10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бмп курганец-25: новая боевая машина пехоты россии с радиоуправляемым комплексом «бумеранг-бм», характеристики

«Курганец-25»: новая русская бронемашина

9 мая 2015 года по Красной площади прошли бронированные машины — «Курганец-25». Их появление — сначала в парадных расчетах, на испытательных полигонах, а в ближайшее время и для масштабной замены бронетехники, ныне стоящей на вооружении российской армии — означает принципиально новый этап векового развития отечественных боевых машин.

Выделим главную характеристику — машины семейства «Курганец-25» заметно тяжелее своих предшественников. БМП-1, в 1965 году положившая начало новому классу — боевых машин пехоты, весила 13 т. Ее преемница БМП-2 к 1980 году прибавила в весе до 14 т. БМП-3 весила уже почти 19 т. А базовая масса машин класса «Курганец-25» должна уложиться в 25 т, как понятно из названия. Поищем в истории отечественной оборонной техники массу, близкую к «Курганцу-25». Вот она, 25 600 кг. Мы находим ее в документе под названием «Альбом фотографий и характеристика танка Т-34». ХПЗ, 1940 год. Случайное совпадение? Вряд ли… Природа имеет вполне определенные законы, и техника, в том числе военная, создается на их основе. Какую задачу решали конструкторы танка Т-34? Создать машину, неуязвимую для огня стрелкового оружия, осколков и массовых противотанковых орудий. Стрелковое оружие — это, скажем, пулеметы калибра 12,7 мм, например американский Browning M2.

Противотанковые пушки в 1940 году — это германские 37-мм Pak 35/36 и 50-мм Pak 38, 25-мм французские пушки фирмы Hotchkiss, 37-мм польские орудия, производимые по лицензии фирмы «Бофорс». Все они оказались малоэффективными против брони Т-34. Посмотрим на пушечное вооружение возможных противников «Курганца-25»: американская БМП M2 Bradley с 25-мм пушкой M242 Bushmaster; германская БМП Marder с 20-мм с Rheinmetall Rh 202, перспективная германская БМП Puma с 30-мм Rheinmetall MK-30.

Давайте опять обратимся к военной истории, на этот раз — к истории артиллерии. Возьмем мемуары маршала артиллерии Константина Петровича Казакова — «Огневой вал наступления». Огневой вал — фирменный прием из спецтактики отечественной артиллерии. Суть его в создании перед фронтом наступающих подразделений и частей сплошной огневой завесы из разрывов артиллерийских снарядов, перемещаемой по мере продвижения наших войск. Для успеха пехота должна идти как можно ближе к огневому валу. Так, чтобы успеть занять позиции противника, пока он еще оглушен и испуган, пока прячется в блиндажах от осколков и взрывной волны. Идти, прижимаясь к танкам. Только вот какая беда — снаряд в полете подвержен различным физическим факторам, которые, собравшись числом более семи, образуют статистический нормальный закон распределения. При огневом вале стреляют сотни орудий — снаряды пойдут во взболтанной атмосфере, по которой гуляют сверхзвуковые скачки уплотнения. Так что характеризующий точность стрельбы параметр КВО, круговая величина отклонения, определяет лишь статистику, размер круга, в который — при соблюдении требований математического закона больших чисел — ляжет половина снарядов. А другая половина ляжет вне его. Поэтому масса новых бронемашин семейства «Курганец-25» — это самый важный параметр: именно он определяет возможность наделения их броней, обеспечивающей противоосколочную защиту. А современные снаряды, снаряженные предварительно сформированными поражающими элементами, всякими там стрелками (как в нашем 3Ш2 или американском XM580E1), дают осколки совсем не такие, как артиллерийские гранаты 1940-го. В результате мотострелки обретают защиту от неприцельного огня на уровне экипажей танков, что дает возможность в полной мере воспользоваться преимуществами огневого вала.

Еще одна особенность новых бронемашин — их силуэт. Он, примерно соответствуя высоте американских и германских БМП, несколько выше традиционно низкого силуэта отечественной бронетехники. Но это не недостаток, а достоинство. Легендарный Т-34 создавался под бойцов среднего роста в 167 см. Те же нормативы существовали и в 1960-е. Но с тех пор люди стали крупнее. Да и вернулось в обиход защитное вооружение. Пехотинец Великой Отечественной имел лишь каску из уральской стали. А вот современный мотострелок кроме защитного шлема имеет экипировку массой более 30 кг: защитные маску, очки, бронежилет, радиостанцию, многофункциональный пульт управления. И в десантных отсеках БТР или БМП есть смысл в ношении боевого защитного комплекта — еще один слой защиты никому не мешал. Но — для этого необходим дополнительный заброневой объем.

Впрочем, высота машины может изменяться за счет регулируемого клиренса. Дорожный (и внедорожный!) просвет «Курганца-25» — расстояние между грунтом и самой нижней точкой центральной части транспортного средства — может регулироваться в пределах от 100 до 500 мм. Максимален он, когда необходимо преодолевать сложный труднопроходимый рельеф, а минимален — когда надо укрыться от вражеских глаз за преградой или загрузить машину в ограниченный по высоте трюм корабля или грузовой отсек самолета.

«Курганец-25» имеет гидропневматическую подвеску, и применять ее заставляет суровая необходимость. Бронемашинам предстоит двигаться не только по дорогам, но и по пересеченной местности — при этом везя в десантном отделении мотострелков, которым в конце поездки предстоит вести бой, требующий предельного напряжения сил. Поэтому-то конструкторы и постарались снизить перегрузки и максимально сохранить их силы для боевой работы.

Вернемся к характеристикам Т-34 1940 года, по массе близкого к «Курганцу-25». На нем стоял V-образный дизель В-2, двенадцать цилиндров которого при объеме в 38,9 л развивали мощность 500 л.с. и крутящий момент 1960 Нм. Серийный «Курганец-25» будет иметь новый рядный турбодизель ЯМЗ-780. Его шесть цилиндров при объеме 12,4 л дают мощность 750 л.с. и крутящий момент 2550 Нм. Да и ресурс двигателя не 50 часов, как в 1940 году, а 1000. Так что мощность на тонну веса (30 л.с./т) у «Курганца-25» даже выше, чем у БМП-3 (26,73 л.с./т).

На все руки мастер

А теперь объясним, почему мы до этого момента звали «Курганец-25» архаичным термином бронемашина, уклоняясь от привычных слов БТР и БМП. Дело в том, что машина эта, как воспетый Киплингом «солдаматрос», — морской пехотинец, моряк и солдат. На броневую платформу могут устанавливаться разные модули вооружения, превращая единую по конструкции машину в БМП или в БТР. Иметь единую бронеплатформу хорошо для производства — унифицированные детали, сборочные узлы, агрегаты и конструкции можно производить бoльшими сериями, что снизит и производственные издержки, и расходы Минобороны.

Унификация очень хороша и в войсках: технику придется обслуживать и ремонтировать, а иметь один комплект ремонтного оборудования, обученных на одну машину ремонтников и единый комплект запчастей очень эффективно. Так что посмотрим на варианты, в которых может использоваться «Курганец-25». Ну, прежде всего хронологически возникший первым бронетранспортер. Прародителем этого класса машин был английский Mark IX Armoured Personell Carrier, созданный в 1918 году и чуточку опоздавший на Западный фронт. Эта машина весом в 27 т могла перевозить 30 пехотинцев, а для самозащиты имела два французских пулемета Hotchkiss. Скорость — 6 км/ч по дороге. Защита только от пуль, за огневым валом не пойдешь. Бойцы сидели буквально друг на друге… А в 1933 году в СССР испытывали танк-транспортер пехоты ТР-1, созданный на шасси танка Т-26. В броневой будке с дверью сзади — почти современная аппарель «Курганца-25» — размещалось 14 бойцов. Вот тогда-то военспецы РККА отметили то, что и поныне разделяет БТР и БМП. Если в бронеотсек набивалось 14 бойцов, из-за тесноты они не могли стрелять из винтовок. А если это необходимо, численность десанта придется ограничить пятью стрелками.

Посмотрим на первую комплектацию «Курганца-25». Это бронетранспортер. Десант из восьми мотострелков и пулемет для самозащиты. Как и век назад. Эти характеристики опять-таки диктуются физикой. Солдату противника, решившему подобраться к БТР с гранатометом или упорно бегающему рядом со штурмовой винтовкой, пулеметной пули хватит с избытком. Вести же бой с бронетехникой аналогичного класса не входит в задачи бронетранспортера. Поэтому БТР и получил управляемый дистанционно, стрелком из экипажа машины, универсальный пулеметный модуль. Движение его по азимуту и углу места цели (так называется угол между линией цели и горизонтом стрелкового оружия) осуществляют электроприводы, более простые в обслуживании, чем гидравлика. Система управления позволяет стрелку лишь выбрать цель на экране и «санкционировать» обстрел. Дальше автомат будет сопровождать ее сам. Сравним «обитаемую» башню и башню «необитаемую» под броней одинаковой толщины. Первой потребуется больше места, чтобы разместить человека. Это вызовет увеличение заброневого объема, который потребует для своей защиты большую площадь брони, что приведет к увеличению, во-первых, массы башни, а во-вторых, ее момента инерции и, следовательно, к значительному увеличению мощности приводов управления.

Читать еще:  Крымский «Беркут». Они вернулись домой.

На корпусе «Курганца» видны распределенные по азимуту мортирки
Система детектирует подлетающий боеприпас и при его приближении выстреливает противоракетный снаряд. Подрываясь, он создает сноп осколков, который разрушает или сбивает с курса вражескую ракету или гранату. Точные данные о работе комплекса активной защиты «Курганца-25» засекречены.

Ну а БМП предстоит идти в одном строю с танками и вести бой как с пехотой, так и с бронетехникой и авиацией. Поэтому на нее устанавливается более тяжелый и сложный универсальный безэкипажный боевой модуль «Бумеранг-БМ». Он совмещает в себе ракетное, пушечное и стрелковое вооружение, электронно-оптическую систему управления огнем и приводы наведения. Унифицированность позволит устанавливать его на различные типы машин. Самое мощное оружие в модуле «Бумеранг-БМ» — противотанковые ракеты «Корнет». Их четыре, и они размещены попарно. Даже в экспортном варианте (в оборонной технике возможности экспортных изделий урезаются по сравнению с оружием, поступающим в собственную армию) они показали весьма высокую эффективность при работе по американским танкам M1 Abrams, как по поставленным США армии послесаддамовского Ирака, так и купленным Саудовской Аравией и отправленным в Йемен на маленькую победоносную войну.

Боекомплект 30-мм пушки 2А42 конструкции академика А.Г. Шипунова и В.П. Грязева — 500 снарядов. Именно столько можно выпустить без введения специальных и крайне тяжелых систем охлаждения, например водяного. Питание осуществляется из двух бункеров, переключаемых в зависимости от класса цели. Для пехоты и небронированных целей имеется 340 осколочно-фугасных снарядов. Для бронецелей — 160 бронебойных подкалиберных снарядов. Максимальный угол возвышения орудия — 70 градусов. Пушка может работать и по воздушным целям — высокая динамика необитаемой башни и зоркая электронно-оптическая система это позволяет. Ну а еще — до предела «вылизанный» десятилетиями массового производства пулемет ПКТМ калибра 7,62 мм с боекомплектом в 2000 патронов. Он классифицируется как вспомогательное вооружение, но может играть большую роль в системе активной защиты для стрельбы по кумулятивным боеприпасам. Не забудем и о малогабаритных дронах, которых все больше и больше будет появляться над полем боя. Трехлинейный патрон — именно то, что таким крошкам надо.

Использование системы активной защиты опять приводит к необходимости тяжелой брони. Это тоже чистая физика, законы сохранения. Ведь если мы отстреливаем в сторону вражеского кумулятивного боеприпаса гранаты из мортирок, то порождаем снопы осколков, которые ударят и по броне — они, конечно, направлены на чужой снаряд, но только статистически. Разбитый или сдетонировавший на дальней дистанции боеприпас никуда не денется — обломки или расфокусированная кумулятивная струя по инерции полетят дальше, следуя законам механики Ньютона. И чтобы их остановить, нужна достаточно толстая броня.

Высокая защищенность, достигнутая за счет большого веса, позволяет сделать «Курганец-25» платформой для целого семейства боевых машин, машин боевого, технического и тылового обеспечения: противотанковых пушек, самоходных артиллерийских установок, машин ПВО, инженерных машин, машин радиационной, химической и биологической защиты, а также бронированных санитарных машин. Их необходимость стала ясна еще в 1930-е, но в 1938 году производственные возможности СССР позволили выпустить санитарно-транспортный бронеавтомобиль БА-22 лишь в одном экземпляре. Санитарная машина на базе «Курганца-25» позволит эвакуировать раненых с передовой — а значит, раньше можно будет доставить их в хирургию, то есть существенно повышает шансы на выживание. Так что именно благодаря достаточно солидному весу, обеспечивающему сочетание надежной бронезащиты, высокой противоминной стойкости с тактической подвижностью в современных условиях, семейству бронемашин «Курганец-25» предстоит массовая и разнообразная служба в рядах Российской армии и, скорее всего, в армиях покупателей экспортных версий отечественного оружия.

Боевая машина пехоты «Курганец»

9 мая 2015 года, во время военного парада в Москве, посвященного семидесятилетию победы в Великой Отечественной войне, впервые были продемонстрированы несколько неизвестных ранее видов бронированной техники. Одной из наиболее заметных новинок стала боевая машина пехоты «Курганец 25», не похожая по своему виду ни на «предшественниц», ни на их иностранные аналоги. Разработчики этой перспективной БМП, беседуя с журналистами, отмечали, что им удалось обеспечить очень высокий уровень защиты от всех современных средств поражения. Впечатление от «Курганца» было довольно сильным, но прошли годы, а в сухопутные войска эта машина так и не поступила. Недавно был назван новый срок принятия новой БМП на вооружение, но есть все основания предполагать, что и в этот раз поставленная цель достигнута не будет.

История разработки боевой машины пехоты «Курганец»

Советская армия, исчезнувшая вместе с СССР, оставила после себя богатое и разнообразное бронированное «наследство». Одних только основных боевых танков было три типа. Ничего подобного не наблюдалось ни в одной другой стране мира. Кроме того, одновременно эксплуатировались БМП-1, БМП-2, БМП-3, БМД и множество различных вспомогательных машин, созданных на их базе. Необходимость проведения унификации и перехода на какую-то единую платформу была очевидной уже тогда, но в условиях распада экономики сделать это было невозможно.

Дополнительным стимулом к развитию легкой бронетехники стали военные действия в Чечне, сопровождавшиеся тяжелыми потерями и показавшие, насколько уязвимыми являются российские БТР и БМП. Уже в 1995 году Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) подготовило техническое задание на разработку сразу нескольких видов бронированных боевых машин на единой платформе, в качестве каковой тогда рассматривался перспективный танк Т-95. Этот проект, получивший условное название «Однотомник», просуществовал до начала «нулевых» годов, но дальше эскизов и чертежей дело, видимо, не пошло.

В 2004 году в прессу просочилась информация о том, что на предприятии «Курганмашзавод», где производятся БМП-2 и БМП-3, ведутся конструкторские работы, цель которых – обеспечить армию новыми боевыми машинами пехоты и гусеничными бронетранспортерами, созданными на единой унифицированной базе. Были опубликованы даже рисунки, изображавшие будущую БМП «Курганец 25». В то же время сколько-нибудь достоверных данных долгое время не было, что объяснялось повышенным уровнем секретности. В результате возникли сомнения в самом существовании новой машины, окончательно развеянные лишь незадолго до её официального показа.

«Блеснув» на параде, «Курганец» тем не менее в армию до сих пор не попал, несмотря даже на успешное тестирование в Сирии в условиях реальных боевых действий. Одна из причин столь долгого периода «доводки» БМП – плачевное состояние «Курганмашзавода». Единственное в своем роде российское предприятие вот уже несколько лет балансирует на грани банкротства. Пикантности этой ситуации добавляет то обстоятельство, что Альберт Баков, руководивший «Курганмашзаводом» вплоть до 2020 года, сам был признан некредитоспособным – его личные долги достигли почти 80 млн. рублей. Кроме того, предприятие формально находится в собственности голландских инвесторов, что, мягко говоря, очень странно для компании, являющейся частью оборонного комплекса.

В июле 2020 года Министерство обороны России заключило с «Курганмашзаводом» контракт на поставку первой серийной партии БМП «Курганец». Срок действия этого соглашения – 2021 год. Трудно сказать, что из этого выйдет, если учесть, что более ранний контракт на модернизацию БМП-3 предприятие провалило, несмотря на личное поручение президента страны.

Описание конструкции

«Курганец 25» представляет собой платформу, на базе которой можно собрать как боевую машину пехоты, так и бронетранспортер. Достигнуто это благодаря применению модульного принципа. В варианте БТР «Курганец 25» имеется дополнительное обозначение Б10.

Наиболее существенными особенностями конструкции новой боевой машины являются следующие детали:

  1. МТО (моторно-трансмиссионное отделение) на «Курганце» находится спереди и смещено в правую сторону относительно продольной оси. Приблизительно такое же решение использовалось при создании БМП-1 – двигатель и там располагался «в носу»;
  2. Десантное отделение размещено в задней части машины и снабжено аппарелью и дополнительной дверью для ускорения высадки бойцов;
  3. Боекомплект полностью изолирован от мест размещения людей;
  4. Использована гидропневматическая подвеска. Допускается регулирование клиренса, максимальное значение которого достигает полуметра, минимальное – 10 см;
  5. Бортовую защиту машины можно усилить, навесив дополнительные броневые экраны. Поверх них, кроме того, могут быть смонтированы поплавки для преодоления водных преград. Именно в такой комплектации БМП 4 «Курганец» демонстрировалась на военном параде.
Читать еще:  Сухопутные войска РФ, боевой Устав, военный институт и звания, состав и части: ПВО и мотострелки, праздничный день

Экипаж, состоящий из командира, наводчика и механика-водителя, размещается в специальной хорошо защищенной капсуле, подобной той, которая установлена на танке «Армата». Наблюдение за окружающей обстановкой осуществляется не только через привычные триплексы, но и при помощи видеокамер.

Чтобы уберечь машину от противотанковых гранат и снарядов, использованы элементы комплекса активной защиты «Афганит» — небольшие мортирки, способные уничтожить подлетающие боеприпасы.

Технические характеристики

«Курганец» — перспективная БМП. Её еще не приняли на вооружение, а это значит, что некоторые характеристики машины могут со временем измениться. Кроме того, часть информации остаётся на сегодня засекреченной. Исходя из доступных сведений можно составить следующую таблицу:

БТР «Курганец-25»: младший брат новой боевой машины пехоты

Кого предстоит сменить в армии России бронетранспортеру, построенному на базе новой многофункциональной гусеничной платформы.

Уже в начале следующего года в войска могут поступить первые боевые машины пехоты и гусеничные транспортеры, построенные на базе межвидовой средней платформы «Курганец-25». Впервые появившиеся на публике во время репетиции и проведения Парада Победы 9 мая, эти машины произвели не меньший фурор, чем их «старший брат» — танк Т-14, главный представитель тяжелой гусеничной платформы «Армата».

Новейшие бронированные машины для армии России роднит многое. Это и капсульная схема компоновки, при которой экипаж имеет двойную защиту: он расположен в специальной бронированной капсуле, заключенной в слой внешней брони машины. Это и тщательно просчитанные углы наклона броневых листов, прежде всего лобовых и башенных. Это и совершенно новые материалы и оборудование, которые используются при производстве таких машин. Но самое главное, все эти платформы — что «Армата», что «Курганец», что более легкая колесная «Бумеранг» — на сегодняшний день не имеют аналогов ни в одной армии мира.

От кульмана до парада за пять лет

О существовании перспективной темы — а именно так у конструкторов военной техники называется работа над проектом новой машины — «Курганец-25» военные эксперты впервые заговорили пять лет назад, осенью 2010 года. Поводом для этих разговоров стали скупые строчки новостных сообщений, касающихся перевооружения российской армии. Появились они не случайно: именно в 2010 году российский оборонный бюджет впервые существенно подрос, а в армии стали планировать не модернизацию имеющейся техники, а едва ли не впервые начали говорить о масштабных заказах на разработку новой.

Два года спустя в широкий доступ попали и первые изображения перспективной гусеничной платформы. Правда, в невооруженных вариантах — это были трехмерные рисунки «Курганца-25» в вариантах командно-штабной машины и машины радиоэлектронной борьбы и постановки помех. Тем не менее, сейчас, глядя на эти казавшиеся три года назад излишне футуристичными изображения, понимаешь, что художник явно имел перед глазами реальные чертежи. Очень уж похожи силуэт и компоновка машины на ту бронированную новинку, которая прошла по Москве 9 мая 2015 года. Совершенно узнаваемые острые углы наклона передних броневых плит, характерный «зубилоообразный» контур, перенесенное в переднюю часть машины моторно-трансмиссионное отделение — все это совпало с реальностью.

Впрочем, ничего слишком уж удивительного в этом нет, и не стоит поднимать вопрос об утечке секретной информации. Идея еще сильнее, чем это сделано на знаменитых БМП-2 и БМП-3, наклонить передние броневые плиты напрашивалась давно: насущной эта необходимость стала еще во время первой чеченской кампании. Мысль о том, чтобы превратить моторный отсек в дополнительную защиту, тоже не нова. Совершенно новыми являются только два решения, никогда ранее не применявшиеся в отечественной бронетехнике: бронированная капсула для экипажа и необитаемый боевой модуль на верхней броневой плите, но и они лежат в русле современных тенденций бронестроения.

Примечательно, что оба этих решения не только усиливают защиту и выживаемость экипажа «Курганца-25», но одновременно и облегчают работу по созданию не единичной новой модели, а целой гусеничной платформы. Ведь необитаемый боевой модуль в такой ситуации можно ставить какой угодно: он не меняет ни численности экипажа, ни компоновки машины, ни размера погона под сам модуль. Образно говоря, практически на любой машине семейства «Курганец-25» можно сменить номенклатуру оборудования и вооружения и переделать боевую машину пехоты в командно-штабную, а бронетранспортер — в постановщик радиопомех.

Легкий и юркий мастер на все руки

По официальной информации, на базе межвидовой средней платформы «Курганец-25» планируется выпускать боевые машины пехоты и десанта, гусеничный бронетранспортер, противотанковую самоходную артиллерийскую установку со 125-мм орудием, ремонтно-эвакуационную (БРЭМ), командно-штабную, разведывательную и санитарную машины, машины снабжения, мобильные комплексы радиолокационных систем. Но главное место в этом обширном списке занимают все-таки БМП, гусеничный БТР и БРЭМ.

И понятно, почему. Именно в этих машинах сильнее всего нуждается российская армия, именно они будут производиться в наибольших количествах. Кроме того, в рамках самой платформы «Курганец-25» есть, так сказать, подплатформы, отличающиеся подготовленностью к выполнению конкретных функций и, соответственно, несколько разной начинкой. Вот как раз их-то и олицетворяют три главных фигуранта проекта.

Гусеничный бронетранспортер «Курганец-25» отличают прежде всего более легкое вооружение и отсутствие комплекса активной защиты. И это логично: главное предназначение БТР — транспортировка живой силы, а отнюдь не участие в открытом бою в одном строю с танками (для этого есть БМП). Поэтому боевой необитаемый модуль БТР «Курганец-25» представляет собой небольшую по размерам башню, в центре которой установлен 7,62-мм «калашниковский» пулемет ПКТМ. Основной объем модуля занимают боксы с боеприпасами — боезапас пулемета составляет не менее 2000 патронов, в том числе с повышенной пробиваемостью и зажигательных, а также системы наведения и управления и комплекс постановки дымовой завесы.

За счет более легкого вооружения снизилась и масса БТР «Курганец-25». Если в варианте БМП она достигает 25 тонн, то в варианте бронетранспортера — на 2 тонны меньше (по крайней мере, таковы неофициальные данные). За счет этого скорость БТР на суше достигает 80 км/ч, а по воде он способен передвигаться со скоростью 10 км/ч. Поскольку система вооружения на «Курганце-25» безэкипажная, то и в варианте БМП, и в варианте БТР его экипаж одинаков: три человека плюс восемь человек десанта.

Удивляться скромному, как говорят некоторые эксперты, «пехотному» вооружению БТР не стоит. Да, оно уступает даже вооружению легендарных БТР-60, -70 и -80, которые, помимо ПКТ, имели еще и крупнокалиберный пулемет КПВТ. Но если вспомнить о не менее легендарном — и гораздо более близком «Курганцу-25»! — гусеничном бронетранспортере МТ-ЛБ, то у него вооружение точно такое же. А опыт применения этого транспортера в войсках доказал, что зачастую именно он, а не колесные БТР, оказывается более удобен для транспортировки личного состава, особенно в условиях бездорожья. Да и невысокий силуэт гусеничного транспортера делает его менее заметным и, соответственно, менее уязвимым.

Так что, хотя вслух разработчики «Курганца-25» не говорят об этом, но можно предположить, что новая платформа отчасти призвана заменить в войсках и весьма почтенного возраста транспортер МТ-ЛБ. К тому же производственная база этих транспортеров — Харьковский тракторный завод — находится за пределами России, и обеспечить поддержание имеющихся транспортеров в рабочем состоянии становится все труднее.

Что роднит «Курганца-25» с «Бумерангом»

Вообще платформа «Курганец-25» в варианте БТР на первый, а особенно на второй взгляд кажется взявшей лучшие черты у многих отечественных легкобронированных машин. С тем же МТ-ЛБ ее роднят не только невысокий силуэт и легкое вооружение, но и более безопасный для личного состава способ погрузки-выгрузки — с кормы. Правда, в отличие от «эмтээлбешки», «Курганец-25» может похвастаться большим удобством: десант заходит и выходит не через квадратные дверцы, сквозь которые трудно протиснутся даже без бронежилета, разгрузки, рюкзака и автомата в руках, а по аппарели. Это значит, что мотострелки могут на ходу (на скорости не выше 5 км/ч) не только покидать машину, но и забираться в нее, не рискуя свалиться под гусеницы.

Читать еще:  «Вертикальный арбалет»: плюсы и минусы

Еще больше совпадений у «Курганца-25» с другой бронированной новинкой — средней колесной платформой «Бумеранг». Причем не только в варианте БТР, но и в варианте БМП. «Курганец-25» в версии БМП получает гораздо более мощное, чем у бронетранспортера, вооружение: безэкипажный боевой модуль «Эпоха» (его же иногда называют также «Бумеранг-БМ») разработки Тульского КБ машиностроения. В его состав входит 30-мм автоматическая пушка с боезапасом 500 снарядов, четыре управляемые ракеты «Корнет» в двух пусковых установках по бокам башни и 7,62-мм пулемет ПКТМ. Точно такой же модуль «Эпоха» может быть установлен и на БТР «Бумеранг», причем в таком случае некоторые военные эксперты предлагают считать машину со столь мощным вооружением уже не бронетранспортером, а колесной БМП. Вооруженные такими модулями машины демонстрировались на последнем Параде Победы. А рядом с ними шли вооруженные более легким пулеметным модулем БТР «Курганец-25» и оснащенные такими же башенками БТР «Бумеранг».

Кроме того, насколько известно, у «Курганца-25» и «Бумеранга» весьма сходна и противоминная конструкция днища. Именно она определила высокий, поджарый силуэт нового колесного БТР, и она же заставила «подрасти» новую среднюю гусеничную платформу. Роднит новые бронемашины и технология «цифрового борта», при которой большинство операций по управлению вооружением и оборудованием максимально автоматизированы. К тому же такое оснащение дает возможность интегрировать каждую единицу бронетехники в единую систему управления тактическим звеном, что повышает эффективность ее боевого применения.

Год на доработку

Когда же российская армия начнет получать новейшую технику, которая на сегодняшний день не имеет аналогов ни в одной другой армии мира? Данные на этот счет несколько разноречивы, но ни военные, ни представители Курганмашзавода и его материнской компании — концерна «Тракторные заводы» — не называют сроки позднее середины следующего года. И даже с учетом того, что опытно-конструкторские работы по теме «Курганец-25» еще продолжаются, а на государственные испытания платформа пока не поступала, начало перевооружения армии вряд ли отодвинется более чем на полтора года.

При этом, как заявляют и военные, и представители ВПК, это перевооружение будет идти полным ходом, поскольку ближайшие 10–15 лет новые бронемашины платформ «Курганец-25» и «Бумеранг» не будут поставляться за рубеж. Исключение сделано только для платформы «Армата»: танки Т-14 на ее основе могут стать новым оружием индийской армии. Но это пока только проекты, а вот поступление новейшей техники на вооружение нашей армии — это уже реальность.

БМП Курганец – младший брат танка Армата

БМП Курганец-25 впервые был показан зрителям на параде победы 9 мая 2015 года. Бронетранспортёр стал одним из новейших экземпляров военной техники представленной широкой публике в тот день. Ему сразу нашлось дополнительное прозвище среди российской публики – младший брат танка Армата.

Действительно, некоторые наружные элементы и угловатые обводы корпуса схожи с моделью современного танка. Но всё же это самостоятельная разработка Курганского Машиностроительного Завода, производившего бронемашины пехоты СССР долгие годы.

История создания

Новая многоцелевая платформа Курганец-25 должна стать достойной сменой находящихся на вооружении БМП и МТ-ЛБ (многоцелевой тягач). Перед конструкторами завода была поставлена задача, создать новую бронетехнику для транспортировки личного состава и оснастить БМП мощным вооружением для непосредственного участия машины в бою.

Кроме того, новая платформа Курганец-25 должна стать универсальной для создания модифицированных моделей, таких как:

Прототип бронемашины имеет высокий профиль, что значительно отличает современный экземпляр от аналогичной советской техники.

Для живучести БМП, инженеры приняли решение увеличить дорожный просвет, что, несомненно, способствует меньшему поражению техники при подрыве на мине или взрывном устройстве.

Благодаря гидравлическому механизму, клиренс стал регулируемым с возможностью принимать необходимое по высоте положение. Ко всему стоит добавить, что дно выполнено в виде двойного пола.

Увеличенный отсек для пехотинцев ещё одно необходимое требование. Современные бойцы крупного телосложения. Ко всему этому они вынужденные нести громоздкое снаряжение: защитный шлем и очки, бронежилет, индивидуальные средства связи и несколько типов вооружения.

Это заметно отличает современного воина от советского пехотинца, который был вооружён: автоматом, саперской лопатой и каской. Как раз под средний рост и минимальное снаряжение делали советскую технику. Военная доктрина изменилась.

Теперь бойцам необходимо больше места в технике и это требование было учтено.

БМП Курганец-25 имеет раздельные посадочные места, похожие на кресла.

В 2016 году Курганский Машиностроительный Завод продемонстрировал следующие прототипы:

  • БМП Б-11 под индексом «объект-695»;
  • БТР Б-10 «объект-963»;
  • БРЭМ (боевая ремонтно-эксплуатационная машина).

Последний образец вышел на испытания, которые могут продлиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Такой длительный этап прохождения тестов, необходим для проверки всех узлов и систем современной бронемашины.

Конструкция

Корпус бронемашины разделён на несколько отсеков. Носовой правый отсек размещает один из двух вариантов двигателей: оппозитный «2В-06» или рядный «ЯМЗ-780» с парой турбокомпрессоров. Также в этом отсеке находятся агрегаты трансмиссии. Переднее размещение силовой установки позволило удачнее скомпоновать интерьер БМП.

Отсек для перевозки личного состава вмещает восемь бойцов. Высадка из бронетехники происходит, через заднюю аппарель. Она дополнительно оборудована дверью, которая служит аварийным выходом при повреждении системы откидывания рампы.

Левый отсек – место водителя с элементами рулевого управления. Газ и тормоз в виде стандартных педалей контроллера. Курсовое управление координируется рулём штурвального типа, схожим с БМП-3. Кнопки выбора передач находятся на штурвале, напоминая руль спортивного автомобиля.

Курганец-25 имеет экипаж из трёх человек.

Для защиты солдат используется система пассивной брони. Башня оборудована модулем активной защиты, который уничтожает подлетающие снаряды.

Боекомплект и вооружение БМП находятся в индивидуальном отсеке, что повышает защиту личного состава от несанкционированной детонации снарядов. Высокая проходимость достигается с помощью гидропневматической системы, регулирующей дорожный просвет.

По обе части транспортёра могут быть установлены контейнеры, выполняющие функцию поплавков. Они закрывают боковые части от уровня башни до осевых центров ведущих колёс.

При необходимости, это навесное оборудование может в кратчайший срок демонтироваться. Задача навесных контейнеров добавить устойчивости транспортёру на водной поверхности. Кроме того, накладки (поплавки) выполняют роль пассивной защиты личного состава и членов экипажа БМП от попадания снарядов.

Передвижение по воде осуществляется с помощью водомётного двигателя, что значительно отличает новую технику от предшественников, которые двигались по воде за счёт гусеничного хода.

Вооружение

В зависимости от варианта исполнения, для БМП выбирается установка необходимого вооружения. Например, САУ комплектуется противотанковой пушкой калибром 125 мм.

БМП Курганец-25 и Бумеранг оснащены безэкипажным боевым радиоуправляемым комплексом «Бумеранг-БМ».

Он состоит из автоматической пушки калибра 30 мм с избирательной подачей снарядов из двух ящиков, пулемётом 7,62 мм, а также противотанковым комплексом «Корнет».

управление. Башня необитаема. Возможность управления боевым арсеналом имеется у командира и наводчика при помощи дистанционных пультов управления. Кроме того, запрограммированный комплекс имеет возможность самостоятельно брать цель на контроль и при необходимости вести по ней огонь на поражение.

Для повышенного кругового обзора, бронемашина оснащена восемью видеокамерами, изображение которых выводится на экран.

Технические характеристики

Одной из лучших БМП в мире считается немецкая Пума (Schützenpanzer Puma). Вес германской БМП более 40 тонн, что значительно превышает вес Курганца-25, который весит 25 тонн.

Как и все БМП СССР, современная платформа умеет плавать, а немецкая Пума этим качеством не наделена.

Защитный комплекс брони отечественной машины способен защитить её от прямого попадания из РПГ-7. Немецкие производители заявляют о том, что их БМП оснащена дополнительной защитой от аналогичных попаданий из противотанковых гранатомётов, но это далеко не так. Германская техника не имеет динамической защиты.

Если сравнивать боевые модули, то опять преимущество остаётся за Курганцем-25. Так как помимо 30 мм пушек на обеих машинах, отечественная техника дополнительно оснащена управляемым ракетным комплексом «Корнет».

Стоит отметить, что немецкая техника не имеет комплексов управляемого вооружения аналогичным «Бумеранг-БМ». В таблице приведены основные характеристики конкурирующих БМП.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: