3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Меч, описание оружия и ножн, виды: большой, короткий, одноручный, полуторный и двуручный, применение в бою, история создания

Содержание

Меч двуручный: разновидности, описание, особенности конструкции

Вокруг оружия средних веков создано множество рассказов, былин, сказаний и выдумок людей. Так и меч двуручный окутан тайнами и иносказаниями. Сомнения у людей всегда вызывали огромные размеры меча. Ведь для ведения боя важны в первую очередь не размеры, а эффективность и боевая мощь оружия. Несмотря на габариты, меч пользовался успехом и был очень популярен среди воинов. Но воспользоваться таким мечом было под силу исключительно крепким, могучим воинам. Общий вес данного экземпляра меча около двух килограмм пятисот грамм, длина порядка метра, а рукоятка четверть метра.

Исторические факты

Меч двуручный такого образца в сражениях средних веков получил распространение в довольно поздние времена. Все снаряжение воина состояло из металлических доспехов и щита для защиты от неприятельских ударов, меча и копья. Постепенно мастера научились более качественно отливать оружие из металла, появились новые виды мечей компактные по размерам и гораздо эффективнее.

Такое оружие стоило дорого, не каждый солдат мог себе позволить приобрести меч. Мечом владели самые ловкие, смелые, отважные и довольно обеспеченные воины и охранники. Опыт владения мечом передавался от отца к сыну, постоянно совершенствуя навыки. Воин должен был обладать богатырской силой, отличной реакцией, виртуозно владеть мечом.

Предназначение двуручного меча

Один из видов двуручного меча

Благодаря огромным габаритам и большому весу, двуручным мечом владели только солдаты богатырского телосложения. В ближних боях их очень часто использовали в первых рядах, чтобы пробить первые ряды неприятеля. Лишить стрелков и солдат с алебардами, идущих следом, возможности нанести удар. Так как габариты меча требовали наличие определенного свободного периметра, чтобы воин мог замахнуться, тактику ближнего боя нужно было периодически менять. Солдаты вынуждены были постоянно менять место дислокации, в центре сражения из-за большого скопления воинов им было очень сложно вести бой.

При ведении ближнего боя мечи использовались в основном, чтобы нанести сокрушающий удар и пробить оборону противника. В сражениях на открытой местности солдаты наносили с помощью меча удары сверху и снизу по сопернику в бою. Рукоятью меча можно было поразить ударом в лицо неприятеля в максимальной близости друг от друга.

Особенности конструкции

Существовало несколько видов двуручных мечей:

  1. На военных церемониях, для проведения различных ритуалов, в качестве подарка для богатых, знатных людей чаще всего использовали большие двуручные мечи, вес каждого такого экземпляра достигал пяти килограмм. Некоторые отдельные экземпляры очень часто использовали как специальный тренажер для усовершенствования навыков ведения боя, тренировки рук.
  2. Двуручный меч для боевых сражений весом порядка трех с половиной килограмм и имел длину около одного метра семидесяти сантиметров. Длина рукоятки таких экземпляров была около полуметра и служила в качестве балансира меча. Солдат в совершенстве владеющий тактикой ведения боя, обладающий отличной сноровкой и ловкостью, практически не замечал габаритов меча. Для сравнения стоит заметить, что общий вес одноручного меча составлял около полутора килограмм.
  3. Классический двуручный меч длиной от пола до плеча солдата, и рукоятью от запястья до локтя.

Положительные и отрицательные качества меча

Если рассматривать преимущества двуручных мечей, можно выделить самые основные:

  • Воин, использующий данный меч, был защищен вокруг на довольно большом периметре;
  • Сокрушительные рубящие удары, нанесенные двуручным мечом, очень сложно отбить;
  • Меч универсален в использовании.

Стоит обратить внимание и на отрицательные качества:

  1. Меч нужно было держать двумя руками, следовательно, исключалась возможность дополнительной защиты в виде щита.
  2. Габариты меча не позволяли быстро передвигаться, а большой вес приводил к быстрой утомляемости воина и как следствие, к малой эффективности в бою.

Виды двуручных мечей

  1. Клеймор. Компактное шотландское оружие, среди различных экземпляров двуручных мечей, отличается сравнительно небольшими габаритами. Длина клинка составляла порядка ста десяти сантиметров. Еще одной немаловажной отличительной особенностью данного образца является специальная конструкция, благодаря которой воин мог выдернуть из рук неприятеля любое оружие. Небольшие размеры меча позволяют максимально эффективно использовать его в боевых сражениях, по праву считается лучшим экземпляром среди двуручных мечей.
  2. Цвайхандер. Данный образец отличается огромными габаритами, длина меча достигает двух метров. Конструкция меча весьма специфична, парная крестовина (гарда) служит границей между обоюдоострым клинком, рукоятью и не заточенной частью меча. Использовался такой экземпляр в бою для сокрушения противника, вооруженного копями и алебардами.
  3. Фламберг. Разновидность двуручного меча, с особым лезвием в форме волны. Благодаря такой необычной конструкции, эффективность солдата, вооруженного таким мечом, в боевых сражениях выросла во много раз. Воин, раненый таким клинком долго восстанавливался, раны очень плохо затягивались. Многие военачальники казнили взятых в плен солдат за ношение такого меча.

Немного о других разновидностях мечей.

  1. Кавалеристы, чтобы пробить насквозь доспехи неприятеля очень часто использовали меч «Эсток». Длина данного экземпляра, составляет один метр тридцать сантиметров.
  2. Следующая классическая разновидность двуручного меча. «Эспадон» длина его составляет сто восемьдесят сантиметров. Имеет крестовину ( гарду) из двух дужек. Центр тяжести такого клинка, смещен к острию лезвия меча.
  3. Меч «Катана». Японский экземпляр меча, с лезвием изогнутой формы. Использовался солдатами в основном в ближнем бою, длина клинка около девяноста сантиметров, рукояти порядка тридцати сантиметров. Среди мечей такой разновидности, существует образец длиной двести двадцать пять сантиметров. Мощь данного меча позволяет разрубить человека на две части одним ударом.
  4. Китайский двуручный меч «Дадао». Отличительной особенностью является широкий клинок, изогнутой формы, заточенный с одной стороны. Такой меч нашел свое применение даже во время войны с Германией в сороковые годы двадцатого столетия. Солдаты использовали меч в рукопашных боях с противником.

Интересные факты

Самый большой двуручный меч

В одном из исторических музеев Голландии выставлен двуручный меч, сохранившийся в отличном виде до наших времен. Это огромный экземпляр длиной два метра пятнадцать сантиметров и весом шесть килограмм шестьсот грамм. Историки предполагают, что изготовлен меч в пятнадцатом веке в Германии. В боевых сражениях меч не использовался, служил праздничным атрибутом для разных военных праздников и церемоний. При изготовлении рукояти меча в качестве материала использован дуб, и декорирован куском шкуры козы.

В заключении о двуручном мече

Управлять таким мощным, внушительным, устрашающим на вид оружием, могли только настоящие, могучие богатыри, которыми издревле славилась русская земля. Но эффективным оружием и смелыми воинами может похвастаться не только наша земля, во многих зарубежных странах были изготовлено аналогичное оружие, с различными отличительными особенностями. В боевых сражениях эпохи Средневековья, данное оружие стало свидетелем многочисленных побед и поражений, принесло много радости и горя.

Виртуозное владение мечом подразумевается не только в умении наносить сокрушительные удары, но и в ловкости, подвижности и изворотливости воина.

Читать еще:  Дамасские ножи - лучшие по качеству стали, кухонные, стальные, охотничьи и в виде штыка, как точить заготовки ручной работы

Полуторный меч: виды, размеры, фото

В позднем Средневековье полуторный меч был одним из самых распространенных видов оружия. Он отличался практичностью, а в руках умелого бойца становился смертоносным для противника.

История термина

Средневековый полуторный меч был распространен в Европе в XIII-XVI вв. Главная особенность этого оружия заключалась в том, что в бою оно держалось двумя руками, хотя баланс и вес позволял при острой необходимости брать его одной рукой. Такое универсальное свойство сделало данный меч крайне популярным в позднем Средневековье.

Сам термин появился только в XIX веке, когда коллекционеры оружия создали его новую современную классификацию. В средневековых источниках использовалось простое название — меч, или полуторный меч-бастард. Также данное оружие считалось двуручным. Это название долго использовалось не только в исторических хрониках, но и в художественной литературе.

Основные характеристики

Что представлял собой полуторный меч? Длина его составляла 110-140 сантиметров, причем около метра приходилось на клинковую часть. Данные мечи были промежуточным видом между одноручными и двуручными. Характеристики рукояти такого оружия могли варьироваться в зависимости от места и времени производства. Однако были у всех разновидностей и общие черты. Рукоять имела специфическое узнаваемое деление. Она состояла из двух элементов.

Первая – это цилиндрическая часть у гарды, которая предназначалась для защиты рук от ударов врага. Для воина не было более важной части тела. Именно с помощью рук он использовал полуторный меч. Получить ранение означало стать уязвимым для противника. Гарда появилась с развитием фехтования в позднем Средневековье. Хотя первым ее получил полуторный меч, сегодня больше всего эта узнаваемая часть оружия ассоциируется со шпагами, появившимися в последующие столетия. Вторая часть была конической и располагалась около навершия.

Интересной была эволюция дисковой головки полуторного меча. В XV веке стал распространенным готический стиль. Он принес новый дизайн со стремящимися вверх и узкими формами. С другой стороны, такие новшества появлялись не только из-за перемен в эстетике, а из-за насущной практической пользы. Рифленые и грушевидные головки мечей-бастардов были удобнее для второй руки, которая в бою сжимала эту часть оружия.

Классификация

За несколько столетий своего существования полуторный меч обзавелся несколькими подвидами. Самым распространенным был боевой. Его также называли тяжелым. Такой меч был длиннее и шире своих аналогов. Он использовался исключительно в бою и лучше всего подходил для смертоносных рубящих ударов. Облегченная версия – меч-бастард. Это оружие лучше всего подходило для самозащиты и повседневного ношения. Данные виды полуторных мечей были особенно популярны у рыцарей и латников и составляли основу их амуниции.

Первые их экземпляры появились в конце XIII века во Франции. Тогда размеры полуторных мечей еще не устоялись, у них было множество модификаций, но все они были известны под общим названием — мечи войны, или боевые мечи. Данные клинки вошли в моду в качестве атрибута седла лошади. Прикрепленные таким образом, они были удобны в походах и путешествиях и часто спасали жизнь своим владельцам в случае внезапной атаки разбойников.

Узкие мечи-бастарды

Одним из самых примечательных видов полуторных мечей был меч-бастард узкой формы. Его клинок сильно сужался, а лезвие было почти прямым. Такое оружие предназначалось в первую очередь для колющих ударов. Рукоять была удобной для использования как одной, так и двумя руками. Таким мечом можно было буквально «сверлить» противника.

Самым известным клинком этого типа было оружие Черного принца Англии Эдуарда Плантагенета, жившего в XIV веке и запомнившегося участием в Столетней войне против Франции. Его меч стал одним из символов битвы под Креси в 1346 году. Это оружие долгое время висело над могилой принца в Кентерберийском соборе, пока его не украли в XVII столетии, в эпоху правления Кромвеля.

Французские и английские разновидности

Французские боевые мечи подробно изучались английским историком Эвартом Оукшоттом. Он сравнил множество разновидностей средневекового холодного оружия и составил собственную классификацию. Он отметил тенденцию постепенного изменения назначения, которым обладал полуторный меч. Длина также варьировалась, особенно после того, как французская модификация стала популярна в других странах Западной Европы.

В начале XIV века схожее оружие появилось в Англии. Там его называли большим боевым мечом. Его не возили при седле, а носили на поясе в ножнах. Отличия всевозможных разновидностей также заключались в форме кромок клинка. При этом вес оружия нигде не превышал 2,5 килограмма.

Искусство боя

Примечательно, что полуторные мечи 15 века, вне зависимости от места их производства, использовались согласно канонам всего двух школ фехтования – итальянской и немецкой. Секреты владения грозным оружием передавались из уст в уста, но некоторые сведения сохранились и в манускриптах. Например, в Италии пользовалось популярностью учение мастера Филлипо Вадиса.

Больше гениев искусства боя оставила Германия. В ней было написано большинство книг по этому предмету. Такие мастера, как Ханс Тальхофер, Зигмунд Рингэкк, Аулус Кал, стали авторами распространенных пособий о том, как нужно использовать полуторный меч. Для чего он нужен и как им пользоваться, знали и простые горожане, пусть даже в самых простых представлениях. В то время оружие нужно было всем, потому что только с ним можно было чувствовать себя спокойно в повседневности, когда нападения грабителей и других лихих людей были привычной нормой.

Центр тяжести и баланс

Хотя полуторные мечи на Руси и вообще в Европе были достаточно легкими, чтобы сражаться с их помощью, требовалась немалая атлетическая сила. В основном этим оружием владели рыцари, а для них война была профессией. Такие воины тренировались обращаться со своим оружием каждый день. Без регулярных занятий человек терял свои боевые качества, что почти всегда заканчивалось фатально для его жизни. Средневековые сражения подразумевали самый близкий контакт с противником, какой только может быть. Бои всегда шли в быстром темпе и без остановок.

Поэтому важной характеристикой становился даже не вес оружия или его острота, а баланс. Полуторные мечи на Руси имели центр тяжести в точке чуть выше рукояти. Если клинок выковывался неправильно, то его брак обязательно сказывался на поле боя. При центре тяжести, слишком сместившимся наверх, меч становился неудобным, хотя его рубящий удар продолжал оставаться смертоносным.

Дефекты оружия

Хорошее оружие должно было легко управляться в движении. Высокий темп сражения не оставлял шанса мешкающим воинам. На скорость и силу удара обязательно влиял вес на определенном расстоянии от руки, которая держала полуторный меч. Название, которое рыцари часто давали своему оружию, могло отражать и его боевые качества. Если клинок был предназначен только для рубящих ударов, то масса могла быть распределена по длине только равномерно. В случае если кузнец допускал ошибку при изготовлении, оружие становилось практически бесполезным в бою против правильно вооруженного противника.

Плохие мечи вибрировали в руках при ударе по другому мечу или щиту. Дрожь в клинке передавалась в рукоять, что неизбежно мешало владельцу. Поэтому хорошее оружие всегда прочно лежало в руке. В нем обязательно были свободные от вибрации зоны, которые назывались узлами и располагались в правильных с точки зрения физики местах.

Развитие военного дела

К началу XIV века в европейском военном деле произошли значительные изменения, которые повлияли как на оружие, так и на доспехи. Фото полуторных мечей разных столетий подтверждают этот факт. Если до этого главной силой на поле боя были рыцари, то теперь они стали терпеть поражения от пеших воинов. Улучшившиеся доспехи позволили последним использовать уменьшенный щит или вовсе отказаться от него. А вот фото полуторных мечей показывают, что как раз в начале XIV века они стали значительно длиннее своих предшественников.

Читать еще:  Президент Казахстана, когда и как проходят выборы, список и биография бывших от первого до последнего, полномочия и указы

Появившиеся новые модели обладали рукоятью, которой гораздо проще было управляться одной рукой, чем двумя. Поэтому часто такие мечи-бастарды использовались в паре с небольшим щитом или кинжалом. Такое двойное вооружение позволяло атаковать противника еще опаснее.

Полуторный клинок и пластичный доспех

С появлением пластичного доспеха специально против них была разработана техника «половины меча». Заключалась она в следующем. Сражаясь против неприятеля в такой экипировке, владелец меча должен был угодить колющим ударом в зазор между пластинами. Для этого воин левой рукой охватывал середину клинка и ею помогал направлять оружие к цели, в то время как правая, лежавшая на рукояти, придавала атаке необходимую для успеха силу. Достаточно вольным, но схожим по принципу действия, будет сравнение с игрой в бильярд.

Если бой принимал именно такой оборот, то меч обязательно должен был иметь заточенное острие. При этом остальная часть клинка оставалась затупленной. Это позволяло рукой в перчатке выполнять вышеописанные приемы. Мечи делались легкими во многом по подобию доспехов. Существует устоявшийся стереотип о том, что в них было практически невозможно двигаться. Говоря так, люди путают турнирные и боевые доспехи. Первые действительно весили около 50 килограммов и сковывали владельца, в то время как вторые весили в два раза меньше. В них можно было не только бегать, но и делать гимнастические упражнения, а также кувыркаться. Раз в изготовлении доспехов мастера старались придать им наибольшую легкость и простоту в эксплуатации, то те же самые качества переносились и на мечи.

Полуторный меч — его история и разновидности

Полуторные мечи появились в Европе достаточно поздно – в эпоху Позднего средневековья, а их «Золотым веком» считается эпоха Возрождения. Получается, что период активного использования этого оружия – примерно 1350-1550 года. Это некая переходная форма от обычного одноручного меча к огромному двуручнику. Связано это скорее всего с тем, что огромный двуручник был под силу далеко не каждому, да и техника его владения была достаточно сложная, а полуторный меч давал возможность сражаться как в стили простого меча, так и в стиле двуручника.

Естественно, что нельзя говорить о том, что полуторник давал возможность освоить все удары и того и другого типа, но всё же для начального переучивания на двуручник он подходил значительно лучше.

Особенности полуторных клинков

До сих пор историки не имеют единого мнения о том, по какой причине появились полуторные мечи в Европе. Дело в том, что появились они в то же время, что и двуручники, и развивались вместе с ними до тех пор, пока вместе не ушли с исторической сцены. Интересен тот факт, что простые одноручные мечи в итоге оказались более жизнеспособными, и в итоге превратились в палаши и шпаги, которые ещё долго использовались в армиях, тогда как крупные мечи давно уже превратились в парадное и церемониальное оружие.

Скорее всего связано это с появлением огнестрельного личного оружия, типа пищалей и аркебуз, которые сделали доспехи малоэффективными. Соответственно с этим надобность в таких длинных и массивных клинках пропала. Двуручники пропали немного по другой причине. Они чаще всего использовались для пробивания бреши в отряде копейщиков, но так как огнестрел превратил воинов с пиками в обычную пехоту поддержки, и защиты, то и двуручники тоже стали не нужны.

Одноручные же мечи превратились в лёгкие сабли и шпаги, которые долго ещё использовались на поле боя, пока многозарядное огнестрельное оружие не стало в армии обыденностью.

Полуторные мечи обычно держались в бою двумя руками, хотя самые сильные воины нередко рубили и кололи им, используя исключительно одноручный хват. В отличие от одноручной модели, опытный воин с полуторником в бою использовал более широкий арсенал приёмов, активно работая как самим клинком, так и гардой и навершием.

Вообще, если проследить развитие европейских мечей, согласно типологии Окшотта, то можно увидеть, что некоторые мечи, используемые в XIII веке очень похожи на полуторники. Именно их называют предшественниками полуторных мечей, которых часто называли бастардами. Сам Окшотт называл такие модели «great swords», и указывал на то, что длинны их рукояти вполне хватало для того, чтобы взяться двумя руками.

В разных европейских странах встречались различные варианты полуторных мечей:

⦁ В Голландии был клинок под названием grootzwaard;

⦁ В Италии спадон;

⦁ В Германии langschwert;

⦁ В Португалии montante.

Каждый из этих клинков имел свои характерные особенности, но всё это были полуторные мечи.

Пишите в комментариях, понравились ли вам полуторники, и не забывайте подписываться на наш канал!

Бастард и полутораручный меч (15 фото + 2 видео)

Крестовина «полуторника» удлинена и могла иметь дужки для защиты второй руки. Классическим примером полуторного меча является так называемый бастард (дословно — «незаконнорожденный», названный так за неопределенность хвата: то ли он одноручный, то ли двуручный. ). Этот тип меча был очень популярен, так как мог использоваться и в комбинации со щитом, и отдельно, как двуручный меч.

Критерий выделения полутораручных мечей : длина, превосходящая длину одноручного меча , но не более, чем по солнечное сплетение владельца. Вес полутораручных мечей — не менее 1200 г, не более 2400 г. Баланс полутораручных мечей — не менее двух ладоней от гарды в сторону острия. Полутораручные мечи поражают рубящими, режущими ударами.

Соответственно смысл бастарда как раз в том, что он позволяет использовать как технику одноручника, так и технику двуручника.

Применительно к одноручному мечу говорят как правило о комбинации меч+щит — такая комбинация была наиболее распространенной и в большинстве случаев наиболее рациональной. Использование щита и меча предполагает хорошо развитую защиту (не только в рукопашной, но и от метательного оружия) с возможностью контратаки — вы можете атаковать противника до того как он закончит свою атаку.

Существует большое разнообразие щитов и такое же большое разнообразие методов их использования — большой квадратный щит в технике использования совсем не похож на маленький и маневренный баклер. Удар в край щита может привести к тому, что клинок на мгновение застрянет в нем, и таким образом будет невозможно сразу же вернуть его исходное положение или возобновить атаку (а также откроет руку для контратаки). По этой причине часто использовались именно щиты без металлической оковки. В большинстве случаев боец со щитом в рукопашной не стремится полностью за него спрятаться — наоборот, большинство стоек со щитом закрывают лишь левую сторону, сознательно открывая противнику правую сторону. Такая стойка «приглашает» противника атаковать правую сторону и дает вам возможность заранее знать направление удара.

При этом не стоит забывать о защитном потенциале вашего меча — им также можно парировать атаки противника (тут нужно подчеркнуть, что при парировании рубящих ударов следует избегать контактов «лезвие-в-лезвие». Для защиты предпочтительнее использовать плоскость меча, и не подставлять его под удар подобно щиту, а уводить им оружие противника в сторону. Но это отдельная тема)

Двуручники получили распространение в связи с развитием защитного снаряжения: боец в прочном пластинчатом доспехе мог отказатся от щита в пользу большей скорости и силы ударов. Основная роль защиты главным образом отводилась уходу с линии атаки и парированию. Большая длинна клинка также дает возможность держать противника на почтительном расстоянии. Большая скорость ударов обусловлена так называемой «рычажной» работой мечом: меч удерживается широким хватом так, что правая рука лежит возле гарды, левая — возле навершия и расстояние между ними должно быть не меньше ладони. При нанесении рубящего удара одна рука полкает меч, а другая наоборот, тянет. Уколы чаще всего выполняются одной рукой, левая только в начальной фазе помогает, выталкивая меч. Боец в прочной пластинчатой броне иногда может сознательно пропустить удар, концентрируя внимание на ответной атаке. Но при этом он не будет стоять, как истукан или тупо шагать вперед, изображая из себя танк. Достаточно повернуть или отклонить в сторону корпус — и удар, который должен был разрубить его, лишь скользнет по броне, практически не нанося ей повреждения.

Читать еще:  МиГ 1.44 МФИ - прототип многофункционального истребителя, первый советский проект самолетов пятого поколения, летные характеристики

Однако отсутствие щита в начале боя могло стоить солдату жизни. Пластинчатая броня была хорошо сконструирована для боя в ней, и далека от громоздкого, неуклюжего клише, созданного Голливудом. Но тем не менее солдат без щита — идеальная мишень для лучника. В рукопашной отсутствие щита тоже может иметь неприятные последствия.

Поэтому одновременно с распространением двуручных мечей стали широко использоваться полутораручные мечи, как наиболее универсальные. Такой меч имеет широкую рукоять (иногда составную) и достаточно мощное навершие

По длинне клинка полуторка представляет собой промежуточный вариант между одноручным и двуручным мечами. Клинок как правило сужающийся к острию, что дает большую свободу уколов и делает оружие очень быстрым в защите.

Полутораручный меч в начале боя как правило использовался в комбинации со щитом (гораздо реже в паре с другим оружием — кинжалом или мечом). Когда дает о себе знать усталость боец может забросить тяжелый щит на спину (или вообще отбросить в сторону) и фехтовать полуторкой двумя руками.

Ценность этого оружия на мой взгляд заключается прежде всего в его универсальности.

Полутораручный меч — оружие на все случаи жизни, поэтому неудивительно, что он был так широко распространенн в средневековой Европе.

Что касается средневекового периода, типология Окшотта упоминает мечи подтипов XIIa и XIIIa второй половины Высокого Средневековья, приблизительно 1250-1350 гг., как предков полуторных мечей. Окшотт называет эти мечи «великими мечами» (great swords), и указывает на их полутораручные рукояти (с длиной, достаточной для того, чтобы удерживать второй рукой рукоять за навершие), и относительно большие клинки (порядка 90 см). Эти мечи были в большинстве своем заметно длиннее и шире, чем современные им одноручные мечи. Позднее, в Позднем Средневековье, приблизительно в 1350-1550 гг., возникли различные подтипы полуторных мечей:

Средняя длина клинка около 81 см: подтип XVIa (начало 14 века)
Средняя длина клинка около 87 см: подтип XVIIIc (середина 15 века – начало 16 века)
Средняя длина клинка 87 см, с разбросом от 76 до 96 см: Тип XX (14-15 века), подтип XXa (14-15 века)
Средняя длина клинка 89 см: подтип XVa (конец 13 века – начало 16 века), подтип XVIIa (середина 14 века – начало 15 века)
Средняя длина клинка 99 см, с разбросом от 91 до 107 см: подтипы XVIIIa (середина 14 века – начало 15 века), XVIIIb (начало 15 века – середина 16 века), XVIIId (середина 15 века – начало 16 века), XVIIIe (середина 15 века – начало 16 века)
Стоит отметить, что последний подтип XVIIIe иногда описывается как классический двуручный меч. Хотя все описанные выше типы мечей Позднего Вредневековья могут считаться «двуручными мечами», типология Окшотта не охватывает истинные двуручные мечи Ренессанса, с поистине огромными клинками, такие как шотландский клеймор (клинки длиной около 108-110 см) и германский цвайхандер (клинки в среднем около 135 см).

Современная терминология включает голландский grootzwaard, немецкий Langschwert, итальянский спадон или длинный меч (lunga) и португальский montante. Французская шпага batarde ссылается на бастард, тип полуторного меча. Термины «полутораручный меч», «greatsword», и «бастард» используются в разговорной речи применительно к полуторным мечам в целом.

Бой с полуторным мечом не был столь варварским и беспорядочным, как часто изображается. Существовали системы борьбы, с множеством стилей и учителей, каждый из которых предлагал несколько отличающуюся от других технику боя. Полуторный меч был быстрым, эффективным, и универсальным оружием, способным к смертельным уколам, режущим и рубящим ударам. Клинок обычно использовался с захватом эфеса обеими руками, одна из рук близко к навершию, или на нем. Однако, при некоторых обстоятельствах, этот меч мог удерживаться только одной рукой. В описаниях дуэлей можно видеть бойцов, удерживающих остроконечный полуторный меч в одной руке, оставляя другую руку для удержания большого дуэльного щита. Другой вариант использования обуславливается наличием доспеха. Half-swording («техника полумеча») — это техника, использующая обе руки, одна из которых находится на эфесе, другая же лежит на самом клинке, для лучшего управления мечом при уколах и ударах. Эта универсальность была уникальна, поскольку множество работ отмечают, что обучение владению полуторным мечом давало основу для изучения множества других видов оружия, включая копья, дубинки и древковое оружие. Использование полуторного меча при атаке не ограничивалось только использованием клинка, поскольку некоторые руководства по фехтованию описывают и изображают использование навершия и гарды в качестве атакующего оружия. Гарда использовалась как крюк для того, чтобы опрокинуть или сбить противника с ног.

Все то, что известно о бое с использованием полуторного меча, дошло до нас из художественных описаний сражений из рукописей и мануалов средневековых мастеров и мастеров эпохи Возрождения. В них было описание основ боя и, в некоторых случаях, соответствующие изображения. Немецкая школа искусства фехтования включает самый ранний известный мануал по фехтованию полуторным мечом, руководство, датированное приблизительно 1389г аккредитованное Johannes Liechtenauer. Это руководство, к сожалению для современных ученых, было написано неясным стихом. С помощью студентов Liechtenauer, таких как Sigmund Ringeck, это руководство было переведено в более понятную прозу, что сделало его более систематизированным и понятным. Другие специалисты так же проводили подобную работу, иногда сопровождая ее множеством изображений, поясняющих текст.

Итальянская школа искусства фехтования была другой базовой школой использования полуторного меча. Рукопись Fiore dei Liberi, датированная 1410 годом, описывает множество способов использования полуторного меча. Подобно немецким руководствам, оружие обычно изображено и описано как удерживаемое обеими руками за эфес. Однако, раздел, посвященный одноручному применению меча, занимает заметный объем руководства, и демонстрирует различные методы и преимущества одноручной техники, такие как внезапный дополнительный выпад. Руководство также описывает технику полумеча как неотъемлемую часть боя в доспехах.

Обе школы пережили спад в конце 16 века, с приходом более поздних итальянских мастеров, воздерживающимися от полуторного меча, и сосредоточившимися прежде всего на фехтовании на рапире. Последнее известное немецкое руководство, включающее в себя обучение технике фехтования полуторным мечом, было руководством Jakob Sutor, изданное в 1612 году. В Италии обучение фехтованию на спадоне, или полуторном мече, продолжалось, несмотря на популярность рапиры, по крайней мере до середины 17 века (Lo Spadone Alfieri’s 1653), с последним трактатом «Двуручные мечи» некого Giuseppe Colombani, дантистом из Венеции, датирующегося 1711 годом. Эти традиции обучения, возможно, выжили в 19-20 веках в виде итальянской борьбы на палках, например, в работе Giuseppe Cerri’s «Trattato teorico e pratico della scherma di bastone» 1854года. Однако, несомненно то, что расцвет полуторных мечей на полях сражений закончился к 1500 годам.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector