0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Китай испытал реактивный ударный беспилотник. «Альтаир» стоит на земле.

«Альтиус». Тяжёлый российский беспилотник с искусственным интеллектом

«Альтиус» – это тяжелый российский беспилотник дальнего радиуса действия с максимальной боевой нагрузкой более тонны. Свой первый полет БЛА совершил в августе 2019 года. В феврале 2020 года официальный сайт Минобороны России сообщил о том, что окончательный вариант беспилотника получил название «Альтиус-РУ». Развертывание производства тяжелого разведывательно-ударного беспилотника планируется осуществить на мощностях Уральского завода гражданской авиации, который в настоящее время занимается опытно-конструкторскими работами по данной теме.

«Альтиус» научат думать

Скоро в арсенале ВКС России появится новый тяжелый разведывательно-ударный беспилотник «Альтиус», который получит элементы искусственного интеллекта (ИИ). БЛА сможет работать автономно без участия оператора, а также самостоятельно взаимодействовать с перспективным российским истребителем пятого поколения Су-57. Сообщается, что новый разведывательно-ударный беспилотник сможет без помощи человека-оператора самостоятельно прокладывать маршрут до цели или заданного района патрулирования в обход зон ПВО вероятного противника, а также обнаруживать и атаковать важные наземные цели: пусковые установки ракет, узлы связи, штабы. Аппарата с подобными возможностями в распоряжении ВКС России пока что нет. По словам экспертов, новый беспилотник станет по-настоящему универсальным оружием.

Как сообщает газета «Известия» со ссылкой на собственные источники в ВПК, в стране уже начались работы по созданию обновленной версии тяжелого разведывательно-ударного беспилотника «Альтиус-РУ». Новый беспилотник получит элементы системы ИИ, а дистанционно управлять аппаратом можно будет и с борта истребителя Су-57. Сообщается, что все необходимое оборудование, которое подарит БЛА свои «мозги», будет установлено на аппарате до конца 2020 года, после чего начнется период проведения технических испытаний новинки.

Предполагается, что элементы искусственного интеллекта подарят аппарату новые возможности, в том числе возможность атаковать наземные цели самостоятельно. Получив координаты цели, БЛА при помощи своего бортового компьютера сможет составить алгоритм поиска оптимального маршрута до цели атаки, а также рассчитает наиболее подходящую точку для сброса бомб. Всё это беспилотник сможет сделать без помощи оператора, при этом боевой дрон будет в режиме реального времени получать всю информацию из штаба о воздушной обстановке и расположении объектов ПВО противника и строить свой полет, обрабатывая поступающие сведения. Выполнив боевую задачу, тяжелый беспилотник сможет вернуться на базу в автоматическом режиме по наиболее безопасному маршруту или вернуться в зону патрулирования и продолжить решать разведывательные задачи.

Стоит отметить, что в настоящее время военные беспилотники на всех этапах полета стараются контролировать операторы, работающие с земли. Установленные на «Альтиус» элементы ИИ должны помочь снизить нагрузку на операторов беспилотных комплексов, что особенно важно при длительных полетах и долгом патрулировании. Для большого разведывательно-ударного аппарата это особенно актуально, так как такой БЛА в состоянии находиться в небе больше суток.

Использование беспилотника совместно с современным истребителем пятого поколения — также очень важная функция. В сентябре 2019 года Минобороны России впервые продемонстрировало пример такого взаимодействия с участием Су-57 и 20-тонного ударного беспилотника С-70 «Охотник», являющегося на данный момент времени самым крупным подобным аппаратом в нашей стране. Такой же возможностью взаимодействия с пилотируемым самолетом оснастят и беспилотник «Альтиус». Специалисты отмечают, что благодаря имеющимся в его распоряжении приборам летчик сможет находить цели и по защищенной линии связи передавать их координаты на борт БЛА. После получения информации от пилота беспилотник сможет приступить к выполнению боевой задачи в самостоятельном режиме без участия оператора.

Российские эксперты отмечают, что современные российские беспилотники, к которым относят «Форпост» и «Альтиус», по своим характеристикам уже сопоставимы с западными аналогами. К примеру, по своим характеристикам «Альтиус» может конкурировать на мировом рынке вооружений с американским БЛА MQ-9 Reaper («Жнец»). При этом использование беспилотников в армиях всех стран в будущем будет только возрастать. Беспилотники уже сейчас отлично проявляют себя в разведывательных миссиях, позволяя обнаруживать важные цели, которые могут самостоятельно же поразить. Разработка, строительство и широкое применение разведывательно-ударных беспилотников поможет в перспективе сохранять человеческие жизни, уберегая людей от ненужного риска.

Технические возможности беспилотника «Альтиус-РУ»

Современный российский беспилотный летательный аппарат «Альтиус-РУ» (разведывательно-ударный) представляет собой финальный вариант создаваемого с 2011 года беспилотника «Альтаир», на заключительном этапе работ он также был известен как «Альтиус-У» (ударный). По своей конструкции дрон «Альтиус-РУ» представляет собой тяжелый турбовинтовой беспилотный летательный аппарат большой дальности.

При этом сегодня по-прежнему известны не все технические данные беспилотника. К примеру, в феврале 2018 года официальный сайт Минобороны РФ сообщал о том, что тяжелый беспилотник «Альтиус» сможет нести до двух тонн боевой нагрузки. Но сегодня в прессе, в том числе на тематическом сайте Минобороны «Звезда», все чаще можно встретить другие данные о полезной нагрузке аппарата – до 1000 кг.

Новый российский беспилотный летательный аппарат «Альтиус» построен по классической аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом большого размаха и V-образным хвостовым оперением. Известно, что «Альтиус» построен с широким использованием композиционных конструкционных материалов. Силовая установка аппарата представлена двумя турбовинтовыми двигателями, расположенными на консолях крыла, двигатели приводят в движение два тянущих винта. По всей видимости, речь идет о двигателях ВК-800С, разработанных в КБ имени Климова. Данный двигатель предназначен для установки на легких самолетах и вертолетах (версия ВК-800В) и выдает взлетную мощность 800 л.с. Примерный размах крыла беспилотника – до 30 метров, длина – около 12 метров, взлетная масса – более шести тонн.

В 2019 году завод УЗГА представил доработанную версию беспилотного аппарата, которая получила систему спутниковой связи. С использованием такой системы дальность полета БЛА «Альтиус» ограничивается лишь запасом топлива на борту. Как отмечают специалисты, появление такой системы позволяет разведывательно-ударному беспилотнику вести разведку и атаковать цели на удалении за сотни или тысячи километров от места своего базирования. Известно, что в небе «Альтиус» может находиться от 24 до 48 часов, а максимальная дальность его полета должна составить 10 000 километров. При этом вести разведку аппарат сможет с высоты 12 тысяч метров.

К особенностям аппарата также относят его оснащение инерциальной навигационной системой СП-2, которая должна снизить возможности обнаружения аппарата в воздухе, обеспечив БЛА дополнительную устойчивость к наводимым помехам и работе в условиях радиоэлектронного противодействия со стороны противника. Предполагается, что в качестве вооружения беспилотник сможет нести планирующие бомбы «Гром-2» общей массой 598 кг (масса боевого заряда 480 кг) и дальностью пуска 10-50 км или управляемые ракеты «Гром-1» стартовой массой 594 кг (масса боевого заряда 315 кг) с дальностью пуска до 120 км. Такое предположение выдвинули журналисты «Известий».

Читать еще:  .45 Automatic M.1911

«Альтиус» создают уже девять лет

«Альтиус» относят к тяжелым беспилотникам, он входит в тройку больших ударных дронов, разрабатываемых в настоящее время в России. При этом «Альтиус» — аппарат очень сложной судьбы. Работа над ним началась еще в 2011 году, но спустя девять лет аппарат по-прежнему не запущен в серийное производство, а весь процесс его разработки сопровождался различными проблемами и громким скандалом, эхо которого гуляет по Казани до сих пор.

Первоначально (в 2011 году) заказ на разработку тяжелого беспилотного аппарата весом до пяти тонн был выдан специалистам АО «НПО Опытно-конструкторское бюро имени Симонова» в Казани. Работы велись совместно с компанией «Транзас» из Санкт-Петербурга. Первая публичная демонстрация модели будущего беспилотника состоялась в феврале 2013 года. На тот момент беспилотник назывался «Альтаир».

Далее проект постигли сразу два удара. Первый – это введенные против России в 2014 году санкции, которые оставили аппарат без немецких дизельных авиационных двигателей, которыми планировалось оснащать все беспилотники. Информация о начале летных испытаний экспериментальных образцов появилась только в 2016 году, а в 2017 году стало известно, что ОКБ имени Симонова испытывает нехватку денежных средств на доведение проекта и продолжение работ.

Далее последовал второй удар. В дело включился бессмертный российский сюжет. В апреле 2018 года суд арестовал генерального директора ОКБ им. Симонова Александра Гомзина, которого следствие заподозрило в хищении 900 миллионов рублей, выделенных на разработку тяжелого беспилотника. Эта история не закончилась до сих пор. При этом ОКБ им. Симонова находится под угрозой банкротства, а в конце 2019 года Арбитражный суд Москвы принял иск Минобороны России к бывшему разработчику беспилотника «Альтиус» – АО НПО «Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) им. Симонова» на общую сумму 643,8 миллиона рублей.

На фоне разгорающегося скандала и начавшегося судебного разбирательства разработка нового беспилотника была перенесена из Казани в Екатеринбург. В декабре 2018 года во время визита в Казань Алексей Криворучко, являющийся заместителем министра обороны РФ, курирующим вопросы материально-технического обеспечения вооруженных сил, рассказал, что работы над тяжелым беспилотником были переданы новому подрядчику. Которым стал «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА), освоивший серийную сборку беспилотника «Форпост», а также его локализованной и модернизированной версии «Форпост-Р».

В декабре 2019 года Минобороны России заключило с АО «УЗГА» новый контракт на выполнение ОКР по беспилотному летательному аппарату «Альтиус-РУ». Это окончательный вариант БЛА, к которому военные и разработчики пришли по итогам всех испытаний уже выпущенных прототипов тяжелого беспилотника. Сообщается, что данная версия объединит в себе все требования военных и последние российские достижения в области создания беспилотной авиации. Данная версия должна стать основной для развертывания серийного производства и поставок в Вооруженные силы РФ. Планируется, что именно «Альтиус-РУ» поступит на вооружении не только ВКС, но и ВМФ России.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Ударный беспилотник «Альтаир» загоняют в штопор

Отставание России в области БПЛА стало еще больше из-за внутренних «разборок»

В начале этого десятилетия Министерство обороны переключилось с осуждения американских ударных беспилотников за их «негуманность» на заявления о том, что в России в скором времени появится это эффективное оружие. В определенной степени это было вызвано тем, что в Казани в ОКБ им. Симонова (тогда — ОКБ «Сокол») была начата разработка первого в стране тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата «Альтаир» со взлетной массой 5 тонн. Главным конструктором был назначен директор ОКБ Александр Владиславович Гомзин.

Работа приближалась к завершению. Первый прототип начал летать летом 2016 года. Прерванные на полгода заводские испытания возобновились в феврале 2017 года. К этому времени симоновцы построили и второй прототип.

Но в апреле 2018 года Гомзин был арестован за похищение 900 млн. рублей. То есть почти всего миллиарда, который был выделен на создание «Альтаира». Хоть нелепость такой арифметики противоречит законам сохранения энергии, массы, денежных потоков.

Любопытно в этой ситуации повело себя Минобороны, заявившее следствию, что претензий к ОКБ им. Симонова не имеет. Все работы выполняются согласно графику. Если и имеют место какие-то задержки, то они согласованы с генеральным заказчиком.

В этой дикой ситуации вполне естественно выглядело открытое письмо Путину подписанное 300-ми сотрудниками ОКБ. В нем говорилось о попытке рейдерского захвата, о характерных для этого вида «экономической деятельности» приемах, применявшихся следственными органами — ночные обыски в домах сотрудников предприятия, изъятии личных вещей, не имеющих отношения к их производственной деятельности и т. д.

По мнению газеты «Версия», все эти «мероприятия», в том числе и грубо нарушающие секретность разработки, проводились в интересах российско-кипрского бизнесмена Рустэма Магдеева.

Работа предприятия была парализована. Появились сообщения, что разработка «Альтаира» закрыта.

Главный конструктор Гомзин был вскоре освобожден под подписку о невыезде. Но главная цель была достигнута — над ОКБ им. Симонова был установлен контроль.

В конце минувшего года заместитель министра обороны генерал-лейтенант Алексей Криворучко, посетивший с официальным визитом Казань, расставил все точки над i. Продолжение работ по «Альтаиру» передается другому казанскому исполнителю, который для успешного доведения дела до победного конца обладает всем необходимым — и производственной базой, и квалифицированными специалистами. Поскольку ОКБ им. Симонова «не справилось с задачей».

Другим исполнителем стал казанский филиал Уральского завода гражданской авиации.

История ОКБ им. Симонова прозрачна. Она свидетельствует, что тяжелый беспилотник — это профильное направление деятельности предприятия. С 1959 года здесь создавали спортивные самолеты. Затем переключились на самолеты-мишени на базе сверхзвуковых истребителей МиГ и Су, которые так же, как и «Альтаир», имеют телеуправление.

У уральского филиала хоть и значительно более короткая история, но чрезвычайно путанная, сопровождавшаяся целым рядом банкротств. Причем к летательным аппаратам самолетного типа предприятие прежде не имело никакого отношения. Вот что стало известно изданию «Бизнес Online» в результате проведенного расследования.

Читать еще:  Какую выбрать воздушку

В 1992 году в Казани открылся филиал московского вертолетного завода Миля, получивший название КНПП «Вертолеты-Ми». Данное предприятие занималось разработкой, поставкой и обслуживанием дополнительных топливных баков и систем аварийного приводнения для вертолетов. В 2005 году «Вертолеты-Ми» обанкротились, и на их базе в 2009 году создали КНПП «Вертолеты-Ми+». В 2015 году банкротство постигло и эту компанию. Правопреемником стала Авиастроительная корпорация «Русичи» — материнская компания. Но и она обанкротилась в 2016 году.

Минувшей весной, когда арестовали директора и главного конструктора ОКБ им. Симонова, все долги «Русичей» были оплачены казанским бизнесменом, председателем совета директоров «Тулар Аэро Групп» (ТАГ) Азатом Хакимом. И контрольный пакет акций спасенного концерна перешел к ТАГ. При этом возродились из пепла и «Вертолеты-Ми».

А минувшим летом площади «Вертолетов-Ми» под долгосрочную аренду перешли к Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА), которым владеет бизнесмен Виктор Григорьев. Бизнесмен самый крупный среди лиц, которые вовлечены в историю «перезагрузки» ударного беспилотника. Он владеет несколькими предприятиями ВПК, ему принадлежат 88% уставного капитала АО «НК Банк», который владеет 48,65% акций УЗГА.

Свершилась многоходовка, странная и абсолютно индифферентная роль в которой принадлежит Министерству обороны. Да и не роль это, а констатация факта перехода проекта от одного исполнителя к другому. Без комментариев по поводу механизмов этого перехода, в высшей степени подозрительных.

При этом следует учесть, что УЗГА специализируется на ремонте и техобслуживании вертолетов, прежде всего двигателей, а также на лицензионном производстве легких иностранных самолетов и вертолетов. База для разработки авиационной техники отсутствует.

Однако эксперты все-таки считают, что и в столь нелепой ситуации «Альтаир» будет подготовлен к серийному производству. На том основании, что ведущие специалисты ОКБ им. Симонова, а также рабочие высокой квалификации начали массовый переход «к новому барину».

Ну а теперь о механизмах, при помощи которых военную разработку, включенную в гособоронзаказ, передали структурам, которые ничего не разрабатывали не только для Министерства обороны, но и для гражданских авиакомпаний.

Когда начались первые «наезды» на ОКБ им. Симонова, Гомзин обратился за поддержкой в администрацию президента РФ и в контрразведку ФСБ. Однако никакой реакции не последовало. Более того, когда началась активная фаза силовых действий следственных органов, возглавленная А.А.Гиниятуллиным, его действия поддержали сотрудники УФСБ Татарстана И.Р.Батдалов и А.З.Латыпов.

Операцию по приобретению блокирующего пакета акций ОКБ им. Симонова и перепродаже его Виктору Григорьеву провел вышеупомянутый Рустэм Магдеев. Денег у Магдеева не было, поэтому он взял 1,3 млн. долларов у своего старого друга и делового партнера Дмитрия Цветкова, который обитает в Лондоне. Кредит был предоставлен с таким условием, что половину пакета Магдеев передаст Цветкову. Когда пакет полностью перекочевал к Григорьеву, Цветков потребовал вернуть хотя бы деньги, коль акции уже уплыли на Урал. Однако получил категорический отказ. В связи с чем на Кипре, гражданином которого является Магдеев, состоялось судебное разбирательство. Имущество Магдеева было арестовано, ему угрожает уголовное наказание.

Трудно сказать, заинтересуется ли метаморфозами, которые случились с разработкой беспилотника, российское правосудие. С одной стороны, дело абсолютно понятное и прозрачное. С другой, главные фигуранты — люди, весьма серьезные. Да и деньги тут работают очень большие.

Зато ясно другое: тяжелый ударный беспилотник «Альтаир» забуксовал на земле. А отставание России от лидеров в области БПЛА — Израиля и США, стало еще больше.

Проект «Альтиус-У»: История ещё одного перспективного российского ударного беспилотника

Вот уже как несколько дней прошло после того, как Министерство обороны Российской Федерации опубликовало видеозапись лётных испытаний перспективного разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полёта «Альтиус-У». Мы попробуем разобраться в истории этого проекта, его развитии и перспективах.

Полёт проходил в течение 32 минут на высоте до 800 метров в полностью автоматическом режиме на одном из испытательных аэродромов, предположительно, на авиабазе Ахтубинск в Астраханской области. Во время лётных испытаний все системы комплекса отработали штатно и никаких нареканий Минобороны не выявило.

Работы по проекту беспилотника «Альтаир» (первое название «Альтиуса») начались ещё в 2011 году, после объявления тендера на первый российский ударный беспилотник. Примерно тогда же начались работы по проектам тяжелых реактивных ударников «Скат» от ОКБ им. Микояна и С-70 «Охотник» от ОКБ им. Сухого и чуть ранее лёгкого разведывательно-ударного «Орион» от компании “Кронштадт”, работы по которому ускорились как раз таки благодаря проблемам «Альтаира». Проект «Альтаир» стал для российской оборонки одним из самых проблемных проектов в сфере беспилотной авиации.

Вело научно-исследовательские работы (НИР) и с 2014 года опытно-конструкторские работы (ОКР) ОКБ им. Симонова, которое ещё с 1968 года занималось беспилотной авиацией (преимущественно работали по беспилотникам-мишеням). В 2015 концерн КРЭТ испытал навигационные системы для беспилотника, а уже через год после этого был осуществлен первый полёт опытного образца, сменившего название «Алтаира», теперь уже получившего имя «Альтиус-О».

Работы шли тихо мирно, но уже к 2017 году у различных ведомств начали появляться вопросы о расходе бюджетных средств, выделенных на проект и о том, почему работы по проекту «Альтаир» ведутся так долго. И к концу этого же года сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД, при содействии и сопровождении ФСБ, провели выемку документов, возбудив два уголовных дела — по признакам ст. 159 УК РФ («Мошенничество») и ст. 204 («Коммерческий подкуп»). Был также задержан генеральный директор предприятия Александр Гомзин, однако в тот же день появилась информация, что после продолжительного опроса он отпущен.

Причины вмешательства силовиков доселе неизвестны и сильно разнятся. Одни источники утверждают, что оно связано с проблемами и задержками в сроках сдачи проекта беспилотника «Альтиус», другие связывали это с нецелевым расходом средств, а третьи с неполадками в качестве программного обеспечения некоей техники, задействованной в российской военной кампании в Сирийской Арабской Республике.

Отметим, что несмотря, что на то что, по заявлениям высших руководителей предприятия, работы продолжали идти в штатном режиме. ОКБ им. Симонова даже успели, в июне 2018 года, завершить лётные испытания новейшего российского разведывательно-ударного беспилотника, тем не менее осенью 2018 года произошла передача дальнейших работ по «Альтаиру» другому подрядчику — Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА), который известен недавней полной локализацией хорошо зарекомендовавших себя израильских беспилотных разведывательных комплексов Searcher Mk II (разработан в 90-х) под обозначением «Форпост».

Читать еще:  МР 27, гладкоствольное охотничье ружье, обзор и характеристики, длина, приклад и цевье, винтовки 12 и 16 калибра

Осенью 2018 года ряд средств массовой информации ошибочно воспринял сообщения о переносе производства как информацию о завершении опытно-конструкторских работ по этой машине, что в результате оказалось в корни неверно, так как УЗГА, получив все наработка от ОКБ им. Симонова успешно завершило большую часть работ по проекту и представило его финальный в вариант Министерству обороны Российской Федерации.

Если говорить о положении на данный момент, то практически все готово к серийному производству беспилотников: модернизируются отдельные узлы и вносятся незначительные изменения в программное оснащение беспилотного комплекса; обеспечена работа аппарата в сложных климатических условиях, включая высокие плюсовые и минусовые температуры; завершена программа адаптации перспективных средств поражения, среди которых находятся и доработанные с учетом характеристик беспилотника ракеты; увеличен возможный боекомплект корректируемых авиабомб различного калибра и типа.

Российский беспилотный разведывательно-ударный комплекс «Альтиус-У» представляет собой моноплан с крылом большого размаха и V-образным оперением, аналогично БЛА «Орион-Э». Под крылом расположены два турбовинтовых 12-цилиндровых V-образных дизельных двигателя RED A03 мощностью 500 лошадиных сил, которые производятся в Казани предприятием Руссо-Балт по лицензии немецко-российской компанией.

Размах крыла беспилотника 28,5 метра. Скорость аппарата 150-250 км/ч, потолок 12 километров, а дальность действия до 10 тысяч километров длительностью 48 часов с боевой нагрузкой на борту — 1 тонна, что позволяет «Альтиусу» нести на внешней подвеске до тонны ракет или бомб, включая авиационный вариант противокорабельной ракеты Х-35 в авиационном исполнении. Беспилотник штатно оснащается оптико-электронной системой видовой разведки и РЛС бокового обзора с активной фазированной решеткой.

Обратим внимание, что у беспилотника будет и гражданская версия — без разведывательной аппаратуры и с полезной нагрузкой до двух тонн, о целях использования которой пока информации нет.

Беспилотники класса MALE (Medium-altitude long-endurance — средневысотные с большой продолжительностью полета) являются одними из самых востребованных в мире благодаря возможности длительных полетов с различной целевой нагрузкой на борту, включая системы вооружения. Решение всех проблем, связанных с созданием и серийным производством беспилотников этого типа, позволит российским военным адаптировать машину практически под любые задачи. Главной задачей беспилотника будет участие в контртеррористических операциях и локальных конфликтах, в которых он сможет действовать с той же эффективностью, что и штурмовая авиация, тем не менее широкий спектр вооружений дает возможность уничтожать также различные объекты более технологически развитого противника.

Напомним о том, что на данный момент в российская оборонка активнее всего ведёт работы по нескольким проектам ударных беспилотных комплексов, среди которых лёгкие разведывательно-ударные «Карнивор», «Орион», «Катран», «Корсар» и «Форпост-М», средний «Альтиус-У», а также тяжёлый реактивный ударный беспилотник С-70 «Охотник», грузоподъёмности которых разнятся от 40 килограмм до 4 тонн, от чего спектр их вооружений кардинально отличается друг от друга, как и способы их использования. Практически все беспилотники в финальном облике были представлены Министерству обороны Российской Федерации, а некоторые, по различным данным, даже были использованы российской армией во время операций против боевиков запрещенных в России организаций «Исламское Государство» и «Хейят Тахрир аш-Шам» в Сирийской Арабской Республике.

Россия строит скоростной беспилотник

Минобороны РФ заключило контракт на разработку летательного аппарата с ОКБ имени Симонова. Как сообщает РИА “Новости” со ссылкой на источники в оборонно-промышленном комплексе, беспилотник будет разгоняться до 950 км/ч, а оснастят его турбореактивным двигателем.

Чтобы брать под крыло бомбы и ракеты, БПЛА сделают достаточно тяжелым. По предварительным данным, вес дрона составит порядка 4-5 тонн. Эксперты уже сравнивают будущий российский беспилотник с американским Avenger.

Этот аппарат способен проводить более 20 ч на высоте 18 км и разгоняться до 740 км/час. А его вооружению может позавидовать истребитель: ракеты “воздух-поверхность” AGM-114, управляемые авиационные бомбы и даже лазерная система HELLADS, которая уже сейчас сбивает ракеты противника и легкие летательные аппараты. Ряд аналитиков предрекает “Мстителю” (так переводится на русский Avenger) большое будущее, поэтому неудивительно, что в России захотели создать похожий.

Предполагается, что беспилотник даже будет заменять истребители F-16, F-15, а после модернизации, возможно, и малозаметный F-35. Конечно, полностью заменить дроны людей не смогут, но частично – вполне. В ВВС США многие летчики относятся к “мстителям” настороженно, так как опасаются, что новая стратегия приведет к сокращению штата пилотов. И это похоже на правду.

Беспилотниками всерьез заинтересовались на авианосцах. Крылья Avenger складываются, и его очень удобно хранить на палубе. Кроме того, аппарат оборудован кормовым крюком – специально для посадки на корабли.

Не секрет, что посадка и взлет с авианосца очень сложна технически, и всегда есть риск, что машина стоимостью в десятки миллионов долларов пойдет ко дну. Беспилотник намного дешевле. Кроме того, при не вертикальном взлете и посадке на палубу пилот испытывает большие перегрузки, что отрицательно сказывается на его здоровье. БПЛА мог бы решить эту проблему.

У России всего один авианосец. Поэтому, скорее всего, новый беспилотник пригодится на наземных аэродромах, а возможно, и на арктических базах. БПЛА можно вооружить ракетами X-38 или корректируемыми авиабомбами КАБ-500, которые хорошо зарекомендовали себя в Сирии. Практически наверняка в создании беспилотника применят технологии малозаметности, так как аппарат, по сути, будет дублировать боевой самолет.

БПЛА “Альтаир”. Фото: wikipedia.org

По мнению экспертов, пока речь идет об аванпроекте. Но если БПЛА понравится военным, разработчик может получить дополнительный контракт на изготовление уже нескольких машин – все будет зависеть от финансирования.

В настоящее время казанское ОКБ продвигает другой тяжелый беспилотник, разведывательно-ударный “Альтаир” – российский ответ американскому MQ-9 Reaper. Но у тихоходного БПЛА совершенно другие задачи – разведка и уничтожение цели незащищенной системой ПВО. Поэтому проект реактивного беспилотника будет развиваться параллельно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: