20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Межконтинентальная баллистическая ракета «Сатана».

«Американцам было о чём беспокоиться»: какую роль ракета «Сатана» сыграла в укреплении РВСН

25 декабря 1974 года на боевое дежурство заступил первый полк РВСН СССР, оснащённый стратегическим шахтным комплексом третьего поколения P-36М с тяжёлой жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой (МБР). В странах — членах НАТО новому советскому оружию был присвоен шифр SS-18 Satan — «Сатана».

P-36М стала самой мощной МБР в мире. Её энергетические возможности позволяли размещать до 14—16 боевых блоков. Полезная нагрузка (забрасываемая масса) ракеты составляла 8,8 т, максимальная дальность в зависимости от снаряжения — 11—16 тыс. км.

«Сатане» не было равных по массогабаритным характеристикам. Длина ракеты — около 34 м, диаметр — 3 м, стартовый вес — 210 т, из них топлива — порядка 188 т. P-36М размещалась в шахтах повышенной защищённости. Такие пусковые установки способны сохранять работоспособность после ядерной атаки, обеспечивая поражение противника в рамках концепции ответно-встречного удара.

В беседе с RT генерал-майор РВСН в отставке, доктор военных наук Вячеслав Круглов заявил, что необходимость создания «Сатаны» была вызвана прежде всего интенсивным развитием систем противоракетной обороны Соединённых Штатов.

«Советское руководство пришло к выводу, что РВСН требуются новые жидкостные межконтинентальные баллистические ракеты, которые могли бы гарантированно поражать объекты на территории противника. Ставка была сделана на увеличение количества боевых блоков и ложных целей для комплексов ПРО», — пояснил Круглов.

Сверхмощная МБР

Головным разработчиком «Сатаны» является конструкторское бюро «Южное» (Днепропетровск). Создание P-36М санкционировал Совет министров СССР. Соответствующее постановление правительство Советского Союза приняло 2 сентября 1969 года.

До 1971 года руководство научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР) по Р-36М осуществлял прославленный учёный Михаил Кузьмич Янгель. После его смерти проект возглавил Владимир Фёдорович Уткин. Также участие в создании «Сатаны» принимал молодой инженер Леонид Кучма — будущий второй президент Украины.

Помимо «Южмаша», к разработке Р-36М приложили руку специалисты Центрального конструкторского бюро транспортного машиностроения (Москва), КБ Энергомаш (Химки), Конструкторское бюро специального машиностроения (Ленинград), НИИ-692 (Харьков).

Перед учёными была поставлена задача разработать сверхмощную МБР с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, способную преодолевать рубежи противоракетной обороны. Также ракету требовалось оснастить более совершенной автономной системой управления с бортовой цифровой вычислительной машиной.

Новая МБР должна была соответствовать высоким требованиям по скорости (в том числе на разгонном участке полёта), точности, радиусу поражения объектов, полезной нагрузке, живучести и боеготовности. Эскизный проект ракеты был подготовлен в декабре 1969 года. При создании «Сатаны» учёные опирались на опыт разработки МБР Р-36 (по классификации НАТО — SS-9 Scarp — «Откос»).

Первый испытательный запуск МБР был осуществлён 21 февраля 1973 года с космодрома Байконур. Лётно-конструкторские испытания «Сатаны» продолжились до октября 1975 года. Учёным «Южмаша» и других советских предприятий удалось решить поставленные руководством страны задачи.

Важным достижением стало увеличение жизненного цикла межконтинентальной ракеты до 25 лет (ранее срок боевого дежурства МБР не превышал 10—15 лет). Но ключевое достоинство Р-36М заключалось в возможности применять разделяющиеся головные части и маневрирующие моноблочные боезаряды лёгкого и тяжёлого классов.

Большое внимание советские учёные уделили совершенствованию шахты, куда помещалась «Сатана». Пусковая установка получила новую систему амортизации ракеты и аппаратуру управления. Опытный образец шахты прошёл испытание на Семипалатинском полигоне на предмет сохранения работоспособности в результате ядерного удара.

В различном боевом оснащении Р-36М была принята на вооружение в 1978—1979 годах. 9 августа 1983 года Совет министров СССР утвердил постановление о разработке модернизованной версии «Сатаны» — Р-36М2. Это была межконтинентальная ракета четвёртого поколения, которая в СССР получила уважительное наименование «Воевода».

«В реальности работы по Р-36М2 начались за несколько лет до официального постановления Совмина. Ещё в июне 1979 года «Южное» разработало техническое предложение по жидкостной МБР нового поколения, эскизный проект был готов через три года», — рассказал RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Ракета предназначалась для прорыва любых систем ПРО и обеспечения гарантированного пуска даже при многократном ядерном воздействии по району расположения шахт стратегического назначения.

21 марта 1986 года с площадки №101 был произведён первый запуск опытного образца Р-36М2. Однако испытание прошло неудачно. Маршевый двигатель МБР не запустился, и, рухнув в шахту, ракета взорвалась. Тем не менее подавляющее большинство пусков были успешными.

«Разработка Р-36М2 завершалась на излёте существования СССР. Крах советской государственности повлиял на планы переоснащения РВСН. В общей сложности планировалось поставить в войска более 100 ракет, но к концу 1991 года на боевом дежурстве находились 82 «Воеводы», — рассказал Дмитрий Корнев.

По его словам, 30 МБР получили соединения 13-й дивизии РВСН (Домбаровский Оренбургской области), 28 ракет стояли на боевом дежурстве 62-й Ужурской дивизии (Красноярский край), 24 Р-36М2 были поставлены 38-й дивизии в Державинске (Казахская ССР).

«На волне примирения с США «Воеводу» сняли с боевого дежурства 38-й дивизии, а шахты залили бетоном. В итоге на территории РФ осталось 58 Р-36М2. Насколько я понимаю, почти все они эксплуатируются до сегодняшнего дня, причём без участия Украины, с которой ранее осуществлялось взаимодействие по обслуживанию «Воевод», — отметил Корнев.

«Отслужили своё»

На Западе наследником «Сатаны» называют тяжёлую жидкостную МБР пятого поколения РС-28 «Сармат», которая должна заменить «Воеводу». Ракеты будут располагаться в тех же шахтных установках после предварительной модернизации. Первым получателем новейшего комплекса станет Ужурская дивизия РВСН. Головным разработчиком «Сармата» является АО «ГРЦ Макеева» (город Миасс Челябинской области).

РС-28 будет превосходить «Воеводу» по мощности, точности, дальности и забрасываемой массе. По информации Минобороны РФ, «Сармат» способен нести до 20 боевых блоков различного класса мощности. Кроме того, на эту МБР можно установить три гиперзвуковых комплекса «Авангард» с планирующими боевыми частями.

«Р-36М2 находится на финише своего жизненного цикла. Можно сказать, что «Воеводы» отслужили своё. Через несколько лет их заменят на полностью российские «Сарматы». Несмотря на все свои достоинства, Р-36М2 сильно уступает РС-28. Эти МБР роднит, по сути, то, что они относятся к классу тяжёлых жидкостных ракет и схожи по массогабаритным характеристикам. Во всём остальном каких-либо общих черт искать не нужно», — пояснил Вячеслав Круглов.

Дмитрий Корнев считает, что появление «Сатаны» внесло значимый вклад в стратегическое сдерживание Соединённых Штатов. Аналитик назвал Р-36М/М2 «чрезвычайно грозным оружием». По его оценке, МБР с большой долей вероятности обеспечивали поражение стратегически важных объектов противника даже в случае сильного отклонения или перехвата части боевых блоков.

«По настоянию США на «Воеводу» устанавливали десять боевых блоков, хотя ракета могла нести значительно больше полезной нагрузки. Американцам было о чём беспокоиться. У «Сатаны» и «Сармата», пожалуй, только один существенный минус — производство и эксплуатация тяжёлых жидкостных МБР является дорогим удовольствием. Однако эти расходы полностью оправданы соображениями национальной безопасности», — резюмировал эксперт.

Ракета “Сатана”: технические характеристики. Межконтинентальная баллистическая ракета “Сатана”

Все последние годы наиболее крепким гарантом мира во всем мире являются ядерные силы сдерживания некоторых государств. На первый взгляд это кажется парадоксальным, но на самом деле ничего странного в этом нет. Все просто: ядерный потенциал страны не дает лишний раз повода усомниться в ее государственности и охлаждает «горячие головы», препятствуя самой возможности возникновения Третьей мировой войны.

Является прямым потомком ракеты Р-36. Была существенно изменена не только основная конструкция, но и полностью переосмыслен способ запуска: в результате ракета «Сатана» стала не только намного проще, но и в несколько раз надежнее. Упростилась и удешевилась процедура строительства, ремонта и модификации стартовых шахт.

Читать еще:  Красуха-4 - комплекс РЭБ, его характеристики, недостатки и принцип действия, история создания и полевые испытания системы, ее функции и задачи

Кроме того, конструкторы кардинально изменили процедуру перевозки и ее установки на боевое дежурство, что не только резко снизило количество ЧП и несчастных случаев, но и повысило защищенность всего комплекса в принципе.

Основные сведения

В кругу военных известна под индексом Р-36М – конструктивно-двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета. Оснащалась боевой частью с десятью блоками. За разработку отвечали Михаил Янгель и Владимир Уткин, работавшие в легендарном КБ «Южное». Работы по проектированию этого вооружения начались 2 сентября 1969 года. Основной объем работ был выполнен до октября 1975 года. Со всеми испытаниями коллектив завода справился в срок до 29 ноября 1979 года.

Двигатели

На первую ступень монтировался ракетный двигатель РД-264, который является «конгломератом» четырех однокамерных установок РД-263. Сама силовая установка проектировалась в КБ “Энергомаш”, работами руководил Валентин Глушко. На вторую ступень устанавливался уже маршевый двигатель РД-0228. Его создавали в КБ химической автоматики. Руководил проектом Александр Конопатов. В состав используемого ракетного топлива входят: НДМГ и азотный тетраоксид. Отличается «минометным» способом запуска.

Что касается последнего термина, то он подразумевает выталкивание ракеты из пускового контейнера энергией банальных пороховых газов. Она выстреливается за пределы ракетной шахты, после чего включаются маршевые двигатели.

Ракета «Сатана» комплектуется автономной инерциальной системой управления. Ее проектированием занималось НИИ-692. Работами заведовал Владимир Сергеев. Важнейшую систему, отвечающую за преодоление вражеской ПРО, разработали в ЦНИРТИ. Вторая -боевая – ступень оснащается твердотельной двигательной установкой. Серийное производство ракет было развернуто на Южном машиностроительном заводе уже в 1974 году.

Начало работ

Именно авторству Михаила Янгеля принадлежит идея концепции минометного старта, который впервые был испытан на ракете РТ-20П. Эта идея была предложена талантливым инженером в 1969 году. Такой способ запуска дает множество преимуществ, главным из которых является значительное снижение массы ракеты. Но главный конструктор предприятия ЦКБ-34 категорически отказался принимать эту концепцию: он считал, что минометный способ запуска совершенно не подходит для старта ракет с массой более двухсот тонн.

Принятие идеи

В декабре 1970 года Рудяк (старый руководитель КБ) уходит, а его место занимает Владимир Степанов, который и сам «загорелся» идеей запуска тяжелых баллистических ракет посредством «минометной» схемы.

Сложнее всего оказалось решить проблему с амортизацией ракеты в ее шахте. Ранее в качестве «предохранителей» использовались гигантские металлические пружины из особого сорта стали, но вес новой ракеты просто физически не позволял их использовать и дальше. Тогда конструкторы решили пойти по «пневматическому» пути, применив для этой цели сжатый газ.

К газу не было претензий в части веса, но тут же возникла другая беда: как его удерживать в пусковом контейнере на протяжении всего срока службы ракеты? Работники КБ “Спецмаш” не только с честью смогли решить эту проблему, но и доработали стартовые установки под возможность запуска и более тяжелых ракет. Уникальные амортизаторы начали выпускать в Волгограде, на известном заводе “Баррикады».

Так ракета «Сатана», характеристики которой нами расписываются, стала еще более необычным оружием, которое опередило свое время как минимум на несколько лет.

Авторы прочих доработок

Параллельно разработкой новых технических решений занималось еще и Московское КБТМ, которым заведовал Всеволод Соловьев. Именно его коллективом был предложен уникальный вариант с маятниковой системой подвески ракеты в шахте. Уже в начале 1970 года был создан эскизный проект, а в мае он был одобрен и допущен к производству в Минобщемаше.

Учтите, что один взрыв ракеты «Сатана» вполне мог стереть с лица земли целый американский штат среднего размера, так что США очень интересовались разработкой и испытаниями данного оружия, а во время тестирования ракет на прибрежных площадках запуска неподалеку всегда находилась пара-другая их разведывательных кораблей.

Опасность этого оружия – в уникальной системе маневрирования и особой головной части: когда она разделяется, в окружающее пространство выпускается несколько сот ложных целей. В результате большая часть радаров не в состоянии обнаружить ракету. Разумеется, эффективно с ней бороться чрезвычайно сложно.

В середине 1970 года проект модернизации был одобрен всеми необходимыми инстанциями, после чего КБ “Южное” дали «добро» на производство модернизированных комплексов. Так появилась на свет межконтинентальная баллистическая ракета «Сатана».

Эффективность новых технологических решений

Особенность ракеты в том, что ее помещали в транспортно-пусковой контейнер еще на заводе, монтируя туда все необходимое дополнительное оборудование. После этого конструкция устанавливалась на контроль-испытательный стенд, на котором проводились все требуемые виды проверок.

Когда на полигонах заменяли старые Р-36 на новую Р-36М, в шахте монтировался специальный металлический силовой стакан, туда же устанавливалось все необходимое пусковое и амортизационное оборудование. По сути дела, для замены ракеты после подготовительных работ требовалось сделать несколько сварных швов, чего в прежние времена невозможно было и вообразить.

Из конструкции пусковой шахты в этом случае полностью исключались решетки и газоотводные каналы, которые были попросту не нужны при минометном способе старта. Результатом такого подхода стало не только резкое снижение стоимости всего комплекса, но и повышение эффективности защиты шахт (они стали проще). В Семипалатинске при испытании новых технологий было убедительно доказано, что они и в самом деле имеют немало преимуществ.

Проектирование и разработка новых двигателей

Многие смелые технические решения были обусловлены тем, что к разработке новой техники привлекли КБХА Конопатова. Дело в том, что нужно было решить некоторые проблемы, характерные для предшественника «Воеводы». В частности, требовалось избавиться от излишне сложного пускового механизма.

Именно благодаря Конопатову баллистическая ракета «Сатана» обзавелась четырьмя жидкостными двигателями на первой ступени (на Р-36 их было шесть штук), которые работали с использованием окислительного генераторного газа. Каждый из них выдает тягу в 100 тс, в камере сгорания показатели давления равняются 200 атм., удельный импульс тяги у поверхности земли равен 293 кгс.с/кг. Вектором тяги ракета управляет, поворачивая сам двигатель в нужном направлении.

Кстати, а на какое расстояние может доставить заряд ракета «Сатана»? Радиус поражения зависит от используемой боевой части:

  • Лёгкая моноблочная боевая часть имела мощность в 8 Мт, могла поразить цель на расстоянии до 16 тысяч километров.
  • Тяжёлый моноблочный вариант нес заряд мощностью 25 Мт, ракета могла улететь на 11200 километров.

Вот почему многими западными политиками была столь нелюбима ракета «Сатана». Сразу после развала СССР делались неоднократные попытки заставить Россию вообще избавиться от ядерного оружия. Кое в чем зарубежным «доброжелателям» улыбнулась удача: из приблизительно 153 шахт для «Воевод», которые были расположены на территории нашего государства, осталось не более половины. Впрочем, и этого арсенала хватает с лихвой. Шахты, которые располагались на территории Украины, были полностью демонтированы или просто заброшены. Белорусский арсенал сохранился.

Конструктивные особенности двигателя

Нужно заметить, что двигатель РД-264 имеет немало важных конструктивных особенностей. К ним относится новейшая система надува баков для ракетного топлива и окислителя, в состав которой входит генератор низкотемпературного типа, отсечные клапаны, а также датчики расхода и корректирующие устройства. Как мы уже отмечали, двигатель может отклоняться от центральной оси ракеты на семь градусов (для эффективного управления вектором тяги).

Читать еще:  Стечкин Игорь Яковлевич

Проведение испытаний

Огромным преимуществом, которое имеет ядерная ракета «Сатана» (Россия), является возможность дистанционного перенацеливания непосредственно перед ее стартом. Для такого типа оружия данное нововведение имело важнейшее значение.

В 1970-1971 годах разрабатывался проект пусковой площадки на полигоне Байконур, на которой бы можно было начать проведение испытаний нового комплекса. Известно, что немало частей было взято из комплекса 8П867. Сам испытательный стенд был смонтирован на площадке № 42. С конца 1971 года начались так называемые бросковые испытания, в ходе которых отрабатывалась технология минометного запуска, которой и характеризуется ядерная ракета «Сатана».

Основной целью испытаний было получение результата, при котором бы корпус ракеты (заправленный щелочью) был выброшен из пускового контейнера на высоту не менее чем 20 метров. Важно было добиться еще и правильного срабатывания двигателей, установленных на поддоне, так как именно от них зависело, будет ли пусковая шахта сохранена в нормальном состоянии, не подвергшись воздействию крайне горячей струи сгорающих газов из сопла ракеты.

Всего пришлось произвести запуск ракеты «Сатана» девять раз, после чего все требуемые характеристики были получены. Вообще же за все время было произведено в пределах 43 пробных запусков, из которых 36 закончились удачно, а в семи случаях ракета падала. Конечно, в этом случае использовался ее муляж, максимально приближенный к реальности. В противном случае пришлось бы проводить полную деактивацию местности, так как ракетное топливо страшно ядовито.

Технология установки в шахту

Как мы уже упоминали, при проектировке была предусмотрена передовая схема “завод-старт”, при которой российская ракета «Сатана» поставлялась с завода в полностью готовом состоянии, а затем монтировалась в пусковую шахту. Нужно отметить, что такой порядок в нашей стране был применен впервые, но практика доказала его высочайшую надежность.

Кроме того, так удалось во много раз сократить время, в течение которого ракета находилась в абсолютно не защищенном состоянии. Фактически «фактором риска» являлась только ее транспортировка к месту монтирования. Сама технология заключалась в проведении следующих работ:

  • Как только ракета прибывала железной дорогой, ее перегружали на транспортную тележку. Крайне важная особенность заключалась в том, что использовалась технология, при которой контейнер перетаскивали на транспортную тележку, не используя для этой цели подъемный кран. Затем ее транспортировали к самой шахте, где при помощи автоматизированной системы монтировали контейнер с ракетой в ШПУ. Все этапы продуманы так, что даже при близком ядерном взрыве ракета не пострадает, и ее можно будет использовать для атаки противника.
  • Проводились испытания электрических схем, нацеливание и ввод необходимого полетного задания.
  • Наиболее опасной и трудоемкой операцией была заправка ракеты. Из заправочных емкостей в баки ракеты требовалось залить порядка 180 тонн крайне ядовитых и химически агрессивных компонентов, так что весь персонал шахты в это время работал в защитных костюмах.
  • Только после этого производили стыковку с головной боевой частью. После этого начинали проводить заключительные операции по обслуживанию. Крыша шахты закрывалась, и все дополнительно проверялось, люки опечатывались, производилась сдача объекта караулу. Считалось, что с этого времени была исключена возможность несанкционированного доступа на объект.
  • Ракета ставится на боевое дежурство, с этого момента все управление ею возможно только из командного центра. Только боевой расчет мог инициировать пуск. Ракета «Сатана» снова внушает страх потенциальному противнику.

Дополнение

После этого в ракетных частях ее начали постепенно менять на модель Р-36М УТТХ. В настоящее время устаревшую ракету собираются менять на «Сармата», но точной даты вступления в строй новой модели пока что не знает никто (включая разработчиков).

Баллистическая ракета «Сатана» SS-18 (Р-36М).

РС-20В «Воевода» или Р-36М, известная как «Сатана» SS-18 (в обозначении НАТО) – самая мощная ракета в мире. «Сатана» останется в боевом составе РВСН России до 2026 года. Тяжелая ракета SS-18 «Сатана» — мощнейшая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, она была принята на вооружение в декабре 1975 года, а ее первый испытательный запуск был осуществлен в феврале 1973 года.

Ракеты Р-36М в различных модификациях могут нести от 1 до 10 (в некоторых случаях до 16) боевых частей общей массой (с блоком разведения и головным обтекателем) до 8,8 тысячи кг на расстояние свыше 10 тысяч км. Двухступенчатые ракеты в России размещаются в высокозащищенных шахтах, где они хранятся в специальном транспортно-пусковом контейнере, обеспечивающем их «минометный» старт. Стратегическая ракета имеет диаметр 3 м и длину более 34 м.

Количество и стоимость. Ракеты данного типа являются самыми мощными из существующих межконтинентальных ракет, они способны нанести по противнику сокрушительный ядерный удар. На Западе эти ракету называют «Сатана».

РВСН России на 2018 год располагают 75 боевыми ракетными комплексами, оснащенными ракетами «Сатана» (всего 750 ядерных боезарядов). Это составляет почти половину ядерного потенциала России, насчитывающего суммарно 1677 боезарядов. К концу 2018 года вероятнее всего, с вооружения России будет снята еще часть ракет «Сатана» и заменена более современными ракетами.

Р-36М «Сатана» имеет следующие ТТХ: Количество ступеней — 2+блок разведения

Топливо — хранимое жидкое

Тип пусковой установки — шахтная с минометным стартом

Мощность и количество боевых блоков — РГЧ ИН 8×900 KT, два моноблочных варианта; РГЧ ИН 8×550-750 кт

Масса головной части — 8800 кг

Максимальная дальность при легкой ГЧ — 16000 км

Максимальная дальность при тяжелой ГЧ — 11200 км

Максимальная дальность при РГЧ ИН — 10200 км

Система управления – инерциальная автономная

Точность — 1000 м

Максимальный диаметр — 3 м

Стартовая масса — 209.6 т

Масса топлива — 188 т

Окислитель — азотный тетраоксид

Горючее — НДМГ (гептил)

Межконтинентальная баллистическая ракета тяжелого класса Р-36М была разработана в КБ «Южное» (Днепропетровск). 2 сентября 1969 года было принято постановление Совета министров СССР о создании ракетного комплекса Р-36М. Ракета должна была иметь высокую скорость, мощность и другие высокие характеристики. Эскизный проект конструкторы завершили в декабре 1969 года. Межконтинентальная ядерная баллистическая ракета предусматривала 4 вида боевого оснащения – с разделяющимися, маневрирующими и моноблочными головными частями.

КБ «Южное» после смерти знаменитого М.К. Янгеля возглавил академик В.Ф. Уткин. Создавая новую ракету, получившую обозначение Р-36М, применяли весь опыт, накопленный коллективом при создании предыдущих моделей ракет. В целом это была новая ракетная система с уникальными ТТХ, а не модификация Р-36. Разработка Р-36М шла параллельно с проектированием других ракет третьего поколения, общими особенностями ТТХ которых были:

применение РГЧ ИН;

использование автономной системы управления с БЦВМ;

размещение командного пункта и ракет в сооружениях высокой защищенности;

возможность дистанционного переприцеливания непосредственно перед пуском;

наличие более совершенных средств преодоления ПРО;

высокая боевая готовность, обеспечивающая быстрый пуск;

использование более совершенной системы управления;

повышенная живучесть комплексов;

увеличенный радиус поражения объектов;

повышенные характеристики боевой эффективности, которые обеспечивает увеличенная мощность, скорость и точность ракет.

радиус зоны поражения Р-36М блокирующим ядерном взрывом уменьшен в 20 раз по сравнению с ракетой 15А18, стойкость к гамма-нейтронному излучению повышен в 100 раз, стойкость к рентгеновскому излучению — в 10 раз.

Межконтинентальная ядерная баллистическая ракета Р-36М впервые совершила пуск с полигона Байконур 21 февраля 1973 года. Испытания ракетного комплекса были завершены лишь к октябрю 1975г. В 1974 году был развернут первый ракетный полк в г. Домбаровский.

Читать еще:  АГС-30 Пламя, описание и ТТХ автоматического станкового гранатомета, состав расчета и правила стрельбы, калибр и модификации боеприпасов

Р-36М — двухступенчатая ракета, применяющая последовательное разделение ступеней. Баки горючего и окислителя разделены совмещенным промежуточным днищем. Вдоль корпуса проходит бортовая кабельная сеть и трубопроводы пневмогидравлической системы, которые закрыты кожухом. Двигатель 1-ой ступени имеет 4 автономных однокамерных ЖРД, которые имеют турбонасосную подачу топлива по замкнутой схеме, они шарнирно закреплены в хвостовой части ступени на раме. Отклонение двигателей по команде системы управления позволяет управлять полетом ракеты. Двигатель 2-ой ступени включает однокамерный маршевый и четырехкамерный рулевой ЖРД.

Все двигатели работают на азотном тетраксиде и НДМГ. В Р-36М реализовано много оригинальных технических решений, к примеру, химический наддув баков, торможение отделившейся ступени при помощи истечения газов наддува и тому подобное. На Р-36М монтирована инерциальная система управления, работающая благодаря бортовому цифровому вычислительному комплексу. Его использование позволяет обеспечить высокую точность стрельбы.

Конструкторы предусмотрели возможность совершить пуск Р-36М2 даже после ядерного удара противника по району расположения ракет. «Сатана» имеет темное теплозащитное покрытие, которое облегчает прохождение через радиационное пылевое облако, появившееся после ядерного взрыва. Специальные датчики, которые измеряют гамма- и нейтронное излучение на время прохождения ядерного «гриба» регистрируют его и выключают систему управления, но двигатели при этом продолжают работать. После выхода из опасной зоны автоматика включает систему управления и корректирует траекторию полета. МБР данного типа имели особо мощное боевое оснащение. Было два варианта ГЧ: РГЧ ИН с восемью ББ (по 900кт.) и моноблочная термоядерная (24Мт.). Имелся и комплекс преодоления систем ПРО.

Мощнейшее оружие 20-го века – ракета «Сатана»

Мощнейшая ракета на Земле на сегодня – это РС-36М или SS-18 «Сатана» (по классификации специалистов НАТО), по российской системе обозначений оружие называется «Воевода». Состоит на вооружении РВСН с конца 70-х годов и по сегодняшний день.

Это самая страшная ракета для потенциальных врагов, поскольку для нее нет недостижимой точки на Земле, и в считанные секунды ее боевой заряд сметет все живое в радиусе 500 км2. Поэтому на Западе РС-36М считается созданием дьявола. Наличие такого вооружения препятствует агрессии со стороны западных «партнеров» и служит сдерживающим фактором для развязывания глобальной войны.

История

Двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета «Сатана» разрабатывалась на базе другой ракеты Р-36, но конструкторами были произведены существенные доработки. Проектировать оружие начали в 1969 году, сборка экспериментальных образцов завершилась к концу 1975 года.

В 1970 году в конструкцию внедрили изменения, касающиеся повышения надежности основных деталей и оборудования. В середине того же года все контролирующие инстанции одобрили окончательный проект «Сатаны» и КБ «Южное» получило разрешение на выпуск модернизированных РС-36М. Последние пробные запуски произведены в конце ноября 1979 года.

Ракета «Сатана» создавалась специалистами конструкторского бюро «Южное», руководитель М.К. Янгель, а после его ухода из жизни – В.Ф. Уткин. Была спроектирована совершенно уникальная межконтинентальная ракета с улучшенными техническими параметрами.

При запусках ракет, имеющих большую массу, специалисты сталкивались с проблемой их амортизации в шахтах.

Конструкторы легендарного КБ «Спецмаш» решили применить сжатый газ для придания ускорения на старте. Подобный принцип получил название минометного старта, что было применено впервые для оружия таких размеров и веса. Применение подобной схемы существенно снижает массу боевой единицы и затраты на ее запуск.

Кроме этого, специалисты создали амортизаторы, которые давали возможность запускать и более массивные ракеты, чем «Сатана». Благодаря уникальному способу запуска, РС-36М «Воевода» опередила минимум на 30 лет все существующие в мире ракетные системы.

К разработчикам из КБ «Южное» и КБ «Спецмаш» присоединились и москвичи из КБТМ. Руководитель проекта В. Соловьев предложил маятниковую систему крепления в ШПУ. Проект был одобрен Минобщемашем и разрешен к выпуску, но принята в окончательном виде все-таки разработка «Спецмаша» с минометным способом запуска с применением усиленных амортизаторов.

Окончательный проект Р-36М включал 4 типа боеголовок:

  1. одноблочная ГЧ 15Ф171 с ББ 15Ф172 – мощность более 20 Мт;
  2. РГЧ 15Ф173 включает10 неуправляемых скоростных боевых боеголовок (ББ) 15Ф174 – мощность каждой более 0,8 Мт;
  3. ГЧ 15Ф175 с “легким” ББ 15Ф176 – мощность около 8,3 Мт;
  4. разделяющаяся головная часть 15Ф177 с шестью неуправляемыми ББ 15Ф174 и четырьмя управляемыми ББ 15Ф178.

Были и другие разработки, но до серий они не дошли.

Технология установки в шахту и проведение испытаний

Для проведения полноценных испытаний модернизированного ракетного комплекса в 1971 году на Байконуре была создана специальная пусковая площадка. В процессе испытаний использовался муляж ракеты, поскольку испытать подобное оружие без катастрофических последствий для окружающей среды невозможно.

Испытатели проверяли способность «Сатаны» взлететь как минимум на высоту 20 метров. Также проверялась работоспособность двигателей и своевременность их запуска. Всего было произведено 43 запуска, 36 из которых прошли успешно, но 7 раз муляж ракеты падал на землю.

Конструкторы предусмотрели революционный для нашей страны метод установки по схеме завод – старт. Он предусматривал полную сборку «Воеводы» на заводе с последующим монтажом непосредственно в шахту.

В результате сократилось время нахождения комплекса без защиты.

Основной риск оставался только на этапе доставки комплекса к месту запуска. «Сатану» привозили железнодорожным транспортом, контейнер перегружали без использования подъемного крана на специальную транспортную тележку. Посредством этой тележки она доставлялась к ШПУ и автоматически монтировалась.

Стыковку непосредственно ракеты с ее боевой частью выполняли после ее заправки. Для этого в баки заливали около 180 тонн ядовитых и довольно агрессивных веществ. После соединения частей ракеты крышу ШПУ закрывали, опечатывали и сдавали под охрану караульным ракетчикам.

Особенности конструкции

Специально для новой ракеты КБ «Энергомаш» спроектировало двигатель РД-264, состоящий из 4-х ракетных установок РД-263 с одной камерой. Он устанавливался на первую ступень «Сатаны». Вторая ступень оснащалась однокамерным маршевым двигателем РД-0228, созданным специалистами КБ Химической автоматики, руководитель А. Конопатов.

Дальнейшее производство велось на Южмаше г. Днепропетровск. Дополнительно имеется четырехкамерный рулевой двигатель. Двигательные установки работают на несимметричном диметилгидразине с азотным тетраксидном окислителем. Промежуточный поддон разделяет бак с горючим и емкость с окислителем.

Ступени разделяются по принципу газодинамики – срабатывают разрывные болты, соединяющие части ракеты, выбрасываются газы наддува топливных баков через предназначенные для этого окна.

По корпусу проведена, защищенная кожухом, сеть кабелей и пневмогидравлическая система.

За точность стрельбы отвечает цифровая вычислительная система, установленная на борту «Сатаны». Боевое оснащение отличается повышенной надежностью, точностью попадания, ядерной безопасностью при хранении, пожаробезопасностью, стойкостью к различным видам излучений.

В случае применения потенциальными противниками ядерного удара по району базирования Р-36М, теплозащитное покрытие поможет преодолеть зараженную зону, а гамма-нейтронные датчики выключат силовую установку, но двигатели останутся в рабочем состоянии. Ракета продолжит движение вне опасной зоны и поразит намеченную ранее цель. Таким образом, «Сатана» малоуязвима для ядерных сил неприятеля и систем противоракетной обороны.

Конструкторские решения улучшили такую характеристику, как точность стрельбы в три раза по сравнению с ранее созданной Р-36. Время подготовки к пуску сократилось практически в 4 раза. Защита пусковой установки была улучшена в 30 раз.

Тактико-технические характеристики

ТТХР-36М «Сатана» уникальны и до сих пор не имеют аналогов в мире. Ракета обладает отличными боевыми и техническими характеристиками. Самые значимые из них представлены в таблице.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: