18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Применение огнестрельного оружия: порядок, условия, пределы и правовые основы, ответственность по закону за использование физической силы и спецсредств

Статья 28.1. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ настоящий Закон дополнен статьей 28.1

Статья 28.1. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник уголовно-исполнительной системы обязан:

1) предупредить о намерении их применения, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, если промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала, иных лиц, осужденных или лиц, заключенных под стражу, может повлечь иные тяжкие последствия или если такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников уголовно-исполнительной системы, являющийся старшим подразделения (группы);

2) обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам, безотлагательное предоставление пострадавшим медицинской помощи и проведение необходимых мероприятий по фиксированию медицинскими работниками полученных указанными лицами телесных повреждений;

3) доложить непосредственному начальнику и начальнику учреждения уголовно-исполнительной системы в письменной форме в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия о каждом случае их применения.

В случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в отношении осужденных, лиц, заключенных под стражу, или иных лиц при конвоировании доклад начальнику караула осуществляется незамедлительно с последующим уведомлением в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента их применения начальника специального подразделения по конвоированию посредством телефонной, факсимильной или подвижной радиотелефонной связи.

Начальник учреждения уголовно-исполнительной системы (специального подразделения по конвоированию) обеспечивает подготовку и направление прокурору материалов по факту применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Применение сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при наличии возможности фиксируется переносным видеорегистратором либо иными штатными аудиовизуальными средствами фиксации.

Сотрудник уголовно-исполнительной системы при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления.

О каждом случае причинения осужденному, лицу, заключенному под стражу, или иному лицу телесных повреждений либо наступления их смерти в результате применения сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия незамедлительно уведомляется прокурор с последующим направлением ему в течение 24 часов с момента их применения указанных в части третьей настоящей статьи материалов.

В составе подразделения (группы) сотрудник уголовно-исполнительной системы применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы), за исключением заведомо незаконных приказов и распоряжений.

Правовые основы и порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Нормативно-правовое регулирование применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия представляет систему правовых актов, основу которой составляют международно-правовые документы в области обеспечения прав и свобод человека, а также в области применения силы и огнестрельного оружия органами правопорядка [1] .

Нормы международного права нашли отражение в российском законодательстве, в частности в нормах гл. 5 Федерального закона “О полиции”, ст. 43–47 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ΦЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”, разд. V Федерального закона “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации”, п. 21 ч. 1 ст. 11 Федерального закона “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона “О полиции” сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, Федеральным законом “О полиции” и другими федеральными законами. Это право связано с обязанностью сотрудника полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ч. 4 ст. 18 Федерального закона “О полиции”). Одним из квалификационных требований к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации является “применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия”.

Федеральный закон “О полиции” в ч. 5 ст. 18 конкретизирует, что программа специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В соответствии с программой [2] введена ежегодная проверка (в конце года) и персональная ответственность руководителей органов внутренних дел РФ за организацию ежегодных проверок сотрудников.

Соответствующую подготовку проходят сотрудники полиции, имеющие право применять световые и акустические специальные средства, а также средства разрушения преград, по окончании которой, они получают в установленном порядке соответствующий допуск (ч. 6 ст. 18). Это вызвано характером функционирования указанных специальных средств и обеспечением соответствующих мер безопасности их применения.

Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона “О полиции” перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством РФ. Нс допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

При отсутствии необходимых специальных средств или огнестрельного оружия, в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудники полиции вправе использовать любые подручные средства, а также применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие по основаниям и в порядке, которые установлены Федеральным законом “О полиции” (ч. 3 ст. 18 указанного Федерального закона).

Применению физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия должно предшествовать сообщение сотрудника полиции лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.

Предупреждение о намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, как правило, делается голосом, а при большом скоплении граждан с использованием средств усиления речи.

Предупреждение может и не делаться, если промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия. Очевидно, нецелесообразно делать предупреждение в ситуации, когда требуется использовать фактор внезапности, например в засаде.

В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) данное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (ч. 1 ст. 19 Федерального закона “О полиции”). Чаще всего эту функцию выполняет руководитель подразделения или руководитель операции.

Федеральный закон “О полиции” обязывает сотрудника полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия стремиться к минимизации любого ущерба (ч. 3 ст. 19). В данном случае рассматривается нс только минимизация причинения вреда здоровью гражданина, но и минимизация ущерба материальным объектам.

С целью минимизации причинения вреда здоровью сотрудник полиции наряду с физической силой и специальными средствами имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения (ч. 4 ст. 23 Федерального закона “О полиции”). Минимизация возможного ущерба материальным объектам осуществляется строгим выполнением требований правил применения специальных средств, например требования не применять специальные газовые средства в помещениях, в которых возможно наличие легковоспламеняющихся или взрывоопасных веществ.

Читать еще:  «Военная приемка». 1979. Афганский «Шторм»

В случае когда по каким-либо причинам в результате применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия избежать причинения телесных повреждений не удалось, сотрудник полиции обязан оказать пострадавшему первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок (ч. 4 ст. 19 Федерального закона “О полиции”).

Первая помощь представляет собой комплекс экстренных медицинских мероприятий, проводимых пострадавшему на месте происшествия [3] .

В соответствии с Перечнем мероприятий по оказанию первой помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н, сотруднику полиции надлежит в первую очередь устранить угрожающие факторы жизни и здоровью (п. 3 ч. 1), прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего (п. 4 ч. 1), перенести пострадавшего из опасной зоны (п. 7 ч. 1). Как видим, на начальном этапе оказания первой помощи, проведение каких-либо действий, предполагающих наличие медицинской подготовки, не требуется.

Меры по предоставлению пострадавшему медицинской помощи в возможно короткий срок предусматривают вызов сотрудником полиции либо самостоятельно, либо через дежурного органа внутренних дел скорой медицинской помощи или других специальных служб, сотрудники которых окажут первую медицинскую помощь.

Задержанному медицинская помощь оказывается в территориальном органе внутренних дел в соответствии с приказом МВД России от 18.03.2013 № 141 “Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи задержанным лицам в территориальных органах МВД России”. В соответствии с приказом оказание медицинской помощи задержанным осуществляется по их требованию.

При нахождении задержанных лиц в состоянии, угрожающем их здоровью или жизни, оперативный дежурный докладывает об этом начальнику территориального органа и вызывает бригаду скорой помощи, до приезда которой принимает меры по оказанию задержанному первой помощи.

Отметим, что оказание первой помощи является обязанностью сотрудника полиции в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 и п. 1 ч. 2 ст. 27 Федерального закона “О полиции”. Неоказание помощи сотрудником полиции влечет дисциплинарную ответственность и уголовную ответственность в соответствии со ст. 125 “Оставление в опасности” УК РФ.

Федеральный закон “О полиции” обязывает сотрудника полиции в срок не более 24 ч уведомить близких родственников или близких лиц гражданина о причинении ему телесных повреждений [4] в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия (ч. 5 ст. 19). Однако нормой закона не определено, в какой форме и кем это уведомление делается.

О каждом случае причинения гражданину ранения [5] либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 ч (ч. 6 ст. 19 Федерального закона “О полиции”).

Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть. Это необходимо для составления объективной картины происшедшего и правовой оценки действий сотрудника полиции, применившего физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие.

О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью [6] гражданина или материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 ч с момента их применения представить соответствующий рапорт.

  • [1] См.: Конвенцию о защите прав человека и основных свобод: принята 4 ноября 1950 г. в Риме; Всеобщую декларацию прав человека: принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г.; Основные принципы этики полицейской службы: приняты резолюцией 690 Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 9 мая 1979 г.; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка: приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 7 сентября 1990 г.; Европейский кодекс полицейской этики: принят Комитетом министров 19 сентября 2001 г. в Париже.
  • [2] См.: приказ МВД России от 03.07.2012 № 663 “Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации”.
  • [3] См.: Буянов М. В., Нестеренко Ю. А. Первая медицинская помощь. М., 2000. С. 23.
  • [4] С медицинской точки зрения, под телесными повреждениями или травмой следует понимать нарушение анатомической целостности или физиологической функции органов и тканей, возникшее в результате воздействия факторов внешней среды. См.: Гурочкин Ю.Д., Дерягин Г. Б., Агафонов В. В. Судебная медицина: курс лекций. М.: Моек, ун-т МВД России; Щит-М, 2008. С. 41.
  • [5] Ранение – механическое воздействие на ткани и органы, влекущее нарушение их целости с образованием раны. Характерным признаком раны является кровотечение, боль, потеря или повреждение тканей. См.: Гурочкин Ю. Д., Дерягин Г. Б., Агафонов В. В. Указ. соч. С. 48.
  • [6] Под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности или физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия химических, биологических и психогенных факторов внешней среды (п. 2 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522).

Правовые основы, условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Для выполнения основного предназначения полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств Федеральный закон «О полиции» наделил сотрудников полиции правами по применению мер принуждения.

Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О полиции» указано, что сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом «О полиции» и другими федеральными законами».

Статьи 18 и 19 этого ФЗ указывают условия и пределы применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также об определенном порядке их использования, который включает в себя законодательно установленные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения силы и оружия.

Под условиями применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия понимаются законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения им физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Одно из условий применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия — обязанность сотрудников полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности. До вынесения решения о соответствии занимаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия — это законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет материальную, дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции.

Порядок применения физической силы специальных средств и огнестрельного оружия — это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к силе и оружию.

Читать еще:  Пистолет Сердюкова самозарядный, описание и технические характеристики СПС, история создания, модификации Гюрза и Вектор, схема конструкции

Статья 19 Федерального закона «О полиции» предусматривает следующие обязательные действия сотрудника полиции:

1. предупредить о намерении их применить. Закон прямо не говорит, какие действия сотрудников полиции являются предупредительными. Так, на практике предупреждение о применении оружия подаются: (а) голосом; (б) выстрелом вверх или в ином безопасном направлении, исключающем поражение людей или повреждение имущества прямым попаданием или рикошетом пули;

2. предоставить возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции, за исключением тех случаев, когда: (а) промедление в применении физической силы, специальных средств иди огнестрельного оружия создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции; (б) может повлечь иные тяжкие последствия;

3. применяя их, действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления, стремясь к минимизации любого ущерба;

4. оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок;

5. в течение 24 часов уведомить прокурора о всех случаях ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, а также предоставить рапорт непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции;

6. сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.

68. Предназначение полиции и правовое регулирование ее деятельности. Основные направления деятельности полиции

Полиция предназначена (ст. 1 ФЗ «О Полиции») для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также – граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также – государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также – муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее – организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее – должностные лица) в защите их прав.

Основные направления деятельности полиции(ст. 2 ФЗ «О Полиции»):

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Правовую основу деятельности полиции(ст. 3 ФЗ «О Полиции»):составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее – федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции

69. Приёмы и правила обеспечения взаимной безопасности групп оперативно-служебного применения при выполнении задач в зонах возможного поражения (самостоятельно, включите каршеры свои и загоните)

70. Приёмы обеспечения личной безопасности при проведении специальной операции по защите собственных объектов ОВД и важных объектов. (самостоятельно, включите каршеры свои и загоните).Личная безопасность определяется: спецификой профессиональной деятельности, степенью профессиональной защищенности сотрудника, наличием специальных мер материально-технического, управленческого характера, целенаправленной работой с личным составом в этом направлении; общей и профессиональной подготовленностью сотрудника; эффективностью действий по обеспечению личной безопасности при решении профессиональных задач или в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью….далее рассказать про особенности личной безопасности при проведении специальной операции по защите собственных объектов ОВД и важных объектов

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Применение огнестрельного оружия: кто может применять и в каких случаях

Во всяком цивилизованном государстве есть такое понятие как применение огнестрельного оружия. Имеется такое понятие и в Российской Федерации. Из чего, по понятным причинам, возникает множество вопросов. В частности: кто именно может применить огнестрельное оружие, каковы условия применения, какова в этом случае ответственность, в отношении кого закон позволяет применять оружие, а в отношении кого – не позволяет (то есть, каковы пределы применения оружия) и так далее. Попытаемся отыскать ответы на все эти вопросы.

О чем говорится в законе

Применение оружия в России оговорено несколькими законами. На эту тему, в частности, говорит закон «Об оружии», о том же говорится в законе «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», о том же самом говорит и федеральный закон (ФЗ) «О полиции». Всё это правовые основы применения огнестрельного оружия.

В каких случаях полицейские могут применить оружие

В «Законе о полиции» (в частях 1-3 статьи 23) перечислены все ситуации, дающие право сотруднику полиции на применение служебного оружия. Там же оговорено, что помимо перечисленных ситуаций, все прочие попытки применения оружия должны считаться незаконными, а, следовательно, и недопустимыми.

Итак, каков порядок применения оружия полицейскими? Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции допускается:

  • Если полицейский защищает граждан, на которых совершается нападение с угрозой их жизням. При этом уточняется, что таковым следует считать нападение, которое причинит увечье или приведет к гибели гражданина;
  • Если полицейский видит, что кто-то нападает на другого полицейского, причем такое нападение угрожает жизни (здоровью) того полицейского, на которого нападают, либо нападающий делает попытки отнять у полицейского его табельное оружие.

Если же полицейский, выполняя свои профессиональные обязанности, совершает какие-либо иные действия с табельным оружием (например, вытаскивает его из кобуры, передергивает затвор или даже кого-то бьет пистолетом), то это в соответствии с законом, не считается применением оружия.

Помимо этого, тот же самый закон говорит и о других случаях применения оружия и специальных средств полицией. В частности, применение огнестрельного оружия с применением физической силы допустимо:

  • Если злоумышленник пытается угнать полицейский автомобиль, а равно любую другую принадлежащую полиции технику. Правда, здесь закон указывает, что применяя оружие, полицейский должен предварительно выстрелить вверх;
  • Когда злоумышленник сознательно не желает сдавать оружие, взрывчатку или радиоактивное вещество, незаконным образом находящиеся у него. Здесь, впрочем, перед реальным применением полицейский вначале обязан зримо продемонстрировать, что он может применить огнестрельное оружие. А вот когда злоумышленник не пожелает подчиниться требованию полицейского, и, наоборот, начнет готовить оружие для стрельбы либо швырять в полицейского, а равно и граждан всяческими опасными средствами (взрывчатка, радиоактивные вещества и т. п.), то здесь против него возможно применение физической силы, а также огнестрельного оружия. Кроме того, здесь закон позволяет также применить какое-либо спецсредство;
  • Когда надобно освободить заложников. Здесь, впрочем, применение оружия сотрудником полиции разрешается только против тех, кто реально может совершить убийство заложников либо нанести им какой-либо вред. Против всех прочих лиц оружие применять не разрешается, а допустимо лишь применение физической силы;
  • Если полицейский пытается задержать опасного преступника, совершающего преступление особой тяжести. Здесь, перед тем как использовать огнестрельное оружие, работник полиции должен быть убежден, что преступление совершается реально. Перед использованием оружия полицейский должен предварительно выстрелить вверх, и только если злоумышленник не пожелает прореагировать на предварительный выстрел или, наоборот, попытается убежать, лишь тогда возможен выстрел на поражение. Если же полицейский до конца не убежден в реальных преступных действиях злоумышленника, то тогда лишь возможно применение физической силы или спецсредств;
  • Когда происходит вооруженное нападение на принадлежащие государству учреждения либо – частные заведения;
  • Когда преступник убегает из тюрьмы или из-под конвоя. Если сообщники пытаются беглецу помочь, то и против них закон позволяет применить оружие. Здесь также возможно и применение физической силы.
Читать еще:  Крымский «Беркут». Они вернулись домой.

Впрочем, это еще не весь перечень. Еще закон определяет другие ситуации применения оружия работниками полиции.

Итак, дополнительное применение полицией оружия может быть:

  • Когда сотрудник ГИБДД пытается остановить подозрительное транспортное средство. Здесь закон позволяет применять также различные спецсредства. Однако когда применяемые спецсредства не оказали должного воздействия, то можно применить и огнестрельное оружие. При этом прежде надо предварительно выстрелить вверх, а затем открыть огонь на поражение – но не сидящего за рулем злоумышленника, а самого транспортного средства;
  • Когда надо обезвредить гражданина, который причиняет опасность другим гражданам и не желает слушать полицейских, предлагающих ему прекратить безобразия;
  • Когда нужно обезвредить опасное и дикое животное, реально угрожающее людям;
  • Когда возникает необходимость отпереть замок, из-за которого полицейские не могут попасть внутрь помещения. Здесь, разумеется, речь идет не о любом замке и помещении, а лишь о тех, в которые полицейские пытаются проникнуть по предписанию закона.

Закон о применении оружия (ст. 23 «Закона о полиции») не только разрешает, но также и запрещает какое бы то ни было применение оружия:

  • Нельзя стрелять в женщин, а также в несовершеннолетних лиц и в инвалидов, когда отчетливо видно (либо полицейский знает каким-то другим образом), что это именно женщины, инвалиды либо несовершеннолетние. Правда, здесь возможно исключение. Если перечисленные категории лиц оказывают полицейскому вооруженное сопротивление, а также группой или применяя оружие, нападают на мирных граждан;
  • Не применяется оружие при скоплении посторонних людей (даже если злоумышленник явно совершает противоправное деяние), потому что в этом случае можно навредить ни в чем не повинным людям.

Это исчерпывающий перечень применения полицией огнестрельного оружия, который определил законодатель.

В каких случаях позволено применять оружие обычным гражданам

Рядовые граждане, обитающие в России, также могут применить огнестрельное оружие. Таким правом их наделил федеральный закон «Об оружии». При этом в закон оговаривается, что стреляя из огнестрельного оружия, российский гражданин обязан иметь четкое осознание: если он превысит степень необходимой самообороны, то понесет ответственность.

Итак, при каких обстоятельствах и условиях гражданин вправе применять огнестрельное оружие:

  • Если нужно защитить собственную жизнь, а равно жизни близких, либо здоровье с имуществом, и при этом стрелок осознает, что иными способами это сделать невозможно;
  • Перед выстрелом гражданин должен сообщить о том субъекту, в которого он намерен стрелять;
  • По закону можно выстрелить, не предупредив, но лишь тогда, когда из-за промедления сам стрелок либо посторонние лица реально могут лишиться жизни;
  • Самообороняясь посредством огнестрельного оружия, стрелок ни в коем случае не должен причинить вред непричастным лицам.

В женщин, несовершеннолетних и инвалидов гражданину стрелять запрещается, кроме случаев, если они совершают преступное нападение группой или нападение с оружием.

Если уж так случилось, что гражданин выстрелил в порядке самозащиты, то об этом он должен как можно скорее уведомить полицию. Если при этом нападавший оказался ранен, то стрелявший должен оказать меры первой помощи, а также вызвать скорую помощь.

В каких случаях возможно применение оружия военнослужащими

Военнослужащие могут применять оружие в соответствии с воинским Уставом караульной службы, а также в некоторых других, предусмотренных специальными воинскими законами случаях. Понятно, что речь здесь идет о мирном времени: у военного времени свои законы.

Итак, когда конкретно военнослужащий может применить оружие:

  • Когда кто-то нападает на подлежащий охране объект, а также на иные армейские объекты. При этом применение оружия часовым должно осуществляться в соответствии с уставом: вначале – выстрел вверх, а затем – огонь по злоумышленникам;
  • Когда злоумышленники хотят захватить оружие, воинскую технику и другое армейское имущество. Здесь предварительного выстрела не требуется, разрешается сразу же стрелять по захватчикам;
  • Когда необходимо задержать лиц, от которых исходит угроза применения оружия, а сдавать оружие они отказываются.

В соответствии с воинскими законами, командир подразделения имеет право на собственноручное применение оружия (или вправе отдать соответствующий приказ), если в воинской части возник бунт, и предотвратить его иными способами невозможно.

В каких случаях может применяться оружие частным охранником

Частные охранники, осуществляющие охрану вверенного им объекта, также могут применить огнестрельное оружие. Это им позволяет «Закон о частной детективной и охранной деятельности». В статье 16 настоящего закона есть точное определение, в каких именно случаях частный охранник может выстрелить, не предупреждая о том злоумышленника:

  • Если промедлив, охранник может лишиться жизни или здоровья;
  • Если нарушитель своими действиями может причинить непоправимый вред.

Здесь, естественно, может возникнуть вопрос: какие именно действия злоумышленника могут нести угрозу для жизни и здоровья охранника. Четкого перечня таких действий в законе нет. Охранник должен исходить из здравой логики, а также собственного житейского и профессионального опыта. Понятно, что если злоумышленник пытается задушить охранника, либо вытолкнуть его из автотранспорта, либо реально пытается сбить его машиной, либо пытается отобрать оружие, то тут, скорее всего, и впрямь следует применить огнестрельное оружие без предупреждения.

В той же мере охранник имеет право выстрелить, не предупреждая, если злоумышленник, к примеру, намерен бросить гранату, привести в действие взрывное устройство, причинить неотвратимый вред множеству людей каким-либо другим преступным способом. Закон в данном случае не слишком конкретен, и такая неконкретность способна натолкнуть охранника на такие действия, совершив которые, он понесет затем ответственность перед законом.

Кстати, непременно следует иметь в виду, что применять оружие (хоть с предупреждением, хоть никого не предупреждая) охранник вправе когда он непосредственно исполняет профессиональные обязанности – охрану вверенного ему объекта либо имущества, и когда он обладает достаточной профессиональной квалификацией. В соответствии с законом, только охранники, у которых высшая квалификация (6 разряда) могут носить, а, следовательно, и применять оружие. В обычной жизни охранник должен руководствоваться другими законами, как полагается обыкновенному гражданину.

В заключение

Обороняться огнестрельным оружием в РФ – дело довольно-таки неблагодарное и опасное. Даже полицейские и военнослужащие могут ответить за его неправильное применение, а что уж говорить об обычных гражданах или частных охранниках. Это надо делать лишь в самых крайних и неотвратимых случаях. Лучше пожертвовать охраняемым или личным имуществом, чем (что весьма вероятно) отвечать перед законом за превышение пределов необходимой самообороны.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: