0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Президент Армении, когда и как проходят выборы, список и биография бывших от первого до последнего, полномочия и указы

Содержание

Президент Армении: основные обязанности и полномочия главы государства

В 2020 году Армен Саркисян занял пост президента Армении и сменил на этом посту экс-президента Сержа Саргсяна. Церемонию инаугурации провели в Ереване на заседании Национального собрания. А. Саркисян — это первый армянский президент, которого избрали и назначили на эту должность парламентарии. Так, в 2020 году в Армении провели конституционный референдум, по его результатам страна приняла статус парламентской республики.

Инаугурация состоялась 9 апреля во время специального заседания Национального собрания (армянского парламента) на территории Спортивно-концертного комплекса имени Карена Демирчана в столице Армении городе Ереване. Новый, четвертый президент Армении приступил к исполнению своих полномочий 9 апреля 2020 года. В соответствии с новой Конституцией, президентские полномочия серьезно сократились, а соответственно и цели и задачи, решаемые главой государства, но указы он пока издает. Большую их часть приняла на себя исполнительная и законодательная ветви власти, то есть правительство и парламент.

Перечень полномочий и обязанностей президента Армении до 9 апреля 2020 года

В соответствии со статьей 55 армянской Конституции, которая была реформирована в 2005 году, в обязанности президента Армении входит:

  • Обращение с посланием к народу, а также к представителям Национального Собрания;
  • Вслед за получением законов, которые принимает Национальное Собрание, в период 21-дневного срока он обязан подписывать и обнародовать их; в те же сроки возможно возвращение законов, в которых могут быть изложены возражения, предложения, а также требование в новых их обсуждениях. Когда Национальным Собранием они отклоняются с помощью большинства голосов от общей численности парламентариев, тогда президент занимается подписанием и промульгированием законов и распоряжений президента в течение 5 дней;
  • В тех случаях, когда это установлено Конституцией, может предпринять роспуск Национального Собрания с назначением внеочередных выборов;
  • В соответствии с распределением мест членов Национального Собрания и консультационных мероприятий с парламентскими фракциями может назначить премьер-министра. Как правило, это особа, которая пользуется доверием у большей части депутатского корпуса. А когда это не представляется возможным, особа, пользующаяся доверием у наибольшей численности парламентариев; в соответствии с предложением премьер-министра может назначать и освобождать министров; может принимать отставку министров в день своего вступления на пост президента Армении, открывать первое заседание нового созыва Национального парламента, выражать недоверие правительству, отклонять правительственные программы, отправлять в отставку премьер-министра, либо же оставлять его место вакантным;
  • В тех случаях, когда это предусмотрено законодательством, может производить назначение государственных служащих;
  • Может заниматься формированием Совета нацбезопасности, председательствовать в нем, а также формированием других консультативных органов;
  • Представление Армении на международной арене. Он может заниматься осуществлением общего руководства внешне политической деятельностью, заключением международных договоров, представлением международных договоров для ратификации Национальным Собранием и подписанием их ратификационных грамот, утверждением, приостановлением действий или денонсации международных договоров, которые не требуют ратификации;
  • Назначение и отзыв диппредставителей Армении в зарубежных странах и при международных объединениях, принятие верительных и отзывных грамот диппредставителей зарубежных стран и международных объединений;
  • Представление для Национального Собрания кандидатур Генпрокурора, Главы Центробанка, а также Руководителя Контрольной палаты. По предложению Генпрокурора назначением и освобождением заместителей Генпрокурора;
  • Назначение четырех представителей Конституционного Суда. В случаях, когда Национальное Собрание не назначило руководителя Конституционного Суда в тридцатидневный срок вслед за оставлением его места вакантным — руководителя Конституционного Суда из представителей КС; Основываясь на заключении Конституционного суда, может прекращать исполнение обязанностей, назначенных им членов КС;
  • Назначение по рекомендации Совета правосудия председателя и судей Кассационного Суда и в его палаты, председателя Апелляционного Суда, судов первой инстанции и спецсудов, прекращение их полномочий;
  • Назначением пары юристов-ученых, которые являются членами Совета правосудия;
  • Являться Верховным Главнокомандующим для армянских Вооруженных Сил, координирование деятельности госорганов в оборонительной сфере, назначение и освобождение высшего командного состава в Вооруженных Силах и в иных воинских формирований; в случаях объявления войны может заниматься назначением и освобождением Главнокомандующего для Вооруженных Сил;
  • Объявление военного положения в тех случаях, когда произошла вооруженная агрессия против Армении, когда присутствует непосредственная угроза или объявлена война. Кроме того, может заниматься объявлением общей или частичной мобилизации и принятием решения о задействовании армии;
  • Объявление чрезвычайного положения в тех случаях, когда нависла непосредственная опасность, которая угрожает конституционному строю, вслед за консультациями с руководителем парламента и премьер-министром, осуществление продиктованных обстоятельствами мероприятий и обращение с посланием обо всем этом к своему народу;
  • Разрешение вопросов согласно установленному законодательством порядку, которые связаны с предоставлением армянского гражданства или политического убежища;
  • Награждение орденами и медалями армянского государства, присвоение высших воинских и почетных званий, высших дипломатических и прочих классных чинов;
  • Осуществление помилования для осужденных.

Перечень полномочий и обязанностей президента Армении после реформы с 9 апреля 2020 года

Во время прохождения Конституционного референдума, который проводился в декабре 2020 года, приняли конституционные изменения. Это говорит о том, что Армения переросла в парламентскую республику. В связи с этим президентские полномочия были существенно сокращены.

В соответствии с новой редакцией в Конституции, глава государства производит назначение очередных и внеочередных выборов в парламент. Кроме того, в течение 21 дня занимается подписанием и обнародованием принятых Национальным Собранием законов. Президент Армении больше не обладает правом по роспуску Национального Собрания, а также по назначению внеочередных выборов. Он может принимать отставку в тех случаях, когда это установлено Конституцией правительства, по согласованию с премьер-министром вносить изменения в кабинете министров.

Во внешнеполитической сфере

Согласно новому статусу президента Армении сократились его полномочия и во внешнеполитической сфере. Глава государства в соответствии с установленными законодательством случаями и порядками по согласованию с правительством может заниматься заключением международных договоров, назначением и отзывом по согласованию с премьер-министром диппредставителей в зарубежных странах и международных объединениях, принятием верительных и отзывных грамот диппредставителей зарубежных стран и международных объединений.

Читать еще:  Ядерные державы: США, СССР, Россия, Пакистан и КНДР, список на 2020 год, ТОП мировых, официальные и признанные

Президент Армении по согласованию с правительством в соответствии с установленными законами случаями и порядках производит утверждение, приостановление либо денонсацию международных договоров, не требующих ратификации.

В сфере вооруженных сил

Новоизбранные армянские президенты по согласованию с премьер-министром в соответствии с установленными законами случаями и порядками могут заниматься назначением и освобождением высшего командного состава в вооруженных силах и иных воинских формированиях, а также по согласованию с премьер-министром в соответствии с установленными законами случаями и порядками еще и присвоением высших воинских званий. Все последующие президенты уже не могут быть Верховными главнокомандующими армянских Вооруженных Сил, поскольку в случае объявления войны этими полномочиями теперь будет заниматься премьер-министр. Президенты, как и парламентские спикеры, больше не будут входить в новый Совет безопасности.

Список всех президентов Армении по порядку с годами их правления

  1. Левон Тер-Петросян с 16 октября 1991 по 3 февраля 1998 года;
  2. Роберт Кочарян с 9 апреля 1998 (3 февраля 1998 — 9 апреля 1998 — и. о. президента) по 9 апреля 2008 года;
  3. Серж Саргсян с 9 апреля 2008 по 9 апреля 2020 года, пробыл два срока подряд;
  4. Армен Саркисян с 9 апреля 2020.

Размер зарплаты и получаемые привилегии

Официальную годовую зарплату президент Армении, по сообщениям местной печати, получает в сумме 3 млн. 898 тысяч 800 драмов. Что по сегодняшнему курсу составляет 8 036 221,22 долларов США. При всем при том доходы бывшего главы армянского государства не ограничивались одной лишь зарплатой. Кроме всего прочего, еще 2 млн. 45 тысяч 89 драмов бывший президент получал как выплату, приравненную к его денежному содержанию. Но и это еще не все.

Дополнительных 8 млн. 740 тысяч драмов Сержу Саргсяну выплачивают как процентную ставку. К моменту предоставления декларации финансовое положение у Сержа Саргсяна составляло 105 млн. 600 тысяч драмов. Кроме того, бывший президент являлся владельцем самых разнообразных драгоценных антикварных вещей XVIII- XX столетий, а также коллекции произведений искусства известных армянских художников XX столетия, в общей сложности более тридцати полотен. О каких-то особых привилегиях для армянских президентов информации в открытых источниках не найдено.

Резиденция президента Армении в Ереване

Резиденция (приемная) президента Армении — это здание бывшего Верховного Совета Армянской ССР. Его спроектировал, как и множество других интересных архитектурных произведений той поры, талантливый зодчий Марк Григорян в 1949-1950годах. Строительные работы велись в 1951-1953годах. Практически все, что творил Григорян в те годы, является украшением Еревана, и возможно еще долгое время будет представлять традиционную армянскую классическую архитектуру.

Как стать президентом Армении после 9 апреля 2020 года

Президентом Армении может быть избрана особа не моложе тридцати пяти лет. Причем, в течение последнего десятилетия должна иметь армянское гражданство и не иметь гражданство другого государства, постоянно проживать в Армении в течение последних десяти лет, а также иметь избирательное право. Ранее президент избирался на пятилетний срок, а после 9 апреля 2020 года уже на семь лет. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность президента Республики более чем два раза подряд. Не проводятся выборы в период чрезвычайного или военного положения.

Как ранее уже упоминалось, полномочия армянского президента значительно урезались. Таким образом, выборы новых президентов будут уже не прямыми, (то есть не будет общенационального голосования) а опосредованными — будут проводиться с помощью коллегии выборщиков. Принимают в этом участие депутаты парламента, а также представители органов местного самоуправления. Новые президенты будут избираться на семилетний срок, причем без права их переизбрания.

Последующие президенты будут избираться парламентом, а для процесса выдвижения кандидатов потребуется не менее 27 депутатских голосов. Победить на выборах мог только тот кандидат, за которого проголосовали бы три четверти членов парламента, т. е. по меньшей мере, 79 депутатов. В тех случаях, когда ни одному кандидату не удалось набрать необходимой численности голосов, тогда объявляется второй тур, и для победы в котором потребуется набрать три пятых голосов парламентариев.

Статус и функции нового президента Республики Армения

Согласно новой Конституции Армении, в соответствии с которой республика переходит на парламентскую форму правления, президент Республики — глава государства, следит за соблюдением Конституции, и при осуществлении своих полномочий беспристрастен и руководствуется исключительно общегосударственными и общенациональными интересами.

Срок полномочий Президента Республики и предъявляемые к нему требования

1. Президент Республики избирается сроком на семь лет.
2. Президентом Республики может быть избрано каждое лицо, достигшее сорока лет, последние шесть лет являющееся гражданином только Республики Армения, последние шесть лет постоянно проживающее в Республике Армения, обладающее избирательным правом и владеющее армянским языком.
3. Одно и то же лицо может быть избрано Президентом Республики только один раз.
4. Президент Республики не может занимать какой-либо иной должности, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять иную оплачиваемую работу.
5. Президент Республики в ходе осуществления своих полномочий не может быть членом какой-либо партии.

Порядок выборов Президента Республики

1. Президент Республики избирается Национальным Собранием.
2. Очередные выборы Президента Республики проводятся не ранее чем за сорок и не позднее чем за тридцать дней до завершения полномочий Президента Республики.
3. Право на выдвижение кандидата в Президенты Республики имеет как минимум одна четверть от общего числа депутатов.
4. Президентом Республики избирается кандидат, который получил не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов. Если Президент Республики не избирается, то проводится второй тур выборов, в котором могут принять участие все кандидаты, принявшие участие в первом туре. Во втором туре Президентом Республики избирается кандидат, который получил не менее трех пятых голосов от общего числа депутатов. Если Президент Республики не избирается, то проводится третий тур выборов, в котором могут принять участие два кандидата, получившие наибольшее число голосов во втором туре. В третьем туре Президентом Республики избирается кандидат, получивший большинство голосов от общего числа депутатов.
5. Если Президент Республики не избирается, то в десятидневный срок проводятся новые выборы Президента Республики.
6. Подробности порядка выборов Президента Республики устанавливаются Регламентом Национального Собрания.

Внеочередные выборы Президента Республики

Внеочередные выборы Президента Республики проводятся не ранее чем через двадцать пять и не позднее чем через тридцать пять дней после открытия вакансии на должность Президента Республики в случаях отрешения от должности, невозможности исполнения полномочий, отставки или смерти Президента Республики.

Вступление в должность Президента Республики

Читать еще:  «Магнум» — звучит гордо

1. Президент Республики вступает в должность в день завершения полномочий предыдущего Президента Республики.
2. Президент Республики, избранный посредством внеочередных выборов, вступает в должность на десятый день после избрания.
3. Президент Республики вступает в должность на специальном заседании Национального Собрания с принесением народу следующей присяги: “Вступая в должность Президента Республики, клянусь: быть верным Конституции Республики Армения, при осуществлении своих полномочий быть беспристрастным, руководствоваться только общегосударственными и общенациональными интересами и вложить все свои силы в дело укрепления национального единства”.

Послание Президента Республики

Президент Республики может обращаться с посланием к Национальному Собранию по вопросам, входящим в его компетенцию.

Подписание и обнародование закона

1. Президент Республики подписывает и обнародует принятый Национальным Собранием закон в двадцатиоднодневный срок или в тот же срок обращается в Конституционный Суд по вопросу определения соответствия закона Конституции.
2. Если Конституционный Суд постановляет, что закон соответствует Конституции, то Президент Республики в пятидневный срок подписывает и обнародует закон.
3. Если Президент Республики не выполняет требований, установленных настоящей статьей, то Председатель Национального Собрания в пятидневный срок подписывает и обнародует закон.

Принятие отставки Правительства

Президент Республики немедленно принимает отставку Правительства в случаях, установленных статьей 158 Конституции.

Изменения в составе Правительства

Президент Республики по предложению Премьер-министра вносит изменения в состав Правительства.

Полномочия Президента Республики в области внешней политики

1. Президент Республики в установленных законом случаях и порядке:
1) заключает по предложению Правительства международные договоры;
2) назначает и отзывает по предложению Премьер-министра дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях;
3) принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций.
2. Президент Республики по предложению Правительства в установленных законом случаях и порядке утверждает, приостанавливает или денонсирует международные договоры, не требующие ратификации.
3. Президент Республики по предложению Премьер-министра в установленных законом случаях и порядке присваивает высшие дипломатические ранги.

Полномочия Президента Республики в сфере вооруженных сил

1. Президент Республики по предложению Премьер-министра в установленных законом случаях и порядке назначает и освобождает высший командный состав вооруженных сил и других войск.
2. Президент Республики по предложению Премьер-министра в установленных законом случаях и порядке присваивает высшие воинские звания.

Неприкосновенность Президента Республики

1. Президент Республики обладает неприкосновенностью.
2. Президент в течение и после срока своих полномочий не может подвергаться преследованию и привлекаться к ответственности за действия, обусловленные его статусом.
3. Президент Республики может привлекаться к ответственности за действия, не связанные с его статусом, только после завершения своих полномочий.

Отрешение от должности Президента Республики

1. Президент Республики может быть отрешен от должности за государственную измену, иное тяжкое преступление или грубое нарушение Конституции.
2. Для получения заключения о наличии оснований для отрешения от должности Президента Республики Национальное Собрание постановлением, принятым большинством голосов от общего числа депутатов, обращается в Конституционный Суд.
3. Национальное Собрание выносит постановление об отрешении от должности Президента Республики на основании заключения Конституционного Суда как минимум двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Отставка Президента Республики

Президент Республики подает прошение о своей отставке в Национальное Собрание. Отставка считается принятой с момента ее обнародования в порядке, установленном законом.

Невозможность исполнения полномочий Президента Республики

В случаях тяжелой болезни Президента Республики или наличия иных непреодолимых препятствий для исполнения его полномочий, из-за которых исполнение его полномочий становится невозможным на продолжительное время, Конституционный Суд на основании заявления Правительства выносит постановление о невозможности исполнения полномочий Президента Республики.

Временное исполнение полномочий Президента Республики

В случаях отрешения от должности, невозможности исполнения полномочий, отставки или смерти Президента Республики до вступления в должность новоизбранного Президента Республики полномочия Президента Республики исполняет Председатель Национального Собрания.

Обеспечение деятельности Президента Республики

1. Порядок формирования Аппарата Президента Республики устанавливается законом. Президент Республики в установленных законом случаях и порядке производит назначения на должности Аппарата Президента Республики.
2. Размер оплаты, порядок обслуживания и обеспечения безопасности Президента Республики устанавливается законом.

Выборы президента Армении, 1991-2008 гг.

Институт президентства в Армении

Пост президента был впервые учрежден в Армении 1 августа 1991 года, на основании закона, принятого Верховным Советом республики. 1

В 1995 году должность президента была закреплена в одобренной на всенародном референдуме Конституции Армении.

Полномочия и порядок выборов Президента определены в главе 3 Конституции. Президент является главой государства, обеспечивает соблюдение Конституции, функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Согласно Основному закону Республики Армения, Президент является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности страны (ст.49). Конституция Республики Армения предусматривает возможность обжалования результатов выборов президента в Конституционном суде страны (ст.51). После избрания Президент приносит присягу на специальном заседании Национального Собрания (ст.54).

В 2005 году в Конституцию Армении был внесен ряд изменений, предполагающих ограничение полномочий президента, но сам институт в рамках реформы сохранился. 2

Согласно нормам Конституции, Президент Республики Армения, обращается с посланием к народу и Национальному Собранию, обладает правом подписать законодательный акт, или вернуть его на доработку в Национальное Собрание, распускать Национальное Собрание в порядке, предусмотренном ст.74.1. Конституции, и назначать внеочередные выборы, имеет право назначать премьер-министра, и назначать или освобождать членов правительства, по представлению премьер-министра. В функции президента входит также принятие отставки правительства, в порядке определенном Конституцией, и назначения на государственные должности, в случаях определенных законодательством страны. Президент формирует Совет национальной безопасности и др. консультативные органы.

Президент представляет Республику Армения в международных отношениях, осуществляет общее руководство внешней политикой, заключает международные договоры, представляет международные договоры на ратификацию Национальному Собранию и подписывает их ратификационные грамоты, утверждает, приостанавливает действие или денонсирует международные договоры, не требующие ратификации, назначает и отзывает дипломатических представителей в иностранных государствах и при международных организациях, принимает верительные грамоты. Согласно Конституции Армении, Президент представляет парламенту кандидатуры на должности Генерального прокурора, Председателя Центрального банка и Председателя Контрольной палаты. Президент назначает четырех членов Koнституционного Суда, а также судей, в случаях, определенных законом. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, координирует деятельность государственных органов в области обороны, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил и других войск, в случае необходимости объявляет военное положение, общую или частичную мобилизацию и принимает решение об использовании Вооруженных Сил. Президент вправе объявить чрезвычайное положение, он также разрешает вопросы, связанные с предоставлением гражданства страны, политического убежища, награждает орденами и медалями, присваивает высшие воинские и почетные звания, высшие дипломатические и другие классные чины, осуществляет помилование осужденных (ст.55). Конституция Армении предусматривает возможность отстранения президента от должности (ст.57), а также возможность досрочного прекращения его полномочий. 3

Читать еще:  Туристический рюкзак для рыбалки и походов, как выбрать лучший, рейтинги и обзоры, объем снаряжения, крепления для шлема и конструкции лямок

Порядок избрания президента

Президент Армении избирается всенародным голосованием, сроком на 5 лет. Полномочия Президента Армении ограничены 2 сроками (ст. 50 Конституции Армении). 4

Избираться на пост президента имеет право только человек, достигший возраста 35 лет, последние десять лет являющийся гражданином Республики Армения, постоянно в ней проживающий в течение этого срока и обладающий избирательным правом (ст. 50 Конституции Армении).

Правом выдвигать кандидатов в президенты наделены, в соответствии с избирательным кодексом, партии и инициативные группы граждан (численностью более 100 чел.). Для регистрации кандидаты обязаны собрать 35 тыс. подписей и внести избирательный залог в размере 5000-кратной минимальной заработной платы. При получении кандидатами более 5% голосов сумма избирательного залога возвращается. 5

Согласно ст.51 Конституции Армении, избранным считается кандидат, заручившийся поддержкой более 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Если в первом туре выборов ни одному из кандидатов это не удается, проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие в первом наибольшее число голосов.

В соответствии с Конституцией, выборы президента не проводятся в период действия чрезвычайного или военного положения (ст.53.1).

Выборы первого президента

Первые выборы на пост президента страны состоялись в Армении 17 октября 1991 года, через месяц после провозглашения республикой независимости.

Первым президентом страны был избран председатель правления Армянского общенационального движения Левон Тер-Петросян, занимавший перед этим пост Председателя Верховного Совета республики.

Хроника измен: президенты Армении и «отвергнутые» ими конституции

Армения живет в ожидании выборов: в седьмой раз в истории независимой Армении выберут четвертого по счету президента. Sputnik Армения вспоминает, что изменилось в стране после первых выборов 1991 года и к чему привели шесть прямых выборов президента Армении, состоявшихся до этого.

Нелли Даниелян, Sputnik

В первой декаде 2018 года — по всей вероятности, 2 марта — Армения в седьмой раз выберет своего президента. Впервые кандидат на эту должность будет избран не народом, а его избранниками — депутатами парламента. Таким образом завершится процесс перехода к парламентской форме правления, что предусмотрено принятой 6 декабря 2015 года новой Конституцией.

Действующий президент Серж Саргсян сохранит полномочия в полном объеме до конца второго срока — 9 апреля.

По новой Конституции полномочия президента будут сильно урезаны, большая их часть отойдет исполнительной и законодательной ветвям власти — правительству и парламенту.

Отныне президенты Армении (по крайней мере до тех пор, пока Конституцию снова не поменяют) будут избираться на 7 лет без права на переизбрание.

Президентом Армении будет избран тот кандидат, который получит как минимум три четверти голосов кандидатов. Если в первом туре победитель не будет определен, все утвержденные кандидаты пройдут во второй, но планка будет снижена до 3/5 голосов выборщиков. Если и во второй раз избрать президента не получится, будет объявлен третий тур, в который пройдут два кандидата, набравших больше всех голосов по итогам второго тура — победителя определят простым большинством. На случай, если даже такая упрощенная схема не позволит выбрать президента, предусмотрена отдельная процедура — депутаты разойдутся по домам, чтобы собраться через 10 дней и попробовать вновь.

Кандидат на должность президента Армении от большинства уже известен. Остается просто следить и считать, сколькими голосами и со скольких попыток его удастся избрать.

Каждый второй — по новой Конституции

За весь период 26-летнего существования независимой Армении основной закон страны менялся четыре раза. Это значит, что каждые вторые выборы президента проводились по новым правилам в соответствии с новой Конституцией.

Первый президент Армении был избран 16 октября 1991 года — им стал председатель Верховного совета Армянской ССР Левон Тер-Петросян, вице-президентом Армении был объявлен Гагик Арутюнян. Он стал первым и последним вице-президентом. После Тер-Петросяна следующие президенты были «незаменимы», так как начиная с Конституции 1995 года должности вице-президента в Армении нет.

В 1996 году при Левоне Тер-Петросяне была принята первая Конституция, объявлявшая президента гарантом Конституции, ответственным за нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей.

Согласно той Конституции, президент Республики Армения избирался гражданами на пятилетний срок. Стать во главе государства мог любой, кто достиг 35 лет, был гражданином Армении последние десять из них, постоянно проживал на территории Армении и обладал избирательным правом. Один и тот же человек не мог быть избран на должность президента больше двух раз подряд.

В 1996 году Левон Тер-Петросян был переизбран на второй срок, но в 1998 году подал в отставку.

Следующим президентом Армении стал Роберт Кочарян. С 1994 по 1997 год он жил в Карабахе и руководил им, после чего был назначен премьер-министром Армении. Он тоже был переизбран через 5 лет, а Конституция изменилась.

Основные поправки касались деятельности Совета юстиции Армении. Прежде этот орган возглавлял президент Армении, который сам назначал его членов, а заместителями председателя совета были министр юстиции и генеральный прокурор. В соответствии с Конституцией 2005 года влияние главы государства на Совет юстиции было значительно сокращено: президент мог только назначать двух членов совета.

Президентские выборы 2008 года прошли по новой Конституции, но электоральные принципы выборов нового президента в ней остались нетронутыми.

По итогам выборов третьим президентом страны был назван премьер-министр Серж Саргсян — он набрал с 52,8% голосов. Вторым финишировал первый президент Армении, основной кандидат от оппозиции Левон Тер-Петросян с результатом 21,5% голосов.

После президентских выборов оппозиция инициировала акции протеста, которые позже вошли в историю Армении как «события 1 марта». Недовольство оппозиции вылилось в беспорядки в центре Еревана, столкновения митингующих с полицией. В результате волнений погибли 10 человек — двое полицейских и 8 гражданских лиц. По сей день никто не привечен к ответственности за эти смерти.

В шестой и последний раз армяне выбирали президента Армении 18 февраля 2013 года. Действующий президент Серж Саргсян был переизбран.

Президент на работе у премьера

Четвертого президента Армении впервые будут выбирать не народом, а через выборщиков в парламенте.

Президент, согласно новой Конституции 2015 года, не будет сам назначать и снимать с должности высших чиновников (министров, послов, судей, начальника Генштаба), ему отведена роль подписывающего — кандидатуры будут предлагаться премьер-министром и правительством Армении. В случае крайней необходимости решение об использовании вооруженных сил, согласно Конституции, будет принимать премьер-министр. Он же будет верховным главнокомандующим в случае войны.

Получается, что 4-й президент Армении будет работать президентом у 15-го премьер-министра. Именно поэтому гражданам Армении больше интересен не президент и его выборы в марте, а ответ на вопрос о том, кто станет премьером в апреле.

Впрочем, обоих выдвинет правящая партия, а утвердит парламентское большинство.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector