0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

One Reply to “Комплекс радиоэлектронного противодействия «Хибины»”

«Хибины» — российский комплекс радиоэлектронной борьбы

Первые работы, связанные с созданием КРЭП «Хибины», начались в Калужском научно-исследовательском радиотехническом институте (КНИРТИ) в 1977 году. Планировалось создать унифицированный комплекс радиоэлектронного противодействия для всех родов войск, где в задачах КНИРТИ стояла разработка блоков аппаратуры радиотехнической разведки (РТР) «Проран» и станции активных помех (САП) «Регата», что было успешно завершено защитой научно-исследовательских работ в 1980 году.

Контейнер комплекса РЭБ «Хибины» Л-175В на самолете Су-34

В 1982 году КНИРТИ было поручено выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР) сначала с «Проран» и «Регатой», а после и с КРЭП в целом, куда вошли многие наработки по смежным темам (в том числе использовался наработанный опыт по разработке САП «Сорбция», которая планировалась к установке на Су-27). Начатые ОКР по авиационному комплексу РЭП, получившему название «Хибины», призваны были объединить все блоки, обеспечив их тесное взаимодействие с самолётным бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО).

Су-34 с комплексом «Хибины-У»

В 1990 году первый образец «Хибин» («изделие Л-175В») прошёл приёмо-сдаточные испытания, но из-за развала СССР и последующего сокращения финансирования военных разработок дальнейшие работы над КРЭП значительно замедлились.

В январе 1995 года был совершён первый полёт самолёта-лаборатории с установленным комплексом радиоэлектронного противодействия «Хибины». Последовала серия успешно завершённых испытательных полётов и в августе 1997 года летающая лаборатория с установленным КРЭП была передана в лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова.

Техническая справка

«Хибины» (изделие Л-175В) — советский/российский авиационный комплекс радиоэлектронного противодействия (КРЭП). Комплекс предназначен для радиопеленгации зондирующего сигнала источника облучения с последующим искажением параметров отражённого сигнала, а именно для:

— задержки обнаружения самолёта-носителя КРЭП как объекта атаки для противника;
— маскировки истинного объекта на фоне ложных;
— затруднения измерения дальности до объекта, его скорости и углового положения;
— ухудшения характеристик режима сопровождения «на проходе» при сканировании луча антенны БРЛС;
— увеличения времени и затруднение захвата объекта при переходе в режим непрерывной радиопеленгации.

В состав комплекса радиолокационного противодействия «Хибины» входят:
— система радиотехнической разведки (РТР);
— система постановки активных помех (САП);
— широкополосный блок точного запоминания частоты (ТШ);
— вычислительная подсистема.

В качестве групповой защиты к КРЭП «Хибины», установленному на основном носителе, могут подключаться дополнительные модули наращиваемого состава КРЭП в виде контейнеров, подвешиваемых на самолёты из группы.

В состав наращиваемого состава входят:
— 2 модуля, рабочий частотный диапазон которых совпадает с частотным диапазоном «Хибин» основного носителя, по сути своей представляющие передающие устройства повышенной мощности без собственного блока РТР;
— 2 модуля с рабочим частотным диапазоном, отличающимся от частотного диапазона «Хибин» основного носителя, с установленным блоком РТР.

Контейнер КС-418Э

Комплекс «Хибины» не является прибором мгновенного действия, так как необходимо время для того, чтобы объект смог преодолеть расстояние, требуемое для успешной радиопеленгации координат источника излучения зондирующего сигнала.

Хибины (комплекс радиоэлектронного противодействия)

Хибины (изделие Л-175В) — советский/российский авиационный комплекс радиоэлектронного противодействия (КРЭП).

Комплекс предназначен для радиопеленгации зондирующего сигнала источника облучения с последующим искажением параметров отражённого сигнала, а именно для:

  • задержки обнаружения самолёта-носителя КРЭП как объекта атаки для противника;
  • маскировки истинного объекта на фоне ложных;
  • затруднения измерения дальности до объекта, его скорости и углового положения;
  • ухудшения характеристик режима сопровождения «на проходе» при сканировании луча антенны БРЛС;
  • увеличения времени и затруднение захвата объекта при переходе в режим непрерывной радиопеленгации.
Читать еще:  ГАЗ 66, особенности самосвала, бензина и дизеля, технические характеристики военного грузовика, устройство кабины, двигатель и лебедка

Параметры

Контейнер КРЭП «Хибины» Л175В. Длина контейнера 4950 мм. Масса 300 кг. Потребляемая мощность 3,6 кВт.

Статус

  • 1995 январь — первый полет Су-34 в рамках программы летных испытаний комплекса «Хибины».
  • 1997 август — начало второго этапа летных приемо-сдаточных испытаний комплекса «Хибины».
  • 2000 апрель — в ходе комплексных исследовательских учений ВВС изучалась возможность Су-34, оснащенного станцией РЭБ «Хибины», выполнять «прикрытие» фронтовых бомбардировщиков Су-24М (источник).
  • 2013 14 января — КНИРТИ подписан договор № 403/15-17 с ОАО «Компания «Сухой» на выполнение работ по изготовлению комплекса Л-175В (92 комплекта). Сумма договора — 11.329 млрд. руб.Срок выполнение — не позднее 31.03.2020 г. (ист. — Годовой отчет за 2012 г.).
  • 2014 14 апреля — в ходе учений на полигоне Мухор-Кондуй в Бурятии Су-34 поставят помехи для самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50, истребителей-перехватчиков МиГ-31 и наземной группировки противовоздушной обороны. Несмотря на это операторы ДРЛО А-50 попытаются определить цели и выдать целеуказания пилотам самолетов МиГ-31 (источник).
  • 2015 октябрь. Комплекс «Хибины» был замечен на российских Су-30 в Сирии: Российское участие в конфликте в Сирии [rustam12#04.10.15 09:25]

Комплекс радиоэлектронного подавления «Хибины»: выключает противника на раз

Российский авиационный комплекс радиоэлектронного противодействия (КРЭП) «Хибины» стал известен даже домохозяйкам после случая с зашедшим в Черное море американским эсминцем «Дональд Кук». Коротко напомним суть дела.

15 апреля 2014 года один из интернет-сайтов в разделе «Домыслы» опубликовал статью «Хибины» против «Иджис» или Что так сильно испугало Пентагон?». Автор рассказал об облете Су-24, имеющем комплекс «Хибины», боевого корабля США «Дональд Кук», который находился в Черном море. Работа аппаратуры на борту эсминца была напрочь подавлена комплексом «Хибины», что обезоружило корабль.

Статья позже была удалена с сайта как некорректная. Российские военные все же признали: облет был, наш самолет не совершал никаких враждебных действий, комплекс «Хибины» на самолеты Су-24 не устанавливается. Последнее – спорный вопрос. Хотя бы потому, что макет Су-24М с контейнером аппаратуры радиоэлектронного противодействия КС-418 выставлялся на одном из авиасалонов МАКС.

ПЕНТАГОН УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

Реальность произошедшего косвенно подтвердил официальный представитель Пентагона, назвав действия пилота Су-24 провокационными. По его мнению, российский самолет, судя по всему, не имел на своем борту боевого вооружения, однако 12 раз прошел вблизи корабля ВМС США. Собственно, нет ничего странного, что далеко не новый фронтовой бомбардировщик без оружия прошел несколько раз вблизи новейшего, вооруженного до зубов средствами ПВО эсминца США. Такие облеты кораблей были раньше практически при каждой встрече вероятных противников.

После инцидента, как сообщали СМИ, 27 человек экипажа «Дональда Кука» написали рапорты об увольнении. В заявлении Пентагона, кстати, утверждалось, что действия российского Су-24 деморализовали экипаж корабля. По мнению многих военных экспертов, причина – в использовании нашим бомбардировщиком комплекса «Хибины». А деморализовало американский экипаж собственное бессилие. По мнению экспертов, эсминец издали засек подход Су-24, привел оружие в состояние готовности к применению. И вдруг все его экраны погасли – так внезапно гаснет экран мобильного телефона. Система «Иджис» не работала. Экраны ожили, когда «сушка» ушла к российскому берегу.

Читать еще:  ГАЗ-22171 Соболь, технические характеристики автомобиля, схема двигателя и расход топлива, модификации Бизнес и Микроавтобус, грузоподъемность и размеры

Скептики утверждают, что Су-24 не мог обездвижить эсминец по причине нехватки мощности помех, что случившееся – результат работы с берега другого комплекса – «Красуха-4». Но так или иначе, осадок остался. Причина, видимо, в том, что и российские военные, и создатели «Хибин» поскромничали, опасаясь «международного скандала».

И еще один вывод из случившегося: оружие нелетального действия, каким является комплекс «Хибины», или, по-другому, смарт-оружие, по своей эффективности вполне может сравниться с оружием разрушения.

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

Как говорят разработчики комплекса, он предназначен для радиопеленгации зондирующего сигнала источника облучения с последующей подменой параметров сигнала. То есть после приема излучения радара самолета или системы ПВО противника этот сигнал с помощью специальной аппаратуры искажается до неузнаваемости. В результате получивший его противник остается в недоумении: что же с «этим» делать? В итоге самолет – носитель КРЭП будет замечен с большим запозданием, если вообще замечен, так как он будет замаскирован на фоне ложных целей. Противник столкнется с большими затруднениями с определением расстояния до цели, его скорости и углового положения.

Комплекс обеспечивает индивидуальную защиту самолетов от ракетных атак вражеских истребителей и наземных средств ПВО, создавая вокруг самолета защитное радиоэлектронное поле, в результате РЛС и управляемые ракеты теряют цель. Наши самолеты становятся невидимыми для противника. Технология реализации этого состоит в том, что, получив аналоговый СВЧ-сигнал от цели, комплекс РЭБ переводит его в цифровую форму, обрабатывает, «наделяет» помеховой модуляцией, вновь переводит в аналоговую форму и излучает в направлении цели – оружие противника «ослеплено».

Комплексом «Хибины» оснащаются самолеты фронтовой авиации ВКС. По составу оборудования и аппаратуры, решаемым задачам и эффективности применения он превосходит практически все средства РЭБ, находящиеся на вооружении многих иностранных государств.

РОЖДЕННЫЙ В КАЛУГЕ

А теперь немного истории. Работа по созданию прототипа КРЭП «Хибины» начались в Калужском научно-исследовательском радиотехническом институте (КНИРТИ входит в КРЭТ. – «НВО») в конце 80-х годов. Первые образцы «Хибин» по массогабаритным параметрам не подходили для установки на самолет, но КНИРТИ наладило тесное сотрудничество с КБ Сухого, в результате проблема была решена. В 1990 году первый образец «Хибин» прошел приемо-сдаточные испытания, но развал СССР, сокращение финансирования военных разработок значительно замедлили ход ОКР.

Первый полет самолета с комплексом радиоэлектронного противодействия «Хибины» был совершен лишь в январе 1995 года.

Помимо комплекса радиоэлектронного противодействия индивидуальной защиты создавался наращиваемый дополнительный состав «Хибин» в подвесных контейнерах для групповой защиты самолетов. В настоящее время КНИРТИ освоило серийное производство данных средств защиты и осуществляет их поставку в Минобороны России.

Участвующие с 2014 года в операции ВКС России в Сирии самолеты оборудованы комплексами «Хибины» и «Хибины-М». В их состав входят системы радиотехнической разведки и постановки активных помех. Разработана и экспортная модификация комплекса «Хибины» – САП. Аппаратура комплекса «Хибины» устанавливается в контейнерах на концах крыльев, а также в закабинном отсеке.

Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) официально заявлял, что самолеты российских ВКС массово оснащаются новейшими комплексами «Хибины»: на Су-34 устанавливаются средства индивидуальной и групповой защиты, на новейшем Су-35 и Су-27СМ3 устанавливается комплекс «Хибины-М». Именно в таком варианте Россия предлагает на экспорт самые современные средства РЭБ, «обкатанные» в боевых условиях в Сирии.

Читать еще:  Война в Сирии. Лица. Часть 2

В презентации авиационного комплекса индивидуальной защиты «Хибины-М», подготовленной концерном «Радиоэлектронные технологии» к МАКС-2017, говорится о назначении аппаратуры: обеспечение индивидуальной защиты самолетов Су-35 и Су-27СМ3 от атак авиационных ракетных комплексов перехвата и средств ПВО. Типы подавляемых объектов: бортовые РЛС самолетов F-14, F-22, F-35, «Рафаль», ЗРК «Пэтриот», TLVS, SAMP, управляемые ракеты AMRAAM. Вероятность срыва атаки оценивается на уровне не менее 0,9.

ЭКСПОРТНЫЙ ВАРИАНТ

Каждое изделие, выпускаемое АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии», по-своему уникально и неповторимо. В них соединены самые высокие научно-технические достижения российского ВПК. Среди основных отечественных производителей средств РЭБ безусловно лидирует КРЭТ. Его доля на рынке – до 60%. Средствами и комплексами РЭБ, разработанными концерном, оснащаются самолеты Су-25, Су-27СМ3, Су-30СМ, Су-34, Су-35С, Ил-76, Ил-78, Ил-96, Ту-214, вертолеты Ми-8, Ми-26, Ми-28, Ми-35 и Ка-52, надводные корабли проектов 1144, 1164, 1155, 956, 11540, 22350, 20380, 21631.

Наиболее благоприятная для концерна ситуация складывается на рынке авиационных комплексов и средств РЭБ. Это объясняется ростом спроса на эти средства в мире. Условия диктует и ожидаемый рост поставок российских летательных аппаратов, а также увеличение доли летательных аппаратов, поставляемых со средствами РЭБ индивидуальной и групповой защиты. Кроме того, ожидается, что иностранные государства будут закупать средства РЭБ при модернизации собственного парка самолетов и вертолетов российского производства.

«Хибины» — российский комплекс радиоэлектронной борьбы

Контейнер комплекса РЭБ «Хибины» Л-175В на самолете Су-34 / Фото: militaryrussia.ru

В январе 1995 года был совершён первый полёт самолёта-лаборатории с установленным комплексом радиоэлектронного противодействия «Хибины». Последовала серия успешно завершённых испытательных полётов и в августе 1997 года летающая лаборатория с установленным КРЭП была передана в лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова.

Хибины (изделие Л-175В) — советский/российский авиационный комплекс радиоэлектронного противодействия (КРЭП).

Комплекс предназначен для радиопеленгации зондирующего сигнала источника облучения с последующим искажением параметров отражённого сигнала, а именно для:

  • задержки обнаружения самолёта-носителя КРЭП как объекта атаки для противника
  • маскировки истинного объекта на фоне ложных
  • затруднения измерения дальности до объекта, его скорости и углового положения
  • ухудшения характеристик режима сопровождения «на проходе» при сканировании луча антенны БРЛС
  • увеличения времени и затруднение захвата объекта при переходе в режим непрерывной радиопеленгации

В состав комплекса радиолокационного противодействия «Хибины» входят:

  • система радиотехнической разведки (РТР)
  • система постановки активных помех (САП)
  • широкополосный блок точного запоминания частоты (ТШ)
  • вычислительная подсистема

В качестве групповой защиты к КРЭП «Хибины», установленному на основном носителе, могут подключаться дополнительные модули наращиваемого состава КРЭП в виде контейнеров, подвешиваемых на самолёты из группы.

В состав наращиваемого состава входят:

  • 2 модуля, рабочий частотный диапазон которых совпадает с частотным диапазоном «Хибин» основного носителя, по сути своей представляющие передающие устройства повышенной мощности без собственного блока РТР
  • 2 модуля с рабочим частотным диапазоном, отличающимся от частотного диапазона «Хибин» основного носителя, с установленным блоком РТР

Контейнер КС-418Э / Фото: militaryrussia.ru

Комплекс «Хибины» не является прибором мгновенного действия так как необходимо время для того, что бы объект смог преодолеть расстояние, требуемое для успешной радиопеленгации координат источника излучения зондирующего сигнала.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector