0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Армия получит только “Авангард”. На “Рубеж” и “Баргузин” денег нет.

Убийца ПРО «Рубеж» выходит на позиции: последнее предупреждение США

Стратегические ядерные силы сдерживания ждут новый ракетный комплекс. Его название — РС-26 «Рубеж». Вице-премьер Правительства Дмитрий Рогозин назвал комплекс «убийцей ПРО», подразумевая, что его боевые блоки не в состоянии перехватить ни существующая, ни перспективная система противоракетной обороны. Но самое главное, что в России создана баллистическая ракета, способная поразить цели в любой точке Европы, при этом, не нарушая договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД).

В 1987 году СССР и США договорились не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и меньшей (от 500 до 1000 километров) дальности. Помимо этого, стороны в течение трех лет обязались уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров. Этот договор получил сокращенное название РСМД.

У нашей страны на момент подписания РСМД было 1846 ракет средней и малой дальности. Из европейской части страны — от Постав, Малориты, Кармилавы, Слуцка и Глухова — мы доставали своими ракетами до Исландии. А из азиатской части — от Барнаула, Канска, Дровяной — до Вьетнама, Индии и Пакистана, включая всю Японию с американскими военными базами, в том числе и Йокосукой, штабом 7-го Тихоокеанского флота, куда были нацелены знаменитый «Пионер» РСМ-10 (SS-20 по западной классификации), Р-12 (SS-4), Р-14 (SS-5), РК-55 (крылатая, наземного базирования), ОТР-22 «Темп-С» (SS-12) и ОТР-23 «Ока» (SS-23).

У самих США было 846 ракет средней и меньшей дальности. Среди них «Pershing-2», «Pershing-1A» и BGM-109G (крылатая ракета «Tomahawk» наземного базирования). Из баз в Великобритании, ФРГ, Италии, Бельгии и Нидерландов они «доставали» до нашего Грозного, Архангельска, Нижнего Новгорода ну и, конечно, Москвы.

От разрядки до зарядки

«Уничтожение ракет средней и малой дальности, — сообщил телеканалу «ЗВЕЗДА» бывший начальник 4-го НИИ Минобороны, занимавшегося изучением последствий применения ядерного оружия, Владимир Дворкин, — значительно разрядило международную обстановку. — Американские ракеты «Pershing-2» летели из Германии до Москвы 7-10 минут. На них стояли сверхмощные проникающие ядерные боеголовки, специально предназначенные для уничтожения высокозащищенных командных пунктов. То есть, американцы имели реальную возможность проведения «разоружающего удара».

Впрочем, приближение военной инфраструктуры НАТО к российским границам, появление американской системы НПРО в Польше и Румынии, видимо, заставило Москву забыть о страхах 40-летней давности, когда американские «Pershing-2», «Pershing-1A» в Германии и Турции готовы были стереть территорию СССР с географической карты до Урала. 18 марта 2015 года Минобороны сообщило о проведении успешных испытаний новой баллистической ракеты РС-26 «Рубеж» с уменьшенной дальностью полета.

«Американцы никаких официальных претензий к ракете РС-26 не предъявляют, — подчеркнули в военном ведомстве. — Потому что для этих претензий нет никаких оснований. Американской стороне была предъявлена телеметрия испытательных пусков РС-26, которая ясно доказывает, что новая ракета относится к классу межконтинентальных баллистических».

Как отметил источник, Россия неоднократно предупреждала США, «что появление новых американских баз ПРО в Польше, Румынии и других европейских странах не останется без ответа».

Загадки стратегического сдерживания

Про РС-26 практически нет официальной информации. РС-26 (другие рабочие названия — «Авангард» и «Рубеж») — твердотопливная МБР с усовершенствованным боевым оснащением и разделяющейся головной частью (РГЧ). В прошлом году командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев сообщал, что РС-26 будет легче «Ярса».

«Если мы говорим о подвижном грунтовом «Ярсе», то у нас на сегодняшний день пусковая установка весит больше 120 тонн. На новой усовершенствованной ракете мы достигнем весовых характеристик до 80 тонн», — заявлял генерал.

По словам Каракаева, ракету планируется запускать с подвижного грунтового комплекса, шахтного варианта базирования для нее не предусмотрено. Носителем ракеты, как и в случае с комплексами «Тополь-М» и «Ярс», был выбран белорусский тягач МЗКТ-79291, построенный по формуле 12х12. У двух предыдущих комплексов колесная формула — 16х16.

Как и в случае с «Тополь-М» и «Ярс», разработчиком новой ракеты выступил Московский институт теплотехники (МИТ), что позволяет провести некоторые параллели между «старым» и «новым» ракетным комплексом. Например, одна из главных боевых особенностей «Тополей» и «Ярсов» — резкий, по меркам ракетной техники предыдущих поколений, старт. Разгонный участок ракеты длится менее 5 минут. Из-за этого средствам НПРО очень сложно зафиксировать сам факт его проведения. За это время нашу ракету даже из Польши или Румынии не успеет перехватить и ракета-перехватчик системы НПРО.

Кроме того, как говорят конструкторы, полет «Тополей» и «Ярсов» из-за применения дополнительных двигателей идет не по классической параболе, а, как у крылатой ракеты, — с постоянным изменением высоты и направления полета. Это, в свою очередь, еще серьезней затрудняет перехват машины средствами НПРО в ходе полета. На конечном этапе траектории, «Тополь-М» и «Ярс» доставляют в первом случае одну, во втором — несколько гиперзвуковых маневрирующих ядерных боеголовок индивидуального наведения, входящих в атмосферу на скоростях близких к 10 км в секунду. Современные средства радиолокации систем НПРО не видят цели, летящие со скоростями свыше 5 км в секунду. Поэтому, в случае с российскими ракетами, американская НПРО оказывается дорогостоящим и бесполезным хламом. В этом контексте появление в России РС-26 было названо в Конгрессе США «беспрецедентной угрозой национальной безопасности США за последние 30 лет».

«Возможности России по ракетному сдерживанию растут, что может вызвать дополнительные трудности в защите территории США от потенциальной угрозы, — заявил во время слушаний в Сенате США глава командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) адмирал Уильям Гортни. — Россия продвигается к цели по развертыванию крылатых ракет широкого радиуса действия с обычным снаряжением и со все большим расстоянием от цели при запуске с тяжелых бомбардировщиков, подводных лодок и наземных боевых единиц. Это расширяет инструментарий гибких возможностей сдерживания в распоряжении Кремля до ядерного уровня (ведения военных действий). Если эта тенденция продолжится, со временем NORAD столкнется с растущими рисками для наших возможностей защищать Северную Америку против воздушной, морской и ракетной угрозы России».

В ответ на это российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий за российский ВПК, в свойственной ему манере, заявил о том, что сочувствует и понимает обеспокоенность ростом возможностей Российских Вооруженных Сил NORAD.

«В Америке с тревогой отметили растущие возможности по ракетному сдерживанию. Очень сочувствую. Как я вас понимаю!», — поерничал вице-премьер в своем Twitter.

Производством РС-26 займется Воткинский машиностроительный завод. Сейчас там производят баллистические ракеты стратегических комплексов «Тополь-М», «Ярс», морскую «Булаву» и оперативно-тактическую ракету комплекса «Искандер-М». В интервью газете «Коммерсант» 10 июня 2013 года замминистра обороны Юрий Борисов заявлял, что завод «законтрактован практически до конца госпрограммы вооружения до 2020 года — ему только делать и делать». Так что можно верить командующему РВСН генерал-полковнику Сергею Каракаеву в том, что развертывание новой РС-26 «Рубеж» начнется строго по графику — уже в 2016 году. А судя по сообщению агентства «ТАСС» , первой на нее перевооружится 29-я гвардейская ракетная дивизия в Иркутске.

Читать еще:  Nagant M1887 Swedish

Кроме того, теперь уже смело можно предположить, какую именно ракету будут «перевозить» по стране новые железнодорожные комплексы «Баргузин». По словам Каракаева, на вооружение они поступят уже в 2018 году и будут существенно отличаться от БЖРК «Молодец», полностью ликвидированных десять лет назад. МИТ уже завершил эскизное проектирование железнодорожного ракетного комплекса и приступил к подготовке конструкторской документации.

Неуловимый « Баргузин», или Спутник против ядерного поезда

При помощи гугл-карт и пытливого ума любители военной техники определили место бросковых испытаний боевого железнодорожного ракетного комплекса « Баргузин». Так ли это и почему это уже не имеет значения — в нашем материале.

При помощи гугл-карт и пытливого ума любители военной техники определили место бросковых испытаний боевого железнодорожного ракетного комплекса « Баргузин». Так ли это и почему это уже не имеет значения — в нашем материале.

Улыбнитесь, вас снимают

Где-то там за облаками по чётко вычисленным орбитам с огромной скоростью проносятся космические аппараты. Именно с их помощью осуществляются телевещание, геопозиционирование, передача данных. Часть из них, называемая « спутники дистанционного зондирования Земли» ( ДЗЗ), дождавшись хорошей погоды, в множество проходов снимает нашу планету. Нет для них запретных и секретных мест, вот и попадает под пристальный взгляд космических камер даже самое секретное.

Сопоставление снимков с разными датами позволило любителям военной техники даже определить, где именно проходили бросковые испытания самого секретного из поездов — Боевого железнодорожного ракетного комплекса ( БЖРК) « Баргузин».

Каждый может вбить в гугл-карты координаты: N 62°54.448′ E 40°47.115′ — и посмотреть на длинное светлое пятно поезда, стоящего в тупике полигона. К слову, на картах Яндекса качество съёмки ещё ниже. И там при достаточной фантазии в этих местах можно представить вообще что угодно.

На более ранних кадрах запечатлён не один, а два состава. А некоторые особо глазастые уверяют, что рассмотрели на фото открытую крышку вагона. У боевого железнодорожного комплекса предыдущего поколения « Молодец» крышка открывалась для пуска ракеты, а специальные штанги отодвигали контактные провода в сторону, если дело происходило на электрифицированном участке пути. У « Баргузина» подготовка к старту ракеты примерно такая же.

Учитывая качество картинки, увидеть открытую крышку вагона на этих картах можно лишь при наличии огромного опыта в чтении таких фотографий. Либо используя фантазию на полную.

Впрочем, время съёмки примерно совпадает с проведением испытаний. Ранее анонимные источники в СМИ сообщали, что бросковые испытания « Баргузина» проводились в течение 2016–2017 годов. Примерные линейные размеры составов тоже похожи. Правда, любые другие вагоны с высоты выглядят аналогично — ведь БЖРК специально сделан в формате стандартных рефрижераторных вагонов.

И что мы имеем по итогу? На полигоне в Архангельской области в течение 2018 года действительно несколько раз со спутника фиксировались составы, похожие на « Баргузин». Поверить в то, что крышка вагона оставалась открытой несколько месяцев, сложновато. Даже если убрать обычную логику — нечего дождю затекать куда не надо, — остаётся ещё извечное военное « а что это у вас крыша вагона не закрыта третий месяц, непорядок».

Могли ли эти составы быть ‘ title=> « Баргузином»? Ну, почему бы и нет? Шансы есть.

Мнимая секретность

Как бы то ни было, теперь это всё неважно. Ведь согласно публикациям в СМИ, БЖРК « Баргузин» исключили из госпрограммы вооружений до 2027 года. Соответственно, и опытно-конструкторские работы по его созданию в настоящий момент приостановлены или завершены. И шансов, что проект восстанет из пепла, как птица феникс, — скажем честно — не очень много.

Мы уже писали, что в условиях современной реальности мчащийся сквозь ночь литерный поезд, не очень похожий на обыкновенный состав, — это, скорее, повод выложить фото или видео в инстаграм, нежели реально высокая степень секретности. Увы, ‘ title=>спрятать ядерное оружие становится всё сложнее.

Современное железнодорожное движение в России очень медлительно и достаточно прозрачно. Системы управления РЖД позволяют вычислить, не вставая с дивана, где находится тот или иной вагон. Как только комплекс придёт в движение, его можно будет практически сразу найти. Нельзя забывать и о косвенных признаках.

Думаете, разрешат обходчикам просто приблизиться к таким вагонам, смазать тележки или заняться формированием состава, таская ядерный комплекс при помощи старенького локомотива туда‑сюда?

Во всех же остальных случаях, если не прятать комплекс среди состава с похожими вагонами, он будет выделяться ещё сильнее. Верить в его « невидимость» может только человек, не работавший на железной дороге. То же автомобильное движение гораздо более хаотично и менее отрегулировано, там и в самом деле есть шанс затеряться.

Не вписавшийся в концепцию

Вот и получается, что комплекс — вершина технологий — устарел просто за счёт изменения внешних факторов. То, что в условиях СССР могло со скрипом, но работать, сегодня оказывается секретом Полишинеля. А раз найти тот или иной вагон в случае их включения в общий трафик не составляет труда, — увы — из плюсов у БЖРК остаётся лишь возможность мобильности. Причём относительной, исключительно в рамках железнодорожной сети. Насколько это серьёзное преимущество перед мобильными пусковыми установками РС-24 « Ярс», пусть и не маскирующимися под гражданские автомобили, но способными на непредсказуемое движение, сказать сложно.

Скорее всего, ответ дало само министерство обороны России, не включившее в госпрограмму вооружений до 2027 года ни « Баргузин», ни мобильный комплекс РС-26 « Рубеж», пришедший на замену « Тополям» и « Ярсам». Выбор был сделан в пользу комплексов шахтного базирования « Авангард». Скрытность проиграла техническим возможностям и удобству использования.

Что же именно стояло на полигоне в Архангельской области, так и останется тайной. И скорее всего, теперь уже навсегда.

Ракетный комплекс «Рубеж» больше не угрожает США. Почему?

Почему заморожена разработка мобильного стратегического ракетного комплекс РС-26 «Рубеж»?

Согласно информации источника в российском оборонно-промышленном комплексе, из Государственной программы вооружения на период с 2018 по 2027 год (ГПВ-2027) исключен мобильный стратегический ракетный комплекс РС-26 «Рубеж», в то время как в ней присутствует анонсированный недавно президентом России Владимиром Путиным стратегический гиперзвуковой ракетный комплекс «Авангард» шахтного базирования. По данным источника, для реализации обеих программ не хватило финансирования. Так ли это или здесь могут скрываться другие причины?

РС-26 «Рубеж» — одна из двух главных претензий США в рамках Договора о ликвидации РСМД

Мобильный стратегический ракетный комплекс РС-26 «Рубеж» с лёгкой межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) в последние годы представлялся как один из наиболее интересных и перспективных проектов, разрабатываемых в интересах Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) России, наряду с тяжёлой жидкостной МБР «Сармат» шахтного базирования. В отличие от «Сармата», «Рубеж» уже фактически готов к производству (до 2015 года выполнено 5 пусков, из них 4 успешных), и в последние годы неоднократно говорилось о скором принятии ракеты на вооружение.

Читать еще:  3D-охота с собакой по перу

Michael — Nuclear silo

Однако в дело явно вмешалась политика (а более вероятно, именно в политических целях этот проект и создавался). Дело в том, что главной особенностью РС-26 является её универсальность — ракета фактически может выполнять как функции ракеты средней дальности (максимальная дальность полёта от 1000 км до 5500 км), имея минимальную дальность пуска около 2000 км, так и функции МБР. Максимальная дальность полёта ракеты «Рубеж» оценивается в 6000—6500 км, что соответствует критериям межконтинентальной баллистической ракеты (больше 5500 км). Фактически ракета соответствует критериям Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (там оговаривается именно максимальная дальность пуска), однако из США уже не первый год слышны обвинения по поводу несоответствия ракеты букве договора. Речь шла о том, что полёт на максимальную дальность возможен только с облегчённой боевой нагрузкой, и фактически ракета «заточена» именно под поражение целей на средней дальности. Вполне вероятно, что здесь есть зерно истины, так как спешить принимать ракету на вооружение РВСН России не стали — а сейчас проект и вовсе заморозили.

Вполне вероятно, что информация о заморозке проектов РС-26 «Рубеж» и «Баргузин» (в меньшей степени) до 2027 года является неким реверансом Москвы Вашингтону перед переговорами относительно продления договора о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-3.

Вполне вероятно, что крылатая ракета под названием 9M729 также разработана с этой целью и действительно является ракетой средней дальности (официальной информации о характеристиках изделия нет, как и информации о развертывании значимого количества этого оружия). Важно, что всё это вооружение находится в высокой степени готовности и запуск серийного производства не является большой проблемой, если появится такая необходимость. На деле, сейчас также крайне актуальны и переговоры вокруг ДРСМД, в котором накопилось очень много вопросов, которые привели этот важный документ на грань гибели.

Ну и наконец пресловутый вопрос с выходом США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны тоже не создаёт стабильности и требует хоть какого-то урегулирования.

«Авангард» и другое перспективное стратегическое вооружение усилило позиции России в переговорах

С одной стороны, отказ от производства РС-26 «Рубеж» может показаться уступкой, ослабляющей позиции России на переговорах с США. На деле же этот шаг меняет немногое, учитывая целый ряд более оригинальных и прорывных проектов, о которых недавно было официально заявлено.

Включение «Авангарда» в ГПВ-2027 говорит о достаточно высокой степени готовности изделия. Известно, что испытания гиперзвукового планирующего боевого блока (глайдера) комплекса проводились с помощью устаревающих шахтных жидкостных МБР УР-100Н УТТХ. Реальным носителем для гиперзвуковых глайдеров, способных вести длительный управляемый полёт на скорости около 20 Махов (20 скоростей звука) в атмосфере, будет новая тяжёлая МБР «Сармат», первые бросковые испытания которой прошли в конце 2017 года. Эта ракета также включена в ГПВ-2027.

В сочетании с концепцией крылатой ракеты неограниченной дальности с ядерной силовой установкой (проводились ли испытания с работающим реактором, пока неясно), уже реализованной авиационной гиперзвуковой аэробаллистической ракетой «Кинжал» на основе ракеты комплекса «Искандер-М», торпед с ядерной силовой установкой (степень готовности неясна) позиция России становится очень сильна, и Москва может себе позволить сделать дружественный жест в виде заморозки одного из своих проектов. Приведёт ли такой шаг к реальным результатам, покажет только время. Какие-то новости может принести встреча президента России Владимира Путина и президента США Дональда Трампа,о которой последний недавно заявил.

«Баргузин» вместо «Молодца» как ответ на ПРО

«Баргузин» вместо «Молодца» как ответ на ПРО

Говорят, что новое — это хорошо забытое старое. Тем не менее, иногда случаются ситуации, когда возврат к старому и целесообразен, и даже необходим.

Речь идет о БЖРК — боевых железнодорожных ракетных комплексах. В конце эпохи СССР наша страна обладала таким чудо-оружием. Причем термин «чудо-оружие» не ироничен. БЖРК «Молодец», несмотря на все сложности эксплуатации, стали тем еще геморроем для спецслужб нашего вероятного противника.

Сегодня вероятный противник в основном обзывается «партнером», но суть от этого не меняется ни на йоту. НАТО как подтягивалось к границам России, так и продолжает свое шествие в этом направлении, а система ПРО, как ни пытаются США убедить всех, что она направлена против Ирана, все больше стремится расположиться также у наших границ.

Президент Путин озвучил, что мы будем принимать адекватные меры для противодействия. Видимо, одной из таких мер и стало возрождение БЖРК. Конечно, совсем не в том виде, в каком они существовали в 90-е.

Небольшой экскурс в историю.

Советский ракетный комплекс 15П961 «Мо́лодец» (РТ-23 УТТХ) стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых сил СССР и России в период с 1987 по 1994 год в количестве 12 единиц. Затем (к 2007 году) все комплексы были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи.

На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение «поезд номер ноль».

В состав БЖРК входил железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:

— три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ;
— командный модуль в составе 7 вагонов;
— вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов;
— два тепловоза ДМ-62.

В каждом из локомотивов несла дежурство отдельная локомотивная бригада. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически откомандировывались на гражданские составы, следующие по тому же маршруту.

БЖРК выглядел как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Пусковые модули имели по восемь колесных пар. Остальные вагоны — вагоны обеспечения — по четыре колесных пары.

Даже со спутника было сложно отличить БЖРК от обычного смешанного состава. Единственное, что могло выдать БЖРК — это строенные локомотивы. Но со временем, были разработаны более мощные тепловозы, и локомотивов стало два. А для маскировки, тяжелые составы МПС СССР стали также комплектоваться двумя парами локомотивов.

Гениальное творение советской инженерии. Его создали коллективы, руководимые братьями академиками РАН Владимиром Федоровичем Уткиным и Алексеем Федоровичем Уткиным. Алексей Уткин создал сам стартовый поезд, а Владимир Уткин — ракету и пусковой комплекс. И с поставленной задачей они справились, оставив после себя оружие, равного которому в США так и не смогли создать. Это касается как БЖРК в целом, так и ракеты РТ-23.

Ракета РТ-23, по классификации НАТО — SS-24 «Скальпель».

Головная часть ракеты разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками мощностью 0.43 Мт и комплексом средств преодоления ПРО.

Дальность стрельбы — 10100 км.
Длина ракеты — 23,0 м.
Длина пускового контейнера — 21 м.
Максимальный диаметр корпуса ракеты — 2,4 м.
Стартовый вес ракеты — 104,8 т.
Масса ракеты с пусковым контейнером — 126 т.

ТР-23 была твердотопливной, головная часть прикрывалась аэродинамическим обтекателем изменяемой геометрии (изначально надувной, позже — складывающийся). Такая конструкция обтекателя обусловлена наличием ограничений, накладываемых на габариты ракеты размерами железнодорожного вагона.

Вообще, при создании этого железнодорожного ракетодрома было зарегистрировано 512 изобретений и патентов. Перечислять их нет смысла, потому что займет слишком много места, а за каждым патентом стоит труд советских инженеров, успешно создавших уникальный боевой комплекс. Чего стоит только выдвижные сопла и обтекатели, подогнанные под размеры вагона, система отвода газов от полотна, система отвода контактных проводов, если пуск проводился с электрифицированного участка дороги.

Читать еще:  Коктейль Молотова, как сделать в домашних условиях, состав и рецепт, изготовление своими руками, история изобретения зажигательной смеси

Странное устройство на крыше крайнего вагона: механизм отвода контактных проводов

Гидравлические опоры, на которые приходилась нагрузка при выдвижении ракеты в пусковое положение

БЖРК «Молодец», немедленно стал головной болью для Пентагона. Для слежения за ними на орбиту вывели специальную группировку спутников, а в конце 80-х, когда БЖРК уже вышли на маршруты, из Владивостока в Швецию по железной дороге под видом коммерческого груза был отправлен контейнер со следящей аппаратурой. Однако советская контрразведка контейнер быстро «вычислила» и его сняли с поезда. Американский генерал Колин Пауэлл как-то признался создателю БЖРК академику Алексею Уткину: «Искать ваши ракетные поезда — все равно что иголку в стоге сена».

Парадоксально, но на отслеживание, точнее, на попытки отследить БЖРК, американцы в год тратили больше денег, чем у создателей ушло на разработку поезда. А «Молодцы» спокойно растворялись на безбрежных просторах нашей необъятной страны. И грозили «Скальпелями» потенциальным противникам.

К 1991 году было развернуто три ракетные дивизии, укомплектованные 12 БЖРК: в Костромской и Пермской областях, Красноярском крае. В радиусе 1500 километров от места дислокации соединений было модернизировано железнодорожное полотно: деревянные шпалы заменили на железобетонные, уложили тяжелые рельсы, насыпи укрепили более плотной щебенкой.

Для полной маскировки такие работы велись и в других районах страны.

Вне боевого дежурства БЖРК находился в укрытии. Затем выдвигался в определенную точку железнодорожной сети и делился натрое. Локомотивы отводили пусковые установки к местам старта — обычно они располагались вокруг точки треугольником. Но вообще пуск мог быть произведен из любой точки маршрута.

В составе поезда была цистерна с топливом (также замаскированная под рефрижератор) и система трубопроводов, позволявшая заправлять локомотивы на ходу. Были там и спальные вагоны для расчета, запасы воды и продуктов. Автономность БЖРК составляла 28 суток.

Отработав пуск ракет в одной точке, состав отправлялся на следующую — их в Советском Союзе было более 200. За сутки БЖРК мог пройти свыше тысячи километров. Из соображений секретности маршруты прокладывали мимо крупных станций, а если уж миновать их было нельзя, то их ракетные поезда миновали без остановок и на рассвете, когда людей поменьше.

Поскольку БЖРК планировался как оружие ответного удара, в 1991 был проведен эксперимент «Сияние» — на воздействие электромагнитного излучения, и «Сдвиг». Последний имитировал ядерный взрыв килотонной мощности. На полигоне в Плесецке в 650 метрах от ракетного поезда взорвали 100 тысяч противотанковых мин, вывезенных со складов в восточной Германии и уложенных 20-метровой пирамидой.

На месте взрыва образовалась воронка диаметров 80 метров, уровень звукового давления в обитаемых отсеках БЖРК достиг болевого порога (150 децибел), одна из пусковых установок показала снятие с готовности. Но после перезагрузки бортового вычислительного комплекса запуск ракеты был произведен.

Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось три ракетных дивизии (Кострома, Пермь и Красноярск), всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003 — 2007 годов были уничтожены все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.

В начале мая 2005 года, как официально объявил командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов, БЖРК снят с боевого дежурства в РВСН. Командующий сообщил, что взамен БЖРК с 2006 года в войска начнёт поступать грунтовый подвижный ракетный комплекс «Тополь-М».

Но «Тополь-М» не чета «Скальпелю» абсолютно. Да, более современный и защищенный, «Тополь-М» в десять раз уступает «Скальпелю» по мощности боевой части.

И вот, наконец, пришло известие о том, что в России начато возрождение БЖРК. Более того, 12 мая прошла информация о том, что начато производство компонентов нового поезда, который будет называться «Баргузин». И к 2020 году «Баргузины» встанут на боевое дежурство.

Конечно, развитие технологий сказалось на облике и составе нового БЖРК. Три (и даже два) мощных тепловоза скорее всего заменит один. Как вариант — газотурбовоз ГТ1-001 (локомотив с газотурбинным двигателем). На нем используется электрическая передача: газотурбинный двигатель, который работает на сжиженном природном газе, соединён с генератором, а вырабатываемый последним ток подаётся на электродвигатели, которые и приводят локомотив в движение.

Мощность газотурбовоза составляет 8,3 тыс. кВт, что является наибольшим значением показателя для данного типа локомотивов в мире.

РЖД приводит следующие характеристики испытанной модели: скорость до 100 км/ч, одной заправки хватает на 750 км, топливо — сжиженный природный газ.

7 сентября 2011 года ГТ1-001 поставил новый мировой рекорд, проведя грузовой состав по кольцу ВНИИЖТ весом 16 тысяч тонн (170 вагонов).

На вооружении одного БЖРК будет не одна, а 6 ракет. И один поезд будет приравнен к полку.

Ракетный комплекс РС-26, он же «Ярс-М», он же «Авангард», он же «Рубеж». В модификации именно для БЖРК это будет «Рубеж».

Ракета оснащается разделяющейся головной частью индивидуального наведения и имеет комплекс средств преодоления противоракетной обороны. Твёрдотопливная, трёхступенчатая, дальность полёта до 11 тыс. км, может оснащаться 4 боеголовками мощностью 150—300 килотонн.

«Рубеж» оборудован гиперзвуковыми маневрирующими боеголовками для прорыва даже перспективных систем ПРО. По оценке экспертов для поражения гиперзвуковой маневрирующей боеголовки РС-26 требуется не менее 50 противоракет SM-3 (привет, ПРО!).

Адекватен ли такой подход, вспоминая слова Путина? Уверен, что вполне. Наши «потенциальные п» подсчитали, что при рассредоточении 25 таких комплексов по территории нашей необъятной, возможность поражения БЖРК оценивается не более чем 10%. При условии использования ракеты типа «Воевода», либо аналогичной по точности и способности долететь. Чего у наших «потенциальных п» пока не наблюдается. Зато «Рубежи», способные лететь на 11 000 километров, вполне спокойно достигнут тех рубежей.

Что ж, будет о чем поговорить перед Конгрессом США, требуя новых и новых выделений средств «на оборону». Удачи, как говорится.

Если действительно к 2020 году на БД заступят «Баргузины», дышать нам будет немного полегче. Да, создать и построить все необходимое — дело весьма затратное. Но БЖРК — не авианосец. Проще будет, да и дешевле. А уж сколько удовольствия «потенциальным».

В такие времена живем, к сожалению.

Жаль только, что братья Алексей и Владимир Уткины, наблюдавшие смерть своих детищ в разделочных линиях, любезно предоставленных нам американскими партнерами, этого не увидят.

Владимир Федорович скончался в 2000 году, Алексей Федорович — в 2014-м.

Но если «Баргузины» сменят «Молодцев» на охране спокойствия нашей страны, значит, дело, которому гении из самой глубинки Рязанской области отдали всю свою жизнь, сделано.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector