1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Меч самурая, японское боевое оружие: катана, вакидзаси, танто, ногати и тато, качество клинка и закалка стали

Содержание

Меч самурая – совершенное оружие или раскрученный бренд

О выдающихся качествах мечей самураев ходят легенды. Действительно, выкованные по технологии японские клинки обладают невероятной остротой. Если верить легендам, они могут разрубать и железо, и лист бумаги на весу. Да, заточенный в бритву клинок с лёгкостью будет резать даже рисовую бумагу на весу, но рубить таким мечом железо – это значит сразу же испортить его. Для разрубания железа, заточка меча должна быть выполнена под большим углом (как на зубиле), в противном случае после удара режущую кромку придётся править, убирая щербины на клинке.

При словосочетании «японский меч», большинство сразу же подумает про катану. Действительно, катана – это японский меч, но кроме неё существовало ещё не мало разновидностей клинкового оружия самураев.

Дайсё – пара самурайских мечей

Если заглянуть вглубь истории, можно заметить, что самураи носили два меча одновременно. Один был длинный и назывался дайто (он же меч катана), второй – короткий, назывался сето (вакидзаси). Если длинный японский меч применялся в бою или на поединках, то короткий меч служил запасным оружием, когда катана ломалась. При ведении боя в ограниченном пространстве тоже использовался меч вакидзаси.

Когда самурай приходил в гости, он отдавал катану слуге при входе или оставлял её на специальной подставке. В случае внезапной опасности именно короткий меч мог спасти жизнь своего хозяина, поэтому искусству владения коротким мечом уделялось немало времени.

Если длинный меч считался привилегией правящего самурайского сословия и носить его могли только они, то короткие мечи носили богатые торговцы и ремесленники, которые старались научиться у самураев искусству владения мечом. Нужно заметить, что подобные знания в средневековой Японии ценились на вес золота и ревностно охранялись кланами. И если мастер (за огромную цену) соглашался показать приём, то он демонстрировал его только один раз, после чего с чувством выполнено долга, важно забирал вознаграждение.

Боевой самурайский меч – его параметры и разновидности

Японский меч катана или дайто имел длину от 95 до 110 сантиметров. Ширина его лезвия была около трёх сантиметров, при толщине клинка в 5-6 миллиметров. Рукоять меча обматывалась шёлковым шнуром или обтягивалась кожей акулы для предотвращения скольжения. Длина рукояти катаны составляла около трёх кулаков, что позволяло работать им с использованием двуручного хвата.

Японский меч сето или вакидзаси практически ничем не отличается от катаны, кроме длины. Она составляет 50-70 сантиметров. Естественно, что короткие мечи торговцев и самураев значительно отличались друг от друга качеством и отделкой. Короткий меч самурая, как правило, являлся частью комплекта дайсё и выполнялся в том же стиле, что и катана. Даже цуба у обоих мечей была выполнена в одном стиле.

Мечи самураев не ограничивались моделями катана и вакидзаси. Существовали ещё такие варианты этого оружия:

  • Кокатана – это вариант, который иногда использовали вместо короткого меча в комплекте дайсё. Данный меч отличался практически прямым клинком, в тесных коридорах такой клинок прекрасно наносил колющие удары (легендарный меч ниндзя, возможно, произошёл именно от этой разновидности самурайского меча). Длина кокатаны составляла около 600 миллиметров;
  • Тати – японский меч, распространённый с 10 по 17 века. Тати — оружие более древнее, чем катана и его носили лишь знатные самураи. Предназначался этот меч для конного боя. Его большая длина и кривизна способствовали нанесению мощного рубящего удара. Со временем боевое значение тати утратилось, и этот меч использовался в качестве церемониального или парадного оружия;
  • Ногати являлся огромным мечом с длиной клинка от метра и более. Встречались мечи с трёхметровым лезвием. Разумеется, что таким оружием-монстром невозможно было управляться одному человеку. Его брали несколько самураев и рубили конные войска. Стандартными ногати вооружались самые сильные воины, которые, как правило, являлись телохранителями своего господина;
  • Танто или короткий меч. Несмотря на то, что сейчас танто считается ножом, его название явно указывает, что это разновидность меча. Чаще всего танто использовали для пробивания доспехов или добивания раненого противника.

Меч катана и его разновидности носились на поясе или за спиной (самые длинные клинки). Для крепления использовался шёлковый шнур сагео, который мог использоваться для связывания врага или иных целей (особенно изобретательно использовали сагео ниндзя). Если меч носился за спиной, то для этого применялись ножны особой конструкции.

Катана – сильные и слабые стороны этого меча

Существует множество мифов, касающихся качества самурайских мечей:

  • Катана сделана из стали, которая проковывается десятки тысяч раз, приобретая при этом качества настоящей дамасской стали. На самом деле сталь, которую добывали в Японии, никогда не обладала выдающимися характеристиками. Для придания необходимой твёрдости её приходилось проковывать несколько тысяч раз. В результате этого и получались многослойные клинки, которые не имели ничего общего с дамасскими сталями;
  • Катана с лёгкостью рубит любой материал, будь то плоть или железо. На самом деле, японские доспехи никогда не обладали особой прочностью, поэтому разрубить их не составляло особого труда;
  • Клинок катаны с лёгкостью мог перерубить европейский меч. Данная ситуация сама по себе абсурдна. Европейский меч предназначался для пробивания тяжёлых железных доспехов, а катана – для точных ударов. Если европейские рыцари могли блокировать удары мечами, самураи уклонялись от ударов, так как один единственный удар по мечу мог выщербить режущую кромку меча. Техника мечевого боя самураев кардинально отличалась от боя рыцарей.

Скорее всего, миф о качестве японских мечей произошёл от того, что катана легко перерубала лёгкие шпаги европейцев, у которых в эту эпоху уже не было тяжёлых мечей.

Часто можно услышать мнение, что катаной можно как рубить, так и наносить эффективные колющие удары. На самом деле колоть катаной достаточно неудобно. Её форма подчёркивает, что главное её предназначение – это рубка. Конечно, существуют самурайские мечи, способные разрубить железо, но это единичные экземпляры. Если сравнивать их с общим количеством европейских мечей, способных на такой же подвиг, то сравнение получится не в пользу катаны.

Слабые стороны клинка самурайского меча заключались в следующем:

  • Так как катана не предназначена для фехтования, главной её слабостью является хрупкость;
  • Обладая большой твёрдостью, клинок катаны может легко сломаться от удара в плоскость клинка, поэтому в бою самураи тщательно берегли своё оружие, которое могло стоить годового дохода крупной деревни;
  • Кстати, клинок катаны можно было сломать, ударив по его плоской стороне нунчаками.

Из каких частей состоит самурайский меч

Любой самурайский меч, вне зависимости от размеров, состоит из следующих частей:

  • Непосредственно сам клинок катаны, который вставляется и вынимается из рукояти при помощи специальных бамбуковых клиньев;
  • Рукоять, размеры которой зависят от вида самурайского меча и личных предпочтений владельца;
  • Гарда, она же цуба, несущая больше декоративную роль, чем защитную;
  • Оплётка рукояти. Для этого использовали шёлковый шнур, который наматывался на рукоять по особой схеме;
  • Для фиксации меча в ножнах служила муфта хабаки.

Устройство меча достаточно простое, но требует очень тщательной подгонки деталей.

Вакидзаси – напарник катаны

Короткий меч вакидзаси носился в паре с катаной. Его общая длина составляла 50-80 сантиметров, из них 30-60 приходилось на клинок. Своим видом вакидзаси полностью копировал катану, только держали его одной рукой (хотя в случае необходимости можно было применять двуручный хват). Для торговцев и ремесленников вакидзаси был главным оружием и носился в паре с танто.

Самураи пользовались коротким мечом в замках или тесной схватке, когда для длинного меча не было простора. Хотя считается, что катана и вакидзаси — это боевой набор, чаще всего самураи носили их в мирное время. На войну брался более серьёзный меч – тати, который помимо длины, был ещё родовым оружием. Вместо вакидзаси использовали танто, который прекрасно пробивал доспехи противника в ближнем бою.

Так как часто вакидзаси оставался единственным доступным воину оружием (так как при входе в чужой дом в качестве гостя, самурай в обязательном порядке снимал катану). В связи с этим, искусству владения коротким мечом уделялось много времени. Некоторые кланы даже практиковали бой с катаной в одной руке, а вакидзаси в другой. Искусство боя с оружием в каждой руке встречалось достаточно редко и для противника чаще всего являлось полной неожиданностью.

Вакидзаси самурай носил в повседневной жизни почти всегда. Данный меч часто называли «Хранитель достоинства и чести», так как он постоянно был под рукой.

Как правильно носить катану

Японский меч носится с левой стороны (для левши допускается носить его справа) в специальных ножнах. Ножны удерживаются поясом, который называется оби. Катана носится в таком положении, что её лезвие направлено вверх. Такое положение меча позволяет вытащить его и нанести смертельный удар одним движением (сейчас существует такое боевое искусство как йайдо, где оттачивается именно такая техника).

Читать еще:  Перл Харбор: дата, почему напала Япония и сколько человек погибло, результаты атаки, количество потонувших кораблей

При появлении угрозы или в окружении недоброжелателей самурай брал катану в ножнах в левую руку, чтобы в случае опасности мгновенно достать её правой рукой. Если же он хотел показать своё доверие к собеседнику, то катана держалась в правой руке. Когда самурай садился, катана ложилась в пределах досягаемости (если она не сдавалась при входе в чужой дом).

Техника боя катаной

Хотя формально катана считается мечом (даже двуручным), по принципу своего действия это скорее сабля. Не стоит думать, что японскими мечами фехтовали, как показывают в современных фильмах. Настоящий самурай должен был убить врага одним единственным ударом. Это вовсе не прихоть, а необходимость беречь дорогостоящие клинки, так как достать новый было достаточно проблематично.

Длинный клинок самурайского меча позволял совершать широкий диапазон различных ударов. Так как катана чаще всего держалась двумя руками, одним ударом можно было не только отрубить голову или конечность, но и разрубить противника пополам.

В бою с использованием катаны существует три основные стойки:

  1. Дзедан – верхняя стойка;
  2. Чудан – стойка на среднем уровне;
  3. Гэдан – стойка нижнего уровня.

Для боя с использованием самурайского меча нужно учитывать и анализировать все движения противника и понимать его стиль ведения боя. В соответствие с этим, следует планировать свои атаки, причём осуществление должно следовать как можно быстрее.

Сейчас, когда японское фехтование (кэндо и йайдо) достаточно популярно, несложно найти секцию, где занимаются этим увлекательным видом спорта. Несколько подобных школ в Японии ведут свою родословную от самурайских клановых школ эпохи средневековья. В период запрета на ношение мечей многие школы исчезли, но некоторым удалось сохранить древние традиции владения мечом до наших дней.

Как достигалась такая острота клинка катаны

Хотя японский металл был достаточно низкого качества, техника ковки, применяемая кузнецами Японии, позволяла ковать клинки отличного качества. Благодаря множеству слоёв, получаемых в процессе ковки, острота катаны была на высоте. Зонная закалка и тщательная полировка придавали лезвию ещё более выдающиеся качества.

Сейчас в любом сувенирном магазине можно купить копию самурайского меча, который годится только для украшения интерьера. Настоящие катаны стоят достаточно дорого. Если вы хотите приобрести недорогую, но качественную реплику японского меча, закажите его у кузнеца, который работает по старинной технологии.

Меч самурая – совершенное оружие или раскрученный бренд

О выдающихся качествах мечей самураев ходят легенды. Действительно, выкованные по технологии японские клинки обладают невероятной остротой. Если верить легендам, они могут разрубать и железо, и лист бумаги на весу. Да, заточенный в бритву клинок с лёгкостью будет резать даже рисовую бумагу на весу, но рубить таким мечом железо – это значит сразу же испортить его. Для разрубания железа, заточка меча должна быть выполнена под большим углом (как на зубиле), в противном случае после удара режущую кромку придётся править, убирая щербины на клинке.

При словосочетании «японский меч», большинство сразу же подумает про катану. Действительно, катана – это японский меч, но кроме неё существовало ещё не мало разновидностей клинкового оружия самураев.

Дайсё – пара самурайских мечей

Если заглянуть вглубь истории, можно заметить, что самураи носили два меча одновременно. Один был длинный и назывался дайто (он же меч катана), второй – короткий, назывался сето (вакидзаси). Если длинный японский меч применялся в бою или на поединках, то короткий меч служил запасным оружием, когда катана ломалась. При ведении боя в ограниченном пространстве тоже использовался меч вакидзаси.

Когда самурай приходил в гости, он отдавал катану слуге при входе или оставлял её на специальной подставке. В случае внезапной опасности именно короткий меч мог спасти жизнь своего хозяина, поэтому искусству владения коротким мечом уделялось немало времени.

Если длинный меч считался привилегией правящего самурайского сословия и носить его могли только они, то короткие мечи носили богатые торговцы и ремесленники, которые старались научиться у самураев искусству владения мечом. Нужно заметить, что подобные знания в средневековой Японии ценились на вес золота и ревностно охранялись кланами. И если мастер (за огромную цену) соглашался показать приём, то он демонстрировал его только один раз, после чего с чувством выполнено долга, важно забирал вознаграждение.

Боевой самурайский меч – его параметры и разновидности

Японский меч катана или дайто имел длину от 95 до 110 сантиметров. Ширина его лезвия была около трёх сантиметров, при толщине клинка в 5-6 миллиметров. Рукоять меча обматывалась шёлковым шнуром или обтягивалась кожей акулы для предотвращения скольжения. Длина рукояти катаны составляла около трёх кулаков, что позволяло работать им с использованием двуручного хвата.

Японский меч сето или вакидзаси практически ничем не отличается от катаны, кроме длины. Она составляет 50-70 сантиметров. Естественно, что короткие мечи торговцев и самураев значительно отличались друг от друга качеством и отделкой. Короткий меч самурая, как правило, являлся частью комплекта дайсё и выполнялся в том же стиле, что и катана. Даже цуба у обоих мечей была выполнена в одном стиле.

Мечи самураев не ограничивались моделями катана и вакидзаси. Существовали ещё такие варианты этого оружия:

Кокатана – это вариант, который иногда использовали вместо короткого меча в комплекте дайсё. Данный меч отличался практически прямым клинком, в тесных коридорах такой клинок прекрасно наносил колющие удары (легендарный меч ниндзя, возможно, произошёл именно от этой разновидности самурайского меча). Длина кокатаны составляла около 600 миллиметров;

Тати – японский меч, распространённый с 10 по 17 века. Тати — оружие более древнее, чем катана и его носили лишь знатные самураи. Предназначался этот меч для конного боя. Его большая длина и кривизна способствовали нанесению мощного рубящего удара. Со временем боевое значение тати утратилось, и этот меч использовался в качестве церемониального или парадного оружия;

Ногати являлся огромным мечом с длиной клинка от метра и более. Встречались мечи с трёхметровым лезвием. Разумеется, что таким оружием-монстром невозможно было управляться одному человеку. Его брали несколько самураев и рубили конные войска. Стандартными ногати вооружались самые сильные воины, которые, как правило, являлись телохранителями своего господина;

Танто или короткий меч. Несмотря на то, что сейчас танто считается ножом, его название явно указывает, что это разновидность меча. Чаще всего танто использовали для пробивания доспехов или добивания раненого противника.

Меч катана и его разновидности носились на поясе или за спиной (самые длинные клинки). Для крепления использовался шёлковый шнур сагео, который мог использоваться для связывания врага или иных целей (особенно изобретательно использовали сагео ниндзя). Если меч носился за спиной, то для этого применялись ножны особой конструкции.

Катана – сильные и слабые стороны этого меча

Существует множество мифов, касающихся качества самурайских мечей:

Катана сделана из стали, которая проковывается десятки тысяч раз, приобретая при этом качества настоящей дамасской стали. На самом деле сталь, которую добывали в Японии, никогда не обладала выдающимися характеристиками. Для придания необходимой твёрдости её приходилось проковывать несколько тысяч раз. В результате этого и получались многослойные клинки, которые не имели ничего общего с дамасскими сталями;

Катана с лёгкостью рубит любой материал, будь то плоть или железо. На самом деле, японские доспехи никогда не обладали особой прочностью, поэтому разрубить их не составляло особого труда;

Клинок катаны с лёгкостью мог перерубить европейский меч. Данная ситуация сама по себе абсурдна. Европейский меч предназначался для пробивания тяжёлых железных доспехов, а катана – для точных ударов. Если европейские рыцари могли блокировать удары мечами, самураи уклонялись от ударов, так как один единственный удар по мечу мог выщербить режущую кромку меча. Техника мечевого боя самураев кардинально отличалась от боя рыцарей.

Скорее всего, миф о качестве японских мечей произошёл от того, что катана легко перерубала лёгкие шпаги европейцев, у которых в эту эпоху уже не было тяжёлых мечей.

Часто можно услышать мнение, что катаной можно как рубить, так и наносить эффективные колющие удары. На самом деле колоть катаной достаточно неудобно. Её форма подчёркивает, что главное её предназначение – это рубка. Конечно, существуют самурайские мечи, способные разрубить железо, но это единичные экземпляры. Если сравнивать их с общим количеством европейских мечей, способных на такой же подвиг, то сравнение получится не в пользу катаны.

Слабые стороны клинка самурайского меча заключались в следующем:

Так как катана не предназначена для фехтования, главной её слабостью является хрупкость;

Обладая большой твёрдостью, клинок катаны может легко сломаться от удара в плоскость клинка, поэтому в бою самураи тщательно берегли своё оружие, которое могло стоить годового дохода крупной деревни;

Кстати, клинок катаны можно было сломать, ударив по его плоской стороне нунчаками.

Из каких частей состоит самурайский меч

Любой самурайский меч, вне зависимости от размеров, состоит из следующих частей:

Непосредственно сам клинок катаны, который вставляется и вынимается из рукояти при помощи специальных бамбуковых клиньев;

Рукоять, размеры которой зависят от вида самурайского меча и личных предпочтений владельца;

Гарда, она же цуба, несущая больше декоративную роль, чем защитную;

Оплётка рукояти. Для этого использовали шёлковый шнур, который наматывался на рукоять по особой схеме;

Для фиксации меча в ножнах служила муфта хабаки.

Устройство меча достаточно простое, но требует очень тщательной подгонки деталей.
Вакидзаси – напарник катаны

Вакидзаси — короткий японский меч

Короткий меч вакидзаси носился в паре с катаной. Его общая длина составляла 50-80 сантиметров, из них 30-60 приходилось на клинок. Своим видом вакидзаси полностью копировал катану, только держали его одной рукой (хотя в случае необходимости можно было применять двуручный хват). Для торговцев и ремесленников вакидзаси был главным оружием и носился в паре с танто.

Самураи пользовались коротким мечом в замках или тесной схватке, когда для длинного меча не было простора. Хотя считается, что катана и вакидзаси — это боевой набор, чаще всего самураи носили их в мирное время. На войну брался более серьёзный меч – тати, который помимо длины, был ещё родовым оружием. Вместо вакидзаси использовали танто, который прекрасно пробивал доспехи противника в ближнем бою.

Читать еще:  ВМФ России: состав, главный штаб и главнокомандующий, праздничный день, спецназ, вооружение кораблей, флоты - Тихоокеанский и Черноморский

Так как часто вакидзаси оставался единственным доступным воину оружием (так как при входе в чужой дом в качестве гостя, самурай в обязательном порядке снимал катану). В связи с этим, искусству владения коротким мечом уделялось много времени. Некоторые кланы даже практиковали бой с катаной в одной руке, а вакидзаси в другой. Искусство боя с оружием в каждой руке встречалось достаточно редко и для противника чаще всего являлось полной неожиданностью.

Вакидзаси самурай носил в повседневной жизни почти всегда. Данный меч часто называли «Хранитель достоинства и чести», так как он постоянно был под рукой.

Как правильно носить катану

Так самураи носили катану

Японский меч носится с левой стороны (для левши допускается носить его справа) в специальных ножнах. Ножны удерживаются поясом, который называется оби. Катана носится в таком положении, что её лезвие направлено вверх. Такое положение меча позволяет вытащить его и нанести смертельный удар одним движением (сейчас существует такое боевое искусство как йайдо, где оттачивается именно такая техника).

При появлении угрозы или в окружении недоброжелателей самурай брал катану в ножнах в левую руку, чтобы в случае опасности мгновенно достать её правой рукой. Если же он хотел показать своё доверие к собеседнику, то катана держалась в правой руке. Когда самурай садился, катана ложилась в пределах досягаемости (если она не сдавалась при входе в чужой дом).

Техника боя катаной

Страница из японского учебника по фехтованию

Хотя формально катана считается мечом (даже двуручным), по принципу своего действия это скорее сабля. Не стоит думать, что японскими мечами фехтовали, как показывают в современных фильмах. Настоящий самурай должен был убить врага одним единственным ударом. Это вовсе не прихоть, а необходимость беречь дорогостоящие клинки, так как достать новый было достаточно проблематично.

Длинный клинок самурайского меча позволял совершать широкий диапазон различных ударов. Так как катана чаще всего держалась двумя руками, одним ударом можно было не только отрубить голову или конечность, но и разрубить противника пополам.

В бою с использованием катаны существует три основные стойки:

Дзедан – верхняя стойка;

Чудан – стойка на среднем уровне;

Гэдан – стойка нижнего уровня.

Для боя с использованием самурайского меча нужно учитывать и анализировать все движения противника и понимать его стиль ведения боя. В соответствие с этим, следует планировать свои атаки, причём осуществление должно следовать как можно быстрее.

Сейчас, когда японское фехтование (кэндо и йайдо) достаточно популярно, несложно найти секцию, где занимаются этим увлекательным видом спорта. Несколько подобных школ в Японии ведут свою родословную от самурайских клановых школ эпохи средневековья. В период запрета на ношение мечей многие школы исчезли, но некоторым удалось сохранить древние традиции владения мечом до наших дней.

Как достигалась такая острота клинка катаны

Хотя японский металл был достаточно низкого качества, техника ковки, применяемая кузнецами Японии, позволяла ковать клинки отличного качества. Благодаря множеству слоёв, получаемых в процессе ковки, острота катаны была на высоте. Зонная закалка и тщательная полировка придавали лезвию ещё более выдающиеся качества.

Сейчас в любом сувенирном магазине можно купить копию самурайского меча, который годится только для украшения интерьера. Настоящие катаны стоят достаточно дорого. Если вы хотите приобрести недорогую, но качественную реплику японского меча, закажите его у кузнеца, который работает по старинной технологии.

senseisekai

Валекс о.

так видит мир боевой маг

История Японии насчитывает несколько тысяч лет, и далеко не все эти годы были мирными. Борьба кланов, восстания, военные походы и иноземные вторжения. Воинское искусство играло важную роль в те времена. Возможно, поэтому в жизни современной, урбанизированной и высокотехнологичной Японии то и дело проглядывают черты прежней, традиционной, феодальной страны.
Даже люди, мало знакомые с Японией, слышали о ее богатой культуре. Не секрет, что включает она не только театр кабуки, поэзию Басё и гравюры Хокусая, но и такое явление, как самураев: военную аристократию со своими правилами, философией и особым отношением к оружию.

Самураи — дзи

Японское холодное оружие у многих вызывает восхищение. Конечно, с ним связано много не слишком правдивых мифов, но традиции обработки металла, уходящие в седое средневековье, отточенные и эффективные приемы фехтования и просто неповторимое изящество этих мечей не могут не вызывать уважения.

Ковка клинка с лисой-кицунэ в качестве молотобойца

Самый, пожалуй, известный вид японского оружия — катана. По европейским представлениям она относится, скорее, к саблям, но мы по привычке называем катану «мечом». Он может колоть, может рубить, но предпочтительным считается удар «с оттяжкой», когда лезвие не просто рубит, но и режет цель.
Изогнутый клинок длиной 60 см и выше, как правило, состоит из нескольких полос стали разных свойств и состава, соединенных вместе кузнечной сваркой. Это позволяет лезвию дольше сохранять остроту, а более мягкая сердцевина клинка делает его упругим, а не хрупким, как стекло. Этому же способствует и особая технология закалки. Затем клинок нужно отполировать — вручную! Мастер шлифует клинок абразивными брусками, постепенно переходя от грубого зерна к более мелкому, добиваясь бритвенной остроты и попутно проявляя рисунок стали.

Цуба с гравировкой и инкрустацией

Однако клинок — еще не все. Мечу нужна рукоятка, длинная, чтобы можно было ухватить двумя руками. Ее часто обертывают кожей акулы или ската и оплетают шелковыми лентами. Клинок защищают деревянные ножны, украшенные по вкусу мастера. А для защиты рук перед рукоятью ставится гарда, металлический диск, который японцы называют «цуба». Нередко цубы сами по себе являются произведениями искусства — отлитые из бронзы, с гравировкой и золочением, они становились фамильной ценностью и переходили по наследству. Боевой клинок рано или поздно выходит из строя: от ударов противника, многократной заточки или от усталости металла. В таких случаях цубу могли перенести на новый меч, который служил правнукам первоначального хозяина.

Самурай (актер кабуки) с катана и вакидзаси

Катана была не просто оружием — это был символ особого положения. Носить катана могли лишь представители военного сословия, те самые самураи. Меч заправлялся за пояс, чтобы быть все время под рукой, но в то же время не мешать передвижению. В пару к нему самурай носил вакидзаси, меч покороче, выкованный тем же способом, что и катана. Нередко мастер изготавливал катана и вакидзаси комплектом, в одном стиле.

Самураи в бою — нагината, катана, лук

Вообще, отправляясь в сражение, самурай брал с собой целый арсенал. Это и длинный — больше двух метров — лук юми, который традиционно «собирается» из полос бамбука и дерева, скрепленных полосками кожи. Это и нагината — комбинация меча и копья, напоминающая европейскую глефу: изогнутый клинок, насаженный на двухметровую рукоятку. Благодаря сочетанию легкости и эффективности нагинату использовали и женщины. Даже в XX веке, когда холодное оружие утратило свое военное значение, нагината — конечно, не боевая — широко применялась в японских школах для девочек, в качестве спортивного снаряда.

Девушка с кошкой и нагинатой

Владение оружием было обычной практикой в старой Японии. Женщины и даже дети из сословия самураев носили с собой кинжалы танто: по форме близкие к катане, но длиной меньше 30 см, иногда совсем миниатюрные.

Катана и вакидзаси. Клинки отдельно на простых рукоятках

Торговцам, путешествовавшим по стране и вполне обоснованно опасавшимся нападения разбойников, катана была не по чину. Но вот вакидзаси носить они могли, поэтому искусство боя на мечах не замыкалось на одних только самураях.
Японские правители не раз пытались запретить ношение оружия не самураям. Особенно это касалось крестьян, самого массового сословия, часто поднимавшего восстания. Поэтому простолюдинам приходилось использовать для самообороны бытовую утварь: ножи, серпы, шила и так далее. Например, знакомые нам нунтяку, вероятно, ведут родословную от цепа, которым обмолачивали рис.

Сюрикэны и сякэн-крест

Невозможно пройти мимо метательного оружия — сюрикэн/сякэн. Дешевые и простые в изготовлении — их мог выковать любой деревенский кузнец — эти снаряды не попадали под запрет, касавшийся «мечей». Формы сюрикенов ограничивались лишь фантазией изготовителя. Некоторые напоминали метательные ножи или даже дротики для дартс (сюрикэн), другие — разной формы диски, звездочки с заточенными краями (сякэн). Самый простой представлял собой два заостренных стальных прута, соединенных крест-накрест. Сюрикэном трудно было кого-то убить — по крайней мере, сразу — но получалось нанести неприятный порез, отвлечь, замедлить оппонента.

Макибиси

Ближайшие «родственники» сяркэнов — колючки макибиси. Четыре острых шипа торчат в стороны, как иглы ежа. Макибиси тоже можно метать в противника, но чаще колючки рассыпали на землю: как бы они не упали, одно острие обязательно смотрело вверх. В наше время такие шипы используют, чтобы проколоть шины автомобиля или мотоцикла, но сотни лет назад макибиши с той же эффективностью пронзали подошвы самурайских сандалий. Не смертельно, но очень-очень неприятно.

Японский принц с мечом Кусанаги-но цуруги

В культурах многих народов мы встречаем упоминания оружия, которое никак не отнесешь к «простой» воинской экипировке. Знаменитый Экскалибур короля Артура, Жойёз Карла Великого или британская Куртана — не просто мечи, это еще и магические предметы, символы верховной власти. В Японии эту роль исполняет меч Кусанаги. Древние обоюдоострые мечи «цуруги», к которым относится Кусанаги, ковали в далекой древности, задолго до появления катан. Интересно, что они довольно похожи на европейские прямые мечи викингов или шотландцев.
По преданию, меч Кусанаги был найден в хвосте убитого дракона, и первому императору он достался от богини Аматэрасу, к которой возводят свой род японские монархи. Причем, не просто достался, а стал одной из трех императорских регалий. Как и остальные реликвии — древнее бронзовое зеркало и яшмовое ожерелье — меч скрыт от посторонних глаз, он хранится в одном из синтоистских храмов. Помимо служителей храма, меч дозволено увидеть лишь новому императору перед восхождением на трон. Простые смертные, даже исследователи, не знают, как он выглядит и существует ли вообще.

Читать еще:  Самодельная пневматика своими руками

Бои при помощи катана, нагината и сякэнов встречаются в книге «Меч Куромори» британского писателя Джейсона Роана. Книга рассказывает о приключениях пятнадцатилетнего Кении Блэквуда (или по-японски Куромори) в Японии. Меч Куромори, как вы уже догадались, — это и есть легендарный меч Кусанаги, у которого просто появился новый пятнадцатилетний хозяин.

«— То есть мне сражаться с драконом при помощи одного меча? Вы с ума сошли?
Кении украдкой посмотрел на выход.
Это не простой меч, — глядя на него, произнес Гэнкуро. — Тебе предстоит отыскать Кусанаги, небесный меч. Он был выкован богами и подарен людям самой богиней солнца Аматэрасу. Он один способен поразить Намазду».

О катанах

Катана (Katana)

Тати древнее, чем катана, а его статус выше. Уже задолго до кровавого периода «воюющих провинций» меч тати был принадлежностью конного воина, одновременно являясь атрибутом парадного костюма.

Катана же составляла оснастку пеших самураев низкого ранга, а также всего гражданского люда. Величественные носители тати, в свою очередь, пользовались катаной при повседневной одежде и в быту.

В период Эдо, когда громоподобные столкновения закованных в латы армий уступили место благородным (или неблагородным) схваткам на городских улицах и пустырях, участники которых не имели на себе ничего, кроме собственной кожи и кимоно, ловкость и скорость фехтовальной техники стали цениться выше ломовой силы.

Способ же ношения катана как нельзя лучше подходил к любому платью — меч затыкали за пояс лезвием вверх, где он и пребывал в слегка наклонном положении до того мгновения, пока тренированная рука в долю секунды не выдергивала его на свободу. Здесь же, по соседству, размещался его младший брат «вакизаси», но об этом ниже.

В подобной ориентации носились кавказские и донские шашки, причем снова приходится подчеркнуть — японский способ рациональнее. Шашка висела слишком вертикально, мешая ходьбе и прочим маневрам. На бегу тяжелую железку приходилось держать левой рукой, иначе она немилосердно колотила по ногам. Напротив — меч, расположенный у центра тела, да еще плотно зафиксированный как поясом, так и собственным шнуром «сагэо» (Sageo), нисколько не мешал выполнять даже акробатические номера, позволяя к тому же демонстрировать технику «иай» и обнажать клинок с последующим ударом непосредственно на выходе, скажем, из кувырка.

Длина рукоятки составляет от 25 до 30 см, а длина рабочей зоны (между цубой и острием) — не более 75 см. Убранство катана отличается от слегка варварской роскоши тати. Его декор может быть передан словами «скромность», «элегантность», в крайнем случае — «сдержанный шик», но не более. Именно в монтировке катана наиболее отчетливо проявились традиционные черты японского понимания красоты, сформулированные четырьмя формулами «измерения прекрасного» — ваби, саби, сибуй и югэн. Три первых уходят корнями в древнюю религию синто, «югэн» же — буддийская категория.

«Ваби» — это отсутствие чего-либо нарочитого, вычурного, броского, то есть в представлении японцев вульгарного. Это мудрая сдержанность, красота простоты.

«Саби» — дословно «ржавчина». Этим понятием передается прелесть потертости, некоего налета времени, патины, следов прикосновения многих рук. Считается, что время способствует выявлению сути вещей. Поэтому японцы видят особое очарование в свидетельствах возраста. Их привлекает темный цвет старого дерева, замшелый камень в саду и т. д. Категория «саби» выражает связь искусства с природой.

Но «ваби» и «саби» — слова старинные, и постепенно их стали употреблять совместно, слитно, как одно понятие. Так родилось популярное слово «сибуй». Если спросить японца, что это означает, он ответит: «Сибуй — то, что человек с хорошим вкусом называет красивым». Таким образом, «сибуй» — это окончательный приговор в оценке предмета. На протяжении столетий у японцев развилась почти мистическая, интуитивная способность распознавать качества, определяемые категорией «сибуй». Это красота естественности плюс красота простоты. Это красота, присущая назначению данного предмета, а также материалу, из которого он сделан. Меч или нож красив не потому, что изукрашен драконами. В первую очередь в нем должна чувствоваться острота лезвия и прочность закалки. Вот почему все японские клинки внушают бессознательный страх, смешанный с восхищением. Мы явственно ощущаем их смертоносную целесообразность, чего, увы, лишено подавляющее большинство западного оружия. Чем-то подобным веет от хищного силуэта современного истребителя.

«Югэн» — очень загадочное и трудноуловимое понятие. Постичь его — значит постичь самое сердце Японии. Тайна состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное и любоваться невидимым. Это мастерство намека, прелесть недоговоренности. У японских живописцев есть крылатая фраза: «Пустые места на свитке исполнены большего смысла, нежели то, что начертала на нем кисть». Югэн — это та красота, которая лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность.

Именно таким качеством обладает «хада» — узор японского Дамаска на боковых гранях клинка. Японцы не прибегают к вульгарному травлению стали едкими растворами для проявления рисунка. Вместо этого в ход идет фантастически скрупулезная и длительная традиционная полировка, дающая в итоге невероятный по эстетике феномен, когда металл приобретает словно бы прозрачность и глубину, как зеркальная гладь горного озера. Упомянутые узоры могут быть обнаружены в этой глубине только при использовании особой техники созерцания. То же относится и к отдельным, наиболее выигрышным аспектам закалочных структур «ниэ» и «ниои», образующих знакомую многим волну хамон вдоль режущей кромки меча.

Вольно или невольно поддаваясь тихому голосу югэн, формировался также строгий ритуал разглядывания меча, согласно которому клинок никогда не извлекается из ножен полностью, а ласкает взор только небольшим участком примерно в 1/3 общей длины. И лишь по особому разрешению владельца, пересыпая свои действия бесконечными извинениями, можно было обнажить клинок целиком, чтобы насладиться, к примеру, его киссаки (острием).

Что касается геометрических размеров больших мечей, то они таковы: общая длина полосы катана составляет в среднем 90 см (72 — клинок и 18 — хвостовик), а для тати эти значения будут соответственно 100-110 см (80 и 20). Ширина клинка колеблется в зависимости от школы и моды в пределах 27-35 мм. Прогиб катана обычно равен или чуть больше ширины полосы, тати — вдвое, а то и втрое выше. Длина цука (рукоятки) — три охвата руки. Для узкой ладони это будет примерно 25-27 см, для широкой — от 30 и более. Так, самураи восточных провинций предпочитали длинные рукояти, прозванные в народе «ароматными», поскольку фактически упирались в нос своему владельцу.

Вакизаси (Wakizashi) и танто (Tanto)

Область применения данных предметов двояка — каждый из них мог служить дополнением к основному вооружению, но мог являться и самостоятельной боевой единицей. Комплект складывался в зависимости от принадлежности клинка к той или иной категории. В то время как вакизаси почти всегда носили с катаной, опоясывание тати чаще сопровождалось вкладыванием за пояс большого танто (или его прародителя — косигатаны). Но где походит граница между ножами и мечами? Если говорить о размерах, то не будет ошибкой признать мечами клинки, рабочая кромка которых (от рукоятки до острия) более 40 см, независимо от стиля и формы. При этом значения 30-40 см являются переходными, так как максимальные габариты танто (20-40 см) порой оказываются выше минимума для вакизаси (30-60 см).

Но традиционно малый меч не отличается от большого абсолютно ничем, кроме габаритов, тогда как модификаций ножа мы встречаем великое множество. Вакизаси справедливо именуется «мечом», потому что его базовый образец в точности повторяет слегка урезанную катану. Диаметр цубы, разумеется, также немного меньше, но ширина и сечение клинка — никогда.

В полном соответствии со своим названием («вакизаси» — «воткнутый сбоку») сей предмет располагается слева за поясом, но ближе к телу, чем катана. В зависимости от веяний моды или пристрастий владельца, его либо сдвигали почти на живот, либо ориентировали практически параллельно основному мечу. Разумеется, японцы бы не были японцами, не разработай они массу изящных и замысловатых способов его фиксации с помощью шнура сагэо, продетого в специальную скобу куригата (Kurigata) на лицевой стороне ножен (подробнее об этом в главе «Этикет меча»). Такие путы не позволяли катана и вакизаси свалиться наземь или потеряться еще каким-либо образом, предоставляя в то же время определенную свободу относительно торса. Нечто похожее мы видим у многих азиатских народов, включая горцев Кавказа, для которых выход из дома без кинжала равноценен выходу вовсе без одежды. И еще: катану или громадный тати можно было нести просто в руках, но малый меч и нож оттягивали пояс всегда, порою даже во сне.

Длина рукоятки вакизаси составляет обычно полтора-два хвата ладони (около 20 см), и никаких стилевых вариаций не отмечается. Как правило, она оплетена тесьмой (абсолютное большинство экземпляров), но отдельные драгоценные мечи, составляющие к тому же пару аналогичным тати, могли иметь гладкую рукоятку, обтянутую кожей ската, либо сплошь укрытую великолепно гравированным металлом.

Характерен следующий момент — очень часто катана и вакизаси изготавливались одним мастером в комплекте, а при монтаже оформлялись в едином стиле. Именовалась такая пара сочетанием «дай-сё» (Dai Sho), что означает «большой-малый» или «длинный-короткий». Если предметы разнородные, то это уже не «дай-сё». Единообразие предполагало, в первую очередь, унификацию внешнего вида. Поэтому ножны, цубы и прочие детали (касира, фучи и т. д.) отличались друг от друга только размером, но не техникой исполнения или дизайном.

Окончательно традиция оформилась, конечно же, в период Эдо, поскольку ранее лихим головорезам «эпохи войн» было не до изысков. Кроме того, позволить себе хорошую пару могли люди состоятельные, так как её приходилось заказывать специально. Абсолютное большинство дошедших до нас комплектов представляют собой замечательные образцы кузнечного и декоративно-прикладного искусства.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector