13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Черная дыра» российского флота

«Черная дыра»: боевой корабль проекта 877

Космонавты — конечно, герои. Они отправляются туда, где жизнь человека невозможна. Их отделяют от враждебной среды лишь стенки тесного аппарата. Для поддержания существования человека в космосе используется сложнейшая система жизнеобеспечения.

Случись что с этой техникой — и спастись будет очень трудно. Впрочем, если говорить не о космонавтах, а о подводниках, не о космосе, а о морских глубинах, все это снова будет правдой.

Подводная лодка «Выборг» стоит у причала в Кронштадте. Вокруг ледяное поле, но если надо, с ним быстро справится стоящий тут же неподалеку военный ледокол. Рядом Морской завод, где год назад субмарина проходила очередной ремонт.

Боевой корабль проекта 877 («Kilo» по классификации НАТО) уже не молод. Его построили в 1982 году в Комсомольске-на-Амуре, но и сейчас «Выборг» по-прежнему в строю, оберегает безопасность страны в водах Балтики. Это не гигант с ядерным реактором и ракетным вооружением, размеры корабля намного скромнее: подводное водоизмещение составляет 3040 т. Но сравнительно небольшой размер, форма и конструкция этой подводной лодки дают ей очень важное преимущество — малошумность и малозаметность. На Западе 877-й проект прозвали «Черной дырой».

Только электричество

Одной из конструктивных особенностей лодки, позволяющей ей снизить шумность, стало полное электродвижение. Для тех времен, когда «Выборг» строили, решение было весьма новаторским. Дизель-электрические лодки более ранних проектов в надводном положении шли на дизельном ходу, и лишь под водой винты крутились с помощью электродвигателей, запитанных от аккумуляторов. У «Выборга» два тысячекиловаттных дизеля, и с винтом они никак не связаны. Пока лодка идет в надводном положении или на перископной глубине, дизеля вращают валы генераторов, а те заряжают аккумуляторные батареи. Винт приводится в движение либо основным гребным электродвигателем ПГ-142 (4040 кВт), либо электродвигателем экономического хода.

Дизель-электрические субмарины предыдущего поколения имели длинный и тонкий корпус. «Выборг» же обладает утолщенной веретенообразной формой. Это несколько ухудшает мореходные качества корабля во время движения в надводном положении, зато оптимизирует гидродинамические свойства под водой. Малошумности и малозаметности способствуют также вибропоглощающие покрытия на корпусе.

877-й проект оказался настолько удачным, что на его основе с середины 1990-х стали строиться подводные лодки проекта 636 «Варшавянка». Они обладают более высокой скоростью, более мощным гребным электродвигателем и новейшей системой навигации. В отличие от проекта 877, «Варшавянки» несут на борту не только торпедное и минное вооружение, но и противокорабельные крылатые ракеты, запускаемые через торпедные аппараты (экспортное наименование ракетного комплекса Club-S).

Долгий сон в Кронштадте

Но, несмотря на появление «Варшавянок» (на западе их именуют Improved Kilo — усовершенствованные Kilo), лодки 877-го проекта остаются в строю. Примером тому «Выборг». Знакомимся с командиром корабля: Сергей Олейников, капитан 2-го ранга, назначен на должность в декабре 2013 года, как раз тогда, когда на Морском заводе завершался очередной ремонт субмарины. «Хоть «Выборг» и не атомная лодка, назвать ее маленькой нельзя, — говорит Сергей Олейников. — Действующие здесь же, на Балтике, подводные лодки НАТО имеют максимальное подводное водоизмещение 1500 т, но есть и корабли меньшего размера (500−700 т). Тем не менее габариты позволяют «Выборгу» оставаться малошумным, малозаметным и многофункциональным кораблем. Он может бороться с надводными и подводными кораблями противника, осуществлять минные постановки, вести разведку, в том числе высаживать разведгруппы».

«Насколько интенсивна военно-морская активность на Балтике?», — спрашиваем мы у командира «Выборга». «На море у стран НАТО и других соседних государств постоянно ведутся учения и разведывательные мероприятия, и, естественно, мы часто фиксируем присутствие иностранных военных кораблей. Кто-то нас встречает, кто-то сопровождает, кто-то провожает. Но все это в рамках правил, никаких конфликтов здесь нет».

«Выборг» стал «Выборгом» не сразу. После постройки в Комсомольске-на-Амуре подводная лодка Б-227 отправилась на Тихоокеанский флот, а два года спустя своим ходом переправилась на Балтику, где несла службу в рядах Балтийского флота ВМФ СССР. В 1993 году корабль был переведен из тогда уже иностранной Лиепаи в Кронштадт. А затем целое десятилетие подводная лодка простояла без дела. Как бы в длительном ремонте. Лишь к концу прошлого десятилетия после испытаний она вернулась в строй. Тогда же, в 2008 году, над кораблем взяла шефство администрация Выборгского района Ленинградской области, и лодке было присвоено имя «Выборг». После нескольких лет службы «Выборг» вновь отправили ремонтироваться. «Речь не шла о серьезной модернизации, — рассказывает командир корабля, — но аппаратура на борту меняется постоянно, и в основном это касается электроники — радиостанции, средств вывода информации. Плюс текущий ремонт».

Ворота спасения

Нас приглашают осмотреть лодку. И сразу начинаются лингвистические сюрпризы. Надстройку над корпусом подводной лодки обычно в просторечье называют рубкой. На самом деле правильное название этого конструктивного элемента — ограждение выдвижных устройств. Антенн, перископа, шноркеля… Нет, со словом «шноркель» наши подводники тоже не согласны. «Шноркель» — немецкое слово, однако еще во времена Первой мировой подобные устройства были созданы в России. Поэтому правильнее говорить — «шахта для работы дизеля под водой». Что касается «ограждения выдвижных устройств», то кроме этих самых устройств тут у «Выборга» размещен ходовой мостик, и это отчасти оправдывает термин «рубка». Однако существуют подводные лодки, внутри ограждения которых никаких постов управления нет.

Лодка построена по двухкорпусной схеме — внутри прочный корпус, снаружи — легкий. Между ними — система балласта. На бортах лодки видны шпигаты — прорези, через которые из межкорпусного пространства сливается вода.

Еще не спустившись внутрь прочного корпуса, можно увидеть, как много устройств в конструкции лодки связано со спасением в экстренной ситуации. Вот аварийный буй. В случае бедствия специальные механизмы отпускают трос, и буй всплывает над местом аварии. Он не только сигнализирует о местонахождении лодки, но даже позволяет поговорить с экипажем по телефону — аппарат находится в специальном герметичном контейнере. Другое устройство — гидроакустический сигнализатор: он посылает звуковые сигналы, которые помогут спасателям обнаружить местоположение лежащей на дне субмарины.

Над первым и шестым отсеками на корпусе лодки видны два больших, отполированных почти до блеска металлических кольца. Это комингс-площадки. К ним в случае аварии сможет причалить спасательный аппарат. Поверхность колец должна быть гладкой, чтобы обеспечить герметичное соединение с мягкой прокладкой аппарата. После причаливания аппарат откачивает воду из пространства между двумя люками — своим и подводной лодки, давление там становится равным давлению внутри субмарины. Теперь можно открыть люк, и экипаж сможет перебраться в спасательный аппарат.

Перископ — навсегда!

Чтобы попасть внутрь корабля, нужно войти в ограждение выдвижных устройств, подняться вверх на несколько ступеней, а затем опуститься на несколько метров вниз по вертикальной лестнице. Теснота внутри подводных лодок — факт общеизвестный, но тут она ощущается как насыщенность окружающего пространства бесконечным количеством конструктивных элементов. Здесь все на виду. Здесь все выглядит как радость любителя стимпанка и кошмар водопроводчика. Вдоль стен на всех уровнях бегут трубы гидравлических и пневматических систем с огромным количеством гаечных соединений, вентилей, клапанов. «Конечно, на лодках более современных конструкций системы управления, основанные на механике и гидравлике, заменяются электрическими актуаторами, управляемыми по проводам, и это экономит пространство, снижает вес оборудования, — рассказывают нам члены экипажа, — но, с другой стороны, электроника — вещь капризная, особенно в условиях совершенствования методов радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Гидравлика устроена проще и более ремонтопригодна в походных условиях».

Только здесь, перебираясь из отсека в отсек через круглые люки, рассматривая крошечные помещения для всего чего угодно — от камбуза до жилых кают, — понимаешь, что в подводной службе о комфорте говорить трудно. Здесь все приспособлено к ограниченному пространству. Даже кают-компания при необходимости превращается в операционную. Интересуемся, есть ли ограничения для подводников по росту и комплекции. Нет, отвечают нам, осваиваются все. Есть более серьезные ограничения по здоровью: надо уметь жить и работать при недостатке кислорода в воздухе.

Подводная лодка представляет собой замкнутый газовый объем, из-за чего и проистекают разного рода проблемы. Например, возможно возникновение взрывоопасных смесей. В случае взрыва или возгорания необходимо немедленно подавить реакцию горения, для чего используется система ЛОХ (лодочная объемная химическая защита), воздействующая на точки горения с помощью инертного газа (хладон). Эта система может спасти жизни, но может оказаться и убийственной: в 2008 году на АПЛ К-152 «Нерпа» несанкционированный запуск ЛОХ привел к гибели 20 подводников.

Читать еще:  НКВД СССР и РСФСР, форма и звания, участие полков и дивизий в ВОВ, пытки женщин в лагерях и военные операции

Подводная лодка — это такой корабль, который всегда должен быть готов бороться за живучесть и спасение экипажа. В первом, втором и шестом отсеках, которые являются отсеками живучести, хранятся плоты и средства связи. В случае аварии подводники могут покинуть лодку, облачившись в гидрокостюмы и дыхательные аппараты через люки комингс-площадок (первый и шестой отсеки) или через декомпрессионную камеру (второй отсек). Также есть возможность выйти из лодки через торпедные аппараты с торпедной палубы первого отсека.

В каждом отсеке (который в случае аварии может быть герметично изолирован) есть запасы еды и воды, батареи для регенерации воздуха.

«Мозг» корабля — центральный пост. Он расположен на верхней палубе второго отсека. Под ним — рубки радиста и штурмана. Именно через второй отсек проходят все выдвижные устройства, например перископ. А нужен ли он в наше время? Не отпала ли в нем необходимость при наличии современной гидроакустической и радиолокационной аппаратуры и прочих систем наблюдения за окружающим пространством?

«Нет, — отвечает Сергей Олейников, — перископ никогда не потеряет свою актуальность. Технические средства наблюдения и обнаружения подвержены разным воздействиям — например, средствами РЭБ. А видимый диапазон ими не затрагивается. Кроме того, информация от локаторов — это только отметки на экране, зачастую они малоинформативны. А взгляд в перископ сразу позволяет оценить тип корабля, его водоизмещение, курс, скорость. И все это по отметкам перископа, оперативно, без сложных расчетов».

Отсеки подводной лодки разделяются люками. В случае чрезвычайной ситуации они будут задраены и создадут герметичный заслон между отсеками.

Капитан 2-го ранга Сергей Олейников, командир подводной лодки «Выборг»: «Габариты «Выборга» позволяют подводной лодке оставаться малошумным и малозаметным кораблем. Она может бороться с надводными и подводными кораблями противника, осуществлять минные постановки, высаживать разведгруппы».

Скорость (надводная): 10 узлов
Скорость (подводная): 17−19 узлов
Рабочая глубина погружения: 240 м
Предельная глубина погружения: 350 м
Автономность плавания: 45 суток
Экипаж: 57 человек
Водоизмещение надводное: 2300 т
Водоизмещение подводное: 3040 т
Длина наибольшая: 72,6 м
Ширина корпуса наибольшая: 9,9 м
Средняя осадка: 6,2 м
Родом из Питера

Подводная лодка «Выборг» относится к проекту 877 «Палтус». Первоначально предполагалось, что часть этих кораблей будет поставляться в страны Варшавского договора, поэтому проект получил неофициальное название «Варшавянка». В наши дни «Варшавянками» называют подводные лодки проекта 636 — модернизацию «Палтуса». Лодки проекта 877, относящиеся к третьему поколению, были разработаны ленинградским КБ «Рубин» под руководством Ю.Н. Кормильцина. Первые лодки типа «Палтус» (в том числе Б-227 «Выборг») выпускались в Комсомольске-на-Амуре, затем производство перенесли в Ленинград и Горький. Лодки этого типа имеют традиционную для советского подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Корабль разделен на шесть отсеков, на верхней палубе первого отсека размещается торпедное вооружение. В состав вооружения входят шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В надводном положении мог использоваться оборонительный ЗРК «Стрела-3».

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Морская «Черная дыра»: подлодка «Варшавянка» за 60 секунд

Подводная лодка типа «Варшавянка», объединяющая проекты 877 и 636, является основным классом неатомных подводных лодок, производимых в России. Эти лодки были разработаны в конце 70-х годов прошлого столетия. Изначально предполагалось, что их будут строить и экспортировать в страны Варшавского договора в больших количествах. Поэтому проект 877 «Палтус», трансформировавшийся в дальнейшем в проект 636, стал носить название «Варшавянка».

История создания

Строительство лодок этого класса было обусловлено возросшими возможностями гидроакустических средств, что привело к достаточно легкому обнаружению субмарин в подводном положении по их акустическому полю. И перед советскими конструкторами была поставлена задача при проектировании нового (третьего) поколения дизельной ПЛ первостепенное внимание акцентировать на снижении их шумности. Лодка должна была гарантированно выигрывать дуэльную ситуацию у любого другого подводного корабля аналогичного класса за счет малошумности, дальности средств обнаружения, быстродействия и мощности оружия.

Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в форме дирижабля с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и минимумом забортных отверстий. Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность за счет ухудшения мореходности в надводном положении.

Головная лодка проекта 877, вступившая в строй в 1982 году, была построена на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Все последующие выпускались со стапелей судостроительных заводов Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Этот класс дизель-электрических ПЛ считается весьма удачным, поэтому их строительство с рядом усовершенствований продолжается до сих пор. При этом «Варшавянки» стоят на вооружении не только российского ВМФ, но и ряда зарубежных флотов (КНР, Вьетнам, Алжир).

Подводные лодки модифицированного 636-го проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Помимо минно-торпедного вооружения (шесть носовых торпедных аппаратов с боекомплектом 18 торпед или 24 мины), «Варшавянки» имеют собственные средства ПВО. Они включают переносной зенитно-ракетный комплекс«Стрела-3» либо «Игла», вооруженные управляемыми ракетами класса «поверхность – воздух». На ходовом мостике оборудован специальный герметичный кранец для ПЗРК. Главным ударным оружием являются крылатые ракеты «Калибр-ПЛ», которые выстреливаются из торпедного аппарата. Именно такими ракетами стреляла по боевикам группировки ИГИЛ (запрещена в России) на территории Сирии подводная лодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону».

«Варшавянки» – самые малошумные российские субмарины. Это объясняется отсутствием как шумных агрегатов и мощных насосов, характерных для атомных ПЛ, так и шумных двигателей надводного хода на «дизелях». Уменьшение шумности агрегатов дополнено обтекаемой формой и гидроакустическим покрытием корпуса. За свою высокую скрытность лодка типа «Варшавянка» получила на Западе и за океаном уважительное прозвище «Черная дыра».

Интересная конструктивная особенность лодки связана с тем, что главный вал вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Мало того, что твердость этого дерева сравнима с металлом, естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет использовать данную технологию в течение 20 лет.

Интересные факты

«Варшавянка» – одна из самых бесшумных подлодок в мире, что достигается благодаря электрическому двигателю и особой конструкции корпуса. В НАТО из-за этого получила название «Черная дыра».

Способна производить подзарядку аккумуляторов без всплытия, что позволяет ей проходить под водой до 12 тыс. км.

Крылатые ракеты «Калибр» позволяют подлодке незаметно подкрадываться к цели и уничтожать ее на расстоянии до 500 км.

Главный вал вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет использовать данную технологию в течение 20 лет.

Характеристики

Длина лодки – 74 м, ширина – 10 м; скорость хода (надводная) – 17 узлов, подводная – 20 узлов; предельная глубина погружения – 300 м, подводное водоизмещение – около четырех тысяч тонн; экипаж – немногим более 50 человек.

«Чёрная дыра», которой боится НАТО, оказалась российской подлодкой

В отличие от военно-морских сил США, которые полностью сделали ставку на атомные двигатели, Россия держит как дизельные, так и атомные подводные лодки.

Подводные лодки этой мощной военной державы, занявшей большую часть Евразии, расположились гораздо ближе к местам «движухи», чем американские. Атомные подлодки Россия использует для продолжительного патрулирования открытого океана, а для конфликтов в Европе, на Ближнем Востоке и в ближнем зарубежье вполне достаточно ее дизельного флота, пишет американское издание The National Interest.

Основу российского неатомного флота составляют подлодки «Проекта 877» («Палтус»), которые НАТО и Запад называют подлодками класса Кило.

ВМС США дали им прозвище «чёрная дыра», потому что усовершенствованные модели «Палтусов» очень незаметны.

Эти подлодки более или менее непрерывно производились в течение 30 лет, что свидетельствует об их эффективности на море.

Изначально подводные лодки класса Кило создавались для обслуживания военно-морских сил стран Варшавского договора, на смену старым лодкам класса «Виски» («Проект 613», — прим. перев.) и «Фокстрот» («Проект 641», — прим. перев.). Длина подлодки всего 238 футов (примерно 73 метра), ширина — 32 фута (примерно 10 метров), подводное водоизмещение — 3 076 тонн. Экипаж ее состоит всего из 12 офицеров и 41 рядовых, а также может 45 дней обходиться без пополнения запасов.

Читать еще:  Российские вертолеты в Сирии

Эти лодки снабжены двумя дизельными генераторами и электрическим приводом, что обеспечивает им достаточно мощности для того, чтобы двигаться со скоростью 10 узлов на поверхности и 17 узлов под водой. Они небыстрые. Дальность действия у них от 6000 до 7500 морских миль, а значит, они могут из штаба российского Северного флота пропатрулировать тысячу морских миль, а затем отправиться к Кубе.

Особенно глубоко нырять они тоже не могут. По информации книги «Боевые корабли мира», подлодки класса Кило могут погружаться максимум на 984 фута (350 метров). Эти лодки особенно хорошо работают на мелководье, так как пара туннельных винтов, работающих от низкоскоростных двигателей, позволяют им действовать ближе к морскому дну.

kilo636_08.jpg

В этих подводных лодках использовано множество шумозаглушающих технологий. Описания гласят, что ее корпус имеет форму, приблизительно напоминающую каплю, что сильно снижает сопротивляемость воды при движении по сравнению с более старыми моделями времен Второй мировой войны.

Энергетическая установка изолирована резиновой основой и потому не касается корпуса, что препятствует превращению вибраций в шумы, которые могут быть слышны за пределами лодки.

У подлодки безэховое покрытие, не дающее шумам отражаться от нее, которое иногда на фотографиях придает субмарине тяжеловесный вид. Система регенерации воздуха может снабжать экипаж кислородом до 260 часов, а это значит, что подлодка может находиться под водой почти две недели.

Сенсорное оборудование состоит из гидроакустического комплекса МГК-400 «Рубикон» (по классификации НАТО: Shark Gill — «Акульи жабры»), обнаруживающего шумы низкочастотного и звукового диапазона, а также радиопеленгатора с пассивной антенной решеткой на корпусе. Также эти подлодки оснащены высокочастотным радаром МГ519 «Маус Роар» (MG519 Mouse Roar) для того, чтобы классифицировать цели и избегать мин. Для обычной навигации на поверхности моря у подлодок класса Кило есть радар МРК-50 «Альбатрос».

Наконец, у этих подлодок есть шесть торпедных труб стандартного 533-миллимитрового диаметра, которые изначально были сконструированы для перевозки самонаводящихся торпед и 18-ти противолодочных ракет комплекса «Вьюга» (SS-N-15A Starfish по классификации НАТО).

На последних выпущенных лодках этого класса, две из торпедных труб способны выпускать дистанционно управляемые торпеды. Также уникальной особенностью этого класса стало наличие места, где может разместиться моряк с переносным зенитным ракетным комплексом «Игла», предназначенным для поражения низколетящих воздушных целей.

У Советского Союза в ходу было 24 подводные лодки класса Кило, 11 из которых до сих пор используются Россией. Одну продали Польше, и она до сих пор рабочем состоянии, другая, проданная Румынии, уже вышла из строя. Десять были проданы в Индию: девять их них еще используются, а одна загорелась и утонула в августе 2013 года. Три подлодки этого класса есть у Ирана и две — у Алжира. Китай купил две такие лодки после окончания холодной войны.

Эти подводные лодки стали одними из первых военных кораблей, которые Россия начала строить после распада СССР.

Усовершенствованная версия подлодок класса Кило, известная под названием «Проект 636.3» или «Варшавянка» (по классификации НАТО — «Improved Kilo»), была разработана, чтобы обновить флагманские подводные силы России и получить твердую валюту от экспорта.

«Проект 636.3» по сравнению с предыдущей версией был усовершенствован по всем параметрам. Размеры субмарины остались практически теми же, а вот изгиб корпуса был изменен с целью улучшения его гидродинамических свойств. Она стала еще более бесшумной благодаря лучшей изоляции механизмов, часть из которых была перенесена в другие места лодки, где они производят меньше шума.

Кроме того, по сравнению с предыдущими версиями на 25% увеличился радиус действия подлодки. Большая часть сонарных систем, однако, осталась той же, что и в оригинальной версии класса Кило.

Одним из основных улучшений подлодок «Проекта 636.3» стало то, что появилась возможность запускать с них крылатые ракеты «Калибр», которые получили экспортное название «Клуб». Это универсальный класс ракет с наземной, противокорабельной и противолодочной версиями. В декабре 2016 года российская подлодка «Ростов-на-Дону» выпустила ракеты «Калибр» против наземных целей ИГИЛ.

Китайская Народная Республика стала одним из первых покупателей подлодок «Проекта 636.3», приобретя десять штук в 1990-е годы.

Они, по-видимому, были поделены между Восточным и Южным флотами. Другим покупателем стал Алжир, купивший две обновленные подлодки класса Кило в дополнение к паре оригинальных.

Вьетнам купил шесть подлодок «Проекта 636.3», из которых поставлено пока пять, чтобы блокировать своего традиционного врага — Китай.

У этих стран долгая история обоюдной враждебности, подпитываемой сейчас тем, что Китай добывает нефть в исключительной экономической зоне, права на которую оспариваются Вьетнамом, а также конфликтующими претензиями в Южно-Китайском море. Свои шесть лодок Вьетнам приобрел примерно за 1,8 миллиардов долларов — это весомая сделка.

Наконец, Россия заказала шесть таких подводных лодок, чтобы укрепить собственный подводный флот. Последняя из них, субмарина «Колпино» в феврале вышла с Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге. «Колпино» будет служить в Черноморском флоте, где сможет осуществлять дальнейшие удары крылатыми ракетами по целям ИГИЛ*. Россия, по-видимому, приостановила дальнейшие закупки подлодок класса Кило, стремясь перейти на класс «Лада».

Класс Кило оказался очень успешным как в техническом, так и в экспортном отношении. Подводная лодка, которая была чем-то второстепенным для советских союзников, в глазах НАТО стала легендой. За 33 года было создано 53 субмарины, которые часто обеспечивали российским верфям жизненно важную работу, позволяя продолжать функционировать в голодные годы после окончания холодной войны. В дополнение к российским действиям против ИГИЛ, на фоне растущего напряжения в Южно-Китайском море, возможно, мы увидим подлодки Кило в действии и в азиатских водах.

*Запрещенная в РФ террористическая организация.

«Черная дыра»: три месяца весь флот НАТО за одной русской подлодкой гонялся

Как накануне рассказало немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung, в этом году произошло малоосвещаемое, но очень интересное событие — весь средиземноморский флот НАТО с мая по август гонялся всего за одной электродизельной подводной лодкой «Краснодар», которую прозвали «Черной дырой».

«В конце мая, после четырех недель плавания “Краснодар” прибыл к ливийскому побережью. Потом он впервые погрузился в воду. Когда он снова всплыл через два дня, он выпустил две крылатые ракеты в сторону Сирии. По данным российского министерства обороны, были уничтожены позиции (ТОЗР) “Исламского государства” вблизи Пальмиры. Обычное плавание неожиданно превратилось в боевую операцию — по крайней мере, так показалось НАТО. Так началась игра в кошки-мышки, как во времена холодной войны. В последующие недели альянс преследовал “Краснодар” всеми средствами, которые имелись в его распоряжении. Подводную лодку неоднократно окружали. А она еще раз накрыла цели ИГИЛ и лишь в начале августа вошла в Черное море», — начинают немцы свой увлекательный рассказ под названием «Игра в кошки-мышки, как во времена холодной войны».

Что стоит отметить: решительно непонятно, что вызвало такую реакцию НАТО — Россия помогала Сирии в войне против террористов уже два года, «Калибры» тоже не были чем-то новым на тот момент, но вот НАТО бросает все и начинает гоняться за нашей подлодкой. Окружает ее, пытается выдавить из региона и не дать обстреливать боевиков, с которыми оно как бы тоже воюет. Тут напрашивается вопрос из старого анекдота про охотников: партнеры, «а вы вообще, чьи друзья — наши или медведя», в данном случае ТОЗР ИГИЛ?

Впрочем, дальше германское издание объясняет более ценную важность поимки русской лодки, чем разгром каких-то террористов.

«Насколько тщательно альянс следил за “Краснодаром” и как часто терял его из вида, является военной тайной. Однако для многих военных чинов это преследование стало решающим событием. Оно продемонстрировало им, насколько мощным стал российский подводный флот и как быстро они сами подошли к пределу своих возможностей. Не только в Средиземном море, но и в Атлантике. С тех пор ведущие представители НАТО неоднократно предостерегающе указывали на это, а теперь впервые сделал заявление и генеральный секретарь Йенс Столтенберг. “После окончания холодной войны НАТО сократила свои возможности действий на море, особенно, что касается борьбы с подводными лодками. Мы проводили меньше учений и утратили свои навыки”, — сказал Столтенберг в беседе с корреспондентами газет Frankfurter Allgemeine Zeitung, Washington Post и Financial Times. Теперь мы видим, как Россия вновь оснащает свои военно-морские силы. С 2014 года ее флот увеличился на тринадцать подводных лодок. “Активность российских подводных лодок находится на самом высоком уровне со времен холодной войны”, — отметил Столтенберг.

Читать еще:  Русский «Терминатор» показал себя в Сирии.

“Краснодар” — одно из новых судов. Его причисляют к классу Кило: это корабли с электродизельными двигателями 80-х годов. Однако русские создали на основе старой платформы значительно улучшенную модель. Так, например, двигатель издает меньше шума, а корпус покрыт слоем, который создает эффект стеллс. Если судно плывет на батареях, что благодаря новым мощным аккумуляторам, позволяет плавать от двух до трех дней, то его очень трудно запеленговать. Поэтому в НАТО назвали эту подводную лодку “Черной дырой”.

Наряду с торпедами она может выпустить четыре крылатых ракеты. Эта новая система оружия называется “Калибр”, она поражает цели на расстоянии до 2 200 километров. В сирийской войне ее неоднократно использовали, причем НАТО считает эту систему очень точной. “Русские могут сейчас не только поразить все суда альянса. Теперь, в случае конфликта, более высокому риску подвержены также наши порты и аэродромы на суше”, — предостерегает один высокопоставленный военный. Кроме того, крылатые ракеты могут быть оснащены также атомными боеголовками», — сообщают немецкие журналисты.

Из сказанного видно, что появление неуловимой русской подлодки с «Калибрами» на борту попросту напугало флот Альянса — всего одно движение руки, и под их ударами исчезают не только прославленные американские авианосцы, но и наземные цели. А Путину тогда как угрожать: ВСУ и полтора литовца против «Калибров» — как-то слабовато?

Однако вернемся к рассказу, как все НАТО ловило «Черную дыру».

«Для НАТО создалась новая обстановка. “Мы имеет право знать, что происходит в наших водах”, — говорит контр-адмирал Эндрю Леннон. Этот американец командует подводными лодками альянса и отвечает также за оборону от враждебных подводных лодок. В мирное время это означает: за каждым чужим кораблем осуществляется наблюдение, как только он приближается к союзникам. Это требует огромных затрат. Лишь в преследовании “Краснодара” участвовали этим летом несколько фрегатов и эсминцев, дальние разведчики морской авиации и эскадрилья военных вертолетов. К счастью для альянса, у американцев именно в то время в Средиземном море находился гигантский авианосец, который был оснащен для этого. В большинстве государств-членов НАТО подобные действия вышли из моды, даже у классических морских держав. Например, у британцев уже давно нет самолетов, с помощью которых они могли бы следить за подводными лодками и преследовать их. Это неоднократно ставило их в затруднительное положение. Перед шотландским побережьем затаились российские подводные лодки, чтобы преследовать британские подводные лодки, оснащенные ядерным оружием. При этом речь шла не только о том, чтобы наблюдать за ними, но и о том, чтобы зафиксировать их “акустическую подпись”. Тот, кто ее знает, может позднее быстрее идентифицировать судно. Из-за нехватки собственных самолетов королевские ВВС были вынуждены запросить поддержку с воздуха из Франции, Норвегии, Канады и США с тем, чтобы выгнать русских. Последний случай произошел буквально два месяца назад. Лишь с 2019 года Лондон будет снова обладать своими собственными самолетами, которые будут производиться в Америке. Другие государства-члены НАТО, в том числе Германия и Франция, хотят совместно разработать свою собственную модель, а это потребует еще больше времени.

Насколько сильно изменилась обстановка лишь за последние двадцать лет, свидетельствует также и статистика. В начале 90-х годов альянс обладал еще 100 фрегатами. Сегодня осталась лишь половина, и только часть из них оснащена для охоты за подводными лодками. Похожая картина и с самими подводными лодками: из имевшихся когда-то 145 судов, использовавших обычное вооружение, осталось лишь 84. Две трети из них принадлежат американцам, они часто используются в Тихом океане. Для сравнения: у русских имеется 49 таких подводных лодок, и они прилежно строят новые.

Генеральный секретарь Столтенберг формулирует это следующим образом: “Мы являемся трансатлантическим альянсом и поэтому должны быть в состоянии перебрасывать через Атлантический океан войска и вооружение. Для этого нам нужны надежные и открытые морские пути”. Во время холодной войны на это тратились большие средства. Американцы разместили в Германии 300 тысяч солдат. А на случай угрозы существовал девиз: передислоцировать десять дивизий за десять дней — подкрепление в размере 150 000 тысяч солдат. Сегодня военным стратегам это кажется сказкой из давних времен. Они бы радовались, если бы смогли быстро передислоцировать через Атлантический океан одну или две дивизии. Ведь только так можно было бы защитить Прибалтику от российского вторжения. Размещенные там до сих пор военные подразделения — по тысяче человек в каждой стране — годятся лишь для устрашения», — повествуют германские журналисты. Снова непонятно, зачем нам надо обязательно захватывать месторождение шпрот, зато становится ясно, из-за за чего столько нервов. Европейцы слишком увлеклись гей-парадами, пока русские прилежно строили лодки. Теперь вот лето красное пропело, захотелось сразу и русских победить, и Асада свергнуть, а оказалось нечем. Причем, как они рассказывают, история «Черной дыры»-«Краснодара» далеко не единственная — на две наши лодки тоже пришлось собирать чуть не все НАТО, а их 49. Стоит согласиться, у НАТО есть повод комплекcовать.

«Поэтому в штаб-квартире НАТО снова занимаются планированием на случай крупного конфликта с Москвой. Министры обороны в принципе договорились о том, чтобы создать два новых подразделения. Одно из них должно быстрее доставлять в Европу войска и материальное обеспечение. Вероятно, оно возникнет в месте нахождения американского атлантического флота в Норфолке штата Вирджиния. Другое должно организовывать быструю и безупречную передислокацию в Европе. На эту роль претендует Германия. Решение об этом будет принято до саммита НАТО в июне. От российских подводных лодок должны быть защищены не только морские пути. С точки зрения альянса, речь идет также о подводных кабелях, по которым осуществляется 97% всего международного электронного обмена. Они жизненно важны для глобальной экономики, и это делает их привлекательными целями. Особенно два российских судна постоянно обращают на себя внимание: одно судно для исследования морского дна и одна атомная подводная лодка, переделанная для этой цели. Оба судна оснащены минисубмаринами. Они способны не только вывести из строя кабели на большой глубине, но и считывать электронные данные — это то, что Америка может делать с 70-х годов.

Одно, по крайней мере, звучит успокаивающе: “Русские действуют профессионально. До сих пор мы не наблюдали никаких опасных маневров российских судов или подводных лодок”. Однако, возможно, альянс просто мало знает о том, что происходит под водой», — подводит итог Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Даже опуская, зачем нашим исследовательским судам грызть кабели НАТО — вероятно, из «природной вредности» — остановимся на цели гонки за «Черной дырой»: пока наши воевали с террористами, НАТО отрабатывало сценарий Третьей мировой, пусть и окончившийся неудачей. Более того, истерика как раз и была связана с тем, что подлодки с «Калибрами» на корню рушат такой красивый план заново отработать переброску в Европу сотен тысяч американских солдат.

Притом, знает Альянс, что происходит у нас под водой или нет, а Россия теперь знает точно, что ей уготовлено. Не потому ли наш президент и заговорил о мобилизации экономики? Впрочем, как видно на примере КНДР, пока у нас есть чем ответить, опасность вторжения минимальная. А учения «Запад 2017» и гонка за «Черной дырой», которая не только оставила флот НАТО с носом, но и блестяще выполнила боевую задачу, показали: ответить нам есть более чем.

И мы будем готовить ответы и далее, если, конечно, снова не променяем страну на колбасу. Вот тогда — да, финал у нас будет более чем печальным.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: