0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект 03160 — патрульно-десантный катер Раптор, описание, ТТХ и вооружение, история создания и предназначение, особенности конструкции

Содержание

Проект 03160 – самый быстрый военный катер «Раптор»

Патрульный катер проекта 03160 «Раптор» впервые был спущен на воду в середине августа 2013 года. Этот быстроходный катер был сделан специально по заказу военно-морского флота России на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла». В качестве «доноров» выступили шведские катера Combat Boat 90 (в его гражданской модификации), которые были куплены Россией в период с 2004 по 2012 годы в количестве 11 штук. Так как Швеция продала России только коммерческие версии патрульных катеров, лишённые брони и вооружения, было принято решение создать на их базе свою версию бронированного патрульного катера.

По состоянию на 2015 год ВМФ России получил 8 единиц быстроходных патрульных катеров «Раптор», а в период с 2016 по 2020 годы судостроительный завод «Пелла» обязался поставить флоту ещё более 10 катеров проекта 03160. Быстроходные катера «Раптор» на сегодняшний день являются самыми быстрыми военными катерами в России.

История проекта 03160

В Советском Союзе, начиная с конца 60-х годов, уделялось пристальное внимание разработке малых сторожевых катеров, предназначенных для следующих целей:

  • Перехвата и задержание надводных целей, нарушивших границы территориальных вод СССР;
  • Патрулирование акваторий;
  • Оборона с моря пунктов базирования военно-морского флота от диверсий различного типа;
  • Осуществление поисково-спасательных работ.

Для этих целей в 1967 году был спроектирован, а в 1969 году запущен в производство сторожевой катер «Гриф», разработанный в рамках проекта 1400. Данные 36-тонные патрульные корабли в то время полностью соответствовали своим задачам. За годы производства, которое продолжалось до 1990 года, было произведено около 300 катеров данной серии. Они производились на трёх заводах:

На Украине строительство катеров «Гриф» продолжалось и в 1990-х годах.

Хотя около 100 катеров «Гриф» по прежнему несут военно-морскую службу, они морально и физически устарели ещё в конце 1980-х годов. Порядком изношенные катера, способные развивать скорость в 29 узлов, значительно уступали по своим характеристикам зарубежным аналогам. Ещё в конце 80-х годов планировалось запустить новый проект по созданию более перспективной модели боевого патрульного катера, но развал Советского Союза помешал осуществлению этих планов.

Долгое время данная ниша оставалась незаполненной, так как финансирование ВМФ в 90-х годах было практически прекращено. Только в конце 90-х годов на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске был разработан новый скоростной патрульный катер «Мангуст», созданный в рамках проекта 12150. Данный катер, который начал серийно выпускаться в 2000 году, мог разгоняться до 53 узлов, что по сравнению со скоростью устаревших «Грифов» было настоящим прорывом.

Однако скоростные катера «Мангуст» не совсем соответствовали представлениям МВФ России об идеальном патрульном катере. По их мнению, такой катер должен был обладать следующими характеристиками:

  • Наличие аппарели для высадки десанта;
  • Серьёзное вооружение на борту;
  • Лёгкое бронирование корпуса;
  • Небольшая осадка судна.

Быстрые патрульные катера «Мангуст», не смотря на их выдающиеся скоростные показатели, были катерами несколько иного класса.

Непосредственные предшественники катеров серии «Раптор»

Так как отечественная оборонная промышленность не могла в то время обеспечить военно-морской флот России скоростными патрульными катерами. Было принято решение о закупке судов данного класса в Швеции. В период с 2004 по 2012 годы у компании Dockstavarvet было приобретено 11 катеров Combat Boat 90, которые отличались от своих военных модификаций отсутствием брони и вооружения.

Шведские военные катера производятся с 1991 года. В настоящее время существует около 250 катеров этой модели. Они широко используются в ВМФ и силовых структурах следующих стран:

  • Швеции;
  • Норвегии;
  • США;
  • Мексике;
  • Греции;
  • Бразилии и многих других странах.

Его боевые возможности неоднократно проверены в ходе множеств боевых операции по всему миру.

Хотя прямого упоминания об этом нет, несомненно, что российский патрульно-десантный катер «Раптор» является значительно улучшенной модификацией шведского катера модели Strb 90H. Основные отличия российской разработки от оригинала заключаются в следующем:

  • Увеличение размеров;
  • Более современное оборудование;
  • Установка более современных и мощных двигателей, что позволило значительно повысить скоростные характеристики российского образца;
  • Установка более мощного пулемёта. Большинство пулемётов, которые устанавливаются на шведских патрульных кораблях, имеет калибр не более 12,7 мм. Российский «Раптор» имеет более мощный пулемёт калибра 14,5 мм;
  • Бронировка российского патрульного корабля значительно превосходит штатную броню шведского военного катера.

То есть в настоящее время российская разработка значительно превосходит шведский аналог практически по всем показателям.

Несколько шведских катеров были переданы федеральной службе охраны в Москве. В 2013 году они перешли в состав ВМФ России. Широко известный факт, что шведские катера широко применялись во время проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи. В 2014 году катера были переброшены в Севастополь, где их широко задействовали в обеспечении безопасности президента Владимира Путина, который посетил этот город 9 мая 2014 года.

Так как создавать патрульный катер на основе «Грифа» или «Мангуста» было слишком затратно, было принято решение создать проект «Раптор» именно на основе шведских судов, которые были разработаны именно как патрульные скоростные катера.

Предназначение катеров «Раптор»

Быстроходные десантно-штурмовые катера «Раптор» предназначены для выполнения широкого спектра задач. Они могут эффективно работать как в светлое, так и в тёмное время суток. Конструкция патрульного катера обеспечивает ему отличную скорость и возможность передвижения по морю даже при волнении до 5 баллов включительно.

Катер способен перевозить до 20 десантников в полной амуниции. Данная особенность позволяет применять его для точечных десантных ударов. Вооружение патрульного катера способно обеспечить огневую поддержку высаживающемуся десанту, а также обеспечить ему прикрытие при отступлении. Кроме того, патрульный катер «Раптор» способен обеспечить охрану пунктов базирования судов или сопровождать торговые и научные суда в опасных районах.

Так как корпус скоростного патрульно-десантного катера изготовлен из алюминия, он не подвержен коррозии. Благодаря специальному оборудованию, катер может выполнять боевые задачи на расстоянии 100 миль от своей базы.

Внешность и технические характеристики катеров «Раптор»

Если сравнить новые катера проекта «Раптор» и шведские патрульные катера Combat Boat 90, сразу бросается в глаза их схожесть. При этом российские катера более массивные, технически совершенные и лучше вооружённые.

Вес десантно-патрульного катера «Раптор» составляет всего 8 тонн. Добиться таких показателей стало возможным из-за использования алюминия при строительстве корпуса судна. При этом удалось достичь высоких показателей прочности, «Раптор» может участвовать в операциях в открытом море при волнении до 5 баллов.

Носовая часть катера оборудована аппарелью для высадки или приёма десанта. Сразу за первым отсеком судна имеется специальная возвышенность – ходовой пост. Там находится капитан судна и рулевой-сигнальщик, который также отвечает за вооружение судна.

Вместимость «Раптора» такова, что он способен взять на борт целый взвод спецназа, морской пехоты или боевых пловцов, причем они будут в полной экипировке. Для размещения бойцов в патрульном судне имеется большой десантный отсек, который оборудован 20 креслами, оснащёнными страховочными ремнями. Каждое из кресел имеет массу настроек под параметры своего пользователя.

Сразу за десантным отсеком располагается кормовой отсек, в котором расположено машинное отделение. В машинном отделении находятся следующие агрегаты:

  • Два мощных дизеля, оборудованные турбинами;
  • Механизм сцепления;
  • Мощные водомёты.

Появление специальных водомётов позволило придать патрульным катерам серии «Раптор» потрясающую маневренность. Теперь судно способно развернуться буквально на одном месте. За работой двигателей и водомётов следит штатный моторист.

Читать еще:  ФСБ поймало предателей, а Китай испытал гиперзвуковой волнолет…

Все отсеки катера разделяются мощными водонепроницаемыми переборками. В случае получения пробоины судно способно удержаться на плаву, так как затоплен будет всего один отсек. Над машинным отделением располагается специальная платформа, которая имеет бронированный фальшборт. В случае отправки судна на боевое задание на вертлюжных установках данной платформы устанавливаются пулемёты «Печенег» калибра 7,62 мм.

Броня, которая установлена на катере «Раптор» прикрывает не только платформу для стрельбы из пулемётов, но и десантный отсек вместе с ходовым постом. Броня представлена композитными панелями, которые способны выдержать попадание пули 7,62 мм.

Основной боевой модуль «Раптора»

Основной боевой модуль десантно-патрульного катера «Раптор» расположен сразу за ходовым постом. Это новейшая разработка ОАО «НПО «Карат», которая называется дистанционно управляемый боевой модуль «Управа-Корд». Он состоит из пулемёта КПВТ калибра 14,5 мм и оптико-электронного модуля.

Это вооружение способно самостоятельно обнаруживать цели даже на фоне помех. Система автоматически высчитывает как расстояние до цели, так и корректирует огонь с поправкой на траекторию движения и прочие факторы. Система имеет несколько функций, среди которых есть и «предупредительный огонь». При включении данной функции, система откорректировав скорость цели и её расстояние, произведёт предупредительную очередь, которая ляжет поперёк курса судна-нарушителя.

Боевой модуль способен обнаруживать цель на расстоянии до 3 км. При этом огонь может вестись на расстоянии до 2 км. Мощный пулемёт сохраняет убойную силу пули на расстоянии до 8 км. Если дистанция до цели составляет до 500 метров, пули калибра 14,5 мм способны пробить броню 32 мм.

Если боевого потенциала пулемёта КПВТ будет недостаточно для выполнения намеченной боевой задачи, на модуль может быть установлен автоматический гранатомёт.

Достоинства и недостатки боевых катеров проекта 03160

На фоне устаревших патрульных катеров серии «Гриф» десантно-патрульные судна «Раптор» выглядят весьма современно. Их основные достоинства заключаются в следующем:

  • Катера имеют на борту самые современные системы связи, навигации, обнаружения и слежения;
  • Мощные двигатели способны обеспечить боевому катеру скорость до 48 узлов. При этом они работают настолько тихо, что «Раптор» способен подобраться к своей цели практически бесшумно. Подобная шумоизоляция сделана специально для проведения бесшумных ночных операций по высадке десанта;
  • Для того, чтобы максимально упростить процедуру подъёма катера на берег или палубу корабля носителя, предусмотрены специальные рымы;
  • Весь личный состав катера проходит не только обязательную многоуровневую подготовку в Объединённом учебном центре МВФ России, но еще и изучает свой будущий корабль на предприятии-изготовителе.

Несмотря на массу положительных сторон, у десантно-патрульных катеров есть и некоторые минусы:

  • При изготовлении алюминиевых деталей корпуса оказалось невозможным применить стандартную процедуру штамповки, поэтому делать их приходится исключительно вручную;
  • Так как основная схема катера «Раптор» была скопирована с шведских катеров подобного типа, встаёт вопрос использования импортных узлов и комплектующих. В условиях санкций, которые Запад применяет к России на протяжении последнего времени, часто производство просто останавливается из-за нехватки необходимых узлов, поэтому сейчас ведутся работы, направленные на полное импортозамещение.

При этом стоит заметить, что доля иностранных комплектующих, которые используются при строительстве катеров серии «Раптор» с каждым годом уменьшается.

Проект 03160 представляет собой успешную реализацию плана по разработке современных десантно-патрульных катеров. Несмотря на финансовые трудности, количество патрульных катеров в МВФ России продолжает расти.

Патрульные катера проекта 03160 Раптор

В составе любого флота, который беспокоится об охране своих ближних морских рубежей, всегда должны находиться патрульные катера. Корабли этого класса являются наименьшими судами, однако на их плечах лежит едва ли не самый большой перечень задач и функций. Патрульные катера в современном российском флоте – это корабли-трудяги, которые днем и ночью несут тяжелую военную службу и выполняют огромный объем другой работы. Самым ярким представителем судов этого класса являются патрульные катер «Раптор» проекта 03160.

Эти суда в составе береговой охраны Федеральной Пограничной службы можно встретить в прибрежных акваториях на Балтике, на Черном море и на Дальнем Востоке. Корабли этого класса входят в состав всех флотов и речных военных флотилий, обеспечивают охрану и безопасность на внутренних водных коммуникациях. Для нашей страны, у которой самые протяженные морские границы и обилие других водных акваторий, значение таких кораблей трудно переоценить.

Новые патрульные катера «Раптор» в составе ВМФ России

Проектированием патрульного катера нового поколения для нужд военно-морского флота занималось конструкторское бюро Ленинградского судостроительного завода «Пелла». Это предприятие специализируется на проектировании и строительстве буксировочных и специализированных судов всех типов. Задание на проектирование и разработку нового катера для российского флота завод получил непосредственно от Высшего военно-морского командования. Выбор разработчика проекта был неслучаен. Именно ленинградские кораблестроители имели необходимый опыт в постройке судов специального назначения и катеров для морской и речной зоны. К тому же мощности завода и уникальные технологии, используемые при постройке судов, позволяли быстро и качественно выполнять условия контрактов.

Поэтому, когда появилось техническое задание на создание патрульного катера нового поколения, у конструкторов Ленинградского ССЗ «Пелла» уже были практически готовые наработки. Изобретать велосипед не пришлось. За основу для нового отечественного патрульного судна был взят проект шведского катера СВ90, который успешно бороздил моря и реки уже более 25 лет.

Отечественный проект 03160 был разработан в течение короткого времени. Новое судно получило шифр «Раптор». Быстроходный вооруженный корабль должен был себя вести как стремительный и грозный доисторический хищник. Прошло всего около года, и первый катер уже начал вырисовываться в металле. Закладка первого катера на заводском стапеле состоялась в 2012 году. В следующем году судно было спущено на воду с бортовым номером П-274.

Новый катер внешне очень похож на другое патрульное судно, выпускаемое на Рыбинском судостроительном заводе, катер проекта 02510. И в том и в другом проекте за основу взят конструктив шведского патрульного корабля.

Корабль получился настолько удачным, что следом за головным кораблем были заложены еще три корабля. В 2014 году стало известно, что ленинградские судостроители заключили контракт на постройку 4-х судов в течение 2014 года и на строительство столько же однотипных судов уже в 2020 году.

На сегодняшний день патрульные катера П-274, П-275 и П-276 переданы флоту и зачислены в состав противодиверсионных сил Новороссийской военно-морской базы. Летом 2020 года на кораблях подняли Андреевские флаги. Четвертое судно с бортовым номером П-281 в декабре 2014 года спустили на воду. На следующий год патрульный катер поднял Андреевский флаг и вошел в состав Балтийского флота. Местом базирования судна стала Кронштадская военно-морская база.

После сдачи первых четырех катеров на мощностях ленинградского завода «Пелла» были последовательно заложены и построены еще четыре однотипных катера. Благодаря своему огромному технологическому ресурсу, патрульный катер «Раптор» проекта 03160 является самым скоростным и самым мощным среди аналогичных судов в иностранных флотах.

Назначение патрульного катера «Раптор»

Для боевых судов подобного класса на современном этапе ставится определенный круг задач, которые стоят перед флотом в прибрежной морской зоне. Патрульные катера, обладающие высокими скоростными характеристиками и маневренностью, специально рассчитаны для действия в акваториях внутренних морей на удалении до 100 миль от пунктов базирования. Благодаря своему техническому оснащению и хорошей мореходности катера проекта 03160 способны действовать и днем и в ночное время суток.

Основное назначение судов этого класса следующее:

  • патрулирование и несение дежурства в обозначенных районах прибрежной морской зоны;
  • разведка акватории и перехват малых судов-нарушителей;
  • доставка и высадка десантной партии на береговой объект или на судно, находящееся в море;
  • проведение спасательных операций на море в близлежащих районах;
  • оборона и охрана береговой линии от атак малоразмерных судов противника и ударов авиации.

Вместе с другими силами военно-морского флота, патрульные катера «Раптор» могут быть задействованы при проведении диверсионной деятельности подразделений морской пехоты и оказывать содействие Федеральной Пограничной службе по охране морских рубежей. Ключевым фактором, определяющим сферу использования судов подобного класса, является их высокая маневренность, мореходность и скорость. Новые корабли способны выдерживать волнение до 5 баллов и передвигаться на высокой скорости в штормовых условиях, когда высота волн не превышает 4,5 метра.

Читать еще:  Булатные ножи из лучшей стали, виды: кованые, кухоные и охотничьи, мастера по изготовлению, отличие от дамасской, история возникновения

По окраске корпуса, который имеет ярко выраженный камуфлированный оттенок с рублеными цветными пятнами, новые суда предназначаются для оснащения специальных подразделений военно-морского флота.

Конструкция патрульного катера Раптор проекта 03160

Было уже сказано, что за основу нового отечественного патрульного катера были взяты параметры и конструкция патрульного катера Combat Boat 90, аналогичного по классу судна шведской постройки. Эти корабли, спущенные на воду шведской фирмой Dock Stavarvet в 1991 году, получили широкое распространение по всему миру. Удачная конструкция судна обеспечила его массовый выпуск. В более чем 10 странах, включая такие большие как США, Бразилия и Мексика – эти суда составляют костяк подразделений береговой обороны. Отечественная разработка стала практической реализацией лицензионного контракта.

Для справки: Начиная с 2004 по 2012 года, Федеральная служба охраны закупила 11 катеров проекта IC16MII, изготовленных на шведских верфях. Хорошие мореходные качества и бесперебойная эксплуатация шведских судов в различных сферах обусловили желание военно-морского командования получить аналогичное судно для нужд собственного ВМФ.

Патрульные катера шведской постройки были переданы в состав Черноморского флота, обеспечивая охрану береговой зоны во время проведения Сочинской Олимпиады 2014 года.

В отличие от шведской модели судна российская разработка имеет большие размеры. Корпус длиной 17 метров изготовлен из алюминиевого сплава. Носовая часть корабля оснащена аппарелью, обеспечивающей удобное десантирование или пересадку на другой объект. Боевая рубка рассчитана на два члена экипажа, которые осуществляют управление судном. Десантное отделение оборудовано для перевозки 20 человек. Помимо носовой аппарели десантирование с катера можно осуществлять с кормы и через боковые люки. Имеющаяся внутри катера одна водонепроницаемая дверь обеспечивает кораблю необходимую плавучесть при затоплении одного из отсеков.

На судне в кормовой части имеется машинное отделение, где установлены два дизельных двигателя Caterpiller с турбо наддувом. Суммарная мощность двух дизелей составляет 2300 л.с. Такая мощность обеспечивает катеру большую грузоподъемность и высокую скорость хода, до 48 узлов. В качестве основного движителя на корабле стоят водометы Rolls-Royce Kamewa 36A3 HS.

Дальность плавания патрульного катера проекта 03160 составляет 300 миль на экономичном ходе.

Отличительной особенностью нового судна является наличие броневой защиты. Следует отметить, что шведский катер не имел бронирования. Боевая рубка и кубрики для размещения десанта имеют противопульное и противоосколочное бронирование. Броня на катере соответствует 5 и 5А классу защиты. В рубке установлены иллюминаторы, изготовленные из прочного, пуленепробиваемого стекла толщиной 39 мм. Наличие брони существенно увеличило водоизмещение российского катера, 23 тонны против 13 тонн у шведской модели.

В сравнении с катерами зарубежной постройки, на которых из вооружения стоит только один пулемет калибром 12,7 мм, отечественные суда оснащаются куда более мощным вооружением. На катер установили 14,5 мм крупнокалиберный пулемет КПВТ в составе боевого автоматического модуля «Управа-КОРД». За счет гироскопа и стабилизатора огонь из боевого модуля можно вести даже при большом волнении. Прицельная дальность стрельбы составляет 2000 м. В дополнение к основному автоматическому оружию катера оснащаются двумя станковыми пулеметами «Печенег» калибром 7,62 мм.

Применение оружия контролирует автоматика. На катерах «Раптор» имеется система управления огнем, которая обеспечивает не только поиск цели, но и осуществляет в автоматическом режиме определение оптимальных параметров для боевого применения орудия.

Боевая работа катеров проекта 03160 в нынешних условиях

Тщательно изучив технические возможности отечественных патрульных катеров проекта 03160, и получив от военных моряков самые лестные отзывы, Высшее военно-морское командование приняло решение продолжить пополнение флотов судами этого типа.

К имеющимся в составе флота на 2020 год 7 патрульным катерам типа «Раптор» Ленинградский судостроительный завод «Пелла» должен построить еще 10 судов. Два судна с заводскими номерами 709 и 710 уже поступили в распоряжение военных моряков в конце 2020 года. Поставка и ввод остальных катеров запланирована в течение 2020 и 2020 года.

Сегодня в боевом строю на Балтике стоят патрульные катера типа «Раптор» с бортовыми номерами П-280, П-281 и П-344.

На черноморском театре в составе сил береговой обороны Черноморского флота находятся катера П-274, П-275, П-276, П-838 и П-845.

В современных условиях катера типа «Раптор» несут патрульную службу по охране морских границ в акватории Финского залива и на Черном море. По непроверенным данным некоторое количество малых судов, похожих по параметрам и внешнему виду на катера проекта 03160, были замечены на борту российского судна, следовавшего в районе Восточного Средиземноморья. Предполагается, что два или три катера типа «Раптор» могут принять участие в войсковых операциях по охране российских военных судов, базирующихся в сирийской военно-морской базе Тартус.

Заключение

Новые катера проекта 03160 типа «Раптор» являются результатом плодотворного сотрудничества военных ведомств королевства Швеции и РФ. Полученная на лицензионных условиях техническая документация позволила в кратчайшие сроки наладить на отечественных верфях массовое строительство кораблей подобного класса.

Практическая реализация проекта показала правоту и точность и инженерной мысли питерских кораблестроителей, сумевших создать практически новый универсальный боевой корабль. Отечественную разработку отличает высокая скорость хода, броня и мощное вооружение. Предполагается, что в дальнейшем суда будут строиться, как для оснащения собственных флотов, так и в экспортном варианте. Следующие партии судов могут быть заложены на Рыбинском судостроительном предприятии, освоившем производственный цикл строительства патрульных катеров проекта 02510 типа БК-16.

Российский патрульный катер «Раптор» проекта 03160

15 августа этого года ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (г. Отрадное, Ленинградская область) спустил на воду головной катер проекта 03160 «Раптор». Катер был построен по заказу военно-морского флота России и в настоящее время находится на испытаниях. Проверка всех систем займет считанные недели – передача катера заказчику запланирована на сентябрь текущего года.

Быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор» предназначен для выполнения нескольких задач. В зависимости от необходимости он может:
— перевозить более 20 человек, в том числе с вооружением и снаряжением;
— дежурить в заданном районе;
— перехватывать и задерживать легкие плавсредства;
— осуществлять поисково-спасательную работу.

Катера проекта «Раптор» способны работать в прибрежной зоне морей, проливах и устьях рек. Оборудование позволяет им выполнять поставленные задачи в любое время суток на удалении до100 мильот базы.

Спущенный на воду головной скоростной катер проекта 03160 «Раптор». г.Отрадное, 15.08.2013

Головной катер проекта имеет наибольшую длину около 17 метров, ширину – порядка 4 метров. Силовая установка общей мощностью 2000 л.с. позволяет «Раптору» разгоняться до 50 узлов. Собственный экипаж катера – два человека. Кроме того, имеется помещение с местами для 22 человек – десанта, медиков и т.п., в зависимости от текущей задачи.

Внешне новый катер, построенный на заводе «Пелла», очень сильно напоминает шведские многоцелевые катера проекта Strb 90H (также известен под названием CombatBoat 90 или CB90), о которых мы не так давно писали. Причина этого очень проста – по имеющимся данным, проект 03160 разрабатывался на основе шведского Strb 90H/CB90 при участии компании Dockstavarvet, создавшей и строящей оригинальные катера. Таким образом, российский «Раптор» фактически представляет собой лицензионную версию шведского катера, пополняющую список многочисленных вариантов, модификаций и версий оригинального Strb 90H.

Исходя из «происхождения» проекта 03160, можно сделать соответствующие выводы о его возможностях. Катера семейства Strb 90H/CB90 активно эксплуатируются военно-морскими силами и силовыми структурами Швеции, Норвегии, Соединенных Штатов, Греции и других стран. Во всех этих государствах шведские катера используются для патрулирования акваторий, высадки десантов и выполнения поисково-спасательных работ. Судя по виду головного российского «Раптора», он также будет выполнять эти задачи. В пользу этого говорит сохранение носовой аппарели десанта и почти полное отсутствие каких-либо серьезных изменений в конструкции катера.

Как видно из имеющихся материалов, катера проекта 03160, как и их шведские «предшественники», в носовой части имеют аппарель и проход для высадки десанта на берег. Сразу за проходом находится рубка с рабочими местами двух членов экипажа. За рубкой размещено десантное отделение с местами для перевозимой группы. При высадке через носовую аппарель десантники проходят через рубку. Также возможна высадка через верхние и задние люки десантного отсека.

Читать еще:  Арбалеты «Parker» — знакомые незнакомцы

Построенный для ВМФ России головной скоростной катер проекта 03160 «Раптор» перед спуском на воду. г.Отрадное, 15.08.2013

На фотографиях головного «Раптора» отсутствует какое-либо вооружение. Тем не менее, зарубежный опыт и предназначения катера говорят о том, что оно будет установлено в будущем. Точный его состав пока неизвестен, но можно предположить, что на катерах проекта 03160 будут устанавливаться пулеметы различных моделей, в том числе и крупнокалиберные.

Как показывает зарубежная практика, на подобных катерах можно установить почти любое необходимое вооружение, вплоть до управляемых ракет (Норвегия проводила эксперимент с установкой ракет Hellfire, но эти работы так и остались на стадии тестовых стрельб).

Конкретное предназначение нового катера и подразделение, в котором он будет служить, на данный момент не оглашались. Однако из камуфляжа, нанесенного на него, были сделаны соответствующие выводы. Похожую окраску с характерными «рубленными» цветными пятнами получают скоростные проекта 12150А «Мангуст», предназначенные для сил специального назначения военно-морского флота. Таким образом, катера «Раптор» в ближайшем будущем могут отправиться служить именно в таких подразделениях.

Тот факт, что российское предприятие «Пелла» создало новый катер для отечественного флота на основе шведской разработки, выглядит достаточно интересно. Ранее Россия и Швеция не занимались совместной разработкой или строительством военной техники, в том числе и для флота. В то же время, головной катер проекта 03160 не является первым легким многоцелевым судном семейства Strb 90H/CB90, поступившим в эксплуатацию в нашей стране. С 2004 по 2012 годы Федеральная служба охраны купила 11 катеров типа IC16MII, построенных шведской компанией Dockstavarvet. Катера IC16MII представляют собой переработанную версию боевых Strb 90H/CB90, предназначенную для использования силовыми структурами и гражданскими организациями.

Таким образом, российский военно-морской флот в самое ближайшее время воспользуется лучшими наработками зарубежных судостроителей в деле строительства легких многоцелевых катеров. Работники российского судостроения, в свою очередь, получили доступ к технологической части зарубежного проекта. В течение ближайших лет на основе проекта 03160 может быть создан новый многоцелевой катер, имеющий более высокие характеристики и лучшие в сравнении с «Раптором» возможности. Пока же ВМФ получит некоторое количество катеров, построенных в рамках международного сотрудничества.

Невидимый «Раптор»: чем уникален самый скоростной катер ВМФ РФ

От перехвата нарушителей до поддержки спецназа

Патрульные или, как их еще называют, десантно-штурмовые катера типа «Раптор» предназначены для действий в 100-мильной прибрежной зоне действия. Еженедельник «Звезда» составил список задач, которые выполняют «Хищники»:

— несут дежурство (патрулирование) в назначенных районах;

— выполняют перехват и задержание маломерных надводных целей (нарушителей);

— перевозят досмотровые группы, подразделения морского десанта или спецназа численностью до 22 человек с личным оружием, оборудованием и боезапасом, обеспечивая при этом максимально возможную быстроту при высадке и посадке;

— обеспечивают действия подразделений спецназначения и морской пехоты в прибрежных районах, а также оказывают содействие силам пограничной службы ФСБ России при решении задач охраны государственной границы;

— принимают участие в обороне пунктов базирования, кораблей, судов, различных морских платформ и сооружений от атак малоразмерных надводных, воздушных и наземных целей, а также подавляют наземные огневые точки в интересах групп спецназа или десанта;

— выполняют поисково-спасательные мероприятия в районах патрулирования.

«Хищник» с элементами «невидимки»

Корпус «Раптора» выполнен из алюминиевого сплава, причем в носовой его части устроена аппарель для высадки десанта. За аппарелью расположены проход в десантное отделение и рубка катера. В десантном отделении могут быть размещены десантная или досмотровая группа, контртеррористическое подразделение, водолазы и спасатели, медперсонал с оружием и снаряжением. Посадка десантной группы на катер обычно выполняется через задний люк десантного отсека. Таким же образом они могут и покидать десантное отделение. В передаче цикла «Военная приемка» командир одного из катеров типа «Раптор» Максим Панин, в частности, отметил, что водо- и газонепроницаемая дверь десантного отсека позволяет не пропускать воду в другие помещения.

Катер типа «Раптор» имеет полное водоизмещение 23 тонны, наибольшую длину 16,9 метра, наибольшую ширину 4,1 метра, его фиксированная высота составляет около 3,5 метра, а максимальная осадка не превышает 0,9 метра. Штатный экипаж катера — всего два человека. Силовая установка «Раптера» уникальна. Она включает два дизеля мощностью по 1100 лошадиных сил и два водомета, которые способны эффективно работать даже в случае неполного заполнения канала водой. Это позволяет катеру выполнять сложные маневры с большим креном. «Раптор» может развивать максимальную скорость хода до 48-50 узлов и совершать на экономичном ходу плавание на дальность до 300 миль.

По заявлению разработчиков, катер способен выполнять задачи при волнении до пяти баллов. На скорости 28 узлов — при высоте волны 2,5 метра, 20 узлов — при высоте волны 4,5 метра. На сегодняшний день «Рапторы» — самые скоростные боевые катера, которыми располагает российский Военно-Морской Флот. С ними не способен тягаться ни один более крупный корабль — ни наш, ни вражеский. «Хищник» может догнать любого противника.

Водоплавающий «танк»

Одна из изюминок «Раптора» — мощная система бронирования, разработанная специально для него. Помещение специального персонала (десанта) и рулевая рубка бронированы по классу защиты 5 и 5А, а иллюминаторы изготовлены из пулестойкого бронестекла толщиной 39 миллиметров.

Не менее внушителен и состав вооружения «Хищника». Прежде всего это уникальный по боевым возможностям отечественный универсальный боевой гиростабилизированный автоматизированный дистанционно управляемый модуль «Управа-КОРД» разработки санкт-петербургского НПО «Карат» и ковровского Завода им. В. А. Дегтярева. В составе модуля: 14,5-миллиметровый крупнокалиберный пулемет КПВТ или 12,7-миллиметровый пулемет «КОРД», а также два 7,62-миллиметровых пулемета 6П41 «Печенег», которые размещаются на вертлюжных установках побортно в кормовой части катера. С таким вооружением «Раптор» действительно способен управиться с любым нарушителем и даже подавить хорошо защищенную огневую точку. «Управа-КОРД» любую цель превратит в решето.

Боевой модуль «Управа-КОРД» устанавливается за рулевой рубкой катера и получает целеуказания по каналам собственного гиростабилизированного оптико-электронного модуля (ГОЭМ), в состав которого входят:

— телевизионный канал (широкопольный, цветной с изменяемым фокусным расстоянием);

— лазерный подсветчик цели.

Причем наружные окна ГОЭМ очищаются от грязи в автоматическом режиме, что обеспечивает уверенное обнаружение цели на дальности до 3000 метров и возможность ведения прицельного огня на дальности до 2000 метров. Система управления огнем боевого модуля «Управа-КОРД» обеспечивает поиск и обнаружение целей, в том числе на фоне помех, выработку данных целеуказания по ним, после чего по команде открывает огонь.

Вначале выполняется пристрелочная очередь, после чего система управления сама корректирует огонь до полного поражения цели. В то же время в системе управления огнем предусмотрен и предупредительный режим — для производства предупредительного огня по судну-нарушителю. После выбора необходимого режима система управления огнем самостоятельно вычисляет точку на безопасной дистанции от цели и дает предупредительную очередь. Кто не понял и проигнорировал предупредительный огонь, получает огонь на поражение. При необходимости «Раптор» может быть вооружен и модулем с автоматическим гранатометом, что превращает его в полноценную водоплавающую «мини-Катюшу».

Особо отметим, что экипажи быстроходных патрульных катеров типа «Раптор» в обязательном порядке проходят комплексную подготовку в Объединенном учебном центре ВМФ России в Санкт-Петербурге и на заводе-изготовителе.

Не только поразить, но и спасти

Впрочем, «Раптор» может не только уничтожать силы и средства противника и высаживать десант, но и выполнять спасательные операции. Правда, это будет делать уже не патрульный или десантно-штурмовой катер, а его специализированный медицинский, оснащенный особой системой жизнеобеспечения вариант. Главная задача такого «Хищника» — скоростная перевозка двух пострадавших в сопровождении медперсонала, а также спасение людей в районе несения дежурства на расстоянии до 100 миль.

Но есть у «Раптера» и официальные функции. Предназначение подвида такого «Хищника» — транспортное обслуживание представителей военного командования. Именно «Раптор» день и ночь дежурит у причального комплекса-дебаркадера Национального центра управления обороной Российской Федерации на Фрунзенской набережной Москвы-реки.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector