МС 21, презентация нового российского среднемагистрального пассажирского самолета, демонстрация и испытания, технические характеристики и стоимость проекта
МС-21 – современный российский авиалайнер, превосходящий Boeing и Airbus
Давно прошли те времена, когда среднемагистральные пассажирские самолёты ТУ, ЯК и ИЛ представляли собой современную авиатехнику. 21 век показал, что хотя Россия по прежнему не отстаёт по развитию военной авиации, в сфере гражданской авиации далеко не так всё радужно.
Старые советские самолёты были списаны, а их место заняли зарубежные пассажирские авиалайнеры. Появилось ощущение, что российское пассажирское авиастроение безнадёжно отстало, тем более что разработки ЯК-242, который должен был стать главным конкурентом зарубежным аналогам, было свёрнуто в 1999 году.
Оказалось, что не всё так плохо, и новый среднемагистральный самолет МС-21, который по своим характеристикам превосходит зарубежные аналоги, готовится к серийному выпуску.
Появление и реализация проекта МС-21
Новый пассажирский самолёт МС-21 разрабатывают в Инженерном центре имени Яковлева, который является основным конструкторским бюро корпорации «Иркут». Тут параллельно разрабатывают сразу две модификации самолёта МС-21, которые будут отличаться друг от друга различными пассажирскими салонами, размерами и моделями двигателя. Предполагается, что одна модель будет более бюджетной, а вторая будет предназначена для бизнес перевозок. В любом случае, по желанию заказчика всегда можно будет изменить комплектацию салона.
Разработка нового самолёта МС была начата в начале 2000-х годов. К его разработкам были привлечены следующие компании:
- ВАСО;
- ОАО «АК имени Ильюшина»;
- ОАО «Смоленский авиационный завод»;
- Национальный резервный банк;
- ЗАО «Авиастар-СП».
При этом компания «Ильюшин Финанс» взяла на себя не только обязательства по разработке и маркетингу самолёта МС-21, но и обещала привлечь внебюджетные средства для скорейшей реализации данного проекта.
Концерн «Ильюшин» успел спроектировать крыло МС-21, и множество других узлов лайнера, но в 2008 году неожиданно вышел из проекта, объясняя это решение необходимостью срочно доработать транспортный самолёт Ил-214/МТС. Скорее всего, это было связано с нарушением плана по выпуску самолёта МС-21, ведь в 2006 году прототип нового самолёта уже должен был совершить первый полёт.
Сначала все стадии разработки проекта укладывались точно в сроки:
- В 2002 году эскизы самолёта были полностью доработаны;
- В 2003 году проект победил на конкурсе Росавиакосмоса;
- В 2004 году рабочее проектирование самолёта должно было быть закончено;
- В 2005 – должен был появиться прототип модели МС-21, а в 2006 году он должен был совершить свой первый полёт;
- Серийное производство самолёта планировалось начать в 2009 году.
Но в связи с тем, что руководство «Ильюшина» не выполнило свою часть обязательств, а потом и вовсе вывело свою компанию из проекта, разработки МС-21 остановились.
Дальнейшее развитие проекта и самые значимые даты для МС-21
Так как необходимо было срочно найти инвестора, корпорация «Иркут» пыталась найти его за границей. Переговоры с Китаем, канадской компанией Bombardier и знаменитым Airbus ни к чему не привели. В 2007 году проект по разработке МС-21 удалось закончить и запустить своими силами.
В 2008 году главным инвестором и заказчиком проекта МС-21 выступило государство. Президент России своим указом назначил корпорацию «Иркут» главным разработчиком, ответственным за реализацию всего проекта. После того, как началось полноценное финансирование, работы по реализации проекта закипели с новой силой.
Для того, чтобы российский самолёт МС-21 превосходил по своим техническим характеристикам все зарубежные аналоги, было решено сделать крыло МС-21 композитным. К данному решению руководство корпорации «Иркут» пришло после многочисленных консультаций с лучшими российскими экспертами в области авиастроения. Только использование композитных материалов способно поднять характеристики МС-21 на недосягаемый для зарубежных аналогов уровень.
Специально для производства, разработки и испытаний свойств композитных материалов, было решено построить завод «АэроКомпозит», который должен был иметь на своей базе специальные исследовательские площадки для проведения испытаний свойств композитных материалов.
Строительство нового завода началось в 2011 году, а в 2014 году на авиазаводе в Иркутске был заложен первый прототип самолёта МС-21-300.
Двигатели для авиалайнера МС-21 и предполагаемые к выпуску модели самолёта
Самолёт МС-21 планируется комплектовать одним из следующих двигателей:
- Американским PW1400G-JM;
- Российским ПД-14.
Эти два двигателя представляют собой мощные моторы 5 поколения. Они отвечают экологическим нормам всех развитых стран мира. Авиационные шумы этих двигателей на 15 децибел меньше, чем это предписывают нормы.
Так как стоимость американского двигателя сильно влияет на окончательную цену самолёта МС-21, все силы российских разработчиков направлены на испытания и доработку отечественного двигателя ПД-14. Уже в настоящее время демонстрация характеристик российского двигателя показывает, что он ни в чём не уступает американскому аналогу.
Авиалайнер МС-21 планируется выпускать в 3-х модификациях, отличающихся друг от друга размерами:
- МС-21-200, который рассчитан на 150 пассажиров;
- МС-21-300 – на 180 пассажиров;
- МС-21-400 – на 210 пассажиров.
Цена каждой из моделей будет зависеть от комплектации самолёта.
Инвестиции в проект МС-21
Хотя изначально вложения в развитие проекта МС-21 планировались в размере 3,947 миллиарда долларов США, в конечном итоге они превысили сумму в 4,5 миллиарда. Ещё в 2012 году президент компании «Иркут» А.Фёдоров озвучил, откуда появились средства на разработку и испытания проекта МС-21:
- 2 млрд. были выделены из бюджета государства;
- 1 млрд. был выделен Сбербанком в виде 12-летнего кредита;
- Остальные средства вложила корпорация «Иркут» и её партнёры по проекту.
8 июня 2016 года, во время выкатки и презентации авиалайнера на авиазаводе в Иркутске, были озвучены окончательные суммы, которые потребовались на проект МС-21. По словам главы ОАК Юрия Слюсаря, к лету 2016 года на реализацию проекта было потрачено более 100 млрд. рублей, что соответствует средним мировым затратам на разработку самолётов такого класса. 80% данной суммы было выделено из государственного бюджета России.
Проектирование и испытания моделей МС-21
Уже на этапе проектирования проект МС-21 серьёзно отличался от остальных российских разработок того времени. Все проекты были сделаны с использованием 3D моделирования. Для того, чтобы выявить аспекты поведения самолёта в различных ситуациях, были использованы новейшие компьютерные программы того времени.
Все электронные документы, связанные с авиалайнером МС-21, хранятся в объединённой базе данных, доступ к которой строго ограничен. Для защиты от случайного или намеренного удаления какого-либо документа, все файлы имеют многоступенчатую защиту. Ключевые файлы проекта дублированы и хранятся отдельно.
Несмотря на использование при проектировании новейших компьютерных программ, нельзя обойтись без традиционной аэродинамической трубы, в которой должна осуществляться продувка моделей. Во время продувок использовалась масштабная модель МС-21. Её размеры составляют 1:14. Финальная продувка состоялась в одной из самых больших аэродинамических труб России – Т-104. Для этого в 2014 году была изготовлена новая детальная модель масштаба 1:8.
Использование новейших материалов для изготовления МС-21
Так как в сегменте пассажирских авиалайнеров, вместимость которых от 150 до 210 пассажиров имеется огромная конкуренция, создатели МС-21 изначально понимали, что бороться им придется с такими именитыми производителями как Боинг и Эйрбас. Единственным правильным решением в этой ситуации было создание такого самолёта, который значительно превосходил бы своих конкурентов. Для этого он должен был обладать следующими характеристиками:
- Более низкой стоимостью;
- Комфортабельным салоном;
- Надёжностью;
- Скоростными характеристиками, превосходящими параметры основных конкурентов.
Именно поэтому уже на начальном этапе разработок авиалайнера МС-21 было решено использовать инновационные решения. Для изготовления конкурентоспособной модели, конструкторы МС-21 использовали в своей разработке следующие решения:
- Алюминиевые сплавы в сочетании с элементами из углеволокна, пропитанного полимерной смолой;
- Современные двигатели последнего поколения;
- Новейшие технологии сборки и изготовления деталей.
Так как при изготовлении самолёта использовалось 30% деталей из углепластиков, это позволило значительно снизить общий вес конструкции. За счёт этого значительно уменьшилась взлётная масса авиалайнера, что позволило снизить расход топлива и повысить скоростные качества самолёта.
Салон и кабина МС-21
Так как подавляющее большинство пассажирских авиалайнеров имеют комфортабельные салоны, инженеры-разработчики МС-21 тоже уделили повышенное внимание этому параметру. В результате было решено сделать самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолётов. До появления МС-21 самым широким фюзеляжем в классе обладал самолёт Airbus А320, с шириной фюзеляжа 3,95 метра. Фюзеляж МС-21 превзошёл этот показатель на 11 см.
Широкий фюзеляж МС-21 в сочетании с улучшенным микроклиматом салона, дал возможность пассажирам почувствовать комфорт на уровне широкофюзеляжных авиалайнеров. Так как личное пространство каждого пассажира увеличено, это снижает параметры утомляемости даже при многочасовых перелётах.
Кабина пилотов МС-21 тоже была разработана в соответствии с современными мировыми стандартами. Её характерные особенности включают в себя:
- Большой внутренний объём способен обеспечить прекрасную обзорность;
- Современные системы кондиционирования делают воздух свежим и увлажнённым, что уменьшает утомляемость экипажа;
- Системы автоматизации полёта облегчают работу пилота;
- Все системы управления самолётом находятся на расстоянии вытянутой руки пилота.
Совокупность всех этих параметров делает полёт пассажиров на авиалайнере МС-21 максимально безопасным и комфортным.
Экономическая эффективность авиалайнера МС-21
Так как при изготовлении российского авиалайнера МС-21 были использованы новейшие технологии, выразившиеся в использовании углепластика, это позволило значительно снизить вес самолёта и увеличить его скорость до 870 км/ч. Данная скорость превышает параметры конкурентов на 30-70 км/ч. Тем самым авиалайнер МС-21 является весьма выгодным приобретением для любой авиакомпании мира.
Экономическая выгода при покупке пассажирского авиалайнера МС-21 состоит из целого ряда факторов:
- Пониженный расход топлива является следствием снижения веса самолёта. За несколько лет эксплуатации только на топливе можно сэкономить внушительную сумму;
- За счёт применения новейших двигателей, которые потребляют меньшее количество топлива (в том числе и из-за общего веса самолёта), происходит понижение выброса СО2 в атмосферу, что снижает уровень экологических поборов;
- Увеличение скорости самолёта имеет прямую зависимость с уменьшением времени полёта. Для многих пассажиров это является определяющим фактором при выборе рейса;
- Увеличенный пассажирский салон позволяет увеличить количество мест в салоне самолёта;
- Высокая надёжность элементов конструкции и узлов авиалайнера обеспечивается применением новейших материалов при его постройке.
Благодаря совокупности данных факторов эксплуатация МС-21 становится доходной даже в «мёртвый» сезон для пассажирских авиакомпаний.
Новый российский авиалайнер будет стоить от 72 до 85 миллионов, что делает его самым дешёвым самолётом в своём классе на международном рынке.
Судя по последним данным, предварительные заказы на пассажирский авиалайнер МС-21 уже обеспечили работу предприятию на несколько лет вперёд. Только Аэрофлот намерен купить 50 единиц самолётов МС-21.
Наступает летная погода
Действующие твердые контракты предусматривают поставку 175 самолетов, отметили в Минпромторге. Серийный выпуск будет последовательно наращиваться с выходом к середине 2020-х годов на темп 72 самолета в год. Темпы производства синхронизированы с графиком поставок.
“Важнейшее отличие МС-21 от самолетов своего класса – более высокий уровень комфорта для пассажиров. Самолет имеет самый широкий в своем классе фюзеляж. Благодаря этому в пассажирском салоне можно разместить более удобные кресла или увеличить ширину прохода”, – сообщили в Минпромторге. Например, в эконом-классе первого среднемагистрального узкофюзеляжного самолета МС-21-300 пассажир может без труда разминуться с тележкой обслуживания. Также увеличена вместимость багажных полок. Еще одно менее заметное, но очень важное для комфорта пассажиров преимущество – давление в салоне в крейсерском режиме полета соответствует высоте 1830 метров. В то же время у существующих узкофюзеляжных лайнеров этот показатель соответствует высоте 2400 метров, то есть воздействие на пассажиров выше.
Идея создания этого самолета появилась еще в 90-х годах. Планы начала серийного выпуска несколько раз смещались по разным причинам. В итоге проектируются две основные модели. В МС-21-200 планируется установить от 132 до 165 кресел, а в МС-21-300 – от 163 до 211 кресел. Проектируется самолет в ОКБ им. Яковлева (корпорация “Иркут”). Первый прототип МС-21-300 на Иркутском авиазаводе заложили 6 февраля 2014 года, а летные испытания начались в мае 2017 года.
Для сертификации нужно иметь четыре летных образца и еще два для статических и ресурсных испытаний. В конце ноября в “Иркуте” сообщили о завершении диагностики систем четвертого летного образца самолета. Остальные машины проходят летные и статические испытания.
Среднемагистральные самолеты – самые востребованные машины. На рынке представлены только Boeing 737 и Airbus 320. Российский МС-21 сможет конкурировать как с Boeing, так и с Airbus, считает зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский.
Особенно это вероятно с учетом проблем, которые испытывает американская корпорация. После авиакатастроф с Boing 737 MAX 29 октября 2018 года возле столицы Индонезии Джакарты и 10 марта 2019 года в Эфиопии многие страны по всему миру, в том числе и США, приостановили эксплуатацию самолета. Сейчас в корпорации уверяют, что “Boeing успешно движется к безопасному возвращению 737 MAX в эксплуатацию”. Производители заявляют об обновлении ПО системы улучшения характеристик маневрирования самолета MAX. Но чтобы возобновить полеты, самолет нужно сертифицировать, а этот процесс затянулся. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA), как сообщалось, пока выдавать сертификат не планирует. К тому же, по последним сведениям американских СМИ, в компании рассматривают вариант полной остановки выпуска самолета. Произойти это может уже с января следующего года.
Власти США приложат все усилия, чтобы этот самолет все же летал, считает руководитель портала “Авиация России” Андрей Величко. Но “Боинг” изначально проектировался очень давно. На модель MAX поставили более мощный двигатель большего диаметра, который сдвинут немного вперед. Из-за этого самолет получил тенденцию к задиранию носа. В этом плане МС-21 более прогрессивный, поясняет эксперт.
“Конкурентоспособность самолета МС-21 обеспечивается высокой степенью инновационности”, – считают в Минпромторге. Для самолета выбраны и вновь разработаны передовые системы лучших отечественных и зарубежных поставщиков. Используются экономичные и экологичные двигатели нового поколения российского и зарубежного производства. В конструкции широко используются полимерные композиционные материалы. Их применение позволило разработать крыло, отличающееся повышенным аэродинамическим качеством.
МС-21 может составить конкуренцию зарубежным аналогам пока только на внутренних линиях, считает замдиректора Института инженерной экономики и гуманитарных наук Даниил Квон. Для полетов на международных рейсах необходимо доказать соответствие экологическим требованиям, а они представляют собой один из рычагов ограничения конкуренции.
Однако российский самолет уже широко рекламируется в разных странах, рассказывает Афонский. “Переговоры будут активизированы после получения самолетом МС-21-300 сертификата EASA. Мы предлагаем нашим партнерам не только поставки самолетов, но и участие в кооперации – производстве деталей и компонентов”, – отмечает он. Зарубежных представителей беспокоит нестабильность позиций американской администрации по Boeing 737 MAX. Россия выглядит как более предсказуемый партнер, который никогда не ставит политических условий, добавляет Афонский.
Самолет МС-21: летно-технические характеристики
МС-21 (магистральный самолет 21 века) — семейство российских пассажирских самолетов нового поколения, ориентированных на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров (ближне- и среднемагистральных самолетов). В рамках программы в настоящее время разрабатываются самолеты МС-21-200, рассчитанный на перевозку от 132 до 165 пассажиров, и МС-21-300, который может перевозить от 163 до 211 пассажиров.
Головной исполнитель программы — Корпорация “Иркут”. МС-21 создается в кооперации с несколькими ведущими предприятиями российского авиапрома, а также в широкой международной кооперации.
Разработка МС-21 стартовала в начале 2000-х годов в ОКБ им. А.С. Яковлева, которое в своей работе над ним использовало идеи и технические наработки проекта самолета аналогичного назначения Як-242, разработанного в 1995 году.
В 2009 году на основе конструкторского коллектива Опытно-конструкторского бюро им. А.С. Яковлева в корпорации было сформировано проектно-конструкторское подразделение — Инженерный центр им. А.С. Яковлева, который обеспечивает разработку МС-21. Он объединяет и координирует работу научно-промышленной кооперации, в составе которой Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) и ведущие научные институты России; центры компетенции, созданные в рамках Объединенной авиационной корпорации (ОАК); отечественные и зарубежные инжиниринговые компании, создающие для МС-21 принципиально новые разработки.
В едином информационном пространстве с Инженерным центром ведут разработку конструкции и систем самолета МС-21 специалисты филиалов Корпорации “Иркут” в Ульяновске и Воронеже.
При проектировании МС-21 был внедрен ориентированный на клиента подход к разработке продукта. Он предусматривает вовлечение потенциальных заказчиков в процесс разработки самолета с самых ранних стадий проекта.
МС-21 включил в себя все последние мировые разработки в области самолето- и двигателестроения. В его конструкции использованы современные материалы, в том числе композиционные, доля которых составляет около 40%, в результате чего вес самолета заметно снизился. Передовая конструкция крыла обеспечила ему значительные преимущества в аэродинамике. Инновационные решения в двигателе сократили потребление топлива, а также вредные выбросы и шум, обеспечили более высокую крейсерскую скорость. Бортовая система технического обслуживания, охватывающая 100% систем самолета, повысила его надежность и сократила время простоев.
Одно из ключевых конструкторских решений проекта МС-21 — увеличенный диаметр фюзеляжа с возможностью перекомпоновки салона для разных типов перевозчиков. Самый широкий в своем классе фюзеляж обеспечивает не только повышенный комфорт, но и уменьшение времени посадки и высадки пассажиров.
Для МС-21 были сконструированы специальные кресла, удобные для людей разных комплекций, а также для инвалидов. В самолете установлены большие иллюминаторы, которые увеличили естественную освещенность салона. Улучшен микроклимат: увеличено давление, установлена система увлажнения воздуха, новейшие биологические фильтры, предусмотрены три зоны регулирования температуры.
МС-21 полностью соответствует международным стандартам и отраслевым требованиям в области безопасности. Самолет МС-21 может эксплуатироваться во всех климатических зонах без сезонных перерывов.
Для наземных испытаний систем и элементов конструкции самолета МС-21 в России была создана новая стендовая база. Прототипы и агрегаты композитного крыла и оперения машины были испытаны на прочность и усталость. Осуществлены аэродинамические, прочностные и ресурсные испытания металлических частей и узлов самолета.
Еще раз об МС-21
МС-21
Разработчик Корпорация Иркут
ОКБ им. Яковлева
Первый полет 2017
Единиц произведено (2017) 1 (4 опытных на сборке)
Стоимость единицы (2017) $72млн. (МС-21-200)
$91 млн. (МС-21-300)
МС-21 (Магистральный самолет XXI века) — российский среднемагистральный авиалайнер, разрабатываемый Корпорацией Иркут и ОКБ им. Яковлева. Выкатка самолета проведена в 2016 году. Весной 2017 года планируется начало летных испытаний. Будучи среднемагистральным самолетом, МС-21 является прямым конкурентом лайнерам Boeing 737MAX, Airbus A320NEO и Comac C919.
История проекта МС-21 началась в 2000-хх годах. В то время основным проектом ОАК и всего российского авиастроения был SSJ 100 — будущий Суперджет. Работы было решено начать именно с него, так как создание сразу довольно крупного авиалайнера, вступающего в прямую конкуренцию с двумя самыми массовыми самолетами Boeing и Airbus считалось слишком рискованным. В 2008 году первый прототип SSJ 100 совершил испытательный полет. Реализация программы вышла на крайние стадии перед выходом на рынок.
Параллельно с испытаниями SSJ 100 были инициированы ранние работы по созданию нового, более крупного и более амбиционого проекта — МС-21. Разработкой самолета занимались конструкторские бюро Яковлева и Ильюшина. Непосредственным исполнителем программы выступила корпорация Иркут, производящая истребители Су-30 и учебно-боевые самолеты Як-130. Так же, Иркут производит ряд компонентов для лайнеров Airbus A320. В 2008 году ОКБ Ильюшина покинуло проект и разработку в полном объеме продолжили в ОКБ Яковлева.
Изначально, планы были весьма амбициозны. В 2009 году предполагалось, что МС-21 взлетит уже в 2013, а к 2016 году самолеты начнут поставляться заказчикам. Однако, проблемы в проектировании, а так же сложности с финансированием нарушили изначальные планы. Сам же самолет становился более продвинутым и сложным.
К 2011 году было решено поставить в более высокий приоритет создание увеличенной версии лайнера МС-21-300 (180 мест) вместо базового МС-21-200 (150 мест). Исследования и опросы авиакомпаний показали, что большой вариант будет пользоваться большим спросом (70% заявок были именно на модель -300). Создание 200-местного МС-21-400 было решено отложить, так как его создание значительно увеличило бы бюджет программы.
Предполагается, что МС-21 будет 10-15% эффективнее аналогов, будет иметь на 15% меньшую массу конструкции и на 20% меньшие эксплуатационные расходы.
В 2012 году Иркут и Pratt & Whitney заключили соглашение о сотрудничестве. Одной из базовых силовых установок самолета будет двигатель PW1400G. Второй базовой силовой установкой будет перспективный двигатель ПД-14, создаваемый в ОДК (головной разработчик — фирма Авиадвигатель).
В 2014 году на Иркутском авиазаводе завершилась реконструкция производственных площадок под новый лайнер. Началась сборка первых прототипов.
8 июня 2016 года состоялась торжественная презентация — выкатка первого прототипа МС-21-300 на Иркутском авиационном заводе. Первый полет планируется на май 2017 года.
Описание самолета
МС-21 — узкофюзеляжный, среднемагистральный авиалайнер. Конструкционно является классическим авиалайнером с низкорасположенным крылом малой стреловидности и двумя подвешенными двигателями.
МС-21 имеет одну из наиболее совершенных на данный момент конструкций планера в мире. По объему примененых композиционных материалов (около 40%) находится на одном уровне с Bombardier C-series (около 40%) и уступает лишь Boeing 787 Dreamliner (50%) и Airbus A350 XWB (53%).
Основным преимуществом и первым подобным опытом в России является «черное крыло», созданное из карбоновых композиционных материалов. Благодаря этой новой технологии удалось снизить массу крыла и, при сохранении прочностных характеристик увеличить его аэродинамическое качество. В ближайшей перспективе, МС-21 будет единственным в своем классе авиалайнером с черным крылом. Так же, из композиционных материалов выполнено хвостовое оперение, и некоторые другие элементы конструкции. Крыло самолета разработано и изготавливается концерном Аэрокомпозит. Так же в создании композитных элементов участвует ОНПП Технология (Ростехнологии).
Фюзеляж разрабатывается и производится непосредственно корпорацией Иркут и ОКБ Яковлева. Фюзеляж выполнен, преимущественно, из алюминиевых сплавов.
Шасси самолета классическое, трехстоечное. Основная опора шасси из двух стоек оснащается двухколесными тележками. Перспективная модификация МС-21-400 — более тяжелая и, предположительно, может иметь четырехколесные тележки. Шасси для МС-21 разрабатывает и изготавливает концерн Гидромаш. Материалы, преимущественно, стальные и титановые сплавы.
МС-21 оснащается двумя реактивными двигателями разной тяги в зависимости от модификации.
Планируется использовать две основные силовые установки.
Двухконтурные тубовентиляторные двигатели семейства Pratt & Whitney PW1400G. Двигатели являются одними из наиболее совершенных на данный момент и, помимо МС-21, применяются на лайнерах Airbus A320NEO, Mitsubishi MRJ, Embraer E-Jet E2, Bombardier C-series. Для разных версий МС-21 будут поставляться разные версии двигателей: PW1428G тягой 12,230 тс для МС-21-200 и PW1431G тягой 14,270 тс для МС-21-300. Первый опытный борт МС-21-300 оснащен двигателями Pratt & Whitney.
Двухконтурные тубовентиляторные двигатели семейства ПД-14. Разрабатывается концерном Авиадвигатель (входит в ОДК). Двигатель является совершенно новой силовой установкой и, предположительно, сможет конкурировать с аналогичными силовыми установками. На 2017 год двигатель проходит серию испытаний и сертификацию. Серийное производство планируется начать с 2018 года. Для разных версий лайнеров будут поставляться разные версии двигателей: ПД-14А тягой 12,540 тс для МС-21-200 и ПД-14 тягой 14,000 тс для МС-21-300.
MS-21-12
Кабина МС-21 «стеклянная». Составлена из пяти широкоформатных многофункциональных дисплеев (широкоформатные дисплеи в гражданской авиации России ранее не применялись). Для минимизации работы с бумажными документами пилоты так же имеют электронные планшеты.
Управление осуществляется с помощью боковых ручек управления — сайдстиков. Опционально, кабина может оснащаться дополнительными интерфейсами:
индикаторами на лобовом стекле (ИЛС) — прозрачными панелями перед лицом пилота, отображащими необходимые полетные данные;
синеттическим видением, формирующим на мониторах виртуальный образ окружающего самолет пространства в случае потери визуальной видимости (время суток, погодные условия и так далее).
Кабина пилотов, а так же большая часть авионики самолета разработана Концерном Радиоэлектронных Технологий(КРЭТ) совместно с фирмой Rockwell Collins.
Пассажирский салон МС-21 продолжает идеологию ОАК к повышению комфорта пассажиров путем расширения салона и прохода между креслами. Салон имеет ширину 3,81 метра, что делает его самым широким в классе узкофюзеляжных среднемагистральных лайнеров (SSJ 100, в свою очередь, так же имеет самый широкий салон в сегменте региональных лайнеров).
Компоновки салона поддерживают два базовых класса:
Бизнес-класс (С): 4 кресла в ряд с шагом в 36″
Эконом-класс (Y): 6 кресел в ряд с шагом в 32″
Уплотненный эконом-класс: 6 кресел в ряд с шагом 28-29″
Салоны могут быть двухклассовыми и одноклассовыми.
Благодаря расширению салона удалось расширить проход между креслами, что позволяет упростить и ускорить рассаживание пассажиров в самолете. Кроме того, это позволит пассажирам свободно перемещаться даже в присутствии кабинных тележек (ранее, тележки занимали всю ширину прохода, блокируя дорогу).
Увеличенная кабина так же позволила установить более вместительные багажные полки.
Пассажирский салон оснащается новейшими системами и оборудованием, улучшающим микроклимат в салоне. Благодаря этому удалось снизить шумность в полете, повысить атмосферное давление и улучшить контроль температурного режима.
Разработкой систем пассажирского салона занимается НПО Наука совместно с концерном Hamilton Sundstrand (США). Интерьер создан фирмой C&D Zodiac (Франция).
МС-21-200 — младшая версия самолета. Вмещает до 165 пассажиров в одноклассовой компоновке. При взлетной массе до 72,5 тонн оснащается дефорсированными двигателями ПД-14А или PW1428G. В связи с тем, что модель пользуется меньшим спросом, будет создана второй после модели -300.
МС-21-300 — базовая и более крупная версия. Фюзеляж удлинен на 8,5 метров в сравнении с МС-21-200. Вместимость достигает 211 пассажиров в одноклассовой компоновке. При взлетной массе до 79,2 тонн оснащается двигателями ПД-14 или PW1431G. МС-21-300 пользуется большим спросом и выйдет на рынок первым. Первый опытный образец является модификацией МС-21-300.
МС-21-400 — увеличенная версия модели -300. Имеет ряд изменений конструкции, увеличенное крыло и четырехстоечное шасси. Вмещает до 230 пассажиров. При взлетной массе в 87,2 тонны оснащается форсированным двигателем ПД-14М тягой до 15,6 тс. Значительные изменения конструкции в сравнении с другими лайнерами семейства увеличивает бюджет программы и риски. В связи с этим, создание МС-21-400 отложено.
В перспективе рассматриваются варианты создание более крупных самолетов семейства, а так же модификаций с увеличенной дальностью. Однако, конкретных планов по дальнейшему расширению семейства на 2017 год не имеется.
Заказы и поставки
На 2017 год Корпорация Иркут имеет заказы на порядка 170-180 лайнеров с опционами более, чем на сотню самолетов. Крупнейшими заказчиками являются Ильюшин Финанс (63 самолета + 22 опцион) и Аэрофлот (50 самолетов + 35 опцион). Иностранные заказчики: азербайджанская AZAL и египетская Cairo Aviation.
Серийное производство планируется развернуть в 2018 году. В течение нескольких лет выпуск будет доведен до плана — 70 самолетов в год.
Корпорация Иркут планирует выпустить и поставить порядка тысячи самолетов в течение 20 лет.
МС-21 является среднемагистральным авиалайнером. Эта ниша практически полностью занята авиалайнерами Boeing 737 и Airbus A320. Так же на нее претендует новый китайский самолет Comac C919. Рынок среднемагистральных самолетов является самым емким в мире — около 78% всех коммерческих самолетов вместимостью более 100 мест это именно такие самолеты. Кроме того, в течение 20 лет будет продано более 30 тысяч самолетов этих типов.
По характеристикам мощности и экономичности силовых установок МС-21 аналогичен конкурентам (зачастую, двигатели одни и те же или очень близки). По характеристикам аэродинамического качества и конструкции самолет является наиболее совершенным самолетом в мире на данный момент. Предположительно, это позволяет ему на 12-15% превосходить самолеты A320 и Boeing 737 предыдущего поколения и на 6-7% — поколения A320NEO и Boeing 737MAX.
Так же, преимуществом самолета можно считать его невысокую каталожную стоимость в сравнении с аналогами (хотя, C919 дешевле).
Сравнение стоимости лайнеров:
Однако, каталожная стоимость является лишь одним из факторов выбора самолетов. При заключении контрактов производители предлагают серьезный пакет финансовых опций (параметры покупки или лизинга, кредитные ставки и так далее). В данном контексте выстроенная за многие годы сложная система продаж Airbus и Boeing значительно превосходит российских и китайских конкурентов.
Кроме того, поставки коммерческих самолетов требуют наличия масштабной, разветвленной и эффективной сети техниче
ского обслуживания по всему миру. Зачастую, создание такой сети может быть более сложной задачей, чем создание самих самолетов.
Значительно усложняет выход на рынок тот факт, что большая часть авиакомпаний уже выбрала поставщика. Вплоть до 2025 года около 75% рынка этих самолетов уже законтрактована.
Тем не менее, учитывая характеристики и перспективы, завоевание определенной доли мирового рынка лайнером МС-21 видится задачей вполне выполнимой.