Ассасин – история возникновения древнего братства убийц, деятельность в эпоху исмаилитов и сельджуков, назариты, владение ядом и кинжалом
Ассасины в Европе и России. Средневековые киллеры, владевшие искусством смерти
Фото © “Кредо убийцы” / “Кинопоиск”
Двести лет секта мусульман-фанатиков ассасинов наводила ужас на жителей Ближнего Востока своей жестокостью и отсутствием запретов. Они прославились как средневековые киллеры, их услугами пользовались не только воюющие семьи монархов на Востоке, но и по всей Европе. Однако помимо карательной функции в литературе и кино им приписывают и другую — охрану неких таинственных артефактов и борьбу с членами закрытых обществ.
Как появились ассасины
Возникновение секты убийц-смертников в конце XI века связано с появлением в Персии горного старца – шейха Хасана ибн Саббаха, шиита, сторонника воинствующего исмаилизма. Шейх в 1091 году с горстью сторонников захватил горную крепость Аламут и приступил к основанию собственного государства.
Хасан ибн Саббах. Фото © Wikipedia
После того как Аламут был объявлен “домом” ассасинов, скончался их враг — султан Мелик-шах, а империя сельджуков (древняя тюркская народность) погрузилась в смуту. Это позволило Саббаху укрепиться в регионе: его воины захватили оборонительные сооружения в горном Курдистане, Приэльбрусье, Ливане и Сирии. Главное, чего он смог добиться, — это фанатичной веры в него рядовых адептов и их абсолютного послушания. Название адептов секты произошло от арабского слова “ассасин”, что означало — “хранитель тайн”.
Методы ассасинов
Первой жертвой Саббаха стал его враг, сторонник сельджуков визирь Низам аль-Мульк, который велел казнить муэдзина исмаилитов. Оскорблённые ассасины заволновались, но, когда толпа в замке Аламут пришла к дому Саббаха, тот вышел на крышу и, потрясая посохом, закричал: “Убийство этого шайтана предвосхитит блаженство в раю!”
Убийство Низама аль-Мулька исмаилитскими фидаи.
Миниатюра из рукописи XIV века. Фото © Wikipedia
После такого “благословения” жить визирю оставалось недолго. Утром 10 октября 1092 года убийца Тахир Аррани сумел пробраться во дворец, на аллее дождался появления визиря и три раза ударил его отравленным кинжалом. Аррани растерзала охрана, но было поздно — визирь умер, а ассасины сожгли дворец. Этот момент стал поворотным для Саббаха — он понял: чтобы держать в страхе врагов, не нужно содержать армию, достаточно иметь группу фанатиков-террористов.
Вскоре правители Ближнего Востока и Европы тряслись от страха при имени повелителя ассасинов — шейха Саббаха. Спустя некоторе время жертвами убийц стали сотни священников, князей, шахов, герцогов и королей. От рук фанатиков пал даже король Иерусалима Конрад Монферратский: два киллера под видом христиан-паломников настигли его на улочках города, причём одному из убийц удалось бежать, но, услышав, что король ещё жив, он вернулся и добил Конрада.
Семь ступеней в рай
Но как Саббаху удалось добиться повиновения? Гость ассасинов Генрих Шампанский вспоминал, что по одному слову шейха у него на глазах двое ассасинов зарезали себя и упали замертво к ногам повелителя.
Ответ надо искать в прошлом шейха. Шейх был не просто исмаилитом, верившим в переселение душ, он пошёл дальше, основал неоисмаилизм — упрощённый вариант учения, который и стал религией ассасинов. Известно, что будущий повелитель вёл свой род от царей Химьяра до исламского государства в Аравии, где исповедовали то иудаизм, то несторианство — одно из течений христианства. Родился и вырос Саббах в Хорасане, где царили жуткие индуистские культы, смешанные с персидским зороастризмом.
Главной особенностью секты была сеть вербовщиков, которые умело расставляли силки, вербуя юношей из богатых семейств, создавая обширную разведывательную сеть. Об ассасинах ходило столько легенд, что отбоя от желающих не было — из двухсот кандидатов брали пять, в лучшем случае — десять человек. Главное, в чём их убеждали: чтобы попасть в рай, не нужно делать многое, достаточно просто стать ассасином.
Чтобы вступить в орден, надо было пройти семь ступеней. На первой наставник определял характер адепта, на второй — втирался в доверие, на третьей уже заставлял усомниться в правильности Корана, а на четвёртой заставлял клясться в верности. Затем показывал, что в секту входят самые влиятельные лица государства, экзаменовал по разным вопросам и, наконец, давал ключи от рая.
Всё это проходило на фоне жестокой дисциплины и изнуряющих тренировок. Ассасинов учили стрелять, метать ножи, фехтовать и драться. По много часов заставляли стоять под солнцем или в стужу у крепостной стены, воспитывая выдержку. Они учили языки и искусство перевоплощения, притворялись то крестоносцами, то монахами, то цирковыми артистами. Но главное — они были готовы выполнить любой приказ шейха и умереть. Переход на каждую следующую ступень сопровождался впечатляющими магическими ритуалами.
Падение империи ассасинов
Ибн Саббах не оставил без внимания и внешнюю сторону жизни государства. Он отменил налоги, ввёл повинности и заставил жителей строить дороги и укрепления. Он силой свозил в Аламут лучших врачей, химиков, математиков и инженеров, и вскоре ассасины овладели наукой и системой укреплений, которые намного опережали соседей.
Сам Хасан ибн Саббах был жесток и кровожаден. Он убил собственных сыновей, заявив, что его титул должен наследовать достойнейший. Сменивший его Хасан II был ещё более свирепым и при жизни объявил себя Богом.
Третий шейх — Рашид ад-Дин Синан — провозгласил в Сирии учение Кийяма, что означало конец света и прекращение законов шариата. Ассасины объявлялись спасёнными, а все неверные должны были пойти в ад.
Хулагу разрушает крепость Аламут. Персидская миниатюра XVI века. / Руины Аламута (2006 год). Фото © Wikipedia
В 1256 году государство ассасинов пало под ударами армии внука Чингисхана Хулагу, Аламут был разрушен, а последних приверженцев учения перебили в горах Сирии.
Из века в век об ассасинах ходила ещё одна легенда: что они являются хранителями древних ценностей — религиозных артефактов. Одни предписывали им владение и охрану древних артефактов Египта. Другие утверждали, что именно к ассасинам в итоге могли попасть святыни христианского мира. Это произошло после того, как последователи старца перебили на Ближнем Востоке последних рыцарей-тамплиеров и завладели их имуществом. Так что, возможно, величайшие святыни христиан всего мира (Ковчег Завета, пектораль иудейских священников или кубок, из которого пил Христос на Тайной вечере, до сих пор могут находиться на Ближнем Востоке и строго охраняться. Если это так, то пусть они остаются скрытыми от глаз людей, ведь, по пророчествам, появление их будет предшествовать концу света.
С другой стороны, возникает вопрос: откуда же появились несметные богатства современных ассасинов – Ага-ханов? Быть может, их основой стали именно артефакты, собранные в Орлином Гнезде старцем Саббахом? Быть может, они были проданы, после чего лидеры исмаилитов стали богатейшими людьми мира? Ведь недаром говорят, что богатство Ага-ханов возникло ещё в XIII веке и с тех пор увеличилось настолько, что Ага-хан в состоянии влиять на многие политические процессы. Например, когда Турция в 1919 году пожелала сохранить за собой Тсамбул (Константинополь), по слухам, именно Ага-хан заступился за мусульман перед европейскими политиками и Стамбул остался турецким.
Новый дом ассасинов — Европа и Восток
После падения государства ассасины рассеялись по Востоку, часть ушла в Индию и присоединилась к секте-душителей — поклонникам богини Кали. Часть ещё раньше перешла служить в Европу. Римский папа Иннокентий II отлучил от церкви Фридриха II за то, что тот нанял ассасинов для убийства герцога Баварского, в 1158 году под Миланом задержали ассасина, который хотел убить императора Фридриха I.
В XIX веке про ассасинов вспомнила французская богема. Во Франции был создан Клуб ассасинов, в него входили известные писатели и поэты того времени — Бодлер, Дюма-отец, Теофиль Готье, Оноре де Бальзак. Именно Дюма-отец придумал, что ассасины употребляли гашиш. На самом деле зельем злоупотребляли сами поэты и художники.
Но истинные ассасины на Востоке не исчезли. В Средние века некий французский путешественник между Исфаханом и Тегераном набрёл на деревушку, где жил шейх ассасинов, которому поклонялись как богу.
В XXI веке ассасинов часто связывают с лидером исмаилитов-низаритов, считающимся 49-м имамом Времени, уроженцем Женевы принцем Каримом Ага-ханом IV, к которому титул перешёл от деда — Ага-хана III. Исмаилиты верят, что Карим — единственный потомок пророка Мухаммеда, и боготворят его. Принц — венчурный капиталист, руководитель фонда Aga Khan Development Network (AKDN), который имеет 18 филиалов по всему миру.
Его Высочество принц Карим Ага-хан IV. Фото © Wikipedia
Фонд AKDN поддерживает исмаилитов в России: он оплачивает обучение в вузах, даёт возможность выезжать на учёбу за рубеж, активно помогает трудовым мигрантам, приехавшим в Россию на заработки. Филантропия принца никак не вяжется с нищетой, царящей в таджикской и афганской частях Бадахшана, который Ага-хан считает своей “базой”.
С династией Ага-ханов связывают смерть знаменитого талиба А хмада Шаха Масуд а — его убил ассасин за несколько часов до атаки на башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Что поделать, Шах не любил делиться доходами от наркотрафика. Династия Ага-ханов держит под прицелом Россию и её “мягкое подбрюшье” — Среднюю Азию. В AKDN действует программа поддержки развития горных регионов, которая финансирует исмаилитов Таджикистана и готовит “новые кадры”. В Таджикистане, Киргизии и в Казахстане Ага-хан открыл филиалы Университета Средней Азии.
В династии Ага-ханов есть ещё один человек, которого аналитики называют гением разведки, — Садруддин Ага-хан. Это он провёл операцию “Салам” — под видом беженцев расселил по всему миру талибов из Афганистана. Вместе с британским принцем Филиппом он стал основателем Всемирного фонда природы и в 1983 году добился создания национальных парков в пакистанской провинции Читрал на границе с Афганистаном, где (по странному стечению обстоятельств) моджахеды выращивали опиумный мак, зелье из которого хлынуло в СССР.
Единственная страна, которая отказалась пускать к себе низаритов, – Китай. Китайцы воспринимают Ага-хана как феодала, который держит население своей страны в нищете и покорности.
Ассасин – средневековый шпион, убийца и воин
Ближний Восток, Средняя Азия, как и средневековая Европа, в IX-XI веке переживали острый политический кризис. В этом регионе планеты массовое переселение народов носило гораздо больший размах, чем на Европейском континенте. Политическая карта перекраивалась с калейдоскопической скоростью. Вслед за арабами, сумевшими покорить огромные территории, на эти земли пришли тюркские племена. Одни империи и государства исчезали, на их месте появлялись куда более могущественные государственные образования. Политическая борьба носила явный религиозный подтекст и принимала порой самые неожиданные формы – заговоры и государственные перевороты чередовались бесконечными войнами.
Излюбленным инструментом восточной политики становится политическое убийство. Слово ассасин прочно входит в обиход политической элиты, олицетворяя беспощадного и жесткого наемного убийцу. Ни один правитель Востока, политический деятель не мог гарантировать себе полную безопасность. В любой момент можно было стать жертвой коварного убийцы. Именно на этот исторический период приходится расцвет самого таинственного и закрытого религиозно-государственного образования — ордена Ассасинов.
Орден представлял собой немногочисленное государственное образование, которое стало самой радикальной ветвью ислама и отличалось крайне радикальными взглядами. В течение последующего целого столетия ассасины держали в страхе весь ближний Восток, олицетворяя самые жестокие методы политического давления.
Ассасин – кто это? Краткий экскурс в историю
Выше уже было сказано, что Ближний Восток в X-XI веке представлял собой варящийся общественно-политический котел, в котором соединились острые политические, социально-общественные и религиозные противоречия.
Эпицентром острого общественно-политического кризиса стал Египет, где политическая борьба достигла наивысшей точки кипения. Правящая династия Фатимидов не могла справиться с другими политическими оппонентами. Страна погружалась в гражданское вооруженное противостояние. Не сидели, сложа руки, и агрессивные соседи. Исмаилиты — шиитская ветвь ислама — в таких условиях оказались между молотом и наковальней, рискуя стать жертвой острого социально-общественного и религиозного конфликта. Одну из ветвей исмаилитов – низаритов возглавил Хасан-ибн-Саббах. Именно под его руководством многочисленная группа низаритов вынуждена была покинуть Египет, отправившись искать убежища. Конечным пунктом долгих скитаний стали центральные труднодоступные горные районы Персии, которая в те времена входила в состав государства Сельджуков. Здесь Хасан-ибн-Саббах вместе со своими сподвижниками решил основать новое исмаилитское государство низаритов.
Оплотом и центром новой державы стала крепость Аламут, захваченная исмаилитами в 1090 году. Следом за Аламутом новыми хозяевами быстро покорились другие соседние города и крепости Иранского нагорья. Рождение нового государства совпало по времени с началом крестовых походов, ввергнувших весь Ближний Восток в длительное кровавое противостояние. Используя свое влияние, Хасан-ибн-Саббах сумел привнести в структуру государственного управления новую форму – религиозный орден, в основу которого лег религиозный культ, обряды и традиции назаритов. Возглавил орден Хасан-ибн-Саббах, получивший титул шейха, а символом нового ордена стала крепость Аламут.
Правители соседних княжеств и центральная власть Сельджукского государства пренебрежительно относились к пришельцам и смотрели на них как на мятежников и бунтарей. Сподвижников Хасана-ибн-Саббаха, население нового государства и вообще назаритов, правящая сельджукская и сирийская элита небрежно называла чернью – хашшашинами. Впоследствии с легкой руки крестоносцев в обиход вошло суннитское название ассасин, означавшее уже не классовую принадлежность человека, а его профессиональные качества, социально-общественное положение и религиозно-идеологическое мировоззрение.
Шейх Хасан I благодаря своим личным качествам прекрасно ориентировался в политической обстановке. В результате проводимой им внешней политики государство исмаилитов и орден Ассасинов не только сумели выстоять в противостоянии с центральной властью. Внутренние политические распри, охватившие сельджукское государство после смерти султана Малик-шаха, способствовали возвышению ордена и политическому влиянию ассасинов на политику мироустройства. Орден стал негласным политическим субъектом внешней политики, а самих ассасинов стали считать религиозными фанатиками, которые были способны ради идеологических мотивов, естественно, за материальную и политическую выгоду, идти на самые крайние меры.
Государство низаритов просуществовало полтора века, до 1256 года, сумев за этот период объединить под своим началом обширные территории современного Ливана, Ирака, Сирии и Ирана. Этому способствовали достаточно жесткая система управления, построенная на беспрекословном подчинении законам шариата, коммунальная система социально-общественных отношений. В государстве отсутствовало разделение на классы, а все население было объединено в общины. Верховная власть принадлежала верховному духовному и религиозному наставнику – вождю.
Централизованное государство ассасинов было разгромлено монголами, пришедшими в Иран с востока. Дольше всех под властью ассасинов находились ближневосточные владения, которые были утрачены в 1272 году в результате военного похода египетского султана Бейбарса I. Однако потеря государственности не означала конец существования ордена Ассасинов. С этого времени начинается новый этап жизни этой организации, которая целиком и полностью переключилась на ведение подрывной, диверсионной и шпионской деятельности.
Истоки реальной силы и могущества ассасинов
На пике своего могущества государство и орден представляли собой реальную политическую силу в мусульманском мире. Ассасин — это не просто название радикально настроенных религиозных фанатиков. Только одно упоминание о них наводило ужас на правящую и политическую элиту. Ассасинов не без основания считали мастерами политического террора, профессиональными убийцами и вообще преступной организацией. Влияние ордена не ограничивалось границами мусульманского мира. В полной мере с коварством и с могуществом ордена столкнулись и европейцы.
Такая политика стала результатом продуманного идеологического и политического хода. Хасан I, будучи верховным вождем назаритов, осознавал, что без мощной армии любая оборонная стратегия обречена на провал. Выход из сложившейся ситуации был найден гениальный. В отличие от соседних государств и княжеств, вкладывающих огромные средства и ресурсы на содержание армии, Хасаном была создан орден – секретная и закрытая организация, своеобразный спецназ того времени.
Задача новой спецслужбы заключалась в устранении политических противников и оппонентов, решения которых могли негативно сказаться на существовании государства назаритов. Политический террор был поставлен во главу угла политики ордена Ассасинов. Способы и методы, используемые для достижения результатов, были выбраны самые радикальные – политический шантаж и физическое устранение противника. Основной двигающей силой ордена стала фанатическая преданность членов организации своему духовному и религиозному наставнику. Этому способствовала технология профессиональной подготовки, которая была обязательна для каждого члена ордена.
Основными условиями членства в ордене были следующие аспекты:
- полное безразличие к собственной жизни, пренебрежение к смерти;
- воспитание чувства самопожертвования и преданности религиозным идеалам;
- беспрекословное подчинение воли вождя ордена;
- высокие моральные и физические качества.
В ордене, как и во всем государстве, пропагандировались райские воздаяния в обмен за беспрекословное послушание воли религиозного вождя. В привычном представлении того времени ассасин — это молодой человек крепкого телосложения, беззаветно преданный идеями шариата и свято верящий в высокое божественное положение своего покровителя. Набирали в орден подростков 12-14 лет, которые проходили жесточайший конкурсный отбор. С первого дня новобранцам внушалось чувство избранности для достижения высоких целей.
Принято считать, что идеологический и религиозный аспекты являются основными аспектами прочной структуры ордена. Однако его реальная сила держалась не только на высоких моральных качествах его членов. Профессиональная подготовка, которой ассасины занимались с утра до вечера, в перерывах на намаз, давала превосходные результаты. Воины средневекового спецназа в совершенстве владели любым оружием и приемами рукопашного боя. Ассасин прекрасно владел приемами верховой езды, мог точно стрелять из лука, отличался выносливостью и хорошей физической силой.
Кроме того, в программу обучения входили практические и теоретические знания в области химии и медицины. Искусство ассасинов в применении ядов достигло совершенства. Существует теория, что Екатерина Медичи, будучи искусным мастером по отравлению ядами, получала уроки этого ремесла именно у ассасинов.
В заключение
Одним словом, подготовка шпионов и профессиональных убийц у шейха Хасана I была поставлена на поток. Результаты столь тщательной и всесторонней подготовки не заставили себя ждать. Дурная слава о могуществе ордена быстро разошлась по миру. Благодаря своим слугам Хасан I, прозванный в исламском мире и далеко за пределами Горным Старцем, сумел не только добиться своих целей, но и поставить политический террор на поток. Государство низаритов сумело просуществовать довольно длительный период, успешно играя на политических противоречиях своих более сильных соседей.
Что касается ордена Ассасинов, то эта организация стала не только инструментом внешней политики низаритов, но и весомым источником дохода. Услугами профессиональных убийц и шпионов не брезговали пользоваться правители и политики разных стран и государств, решая свои политические вопросы в достижении определенных целей.
Ассасины — история возникновения
В средневековой Европе репутация у хашишинов была сродни той, что в современном западном мире — у Аль-Каиды. Сведения о тайной секте мусульманских фанатиков распространились в Европе в эпоху первых крестовых походов. Их участники доносили разведданные о группировке тайных убийц, говоря современным языком — террористов. Было известно, что ими руководит Старец Горы — так крестоносцы прозвали Хасана ибн Саббаха. Сама группировка состоит в основном из персов, и в ней царит жесткая внутренняя иерархия и дисциплина.
В это бурное время на политическую сцену ближне-восточно-каспийского региона выходит шейх Хасан ибн Саббах. Его внешность и поведение меньше всего соответствовали его делам. Спокойный, рассудительный человек с мягкими манерами, при этом жестокий и циничный предводитель религиозно-террористического ордена. Его сетевое государство охватывало отнюдь не соседствующие между собой земли в горных районах Персии, Сирии, Ирака и Ливана.
Жизнь шейха была тайной для посторонних, да и для непосвященных своих тоже. Все, что с ним связано, хранилось как великая тайна. В течение трехсот лет секта Старца Горы по праву считалась главной террористической организацией средневекового мира. Организацией, жертвами которой становились короли, султаны, вельможи и ученые разных национальностей и вероисповеданий. Рука убийц этой организации застигала их в своих дворцах.
Хасан ибн Саббах родился в 1051 году в персидском городе Кум. Получил неплохое образование, с малых лет проявляя неподдельный интерес к наукам и познанию. Хасан был человеком, всей душой преданным своей религии — исламу. Но его жизнь круто изменилась после знакомства и долгих бесед с ученым, приверженцем течения исмаилитов Амиром Заррабом. Проповедь ученого глубоко затронула молодого человека. Однако в это направление ислама ибн Саббах перешел не сразу.
Хасан стал исмаилитом в 20 с небольшим, после тяжелой болезни, и со временем утвердился в желании основать ни от кого не зависимое исмаилитское государство. Начиная с 1081 года, пребывая в Каире, столице Фатимидского халифата, он начал собирать сторонников, проповедуя власть скрытого имама из династии Низаритов. Он оказался блестящим проповедником, нашедшим живой отклик в сердцах немалого количества последователей. Однако вскоре ибн Саббах поссорился с фактическим правителем Египта — визирем, был арестован и отправлен в Тунис.
Но корабль, на котором его везли, потерпел крушение, в котором Хасан уцелел. После чего он вернулся на родину, в Персию. До поры до времени Хасан ибн Саббах был лидером одного из многочисленных суфийских орденов шиитского направления. От своих коллег шейх Хасан отличал тем, что предпочитал не традиционные для суфиев отвлеченные теологические рассуждения — о сущности Бога, о природе человеческой души, о возможности, человека для слияния с Божественностью и т. д., а участие в реальной политике. К этому его подталкивала и тревожная обстановка в регионе Ближнего Востока, и усталость от бесконечно войн, и ожидания мира и нового порядка среди местного населения — жителей Персии, Сирии и Ливана.
В 1090 году, когда Хасан, в результате преследование египетскими властями сектантов, вернулся на земли Западной Персии, он обосновался в гористой местности неподалеку от южного побережья Каспийского моря. Он был уже весьма популярен и являлся вождем группировки исмаилитов-низаритов, которая позже получит широкую известность как орден хашишинов, или ассасинов.
Постепенно создается крепко спаянная тайная организация, состоящая из разбросанных по всему халифату ячеек проповедников, которые несли свои идеи и, кроме того, занимались сбором разведывательной информации. В любое подходящее для их вождя время они быстро превращались в боевые группы. Первым шагом к созданию террористического государства был захват удобно расположенной территории, ставшей центром радикального движения.
Проведя мониторинг удобно расположенных и хорошо укрепленных природой и людьми крепостей и замков, шейх выбрал для своей резиденции крепость Аламут, спрятавшуюся среди горных хребтов на каспийском побережье. Название этой скалы в переводе означает «гнездо орла». Подступиться к ней было непросто — вокруг простирались глубокие ущелья и стремительные горные реки. Это было отличное место для базы тайной группировки. Правдами и неправдами, используя хитрость, ибн Саббах стал хозяином этой неприступной крепости.
Вначале он послал туда своих миссионеров. Когда настроения и численный перевес в Аламуте оказались в пользу Хасана, коменданту и его людям ничего не оставалось, как самим покинуть крепость. Хасан перечислил ушедшему коменданту деньги. Следующие 34 года своей жизни шейх безвыездно провел в этой своей горной резиденции. Позже владения ассасинов пополнились рядом таких же укрепленных крепостей в горах Курдистана, Фарса и Альбурса и более западных землях Ливана и Сирии. Действовали проповедью — словом и увещеванием и, лишь когда это не помогало, прибегали к оружию. На руку хашишинам была и сложившаяся в регионе обстановка межцарствия и войн за престол в государстве Сельджукидов.
На кучку фанатиков из крепости Аламут до поры до времени никто не обращал внимания. Так на карте мира появилось исмаилитское государство, объединившее вокруг себя горные районы Персии, Сирии, Ливана и Месопотамии. Оно продержалось с 1090 по 1256 год. Хасан ибн Саббах служил примером для своих подданных, ведя аскетический образ жизни. Закон был один для всех. Однажды шейх приказал казнить одного из своих сыновей, которого застал за распитием вина; второго сына он приказал казнить только лишь заподозрив в причастности к убийству проповедника.
Провозгласив свое государство, Старец Горы организовал строительство дорог, рытье каналов и возведение неприступных крепостей. Обретение знаний также весьма ценилось исмаилитским шейхом, его проповедники скупали по всему миру редкие книги и манускрипты, содержащие важную информацию из различных отраслей знаний.
В Аламут приглашались (или же доставлялись насильно) специалисты разных наук, среди которых бы инженеры-строители, медики и даже алхимики. Благодаря столь инновационному подходу система оборонных укреплений ассасинов не имела аналогов в свое время. Радикальная группировка исмаилитов-низаритов подверглась жестоким преследованиям и на репрессии ответила террором. Террористы-самоубийцы в концепции борьбы, созданной ибн Саббахом, появились позже.
В 1092 году, после казни лидера местных исмаилитов, обвиненного в убийстве муэдзина, по приказу Низама аль-Мулька, визиря сельджукского султана, шейх призвал к мести. Мстителей вызвался стать человек по имени Бу Тахир Аррани. Визиря он зарезал в его собственном дворце отравленным ножом. Убийца был убит охраной чиновника, но ассасины окружили и подожгли дворец визиря. По преданию, ассасины смогли отбить труп своего соратника и похоронить по мусульманскому обряду. В память об этом подвиге Хасан ибн Саббах приказал прибить на воротах крепости бронзовую доску с именем Бу Тахира Аррани, а рядом написали имя его жертвы. Позже доска пополнилась целым мартирологом имен, вмещавшим имена визирей, князей, мулл, султанов, шахов, маркизов, герцогов и королей.
Однако вернемся к началу эпохи террора ассасинов. Их первый теракт имел эффект взорвавшейся бомбы и настолько шокировал исламский мир, что убедил Старца Горы в эффективности такой технологии. Вместо создания и содержания большой регулярной армии, требовавшей больших затрат, было решено использовать убийц-смертников, что являлось экономически гораздо более оправданным.
Параллельно создавалась широкая агентурная сеть из множества проповедников, в том числе имевших доступ к вершинам власти в государствах региона, для чего осуществлялась вербовка, в том числе высоких чинов. Так шейх становится весьма информированным обо всех планах своих недругов, таких как правители Шираза, Бухары, Балха, Исфахана, Каира и Самарканда. Был налажен целый конвейер по подготовке убийц-террористов, для которых смерть была безразлична. Такая своеобразная диверсионная школа была создана в главной крепости ассасинов, Аламуте. В ней использовался разносторонний опыт, в том числе и экзотический для исламского востока опыт китайской школы боевых искусств.
Из двухсот человек, желающих стать террористами ибн Саббаха, отбирались самое большее пять — десять человек. Туда попадали физически крепкие мужчины, в идеальном варианте — сироты. Завербованные в организацию боевики разрывали связи с семьей и поступали в полное распоряжение вождя. В Аламуте они проводили время в физических тренировках и идеологической обработке. Террористов Средневековья учили обращаться со всеми видами оружия — стрелять из лука, фехтовать на саблях, метать ножи и использовать приемы рукопашного боя, а также применению ядов. Бойцов обучали языку и обычаям той страны, где им предстояло работать, а шейх отправлял убийц из своей горной резиденции во все нужные стороны света, приучая властителей целых государств к мысли, что от не отгородиться невозможно ни в крепости, ни во дворце.
Также их учили актерскому искусству и изменению имиджа. Это было важно, ведь ассасинам предстояло смешаться с местным населением, в ходе подготовки убийства играть роли бродячих цирковых артистов врачей, монахов-христиан или мусульман-дервишей, торговцев восточных базаров. Жертвами асcасинов стали многие тогдашние видные деятели.
Например, Конрад Монферратский, правитель Латинского королевства Иерусалима. Для его ликвидации ассасины долгое время притворялись католическими монахами. В общей сложности от их кинжалов пали три халифа, шесть визирей, несколько десятков наместников отдельных областей и городов, немало влиятельных духовных лидеров и два европейских монарха. С тех пор на многих европейских языках слово ассасин означает «убийца» или «наемный убийца».
Старец Горы выстроил строго иерархическую организацию. Нижнюю ступень группировки занимали фидаины, это были исполнители смертных приговоров. Если они оставались живы в течение нескольких лет, переходили на следующую ступень и становились старшими рядовыми — рафиками.
Дальше шли даи, через которых передавались распоряжения Хасана ибн Саббаха. Еще выше стояли даи аль-кирбаль, они подчинялись лишь непосредственно Старцу Горы. Своим примером тайной организации ассасины вызвали многочисленных подражателей разных времен и в разных частях света.
Принципы суровой дисциплины, ранжирования и повышения в рангах, знаки отличия у них перенимали и европейские ордена. Иерархия организации ибн Саббаха включала несколько степеней посвящения, что, в общем, не было исключением для исмаилитских общин той эпохи.
Чем выше был уровень посвящения, тем отчетливее проявлялось отступление от принципов ислама и все явственнее проявлялась политическая составляющая этой организации. Так что высшая степень посвящения уже совсем слабо соприкасалась с религией. Для посвященных этого уровня открывался совершенно другой смысл таких понятий, как «священная цель» или «священная война».
Посвященные могли употреблять алкоголь, обходить законы ислама и даже воспринимать жизнь пророка Мохаммеда как поучительную легенду. Во главу угла этой идеологии своеобразного религиозного прагматизма была поставлена политическая целесообразность.
26 ноября 1095 года прозвучал призыв Папы Римского Урбана II начать крестовый поход за освобождение Иерусалима и Святой земли из-под власти мусульман. В следующем году из разных концов Европы в Палестину выступили воины-крестоносцы. Иерусалим был взят 15 июля 1099 года.
В результате похода на Ближнем Востоке появилось несколько христианских государств: Иерусалимское королевство, Антиохийское княжество, Триполийское и Эдесское графства. Это был новый поворот в истории не только Ближнего Востока, но и ордена ассасинов. Однако, не смотря на столь впечатляющие победы, в рядах крестоносцев единства не было. Удивительно, но христианские рыцари и исламские фанатики нашли общий язык.
Политические разногласия и личную вражду европейские крестоносцы зачастую разрешали при помощи убийц-ассасинов. Их нанимателями, по слух были даже рыцари-госпитальеры и тамплиеры. От кинжалов людей ибн Саббаха полегли и некоторые вожди крестоносцев.
Основатель и предводитель ордена ассасинов Хае ибн Саббах умер в 1124 году, когда ему было 73 года, многие годы непрестанных трудов ему удалось создать крепкую и действенную религиозно-террористическую организацию, с которой были вынуждены считаться сильные мира сего, обладавшую собственной территорией с укрепленными крепостями и разветвленной сеть а также фанатичными и преданными сторонниками.
Наследник Старца Горы не был его родственником, но перед своей смертью шейх посвятил его во все тайны и назначил своим преемником.Его государство-орден просуществовало еще 132 года, пока в 1256 году войска предводителя монголов Хулагу-хана не взяли практически без боя крепости Алам и Меймундиз. Последнее пристанище ассасинов в гор Сирии в 1273 году разрушил египетский султан Бейбарс I. В середине XVIII века английский консул в Сир писал, что в горах этой страны все еще живут потомки ассасинов.
источник
Ассасины. Крепости, самопожертвования и политические убийства
Этот феномен средневекового мусульманского мира хорошо известен в Европе. Они пришлись ко двору ко времени расцвета ориентализма в XIX веке. Обросли многочисленными легендами. Стали объектами масс-культуры в XX и XXI веках. Одно из их названий перекочевало в английский как имя нарицательное и обозначает там политического убийцу. Именно об этой примечательной секте и пойдет наш сегодняшний разговор.
Истоки
История ислама – это перечень расколов, больших и не очень. Все началось в 632 году, когда умер Мухаммед – мусульманский пророк и основатель этой религии. У вдохновленных и объединенных усопшим арабов основные завоевания и успехи были еще впереди. Но вначале им требовалось преодолеть первое серьезное испытание – дележ наследства.
Сразу же начались выборы халифа, который возглавил бы всех мусульман, и продолжил экспансию. Не без интриг, ругани и давления, в этом процессе победило племя курайшитов – первые 4 халифа были как раз из их числа. Дела последнего из них – Али ибн Абу Талиба – шли не очень хорошо. Многочисленные бунты и гражданские войны его доконали – в 661 году Талиб был свергнут Муавией ибн Абу Суфьяном, военачальником, незадолго до того завоевавшим византийскую Сирию.
Муавия возглавил Халифат, основав династию Омейядов. С этого началось глубочайшее и древнейшее противостояние исламского мира – борьба шиитов и суннитов. Если первые яростно ненавидели убийц Талиба, то вторые показали себя политическими реалистами, и сочли за благо примкнуть к победителям.
Краеугольным камнем шиитской идентичности была уверенность, что Мухаммед назначил своим преемником именно Талиба – даже не трех первых халифов. Сунниты, разумеется, считали иначе: халифом может быть не обязательно родственник Мухаммеда или Талиба. Обе стороны ссылались на хадисы – записанные высказывания Мухаммеда. И те, и те понимали и трактовали их по-своему – что давало возможность оформить базу для раскола на века и тысячелетия.
Дальше расколы продолжались во всех направлениях, но нас интересуют именно шииты. В VIII веке они наступили на те же грабли – не смогли урегулировать вопрос о наследстве. В ходе очередной свары обошли законного претендента на наследование звания шиитского имама – Исмаила. Тот, разумеется, стал центром притяжения для группы недовольных. А через несколько лет умер при загадочных обстоятельствах.
Многим шиитам все это живо напомнило историю с убийством Талиба. От шиитов откололась новая группа, назвавшаяся исмаилитами – в честь то ли убитого, то ли самостоятельно умершего Исмаила. Но и это был не конец – в конце XI века исмаилиты вдрызг разругались между собой – причиной стали… да, вы угадали, вопросы наследования. После гражданской войны исмаилиты раскололись на последователей аль-Мустали (мусталитов) и последователей Низара – низаритов. Последние и есть знакомые нам ассасины.
Ассасины: начало
Первые годы государства низаритов безоблачными назвать было сложно. Персидская община, возглавляемая Хасаном ибн Саббахом, подвергалась гонениям со стороны суннитов-сельджукидов. Требовалась надежная база – центр операций, который нельзя будет взять без серьезного напряжения сил.
Им стал Аламут – сильная горная крепость на территории сегодняшнего Ирана. Выгодное расположение на утесе, отличная наблюдаемость всех подходов к твердыне. Огромные склады с провизией, глубокое водохранилище – это было не единственное, за что полюбился Аламут ибн Саббаху. Возможно, даже важнее было население вокруг крепости – это были, в большинстве своем, исмаилиты.
Внутри Аламута находился сельджукский наместник, но не простой, а склонявшийся к исмаилизму. Словом, идеальный объект для воздействия. Ибн Саббах мог только благодарить Аллаха за такой подарок – в 1090 году наместник сдал крепость за взятку в 3000 динаров.
Это, впрочем, было только начало – получив базу, низариты тут же принялись захватывать окрестные поселения. И, самое главное, любые мало-мальски пригодные крепости. Этого им, кстати, показалось мало, и ассасины принялись активно возводить свои. Хасан понимал, что рано или поздно сельджуки разберутся с текущими делами, и займутся им всерьез. Занятие же каждой крепости в сложных горных условиях усложняло задачу его разгрома.
Стратегия выживания
Ибн Саббаха волновало выживание общины. Шансов победить сельджуков в прямом столкновении у него не было. Если враг соберется с силами (что в Средневековье, правда, могло занимать довольно много времени), низаритов сомнут. Поэтому Хасан пошел по другому пути.
Во-первых, он основал учение «Дават-и-джадит» — «призыв к новой вере». Он использовал как шиитскую ненависть к суннитам, так и не до конца растворенную арабами персидскую идентичность. Сельджуков – чужаков и последователей неверного течения ислама – надо было вышвырнуть из Ирана. И, благодаря проповедникам ибн Саббаха, эту мысль поддерживал каждый житель контролируемых низаритами земель.
На этой базе набирались фанатичные добровольцы. Их называли «фидаями» – то есть «жертвующими». Правильно обрабатываемые проповедниками ибн Саббаха, они были готовы наносить самоубийственные удары. Готовность погибнуть во имя правого дела расширяла спектр тактических возможностей – фидаям не требовалось продумывать отход, что упрощало организацию атак.
Мало того, согласно концепции ибн Саббаха, отход только вредил. Его логика была проста: «Мы окопались в горном регионе. Сковырнуть нас с ходу не получится, поэтому противнику понадобятся значительные силы. Их надо будет собрать и обеспечить припасами для долгих осад. Все это займет время. И мы им воспользуемся».
А дальше особенности Средневековья диктовали ибн Саббаху отличный выход. В отличие от современных регулярных армий, в феодальной реальности XI века гораздо более многое зависело не только от умений командного состава, но и от авторитета. И систематическое устранение командиров наносило армии гораздо больший урон, чем сегодня.
Не менее важным было убивать демонстративно – средь бела дня, при крупном скоплении народа, невзирая на охрану. Сам факт того, что ассасина мало волновала собственная жизнь, вкупе с тем, что такие убийства происходили регулярно, был серьезным психологическим ударом. И даже обстоятельно подготовленные кампании против низаритов или теряли в ударной мощи, или не начинались вовсе.
Уже в 1092 году ибн Саббах проверил свои выкладки на практике. Тогда сельджуки устроили крупный поход и осадили Аламут. Что стоило жизни султанскому визирю, а также двум его сыновьям, попытавшимся отомстить. Через месяц внезапной смертью умер сельджукский султан. Если это и было убийство, то точно не в стиле низаритов – те предпочитали демонстративный подход. Результатом, в любом случае, стала гражданская война в стане сельджуков, и от секты ибн Саббаха отстали.
Но многие приписывали смерть султана низаритам. Что только шло им на пользу – ведь страх всегда можно превратить в оружие. Убийства средь бела дня продолжались. Авторитет ассасинов возрос, и вскоре за их деятельность стали принимать вообще любое политическое убийство в регионе. Что резко убавляло у любого «сильного человека» желания вообще лезть в это осиное гнездо.
Мнимые наркоманы
Европа узнала об ассасинах из рассказов путешественников. Её мало интересовали сложные взаимные претензии внутри мусульманского мира. Зато романтизированный образ низаритов заходил «на ура».
Особенно популярна была история про «старца горы», который набирал молодых людей в свой орден и якобы использовал гашиш, чтобы показать неофитам «ворота в рай». Те верили и были готовы наносить самоубийственные удары тем, на кого покажет «старец горы». Образованное от «гашиша» слово «хашшишин» трансформировалось в европейское «ассасин».
Все это, конечно, не так – регулярное употребление гашиша сделало бы из члена секты жалкого наркомана, а не холодно выжидающего удобного момента убийцу. Нет ничего о наркотиках ни в исмаилитских источниках, ни у их врагов-суннитов. Хотя само слово «хашшишин» раньше всего встречается именно там.
При этом сами сельджуки отлично понимали, что шиитам с их традицией мученичества, восходящей еще ко временам Талиба, не нужен гашиш, чтобы массово жертвовать собой. Вероятно, отсылка к этому наркотику была метафорой, обозначающей «изгоя общества», которыми старались представить низаритов сунниты, а не буквальных наркоманов. А европейцам все эти тонкости были не так важны, как еще один красивый миф в копилку ориентализма.