18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ниндзято – японский меч, форма лезвия и длина клинка, составные части оружия, техника ковки и качество стали

Меч ниндзя-то – легендарное оружие японских ниндзя

В конце 80-х годов 20 века вместе с первыми видеомагнитофонами в СССР были привезены видеокассеты с голливудскими фильмами про ниндзя. Именно тогда жители СССР узнали, что странный меч ниндзя, которым они рубили целые полчища врагов, называется ниндзя-то. Многие дети, да и взрослые тоже, после просмотра этих фильмов, были уверены, что легендарный меч ниндзя был сделан в древние времена из какой-то супер стали и передавался на протяжении десятков поколений от мастера к ученику. Как оказалось, истина была очень далека от этой теории.

Истинное качество традиционных японских мечей

Бытует мнение, что настоящий японский меч (будь то ниндзя-то либо катана самурая) сделан из стали высшего качества, а процесс его изготовления может быть растянут на несколько лет. Действительно, изготовление японского меча — достаточно длительная процедура, а его ковка состоит из многочисленных проковок и складываний полосы металла.

Проблема в том, что в Японии нет качественной руды для производства стали. Для получения более или менее приемлемого качества стали заготовки приходилось годами хранить в болотной воде. Даже после этого, европейская сталь была лучшего качества, чем японская. Именно по этой причине большинство старинных японских мечей были сделаны из заготовок, которые привезли в Японию европейские торговцы. Данные заготовки проковывались по традиционной японской технологии, в результате чего и получались высококачественные мечи.

Какой формы было лезвие настоящего меча ниндзя

В настоящее время в интернете имеется практически единственное мнение, кочующее от сайта к сайту, касающееся формы лезвия меча ниндзя. Там утверждается, что ни в одном музее, посвящённом истории ниндзя, нет древнего образца прямого меча ниндзя. Непонятно, в каких музеях были эти «эксперты», но в том же музее Ига-рю можно увидеть прямые мечи ниндзя.

Если углубиться в изучение техники боя ниндзя, можно увидеть, что вся техника боя мечом ниндзя основана на технике нанесения колющих ударов. Это не значит, что ниндзя не рубили своими мечами, просто убить профессионального самурая было проще, используя технику колющих ударов мечом, которая была им незнакома. Кроме того, чаще всего ниндзя выполняли свои задания, переодеваясь и маскируясь в солдат, крестьян, монахов или горожан. В этом случае их оружие ни чем не отличалось внешне от оружия того сословия, которое они в данный момент представляли.

Несмотря на то, что в фильмах ниндзя представляются могущественными и богатыми кланами, меч ниндзя не нёс никакого сакрального смысла. Это был обычный инструмент, который подходил для решения множества задач, которые приходилось решать японским ниндзя.

Составные части меча ниндзя

Как и все японские мечи, ниндзя-то состоит из 4-х основных элементов:

  1. Непосредственно самого клинка;
  2. Гарды;
  3. Рукояти, которая чаще всего была цельнометаллическая;
  4. Ножен.

Хотя рукоять меча ниндзя была внешне похожа на рукоять катаны, она выполняла такие функции, которые были недоступны для традиционных самурайских мечей. Рукоять меча ниндзя оплеталась длинным шнуром чёрного цвета. В отличие от катаны, в оплётку меча ниндзя не вплеталась мэнуки.

На конце металлической рукояти меча ниндзя часто имелась шляпка, которая закрывала тайник, устроенный в рукояти. В этом тайнике переносили не только различные секретные документы, но и использовали его для ношения пороха или различных ослепляющих смесей на основе перца и песка. На шляпке, которая закрывала тайник, иногда был закреплён метательный нож.

Что касается ножен, то в отличие от ножен самурайского меча, ножны ниндзя-то представляли собой универсальное приспособление, которое могло использоваться для множества целей:

  • Они были длиннее клинка меча, поэтому часто в них устраивались тайники для документов или дополнительного оружия;
  • Наконечник ножен часто был съёмным, а на нём крепился ещё один дополнительный нож;
  • Существовали такие мечи, которые могли составляться вместе с мечом, после чего получалось короткое копьё;
  • Ножны были достаточно простыми, но очень крепкими. Они могли использоваться в качестве люльки-«насеста», которая подвешивалась под мостом или под потолком, и могла выдержать вес хозяина, которому долго приходилось караулить своего врага;
  • Ножны меча ниндзя, как и ножны самурайского меча, обматывались шнуром сарео, который у ниндзя был значительно длиннее. Его можно было использовать для множества операций, таких как связывание врага, устройство ловушек, простой верёвки и множества других операций.

Гарда меча ниндзя, в отличие от этого элемента на самурайском мече, была более массивной и крепкоq, при этом её форма была квадратной. Она могла использоваться в качестве ступеньки или оружия, так как изготавливалась из металла.

Как сделать меч ниндзя своими руками

Для того, чтобы сделать меч ниндзя своими руками, нужно знать хотя бы азы кузнечной ковки. Длинный клинок можно сковать только в том случае, если предварительно потренироваться на более коротких, например, при изготовлении ножей. Гораздо легче найти или купить полосу стали 65Г и с помощью болгарки и напильников придать ей нужную форму. Изготавливая меч, не стоит его затачивать, иначе это будет изготовление холодного оружия, которое запрещено на законодательном уровне.

Процедура изготовления меча из готовой полосы металла выглядит следующим образом:

  • Сначала на полосе рисуется контур будущего меча;
  • Потом, с помощью болгарки, данный контур вырезается из заготовки;
  • Следующая процедура представляет собой выведение спусков на клинке меча. Для этого понадобится гриндер. В крайнем случаи, можно воспользоваться электрическим точилом. Постепенно снимая металл то с одной то с другой стороны, нужно вывести форму клинка;
  • Далее заготовка закаливается, затачивается и шлифуется. Если лезвию нужно придать блеск, его тщательно полируют;
  • Далее нужно вырезать из металла квадратную цубу и сделать рукоять из металла. Именно с рукоятью придётся повозиться, поэтому лучше сделать её из дерева. Крепление клинка в рукояти производится за счёт деревянных колышков;
  • Следующим сложным этапом будет изготовление ножен. Как и в случае с рукояткой, их проще изготовить из дерева, хотя по правилам они должны изготавливаться из металла. Если делать ножны идентичными, то на их изготовление может уйти в 2 раза больше времени, чем на изготовление ножен.

Техника работы мечом ниндзя

Техника боя мечом ниндзя очень сильно отличается от техники работы катаной. Несмотря на то, что ниндзя считаются мастерами боя на мечах, на самом деле в открытом бою против самурая у ниндзя не было никаких шансов. В письменных источниках, которые описывали подобные сражения, победы ниндзя в подобных боях достигали только из-за применения различных хитростей. Например, плевки, удары в пах, бросание различных смесей в лицо и так далее. Один ниндзя смог победить самурая после своей смерти. Для этого он использовал в бою меч, в рукоять которого был вмонтирован драгоценный камень и ядовитая игла. Победившему его самураю достался данный меч, взяв в руки который, он получил укол ядовитой иглой.

В основном, техника боя синоби-гатаной строилась на одном смертельном ударе. В самом деле, ниндзя старались избегать не только боя, но даже обнаружения. Если шпиона обнаруживали, он старался быстро убить противника и исчезнуть.

Как носили меч средневековые ниндзя

В современных фильмах о ниндзя мечи носятся за спиной, рукоятью вверх, при этом она торчит над правым плечом, а наконечник ножен торчит у левого бока. Все уже настолько привыкли к такому положению меча, что не подвергают сомнению такой способ ношения. Японский специалист в области японского оружия Нава Юмио провёл несколько экспериментов, в результате чего пришёл к выводу, что ниндзя никогда не носили меч так, как это показано в кино.

Вот аргументы, которые привёл Нава Юмио:

  • Торчащие с одной стороны рукоять и с другой стороны наконечник ножен будут цепляться за ветки, деревья и прочие препятствия, создавая ненужный шум и привлекая внимание к воину-ниндзя;
  • Если меч будет торчать за спиной, это не позволит делать кувырки и перекаты, которые постоянно использовались ниндзя в бою. Если попытаться сделать перекат с мечом за спиной, квадратная гарда с большой долей вероятности может нанести травму лица;
  • Меч, расположенный таким образом, практически невозможно вложить обратно в ножны;
  • Длинный меч из такого положения выхватить практически невозможно, особенно учитывая строение тела японцев, а особенно ниндзя, которые даже среди японцев выделялись своей субтильностью.

Учитывая всё вышесказанное, японский специалист сделал вывод, что ниндзя носили свои мечи на левом боку. Именно из этого положения можно быстро и эффективно извлечь меч, вместе с извлечением нанося удар.

Что касается ношения меча за спиной, данный способ на самом деле имел место среди японских самураев, но только рукоять в этом случае торчала над левым плечом. Возможно, что и ниндзя, которые переодевались в самураев, тоже использовали данный способ ношения меча.

Самое удобное место для ношения меча ниндзя

Ношение меча на левом боку имеет массу преимуществ, поэтому ниндзя носили его именно так. Меч в таком положении легко извлекался, часто вместе с ножнами, если это было необходимо. Иногда, если ниндзя должен был захватить живого заложника или «языка», ниндзя мог ударить его по голове мечом в ножнах.

Именно ношение меча на поясе помогало ниндзя во время операции по проникновению в дом жертвы. Двигаясь в темноте, ниндзя мог ощупывать пространство перед собой двумя способами (хотя второй способ вызывает большие сомнения):

  1. Ниндзя вытягивал меч в ножнах перед собой, и так ощупывал пространство. Если ножны натыкались на противника, ниндзя мгновенно делал прыжок назад, одновременно извлекая меч из ножен. Сразу же после этого наносился смертельный удар;
  2. Второй способ похожий, только ниндзя ощупывал путь перед собой рукояткой меча. Данный способ, скорее всего вымысел, так как враг мог схватиться за рукоятку меча и завладеть оружием.
Читать еще:  Самые рискованные трюки на реактивных истребителях.

