96 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фокке вульф 189: focke wulf fw uhu (рама), тактико-технические характеристики (ттх) немецкого самолёта – разведчика

Самолет-разведчик Фокке-Вульф FW-189 (Германия)

История создания самолета-разведчика Фокке-Вульф FW-189

Проектирование разведывательного самолета Фокке-Вульф FW-189 началось в феврале 1937 года, с объявлением Техническим департаментом министерства авиации Германии конкурса, участие в котором приняли фирмы «Арадо», «Гамбургер» и «Фокке-Вульф». Самолет-разведчик должен был иметь экипаж из трёх человек, круговой сектор обстрела и по характеристикам превосходить аналогичные самолеты уже имеющиеся в наличии.

От «Фокке-Вульф» работы возглавил конструктор Э.Козел, под общим руководством К.Танка. Им была выбрана весьма необычная схема конструкции — двухмоторный двухбалочный самолёт с центральной гондолой экипажа. В конце июля 1938 года прототип FW.189V1 поднял в небо сам К.Танк. Сравнительные испытания Ar.198, Ha.141 (или BV.141) и FW.189 показали преимущество последнего. В конце 1938 года он был запущен в серийное производство.

Немецкий самолет-разведчик Фокке-Вульф FW-189

Конструкция «Фокке-Вульф»-189 на момент вступления в строй была почти идеальной: самолёт выдерживал значительно количество попаданий пуль и осколков снарядов, при выходе из строя одного мотора самолёт мог продолжать полёт на одном. В нескольких случаях самолёты возвращались на базу даже после таранного удара, потеряв часть вертикального оперения. При этом самолет был достаточно маневренным и хорошо защищенным, что позволяло ему легко уходить от атак истребителей, на начальном периоде войны. Впрочем, уже довольно скоро, бить злополучную «раму» (так называли Fw-189 за характерный внешний вид), научились даже штурмовики типа Ил-2 — к середине войны разведчик устарел и использовался по прямому назначению редко.

Серийное производство FW-189 осуществлялось на заводах «Фокке-Вульф» в Бремене, «Аэро» и ЧКД в Праге (Чехословакия), «Бреге» и SNCASO в Бордо (Франция). С 1943 года всё производство было сосредоточено во Франции. Всего в 1939-1944 годах изготовлено 864 самолёта FW-189 всех модификаций.

Конструкция самолета-разведчика Фокке-Вульф FW-189

Разведывательный самолет FW-189 это двухбалочный цельнометаллический низкоплан с трёхлонжеронным крылом (обшивка работающая) с прямоугольным центропланом и кабиной экипажа размещенной по середине. Главный и задний лонжероны проходили через гондолу. Сужающиеся консоли крепились к центроплану болтами по контуру от переднего до главного лонжерона.

Чертеж самолета-разведчика Фокке-Вульф FW-189

Управляемые электрически обшитые тканью щелевые закрылки занимали всю заднюю кромку консоли до элерона, а также весь центроплан. Взаимозаменяемые хвостовые балки заканчивались килями с работающей обшивкой. Между ними размещался стабилизатор. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Разведывательное оборудование состояло из автоматических и ручных фотокамер различных типов. Для связи с землёй служила радиостанция FuG-17.

Модификации самолета-разведчика Фокке-Вульф FW-189

  • FW.189V1 — первый прототип. Оснащался предсерийными двигателями Аргус As.410 мощностью по 430 л.с. Первый полёт в июле 1938 года. После завершения заводских испытаний использовался для экспериментов с различным специальным оборудованием.
  • FW.189V1b — прототип штурмовика. Отличался двухместной бронированной кабиной экипажа. Переоборудован из FW.189V весной 1939 года.
  • FW.189V2 — второй прототип. Отличался наличием вооружения. Первый полёт в августе 1938 года.
  • FW.189V3 — третий прототип. Отличался серийными («стандартными») двигателями Аргус As.410 с винтами изменяемого шага. Вооружение отсутствовало. Первый полёт в сентябре 1938 года.
  • FW.189V4 — эталон для FW.189A. Изготовлен в конце 1938 года.
  • FW.189V5 — прототип учебного самолёта FW.189B. Отличался 5-местной кабиной с двойным управлением, отсутствием вооружения. Первый полёт в начале 1939 года.
  • FW.189V6 — прототип штурмовика FW.189C. Отличался бронированной кабиной, двигателями Аs.410A-1, новым шасси с двойными стойками. Вооружение состояло из 2 пушек МG-FF, 4 крыльевых пулемётов МG-17 и 2 пулемётов MG-81 в подвижной установке. Изготовлен в 1940 году.
  • FW.189V7 — прототип морского учебного FW.189D. Отличался поплавковым шасси. Изготовление началось в 1938 году, но не закончено.

Думаю понятно, почему FW-189 в СССР называли «рама»?

Военная авиация

Это – Мобильная версия сайта про самолеты военной авиации. Если у Вас есть возможность, то обязательно посетите основной сайт pro-samolet.ru для компьютеров и ноутбуков.

Тактический разведчик и корректировщик Focke-Wulf Fw 189 Uhu

Летающий глаз вермахта.

Основным тактическим разведчиком люфтваффе в 30-е годы был двухместный грузный подкосный моноплан-парасоль Хейнкель Не-46. Разведчики были достаточно медлительными, слабо вооруженными самолетами, фактически они устарели уже в момент поступления в строевые подразделения. Приход к власти в Германии национал-социалистов стимулировал решительную модернизации вооруженных сил страны в целом и разведывательной авиации в частности. В 1935 году в качестве разведчика фирма Хеншель предложила люфтваффе свою новую конструкцию – самолет Hs-122, имевший облагороженные аэродинамический формы и металлический каркас планера; Hs-122 оснащался двигателем BMW “Брамо” Sh-22 мощностью 580-660 л.с.

Очередным шагом вперед в развитии концепции тактического разведчика стал Hs-126, оснащенный радиальным двигателем BMW “Брамо” 323 мощностью 830 л.с. Самолет Hs-126 развивал на уровне моря с полной нагрузкой скорость 335 км/ч – на 60-70 км/ч больше, чем Hs-122.

Технический департамент министерства авиации в феврале 1937 года объявило конкурс и выпустило спецификацию на скоростной разведывательный самолет с усиленным вооружением. Требованиями к разведчику оговаривалась значительная дальность полета, наличие экипажа из трех человек, возможность брать бомбы общей массой 200 кг. Суммарная мощность силовой установки – не мене 900 л.с.

Руководитель расположенного в Бремени конструкторского бюро фирмы “Фокке- Вульф” инженер Курт Танк остановил свой выбор на схеме самолета с двумя двигателями относительно небольшой мощности. Kypт Танк также выбрал достаточно необычную компоновочную схему: двухбалочный свободнонесщий моноплан с центральной гондолой, в которой находилась кабина экипажа. Подобной размещение экипажа обеспечивало прекрасный круговой обзор из кабины и большие углы обстрела оборонительного вооружения.

Цельнометаллический разведчик Fw-189 считается одним из самых технически совершенных самолетов в своем классе. В конце апреля 1937 года RLM подписало контракт с фирмами “Арадо” и “Фокке-Вульф” на полномасштабное проектирование и постройку тpex прототипов (Vеrsuchsmuster) каждого типа.

Концепция самолета Fw-189 стала большим сюрпризом для RLM. Непосредственное проектирование самолета возглавлял дипломированный инженер И. Косел, разработка аванпроекта велась в бригаде общих видов, которую возглавлял доктор Йозеф Мюллер, за технологию производства отвечал директор фирмы Ганс Шуберт, за установку вооружения и летные испытания – инженер Готтшалк. В качестве двигателей были выбраны 12-цилиндровые двухрядные моторы воздушного охлаждения Аргус As-410 мощностью по 430 л.с. Отдельная гондола экипажа сулила большие возможности по “клонированию” модификаций различного назначения путем простой замены этой самой гондолы.

Читать еще:  Пневматический страйкбольный пистолет kwc tt-33: технические характеристики, устройство, разборка, фото и видео

В июле 1938 года, через 15 месяцев после получения задания на проектирование, главный конструктор и главный летчик-испытатель фирмы “Фокке-Вульф” Курт Танк поднял первый прототип Fw-189V-1 (V – Versuchsmuster, экспериментальный) в воздух, самолет имел гражданскую регистрацию D-OPVN. Двигатели предсерийных самолетов имели двухлопастные деревянные воздушные винты. Винты имели фиксированный шаг, из-за чего эффективность силовой установки значительно падала. С месячным интервалом взлетел второй прототип Fw-189V-2 (D-OPHD), за ним последовал в сентябре Fw-189V-3 (W.Nr. 1999,D-ORM11, позже регистрация изменена на военную GJ + RT). Прототипы полностью оправдали возлагаемые на самолет надежды, вскоре самолет получил собственное имя “Оул” (сова), которое в серийном производстве заменили на “Уху” (филин).

На втором прототипе было установлено оборонительное вооружение – пулеметы MG-15 калибра 7,92 мм, огонь из двух пулеметов вел радист, который также выполнял функции бомбардира. Еще одним пулеметом, смонтированном в задней конической турели управлял стрелок-бортмеханик. В центроплане монтировалось два неподвижных пулемета MG-17, огонь из которых вел командир; эти пулеметы предназначались, главным образом, для поражения наземных целей. Бомбовая нагрузка – четыре 50- кг бомбы – подвешивалась на четыре бомбодержателя ЕТС-50, которые монтировались на нижних поверхностях плоскостей крыла между гондолой экипажа и балками фюзеляжа. Третий прототип не имел вооружения, зато на нем были установлены воздушные винты изменяемого шага. Эти винты поставлялись как единое целое с двигателями Аргус As-410, начиная с конца 1939 г., их легко идентифицировать по характерной крыльчатке на коке. Аналогичные моторы и винты применялись на учебно-тренировочном самолете Арадо Аr-96В.

Позже Fw-189V-1 переоборудовали в опытный штурмовик, который получился неудачным. После успешного завершения летных испытаний первых трех опытных самолетов, министерство авиации заказало постройку еще четырех прототипов в четырех вариантах: разведчика, штурмовика, учебного и морского учебно-тренировочного. Четвертый прототип Fw-189V-4 (D-ОСHО) положил начало небольшой серии разведчиков Fw-189A. Четвертый прототип закончили постройкой к концу 1938 года, он отличался от третьей опытной машины формой обтекателей воздухозаборников системы охлаждения двигателей. Вооружение Fw-189V-4 ограничивалось двумя пулеметами, один – в люковой установке (B-Stand), второй – на кормовой турели (H-Stand). Другими внешними отличительными признаками четвертого прототипа стали небольшие крылья на колесах основных опор шасси и хвостовое колесо увеличенного диаметра. После завершения заводских летных испытаний Fw-I89V-4 использовали для отработки специализированного оборудования военного назначения, в частности дымопостановочной аппаратуры S-125, устройств распыления химических реагентов оружия массового поражения.

Focke-Wulf FW-189 “Uhu” Разведчик-корректировщик

Техническое задание на новый самолёт-разведчик, призванный заменить Henschel Hs-126, Технический Департамент RLM выдал в феврале 1937 года. На конкурсной основе было представлено два проекта: Arado Ar-198 и двухбалочный Focke-Wulf FW-189. Несмотря на предвзятое мнение к самолётам двухбалочной схемы в апреле 1937 года был выдан заказ на постройку трех прототипов каждого самолёта.

Опытные образцы FW-189V-1, V-2 и V-3 поступили на испытания в период с июля по сентябрь 1938 года и успешно прошли все тесты. Это привело к дополнительному заказу ещё на 4 прототипа, причем FW-189V-5 стал эталоном для учебного варианта В-серии. Остальные самолёты рассматривались как тестовые экземпляры разведчиков-корректировщиков А-серии. Заказ на серийное производство FW-189A был размещен летом 1939 года, но командование Luftwaffe продолжало верить, что Hs-126 вполне отвечает текущим требованиям. Лишь с 1940 года началось поступление первых серийных самолётов в строевую эксплуатацию. В ходе серийного производства FW-189 не строился во множестве модификаций, широкое разнообразие типов не требовалось от фирмы Focke-Wulf. Полуофициально двухбалочный разведчик назвали “Uhu” («Филин»), хотя сам Курт Танк дал ему название “Eule” («Сова»).

FW-189V-1b – переделанный в штурмовик первый прототип. Самолёт оснащался полностью бронированной кабиной пилота и усиленным наступательное вооружением. Испытания показали разочаровывающие результаты и в конечном итоге самолёт фирмы Fpcke-Wulf проиграл в конкурсе Hs-129V-2;

FW-189A-0 – предсерийная модификация, построено 10 самолётов, 1939 г.;

FW-189A-1 – серийная модификация, также производившаяся на бывшем заводе фирмы Aero. Эталоном для А-серии послужил прототип FW-189V-4;

FW-189A-1/U2 – самолёт для перевозки высшего командного состава;

FW-189A-1/U3 – самолёт для перевозки высшего командного состава;

FW-189A-2 – модификация на основе А-1 со спаренными пулеметами MG-81Z, 1941 г.;

FW-189A-3 – модификация на основе А-1 с дубрированным управлением, 1942 г.;

FW-189A-4 – разведывательно-штурмовая модификация с двумя 20-мм пушками MG-FF в консолях крыла, 1943 г.;

FW-189B-0 – установочная серия 5-местного учебного варианта, построено 3 самолёта, 1939 г.;

FW-189B-1 – учебный вариант, построено 10 самолётов, 1939 г.;

FW-189C – штурмовой вариант, прототипом для которого являлся FW-189V-6. Серийное производство отменено в связи с началом постройки Hs-129A-0;

FW-189D – учебный вариант для морской авиации на поплавковом шасси. Прототипом для серии стал FW-189V-7, однако в конце 1938 года последовало решение прекратить все работы над это модификацией. Почти готовый планер частично использовался при сборке одного из В-0;

FW-189E-1 – модификация с 14-цилиндровыми радиальными двигателями Gnome-Rhone 14М-4/5. Проектирование проводилось фирмой SNCASO, но опытный самолёт был разбит при перегоне в Германию и работы по Е-серии не возобновлялись;

FW-189F-1 – модификация с двигателями Аs-411МА-1 мощностью 600 л.с. на высоте 700 метров. В течении 1944 года построено 22 самолёта;

FW-189G – модификация с двигателями Аs-402. Построен один самолёт. Производство G-серии не состоялось в связи с недоведенностью силовой установки.

Активная эксплуатация FW-189 начались с 1941 года на Восточном фронте, где этот самолёт заслужил хорошую репутацию. В Советском Союзе двухбалочный разведчик, за характерный внешний вид, получил название «Рама». Благодаря надежной конструкции FW-189 часто возвращались, получив повреждения, «не совместимые с жизнью» для других типов самолётов. Например, было отмечено несколько случаев, когда советские пилоты таранили «рамы», но те выдерживали удар и, потеряв часть крыла или хвостового оперения, смогли добраться до своего аэродрома.

Карьера «Uhu» в качестве ночного истребителя оказалась не столь успешной. Оснащенные радарами бывшие разведчики FW-189A-1 могли эффективно атаковать вражеские бомбардировщики крейсерская скорость которых не превышала 300 кмч (например «Wellington» или «Whitley»), поэтому попытки атак более скоростных и лучше вооруженных четрырехмоторных самолётов были в большинстве случаев неудачными.

Постройка самолётов FW-189 была завершена в 1944 году, когда превосходство в воздухе союзной авиации стало более чем очевидным и «рамы» стали нести чувствительные потери. Небольшое количество FW-189A-1 было поставлено Словакии, Болгарии и Румынии, а несколько FW-189A-2 продали Венгрии. Других официальных экспортных поставок не было.

Читать еще:  Подводная лодка Акула - проект 941, русская АПЛ типа Тайфун, какие размеры, ТТХ, длина, высота и экипаж

Д.Дональд «Боевые самолеты Люфтваффе». Астрель. 2002
С.В.Иванов «Фокке-Вулф Fw 189. «Летающий глаз» вермахта» («Война в воздухе» 18)
Axis History Forum: Id. german aircraft

Тактико-технические данные разведчика Focke-Wulf FW-189A-2 :

Длина – 12 м
Размах крыла – 18,4 м
Площадь крыла – 36,8 м.кв.
Высота — 3,1 м
Вес пустого – 2832 кг
Вес взлётный – 3955 кг
Скорость максимальная – 347 км/ч на высоте 2400 м
Скорость крейсерская – 323 км/ч
Дальность – 665 км
Потолок – 7300 м
Экипаж — 3 человека
Двигатель – два Аs-410А-1; 12-цилиндровые воздушного охлаждения, мощностью 465 л.с .на взлете и 415 л.с. на высоте 2400 метров
Вооружение — два 7,9-мм пулемета МG-17 в корне крыла, по одному 7,9-мм спаренному пулемету МG-81z в верхней и хвостовой подвижных установках
Бомбовая нагрузка — четыре 50-кг бомбы на держателях ЕТС-50/VIII

Вездесущий немецкий летающий глаз — Фокке-Вульф.189

Немецкий разведчик Фокке-Вульф.189 (FW.189), который, надо отметить, не с самого начала Второй Мировой войны поступил в состав Люфтваффе, оказался одним из самых удачных самолетов фашистской Германии. Его необыкновенная живучесть и уникальные конструкторские решения позволили очень эффективно выполнять поставленные задачи на всех фронтах, где его задействовали. Его боялись, так как полет разведчика-корректировщика над позициями зачастую предвещал скорый авиационный или артиллерийский удар.

Красноармейцы прозвали самолет «рамой» за его характерный внешний вид, а советские летчики-истребители невзлюбили FW.189 за то, что сбить его было невероятно сложно. Известно, что были случаи, когда Фокке-Вульф успешно сажали на землю даже после примененного против него воздушного тарана.

История создания FW.189

Свой жизненный путь Фокке-Вульф.189 начал в 1937 году. Тогда немецкое руководство дало задание нескольким производителям спроектировать новый самолет-разведчик, способный вести корректировку артиллерийского огня.

Армия гитлеровской Германии в те времена отличалась большой мощью. Такое превосходство достигалось за счет налаженной экономической составляющей, ведущих инженерных умов и продуманности каждого боевого действия.

Во многом, определяющую роль в успехе большинства военных операций играла надежно функционирующая разведка. Именно поэтому самолетам-разведчикам уделялось много времени и сил.

Едва только в разведывательные эскадрильи Люфтваффе поступил Хеншель HS.126A, как руководство дало задание проектировать новые машины.

Сразу три завода включились в реализацию нового задания: Arado, Focke-Wulf и немного позднее Hamburger Flugzeugbau. Военное руководство главным требованием видело заметное улучшение технических характеристик новых машин по сравнению с Хеншелем.

Продиктовано это было тем, что требовалось увеличить экипаж с двух до трех человек, чтобы новый разведчик мог выполнять больший спектр задач, в том числе и бомбардировку позиций противника. Еще одной важной задачей считалось достижение хорошего обзора для более эффективной разведывательной деятельности.

Фирма Arado не предложила никаких особенных новшеств. Да, их машина Ar.198 технически была лучше Хеншеля, но все так же являла собой одномоторный образец с неубирающимся шасси. За обшитую стеклом нижнюю часть фюзеляжа самолет получил прозвище «летающий аквариум».

Завод Hamburger Flugzeugbau произвел опытный образец машины Ha.141. Этот одномоторный самолет, наоборот, выглядел нетрадиционно. Он был ассиметричным, по левому борту располагалась остекленная кабина, справа — двигатель и хвостовое оперение. Производить такой самолет было сложно и с инженерной точки зрения, и с экономической.

Ожидаемо во время испытаний обе модели откровенно провалились, хотя Ha.141 позднее ограниченными партиями поставлялся в разведывательные части ВВС Германии.

Но на испытаниях заметно лучшим и более простым в производстве оказался предложенный инженерами К. Танком и Э. Козелом самолет-разведчик Focke-Wulf FW.189 «Uhu» (Uhu — по-немецки означает «филин», хотя в некоторых источниках он фигурирует как «сова»).

Надо сказать, что заметным плюсом этой машины являлось то, что на ее базе можно было создавать разные типы самолетов: разведчик-корректировщик огня, учебный вариант и даже легкий и манёвренный штурмовик.

Предпринимались попытки использовать Фокке-Вульф для пассажирских перевозок и для транспортировки грузов.

Схема самолета была не нова. Немного ранее подобные самолеты (истребитель Фоккер G.I., экспериментальные Г-37 и К-7) уже поднимались в воздух. Но инженеры предложили модель, которая оказалась проще в производстве, а также отличалась живучестью и плотной компоновкой.

Фокке-Вульф продемонстрировал машину, на которой имелись две мотогондолы, продолжающиеся до хвостовой части и соединяющиеся там горизонтальным оперением. В каждой мотогондоле предусматривалось место для двигателя, а также топливных и масляных баков.

Между двигателями и балками устанавливалась центральная гондола, в которой размещалась остеклённая кабина с оборудованием и вооружением, крепившаяся к лонжеронам центроплана.

Новая кабина обеспечивала очень широкий угол обзора для экипажа. Это позволяло вести максимально эффективную разведку, а также добавляло существенное преимущество самолету в борьбе с вражескими истребителями.

Подойти к FW.189 незамеченным было невозможно, а маневренность разведчика позволяла всегда держать атакующего противника в задней полусфере, которая защищалась кормовой огневой точкой.

Два двигателя располагались так удачно, что выход из строя одного из них позволял беспрепятственно дотянуть до аэродрома на другом, уцелевшем.

Известно о нескольких таких случаях.

Германия тянула с вводом в эксплуатацию новых FW.189, требовалось обучить экипажи, кроме того эффективность новых самолетов все еще была под вопросом. В 1941 году в первых боях на восточном фронте все еще использовались Хеншели.

Они не выполняли работу, и несли значительные потери, поэтому уже через несколько месяцев были заменены на разведчики компании Фокке-Вульф, которые затем долгое время с минимальными потерями, приносили разведданные о перемещениях советских вооруженных сил и дислокации отдельных подразделений.

Конструкция

Фокке-Вульф.189 был технологически совершенным самолетом того времени. При производстве машины использовались легкие сплавы металлов. Планер, хвостовое оперение, мотогондолы изготавливались из металла. Только рули и элероны обтягивались полотном, но это нисколько не мешало FW.189 оставаться очень живучей машиной.

Отличительной чертой разведчика была почти полностью остекленная кабина, в которой располагался экипаж.

Устроенная по принципу установки съемных панелей из плоского стекла, она обеспечивала достаточный обзор для разведки.

Кресло пилота сильно смещалось в левую сторону, так как по правую руку, чуть позади, предусматривалось место штурмана-радиста. Он мог вести сброс бомб на позиции противника с помощью оптического прицела.

Единственным минусом для штурмана являлось кресло без спинки, поэтому сидеть долго было довольно проблематично. Кроме того, при отбитии атак противника на штурмана-радиста возлагались функции стрелка, так как он мог вести огонь из верхней огневой точки самолета.

Читать еще:  МР 94, комбинированное охотничье ружье, модификации Север, Тайга и Экспресс, описание и характеристики, объект применение карабина

В задней части кабины на матрасе предусматривалось место для стрелка-бортмеханика. Он нес ответственность за защиту задней полусферы от атак вражеских истребителей.

Советские летчики научились эффективно бороться с FW.189, только когда поняли, что нужно вести огонь по кабине: стеклянные панели не могли должным образом защитить экипаж.

Уязвимее всего кабина была при атаке снизу.

Шасси самолета убирались сразу после взлета. Два передних колеса складывались гидросистемой и убирались в мотогондолы. Ниши шасси закрывались створками, для лучшей аэродинамики планера. Заднее колесо уходило влево и располагалось на горизонтальном оперении хвостовой части.

На самолеты ставились 12-цилиндровые V-образные двигатели марки Argus. Охлаждение воздушное, развиваемая мощность на взлете 465 лошадиных сил. В полете двигатели развивали мощность 380 лошадиных сил.

За каждым из двигателей предусматривались, защищённые противопожарными перегородками, масляные (по 19 литров) и топливные баки (по 220 литров).
Важнейшей характеристикой нового самолета-разведчика была возможность подниматься на большую высоту.

Заявленные цифры составляли 7300 метров, но при необходимости самолет поднимался до 8000 метров, поэтому кабина снабжалась кислородной системой. Баллоны с кислородом располагались в крыле за пулемётами.

  1. Пулеметы MG-15 калибра 7,92 мм в линзовых установках. Огневые точки располагались сверху центральной гондолы и сзади неё. Задняя полусфера защищалась особенно хорошо, поэтому лучшей оборонительной позицией можно было считать отворачивание самолета от лобовой атаки. В задней части кабины ставилась турель Икария, с наведением посредством электропривода, но прицеливание осуществлялось вручную.
  2. Два пулемета MG-17, под патрон 7,92 мм, устанавливались неподвижно в центроплане. Использовались они для поддержки сухопутных войск и в воздушном бою.
  3. Фокке-Вульф.189 мог нести 4 бомбы весом до 50 килограмм. Известно, что самолёт мог использоваться в качестве бомбардировщика, поэтому кроме бомб в специальные балочные держатели можно было поместить выливные приборы (например, для химической атаки) или контейнеры с дымовыми шашками. А также ФВ.190 мог нести две бомбы 100 кг калибра.

С FW.189-A2 оборонительное вооружение составляли более совершенные пулемётные спарки MG.81Z, они обладали большей скорострельностью, чем MG15 и значительно усилили обороноспособность корректировщика от атак истребителей.

FW.189 прежде всего разрабатывался для использования как разведчик и корректировщик. По этой причине в салоне центральной гондолы мог устанавливаться ряд фотографического оборудования для аэрофотосъемки: Rb 20/30, Rb 50/30. Rb 21/18 или Rb 15/8. Нередко один из членов экипажа работал ручными камерами Hk 17,5 или Hk 19.

Модификации «летающего глаза» и боевое применение

Для того времени самолет Фокке-Вульф.189 — был удачной моделью разведывательной авиации. Немцы соединили в одной машине много успешных решений, которые обеспечили высокую живучесть и эффективность разведчика.

Так, многие эксперты сходятся во мнении, что FW.189 обладал рядом уникальных преимуществ, сделавших его на голову выше конкурентов:

  • двухбалочная схема самолета позволила достичь хорошей обзорности и маневренности, кроме того ФВ.189 достаточно долго мог «висеть» над позициями;
  • развитое остекление обеспечило работу фотоаппаратуры и команды;
  • Фокке-Вульфы легки в сборке, и просты в эксплуатации и обслуживании;
  • FW.189 мог длительно барражировать над позициями противника, корректируя огонь артиллерии или фиксируя результаты авианалета;
  • FW.189 летал даже в сложных метеоусловиях, большая площадь остекления кабины помогала не терять ориентацию даже при низкой видимости.

Впрочем, уже к концу 1941 года было решено усилить первые модели самолета дополнительным вооружением. На фронт стали поступать серийные образцы FW.189 A-2. Они отличались пулеметами MG-81Z в задней части кабины.

На незначительно время в мае 1943 года эскадрилья самолетов-разведчиков была переброшена для отслеживания партизанских отрядов в глубоком тылу гитлеровских соединений. Стоит признать, что справлялись со своей задачей они очень хорошо.

Но вскоре они снова были переведены на восточный фронт. В Сталинградской битве они круглосуточно кружили над позициями советских войск и обеспечивали командование своевременными разведданными, корректировали огонь артиллерии и фиксировали результаты действий сухопутных подразделений и групп люфтваффе.

В первые годы Великой Отечественной войны немецкая авиация правила небом на восточном фронте.

Случаи потерь разведчиков FW.189 были единичными. Но к концу войны немецкое командование поняло очевидный факт: Фокке-Вульфы эффективны только при господстве в воздухе авиации прикрытия.

Когда советская сторона начала численно и качественно превосходить истребительные группы люфтваффе, потери разведчиков достигли ошеломляющих цифр. Известно, что в некоторых полках из десятков машин оставались единицы.

Для снижения потерь FW.189 освоил роль ночного самолета-разведчика. Для этого использовались специальная светочувствительная аппаратура и световые бомбы.

На Фокке-Вульф 189 можно было установить РЛС, этим и воспользовались для создания ночного истребителя, который мог эффективно действовать против знаменитых «ночных ведьм» – ночных бомбардировочных полках на легких бомбардировщиках ЛНБ-2(По-2), которые наносили ощутимый ущерб вермахту.

Но жизнь удачливого разведчика уже очевидно подходила к концу.

Истребители советской стороны расценивали Фокке-Вульфы, как цель номер один, поэтому бросали все силы на их уничтожение. Это послужило скорой смене FW.189 на новые самолеты.

След в истории

Фокке-Вульф 189 оказался настолько хорош, что прослужил долгую и плодотворную службу на всех фронтах. Последний самолёт этого типа сбит 8 мая 1945 года, в самом конце Второй Мировой.

Доказательством этому служит то, что сверхдержавы, втянутые в войну, отдавали много сил и средств для создания самолетов типа FW.189. Но, пожалуй, на тот момент никому, кроме немцев, не удалось создать настолько удачный разведчик и корректировщик огня.

Достаточно отметить, что роль разведчиков в ВВС стран союзников выполняли переоборудованные для этих целей массовые машины.

В СССР, например, при разведчиках 30-х, на момент войны не было специализированных корректировщиков-разведчиков.

В результате задачи корректировки решали Ил-2К, а задачи дальней разведки модификации серийных машин снабженных фотооборудованием, такие как Пе-2Р, Як-9Р, а также поставляемые по ленд-лизу спитфайры разведывательных модификаций. На западе сложилась такая же ситуация.

Так знаменитый писатель Экзюпери был сбит на разведывательной модификации самолета Р-38.

Понятно, что эти машины не могли в полной мере исполнять роль разведчика и корректировщика.

Это подчёркивает профессионализм немецких инженеров, которые создали машину, обладающую высокими эксплуатационными и боевыми характеристиками. Кроме того, «рама» послужила основой для разработки послевоенного разведчика СССР ОКБ Сухого, под названием Су-12.

Видео

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: