5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как советские моряки таранили американских в Черном море.

Выгнали «навалом»: операция ВМФ СССР против ВМС США в Чёрном море — видео

В конце 1980-х Вооружённые силы СССР нередко сталкивались с провокациями американских коллег. Особенно отличился в этот период пресловутый шестой флот ВМС США, корабли которого регулярно проверяли на прочность советские границы. Но 12 февраля 1988 года два сторожевика Черноморского флота надолго отбили у американских моряков желание заходить в территориальные воды Советского Союза, пишет сегодня, ровно тридцать два года спустя, портал «Русское оружие».

Об очередном «турне» судов ВМС США вблизи своей зоны контроля и вероятном нарушении ими морской границы СССР командование Черноморского флота (ЧФ) узнало заблаговременно. Это были ракетный крейсер «Йорктаун» (тип «Тикондерога») и эсминец «Кэрон» (тип «Спрюэнс»). В штабе ЧФ разработали план действий по сопровождению американских кораблей и потенциальному противодействию им. Задачи возложили на экипажи сторожевых кораблей «Беззаветный» и «СКР-6». Командиру группы капитану 2 ранга Николаю Михееву было поручено сначала предупредить американцев о заходе в территориальные воды СССР, а при отсутствии реакции осуществить «навал» — схожий с тараном маневр, когда судно по касательной задевает борт нарушителя, вынуждая его сменить курс.

До крайних мер, как и предполагали в командовании ЧФ, всё же дошло. В ответ на предупреждение о входе в акваторию СССР американские командиры ответили, что ничего не нарушают и не изменят курс в соответствии с «нормами свободного прохода». Целью «Беззаветного» с водоизмещением 3 тысячи тонн стал превосходящий его в три раза «Йорктаун» (водоизмещение 9,2 тысячи тонн). Небольшому же «СКР-6» с водоизмещением всего 1,3 тысячи тонн достался достаточно внушительный «Кэрон» в 7,8 тысячи тонн.

Перед капитанами сторожевиков стояла чрезвычайно опасная задача — крейсер и эсминец могли с лёгкостью их раздавить. Но командование американских кораблей не ожидало решительных действий от советских моряков и уповало на своё «подавляющее преимущество».

По воспоминаниям Николая Михеева, личный состав «Йорктауна» собрался на палубе — матросы и офицеры смеялись, показывали неприличные жесты, фотографировали и вели видеосъёмку. Кадры с обстановкой на судне и момент «навала», к слову, широко растиражированы в Интернете. Подойдя сначала на дистанцию 40 метров, а потом сократив её до 10 метров, капитаны советских кораблей получили подтверждение приказа «действовать по плану операции». Первый навал «Беззаветного» пришёлся под углом примерно 30 градусов по левому борту американского крейсера. При ударе якорь сторожевика разорвал обшивку борта «Йорктауна», у которого от трения загорелась краска.

У веселившихся ещё несколько мгновений назад членов экипажа американского крейсера резко изменилось настроение, и они побежали с палуб в отсеки. Командир крейсера ВМС США бросился на мостик.

Командовавший «Беззаветным» Владимир Богдашин вывел судно из критического положения после столкновения и осуществил второй «навал», ставший более мощным и результативным. Удар пришёлся в район вертолётной площадки «Йорктауна», где оказались срублены все леера. Сторожевик порвал обшивку борта надстройки, разломал командирский катер, затем сполз на корму, где повредил пусковую установку ракет «Гарпун». Два её контейнера были разрушены, а у самих ракет оторвало головные части. Позже стало известно, что в районе погребов установок «Гарпун» и противолодочных ракет «Асрок» начался пожар.

Отрезвляющий маневр советского «СКР-6» на американский «Кэрон» не вызвал серьёзных последствий для последнего.

Эсминец ВМС США сблизился с «Беззаветным», чтобы вместе с «Йорктауном» зажать его в клещи. В ответ на эти действия Николай Михеев приказал подготовить к запуску реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 глубинными бомбами в сторону обоих судов США. Заметив это, американские корабли отвернули, но на «Йорктауне» начали готовить к взлёту пару вертолётов. Доложив об этом на командный пункт, Николай Михеев сообщил оппонентам, что их винтокрылые машины в случае взлёта будут сбиты как нарушители воздушного пространства СССР.

Предупреждение сразу не подействовало, американцы заглушили свои машины лишь тогда, когда над ними зависли два ударных вертолёта Ми-24 с полным набором вооружений на боевой подвеске. Группа советских вертолётов как раз находилась неподалёку.

«Йорктауну» и «Кэрону» ничего не оставалось, как покинуть советские территориальные воды. Командование американской корабельной группы около суток вело переговоры со своим руководством, а на следующий день взяло курс на выход из Чёрного моря.

Это морское происшествие военные историки называли и «красным тараном», «и последним инцидентом холодной войны», и «днём, когда могла начаться Третья мировая». Но вне зависимости от наименования результат решительных действий советских моряков был очевиден — провокации со стороны ВМС США сошли на нет.

Не осталось и кораблей, участвовавших в том инциденте. В 1997 году «Беззаветный» был передан Украине и переименован в «Днепропетровск». В состав действующих кораблей он больше не вошёл, а в 2005 году судно разобрали и отправили в Турцию. По пути сторожевик затонул. «СКР-6» ещё в 1990 году был исключён из состава ВМФ, в том же году его утилизировали.

Читать еще:  Армия получит только “Авангард”. На “Рубеж” и “Баргузин” денег нет.

Крейсер «Йорктаун» был списан в 2004 году. Он находится в зоне отстоя на базе технического обслуживания кораблей резерва ВМС США в Филадельфии. Эсминец «Кэрон» выведен из строя в октябре 2001 года, а через несколько месяцев затонул в районе военно-морской базы в Пуэрто-Рико в ходе подрывных испытаний корпуса.

Столкновение в Чёрном море: зачем советские моряки таранили корабли США

Последнее время в прессе все чаще публикуется информация о появлении кораблей ВМС США в акватории Черного моря, в то время как эксперты строят прогнозы развития событий в случае столкновения военных моряков США с российским флотом. При этом самое интересное состоит в том, что подобный инцидент уже происходил тридцать лет назад…

Дерзкая провокация

Несмотря на то, что к концу восьмидесятых годов прошлого века в отношениях между СССР и США наметилась тенденция к сближению, провокации американских военных у границ СССР происходили с завидной регулярностью. Особенно опасной стала дерзкая выходка ракетного крейсера «Йорктаун» и эсминца «Кэрон», беззастенчиво вторгшихся 12 февраля 1988 года в территориальные воды Советского Союза в акватории Черного моря. Поскольку внутренние законы СССР и США по-разному трактовали понятие территориальных вод и прохождение по ним иностранных военных кораблей, американцы неоднократно провоцировали моряков Советского Союза на военный конфликт, заходя в спорные с их точки зрения участки водного пространства нашей страны. Одно из подобных мест располагалось вблизи побережья Крыма неподалеку от целого ряда военных стратегических объектов Советского Союза. Впервые в акватории Черного моря крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» появились за два года до описываемых событий 13 марта 1986 года. Не выключая радиолокационные станции, с явно разведывательными целями американские суда неоднократно углублялись в территориальные воды Советского Союза на глубину до 10 км. Чтобы пресечь данное недопустимое поведение американских моряков Министр обороны С.Л. Соколов дал указания главнокомандующему ВМФ В.Н. Чернавину оказать активное противодействие кораблям потенциального противника. Вскоре советской разведке стало известно о том, что в феврале 1988 года «Йорктаун» и «Кэрон» вновь планируют нарушить морскую границу СССР. Навстречу им вышел пограничный сторожевой корабль «Измаил» и поисково-спасательный корабль «Ямал». Командовал операцией капитан 2 ранга Н.П. Михеев. Советские моряки встретили корабли США у выхода из Босфора и сопроводили их до границы территориальных вод СССР, расположенной в 45 милях от Севастополя.

Вторжение

Самое интересное, что моряки ВМФ США до последнего момента не верили в серьезность намерений русских. Напрасно. «Беззаветный» практически вплотную подойдя к крейсеру «Йорктаун», резко повернул руль вправо, ударив правым бортом американское судно. В военно-морской практике подобный маневр имеет название «навал». Дальше произошло невероятное. Значительно меньший по своим габаритам и военному оснащению «Беззаветный» концами якоря пропорол борт американского крейсера, на котором начался пожар. В свою очередь «СКР-6» в ходе аналогичного маневра ударил по касательной левый борт эсминца «Кэрон». Кроме равной раны «борта» у американского корабля оказался срублен леер и разбита шлюпка. Однако на этом бой не закончился. «Беззаветный» развернулся и второй раз «бортанул» американский крейсер. В ходе повторной атаки «Йорктаун потерял леерное ограждение, командирский катер, пусковую установку системы «Гарпун», а пожар на его борту существенно усилился.

Бегство

Очнувшись от охватившего их шока, американские моряки в качестве ответного шага они попытались зажать «Беззаветного» между бортами своих судов. Однако капитан советского «Беззаветного» недвусмысленно направил реактивные бомбометные установки в сторону обоих американских кораблей. Одновременно «Йорктаун» и «Кэрон» получили радио, в котором Н.П. Михеев приказывал им покинуть территориальные воды СССР, в противном случае угрожая новым «навалом», которого американские суда могли просто не выдержать. На попытку американцев поднять воздух военные вертолеты, им сообщили, что они тут же будут сбиты, как нарушившие воздушную границу Советского Союза. В качестве подтверждения своих намерений Н.П. Михеев попросил направить в данный район военную авиацию флота. Едва в воздухе появились первые Ми-24, американские суда поспешно изменили курс, сначала отступив в нейтральные воды, а затем и вовсе покинув акваторию Черного моря. Победа осталась за советскими моряками. Впоследствии стало известно, что командира «Йорктауна» с треском выгнали со службы, как допустившего нанесение невосполнимого морального ущерба американскому флоту…

Да дави его, дави! Как советские моряки таранили американцев у побережья Крыма

Инциденты между советскими и американскими военными случались регулярно. Шла холодная война, стороны постоянно вели разведку, а то и просто пробовали друг друга на прочность нервов. Это противостояние шло до самого распада СССР. Одной из точек соприкосновения было Черное море.

Между Советским Союзом и США имелись разночтения по поводу того, как определять границу территориальных вод. По мнению американцев, отсчет 12 морских миль следовало вести от каждой точки берега, с точки зрения советских специалистов — от «базисной линии». Соответственно, трудности возникали около резких изгибов береговой линии, в частности — заливов.

Американцы не упускали случая продемонстрировать свое видение ситуации. Делали они это очевидным методом — входили в спорную акваторию. У советских моряков такое поведение вызывало бешенство. Чашу терпения переполнил эпизод 13 марта 1986 года. Тогда крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» вошли в крымские воды, демонстративно ведя радиоэлектронную разведку. Как Азовская флотилия остановила врага в Керченском проливе

Читать еще:  МиГ 41 - проект тяжелого истребителя-перехватчика, характеристики нового самолета, история создания, последние новости и перспективы

Вскоре после этого разъяренный адмирал Чернавин, командовавший советскими военно-морскими силами, попросил права при необходимости выбивать вторженцев «навалом», то есть бить борт о борт. Чернавин получил добро на жесткую реакцию. Ждать пришлось не очень долго.

Новый эпизод был связан с теми же самыми кораблями. В феврале 1988 года «Йорктаун» и «Кэрон» снова прошли Босфор. Однако на этот раз их ждали во всеоружии.

Сторожевой корабль «Беззаветный» (по западной классификации — фрегат) как раз вернулся с дежурства в Средиземном море. Командир «Беззаветного», капитан 2-го ранга Владимир Богдашин сгрузил вооружение, отпустил часть экипажа на берег в отпуск. Однако на связь срочно вышло командование и сообщило, что расслабляться ему не придется.

«Беззаветный» загрузил боеприпасы на случай совсем уж скверного развития событий и пошел на перехват. «Беззаветный» действовал не один — вместе с ним на задание пошел сторожевой корабль СКР-6, которым командовал капитан Анатолий Петров. Всей операцией руководил начштаба Черноморского флота Валентин Селиванов.

«Беззаветный» взял на себя «Йорктаун», а СКР-6 нацелился на «Кэрон». От американцев ожидали, что они, скорее всего, пройдут мимо мыса Сарыч, где советские терводы по понятным причинам выдаются на юг. Однако сразу они туда не пошли.

Американские корабли некоторое время маневрировали у берегов Болгарии и Румынии. Интересно, что первым обнаружил их совсем не могучий корабль — паром «Герои Шипки». Вскоре советские корабли начали сопровождение американских. Дистанция была небольшой, так что стороны могли жестами дать понять, что думают друг о друге. Однако некоторое время поход шел без происшествий.

Момент истины наступил утром 12 февраля. «Йорктаун» и «Кэрон» двинулись делать то, для чего, собственно, и пришли, и направились к советской акватории. Каждый их шаг отслеживали. Как только до тервод осталось 2 мили, на американские корабли отстучали предупреждение. «Ваш курс ведет в территориальные воды Советского Союза». На всякий случай сообщение отдублировали флажками. Ответ: «Мы ничего не нарушаем».

Американские корабли не меняли курс. Следует второе предупреждение в открытый эфир — на сей раз американцам открытым текстом сообщили, что будут таранить. Ноль эмоций. «Пользуюсь правом мирного прохода, ничего не нарушаю». Адмирал Селиванов дал отмашку.

Богдашин приготовился к навалу. Это все же не такой рискованный маневр, как таран, его суть в том, чтобы сойтись бортами по касательной. Проблема состояла в том, что водоизмещение «Беззаветного» и СКР-6 было намного меньше, чем у «Йорктауна» и «Кэрона». Даже сойтись с ними было не совсем простой задачей: крейсер создавал волну. К чести Богдашина, он не колебался ни секунды.

Навал заранее рассматривали как возможный выход из ситуации, и экипажи уже примерно представляли, что предстоит делать. Для усиления повреждений, советские корабли частично вытравили якоря. Как только американцы подошли к границе тервод, русские заняли позиции. Фрагментарное наследство. Сможет ли Украина защитить себя с моря

Селиванов в последний раз убедился, что звездно-полосатые «коллеги» действительно вошли в советские воды, и навал начался. «Беззаветный» и СКР-6 начали сближение. С «Беззаветного» непрерывно докладывают в штаб флота в Севастополе: «Дистанция 30 метров, 20, 10…» На советских кораблях загерметизировали отсеки. «Кэрон» еще успевает поднять сигнал «Не подходить к борту!».

Бум! 11:02 — «Беззаветный» наваливается на корму «Йорктауна». Вытравленный якорь рвет обшивку крейсера. СКР-6 идет вдоль борта «Кэрона», круша леера. С диким скрежетом корабли идут борт к борту, сыплются искры. СКР-6 тоже совершает навал, но при своей скромной массе не может причинить особых повреждений оппоненту.

Своротить «Йорктаун» с курса, конечно, не получается: водоизмещение двух кораблей отличается в разы. Однако «Беззаветный», разминувшись с крейсером, тут же заходит на новую атаку.

На этот раз «Беззаветный» врубился в «Йорктаун» более жестко. Опять пострадали леера, вертолетная площадка, а главное, форштевень «Беззаветного» крушит пусковую установку противокорабельных ракет. От искр вспыхивает краска, трехтонный якорь сторожевика отрывается. Внутри «Йорктауна» начинается небольшой пожар.

Шутки кончились. Американцы пытаются зажать «Беззаветный» между своими кораблями. Богдашин приказывает на глазах у американцев привести в боевую готовность бортовое вооружение. На «Йорктауне» в ответ готовятся поднять в воздух вертолеты. Им в открытом эфире громовым голосом сообщают, что все, что поднимется в воздух, будет сбито. Зато на место прибывают уже советские вертолеты, проходящие над местом действия на высоте всего в полсотни метров. Для довершения картины над акваторией прошли тяжелые Ту-16.

В 11:40 на американские корабли передают новое требование уйти восвояси. На сей раз эта программа не вызывает возражений.

Все обошлось малым ущербом. «Беззаветный» лишился якоря, получил трещину на обшивке и еще кое-какие мелкие повреждения, на СКР-6 помяло фальшборт и леерные стойки, «Кэрон» остался без шлюпки. Ощутимые повреждения получил только «Йорктаун», у которого изуродовало пусковую установку «Гарпунов» и помяло (не фатально) вертолетную площадку. Никто не погиб.

Никаких особых дипломатических последствий этот инцидент не имел.

Богдашин некоторое время спустя получил «Красную звезду» на грудь за… «освоение новой техники». Некоторые чиновники в самом СССР пытались наказать флотских командиров за инцидент, но в конечном счете из этого ничего не вышло: моряки делали свою работу и сделали ее хорошо. Богдашин дослужился до звания контр-адмирала и командира крейсера «Москва», который и в наше время составляет главную ударную силу Черноморского флота.

Читать еще:  МС 21, презентация нового российского среднемагистрального пассажирского самолета, демонстрация и испытания, технические характеристики и стоимость проекта

«Беззаветный» в 1997 году передали в ВМС Украины, но там этот уже слишком старый изношенный корабль не служил — переименованный в «Днепропетровск» сторожевик разукомплектовали и затопили в море. «Йорктаун» списали уже в нулевые. А инцидент в Черном море стал одним из последних столкновений холодной войны и ярким эпизодом истории флота.

Красный навал: как два сторожевика выгнали корабли США из Черного моря

Об очередном турне судов ВМС США вблизи своей зоны контроля и вероятном нарушении ими границы командование Черноморского флота узнало заблаговременно. Это были крейсер «Йорктаун» (тип «Тикондерога») и эсминец «Кэрон» (тип «Спрюэнс»).

В штабе разработали план действий по сопровождению американских кораблей и потенциальному противодействию им. Задачи возложили на экипажи сторожевых кораблей «Беззаветный» и «СКР-6». Командиру группы капитану 2 ранга Николаю Михееву было поручено сначала предупредить американцев о заходе в территориальные воды СССР, а при отсутствии реакции осуществить «навал» — это схожий с тараном маневр, когда судно по касательной задевает борт нарушителя, вынуждая его сменить курс.

До крайних мер, как и предполагали в командовании ЧФ, дошло. В ответ на предупреждение о входе в акваторию СССР американские командиры ответили, что ничего не нарушают и не изменят курс в соответствии с «нормами свободного прохода».

Целью «Беззаветного» с водоизмещением 3 тысячи тонн стал превосходящий его в три раза «Йорктаун» (водоизмещение 9,2 тысячи тонн). Маленькому «СКР-6» с водоизмещением всего 1,3 тысячи тонн достался «Кэрон» в 7,8 тысячи тонн. Перед капитанами сторожевиков стояла чрезвычайно опасная задача — крейсер и эсминец могли с легкостью их раздавить. Но экипажи американских кораблей не ожидали решительных действий от советских моряков и чувствовали свое преимущество. По воспоминаниям Николая Михеева, личный состав «Йорктауна» собрался на палубе — матросы и офицеры смеялись, показывали неприличные жесты, фотографировали и вели видеосъемку. Кадры с обстановкой на судне и момент навала, к слову, широко растиражированы в интернете.

Подойдя сначала на дистанцию 40 метров, а потом сократив ее до 10 метров, капитаны советских кораблей получили подтверждение приказа «действовать по плану операции». Первый навал «Беззаветного» пришелся под углом примерно 30 градусов по левому борту американского крейсера. При ударе якорь сторожевика разорвал обшивку борта «Йорктауна», у которого от трения загорелась краска. Веселившиеся еще несколько мгновений назад члены экипажа крейсера побежали с палуб в отсеки, командир бросился на мостик.

Командовавший «Беззаветным» Владимир Богдашин вывел судно из критического положения после столкновения и осуществил второй навал, ставший более мощным и результативным. Удар пришелся в район вертолетной площадки, где оказались срублены все леера. Сторожевик порвал обшивку борта надстройки, разломал командирский катер, затем сполз на корму, где повредил пусковую установку ракет «Гарпун». Два ее контейнера были разрушены, а у ракет оторвало головные части. Позже стало известно, что в районе погребов установок «Гарпун» и противолодочных ракет «Асрок» начался пожар.

Навал «СКР-6» на «Кэрон» не вызвал столь серьезных последствий. Эсминец сблизился с «Беззаветным», чтобы вместе с «Йорктауном» зажать его в клещи. В ответ на эти действия Николай Михеев приказал подготовить к запуску реактивные бомбометные установки РБУ-6000 глубинными бомбами в сторону обоих судов США. Заметив это, американские корабли отвернули, но на крейсере начали готовить к взлету пару вертолетов.

Доложив об этом на командный пункт, Николай Михеев сообщил оппонентам, что их вертолеты в случае взлета будут сбиты как нарушители воздушного пространства СССР. Предупреждение не подействовало, американцы заглушили свои машины лишь тогда, когда над ними зависли два Ми-24 с полным набором вооружений на боевой подвеске. Группа советских вертолетов как раз находилась неподалеку.

«Йорктауну» и «Кэрону» ничего не оставалось, как покинуть советские территориальные воды. Командование американской корабельной группы около суток вело переговоры со своим руководством, а на следующий день взяло курс на выход из Черного моря.

Это происшествие военные историки называли и «красным тараном», «и последним инцидентом холодной войны», и «днем, когда могла начаться Третья мировая». Но вне зависимости от наименования результат решительных действий советских моряков был очевиден — провокации со стороны ВМС США сошли на нет.

Не осталось и кораблей, участвовавших в том инциденте. В 1997 году «Беззаветный» был передан Украине и переименован в «Днепропетровск». В состав действующих кораблей он больше не вошел, а в 2005 году судно разобрали и отправили в Турцию. По пути сторожевик затонул.

«СКР-6» еще в 1990 году был исключен из состава ВМФ, в том же году его утилизировали.

Крейсер «Йорктаун» был списан в 2004 году. Он находится в зоне отстоя на базе технического обслуживания кораблей резерва ВМС США в Филадельфии.

Эсминец «Кэрон» выведен из строя в октябре 2001 года, а через несколько месяцев затонул в районе военно-морской базы в Пуэрто-Рико в ходе подрывных испытаний корпуса.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector