21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ИЛ 214, характеристики самолета, последние новости проекта, российско-индийский продукт, история создания и мнение экспертов

Ил-214 – будущее транспортной авиации или очередной провальный проект?

Ил-214 является совместным проектом российский и индийских авиаконструкторов. В 2001 году между Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК) и индийской компанией «HAL» было заключено соглашение на совместную разработку нового транспортного самолёта Ил-214 для замены устаревших транспортных самолётов производства СССР, которые на тот момент преобладали в авиапарке Индии.

Характеристики нового самолёта должны были значительно превосходить старые «транспортники» но, к сожалению, данный проект до сегодняшнего времени так и не реализован. Последние новости о развитии проекта Ил-214 не слишком радужные, хотя дело идёт к тому, что в ближайшие 10 лет данный самолёт всё же займёт своё место в авиапарках Индии и России.

Несколько слов о необходимости разработки Ил-214

В настоящее время на вооружении ВВС России состоят следующие транспортные самолёты:

  • Ан-12, который был выпущен в конце 50-х годов. Последний самолёт Ан-12 сошёл с конвейера в 1972 году;
  • Ан-72, которые производились с 1982 по 1993 годы;
  • Ан-26, которые производились с 1969 по 1986 годы.

В Индии транспортный авиапарк армии состоит из самолётов Ан-32, которые выпускаются до сих пор в Украине, хотя по своей сути, это модернизированная модель Ан-26. Индийские военные ещё в 2001 году были недовольны грузоподъёмностью Ан-32, и хотели заменить их на более тяжёлые самолёты, которыми должны были стать Ил-214.

В СССР вопрос обновления авиапарка транспортных самолётов остро стал ещё в конце 80-х годов. Именно в эти годы производство последней модификации Ан-12 было прекращено и производство было нацелено на постройку нового самолёта, которым должен был стать Ан-70. После распада СССР новый самолёт так и не смог войти в серию. Первый опытный образец совершил свой полёт в 1994 году, а всего самолётов данной модели было выпущено 2 штуки, последний из которых до сих пор находится на вооружении ВВС Украины.

Погоня за максимальной грузоподъёмностью Ан-70 (в итоге она составила целых 47 тонн) привела к тому, что цена самолёта стала настолько высокой, что закупка их для ВВС России стала нецелесообразной. Основной проблемой в данном случае служит то, что для перевозки войск не всегда нужен такой тяжёлый самолёт, тем более, что взлётно-посадочные полосы многих военных аэродромов просто не рассчитаны на такой вес.

Именно по этой причине основным в производстве Ил-214 должна была стать минимальная закупочная цена. Если закупочная цена будет в рамках 1-1,2 миллиарда рублей за самолёт, то только ВВС России сразу закупит больше 100 единиц самолётов.

История появления проекта Ил-214

История проекта Ил-214 началась в 2001 году, когда Индия и Россия подписали договор о сотрудничестве в области разработки Ил-214. Вот как проходило данное сотрудничество:

  • В 2006 году в надежде на скорейшее завершение проекта Ил-214 включили в государственную программу вооружений. По этой программе первые серийные Ил-214 должны были поступить на вооружение в 2015 году. Как сейчас стало ясно, данный прогноз не оправдался не только в 2015 году, но даже в 2017 году он весьма далёк от завершения;
  • В 2007 году в дополнительных соглашениях между российской и индийской стороной было указано, что первые испытательные полёты будут проведены уже в следующем году;
  • 2009 год показал, что самолёт, который не поднялся в воздух в 2008 году, не поднимется и в 2009;
  • В 2010 году было подписано очередное соглашение, согласно которому первый полёт Ил-214 будет совершён в 2017 году, а серийное производство развернётся в 2020 году. При этом было чётко оговорено, что сборка самолётов будет производиться на заводах в России и Индии, что обеспечит индийскую сторону рабочими местами.

Главным плюсом Ил-214 являлся тот факт, что данный самолёт должен иметь совместимость с более старой моделью Ил-76. Данная особенность должна была избавить производителя от лишних расходов, так как часть деталей можно будет оставить без изменений. Несмотря на это, последняя разработка Ил-76 – Ил-476, которая должна была быть унифицирована с новым Ил-214, оказалась весьма сложной и проблемной, поэтому конструкторам пришлось начинать разработку Ил-476 заново. Скорее всего, именно этот факт значительно затормозил разработку Ил-214.

Мнения по поводу выпуска в серию Ил-214

К. Макиенко, который является заместителем директора Центра анализа, стратегий и технологий, отметил, что проект Ил-214 в ближайшее время так и останется очередным «долгостроем». Объединённая авиастроительная компания не справилась с поставленной задачей, и только масштабные кадровые перестановки в руководстве компании могут как-то повлиять на эту ситуацию.

Перед руководством ОАК стоит достаточно сложная и проблематичная задача. Дальнейшее развитие ситуации может пойти по двум сценариям:

  1. Можно продолжить разработку Ил-214, вложить огромные средства в этот проект, причём неизвестно, будет ли пользоваться спросом Ил-214, ведь с момента начала разработки прошло уже более 15 лет;
  2. Второй вариант – это вложить свои средства в украинский самолёт Ан-178, который с 2015 года проходит испытания. Вложения в данную модель более перспективные, так как самолёт уже практически готов к выходу в серию. Однако отношения Украины и России достаточно нестабильные, поэтому данный вариант тоже достаточно рискованный.

В любом случае, украинский Ан-178 в состоянии заменить Ан-12, к тому же его стоимость будет значительно ниже, чем у Ил-214. Возможно, что Ан-178 прекрасно подошёл бы не только Индии и Украине, но и России, хотя современный опыт сотрудничества с украинскими авиастроителями не слишком удачен.

На сегодняшний день стало очевидно, что все запланированные работы по Ил-214 не будут выполнены в сроки. Множество экспертов сомневаются, что Ил-214 вообще когда-либо появится. В связи с тем, что сроки доработки постоянно срываются, в конце концов, появится более интересное предложение, которое устроит и российских военных и индийскую сторону. Уже давно стало понятно, что стоимость Ил-124 значительно превысит те цифры (даже если пересчитать их в валюте), которые изначально были заявлены производителем.

Когда стоит ждать появление Ил-214 и стоит ли вообще ждать

Хотя вокруг Ил-214 постоянно ходят оптимистические слухи, время идёт, а старые самолёты серии «Ан» вырабатывают свой ресурс. Сейчас вопрос не в том, получат ли военные новый транспортный самолёт, а в том, кто из производителей быстрее сумеет предложить армии более выгодную цену. Армия, так или иначе, получит партию новых «транспортников», а вот каких – это ещё не известно.

Так как совокупность технических и экономических проблем привела к тому, что более или менее чёткие соглашения по поводу производства Ил-214 были подписаны только в 2012 году, неизвестно, получится ли осуществить эти планы.

Уже сейчас нарушены сроки выпуска опытной модели Ил-214, которая должна была совершить свой первый полёт в 2015 году. Теперь сроки перенеслись на 2017 год, который тоже подходит к концу. Стоит заметить, что ранее планировалось запустить Ил-214 в серийное производство в 2015 году.

Ил-214 мог бы занять свою нишу между тяжёлыми и лёгкими транспортными самолётами, и придти на смену таким самолётам, как Ан-12, Ан-26 и тому подобных самолётов, которые были произведены ещё в СССР. Очевидно, что разработчики рассчитывали на заинтересованность российских военных, которые отнеслись к данному проекту достаточно «прохладно».

Что же касается индийской стороны, то руководство ОАК изначально отнеслось к своему партнёру слишком легко. Индийская сторона тоже достаточно легкомысленно относится к постоянному смещению сроков выпуска Ил-214. Их легко понять, рано или поздно на авиационном рынке появится новый игрок, который сможет предложить Индии более выгодные условия. После того, как Индия откажется от закупок ИЛ-214, возможно и российские военные закупят какой-либо другой самолёт.

Самой главной проблемой, которая существует у российской фирмы «Ильюшин», являются события вокруг авиационного завода имени Чкалова, который находится в Узбекистане. Ещё в 2007 году авиационный завод в Ташкенте был включён в состав Объединённой авиастроительной корпорации. Уже через год после заключения данного соглашения, Узбекистан отказался от слияния, после чего российской стороне пришлось срочно переводить производство своих самолётов на территорию России. Именно этот перевод сильно повлиял на разработку новых моделей, которые практически прекратились.

Читать еще:  Как советские моряки таранили американских в Черном море.

Основные ожидаемые характеристики Ил-214

Если верить информации, которую распространяет производитель самолёта Ил-214, новый «транспортник» будет обладать следующими характеристиками:

  • Стоимость самолёта составит около 40 млн. долларов;
  • Длина самолёта – 35,2 метра;
  • Высота – 11 метров;
  • Полный вес самолёта будет составлять 68 тонн, при этом нагрузка будет составлять 20 тонн;
  • Экипаж самолёта будут составлять 2 пилота;
  • Максимальная скорость самолёта будет зависеть от применяемого в нём двигателя и составит от 800 до 870 км/ч;
  • Самолёт сможет перевозить до 80 солдат в полной экипировке или до 2-х машин БМП.

Список электроники, которая будет использоваться в Ил-214, тоже достаточно внушителен, хотя несомненно это увеличит начальную стоимость самолёта.

Что слышно о самолёте ИЛ-214 в последнее время

В настоящее время проект, который носит название Ил-214/МТА, сдвинулся с мёртвой точки. Есть мнение, что в ближайшие 5 лет появится опытная модель, которая будет проходить испытания не более 3-5 лет. В результате серийное производство Ил-214/МТА можно ожидать через 8-10 лет. Уже сейчас страны-участники проекта обсуждают, сколько и в каком порядке им понадобится новых самолётов Ил-214/МТА. Одной России их нужно не менее 100 единиц, а Индии понадобится около 50 самолётов. Проявляют интерес к российской разработке и другие страны, которые в сумме готовы приобрести около 100 единиц Ил-214.

На сегодняшний день проект Ил-214 оказался в очень интересном положении. Хочется верить, что разработки за 16 лет не пропали даром, и самолёт в ближайшие 5 лет все же поднимется в воздух. На сегодняшний день, рынок остро нуждается именно в таком транспортном самолёте. Заявленные характеристики удовлетворят запросы самых взыскательных покупателей.

С другой стороны, украинский Ан-178 уже готов и интенсивно проходит испытания. Хотя договориться Украине с Россией вряд ли удастся, украинский самолёт может захватить зарубежные рынки, и те же индийцы могут отказаться от покупки в пользу Ан-178. Хотелось бы верить, что данное обстоятельство заставит российских разработчиков ускорить реализацию проекта, и Ил-214 поднимется в воздух в ближайшие несколько лет.

Неспешный ход проекта Ил-214

Уже более десяти лет с переменным успехом идут работы по проекту Ил-214, также известному под русскоязычным обозначением МТС («Многоцелевой транспортный самолет») и англоязычным MTA («Multirole Transport Aircraft»). Создание этого самолета планировалось начать еще в 2001-02 годах, когда российские авиастроители заключили с индийскими контракт, подразумевавший совместную разработку и строительство многоцелевого транспортного самолета с грузоподъемностью до 20 тонн. В то время планировалось поднять новый самолет в воздух не позднее 2008-10 годов, а к 2015-му военно-воздушные силы России должны были получить первые пять экземпляров. Однако по ряду экономических и технических причин создание проекта очень сильно затянулось. В результате соглашение о начале разработки совместного самолета было подписано только в сентябре 2012 года.

Все эти события, касавшиеся сроков, в итоге привели к полному пересмотру временных рамок, в которые планируется завершать тот или иной этап разработки, испытаний и т.п. В сентябре, во время подписания контракта представители российского и индийского авиапрома назвали новый срок первого полета опытного Ил-214. Прототип полетит только в 2017 году. Что касается начала эксплуатации, то его стоит ждать не ранее 2019 года. Планы прошлых лет, подразумевавшие начало поставок серийных машин к 2015 году, само собой, уже перестали соответствовать действительности.

Вполне понятно, что затягивание сроков создания перспективного многоцелевого самолета имеет под собой определенные основания. В конструкторском плане Ил-214 не представляет собой нечто особенное или сложное. Согласно имеющимся данным, новый самолет должен оснащаться двумя турбовентиляторными двигателями, иметь максимальный взлетный вес порядка 70 тонн, 20 из которых будут приходиться на полезную нагрузку. Самолет должен летать на дальность порядка 2,5-3 тысяч километров. Кроме того, техническое задание подразумевает соответствующие современным требованиям топливную эффективность и экономичность.

Как видим, будущий Ил-214 станет, в целом, неплохим транспортным самолетом, способным прийти на смену устаревающей технике соответствующего сектора, как то Ан-12, Ан-26 и т.д. Грузоподъемность в двадцать тонн также заинтересовала индийских военных, из-за чего они и присоединились к программе MTA. Тем не менее, совместные планы на разработку и строительство самолета не помогли сократить сроки, необходимые для работ. Одной из главнейших причин проблем со сроками считаются последние события вокруг российской фирмы «Ильюшин». В последние несколько лет эта компания принимала самое прямое участие в событиях вокруг Ташкентского авиационного производственного объединения им. Чкалова (ТАПО). В 2007 году Россия и Узбекистан достигли предварительной договоренности о включении ТАПО в состав Объединенной авиастроительной корпорации. Всего через год после того соглашения узбекская сторона отказалась от подобной интеграции. По ряду экономических причин российские авиастроители после этого продолжили перенос производства своей техники на отечественные предприятия, результатом чего стало недавнее начало испытаний первого самолета Ил-76МД-90А. Перевод производства самолетов семейства Ил-76 из Ташкента в Ульяновск довольно сильно ударил по возможностям «Илюьшина» в отношении создания новых конструкций. Кроме того, программу Ил-214/МТС/MTA постоянно тормозили финансовые проблемы, что в итоге и вылилось в современное ее положение.

В настоящее время есть все основания полагать, что проект Ил-214/MTA, наконец, сдвинется с мертвой точки. Во всяком случае, страны-участницы проекта уже сейчас строят планы на покупку готовых самолетов. Нужды России оцениваются не менее чем в сто таких машин, а индийцам хватит вдвое меньшего количества. Стоит отметить, в дальнейшем количественные требования могут быть изменены. Также некоторое количество многоцелевых самолетов может быть продано третьим странам. Экспортные перспективы самолета Ил-214 в настоящее время оцениваются в 75-100 единиц. В то же время, потенциальные заказчики пока располагают исключительно предварительной информацией самого общего характера, что явно не достаточно для оценки перспектив и целесообразности покупки таких самолетов. Поэтому в течение ближайших нескольких лет будет рано говорить о конкретных экспортных перспективах проекта MTA.

Примечательна реакция индийской стороны на большие задержки в разработке нового самолета. Фактически Нью-Дели не предъявлял никаких серьезных претензий. Более того, согласно некоторым источникам, индийская сторона даже предлагала России изменить порядок финансирования проекта. Естественно, «в обмен» на различные преференции экономического плана. Тем не менее, и сейчас Индию полностью устраивает ход проекта и она спокойно ожидает окончания разработки. Дело в том, что Ил-214 рассматривается индийскими военными как удобная и перспективная машина. В настоящее время самым массовым военно-транспортным самолетом в ВВС Индии является Ан-32 с грузоподъемностью до семи с половиной тонн. В соответствии с новыми воззрениями командования индийской армии, в течение следующих лет на их место должны прийти новые Ил-214 с почти втрое большей грузоподъемностью. Кроме того, сейчас Индия закупает у США транспортные самолеты Lockheed C-130 Hercules с грузоподъемностью на уровне будущего MTA. Совместный российско-индийский проект подразумевает производство Ил-214 для Индии на заводах фирмы HAL. Таким образом, Ил-214 придут на смену еще и американской технике, кроме того обеспечив Индии рабочие места на собственных предприятиях.

В результате всех «приключений» проект Ил-214/МТС находится в интересном положении. В качестве положительных сторон нынешней ситуации можно привести хорошие перспективы самолета с грузоподъемностью около двадцати тонн и дальностью полета порядка двух с половиной тысяч километров. Одновременно с этим будущий воздушный грузовик полетит только через пять лет, и тогда же можно будет говорить о каких-то конкретных его возможностях и коммерческом потенциале. Хотелось бы надеяться, что подписание соглашения о начале совместных конструкторских работ повлечет за собой активную разработку нового самолета и очередные новости о ходе проекта Ил-214 появятся быстрее чем через десять лет.

Ил-214: самолёт, лётно-технические характеристики, ттх, конструкция, история развития проекта, перспективы

raigapМногофункциональный транспортный самолет. Разработка проекта Ил-214 / МТС ведется ОКБ им. С.В.Ильюшина. 9 сентября 2010 года между HAL и ОАК («Объединенная авиастроительная корпорация») подписано базовое соглашение о совместном создании самолета МТС (первоначальный протокол подписан 06.06.2001.). Стоимость создания самолета оценивается в 600 млн долларов. Первый полет МТС на момент подписания соглашения ожидался в 2017 году, серийное производство планировалось начать в 2019 году. В России производить самолет планируется на НПК «Иркут» (г.Иркутск) …30 мая 2012 г. между HAL и ОАК («Объединенная авиастроительная корпорация») подписан контракт на проектирование и производство 205 самолетов МТС, которые планируется поставить для ВВС Индии, ВВС России и на экспорт. Производство самолетов и в России и в Индии будет вести совместное российско-индийское предприятие Multirole Transport Aircraft Limited (MTAL). Предполагается, что ВВС России примут на вооружение 100 самолетов МТС, ВВС Индии для замены Ан-32 — 45 экземпляров, оставшиеся 60 МТС будут поставлены на экспорт. Двигатели — 2 х ТВРД ПС-90А-76 тягой по 14500 кг или ПД-14 с тягой по 12000 кг.Расчётные ТТХ самолета:

Читать еще:  Стреломет «Pioneer Airbow»

Экипаж — 2 челДлина — 35.2 мразмах крыла — 32.25 мВысота — 11 мМасса взлетная максимальная — 68 тМасса полезной нагрузки — 15-20 тМасса топлива максимальная — 23 тСкорость максимальная — 870 км/чСкорость крейсерская — 800 км/чДальность перегоночная — 6000 кмДальность с максимальной полезной нагрузкой — 2500 кмПотолок практический — 12000 мРазбег — 1300 мПробег — 1200 мПолезная нагрузка:- 80 десантников;

  • — до 2 БМП / БМД;
  • Оборудование: цифровая кабина экипажа, электронная цифровая система управления двигателями, электро-дистанционная система управления, система десантирования грузов с малой высоты, система дозаправки в воздухе.
  • Стоимость самолета — предположительно составит 35-40 млн USD.
  • Статус:
  • Россия:
  • Индия:
  • Источник — https://militaryrussia.ru

— 2010 г. — планируется получить на вооружение ВТА после 2019 г. 100 самолетов.- 2010 г. — планируется получить на вооружение ВВС после 2019 г. 45 самолетов.

Ил-276 (ранее Ил-214, также известен под обозначениями МТС — многоцелевой транспортный самолёт и СВТС — средний военно-транспортный самолёт) — проект тактического военно-транспортного самолёта, разрабатываемый компанией «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина». Предназначается для замены Ан-12, Ан-26 и Ан-72 в ВВС России и ВВС Индии.

Позиционируется между лёгким транспортником Ил-112 и тяжелым Ил-76 (грузовая кабина в сечении идентична Ил-76, но короче). По проекту самолёт МТС способен перевозить до 80 % всех типов вооружений и военной техники при значительно меньших затратах.

Стоимость одного самолёта предположительно составит 35—40 миллионов долларов США, стоимость всей программы разработки — примерно 600 млн долларов.

Первоначально самолёт разрабатывался совместно компаниями «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина», НПК «Иркут» и индийской фирмой Hindustan Aeronautics (HAL). Протокол о начале совместной разработки подписан 6 июня 2001 года. Межправительственное соглашение о совместной разработке и строительстве самолёта, получившего обозначение МТА (Medium Transport Aircraft), было подписано правительствами России и Индии в 2007 году. В последующие годы будущие партнёры договорились, что российской и индийской сторонам будет принадлежать по 50 % акций предприятия, штаб-квартира будет открыта в Нью-Дели. Планировалось, что производство самолёта будет размещено как в России, так и в Индии. В конце 2015 года стало известно о выходе индийской стороны из проекта. Компания «Ильюшин» продолжила работы по разработке самолёта самостоятельно в инициативном порядке. В 2017 году самолёт получил наименование Ил-276. Предполагаемые сроки первого полёта 2023 год, серия с 2026 года.Способен перевозить груз массой 12 т на дальность до 3700 км, груз массой 20 т на дальность до 2000 км, или до 90 десантников. Приведённые технические характеристики являются расчётными. Источник данных: Jane’s.Технические характеристики

Экипаж,чел.: 3(4)Грузоподъёмность: 20 т.Длина: 37,7 м (40,235 м)Размах крыла: 32,25 м (39,37 м)Высота: 12,51 мМаксимальная взлётная масса: 68 т (72 т)Масса топлива во внутренних баках: 25 000 кгСиловая установка: 2× ПС-90А-76, в перспективе ПД-14М

  1. Тяга: 2 × 17400 (18 000-20 000) кгс
  2. Лётные характеристики
  3. Максимальная скорость: 870 км/чКрейсерская скорость: 800 км/чПрактическая дальность: 2 000 км (с максимальной нагрузкой)Перегоночная дальность: 7 300 кмПрактический потолок: 12 000 мДлина разбега: 1 450 м
  4. Длина пробега: 1 350 м

Самолет Ил-276 (ранее Ил-214)

Ил-276 — новая разработка авиационно-конструкторской компании С.В. Ильюшина, которая находится на стадии планирования, но уже успела получить популярность в авиационном мире.

По своим аэродинамическим и техническим характеристикам самолет должен занять место между Ан-12 и тяжеловесными военными перевозчиками группы Ил-76.

Новый усредненный тип военно-транспортного авиационного оборудования — Ил-276 по задумке разработчиков должен совершить первый полет в 2023 году, а к 2026 планируется вывести новинку в серийное производство.

Особенности самолета

Модель Ил-276 на Международном авиационно-космическом салоне

Проект по созданию нового военнотранспортного лайнера средней тяжести относят к группе важных, так как он предположительно решит несколько важных вопросов военнотранспортной авиации.

Являясь более легким аналогом тяжелогруза Ил-76,Ил-276 позволит на кардинальном уровне уменьшить расходы на военные коммерческие действия и к тому же позволит заменить устаревшие версии самолетов, которые с каждым годом все больше заставляют задуматься о надежности полетов.

По предварительным данным, разработка Ил-276 позволит перевести на него 80% всех военных перевозок в интересах Министерства Обороны России.

Корпус самолета будет соответствовать основным требованиям ВТА: Однофюзеляжный высоко плановый самолет, с хвостовым оперением по Т — образному виду.

На начальных стадиях новинку планируют оснастить силовыми установками ПС-90А-76, созданных для модернизированных тяжеловесов Ил-76.

Но в дальнейшем Ил-276 может получить усовершенствованный новый вид двигателя ПД-14,который позволит уменьшить расходы на стоимость самого самолета и его унификации.

Оказывается, строительство такого самолета дорогое «удовольствие»: чтобы полностью сконструировать один такой лайнер потребуется больше 40 миллионов долларов, а для реализации всего проекта придется потратить более 600 миллионов долларов.

Особое значение имеет универсальность Ил-276, который по сравнению с большинством аналогичных военных перевозчиков сможет спокойно приземлится на не оборудованные площадки, вплоть до грунтовых аэродромов. Это позволит без опаски доставлять грузы на арктические зоны, где не предусмотрена посадка на оборудованные местности.

Предполагаемая скорость полета составит Ил-276 — 800 км/ч, а дальность полета от 2 000 км до 7 000 км в зависимости от загруженности.

Это интересно: Яковлев Як-242 — фото, ТТХ

История

Первоначально самолёт разрабатывался совместно компаниями «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина», НПК «Иркут» и индийской фирмой Hindustan Aeronautics (HAL). Протокол о начале совместной разработки подписан года.

Межправительственное соглашение о совместной разработке и строительстве самолёта, получившего обозначение МТА (Medium Transport Aircraft), было подписано правительствами России и Индии в 2007 году.

В последующие годы будущие партнёры договорились, что российской и индийской сторонам будет принадлежать по 50 % акций предприятия, штаб-квартира будет открыта в Нью-Дели.

Планировалось, что производство самолёта будет размещено как в России, так и в Индии.

В конце 2015 года стало известно о выходе индийской стороны из проекта. Компания «Ильюшин» продолжила работы по разработке самолёта самостоятельно в инициативном порядке.

В 2017 году самолёт получил наименование Ил-276.

Предполагаемые сроки первого полёта 2023 год, серия с 2026 года.

Программа Ил-214/MTA имеет право на жизнь

В настоящее время есть все основания полагать, что проект Ил-214/MTA, наконец, сдвинется с мертвой точки. Во всяком случае, страны-участницы проекта уже сейчас строят планы на покупку готовых самолетов.

Нужды России оцениваются не менее чем в сто таких машин, а индийцам хватит вдвое меньшего количества. Стоит отметить, в дальнейшем количественные требования могут быть изменены. Также некоторое количество многоцелевых самолетов может быть продано третьим странам.

Экспортные перспективы самолета Ил-214 в настоящее время оцениваются в 75-100 единиц.

В то же время, потенциальные заказчики пока располагают исключительно предварительной информацией самого общего характера, что явно не достаточно для оценки перспектив и целесообразности покупки таких самолетов. Поэтому в течение ближайших нескольких лет будет рано говорить о конкретных экспортных перспективах проекта MTA.

Примечательна реакция индийской стороны на большие задержки в разработке нового самолета

Фактически Нью-Дели не предъявлял никаких серьезных претензий. Более того, согласно некоторым источникам, индийская сторона даже предлагала России изменить порядок финансирования проекта. Естественно, «в обмен» на различные преференции экономического плана. Тем не менее, и сейчас Индию полностью устраивает ход проекта и она спокойно ожидает окончания разработки.

Дело в том, что Ил-214 рассматривается индийскими военными как удобная и перспективная машина.

Читать еще:  Какие пули лучше для пневматической винтовки: калибр, дальность, скорость, материал и производитель

В настоящее время самым массовым военно-транспортным самолетом в ВВС Индии является Ан-32 с грузоподъемностью до семи с половиной тонн.

В соответствии с новыми воззрениями командования индийской армии, в течение следующих лет на их место должны прийти новые Ил-214 с почти втрое большей грузоподъемностью.

Кроме того, сейчас Индия закупает у США транспортные самолеты Lockheed C-130 Hercules с грузоподъемностью на уровне будущего MTA. Совместный российско-индийский проект подразумевает производство Ил-214 для Индии на заводах фирмы HAL. Таким образом, Ил-214 придут на смену еще и американской технике, кроме того обеспечив Индии рабочие места на собственных предприятиях.

В результате всех «приключений» проект Ил-214/МТС находится в интересном положении. В качестве положительных сторон нынешней ситуации можно привести хорошие перспективы самолета с грузоподъемностью около двадцати тонн и дальностью полета порядка двух с половиной тысяч километров.

Технические характеристики и летные данные

Так как самолет находится в стадии технических разработок, и нет четко установленных параметров, информация о его тактико-технических данных остаются примерными.

Ил-214 – транспортный долгострой России

Один из редких проектов в транспортной авиации, который стал предметом совместных трудов сразу двух стран (России и Индии) – это многоцелевой транспортный самолет (МТС) Ил-214. В планах инженеров и конструкторов на объединенных предприятиях была возможность создания современного среднего самолета для перевозки грузов, но который оставался бы дешевым в сборке и надежным в эксплуатации.

К сожалению, действительность оказалась прозаичнее, и самолет не поступил на конвейер ни через 15 лет после начала работ, как планировалось сначала (в 2015-2016 гг.), ни до сих пор.

История развития проекта

Для того чтобы понять, как остро нуждается современная военная транспортная авиация России в новом самолете, можно посмотреть на действующий парк.

Сегодня на вооружении до сих пор стоят:

  1. Ан-12, которые начинали выпускаться еще в 1950-х годах прошлого века. Последняя модель сошла с конвейера в 1972 году.
  2. Ан-26, выпущенные с 1969 по 1986 год.
  3. Ан-72, годы производства этого транспортника: 1982-1993.

Помимо того, что самолеты уже явно устарели, еще одной причиной, по которой России остро нужна новая машина в транспортной авиации – это ухудшающиеся отношения с Украиной, где осталось предприятие Антонов после развала Советского Союза. Именно поэтому Москва заинтересовалась возможностями сборки самолетов собственными силами.

Одновременно и Индия столкнулась с подобными проблемами. Авиапарк военной авиации этой страны состоял и состоит до сих пор из Ан-32 – немного модернизированной версии Ан-26. Военное руководство не устраивало устаревание модели и невысокая грузоподъемность.

В свое время, в такой большой стране, как СССР, вопрос создания нового транспортного самолета для военных встал еще в 80-х годах. И, разумеется, тогда же стартовали конструкторские работы, результатом которых стал тяжелый самолет Ан-70. Его ключевой особенностью была высокая грузоподъемность. Но по этой причине он получился очень дорогим, его мог принять не каждый аэродром из-за большого веса, а в условиях нестабильной экономической ситуации (первые испытания пришлись на 1994 год), проект посчитали невыгодным, после чего разработки свернули.

Поэтому самым серьезным шагом уже для России, стало подписание соглашения с индийской стороной в 2001 году о совместных работах. Было решено вместе подготовить проект современного транспортника, которым и стал Ил-214.

С самого начала требовалось спроектировать самолет Ил-214 таким образом, чтобы он обладал традиционными для советской и российской военной техники качествами: доступностью и простотой.

Цена должна была составить 35-40 миллионов долларов за штуку. В таком случае, Россия была готова закупить около 100 машин, а Индия – от 45, до 60.

Уже в 2006 году объявлялось, что первые серийные модели Ил-214 смогут поступить на вооружение в российскую армию в 2015 году. Помимо индийских и русских заказов, было известно, что спрос в мире может быть высоким. Он оценивался по разным данным примерно в 60-200 самолетов для третьих стран. То есть, проект мог оказаться ощутимо прибыльным.

Но в 2015 году наладить сборку не получилось. Серьезно затормозил развитие проекта тот факт, что предполагалось сделать новый транспортник максимально похожим на модификацию популярного Ил-76 – модель Ил-476. Но на практике пришлось создавать практически полностью новый макет.

Наложили свой отпечаток проблемы с заводом имени Чкалова в Узбекистане, который в планах должен быть состоять в составе ОАК (Объединенной Авиастроительной Корпорации), но позже отказался от слияния.

Экстренные меры по переориентированию производства в Ульяновск и Иркутск тоже серьезно подвинули сроки.

Наконец, самой главной проблемой оказался выход индийцев из проекта. Об этом стало известно в 2018 году. Партнеры устали ждать, отдав предпочтение Ан-178 – украинскому конкуренту, который уже прошел все испытания и готовится поступить в серийное производство. Известно также, что стоимость Ан-178 ниже, чем у Ил-214, но по грузоподъемности украинский транспортник несколько уступает российскому.

Россия осталась со своим проектом Ил-214 в одиночестве. Хотя и говорят о том, что все-таки эпопея с этим самолетом закончится в 2019 году, тогда же он и поступит в армию, проблем пока остается еще очень много.

Конструкция Ил-214

Самолет Ил-214 получил классическую компоновку, характерную для большинства проектов в транспортной авиации. Его крыло расположено в верхней части фюзеляжа. Киль имеет форму буквы «Т». Этот транспортный лайнер обладает развитой механизацией крыла, которая включает предкрылки и многощелевые закрылки, элероны и интерцепторы.

Под крылом на пилонах установлены два турбовентиляторных двигателя ПС-90А1 тягой по 17400 кгс каждый.

Их намеренно высоко подняли над землей, как и крыло, для того, чтобы обеспечить самолет возможностью взлетать и садиться на грунтовые аэродромы. Этим получилось обезопасить машину от попадания в двигатель посторонних предметов в сложных условиях эксплуатации.

В экипаж планировалось включать трех членов: двух пилотов и бортинженера. Кабина должна была обзавестись современными приборами индикации управления. Разработчики предполагают установку шести дисплеев и световой индикации на стекле. Носовая часть допускает расположение объемной радиолокационной аппаратуры. Шасси Ил-214 установлены на трех опорах и убираются в фюзеляж после взлета.

Большое внимание уделили грузовому отсеку. Перед конструкторами изначально стояла задача сделать машину максимально похожей на предыдущие удачные поколения, в частности Ил-76МД. По этой причине, фюзеляж сделан практически идентичным. Транспортник получил широкую рампу, два тельфера с лебедкой для самостоятельной погрузки и разгрузки на тех аэродромах, которые не имеют специального оборудования для этих целей.

Грузоподъемность самолета должна поставить его в нишу между легкими и тяжелыми транспортниками. На сегодняшний день, там наблюдается очень невысокая конкуренция и, как следствие, существенный уровень спроса.

Летно-технические характеристики в сравнении с конкурентами

Универсальность Ил-214, которой добивались конструкторы, позволяет перевозить до 80% существующих образцов военной техники в России. За один рейс самолет может брать на борт до 140 солдат или до 90 десантников в полном боевом обмундировании. На борту могут поместиться до 2 боевых машин пехоты с парашютной системой для сброса в воздухе.
Максимальный вес для взлета составляет 68 тонн. В некоторых источниках фигурирует даже 72 тонны, но эти данные не подтверждены.

На борту разрешено перевозить до 20 тонн.

При такой загрузке максимальная дальность перелета равняется 2000 километров. Средний уровень загрузки в 12 тонн позволит пролететь уже до 3700 километров без посадки.

Над кабиной экипажа расположена штанга для возможности дозаправки транспортника в воздухе. В мире ситуация такова, что даже ведущие военные державы используют на вооружении морально устаревшие транспортные самолеты. Экономичность и скорость для доставки грузов стоят после надежности, которой как раз и обладают проверенные временем самолеты.

Например, в США и странах НАТО до сих пор используется преимущественно C-130 Hercules, который ведет свою историю с 1954 года. На нем до сих пор даже применяются турбовентиляторные двигатели. В противовес ему ставились советские Ан, которые тоже сегодня уже являются прошлым веком.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: