гениальный военный кораблестроитель инженер-полковник Самойлов, добившийся потрясающих результатов.

Благодаря его стараниям, крейсер, был самым современным и эффектным военным кораблём, в момент спуска на воду. Он стал первым из судов Российского Императорского флота оборудованный оружейными башнями, палубная артиллерия играла второстепенную роль, и на нем уходила в прошлое.

Военная история корабля оказалась не слишком продолжительной, первая и последняя война, в которой он принял участие – Русско-японская. Но броненосному крейсеру «Адмирал Нахимов» не посчастливилось показать все свои боевые качества в серьезном столкновении. Проходя Корейский пролив, русская эскадра подверглась атаке японского флота, крейсер получил 30 пробоин и начал черпать воду.

Вблизи острова Цусима он был торпедирован японскими миноносцами, получив пробоину в носовой части по правому борту. Утром 15(28) мая 1905 года, при появлении вражеских судов, он был затоплен командой.

Трагическая история судов, носящих имя прославленного адмирала

«Адмирал Нахимов» был не первым, и далеко не последним из одноименных кораблей, которые буквально преследовали несчастья. Многие связывают эти события именно с названием, приписывают какие-то тайны и пытаются найти закономерность в этом. Но ничего подобного в истории всех «Адмиралов», не прослеживается, все, что их объединяет, только именем и ограничивается.

Что касается гибели судов, ничего мистического в ней нет, она кажется естественной, хотя, не все так просто, некоторые моменты просто не поддаются объяснению.

Первым, чья гибель впоследствии дала основание говорить о роковой закономерности, был торговый пароход «Адмирал Нахимов», в 1897 г. совершавший обычный рейс в Константинополь. Он попал в шторм вблизи Босфора, и затонул с грузом зерна и всем экипажем.

Следующим из «несчастливых судов» стал крейсер Черноморского флота «Червона Україна», до Октябрьской революции называвшийся «Адмиралом Нахимовым». В ноябре 1941 г., после массированного налёта вражеской авиации, находясь у входа в Цемесскую бухту, он получил многочисленные повреждения, а спустя несколько часов затонул.

Единственный из «Нахимовых» не затонувший, а закончивший свои дни вполне мирно, был советский крейсер построенные вскоре после войны. В 1960 году его списали, и некоторое время использовали как мишень при испытании новых противокорабельных ракет, в результате этого он получил серьезные повреждения – днище крейсера было деформировано настолько, что ремонту он не подлежал.

Некоторое время вокруг него сохранялась секретность, в результате чего, у многих людей разыгралась фантазия. Но опять трудно провести параллели, между ним и броненосным крейсером «Адмирал Нахимов» затонувшим у острова Цусима.

А вот в гибели пятого и шестого «Адмиралов Нахимовых», действительно, прослеживается нечто таинственное и неприродное. Сначала несчастье постигло научно-исследовательское судно, неожиданно затонувшее в 1973 г., оно камнем ушло на дно на глазах многочисленных свидетелей, всего за минут после того как перевернулось.

Происходило это в небезызвестной роковой бухте, буквально у самого причала Новороссийска, а вместе с кораблем утонула половина экипажа. Наиболее трагической, стала судьба последнего из затонувших кораблей с именем великого флотоводца. В его истории нет взаимосвязи с броненосным крейсером «Адмирал Нахимов», но местом крушения, странно, но снова стала Цемесская бухта.

В последний день августа 1986 года, круизный теплоход «Адмирал Нахимов», при хорошей видимости столкнулся с балкером «Петр Васев» у мыса Дооб, в 13 км от Новороссийского порта.

В 23 ч. 20 мин., спустя всего 8 минут после не понятно как случившегося столкновения, теплоход полностью скрылся под водой. Это стало настоящей катастрофой, повергшей весь советский народ в шок – из почти 1000 пассажиров и членов экипажа погибло или пропало без вести 423 человека, среди них было почти 100 детей.

Последний из «Адмиралов»: новое слово в кораблестроении

Атомный крейсер пр. 1144 Орлан «Адмирал Нахимов» (ТАРКр) является одним из 4-х линкоров подобного типа. Его спустили со стапелей 29 апреля 1986 года, за 4 месяца до катастрофы одноименного круизного теплохода, а через два года он уже вступил в строй Северного флота. Правда, назывался он тогда «Калинин», переименовали его уже после распада СССР, в 1992 году. Послужной список нового «Адмирала» состоит из нескольких выходов на тактические учения со стрельбами в водах Баренцева и Белого моря.

По результатам, крейсер прекрасно себя проявил, и хотя в целом проект 1144 признали провальным, «Адмирал Нахимов» единственный из себе подобных оправдал надежды.
Первым делом «Адмирал Нахимов», тогда еще «Калинин», после спуска на воду отправился на Балтику, где проходил 2-х месячное тестирование ходовых возможностей. Техники остались довольны всеми показателями, после чего, крейсер пошел в Северное море, где создавались более сложные условия на завершительной стадии испытаний.

В общей сложности, за это время он преодолел более 5000 морских миль, никаких неполадок в работе двигателей и системе навигации, не обнаружили. Новенький ракетный крейсер признали вполне годным к службе, и в конце 1988 г. он влился в 120 Бригаду, входившую в состав Краснознаменного Северного флота, где стал самым мощным из его судов.

После учебных стрельб, с использованием главного ракетного комплекса, проводившихся в 1989 г. в акватории Баренцева моря, будущий «Адмирал Нахимов» заслуженно получил награду главкома ВМФ СССР. Спустя год, в 1990 г. он снова отличился на стрельбах в водах Белого моря, и был признан лучшим боевым судном из входящих в 7-ю оперативную эскадру Северного флота.

В начале 1991 г. уже заслуженный и признанный командованием ракетный крейсер, включенный в состав тактической группы состоящей из 4-х судов под командованием Александра Бражника, отправился на свое первое боевое дежурство в район Средиземного моря.

Здесь крейсер оказался в центре событий, в момент спасения экипажа с тонущего турецкого судна «Свероглу». Миссия его длилась полгода, после чего тяжелый крейсер в конце июля 1991 г. вернулся в Североморск.

«Адмирал Нахимов» в тяжелые годы для российского флота

С распадом Советского Союза для крейсера, тогда еще носившего название «Калинин», как и всего ВМФ России, наступили тяжелые времена. В самом конце сентября 120-я Краснознаменная бригада, одна из самых боеспособных в Северном флоте была расформирована. Из отдельных судов бригады создали 43-ю ракетоносную дивизию, и снова крейсеру повезло больше чем многим другим, отправившимся на разборку и утилизацию, его приняли в ряды новообразованной тактической флотилии.

Спустя полгода, в апреле 1992 г. корабль получил нынешнее название и стал объектом пристального внимания иностранных делегаций из Финляндии и Италии, посетивших «Адмирал Нахимов» той же осенью.

В середине осени 1994 г. атомный крейсер принял участие в тактических учениях в составе ударной группы, 7-й оперативной эскадры, вместе с эсминцами «Росторопным» и «Безудержным». Учебные стрельбы проводились при непосредственном участии командующего 43-й ракетоносной дивизии контр-адмирала Лякина,и под руководством, находившегося на борту «Адмирала Нахимова» контр-адмирала Доброскоченко.

Проводились учения в чрезвычайно сложных условиях, что указывало на их значимость, специально для этого перекрыли акваторию на площади 300 км. Как и 4-ю годами ранее, крейсер показал лучший результат и заслуженно получил награду главкома ВМФ.

В очередной раз «Адмирал Нахимов» доказал свою уникальность и состоятельность.

Из 11 учебных мишеней в виде крылатых ракет, идущих по низкой траектории с интервалом пуска в 5 секунд, тяжелый крейсер поразил 7 из них. Для стрельбы использовались ракеты комплекса «Форт» и «Оса-МА», 19 из которых было выпущено в течение 70 секунд, только 4 боезаряда прошли мимо и упали в море.

Для сравнения, эсминцы из состава оперативной группы, израсходовав намного больший боезапас, сбили всего 2 мишени. Результаты, показанные тяжелым крейсером, стали поворотным моментом, и примером для подражания при оснащении других боевых кораблей ВМФ России.

Увядающая мощь «Убийцы авианосцев»

На сегодняшний день, ракетный крейсер российских ВМФ остается самым большим из боевых кораблей, из тех, что относятся к подобному типу, во всем мире. Его боевые качества не могли не заметить представители блока НАТО, отметив ударную силу и мощь корабля, меткой и емкой характеристикой, называя крейсер «убийцей авианосцев».

Но в действительности возможности «Адмирала Нахимова» намного шире, чем думают на Западе. Он способен одинаково эффективно поражать как надводные, так и подводные цели. Отражать авиационные атаки, и совершать дальние походы, оставаясь практически незаметным для радиолокационных средств.

Для сравнения можно привести знаменитые ракетные крейсеры, поставленные на вооружение ВМС США, и ряда дружественных им стран, типа «Тикондерога». А так же, мощнейший из НАТОвских судов, теперь уже списанный ракетный крейсер «Кольбер». Это наиболее приближенной аналог проекта 1144 Орлан, они призваны выполнять те же функции:

Модернизация ракетного крейсера «Адмирал Нахимов»

Самым современным крупнотоннажным кораблем Российского флота в 2018 году должен стать крейсер «Адмирал Нахимов». Модернизация его началась в 2014-м и по плану продлится четыре года. Затем настанет черед другого корабля – «Петра Великого», флагмана СФ, построенного по тому же проекту «Орлан» № 11442. Эти исполины могут нести службу вдали от родных берегов, обеспечивая военное присутствие в любом районе Мирового океана. Создавались боевые флотские единицы в соответствии с советской военной доктриной первой половины 80-х годов прошлого века, они обошлись государственному бюджету СССР в круглую сумму (всего их было спущено на воду четыре), и теперь этим наследством нужно правильно распорядиться. Следует также оценить степень необходимости этих типов кораблей и их возможную эффективность в случае вооруженного конфликта.

Не будет его в 2018, хорошо если в 2021 сдадут

Планируется, что ремонт и глубокая модернизация ТАРКР “Адмирал Нахимов” будет завершена к 2021 году. Об этом сообщил начальник технического управления ВМФ России контр-адмирал Игорь Зварич

да ты чего,это же корабль-мечта,мы его с таким усердием ремонтируем

Сильно ли выросло энергопотребление вычислительной части крейсера после модернизации, или наоборот – сильно сократилось? Просто дискуссия вообще уже куда-то не туда утекла, и мнение знающего вопрос человека было бы полезно. Разумеется, я не спрашиваю ничего, что подпадает под подписку, просто общий ответ.

Не будет у него такого дикого количества пусковых. Тоннаж не позволяет.

И менять пусковые Б-203А никто не собирается, они будут модернизированы для применения 48Н6Е2.

Пусковые “Редута” вставят на место кормовых и носовых погребов для “Кинжала”, там как раз их вскрыли.

“Тоннаж не позволяет.”

Ну, Тикондерогам с 10000 тыс. водоизмещения тащить 120 ячеек как-то удается.
А тут 26 тыс тонн.

Кроме того, масса пусковой УКСК на восемь ячеек составляет 14т, масса восьми ракет “Калибр” может доходить до 18,4т при том, что масса одной ракеты “Гранит” составляет всего семь тонн. Суммарно двадцать “Гранитов” весят 140 тонн, до двухсот тонн с учётом затопления всех пусковых (они затапливаются перед пуском, это режим работы такой) а десять полностью снаряжённых УКСК будут весить уже 324 тонны.

Читать еще:  11.35x17 SR Schouboe

А ещё пусковые “Редута” надо поставить на пустое место, следовательно ещё большее утяжеление корабля.

Ну и на корабле уже установлено десять УКСК и работы по монтажу, вроде как, по слухам, уже завершены.

Хотя в приведённой мною (реалистичной) схеме суммарно получается 240 пусковых плюс 192 ракеты у ЗРАК “Кортик-М” – что явно больше, чем даже у трёх “Тикондерог”

Кусучий кораблик получится. красотень!

Главное что бы у него были хорошие глаза и уши, а то он так и останется складом хороших ракет которые никуда не полетят((

Все фанаты “Орланов” ждут и молятся, что его таки отправят на модернизацию.

И, да, “Пётр Великий” точно пройдёт модернизацию после “Нахимова”, возможно – в бóльшем объёме.

мне кажется будущее объективно за беспилотными аппаратами, которыми и стоит зниматься.

У нас в кораблях минимум сложной электроники и всё равно постоянно ломаются, гниют, бракованные. Добавим сложную электронику – можно будет выкидывать.

Baikal-442-старый добрый Макаров в современном исполнении.

После принятия на вооружение в 1951 г. пистолет Макаровн ПМ в течение длительного времени являлся основным образцом личного оружия силовых структур СССР. Он изготавливался на Ижевском механическом заводе в режиме массового производства.В начале 1990-х гг заказы от Вооруженных сил России на боевые пистолеты ПМ были сокращены практически до нуля. Потребность в таких пистолетах на мировых рынках вооружений также была минимальной, так как имели место массовые поставки пистолетов со складов стран бывшего Варшавского договора и бывшего СССР. Чтобы сохранить единственное в России хорошо налаженное производство пистолетов, на Ижевском механическом заводе был разработан и запущен в производство спортивно-тренировочный вариант пистолета ПМ — «Байкал-442».

Разрабатывая эту модификацию, наши оружейники ориентировались не только на российский рынок.

Байкал-442 должен был отправиться в США, но из-за политических разногласий и американского протекционизма русским оружейникам путь был заказан.

Как и ПМ, «Байкал-442» имеет механизмы автоматического перезаряжания, работающие за счет использования энергии отдачи свободного затвора. Ударно-спусковой механизм куркового типа позволяет вести стрельбу только одиночными выстрелами как в режиме самовзвода, так и с предварительным взведением курка вручную.

Основным отличием «Байкала-442» от штатного ПМ является наличие у него регулируемых прицельных приспособлений, включающих мушку и прицел. Прицельные приспособления размещены на затворе.

Мушка у пистолета постоянная, а прицел может регулироваться по вертикали и горизонтали. Возможна поставка пистолета и с постоянным прицелом.

В дополнение к этим открытым механическим прицельным приспособлениям пистолет может быть оснащен лазерным целеуказателем, позволяющим

быстро наводить пистолет на цель при ведении прицельной стрельбы. Корпус лазерного целеуказателя крепится в передней части рамки пистолета перед спусковой скобой

Возможна поставка пистолета с различными вариантами отделки. В частности, металлические детали могут быть подвергнуты воронению или никелированию.

В качестве боеприпаса к пистолету «Байкал-442» принят патрон 9×18 мм ПМ. В зависимости от емкости магазинов различают следующие варианты этого пистолета.

Выпускается также вариант пистолета под мощный патрон 9×19 мм Parabellum. Емкость магазина этого пистолета составляет 8 патронов.

Первые партии пистолетов «Байкал-442» выпускались с закругленной спусковой скобой, аналогичной скобе «ПМ», впоследствии форма спусковой скобы была изменена — в передней ее части сделан выступ, повышающий удобство стрельбы с двух рук.

Калибр: 9х18 ПМ, 9х19

Емкость магазина: 8, 10, 12 патронов (9х18), 8 патронов (9х19)

Прицельная дальность: 50 метров

Масса без патронов (9х18/9х19): 730/780 г

Сколько на самом деле ракет будет у Нахимова?

Примерно к 2020-2022 году на Краснознамённый Тихоокеанский Флот должен прийти после модернизации Тяжёлый Атомный Ракетный Крейсер проекта 1144М «Адмирал Нахимов», который сменит на посту флагмана Гвардейский Ракетный Крейсер проекта 1164 «Варяг», который, в свою очередь, тоже должен будет отправиться на модернизацию и “Калибризацию”.

По крайней мере, примерно про такие планы ходят слухи вокруг руководства флотом. Не буду бить себя пяткой в грудь и кричать, что именно вот прямо так всё и будет.

Да и пост не о том.

Сейчас «Адмирал Нахимов» в полуразобранном состоянии стоит в наливном бассейне Севмаша, где проходит глубокую модернизацию. Её ещё многие называют “Калибризацией”, поскольку в результате модернизации крейсер получит возможность применять ракеты «Калибр» из Универсальных Корабельных Стрельбовых Комплексов, сокращённо – УКСК.

И вот о деталях этой модернизации в интернете бродит самое разнообразное количество баек. Особенно популярна вот эта вот картинка, на которой «Нахимова» превращают в ракетную убербаржу с тридцатью УКСК на восемь ячеек для «Калибров» и ещё тридцатью пусковыми Редута, тоже на восемь ячеек каждая. С учётом того, что в одну ячейку пусковой «Редута» можно поместить по четыре ракеты и ещё восьми пусковых ЗРК «Морфей» по такой схеме модернизации на крейсере суммарно получается 1264 ракеты. Действительно впечатляющая цифра, как по мне, сравнимая со всем боезапасом одной американской АУГ!

К сожалению, в реальности такая модификация невозможна.

И тому виной целый ряд различных ограничений. Первое по важности: пусковые не ставят вот так, в плотную друг к другу. Между ними необходимо расстояние для элементов конструктивной прочности, систем пожаротушения, прокладки множества кабелей, дымоотводов и ещё целой кучи вещей, о которых я, как гражданский инженер, не имею не малейшего понятия. Посмотрите, как они расположены на фрегате проекта 22350:

И дело не только в пространстве между пусковыми. У корабля есть ещё и такой параметр, как водоизмещение и если наставить такое огромное количество пусковых, то «Адмирал Нахимов» станет заметно тяжелее

Давайте просто посчитаем:

Масса пусковой УКСК на восемь ячеек составляет 14 тонн, масса восьми ракет “Калибр” в самом тяжёлом варианте может доходить до 18,4 тонн. Полностью снаряжённая УКСК на восемь ячеек весит 32,4 тонны. Таких ячеек по этому “проекту” предлагается ставить тридцать – 972 тонны в сумме.

Масса одной ракеты комплекса «Полимент-Редут» может доходить до 1,8 тонн. Для заявленных тридцати пусковых только боезапас ракет будет весить 432 тонны.

В это же время с корабля снимут двадцать пусковых ПКР «Гранит» – суммарно 140 тонн, до двухсот тонн с учётом затопления всех пусковых (они затапливаются перед пуском, это режим работы такой) и выгрузят 96 ракет комплекса С-300 – те же самые 1,8 тонн для одной ракеты, 172 тонны суммарно.

Такими нехитрыми подсчётами мы выясняем, что с корабля собираются снять порядка 372 тонн вооружения и загрузить более 432 тонн. Корабль станет тяжелее более чем на 60 тонн. Конечно, это кажется немного, особенно на фоне 24 000 тонн водоизмещения, это меньше процента… Но это всё коренным образом повлияет на его ходовые характеристики, центровку корабля (нос станет заметно тяжелее) и ещё множество различных параметров. И не надо забывать, что кораблю сильно изменят архитектуру надстройки, поставят современные радары системы «Полимент-Редут», которые тоже довольно тяжёлые, заменят ЗРАК…

А ещё не нужно забывать, что реактор корабля вырабатывает хоть и достаточно большой объём энергии, но всё же не бесконечный. И что проектировался этот реактор на оборудование восьмидесятых годов прошлого века, которое, скажем честно, потребляет гораздо меньше электроэнергии, чем современное. Особенно это касается радарной установки, но и системы управления пусковых тоже надо запитывать…

Ну и, вообще-то, на сайте госзакупок есть открытая информация о том, чего куда и сколько закуплено или планируется закупить для модернизации «Адмирала Нахимова», кроме того регулярно всплывают фотографии с места работ, а та же «Военная Приёмка» делала довольно масштабный репортаж про этот корабль с огромным количеством шикарных ракурсов, на которых, в том числе, засветилась и новая бронированная палуба, которую монтируют поверх тех самых УКСК:

Так же известно, что никто не собирается убирать пусковые Б-203А комплекса «Форт», они будут просто модернизированы для применения более дальнобойных ракет 48Н6Е2/ 48Н6ДМ или 40Н6Е. Этого будет достаточно, чтобы нарастить дальность поражения целей до 400км, а высоту до 35км.

Впрочем, уже есть снимки, на которых видно вскрытые кормовые погреба, которые изначально были пустыми, но предназначались для монтажа пусковых комплекса «Кинжал».

Таких погребов у крейсера три – по два, небольших, в корме и один, большой, в носу корабля. По весу и габаритам в эти погреба можно установить до восьми пусковых «Редут» на восемь ячеек каждая. В худшем случае, если пусковые будут устанавливаться только на корме, то «Нахимов» может рассчитывать на четыре пусковых. Комплекс «Редут» может применять как ракеты 9М96Е2 способные поражать цели до 150 километров по дальности и до 30 по высоте, они устанавливаются по одной в каждую ячейку; так и ракеты ближнего радиуса 9М100E, способные поражать цели на удалении до 15 километров и до 8 километров по высоте, зато они меньше, легче и их можно установить по четыре в одну ячейку.

Получается, что на крейсер можно загрузить либо 64 “тяжёлых” ракеты «Редута», либо 256 “лёгких” ракет. Соответственно, 32 или 128 в пессимистичном варианте.

Если выразить расположение и количество пусковых в графическом виде, то правильный оптимистичный вариант их расположения будет выглядеть примерно так:

Так же на крейсере будут заменены 6 ЗРАК «Кортик» на модифицированную версию «Кортик-М». Количество ракет у каждого «Кортика» остаётся прежним – по 8 ракет на пусковых и ещё по 32 в механизированном погребе. Отстреляв боезапас, комплекс сбрасывает пустые ТПК, разворачивает направляющие в зенит (вертикально вверх) и поднимает из механизированного погреба ещё восемь ракет.

Таким образом, суммарно крейсер будет нести минимум 368, а максимум (в оптимистичном варианте) до 592 зенитных ракет. Плюс 80 ударных оперативно-тактических ракет в УКСК.

Отличие модифицированного «Кортика» в лучшей радарной системе, позволяющей обнаруживать малозаметные цели на сверхмалых высотах на дальности до 9 километров и цели с бóльшим ЭПР и на бóльших высотах – на дальностях до 11,4 километра. Так же уменьшено время реакции до 3 секунд (у обычного «Кортика» время реакции составляет 6-8 секунд). Модифицированный комплекс использует новые двухступенчатые ракеты 3М311-1, способные поражать цели на дальностях до 18 километров и на высотах от 2 метров до 6 километров (для старой ракеты дальность составляла 11 километров, а высота поражения от 5 метров до 3,5 километров).

По оценке специалистов, 6 модулей ЗРАК «Кортик-М» могут отразить одновременный налёт 18-24 противокорабельных ракет, в зависимости от сценария налёта. Совместно с комплексом «Полимент-Редут», способным обстреливать до 16 целей одновременно, количество ПКР, которые «Адмирал Нахимов» сможет отразить единовременно возрастает до 22-40, в зависимости от сценария.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]