Окраска лезвия меча ниндзя

Клинки своих мечей ниндзя обычно не полировали. Это связано не столько с тем, что полированное лезвие может выдать передвижение лазутчика, но и с большими трудозатратами на полировку оружия. Для операций в темное время суток ниндзя матировали лезвия своих мечей либо чернили с помощью щёлка. В последнем случае лезвие меча заворачивалось в шёлк, который потом поджигался. После данной процедуры лезвие становилось тёмного цвета, и было практически незаметно в темноте.

Один из японских специалистов в области холодного оружия выдвинул теорию, что во времена ниндзя существовали мечи, клинки которых были покрыты чёрным лаком. Причём эти мечи были одними из лучших. Подобная теория очень занимательна, но лишена здравого смысла, так как никто не станет покрывать меч, на полировку которого были затрачены недели труда, лаком. К тому же слой лака на клинке сделает меч не таким острым, то есть резать он уже не сможет. Кроме того, не существует ни одного древнего меча, клинок которого был бы покрыт лаком полностью.

Данная теория возникла после прочтения некоторых средневековых документов, в которых действительно упоминались мечи о-каси-гатана, клинки которых были полностью покрыты лаком. На самом деле эти мечи были очень низкого качества, и изготавливались по заказу японских дайме сотнями. Эти мечи долгое время хранились на складах. Покрытие лаком было нужно для того, чтобы они не заржавели. При этом качественные мечи хранили в больших бочках с маслом. Все подобные мечи были типичными катанами и редко использовались ниндзя.

Меч ниндзя – это настоящее оружие-монстр, который вместе с ножнами мог исполнять множество различных функций. Так как ниндзя, отправляясь в дальний поход, просто физически не мог утащить на себе целый арсенал, ему был необходим именно такой многофункциональный меч.

Ниндзя-то – меч настоящих ниндзя

Из голливудских боевиков в конце восьмидесятых годов многие впервые узнали про легендарное оружие ниндзя – меч ниндзя-то. На экране зловещие ниндзя прыгали по крышам небоскрёбов и рубили толпы врагов, используя меч. На расстоянии врагов не менее лихо убивали сюрикенами. После этих фильмов у многих сложилось впечатление о ниндзя-то как о супероружии, выкованном из звёздной стали, передаваемом от мастера к ученику.

Действительность, как обычно, далека от этого.

Прямой или нет?

Сегодня интернет полон уверений, что меч ниндзя был изогнутым, а прямой клинок, знакомый всем по фильмам, — не более чем выдумка голливудских режиссёров.

На самом деле, традиционный меч ниндзя был прямым, и техника владения им базировалась именно на колющих ударах, которые невозможно эффективно наносить мечом изогнутой формы. Существовали также и изогнутые клинки, и мечи-трости, но классический ниндзя-то имел прямую форму. Данная фотография сделана в музее ниндзя в Японии. Следует напомнить, что в чёрном костюме ниндзя «работали» только ночью, на секретных заданиях. В остальное время они маскировались под обычных людей, и наличие странного оружия обязательно привлекло бы ненужное внимание.

Отличие от катаны

Отличается меч ниндзя от катаны прежде всего целями, которые ставились перед самураем и ниндзя. Настоящая катана в древности стоила целое состояние, поэтому и появился культ меча, согласно которому он считался душой воина. Обнажить меч не для поединка считалось постыдным и недостойным.

Прямой клинок идеально подходил для тесных помещений, когда как техника боя катаной базируется на размашистых рубящих ударах, требующих простора. Для ниндзя меч был прежде всего инструментом решения различных боевых и бытовых задач в ходе выполнения секретных миссий. Качество стали было хуже, отделка грубее, но такой меч было проще изготовить и не жалко использовать в любой ситуации.

Элементы меча ниндзя

Как любой другой меч, ниндзя-то состоит из трёх элементов (плюс ножны):

Клинок ниндзя-то, в отличие от полированного лезвия катаны, был либо матовым, либо чернёным. Практиковался способ заворачивания лезвия в шёлк с последующим сжиганием ткани прямо на лезвии. Обожженный таким образом меч становился незаметен в темноте. Владелец мог не бояться, что блеск лезвия выдаст его присутствие.

Гарда меча (или цуба) была квадратной формы, с длинной стороны около восьми сантиметров и обладала немалой прочностью. Использовалась как ступенька, как крюк, чтобы зацепиться за выступ, иногда под гардой крепились метательные звёзды.

Рукоять по форме напоминала самурайские аналоги, но выполняла иные функции. Гасира (металлическая шляпка на конце рукояти) скрывала тайник в полой ручке, а сама шляпка часто имела нож с обратной стороны. В полости рукояти хранились секретные документы, ослепляющие смеси или даже порох.

Ножны меча ниндзя представляли собой многофункциональное приспособление. Они были на 10-15 сантиметров длиннее меча и заканчивались тайником, в котором можно было хранить документы или дополнительное оружие. Кроме того, наконечник ножен часто заканчивался съёмным пеналом, имеющим на конце метательный нож. Вставив этот пенал в ножны ножом наружу, получали короткий аналог копья.

Кроме этого ножны использовали как дыхательную трубку под водой, как духовое ружьё и даже как люльку-насест, на которой ниндзя мог висеть целыми днями, выслеживая свою жертву.

Шнур на ножнах был в несколько раз длиннее, чем на самурайских, и использовался в различных ситуациях. От связывания врага и изготовления ловушек, до изготовления кодовых узловых шифров, которые ниндзя оставлял в тайниках.

Изготовление меча ниндзя своими руками

Перед тем как попытаться изготовить меч ниндзя, нужно знать, что изготовление холодного оружия преследуется законом, поэтому ваше изделие не должно обладать параметрами холодного оружия. Обычно, делая меч по технологии, с закалкой и так далее, его просто не затачивают.

Если вы не кузнец, выковать лезвие меча будет довольно сложно. Лучше для этих целей найти полосу стали марки 65г, толщиной около пяти миллиметров. Нарисовав на ней форму клинка, приступайте к его вырезанию. Для этого вам понадобится болгарка и пара кругов по металлу. Обязательно используйте защитные очки, иначе искры могут повредить глаза.

Получив заготовку нужной формы, приступайте к выведению спусков на клинке. Это самая сложная процедура, особенно если у вас нет гриндера (специального приспособления для выведения спусков на клинках). Нарисуйте посередине будущей кромки лезвия длинную полосу по всей длине и приступайте к процессу съёма лишнего металла. Снимать нужно постепенно с двух сторон, выводя форму клинка.

Современные реплики мечей ниндзя обычно полируют, но если вы хотите полной идентичности, можете ограничиться только шлифовкой лезвия. Впоследствии его можно подвергнуть процедуре воронения или поджечь, обмотав шёлком.

Далее изготавливается квадратная цуба и деревянная рукоять, с полостью в последней трети. Клинок крепится в рукояти с помощью колышков, которые забиваются с двух сторон.

Изготовление ножен — процесс довольно сложный, если вы захотите многофункциональный инструмент. Обычно ножны делают простыми, с тайником на конце, но если вам хочется полной идентичности, на создание ножен может уйти в два раза больше времени, чем на сам меч.

Техника применения

Техника фехтования мечом ниндзя-то заметно отличается от работы катаной. Поскольку задачей ниндзя было незаметно пробраться и выкрасть сведения или убить врага, техника боя мечом строилась на одном быстром и незаметном ударе. Если шпиона обнаруживали и поднимали тревогу, задачей ниндзя было нанести серию мгновенных колющих ударов нескольким противникам и быстро убежать.

Если вы владеете фехтовальной техникой любого меча, изучить специфику ниндзя-то не составит труда, ведь древние ниндзя никогда не были умелыми фехтовальщиками и в открытой схватке обычно проигрывали самураям. Упор в технике боя мечом ниндзя делали на использование различных «неджентльменских» ударах, плевках иглами, швыряние песка в глаза сопернику. Если для самурая гибель в бою была честью, то ниндзя должен был победить любой ценой, принося тем самым пользу своему клану и дальше.

Ниндзя-то – специфическое оружие древних шпионов. Многофункциональный предмет, оружие-трансформер, которое верой и правдой служило своему хозяину в различных ситуациях. Несмотря на огромное количество информации (зачастую неверной), мало кто знает о настоящем предназначении этого меча. Ниндзя, отправляясь в длительные, полные опасностей миссии, просто не могли позволить себе узкоспециализированное оружие, предназначенное лишь для убийства.

Катори Синто рю

Вы здесь

  1. Главная
  2. » Статьи
  3. » Катана и ее строение.

Катана и ее строение.

Ката́на — длинный японский меч (дайто:). Действующим российским стандартом ГОСТ Р 51215-98 катана характеризуется как «Японская большая двуручная сабля с клинком длиной более 60 см». В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват. Навершие отсутствует. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары. Отсутствие навершия крайне затрудняет фехтование одной рукой, несмотря на стандартную (около полутора килограммов) для клинкового ручного оружия массу. Возможно, это объясняется антропометрическими данными японских воинов (существует и другое объяснение— японским кузнецам в пору становления холодного оружия не был известен способ получения высококачественной стали; клинки быстро тупились, и оружие было эффективным только при рубящих ударах, что изначально предопределило двуручный хват. В более позднее время, когда была открыта высококачественная сталь, длинная рукоять уже закрепилась как традиция). В отличие от тати катана — также гражданское оружие самурая, подобно шпаге у европейских дворян XIV—XIXвв.

История развития.
Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати и использовалась с конца XIV века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации (дайсё, букв. «большой-малый») с коротким вакидзаси (сёто, букв. «малый меч»). Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао. Подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон), объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти (цука), обтянутой кожей ската и обвитой шелковой лентой. Для обтяжки также применялась обычная кожа. Резные рукояти из твердого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твердого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путем многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие.
В узком смысле катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку ( 2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000г. Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трех видов мечей называются сая; они делаются из дерева и покрываются лаком. Металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой…

Читать еще:  Пули для охоты с пневматикой

Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах, заложенными за пояс (оби), лезвием вверх. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто — деревянный меч. В XX веке появились замаскированные мечи, по конструкции схожие с западными шпагами-тростями: лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих посох из бамбука или дерева.
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати — длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной — вакидзаси.

Конструкция.
Перед кузнецом, изготавливающим меч, издавна стояла задача создать оружие острое и одновременно долгое время сохраняющее боевые качества, не теряющее остроты, не ржавеющее и не ломающееся. В зависимости от содержания углерода в стали и закалки у него мог получиться меч с высоким показателем мартенсита, следовательно, очень твердый и долго сохраняющий остроту, однако хрупкий и ломкий. И наоборот, клинок из более мягкой стали затупляется быстрее.
Данное затруднение преодолевается путем применения многослойной конструкции. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твердой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твердой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию.
В других конструкциях встречаются иные сочетания: например, твердая сталь вкладывается в U-образную заготовку из мягкой стали, либо твердая сталь лезвия комбинируется с мягкой сталью задней стороны и сталью средней твердости, из которой изготовлены две дополнительные боковые вкладки. Встречаются многочисленные усложненные техники, впрочем, не гарантирующие более высокого качества. Они практикуются большей частью кузнецами невысокого класса, которые таким образом стремятся обойти трудный процесс закалки.Очень короткие клинки иногда делаются из одного вида стали (мономатериал)

Более крупные образцы требуют усложненной конструкции.

  • Мару — самая дешевая из всех конструкций, используемая также для танто или ко-вакидзаси; подобные одинарные клинки не подвергаются дифференцированной закалке и состоят из одного единственного сорта стали.
  • Кобусэ — упрощенная конструкция меча, которая из-за невысокой стоимости имела вплоть до Второй мировой войны широкое распространение в военных конфликтах, требовавших больших объёмов оружия
  • Хонсаммай — наиболее распространенная конструкция. Боковые части усилены дополнительными пластинами из стали средней твердости. Меч отличается высокой прочностью и имеет то преимущество, что обратная сторона лезвия (обух) не закалена и не дает ему сломаться. На некоторых старых мечах заметны подобные следы от ударов.
  • Сиходзумэ — конструкция, похожая на хонсанмаи, у которой задняя часть лезвия защищена жесткой железной полосой.
  • Макури — упрощенная конструкция, у которой сердцевина из мягкого железа целиком спрятана в оболочку из твердой стали.
  • Вариха тэцу — простая, но очень гибкая конструкция.
  • Орикаэси саммай — слегка усовершенствованная форма хонсанмаи
  • Гомай — немного необычный вариант с сердцевиной из твердого железа, которую окружает средний мягкий слой, в свою очередь покрытый слоем твердой стали
  • Сосю китаэ — одна из наиболее сложных конструкций, имеющая семь слоев стали. Практиковалась кузнецом Масамунэ, считается образцовой работой.

Катана использовалась преимущественно как режущее оружие, иногда как колющее, допускающее как двуручный, так и одноручный хваты. Старейшие школы искусства владения катаной берут свое начало в XV—XVI веках.
Основная идея японского искусства владения мечом (кэндзюцу) и базирующиеся на нём техник (таких как иайдо) заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти к цели не под прямым углом, а в вдоль своей плоскости, нанося режущие удары. Поэтому здесь уместнее говорить не об ударах — в том виде, в каком они свойственны западным техникам меча,а о разрезах. Именно поэтому клинки имеют изогнутую форму. Японский фехтовальщик Миямото Мусаси написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), в которой он раскрывает свою технику двух мечей (нитэн-рю) и в эзотерическом ракурсе обосновывает её. Работа с катаной и вакидзаси похожа на приемы эскримы (современное название — Arnis de mano). Кэндзюцу, практическое искусство фехтования мечом, переродилось в современный вид — гэндай будо. Искусство внезапной атаки и контратаки называется иайдо и является медитативной разновидностью боя, который ведется с воображаемым противником. Кэндо — искусство фехтования бамбуковым мечом (синай), при котором обязательно ношение комплекта защиты, аналогичного фехтовальному европейскому и состоящего из шлема с решеткой, закрывающей лицо, и доспехов. Данный вид фехтования на мечах, в зависимости от конкретного стиля (рю), может практиковаться как спортивная дисциплина. В Японии до сих пор существуют многочисленные традиционные фехтовальные школы, которым удалось выжить после всеобщего запрета императора Мэйдзи на ношение мечей. Самыми известными являются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Основные части :

  • Ха – режущая кромка
  • Хабаки – крепежная муфта (чтобы клинок зафиксировался в одном положении и не двигался)
  • Касира – головка рукояти
  • Кои гучи – вход в ножны
  • Моноучи – бьющая поверхность
  • Мунэ – тупой конец клинка
  • Мэкуги – бамбуковый штырь, крепящий Накаго в рукоятке клинка
  • Накаго – основание лезвия
  • Сагэо – веревка
  • Сая – ножны
  • Цуба – гарда
  • Цука – рукоятка
  • Синоги – ребро клинка


Второстепенные части:

  • Ада схемы (концентрические, волнообразные и линейные рисунки, возникшие во время вальцовки)
  • Ха мати – край Ха
  • Хамон – линия закалки
  • Боти – линия закалки на острие
  • Екоте – разделяющая линия острия
  • Дзи-ада – лезвие
  • Ицу – канавка для Кодзука (нож)
  • Когай – (многопрофильная булавка), или Увари-Маси (полочки)
  • Киссаки – острие
  • Кодзири – оконечность ножен
  • Ко-синоги – ребро клинка на острие
  • Куриката – петля для Сагэо
  • Мунэ мати – край Мунэ
  • Мэи – надписи на Накаго (имя кузнеца, год, опробование на приговоренных к смерти или трупах, и т.д.)
  • Мэкуги-ана – отверстие для штыря
  • Мэнуки – орнамент рукоятки
  • Нагадза – длина клинка
  • Накаго-дзири – оконечность Накаго
  • Ниои или Ниэ – частицы мартенсита (большие называются Ниэ, маленькие – Ниои)
  • Самэ-хада – кожа огромного ската, покрывающая рукоятку
  • Ситотомэ – отверстие для Куриката
  • Сори – прогиб
  • Сэпа – шайбы
  • Фути – муфта рукоятки
  • Цука-ито – шнурок, обматывающий рукоятку
  • Синоги-дзи – плоская часть клинка
  • Яки-а (или Яки-ха) – закаленная часть клинка
  • Ясури-мэ – насечка напильника на Накаго

Метательное оружие ниндзя

Многие знают Японию как страну инновационных технологий, интересной культуры и обычаев. Побывав в стране Восходящего солнца, нельзя в нее не влюбиться, она манит путешественников своею загадочностью, тысячелетними традициями, большинство из которых, в первозданной форме, дошли до наших дней.

Хочется уделить внимание традиционному японскому оружию. Самым знаменитым является меч самураев – катана. Но существует и другое, не менее смертоностное вооружение, требующее ловкости и точности в обращении, это сюрикэн – метательное оружие ниндзя.

История возникновения

Все помнят голливудские фильмы, в которых фигурировали воины-ниндзя, безжалостный клан убийц, воспитанные сенсеями, посвящающие свою жизнь борьбе с самураями. Но не все сведения о ниндзя – правда. Некоторые, это уловка кинематографистов, хотевших создать продаваемый образ. В реальности все выглядит немного по-другому.

Военные хроники 1375 года рассказывают о первых ниндзя, которые незаметно проникли в укрепленный замок и сожгли его, оставив пепелище. Согласно версии, искусство ниндзюцу пришло в Японию из древнего Китая в период феодальных войн, длившихся не одно столетие. В то время у каждого феодала были на службе люди – ниндзя, исполняющие особые поручения.

Читать еще:  One Reply to “«Красуха» готова жечь американские комплексы ПРО, развернутые в Израиле.”

Этими воинами создавались шпионские сети во враждующем лагере, чтобы получать информацию обо всех замыслах врага. Ниндзя могли провести:

  • поджог;
  • отравление;
  • похищение и убийство неугодных;
  • распространить ложные слухи;
  • подбросить фальшивые документы.

В то время в стране господствовало особое представление о морали. Самураи считались благородными воинами и не могли выполнять «щекотливые» поручения, противоречащие их уставу. Такие действия должны были выполнять люди, находившиеся в человеческом понятии за пределами общепринятых норм.
Некоторые сведения указывают, что не все относились к ниндзя с уважением – презрение, ненависть, боязнь, вот те чувства, которые они вызывали.

Однако в ходе постоянных войн в стране без ниндзя обойтись не могли. Кроме того, те же самураи, для повышения своих боевых способностей изучали ниндзюцу.

Ниндзя могли длительное время находиться под водой, владеть приемами маскировки, становясь практически невидимыми.

Возникновение ниндзя происходило почти одновременно с формированием класса самураев. Ниндзюцу также как и самураи являлись образцом верности, но только своим кланам и идеалам, а не феодалам, думавшим, что используют ниндзя в своих интересах. В действиях ниндзя ценился результат, а не вариант его достижения, из-за чего их тактику называли «игрой без правил».

Уже в 17 столетии насчитывалось 70 кланов ниндзя, более сильными были признаны школы Кога-рю и Ига-рю. Мастерству ниндзюцу обучались на протяжении всей жизни. Ребенок, появившийся на свет в клане, проходил жесткую школу подготовки прямо с пеленок, что автоматически причисляло его к ниндзя.

Колыбель с младенцем вешалась недалеко от стены и раскачивалась до удара об нее. У ребенка, на подсознательном уровне вырабатывался и закреплялся инстинкт группировки тела. До восьмилетнего возраста детей учили переносить любой болевой синдром и не только.

От будущего воина требовалось:

  1. Быть готовым к приему любых ударов.
  2. Уметь прочитать, написать и знать специальную азбуку, причем азбуки кланов различались.
  3. Подражать звукам разных животных и птиц, (для подачи сигналов).
  4. Быстро взбираться на деревья.
  5. Уметь метать разнообразные предметы.
  6. Безропотно переносить любые погодные условия.
  7. Хорошо ориентироваться в темное время суток
  8. Отлично чувствовать себя в водном пространстве, вести в нем вооруженный и без оружия бой, уметь задерживать дыхание на длительное время.
  9. Выворачивать суставы в разных направлениях.

В книгах рассказывается о том, как в их кланах воспитывали детей, учили переносить физические нагрузки. Их подвешивали за руки и поднимали на большую высоту, таким образом обучали преодолевать страх и развивали выносливость. По исполнению восьми лет, детей начинали тренировать, как настоящих ниндзя.

Еще хочется уделить внимание одежде. В реальности она не черная, а пепельного, желтовато-коричневого или темно-серого оттенка, мешковатая. Черные костюмы более заметны в темное время суток на светлых предметах.

Днем ниндзя ходили в крестьянской, монашеской или ремесленнической одежде, позволяющей не привлекать внимание в толпе, ниндзя мог мастерски перевоплощаться в старика или женщину.

Прошло более 700 лет, прежде чем наступил упадок кланов ниндзя. Ода Набунага, политический деятель Японии, старавшийся при жизни объединить страну, побоялся, что от кланов может исходить опасность и приказал уничтожить поселки, в которых они жили. Чуть позже Токугавой Иэясу было предложено бойцам кланов служить в полицейских ведомствах, многие приняли такое решение.

Те, кто отказались, считались отщепенцами «хинин» – их поголовно истребляли. И помогали в этом правительственным войскам вчерашние ниндзя, служившие теперь на государственной службе.

Оружие ниндзя

Летописи, посвящающиеся ниндзя, рассказывают о многих видах холодного боевого оружия, находящегося в их арсенале. У воинов были разнообразные мечи, серпы, трубки, метательные сюрикены. Но в реальности «ночные тени» использовали всего лишь несколько видов боевого оружия. Их было легко спрятать в одежде, противник в бою с ниндзя получал неожиданные «сюрпризы». Другими видами оружия в одинаковой мере пользовались как самураи, так и бандиты.

  1. Гатана. Так называется меч, у которого короткое, изогнутое лезвие. Металлическая рукоятка обматывается полосками кожи. Чтобы не привлекать внимание к владельцу, оружие не украшали орнаментами или драгоценностями. Очень часто сая (ножны) были больше лезвия, обычно на дне прятали метательные приспособления, яды или документы – все то, что способно помочь ниндзя в трудной ситуации.
  2. Ашико (когти) – металлическое приспособление одевалось на ноги, благодаря чему ниндзя было легко взбираться на стены, деревья. При обороне ими наносились тяжелые увечья противнику. Аналогичное приспособление шуко, только одевалось на пальцы рук.
  3. Какуте – вид оружия женщин-ниндзя. Это было кольцо, у которого заостренные выступы, на них наносились ядовитые вещества.
  4. Кама. Боевое вооружение похожее на косу, размер рукоятки 45 см.
  5. Кусари-гама. Аналогично каме, с той лишь разницей, что к рукоятке прикрепляли цепь с грузом, которым выбивали у неприятеля оружие на небольшом расстоянии.
  6. Кагинава. Приспособление – кошка, к крюку привязывали веревку либо цепь. Помогало преодолевать стены, забираться на высокие деревья.
  7. Киекетсу-шоге. К цепи или веревке к одному концу привязывался нож, другому – рукоятка в виде обруча.
  8. Нагината – Так называют японскую алебарду с лезвием длиной 15 см. В основном ею вооружались воины-монахи сохэи. У ниндзя нагината использовалась, когда они маскировались под этих монахов.
  9. Неко-те. Когти из металла, одевающиеся на пальцы. В некоторых случаях смазывались ядом. Чаще такое оружие использовалось женщинами-ниндзякуноичи, ими они наносили удары по глазам противника.
  10. Саи. Трезубец, у которого круглый или многогранный стерженьдлиной в 60 см, с заточенными гардами.
  11. Шобо. Стержень из металла с острыми концами и кольцом посредине, одевающееся на средний палец руки ниндзей.
  12. Танто. Небольшой нож, такими пользовались и самураи. Еще ниндзя использовали сибаки-яри – ударные копья длиной в 1,5 метра.

Метательное оружие ниндзя

Сюрикэн переводится как «лезвие, спрятанное в ладони» это японское метательное оружие. Оно без проблем пряталось в одежде, не создавая дискомфорт ниндзя, а когда требовалось, им наносились удары. Сюрикэны – небольших размеров, выглядят как обычные обиходные вещи.

Делали сюрикены из железа или стали, их могли изготавливать практически под любой предмет – звездочку, иглу, гвоздь, нож, монету.

Зачастую на них выбивали разные ритуальные значки, что говорит о вере японцев в мистицизм. Умельцы, изготовляющие оружие, и пользующиеся ими ниндзя, верили, что высшие силы способны помочь в нужной ситуации.

Сюрикэны являлись дополнением к основному оружию ниндзя, но иногда благодаря им благополучно решался бой.

Умение пользоваться сюрикэнами называется сюрикэндзюцу, его преподавало много школ:

К основным видам сюрикэнов относятся:

Также существуют разные типы сякэнов, хира-сюрикэны, сэмбан-сюрикэны, тэпан-сюрикэны. Историки провели немало исследований, но точную информацию о происхождении бо-сюрикэнов (японское слово «бо» означает игла) так ничего не выяснили. Связывают это с тем, что мастерство сюрикэндзюцу окутано тайной, в стране в те времена было немало мастеров, изготавливающих метательное оружие. В длину бо-сюрикэны достигали 12-21 см и весили – 35-150 г.

В основном у них затачивался один конец, правда, есть образцы, заостренные с двух концов. Острие могло быть четырехугольным, восьмигранным, круглым.

Металлические пластины были тонкими, их получали из обыкновенных вещей: монет (хиси-ган), плотницких инструментов (куги-нуки), из них изготавливали хира-сюрикэны. Они делались в форме звезды с отверстием посредине, надевались на веревку для удобного ношения и вытаскивания.

Приемы метания

Средневековые письмена, сохранившиеся до сих пор, описывают много вариантов применения «звезд ниндзя». Сюрикэны можно бросать с любой позиции, применяя разную траекторию.

Технические моменты метания разных видов оружия, будут со своими отличиями, тем более, школы боевого мастерства разрабатывали свои приемы.

Техника как правильно применять оружие сюрикэны, берет начало от мастерства метания ножей – танто и стрел – утинэ. Например, бо-сюрикэны бросают приемом ханкайтэн-дахо (полуоборотом) и теку-дахо (отсутствием оборота).

Выполнение бросков требует исключение вращения вокруг поперечной оси. Сякэны в основном метаются друг за другом, при придании большой скорости. Бросок требует подкрутки, это достигается захватом оружия ближе к краю и движению кисти, имитируя щелчок пальцами.

Закрутка делает полет сякэна точнее, когда происходит бросок по горизонтали, получается эффект крыла, чем увеличивается дистанция полета. «Ночные тени»-ниндзя должны умело пользоваться сюрикэнами, используя неожиданные выпады и бросая из любого положения.

Существует несколько приемов, как правильно бросать сюрикэны:

  • тодзи-но ката – метают любой рукой сверху вниз, выдвигая вперед противоположную ногу;
  • хон-ути – аналогично тодзи-но ката, только метание происходит рукой и выдвижением ноги одной стороны;
  • еко-ути – бросается от плеча по горизонтали;
  • гяку-ути или хон-ути – для совершения броска тело разворачивается боком;
  • дза-ути – присев на колени, производится метание по вертикали;
  • хандзатодзи-но ката – делают бросок присев на одно колено;
  • хандза хон-ути, хандзаёко-ути, хандзагяку-ути – эти приемы метания сюрикэнов делаются, присев на одно колено;
  • нэ-ути – прием выброса оружия с лежачего положения;
  • дзюдзи-ути – выброс нескольких сюрикэнов в разные стороны;
  • онкэн-ути (тайное лезвие)– неожиданное метание оружия из тайника в одежде;
  • интю-ути – прием бросков, которые производят в темное время суток;
  • хая-ути (быстрые броски) – одной рукой поочередно быстро метают оружие, другой рукой оно подается.

Сюрикэн не подходит для бросков на большие расстояния. Ниндзя их чаще использовали, чтобы задержать либо ранить преследователя. Сюрикэны бросались в голову (глаза), или шею. Если надо было открыть замок, его использовали как отмычку, применяли в качестве гвоздодера, а также для разрезания предметов.

Воины ночи-ниндзя приобрели славу национальных героев. Первая кинокартина о них «Легенда чудовищной мыши», была немой и вышла в 1915 году, вторая – в 1916 году и называлась «Призрачный герой Ниндзюцу-Горо».

На западе о ниндзя узнали в 1967 году благодаря кинокартине «Живешь только дважды».

Ажиотаж пришелся на 80-е годы, тогда было снято и показано немало кинокартин про ниндзя, создавалось много компьютерных игр с их участием.

Видео

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: