0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

BF 109 — немецкий истребитель Messerschmitt, модификации E, F и G, какие двигатель, мотор и вооружение у самолета Мессершмитт

Король неба — Мессершмитт Вf 109

Хорошо всем известная немецкая педантичность, скрупулезность и тщательность являются не только отличительными чертами германского характера и ментальности. Эти качества в полной мере соответствуют тем образцам техники, которые были созданы, сходили и продолжают сходить с конвейера, выпускаются сегодня на немецких заводах и фабриках. Независимо от того, где и в какой отрасли будет использоваться изделие, в военной сфере или в гражданской. Яркий тому пример – немецкая военная техника, которая, начиная с конца XIX века, становится символом высокого инженерного искусства, образцом технической мысли.

Так было с различными типами и видами военной техники, начиная с образцов стрелкового вооружения, заканчивая танками, самолетами и кораблями. В этом плане интересна и уникальная история создания, этапы модернизации, серийное производство и боевое применения истребителя «Мессершмитт BF 109».

Созданная германскими конструкторами в середине 30-х годов XX века боевая машина, по праву считается символом немецких люфтваффе. За свою короткую и яркую жизнь немецкий самолет на деле сумел продемонстрировать те лучшие качества, которыми должен был обладать поршневой истребитель. Стремительная, грациозная и грозная машина была самым узнаваемым боевым самолетом Второй Мировой войны. Пройдя всю войну от начала и до конца, «Messerschmitt Bf 109» сумел заслужить любовь не только среди немецких пилотов, но и вызывал почет и уважение в рядах своих противников. «Мессеру» пришлось воевать практически на всех фронтах Второй Мировой войны. Этот самолет участвовал в разгроме союзников на Западном фронте, принимал участие в «Битве за Англию». Американские и английские летчики, принимавшие участие в массированных налетах на Германию в 1942-45 гг., не однократно испытали на себе отменные боевые качества немецкой машины. «Мессер» прекрасно знали и на Восточном фронте, где самолет выполнял функции основной рабочей лошадкой германских ВВС.

По своей популярности и массовости применения на фронтах Второй Мировой войны истребитель Вилли Мессершмитта ничуть не уступает другой легендарной машине — пикирующему бомбардировщику Ю-87 «Штука». Обе машины сумели на начальном этапе военных действий в Европе и на Восточном фронте обеспечить господство немецкой авиации, способствуя стремительному успеху вермахта на полях сражений.

Что представляет собой гордость германских Люфтваффе

Самолет германского производства bf 109 не зря считается символом немецких ВВС времен Второй Мировой войны. В этой машине прекрасно сочетаются небольшие размеры, большая огневая мощь и высокие летные характеристики. Конструкция самолета получилась удачной, обеспечив немецким конструкторам широкие возможности для маневра. Машина постоянно модернизировалась, каждый раз, улучшая свои тактико-технические и летные характеристики. Несмотря на то, что на вооружении люфтваффе в разные годы стояли самолеты восьми (!) модификаций, самолет повсеместно продолжали называть «Мессершмитт», без всяких цифр и буквенных символов.

Огромный технологический ресурс, заложенный в конструкции этой машин, позволил германской промышленности выпускать истребитель этой марки в больших количествах. Причем массовость выпуска никак не отражалась на качествах самолета. Наоборот, последние модификации немецкого истребителя являют собой образец технического совершенства. По числу выпущенных машин «Мессер» уступает только прославленному советскому штурмовику «Ил-2». За время серийного производства на заводах Германии, Чехословакии и Испании, начиная с 1937 и по 1958 год, было изготовлено более 33 тыс. машин разных типов.

Апогеем для этого самолета стала Вторая Мировая война. Истребитель bf 109 был не только любимой машиной немецких асов. «Мессер» стоял на вооружении в ВВС Финляндии, Румынии, Венгрии и Болгарии — стран-союзниц гитлеровской Германии во время войны. После окончания капитуляции Германии легендарный самолет выпускали в Испании и в Чехословакии, где составлял основу ВВС. Трофейные немецкие машины и самолеты чехословацкого производства в 1948 году поступили на вооружение ЦАХАЛ. На «мессерах» израильские пилоты принимали участие в войне за независимость Израиля.

Сегодня, спустя 72 года после окончания Второй Мировой войны, лучший немецкий истребитель всех времен и народов украшает многие музейные и частные коллекции военной техники. Качество сборки и особенности конструкции детища Вилли Мессершмитта позволяют даже в наши дни некоторым моделям подниматься в воздух, представляя собой действующие экспонаты спортивных и исторических авиаклубов.

Как рождался лучший немецкий истребитель

В 1933 году, когда в Германии к власти пришли нацисты, авиационная отрасль страны пребывала в замороженном состоянии. Находясь под запретами и ограничениями Версальского мира, Германия не имела возможности иметь собственные Военно-Воздушные Силы, запрещалось производство боевых самолетов всех типов. Однако стараниями немецких дипломатов высшему военному руководству страны удалось обойти ограничения, делая ставку на разработку и создание спортивных машин. Под прикрытием развития спортивной авиации две наиболее известные германские авиастроительные фирмы Хейнкель и Мессершмитт создали ряд перспективных самолетов, в которых легко читались детали и характеристики боевых истребителей. Когда Гитлер с большой помпой заявил о прекращении соблюдения Германией навязанных ей Версальских ограничений, немецкая авиационная промышленность была готова во все оружии.

Пройдет неполных 8 лет, как в небо поднимется Мессершмитт Bf 109G или Густав — самая массовая серия немецких истребителей, успешно воевавших на Восточном фронте и противостоявших налетам союзной авиации на города Германии и военно-промышленные объекты.

Созданные в 1935 году Люфтваффе нуждались в новых и в перспективных самолетах. Основное требование, которое выдвигалось военным руководством к будущему самолету, заключались в следующем:

  • машина должна иметь схему моноплана;
  • конструкция машины должна быть цельнометаллической;
  • максимальный рабочий потолок должен составлять 7-8 тыс. метров;
  • максимальная скорость полета не менее 450 км/ч;
  • закрытая кабина;
  • мощное вооружение.

При этом главным аспектом для будущей боевой машины, должны были стать возможность массового производства, надежность и неприхотливость конструкции в боевых условиях. К этому моменту в авиастроительной отрасли шла жесткая кулуарная борьба за основные контракты на постройку самолетов для потребностей возрождающейся германской авиации. Отец будущего короля истребителей, авиаконструктор Вилли Мессершмитт, ввиду личного конфликта с руководством Министерства авиации, и его компания Bayerische Flugzeugwerke AG вынуждены были искать обходные пути, используя для этих целей прототип спортивной машины М.37.

Спортивный самолет М.37, получивший индекс Bf 108, только издалека напоминал боевой истребитель, однако его конструкция легла в основу будущего основного немецкого истребителя. Первые контуры будущего самолета в стенах конструкторского бюро фирма Bayerische Flugzeugwerke AG увидели свет в 1934 году. Основными конкурентами Мессершитта на рынке самолетостроительной техники выступали фирмы Arado Focke-Wulf и Heinkel. Их разработки должны были тоже принять участие в конкурсе, организованном военно-воздушным штабом.

Пережив финансовый крах из-за отсутствия заказов, авиастроительная фирма Bayerische Flugzeugwerke, неожиданно получила серьезную финансовую поддержку со стороны верхушки нацисткой партии. Немалая заслуга в этом деле принадлежит самому Вилли Мессершмитту, который имел тесные личные связи с фашисткой верхушкой. В 1936 году в результате замысловатых юридических кульбитов и финансовых операций Вилли Мессершмитт на базе Bayerische Flugzeugwerke создает уже свою самолетостроительную фирму Messerschmitt GmbH. В это же году под Регенсбургом строится новый авиастроительный завод. С этого момента в распоряжении авиаконструктора имеется два крупным и современных предприятия, способных выпускать новые военные самолеты. Началась лихорадочная работа по созданию новой машины, используя для этих целей результаты испытаний первого прототипа.

Славный и трудный путь основного истребителя Люфтваффе Bf 109

Выбор в пользу конструкции, созданной Вилли Мессершмитта был сделан в 1936 году на основании выводов конкурсной комиссии высшего военного руководства Люфтваффе. Первая небольшая серия составляла 10 машин, которые были изготовлены на заводе в Аугсбурге в том же году. Выпускаемый самолет получил название «Мессершмитт Bf 109В» и негласное прозвище «Бруно». С этого момента все последующие модификации немецкого истребителя получали очередной буквенный индекс. Следом за первенцем «Бруно» с конвейера стали сходить Clara, Dora, Emil, Friedrich и Gustav, составлявшие основную боевую силу немецких ВВС во время Второй Мировой войны.

Первые серийные самолеты имели на оснащении двигатели Jumo 210Da мощностью 640 л.с. Тяга создавалась посредством вращения двухлопастного винта с фиксированным шагом. Конструкция представляла собой центроплан с низкорасположенным крылом. Машина оснащалась убирающимися шасси и крытой кабиной. Основным вооружением серийных образцов стали два 7,92 мм пулеметов. Первоначально на машине было установлено три пулемета, однако из-за работающего двигателя центральный пулемет сильно перегревался, поэтому его было решено убрать. Первые серийные модели не имели средств радиосвязи.

Этот истребитель был впервые продемонстрирован миру во время гражданской войны в Испании, где на нем воевали немецкие пилоты-добровольцы, входившие в состав добровольческого легиона «Кондор». Именно тогда советские летчики впервые столкнулись нос к носу с немецкими машинами. С этого момента начинается негласное соревнование немецкой и советской истребительной авиации, финалом которого стали воздушные бои и сражения во время Великой Отечественной войны.

Участие «мессера» в боевых действиях на стороне франкистов, показало немецким конструкторам недостатки конструкции самолета. Вооружение самолета было признано недостаточным, слаба была и мощность двигателя, который не давал самолету ощутимого преимущества в скоростях на вертикалях. Основными этапами модернизации стали замена мотора на более сильный двигатель, оснащенный системой принудительного впрыска топлива. Вооружение усилили установкой двух крыльевых пулеметов того же калибра. В таком виде обновленный Мессершмитт Bf 109, получивший индекс «C» — Clara, стал превосходить советские истребители И-15 и И-16, воевавшие в составе республиканских ВВС. Попытка установить на машину новый, более мощный двигатель компании Daimler Benz 600 привела к появлению следующей модификации Bf 109D (Dora). Из-за проблем с поставкой двигателей, машина этого типа является самой малочисленной и выпускалась недолго.

Известность к немецкой машине пришла с выходом очередной модификации с индексом «E» (Эмиль). С 1939 года истребитель bf 109 e становится основным самолетом истребителем немецких Люфтваффе. На нем уже имеется мощный 1000 сильный двигатель Daimler Benz 601, основное вооружение составляют уже две 20-мм пушки. С этим истребителем немцы вступили во Вторую мировую войну. На этой машине немецкие пилоты участвовали в воздушной битве за Англию. Уже в ходе военных действий в ответ на появление модернизированного британского истребителя Спитфайр Mk II и Mk III немцы создали новую модификацию «мессера» под названием «Фридрих». Истребитель Мессершмитт Bf 109F (Friedrich) стал тем самолетом, на котором хозяйничали в небе СССР немецкие асы в 1941-43 гг. К началу активных боевых действий на Восточном фронте более 2/3 состава истребительных частей немецких ВВС приходилось на машины Меsserchmitt 109 F.

Читать еще:  Никитин Григорий Иванович

Последней самой удачной и самой массовой модификацией истребителя Мессершмитта стала машина Густав. Самолет стали выпускать, начиная с весны 1942года. В этой модели постарались учесть все имеющиеся просчеты и недостатки предыдущих модификаций.

Машина имела следующие тактико-технические и летные характеристики:

  • взлетная масса 3200 кг;
  • двигатель Daimler Benz DB 605 AM мощностью 1475 л.с;
  • скорость полета 640 км/ч;
  • практический потолок составлял более 11 тыс. метров.

На этой машине впервые было установлено вооружение огромной мощности. На машины в различном исполнении могли устанавливаться либо 30-мм пушка, либо орудие калибром 20 мм. Дополнительно на самолете стояли два крупнокалиберных пулемета MG 131 калибров 13 мм. По сути, новый «мессер» стал эпилогом конструкторской мысли в этом направлении. Конструкция машины bf 109 g достигла потолка своего развития, далее уже требовались кардинальные изменения в двигательной установке, в средствах вооружения и в компоновке.

Эта модификация стала последней серийной машиной в эпохе поршневых истребителей семейства Мессершмитт. Далее наступал черед реактивной авиации и в этом плане Вилли Мессершмитт сумел сохранить свое лидерство.

Серийные модификации Messerschmitt Bf.109

RenamedUser_5478116 #1 Отправлено 24 фев 2012 — 17:11

Известно много модификаций известного «мессера»
Какую вы предпочетаете и почему?
P.S не ставьте минусы я только новичок!
Внимание!Для новичков и профи,различаи между ними.
Информация для общего развития!
Серийные модификации
Мессершмитт Bf.109 G-2 в музее «Dream of the Wings» в Сан-Карлосе, Бразилия

Первый промышленный вариант получил наименование Messerschmitt Bf.109B или «Бруно» (Bruno, в некоторых источниках известен как Bertha). Самолёт был оснащён двигателем Jumo 210 и вооружён тремя (в более поздних модификациях — четырьмя) пулемётами калибра 7,92 мм. Производство этого самолёта началось в феврале 1937 года на заводе в Аугсбурге.

В начале 1938 года с конвейера сходит следующая массовая модификация самолёта, известная как Messerschmitt Bf.109C «Цезарь» (Caesar, в других источниках — Clara). Он имел ряд конструктивных усовершенствований по сравнению с Bf.109B и оснащался более мощным двигателем Jumo 210A с системой впрыска топлива. Истребитель имел на вооружении четыре пулемёта: два из них располагались над двигателем, и по одному — у основания каждого крыла.

За «Цезарем» последовала «Дора» (Dora), это имя принадлежит Messerschmitt Bf.109D. Его предполагалось оснащать двигателем Daimler Benz 600, мощностью 960 л.с. Но из-за недостатка двигателей, которые так же шли на He.111, на «Дору» устанавливались Jumo 210D. Вооружение осталось такое же как и на Bf.109C — 4 пулемёта 7,92. У незначительного количества вооружение состояло только из двух пулемётов.
Мессершмитт Bf.109E-3

Следующей модификацией стал «Эмиль» (Emil) — Messerschmitt Bf.109E. Это была, по сути, первая по-настоящему массовая модель самолёта. Истребитель был оснащён новым двигателем Daimler-Benz DB 601 с системой непосредственного впрыска топлива и гидромуфтой в приводе нагнетателя. Но самым главным было то, что этот двигатель оказался намного надёжнее своего предшественника.
Первые машины новой модификации поступили в войска в начале 1939 года. В основном «Эмили» были вооружены двумя 7,92-мм пулемётами, смонтированными в корпусе, и двумя 20-мм пушками MG FF, расположенными в крыльях. Начиная с серии Е7 (1939) на самолёте появляется переднее бронестекло кабины пилота толщиной 58 мм, установленное под углом 30 градусов (от вертикали), и расположенная за баком 6-мм стальная бронеплита, перекрывающая всё сечение фюзеляжа.

Битва за Британию показала, что «Эмиль» вполне способен на равных бороться с новейшим английским истребителем Спитфайр Марк 1, но появление новых модификаций Спитфайра практически свело на нет это преимущество. На смену «Эмилю» пришёл «Фридрих» (другие источники называют эту модификацию «Фриц»[3]) — Messerschmitt Bf.109F. «Фридрих» начал поступать в боевые части весной 1941 года, и к середине года 2/3 истребительных частей люфтваффе были вооружены именно этой машиной.

Следующая модификация, Messerschmitt Bf.109G (Gustav, «Густав»), ставшая самой массовой моделью Bf 109, имела новый двигатель Daimler Benz 605. Это был, по сути, двигатель DB 601 с блоком цилиндров, переработанным таким образом, что общий объём цилиндров возрос с 33,9 до 35,7 литров, что дало увеличение мощности на 175 лошадиных сил без заметного увеличения размеров. Было усилено вооружение: вместо стандартных пулеметов MG 17 калибром 7,92 мм были установлены 13-мм пулемёты. По бокам капота двигателя появились характерные выступы — обтекатели питающей системы новых пулемётов. Однако, дополнительное оборудование и вооружение увеличили вес «Густава», по сравнению с «Фридрихом», на 10 % (по сравнению же с «Бруно» общий вес увеличился на 46 %). Новые самолёты стали поступать в войска в мае 1942 года.
По сути дела, Ме-109 достиг своего потолка в технологическом развитии и, в идеале, должен был уступить место более современным моделям. Но, во-первых — планировавшийся ему на замену Мессершмитт Me.209.II всё ещё находился в стадии разработки, а во-вторых — дела на фронтах всё ещё складывались в пользу Германии, и высшее руководство решило пойти по пути дальнейшего совершенствования машины.
Мессершмитт Bf.109G

BF109G-6 .Самая массовая модель BF-109. Запущена в производство в конце осени 1942 года. Изначально создавалась как универсальный носитель, позволявший в полевых условиях быстро менять оснащение самолёта в зависимости от обстановки и боевых задач. Кроме того, 6-я модель оснащалась системой форсирования двигателя MW 50, или системой высотного форсажа GM-1. Двигатель DB605AS, работавший на бензине с октановым числом 96 вместо 87-го, развивал на форсаже мощность более 2000 л.с. на высоте 500 м и 1800 л.с. на высоте 5000 м. Такая модель имела префикс /AS. Бронеспинка за креслом пилота имела прозрачный заголовник из бронестекла, заметно улучшавший обзор. Всего было изготовлено около 700 машин модели /AS.
Кроме указанных изменений, на 6-й модели (серия/U4) в начале 1944 года впервые появилась центральная пушка калибром 30 мм (MK-108). Пушка комплектовалась лентой на 60 патронов с фугасным снарядом (M-Geschoss). Одного снаряда массой 330 г (масса разрывного заряда 85 г) было достаточно для уничтожения одномоторного цельнометаллического истребителя. На сбитие двухмоторного бомбардировщика уходило не более 4-5 снарядов[4]

Последней серийной модификацией стал «Курфюрст» (Kurfurst) — Messerschmitt Bf.109K, поставки которого в войска начались в сентябре 1944 года (по другим данным — в 1945 году). Истребитель был оснащён двигателем Daimler Benz 605 SDM/DCM и имел усиленное вооружение: на некоторые варианты устанавливалось до двух 30- или трёх 20-мм пушек.

Bf.109T Trägerflugzeug (Toni)

Палубный истребитель, построенный для базирования на германском авианосце «Граф Цеппелин». Отличался от сухопутных модификаций усиленной конструкцией фюзеляжа и шасси, наличием посадочного крюка и узлов крепления катапульты, полностью переработанным крылом (увеличены размах и площадь, добавлен узел складывания, установлены отклоняемые пластины, выполнявшие роль воздушных тормозов и интерцепторов).
В связи со сворачиванием немецкой авианосной программы в начале 1941 года, истребители стали использоваться с береговых аэродромов с короткими взлётно-посадочными полосами (эскадрилии JG Drontheim, JG Helgoland). Последние самолёты были списаны в декабре 1944 года из-за их физической изношенности.
Истребители Bf.109T выпускались в следующих вариантах:

T-0 — опытная серия из 10 машин, конверсированная из самолётов серии E-1 (по другим данным, E-3 или E-7);
T-1 — серия из 70 машин специальной постройки с двигателем Daimler Benz 601N;
T-2 — самолёты серии T-1 с демонтированным оборудованием для полётов с палубы, но с сохранёнными крыльями.

Тропическая модификация. Для ведения боев в Северной Африке использовались самолёты с характерным фильтром воздухозаборника. Фактически это были серийные Bf-109 с припиской /Trop.

Messerschmitt Bf.109A — серийная партия самолётов с двигателем Jumo-210A. Выпущена в 1936 году.

Messerschmitt Bf.109H — опытный высотный истребитель. Проект запущен в 1943 году. Несколько экземпляров Bf.109H-1 были переданы на войсковые испытания частям люфтваффе под Парижем. Испытания выявили, что на высоких скоростях при пикировании у самолёта начинался флаттер крыла. Доводку самолёта прекратили в связи с запуском в серию Focke-Wulf Та.152H.

Messerschmitt Bf.109X — летающая лаборатория для испытаний двигателя BMW-801, разработанного для улучшения тактико-технических характеристик самолётов-истребителей. Отличался крылом уменьшенного до 9,33 м размаха с законцовками по типу Bf.109E. Первый полёт в сентябре 1940 года совершил Герман Вурстер. В процессе испытаний опытный самолет не показал каких-либо преимуществ перед серийными машинами , поэтому было принято решение оставить существующие производственные линии истребителей без изменений.

Messerschmitt Bf.109Z (Zwilling) — тяжёлый истребитель и штурмовик. Был собран из двух фюзеляжей Bf.109, соединённых друг с другом новой центральной секцией крыла и новым, единым, хвостовым стабилизатором. Пилот находился в кабине левого фюзеляжа, а вместо кабины правого фюзеляжа был установлен специальный обтекатель. Самолёт планировалось изготавливать в четырёх вариантах: Me.109Z (прототип), Me.109Z-2 (бомбардировщик), Me.109Z-3 (штурмовик) и Me.109Z-4 (бомбардировщик). Однако в серию самолёт так и не пошёл, и даже не был воплощён в металле, оставшись лишь на бумаге.

Messerschmitt Bf.109R. Такое обозначение получил имеющий мало общего с Bf.109 самолёт Me.209 при регистрации рекорда скорости (755.138 км/ч, установлен 26 апреля 1938 года) в ФАИ. Переименование было сделано для того, чтобы создать впечатление об установке достижения на серийном истребителе. Сам же самолёт Me.209 строился как рекордный истребитель, но боевым истребителем так и не стал из-за своей низкой манёвренности, плохого обзора и ряда технических проблем.

Самый массовый истребитель мира Messerschmitt Bf.109

Вторую Мировую войну невозможно представить без воздушных сражений. Ведущие мировые державы пытались завоевать воздушное господство над полем боя или над территорией своего противника. Основная роль в этом отводилась истребителям.

Хотя они и не являлись главным оружием ВВС, для обеспечения безопасной работы бомбардировщиков и штурмовиков было необходимо авиационное прикрытие. Наиболее массовым в ВВС мира истребителем стал Messerschmitt Bf.109, выпущенный в различных модификациях больше чем в 34 тысячах экземпляров.

Читать еще:  100-летний парад боевой техники в Париже

Какая была история создания

Одним из следствий поражения Германии в Первой Мировой войне был полный запрет на разработку и создание военных самолетов. Ситуация изменилась с приходом к власти, в Веймарской республики, НСДАП во главе с Адольфом Гитлером.

Новое правительство сразу взяло курс на милитаризацию страны. Одним из лидеров партии был лётчик-герой Первой Мировой войны – Герман Геринг. Он и возглавил образованное в 1933 году министерство авиации.

Министр рьяно взялся за порученное дело и уже в 1934 году было объявлено о конкурсе среди самолетостроителей на создание истребителя со скоростью не менее 450 км/ч.

Конструируемые самолёты должны были представлять собой одноместные монопланы, призванные прийти на смену морально устаревшим бипланам Хейнкель 51 и Арадо 68.

К участию в конкурсе пригласили фирмы Хейнкель, Фокке-Вульф и Арадо. Фирму Мессершмитта не пригласили по причине отсутствия опыта в проектировании скоростных боевых самолетов.

В этом же году в фирму Bayerische Flugzeugwerke (Bf) (на русский можно перевести как Баварские самолетные заводы) начала разрабатывать самолет с подобными характеристиками для королевского военно-воздушного флота Румынии.

Когда известие об этой разработке дошло до правительства, разгорелся грандиозный скандал, в результате которого фирму Вилли Мессершмитта допустили к конкурсу.

28 мая 1935 года первый Messerschmitt Bf.109 поднялся в небо, причём на нем был установлен английский мотор.

В области производства двигателей для самолётов Германия в то время была далеко от ведущих мировых держав.

Приёмная комиссия не выявила победителя среди представленных на конкурс самолетов. Основная борьба была между фирмами Мессершмитта и Хейнкеля. Несмотря на то, что максимальная скорость Bf.109 оказалась на 17 км/ч выше конкурента, он стоил дешевле и был легче в управлении, окончательного решения принято не было.

Сотрудники люфтваффе склонялись на сторону Хейнкеля He-112. Особо хочется отметить, что этой точки зрения придерживался известный пилот Эрнст Удет, со временем кардинально изменивший свои взгляды.

Поскольку комиссия так и не смогла определиться с победителем, конкурентам сделали предзаказ по 10 самолетов каждой из фирм. Начавшаяся в 1936 году испанская гражданская война стала прекрасным полигоном для военной техники многих стран мира.

В составе войск генерала Франко участвовали лётчики германского легиона “Кондор” образованного в 1935 году люфтваффе (воздушных войск). Боевое применение показало явное преимущество конструкции Мессершмитта, которую приняли в 1937 году на вооружение.

Какая была конструкция самолёта

В середине 30-х годов прошлого века в военном авиастроении наметился переход от бипланов с воздушным охлаждением двигателя, к монопланам с жидкостным. Этот переход обосновывался резковозрастающей скоростью самолета, что позволяло более оперативно выполнять боевые задачи.

Появившийся Messerschmitt Bf.109 полностью отвечал требованиям современности.

Он представлял собой моноплан с расположением крыла в форме трапеции внизу фюзеляжа, с двигателем жидкостного охлаждения.

Сам самолёт был цельнометаллическим, с двигателем, размещённым в носовой части фюзеляжа. В его центральной части размещалась закрытая кабина, с прозрачным остеклением из плексигласа, обеспечивающая лётчику хорошие условия обзора вперед и по сторонам, обзор назад практически отсутствовал из-за мешающего взгляду гаргрота, и оперения машины.

В кабине установили навигационное оборудование и систему контроля управления самолётом. Почти все воздушные судна оборудовались кислородными приборами и радиостанциями. На последних модификациях устанавливалась система распознавания “свой-чужой” FuG 25А, которая самостоятельно подавала ответный сигнал на наземную радиостанцию.

Два топливных бака суммарным объёмом 400 литров размещались под сиденьем лётчика, и за его кабиной. Стоит отметить что существовала возможность использовать подвесные топливные баки – ПТБ, каплевидной формы, размещённые под фюзеляжем.

Стойки шасси крепились на фюзеляже и убирались в специальные, не полностью закрывающиеся ниши, размещённые в крыле.

Из-за этой конструктивной особенности колея шасси была узкой, что вызывало определённые сложности при рулёжке.

Убиралось шасси посредством гидропривода, колеса оснащались гидравлическими тормозами. Расположение шасси, таким образом, объяснялось удобством ремонта самолёта, для замены консоли крыла требовалось немного времени. Но в тоже время узкая колея шасси привела к высокой аварийности истребителя.

Оригинальную изюминку Мессершмитта Bf-109 имело его хвостовое оперение – благодаря тому, что опирающийся на подкосы стабилизатор был подвижным, пилот мог изменять его угол установки прямо в полете. Это положительно сказывалось на его манёвренности. Изначально до версии Е, стабилизаторы имели подкосы придававшие жесткость конструкции, но с модификации F их убрали.

В качестве силовой установки на ранних модификациях устанавливали двигатель Jumo 210 различных версий. Позднее с Е-серии в качестве силовой установки стали использовать мотор Daimler-Benz DB601, а затем различные его модификации.

Основной упор делался на возрастание мощности двигателя, а также оснащение его дополнительным оборудованием, которое также влияло на его мощность. Стоит отметить и установку на самолет карбюратора который надежно работал при любом положении самолета в воздухе.

Какое вооружение имелось на самолете

Как основное вооружение первые модификации Messerschmitt Bf.109 имели сначала три, а впоследствии четыре пулемёта калибра 7,92 миллиметра.
Расположение пулемётов было следующим:

  • два синхронных пулемета MG-17 над мотором;
  • пара MG-17 в консолях, вне области ометания винта.

Самолет Messerschmitt Bf.109E получил пушечное вооружение – на каждой из консолей крыла устанавливалась двадцатимиллиметровая пушка MG/FF. В фюзеляже устанавливались два синхронных пулемёта MG калибра 7,92 миллиметра.

Крыльевые пушки не устанавливались, вместо них устанавливали мотор-пушку MG-151/15 или 151/20 на поздних модификациях. Тело пушки устанавливалось в развале цилиндров двигателя, ствол выходил наружу через вал винта.

В качестве дополнительного вооружения у «Фридриха» появились подвесные гондолы с авиапушками калибра 15-20 миллиметров. Наличие такой комплектации обозначалось в марке самолета добавленной литерой с цифровым обозначением.

Литера «R» обозначала, что на консолях самолета смонтированы обтекатели с авиапушками полевого доработочного комплекта, число обозначало тип комплекта: подвесной бак, балочный держатель, фотоаппаратура или подвесные орудия.

Самой распространённой моделью самолёта стал Messerschmitt Bf.109G.

Огневая мощь самолёта еще более усилилась, вместо стандартных немецких пулемётов MG калибра 7,92 миллиметра он получил пулемёты MG-131 калибром в 13 миллиметров.

На самолётах Messerschmitt Bf.109G-6 появилась размещённая в развале мотора пушка калибром 30 миллиметров MK-108. Для ликвидации истребителя с одним мотором хватало одного попадания, двухмоторный истребитель уничтожался попаданием 5-6 снарядов.

В 1943 году Messerschmitt Bf.109G-6 обрел ракетное вооружение – на каждой из консолей крыла устанавливалась одна пусковая труба. Ракета имела массу 40,8 килограмма, наведение осуществлялась зеркальным прицелом, а стабилизация в воздухе проходила за счёт вращения. Эффективная дальность составляла 1200 метров, что превышало возможность поражения пушечным или пулемётным огнём.

Тогдашнее развитие авиационных ракетных вооружений не позволяло наносить прицельные выстрелы по одиночным самолётам, поэтому ракеты применялись для уничтожения американских и английских бомбардировщиков летящих плотной массой.

Модификации самолета Messerschmitt Bf.109 и их ТТХ

Messerschmitt Bf.109A исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению, существовал ли в принципе этот вариант самолета. Часть специалистов полагают, что было произведено 20 экземпляров этой модификации, другие полагают, что индексом “A” именовались три первые опытные машины.

  1. Messerschmitt Bf.109B. Армейское прозвище Bruno, впрочем, некоторые источники указывают Bertha. Первая серийная модификация, выпуск начался в 1937 году в Аугсбурге. Имел мотор Jumo 210 мощностью 680 л.с. и скоростью на высоте 422 километра в час. Вооружение состояло из трех, позднее четырех пулеметов MG 17 калибра 7,92 миллиметра.
  2. Messerschmitt Bf.109C. Здесь также имеются расхождения по прозвищу – наиболее популярный вариант Caesar, но встречалось также Clara. В качестве силовой установки имел усовершенствованный мотор Jumo 210A, оборудованный системой впрыска топлива и мощностью 700 л.с. Благодаря повышению мощности скорость на высоте выросла до 468 километров в час. В серию запущен в начале 1938 года.
    Вооружение – 4 пулемета MG 17 калибра 7,92 миллиметра.
  3. Messerschmitt Bf.109D имел армейское прозвище Dora. Серийный запуск произошел в первой половине 1938 года. В качестве силовой установки планировалось установить двигатель Daimler Benz 600, но в реальности моторов промышленность не произвела, поэтому устанавливали Jumo 210D, аналогичный Jumo 210A, но не имевший системы впрыска топлива. Масса цельнометаллического планера увеличилась, соответственно скорость на высоте упала до 450 километров в час. Вооружение не изменилось – 4 MG 17 калибра 7,92 миллиметра, впрочем, некоторое количество самолетов имело только 2 пулемета.
  4. Messerschmitt Bf.109E. Имел прозвище Emil и являлся первым истинно серийным самолетом. Двигатель был Daimler-Benz DB 601, который проявил себя с самой лучшей стороны. Он имел 1175 лошадиных сил и позволял самолету развивать на высоте 4500 метров скорость 560 километров в час. Так как самолет постоянно модернизировался, то вооружение менялось. Самым популярным для Эмилей стала установка двух 20-миллиметровых пушек MG-FF и 2 MG-17 калибра 7,92 миллиметра. В позднейших вариантах, начиная с E-7, появилось бронестекло кабины толщиной 58 миллиметров, а за сидением летчика бронеплита в 6 миллиметров.
  5. Messerschmitt Bf.109F Прозвище Friedrich. Сражение в небе Англии в 1940 дало понять, что германские истребители с одним двигателем не превосходят английские “Спитфайры”. Поэтому немецкие конструкторы внесли множество различных корректив: улучшилась аэродинамика, топливные баки получили слой резинового протектирования, способного затянуться при пробитии отверстия в баке, мотор устанавливался более мощный, улучшились возможности рулежки. К началу агрессии на Советский Союз примерно 2/3 парка истребителей Германии составляли именно эти летательные аппараты. Мотор DB 601 в 1200 лошадиных сил обеспечил скорость в 575 километров в час.
  6. Messerschmitt Bf.109G По прозвищу Gustav самая распространенная и удачная модификация летательного аппарата. Производился в различных вариантах, кроме собственно чистого истребителя – высотный, разведчик, ночной, истребитель с функцией легкого бомбардировщика. В дополнение к 20-миллиметровым пушкам установили крупнокалиберные 13-миллиметровые пулеметы. Мощность мотора Daimler Benz DB 605 AM достигла 1475 лошадиных сил, что обеспечило скорость в 640 километров в час.
  7. Messerschmitt Bf.109K. По прозвищу Kurfurst. На вооружении со второй половины 1944 года. Усилилась мощность мотора Daimler Benz 605 SDM/DCM до 2000 лошадиных сил, а максимальная скорость могла достигать 720 километров в час. Кроме этого, пушечное вооружение также усилилось – 2х30-миллиметровые пушки, или 3х20-миллиметровые, которые устанавливались на двигатель и фюзеляж.

Истребитель Bf 109 «Мессершмитт» – самый массовый истребитель в истории

Истребитель Bf.109 Мессершмитт (нем. Messerschmitt Bf.109, в СССР традиционным стало обозначение Ме-109) – это одномоторный поршневой истребитель-низкоплан, который стоял на вооружении люфтваффе и ВВС ряда других государств на протяжении почти 30 лет. В зависимости от модификации он мог применяться в роли истребителя, высотного истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика или разведчика. На протяжении всей Второй мировой войны являлся основным самолетом люфтваффе. До конца войны на апрель 1945 года было произведено 33 984 истребителей Bf.109 всех модификаций. Мессершмитт Bf.109 стал самым массовым истребителем в истории, а по количеству выпущенных экземпляров уступил только советскому штурмовику Ил-2.

Читать еще:  Горюнов Петр Максимович

Считается, что в свое время Bf.109 заложил новые стандарты проектирования истребителей во всем мире. Во многом он стал примером и образцом для многих скоростных цельнометаллических одноместных истребителей-монопланов того времени. Конечно, здесь есть доля преувеличения, но и доля правды в этом есть. Спроектированный Вилли Мессершмиттом и его главным конструктором Вальтером Ретхелем истребитель на самом деле стал самым совершенным в своем классе на момент появления на свет. Более того, этот истребитель сумел поддержать успех своего дебюта и в дальнейшем, постоянно совершенствуюсь, обзаводясь новым вооружением и двигателями, он не сдавал своих позиций в течение 7-8 лет, что для того времени, когда мировая авиация развивалась беспрецедентными темпами, было безусловным достижением.

Истребитель Bf.109 можно назвать конструкторским шедевром. Эта машина не была похожа ни на что созданное до него. При его создании конструкторы не уделили дани традиционным взглядам на самолет истребитель, при его проектировании применялись только самые передовые разработки в области конструирования и аэродинамики, благодаря чему самолет смог продемонстрировать выдающиеся для тех лет летные характеристики. Мессершмитт Bf.109 представлял собой сочетание минимально возможного планера с одним из самых мощных двигателей, с самой передовой для тех лет цельнометаллической конструкцией, которая имела работающую обшивку, автоматические предкрылки и щелевые закрылки, убираемые в полете стойки шасси и закрытый фонарь кабины пилота.

Даже к лету 1940 года, спустя 5 лет, после своего первого полета, Bf.109 все еще превосходил все противостоящие ему истребители союзников, за исключением возможно, только главного на тот момент своего противника – английского Спитфайра, над которым он все же имел превосходство в пикирующих качествах, скороподъемности, скорости на высотах ниже 6000 метров. Конечно, как и любой другой самолет Мессершмитт Bf.109 имел и свои недостатки. Некоторый радикализм его конструкции определял ряд из них. Но конструкторы данного самолета продемонстрировали свой талант, которому в дальнейшем не уступили и производители машины. Немцам удалось создать истребитель, который превосходил по своим летным данным всех своих британских, французских, а позднее и советских визави. Управляемость истребителя была отличной во всем диапазоне скоростей. Bf.109 отлично реагировал на рули даже при потере скорости и не обладал тенденцией сваливаться в штопор; самолет демонстрировал высокие углы атаки на сравнительно малых скоростях; шасси самолета позволяло резко тормозить и хорошо рулить на высоких скоростях. Появление такого самолета стало настоящей удачей для люфтваффе, которое на момент своего становления сразу же получило самолет такого калибра.

Конструкция истребителя представляла из себя низкоплан с двигателем водяного охлаждения. За все время серийного производства двигатель самолета изменялся от Jumo-210, затем DV-600, а на машинах последних модификаций – DB-601 или DB-605. Одновременно с этим росла и мощность двигателя с первоначальных 700 л.с. до 1475 л.с., а при применении систем форсирования двигателя MW-50 или GM-1 его максимальная мощность вырастала до 1800-2000 л.с. Кабина пилота была расположена в средней части фюзеляжа и полностью закрывалась фонарем, который откидывался на правый борт машины. Остекление фонаря кабины было выполнено из высококачественной прозрачной пластмассы, которая обеспечивала пилоту истребителя отличный обзор.
Обычно на самолет устанавливался кислородный прибор, в хвостовой части фюзеляжа находилась радиостанция. На последних моделях истребителя использовалась также самолетная опознавательная радиостанция FuG-25A, которая представляла собой приемопередатчик, который принимал сигналы наземной УКВ-радиостанции и в автоматическом режиме передавал ответный условный сигнал. Непосредственно под сиденьем пилота и за кабиной находилось 2 металлических топливных бака, общая емкость которых составляла 400 литров. Некоторые модификации истребителя предполагали возможность установки под фюзеляжем дополнительного топливного бака.

Истребитель обладал низкорасположенным трапециевидным крылом, которое имело работающую металлическую обшивку, прикрепленную впотай. Крыло отличалось исключительно малым весом. К примеру, консоль крыла истребителя Bf 109 начальных модификаций В и D имела вес всего 130 кг (без вооружения). При помощи домкрата и специальных стыковочных узлов консоль крыла можно было заменить в полевых условиях, при помощи 1-2 механиков. Достигалось это за счет того, что стойки шасси крепились не к крылу, а к силовому узлу фюзеляжа и в полете убирались в крыло, где для них были предусмотрены специальный закрывающиеся ниши. При этом данное решение трудно назвать идеальным, так как колея шасси оказалась достаточно узкой, что, в свою очередь, отрицательным образом сказывалось на устойчивости истребителя во время рулежки по ВПП и при взлете.

Уже после войны один из самых известных немецких ассов Э. Хартманн говорил, что единственной проблемой Мессершмитта был взлет. Истребитель обладал очень мощным двигателем и достаточно узкой колеей шасси. В том случае, если он слишком рано отрывался от земли, машину могло просто развернуть на 90 градусов, в результате таких аварий немцы потеряли немало хороших пилотов.

Серийные модификации истребителя

Bf.109B
Первый промышленный вариант истребителя получил название Messerschmitt Bf.109B или Bruno («Бруно»). Самолёт оснащался двигателем Jumo 210 мощностью 680 л.с. и был вооружён тремя (в более поздних модификациях — четырьмя) пулемётами MG 17 винтовочного калибра 7,92 мм. Максимальная скорость 463 км/ч. К производству данного самолёта приступили в феврале 1937 года на заводе в Аугсбурге.

Bf.109C
В начале 1938 года немецкие заводы перешли к производству следующей массовой модели самолёта, которая известна, как Messerschmitt Bf.109C Caesar «Цезарь» («Цезарь»). Машина имела ряд конструктивных усовершенствований в сравнении с Bf.109B, а также оснащалась чуть более мощным двигателем Jumo 210A – 700 л.с. с системой впрыска топлива. Максимальная скорость составляла 468 км/ч. Bf.109C имел на вооружении 4-е пулемёта MG 17: 2 из них располагались над двигателем, и по одному – у основания каждого крыла.

Bf.109D
Вслед за «Цезарем» появился Messerschmitt Bf.109D Dora («Дора»). Его вооружение осталось прежним и состояло из 4-х пулеметов калибра 7,92-мм, у незначительного количества истребителей вооружение ограничивалось лишь 2-мя пулемётами. Данная модель была переходной к более совершенному Bf.109E и должна была получить новый двигатель Daimler Benz 600, мощностью 960 л.с., но из-за их недостатка, на «Дору» также установили Jumo 210.

Bf.109E
Модификация под названием Messerschmitt Bf.109E Emil («Эмиль») стала, по сути, первой по-настоящему массовой для данного истребителя. Истребитель получил новый достаточно мощный двигатель Daimler-Benz DB 601A, мощностью 1100 л.с., оснащенный гидромуфтой в приводе нагнетателя и системой непосредственного впрыска топлива. Скорость самолета возросла до 548 км/ч. При этом главным был тот факт, что данный двигатель оказался существенно надёжнее своего предшественника. Истребители данной модификации начали поступать на вооружение частей в 1939 году. Чаще всего они были вооружены 2-мя 20-мм пушками MG FF, расположенными в крыле и 2-мя 7,92-мм пулемётами, установленными над двигателем. Начиная с версии Е7 самолет получил 6-мм стальную бронеплиту, расположенную за баком и перекрывающую всё сечение фюзеляжа, а также бронестекло кабины пилота толщиной 58-мм, которое устанавливалось под углом в 30 градусов.

Bf.109F
Воздушная Битва за Британию продемонстрировала, что «Эмиль» способен на равных сражаться с новейшим британскими истребителем Спитфайр Мк 1, но появление новых модификаций Спитфайра сводило преимущество на нет. Поэтому на смену «Эмилю» пришёл Messerschmitt Bf.109F «Фридрих». Он начал поступать в части весной 1941 года, и уже к середине года до 2/3 истребительных частей люфтваффе были вооружены именно этой моделью. Машина получили новый более мощный двигатель Daimler-Benz DB 601E, мощностью 1300 л.с. Скорость истребителя возросла до 610 км/ч. Вооружение состояло из 2-х 7,92-мм пулеметов и 20-мм пушки MG-151/20, которая стреляла через вал винта.

Bf.109G
Следующей модификацией, ставшей и самой массовой, являлся Messerschmitt Bf.109G Gustav («Густав»). Истребитель получил новый двигатель Daimler Benz 605, мощностью 1475 л.с. Максимальная скорость выросла до 650 км/ч. Было усилено и вооружение машины: вместо пулеметов винтовочного калибра MG 17 были установлены новые 13-мм пулемёты. По бокам капота двигателя стали заметны характерные выступы – обтекатели питающей системы для новых пулеметов. Вместе с этим рос и вес истребителя. По сравнению с «Фридрихом» на 10%, по сравнению с первыми «Бруно» на 46%. Новый истребитель начал поступать в войска в мае 1942 года.

По сути, именно в этом момент истребитель Мессершмитт Bf.109 достиг своего потолка в технологическом развитии и в идеальной ситуации должен был уступить свое место другим более совершенным моделям. Но истребитель, который должен был его заменить – Me.209 все еще находился в стадии создания, в то время как дела на фронтах по-прежнему складывались в пользу Германии, и высшее руководство Рейха приняло решение пойти по пути дальнейшего совершенствования истребителя. Именно на истребителе серии G в начале 1944 года впервые появилась центральная пушка калибром 30 мм (MK-108), которая оснащалась лентой на 60 снарядов. Одного такого фугасного снаряда массой 330 грамм было достаточно для уничтожения одномоторного цельнометаллического истребителя, на бомбардировщик требовалось 4-5 снарядов.

Bf.109K
Последней серийной модификацией истребителя стал Messerschmitt Bf.109K Kurfurst («Курфюрст»), поставки которого в боевые части начались в сентябре 1944. Истребитель оснащался мощным двигателем Daimler Benz 605 SDM/DCM, мощностью 2000 л.с. Максимальная скорость самолета составляла 695 км/ч. Данный истребитель отличался усиленным вооружением: на некоторые варианты устанавливалось до 2-х 30-мм или 3-х 20-мм пушек. Более распространенным был вариант с 30-мм пушкой MK-108 или MK-103, а также двух 15-мм пушек MG-151.

Первый серийный Bf 109 В-1 был выпущен в феврале 1937 г. Было изготовлено около 30 самолетов. На них были установлены двигатели Jumo 210Da мощностью 610 л.с. с двухлопастным деревянным винтом неизменяемого шага. Вооружение состояло из двух MG-17 установленных на картере двигателя.
Видимо этот самолет попал к нашим после войны в Испании. Был перекрашен и перевезен в СССР где и был разобран, и изучен.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector