306 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект 11356, ТТХ и вооружение фрегатов, новости и головной корабль, сторожевые корабли Адмирал Григорович, Эссен и Макаров

Российские фрегаты проекта 11356 Р/М

Характеристики фрегатов проекта 11356 Р

Данные приведены для головного корабля серии 11356 Р/М — «Адмирал Григорович», прочие корабли будут оснащены турбинами чисто российского производства.

«Новейший» российский фрегат проекта 11356 начал разрабатываться ещё в конце 80-х как дальнейшее развитие сторожевого корабля проекта 11351, предназначенного в первую очередь для экспорта. По исходному проекту в 1997 г. для ВМФ Индии была заказана серия из трех кораблей:

  • Фрегат 11356 «Talwar» (заложен в 1999 г., сдан в 2003 г.)
  • Фрегат 11356 «Trishul» (заложен в 1999 г., сдан в 2003 г.)
  • Фрегат 11356 «Tabar» (заложен в 1999 г., сдан в 2004 г.)

Индийский фрегат проекта 11356 Talwar (F40)

Затем, в 2006 г. вторая серия с несколько измененным составом вооружения и оборудования:

  • Фрегат 11356 «Teg» (заложен в 2007 г., сдан в 2012 г.)
  • Фрегат 11356 «Tarkash» (заложен в 2007 г., сдан в 2012 г.)
  • Фрегат 11356 «Trikand» (заложен в 2007 г., сдан в 2013 г.)

Фрегаты 11356 для российского флота

В 2010 году была заложены ещё 3 корабля, на этот раз с индексом 11356Р, предназначенные для Черноморского Флота России, позднее дополнительно усиленные закладкой ещё одной серии из 3-х судов. Конструктивно они повторяют «индийцев», но отличаются вооружением и оборудованием отечественного производства, по слухам, значительно превосходя предшественников.

  • Фрегат 11356Р «Адмирал Григорович» (заложен в 2010 г., сдается в 2015 г.)
  • Фрегат 11356Р «Адмирал Эссен» (заложен в 2011 г., сдается в 2015 г.)
  • Фрегат 11356Р «Адмирал Макаров» (заложен в 2012 г., сдается в 2016 г.)
  • Фрегат 11356Р «Адмирал Бутаков» (заложен в 2013 г., сдается в 2016 г.)
  • Фрегат 11356Р «Адмирал Истомин» (заложен в 2013 г., срок сдачи неизвестен)
  • Фрегат 11356Р «Адмирал Корнилов» (должен был заложен в 2015 г.)

Фрегат (сторожевой корабль) проекта 11356

При этом, по состоянию на начало 2015 года полностью готов только «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» проходит испытания, «Адмирал Макаров» достраивается, а вот 3 другие корабля пока находятся в «подвешенном состоянии» — форсажные газотурбинные двигатели предназначенные для установки на них производились на Украине, и в настоящий момент, должны быть заменены на российские аналоги. Скорее всего ожидаемый срок сдачи 3-х фрегатов из-за этой проволочки сдвинется на 1-2 года.

Надо сказать, что в настоящий момент для нужд флота Россия строит перспективные фрегаты проекта 22350, которым отводится роль перспективного «дальнего» боевого корабля ВМФ. Учитывая новизну проекта 22350 и отсутствия опыта эксплуатации, уже хорошо освоенные в производстве фрегаты 11356Р должны были выступать в качестве «промежуточного» звена с помощью которого можно быстро увеличить численность ЧМФ, и в этой связи любая задержка, это конечно же серьезный срыв программы модернизации флота.

Тем не менее, после завершения основных работ по шести «русским» фрегатам серии 11356Р, дополнительно начнется строительство 3-х кораблей серии 11356М, характеристики которых на данный момент не известны.

Устройство фрегата проекта 11356 на примере индийского ISS «Тальвар»

Основное вооружение фрегатов типа «Адмирал Григорович»

Основное вооружение сторожевых кораблей типа «Адмирал Григорович» состоит из:

Ракетный комплекс Калибр-НК

Каждая из 8 противокорабельных ракет обеспечивает гарантированное уничтожение надводной цели типа эсминца, крейсера или десантного корабля, однако несколькими такими ракетами «Адмирал Григорович» вполне может потопить и такую крупную цель как авианосец. Ракеты достаточно «умные», чтобы взрываться на оптимальной глубине проникновения в цель, идут на предельно малой высоте полета и не нуждаются в постоянном «ручном управлении», автоматически корректируя курс на основе полученных изначально вводных данных.
Ракета может идти по сложной траектории включающей до 15 заданных опорных точек, и вполне способна подойти к цели с заданного направления в обход систем ПВО или островов. Головка самонаведения АРГС-54 имеет дальность захвата цели в 60 км. Масса боевой части ракеты 220 кг, максимальная дистанция поражения цели — до 300 км.

Уникальная 100-мм автоматическая пушка А-190 для фрегатов 11356

Артиллерийский комплекс А-190

Для стрельбы по воздушным и морским целям на фрегатах проекта 11356Р установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, разработанный нижегородским ЦНИИ «Буревестник». На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка в мире, способная производить до 80 выстрелов в минуту, при этом дистанция стрельбы составляет 20 км.

ПВО — комплекс «Штиль-1»

ЗРК «Штиль-1» – многоканальный комплекс морского базирования с вертикальным стартом ракет. В комплекс включена РЛС кругового обзора, что обеспечивает всенаправленную оборону корабля-носителя или соединения кораблей от массированных атак современных противокорабельных и противорадиолокационных ракет, ударных самолетов. На фрегатах проекта 11356М только запланированных к постройке, планируется установка сразу 3-х боевых модулей на 36 ЗУР.

Другое бортовое вооружение фрегатов проекта 11356Р

Корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан»: обеспечивает оборону корабля от высокоточного оружия противника, а также поражение малоразмерных целей. Комплекс включает твердотопливные зенитные управляемые ракеты и два 30-мм шестиствольных автомата АО-18К.

Комплекс борьбы с подводными лодками: 2 спаренных 533-мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000.

Корпус СКР «Адмирал Эссен» проекта 11356 на стапеле

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение фрегата 11356Р включает РЛС типа «Фрегат-М2ЕМ» для обнаружения целей, определение их координат и сопровождения, а также Гидроакустические станции (в том числе буксируемая) для своевременного обнаружения подводных лодок противника.

Средства управления оружием — 4 РЛС управления зенитным оружием, РЛС 3T-25E «Гарпун» управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ — 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты «Удав» и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.

Авиационное вооружение — противолодочный вертолет Ка-27/28 или Ка-31. Для их эксплуатации фрегат оборудован ангаром и взлетно-посадочной площадкой.

Новое поколение российских кораблей — фрегаты проекта 11356

Развитие отечественного флота в нынешних условиях невозможно представить без крупных океанских военных кораблей. Дальняя морская зона всегда была, есть и будет сферой интересов Российской Федерации. Флот всегда испытывает потребность в мощных и современных военных судах, способных не только демонстрировать Андреевский флаг на морях, но и в состоянии защищать экономические и политические интересы Российского Государства. Такими кораблями могут и должны будут стать фрегаты «адмиральской серии» проекта 11356.

Создание новых сторожевиков: нужда или насущная потребность флота

В российском Военно-Морском флоте с началом нового тысячелетия сложилась парадоксальная ситуация. Большинство военных судов на флоте было еще советской постройки. Для своего времени это были мощные и надежные корабли, однако к концу 90-х большая часть этого наследства была технически изношенной и морально устаревшей. Особенно негативно на состоянии корабельного состава отечественного ВМФ сказалась тяжелая экономическая ситуация в России после развала Советского Союза. Крупные боевые корабли, крейсера, большие противолодочные корабли и эсминцы десятками ржавели у причальной стенки. Флот не только терял драгоценные боевые единицы. Россия стремительно утрачивала позиции морской державы.

Несколько сглаживало печальную ситуацию боеготовности флота, имеющиеся на тот момент в составе флота корабли проекта 1135М. «Буревестники» — сторожевики советской постройки являлись едва ли не самыми современными кораблями молодого российского флота. Спасало ситуацию с флотом, не только удовлетворительное техническое состояние кораблей этого типа. Количество судов, сданное в свое время флоту, позволяло военно-морскому командованию закрывать бреши и прогалины в оборонной морской стратегии.

Несмотря на то, что задел прочности и технологический ресурс у кораблей проекта 1135М и 1135М1 был достаточно велик, время было безжалостным. На смену проверенным «Буревестникам» должен были прийти корабли нового поколения, которыми стали сторожевые корабли проекта 11356. Особенно остро нуждались в подобных кораблях старейшие флоты страны, Черноморский и Балтийский, где о новых кораблях уже и не помнили.

Сторожевые корабли всегда были и есть одним из основных классов кораблей для отечественного флота. На Западе отечественные сторожевики причислены к классу фрегатов и корветов. Этому способствуют универсализм и многофункциональность кораблей этого класса. Современные корветы и фрегаты способны выполнять огромный объем боевых задач, тем более в современных условиях, когда имеются технические возможности установить на корабль практически любые средства вооружений.

Проектирование сторожевиков нового поколения

Решение о проектировании нового сторожевика для Российского ВМФ было принято в середине 90-х годов. Целесообразно было решено использовать богатый практический опыт, полученный в ходе строительства и эксплуатации кораблей проекта 1135 и в особенности проекта 1135.1. Технологически конструкция «Буревестников» давала широкие возможности осуществить постройку нового корабля путем глубокой модернизации.

Помимо технологической и производственной документации, наработанной в ходе строительства «буревестников» и «инеев», для проектирования новых кораблей постарались использовать данные экспортной версии кораблей этого класса. В экспортном варианте проект получил индекс 11356. Эти фрегаты в количестве 6 единиц должны были быть построены для нужд индийских ВМС в 1999-2013 гг. Отечественный проект получил индекс 11356Р/М под шифром «Буревестник». По классификации НАТО новым российским кораблям еще на стадии строительства был присвоен шифр « Krivak V».

В ходе создания проекта было взято все самое лучшее от кораблей предшественников. Если в плане основного конструктива корабли несли отпечаток прежних проектов, то комплекс вооружений и электронное оборудование кардинально изменились. Суда должны были стать универсальными, соответственно подбирались и средства вооружений. Проектированием корабля, который в техническом задании назывался сторожевой корабль II ранга, занялось Северное конструкторское бюро, расположенное в Санкт-Петербурге. Специалистам этого предприятия было не в диковинку строить подобные суда, к тому же неплохими темпами продвигалась программа строительства фрегатов типа «Тальвар» для Индии.

Перед конструкторами поставили задачу создать корабль, технология строительства которого была бы идентична той, которая использовалась при выполнении иностранного заказа. Главным условием проекта было сохранение производственного цикла строительства судов, технологические и производственные мощности Калининградского судостроительного завода «Янтарь». Программа строительства новых сторожевых кораблей была ориентирована на оснащение Черноморского флота. По результатам анализа и изучения готового проекта Министерство Обороны РФ в 2010 году заключило контракт на постройку первых трех кораблей, предназначенных для оснащения Черноморского флота.

Читать еще:  Охота на косулю скрадом

В этом же году в Калининграде на верфи ССЗ «Янтарь» было заложено головное судно — сторожевой корабль «Адмирал Григорович». Оценив масштабы и темпы строительства головного корабля, Минобороны в 2011 году поспешило заключить еще один контракт. Следующие три единицы должны были обновить корабельный состав Балтийского флота. Общая стоимость двух контрактов составила 40 млрд. рублей. Новые суда должны были вступить в строй на протяжении 2014-17 гг.

Второй и третий корабль проекта 11356 — сторожевики «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» — были заложены на калининградской верфи в 2011 и в 2012 годах. Первые два корабля – адмирала были спущены на воду под занавес 2014 года. Через два года, в марте и в июне оба корабля вступили в строй, став полноправными боевыми единицами Черноморского флота. Третий корабль первой серии фрегат «Адмирал Макаров» планируется передать в конце 2017 года.

С началом украинско-российского военно-дипломатического кризиса, с отходом Крыма под юрисдикцию Российской федерации решено все шесть судов, построенных в рамках оборонных заказов, передать Черноморскому флоту. Участие России в разрешении сирийского кризиса только усилило эту позицию. Новые фрегаты должны усилить военно-морскую группировку российского ВМФ не только в акватории Черного моря, но и в Восточном Средиземноморье.

Оставшиеся в рамках действующих контрактов три сторожевых корабля «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов», спущены на воду и достраиваются на плаву. Ввод кораблей в состав флота запланирован на 2020 год.

Недавно в российских СМИ просочилась информация, что будет продолжено строительство кораблей этого проекта. В дальнейшем новые фрегаты будут строиться для Тихоокеанского флота. Под этот заказ могут быть отданы мощности Амурского судостроительного завода в г. Комсомольске на Амуре, который в данный момент выполняет программу строительства корветов проекта 22380.

Основные конструктивные особенности фрегатов проекта 11356

Внешне похожие на своих предшественников новые отечественные сторожевики являются кораблями нового поколения. При беглом и поверхностном осмотре кораблей сразу бросается в глаза необычная конфигурация надстройки. В отличие от предыдущих проектов, на кораблях проекта 11356 частично реализована технология «Стелс». Корпус корабля, его обводы и материалы, из которых изготовлена надстройка судов, способствуют малой радиолокационной заметности корабля. Данная концепция сегодня нашла отражение практически во всех реализуемых проектах.

В соответствии с требованиями, заложенными в техническом задании, корабль проекта 11356 обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • водоизмещение составляет 3350 тонн;
  • максимальная длина корабля 124,8 м. при ширине корпуса 15,2 м.;
  • осадка составляет 7,5 м;
  • двигательная установка представлена газотурбинной установкой суммарной мощностью 46 тыс. л/с;
  • максимальная скорость хода 32 узла;
  • максимальная дальность на скорости 14 узлов составляет 4850 миль.

Судя по ТТХ новые российские сторожевики – адмиралы представляют собой достаточно внушительные боевые корабли. Управлять таких хозяйством будет экипаж численностью 220 человек. Технические условия и конструкция корабля обеспечивают длительность автономного плавания в 30 суток. Помимо моряков на борту судна будет постоянно находиться подразделение морской пехоты и авиационно-пилотажная группа.

В плане оценки проекта, стоит уделить внимание двигательной установке. Первые два корабля, которые успели сойти с калининградской верфи, оснащались газотурбинными установками украинского производства. С введением санкций поставка украинских двигателей в рамках проекта была приостановлена. Отсутствие аналогичных отечественных турбин привело к тому, что было приостановлено последующее строительство других судов, заложенных в рамках действующего контракта. Задача по разработке и созданию однотипной двигательной установки была поставлена подмосковному НПО «Сатурн», однако на данный момент работы в этом направлении продвигаются медленно.

Ввиду этого затянулись сроки окончательного ввода в эксплуатацию готовых кораблей. Остальные суда будут достраиваться после того, как в распоряжение корабелов поступит новый газотурбинный двигатель отечественного производства.

Что касается комплекса вооружений, то российские фрегаты в этом плане представлены достаточно мощно. Оба корабля, «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» оснащены ударными средствами вооружений, которые представлены пусковыми установками универсального ракетного комплекса «Калибр-НК». Боевые суда, оснащенные крылатыми ракетами «Калибр» могут поражать различные цели на воде и на суше, на расстоянии до 1500 км. Третий корабль серии «Адмирал Макаров» также будет оборудован под КРК «Калибр –НК».

Тактическое вооружение представлено 100-мм артиллерийской установкой А-190, традиционный вид вооружений для всех отечественных корветов и фрегатов. За противолодочную и противовоздушную оборону корабля отвечают самые совершенные средства гидро- и радиолокации. Электронная система управления огнем вместе со станцией электронного радиолокационного слежения обеспечит обнаружение и уничтожение любого подводного корабля и воздушной цели.

Для борьбы с подводными лодками и кораблями противника на судне имеется торпедные 522-мм аппараты, по два с каждого борта. Усилить огневую поддержку при борьбе с подводными целями должна установка РБУ-6000. В качестве эффективного средства противовоздушной обороны корабля используются стационарный ЗРК «Штиль-1», зенитная артиллерийско-ракетная установка «Пальма» и переносные ЗРК «Игла».

Все корабли проекта имеют в арсенале поисково-спасательный вертолет Ка-27, для которого на борту судна оборудованы взлетно-посадочная площадка и крытый ангар.

Проект 11356 сегодня

Решение о начале строительства новых отечественных сторожевиков можно считать своевременным. Корабли проекта 11356 отвечают современным требованиям ведения морской войны, оснащены самыми совершенными средствами связи и радиолокационным оборудованием. Комплекс вооружений позволяет решать кораблям самые разнообразные тактические задачи, включая проведение ударных и оборонительных операций. Эксплуатация двух первых кораблей проекта «Адмирала Григоровича» и «Адмирала Эссена» указала на ряд существующих недостатков в конструкции судов. В ходе последующей доработки выявленные дефекты были устранены, внесены коррективы в конструкцию строящихся судов.

Боевое патрулирование, которое осуществляли в недавнее время в Восточном Средиземноморье фрегаты ВМФ России «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» наглядно продемонстрировало высокие мореходные и тактико-технические характеристики кораблей этого класса.

Фрегаты проекта 11356 «Буревестник»: три в строю и три под вопросом

Последние дни уходящего года традиционно являются периодом сдачи флоту новых кораблей, судов и подводных лодок. Не стал исключением и конец декабря 2017-го: одной из новинок, поступивших в боевой состав флота «под елочку», стал сторожевой корабль / фрегат «Адмирал Макаров», построенный по проекту 11356. 25 декабря представители военно-морского флота подписали акт о приемке этого корабля. Через два дня на нем подняли флаг ВМФ. «Адмирал Макаров» стал третьим боевым кораблем своего типа, поступившим на службу. В обозримом будущем планируется завершить постройку еще трех фрегатов проекта 11356. Половина существующего заказа уже выполнена, тогда как дальнейшая судьба второй до недавнего времени была под вопросом.

Напомним, проект фрегата 11356 «Буревестник» является вариантом глубокой модернизации более старых проектов 1135 и 1135М. Разработка нового проекта осуществлялась с учетом опыта создания кораблей типа «1135.6» или «Тальвар», ранее созданных для военно-морских сил Индии. Главной задачей нового проекта 11356 было максимально быстрое строительство нескольких сторожевиков дальней морской зоны, необходимых для переоснащения Черноморского и Балтийского флотов.

Проект 11356 был разработан к концу прошлого десятилетия, и в 2010 году появился первый контракт на строительство подобных кораблей. В 2011-м было подписано второе соглашение. В соответствии с двумя договорами, судостроительная промышленность должна была передать флоту шесть новых фрегатов общей стоимостью порядка 40 млрд рублей.

Новый проект 11356 «Буревестник» предусматривает строительство боевого корабля с полным водоизмещением более 4000 т, имеющего длину около 125 м при ширине до 15,2 м и осадке до 7,5 м. Для получения максимально возможных ходовых характеристик корабли предлагалось оснащать комбинированной силовой установкой, построенной на базе газотурбинных двигателей (тип COGAG). В ее состав входит пара маршевых двигателей, дополненная двумя форсажными. Суммарная мощность подобной энергетической установки достигает 56 тыс. л.с. Через редукторы особой конструкции мощность выдается на два гребных винта. Имея подобное оснащение, «Буревестник» способен развивать скорость до 30 узлов. Дальность плавания на экономической скорости достигает 4850 морских миль.

С учетом современных тенденций и требований проект 11356 предусматривает использование новой конструкции корпуса и надстройки, в определенной мере снижающей заметность корабля для радиолокационных систем. Также были реализованы меры по снижению акустической заметности. При этом новые фрегаты сохраняют определенные черты своих предшественников семейства 1135.

Основным средством обнаружения кораблей проекта 11356 является РЛС «Фрегат-М2ЕМ». Также в состав радиолокационного комплекса входят несколько станций управления стрельбой, используемые с зенитным и артиллерийским вооружением. Данные со средств обнаружения передаются на боевую информационно-управляющую систему «Требование-М», обеспечивающую применение всех радиоэлектронных средств, вооружения и т.д.

Главным ударным средством фрегатов нового типа является универсальная вертикальная пусковая установка 3С14, предназначенная для стрельбы ракетами семейства «Калибр». Подобное вооружение позволяет кораблю атаковать разнообразные надводные и сухопутные цели. Боекомплект комплекса «Калибр» состоит из 8 ракет. Также в комплекс ракетного вооружения входит зенитная система средней дальности «Штиль-1».

Проект 11356 предусматривает использование развитого комплекса артиллерийских систем. На полубаке корабля монтируется артиллерийская установка А-190 с орудием калибра 100 мм. Также имеется пара установок АК-630 с пушками калибром 30 мм. Для борьбы с подлодками и торпедами предлагается использовать два спаренных 533-мм торпедных аппарата и реактивный бомбомет РБУ-6000.

Кормовая часть палубы представляет собой взлетно-посадочную площадку для вертолета. Рядом с ней в надстройке находится ангар, позволяющий перевозить и обеспечивать работу вертолета типа Ка-27 или Ка-31.

Заказ на строительство всех шести сторожевых кораблей нового типа получил Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (г. Калининград). Вскоре после подписания контракта предприятие провело необходимые подготовительные работы и приступило к выполнению заказа. 18 декабря 2010 года состоялась торжественная церемония закладки головного фрегата проекта 11356, получившего имя «Адмирал Григорович». Это событие стало фактическим стартом объемной программы строительства новых кораблей.

Первый серийный «Буревестник» нового проекта под именем «Адмирал Эссен» был заложен в июле 2011 года. Следующая церемония закладки, давшая старт строительству «Адмирала Макарова», прошла в конце февраля 2012-го. В июле, ноябре и декабре следующего 2013 года завод «Янтарь» начал строительство кораблей «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов».

Читать еще:  Как купить пневматику

Головной фрегат проекта 11356 был спущен на воду 14 марта 2014 года. Около года корабль достраивался у стенки, после чего был выпущен на испытания. Необходимые проверки продолжались до конца 2015 года. 10 марта 2016-го флот принял «Адмирала Григоровича», а на следующий день на нем был поднят флаг. В начале лета того же года корабль выполнил переход к месту службы.

7 ноября 2014 года состоялся спуск на воду первого серийного корабля «Адмирал Эссен». Примерно через год этот сторожевик впервые вышел в море для прохождения испытаний. Согласно первым планам, корабль должен был поступить на службу до начала лета 2016 года, однако подписание акта о приемке незначительно сдвинулось. 7 июня того же года фрегат официально пополнил состав ВМФ России.

Второй серийный корабль (третий представитель проекта), заложенный 29 февраля 2012 года, был спущен на воду в первых числах сентября 2015-го. В начале октября 2016 года достроенный фрегат «Адмирал Макаров» отправился на испытания. В силу определенных причин испытания корабля заметным образом затянулись, и его не удалось принять в боевой состав флота в мае прошлого года, как планировалось ранее. Тем не менее, в конце декабря необходимый акт был подписан, и теперь Черноморский флот имеет в своем составе три «Буревестника».

К настоящему времени судостроительный завод «Янтарь» выполнил половину имеющегося заказа на строительство сторожевых кораблей проекта 11356 и обеспечил частичное перевооружение Черноморского флота. При этом, однако, дальнейшее выполнение заказа столкнулось с серьезными проблемами и даже успело стать темой для споров. Дело в том, что на программу строительства кораблей негативным образом повлияли события на международной арене.

Ввиду отсутствия подходящих изделий российского производства в проекте 11356 «Буревестник» пришлось использовать газотурбинные установки разработки украинского Научно-производственного комплекса газотурбостроения «Зоря» – «Машпроект» (г. Николаев). До начала 2014 года и последующего ухудшения отношений двух стран зарубежное предприятие успело поставить только три комплекта оборудования из шести. Невозможность быстрой полноценной замены неполученных двигателей силами российской промышленности привела к заметным проблемам.

Проанализировав имеющуюся ситуацию, командование российского флота и руководство промышленности вынесли решение. В начале июля 2015 года главком ВМФ адмирал Виктор Чирков заявил, что России придется отказаться от кораблей «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов», оставшихся без двигателей. Вместо них предлагалось построить 18 малых ракетных кораблей проекта 22800, первый из которых следовало заложить в 2016 году.

Чуть позже было принято решение о создании собственных силовых установок, предназначенных для замены изделий предприятия «Зоря» – «Машпроект». Решить эту задачу должно было НПО «Сатурн». В мае 2016 года было объявлено, что три оставшихся «Буревестника» будут законсервированы до конца текущего десятилетия – до появления требуемых двигателей отечественного производства.

Через несколько месяцев, в октябре, появилась информация о возможной продаже трех недостроенных фрегатов военно-морским силам Индии. В феврале прошлого года заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Владимир Дрожжов указал на возможность передачи индийскому флоту двух кораблей типа 11356.

В связи с имеющимися проблемами и неопределенным будущим было решено спустить недостроенные корабли на воду и тем самым освободить стапеля для нового строительства. Фрегат «Адмирал Бутаков» был спущен на воду в марте 2016 года. Два других корабля вывели из сборочного цеха в ноябре 2017-го. Как следует из имеющихся данных, все три корабля несут далеко не полный набор оборудования, и потому не могу достраиваться у стенки завода. Недостроенные корабли были законсервированы до принятия решений об их дальнейшей судьбе.

В начале июня 2017 года отечественные средства массовой информации распространили новое заявление главы Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова. Он рассказал, что в 2018 году ОСК планировала возобновить строительство законсервированных кораблей. Для продолжения строительства понадобятся определенные научно-исследовательские и конструкторские работы, но они не должны привести к значительным трудностям и новому смещению сроков.

1 июля подобные заявления были подтверждены командованием флота. Заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Виктор Бурсук рассказал, что три новых фрегата все же будут достроены в обозримом будущем и пополнят боевой состав Черноморского флота. Вскоре, однако, эти сведения были скорректированы.

Уже в сентябре помощник президента России по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин указал, что в рамках текущих соглашений дружественной Индии могут быть переданы два «Буревестника» из числа законсервированных. Для собственного флота в таком случае будет достроен только один корабль. Проблема силовых установок будет решена доступными методами. Так, корабль для ВМФ России получит отечественное оснащение, а индийская сторона сможет самостоятельно купить продукцию украинского производства.

Примерно в то же время другие представители судостроения уточнили возможный вариант развития событий. Так, для российского флота может быть достроен сторожевик «Адмирал Бутаков». «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов», в свою очередь, могут быть проданы зарубежному заказчику с последующей достройкой его силами. Кроме того, еще два таких корабля могут быть построены на индийских предприятиях по российскому проекту.

К настоящему времени три корабля проекта 11356 из шести заказанных были построены, испытаны, переданы флоту и включены в его боевой состав. При этом головной и серийный фрегаты уже успели не только начать службу, но и принять участие в реальных боевых операциях. В ноябре 2016 и июне 2017 года сторожевик «Адмирал Григорович» выполнил несколько ракетных ударов по позициям террористов в Сирии. «Адмирал Эссен» в прошлом году осуществил три подобных удара. «Адмирал Макаров», по очевидным причинам, пока не успел поучаствовать в борьбе с терроризмом.

По всей видимости, дальнейшая судьба трех следующих кораблей типа «Буревестник» уже была определена. Один из них будет достроен для российского флота с применением отечественных комплектующих, тогда как два других отправятся служить за рубеж. Таким образом, из шести заказанных кораблей ВМФ России сможет получить лишь четыре, причем один из них будет не в полной мере соответствовать исходному проекту и имевшемуся техническому заданию. Тем не менее, и в таком случае Черноморский флот обновит свою группировку надводных кораблей и соответствующим образом повысит боеспособность.

В соответствии с предыдущими заявлениями командования военно-морского флота, недостаток фрегатов проекта 11356 в обозримом будущем будет компенсирован за счет строительства большого количества малых ракетных кораблей типа «22800» / «Каракурт». Планируется построить 18 таких МРК, больше половины которых уже, как минимум, было заложено и находится на разных стадиях строительства. Головной и серийный «Каракурты» в прошлом году были спущены на воду и вскоре должны выйти на испытания. Корабли проекта 22800 самым заметным образом отличаются от «Буревестников» по целому ряду параметров, однако имеют схожие боевые возможности, обеспечиваемые унифицированным ударным ракетным вооружением.

К большому сожалению, прямым следствием ухудшения обстановки на международной арене стали определенные проблемы с получением тех или иных изделий, используемых при строительстве российских кораблей. В результате этого, среди прочего, под вопросом оказалась дальнейшая судьба трех российских фрегатов проекта 11356. Впрочем, через несколько лет после разрыва необходимых производственных связей российским военным и промышленности удалось найти выход из сложившейся ситуации и скорректировать свои планы. Благодаря этому имеющийся заказ в интересах ВМФ России, половина которого уже была выполнена, в будущем будет реализован на две трети.

Несмотря на определенные трудности, российский военно-морской флот в ближайшие годы сможет получить не менее четырех из шести заказанных кораблей проекта «Буревестник». Кроме того, в дополнение к ним будут строиться малые ракетные корабли проекта 22800. Таким образом, при всех имеющихся затруднениях и заметном смещении некоторых сроков, флот все же начнет эксплуатацию заметного количества новых кораблей, что положительным образом скажется на его общем состоянии и боевых возможностях.

Фрегаты Адмирал Григорович и Адмирал Макаров — сторожевые корабли проекта 11356

История строительства сторожевых кораблей в России имеет славные и прочные корни. Большая часть судов, стоявших на вооружении Советского ВМФ, представляли корабли именно этого класса. На плечи сторожевиков легли задачи по охране экономической морской зоны СССР и обороне прибрежных морских рубежей. Не менее ответственные функции и задачи стоят перед кораблями подобного класса и в наше время. Сторожевые корабли проекта 11356 остаются на сегодняшний день наиболее современным и боеспособными судами, которые сходят со стапелей отечественных судостроительных заводов. Теперь уже не сторожевики, а фрегаты проекта 11356 гордо несут Андреевский флаг на южных рубежах России и составляют значительную часть в ВМС других стран.

Новые фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» пополнили ряды Черноморского флота, значительно усилив своим появлением Черноморский флот. На завершающем этапе находится постройка четырех других кораблей этого типа, которые так же скоро займут свое место в боевом строю ЧФ России.

Появление фрегатов в отечественном флоте

В Советском Союзе, в отличие от флотов других стран основное тактическое ядро флотов составляли сторожевые корабли. Этот класс боевых судов является советским изобретением, несмотря на то, что на Западе корабли с аналогичными характеристиками давно относятся к классу фрегатов. С развалом СССР поменялась классификация боевых кораблей и в Российском ВМФ. В соответствии с новой военно-морской доктриной России все сторожевые корабли, старые и те, которые строились на отечественных судостроительных заводах, были переведены в класс фрегатов.

Для российского флота такая перемена не стала в новинку. По своим тактико-техническим характеристикам сторожевики полностью соответствовали боевым задачам, которые способен решать фрегат. Тем более что на российских верфях полным ходом шло строительство фрегатов по экспортным контрактам. Основным покупателем российских кораблей этого класса стали ВМС Индии. Начиная с 2000 года, было построено 6 фрегатов типа «Тальвар», которые вошли в состав индийского флота.

Читать еще:  Акцию устрашения России провели украинские летчики.

Именно индийский заказ стал той базовой платформой, благодаря которой удалось не только сохранить в рабочем состоянии всю отечественную судостроительную отрасль, но и получить опыт в строительстве кораблей данного класса для оснащения отечественных флотов. Российские конструкторы доработали базовый проект фрегатов типа «Тальвар», создав улучшенную версию боевых кораблей этого проекта. Фрегат «Адмирал Григорович» проекта 11356 был заложен на стапелях судостроительного завода «Янтарь» по занавес 2012 года. Головной корабль проекта положил начало новой серии отечественных фрегатов из 6 единиц, предназначенных для оснащения Черноморского флота.

Корабли проекта получили шифр «Буревестник». В западных странах новые российские фрегаты получили код «Krivak V».

История фрегатов проекта 11356

Описание истории возникновение проекта 11356 как всегда связана с тем, что успешный проект мог оказаться снова не удел. Еще в Советском Союзе шла ожесточенная борьба между специалистами и военными экспертами-сторонниками строительства сторожевиков нового поколения. По мнению военных моряков, новые корабли должны были стать универсальными боевыми единицами, способными решать самые разные боевые задачи. В этом ключе и шла разработка проектной документации. Существующая на тот момент концепция реализации сразу двух проектов, сторожевиков проекта 22350 и кораблей проекта 11356, оказалась ошибочной. Флот мог получить разнотипные корабли, обслуживание которые могло вызвать в дальнейшем определенные сложности и экономические трудности.

Современная военно-морская доктрина России опиралась на политику стандартизации, поэтому было принято решение продолжить работу над проектом 11356, который уже был освоен судостроительной отраслью. Здесь будет уместно напомнить, что новые фрегаты стали результатом глубокой модернизации сторожевиков типа «Буревестник», которые были построены большой серией в предыдущие годы.

Советские сторожевики проектов 1135 и 1135М оказались удачными кораблями. Именно «Буревестники» стали теми рабочими лошадками, на плечи которых легла вся основная работа по обороне морских рубежей нашей Родины. Всего было построено 28 судов этого класса, из которых 2 корабля, СКР «Пытливый» и СКР «Ладный» до сих пор остаются в составе действующего Черноморского флота. Российские конструкторы учли боевой опыт и практическую эксплуатацию кораблей проектов 1135 и 1135М и СКР проекта 11351. В результате кропотливой работы появился совершенно новый корабль.

Следует отметить, что новый проект был успешно реализован во время выполнения индийского контракта. Построенные на Балтийском заводе и на ССЗ «Янтарь» шесть фрегатов для Индии успешно прошли все этапы испытаний и продолжают успешно нести службу в составе индийских ВМС. Однако в отличие от экспортного варианта, российские корабли проекта 11356 должны будут получить совершенно иную начинку. Другими словами конструктив корабля тот же, а вот оснащение и системы вооружения на российских фрегатах будут кардинально отличаться от индийского проекта.

Реализация проекта 11356 в первую очередь направлена на строительство военных кораблей для Черноморского флота, состав которого остро нуждается в пополнении новыми боевыми единицами. Характеристики новых фрегатов полностью отвечают целям и задачам, которые стоят перед кораблями на черноморском театре.

Строительство фрегатов проекта 11356

Вся основная работа по разработке проекта легла на плечи СКБ. Базовым техническим материалом стала документация экспортного контракта 1135.6. Основная задача, поставленная перед конструкторами, заключалась в создании проекта оптимально адаптированного под мощности отечественных кораблестроителей. Требовалось как можно быстрее передать флоту новые корабли, способные повысить обороноспособность южных рубежей. Головной корабль серии «Адмирал Григорович» заложили в 2010 году, когда на верфях еще достраивался пятый фрегат для индийских ВМС. Далее с разницей в один год на мощностях калининградского судостроительного завода «Янтарь» были заложены еще четыре корабля: «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров», «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин», получившие названия в честь известных адмиралов Российского флота.

Головной корабль получил стремительный стальной корпус, имеющий удлиненный полубак. Носовая оконечность корабля и обводы подводной части корпуса имеют оптимальные параметры гидродинамики, повышающие мореходные качества корабля и остойчивость судна. Надстройка на фрегате разделена на три отдельных блока. Характерной чертой проекта является наличие на кораблях элементов конструкции, построенных по технологии «Стелс». Это было сделано для повышения скрытности корабля и повышения его защищенности от ударов ПКР и авиации.

Особое значение во время строительства придавали энергетической установке, которая должна была обеспечить кораблям большую дальность плавания и высокую скорость хода. Результатом проектных работ и последующего строительства стала установка комбинированной двухвальной газотурбинной установки типа COGAG. Двигательная установка состояла из двух маршевых газотурбинных двигателей ГТД, приводящих в движение два винта с фиксированным шагом. В дополнение корабль оснащался двумя форсированными двигателями, обеспечивающими быстрое увеличение скорости хода. Суммарная мощность двигательной установки корабля составляла 56 тыс. л.с, благодаря чему фрегат мог развивать скорость до 30 узлов. Систему энергообеспечения корабля обеспечивали четыре дизель-генератора суммарной мощностью 3200 кВт.

Дальность плавания корабля экономическим ходом (14 узлов) составляет 4500 км. При этом автономность фрегатов новой серии увеличена до 30 суток.

В отличие от кораблей предыдущих проектов на современных судах появилось новое вооружение и современная электронная начинка. Фрегаты имели не только взлетно-посадочную площадку для вертолета, но и были оборудованы ангаром для воздушного судна. Все корабли оснащались вертолетами Ка-27, выполнявшими роль воздушного разведчика. Боевое оснащение и средства управления кораблем рассчитаны на выполнение различных боевых задач, включая противодействие надводным кораблям противника, отражение атаки с воздуха, поиск и уничтожение субмарин.

Два первых корабля серии «адмиралы Григорович и Эссен» были заложены в соответствии с условиями и действием в рамках первой партии одного большого контракта. Третьим кораблем первой партии должен стать фрегат «Адмирал Макаров». Общая стоимость постройки фрегатов шести фрегатов проекта 11356 составляет 80 млрд. рублей. Следом за первой партией, состоящей из трех судов, начато строительство второй партии, в которую вошли фрегаты «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов». Последний корабль пока только представлен в рамках рабочего проекта и ожидает своей закладки.

Все корабли серии заложены, строились и были спущены на воду на мощностях завода «Янтарь». Корабли первой партии «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» успели получить полную комплектацию, и были своевременно введены строй. Некоторые задержки выпали на долю фрегата «Адмирал Макаров», который получил основную ГТД с опозданием. Последующие фрегаты ждут своей очереди на поставку двигательных установок. Прекращение поставок газотурбинных двигателей с Украины замедлили сроки ввода боевых судов в строй.

Вооружение российских фрегатов проекта 11356

Делая ставку на универсальность новых кораблей, Высшее военно-морское командование поставило перед конструкторами задачу оснастить корабль существующими на сегодняшний день видами вооружения.

Основное вооружение фрегатов нового проекта — это противокорабельные ракетные комплексы «Калибр». Пусковые установки имеют вертикальное расположение и могут быть использованы одновременно под ракеты обоих типов «Оникс» и Калибр». Пусковые установки создавались на базе экспортного варианта, ракетного комплекса Club-N. Ударный ракетный комплекс предназначается для уничтожения надводных кораблей и подлодок всех типов и классов, а так же для нанесения ударов по береговым объектам на тактическую глубину. На фрегатах «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» установлены ПКР «Калибр-НК», способные нанести огневое поражение по морским целям на расстоянии до 400 км. Ракета ЗМ-14 может быть переоснащена для стрельбы по сухопутным целям. Дальность стрельбы для ракет этой модификации составляет 2000-2500 км.

Аналогов ракетной системе Club-N среди зарубежных противокорабельных систем на данный момент не существует. Вся работа по наведению и предстартовой подготовке осуществляется в автоматическом режиме.

Традиционно корабли имеют артиллерийское вооружение. Новый артиллерийский комплекс АУ А-190 представлен автоматическим 100 мм орудием, способным эффективно вести огонь по воздушным, морским и сухопутным целям. Орудийный комплекс прошел успешные испытания на фрегатах, построенных для ВМС Индии. Эффективный огонь можно вести из орудия на расстояние до 20 км. Новая артустановка имеет облегченную конструкцию, которая специально создавалась для оснащения кораблей с небольшим водоизмещением.

Противолодочное вооружение кораблей составляют два спаренных торпедных аппарата, для пуска торпед калибром 533-мм. Пусковые установки системы «Club-N» могут быть использованы для пуска противолодочной модификации ракет «Калибр». В дополнение к ним фрегаты оснащены реактивными бомбометами РБУ-6000.

Для отражения воздушной атаки новые российские суда оснащены многоканальным ЗРК «Штиль-1». Это оружие способно обеспечить круговую оборону корабля от атак с воздуха. В качестве вспомогательного инструмента борьбы с низколетящими целями корабль оборудован ракетно-артиллерийским комплексом «Каштан». В комплект системы входят управляемые ракеты и два шестиствольных орудия АО-18К. Система способна эффективно вести борьбу с крылатыми ракетами и низколетящими малоразмерными целями.

Что касается электронной начинки фрегатов проекта 11356, то здесь были реализованы все самые новые наработки. Управление огнем осуществляется посредством СУО «Пума», способной обеспечить дальний поиск, захват цели и ее сопровождение. Система управления кораблем представлена новым комплексом «Требование-М», через который проходит вся поступающая с постов корабля информация. Автоматика полностью контролирует боевое применение оружия, исходя из оценки сложившейся ситуации и уровня вероятной опасности.

Управление всеми системами корабля и обслуживание основных механизмов и агрегатов осуществляет экипаж в составе 180 человек. Впервые на судах российского флота предусмотрено размещение подразделения морской пехоты в количестве 18 бойцов.

Эпилог

Новые российские фрегаты стали настоящей находкой для военно-морского командования. Корабли проекта 11356 своевременно поступили на вооружение Черноморского флота, значительно усилив боевую мощь и тактические возможности соединения наводных кораблей на южном фланге.

Обострившаяся ситуация на черноморском морском театре, непредсказуемость ситуации в Сирии, ставят перед новыми кораблями новые задачи. Мощные и скоростные корабли способны обеспечить контроль ситуации во всем Черноморском бассейне. Ударное вооружение, установленное на судах способно наносить тактические удары по целям, находящимся далеко за пределами зоны ответственности российских ВМС.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: