160 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект 11540 Ястреб: Ярослав Мудрый, Неустрашимый и Туман, описание, ТТХ и вооружение, особенности конструкции, создание и перспективы

Проект 11540 Ястреб: Ярослав Мудрый, Неустрашимый и Туман, описание, ТТХ и вооружение, особенности конструкции, создание и перспективы

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 11540 “ЯСТРЕБ”
PATROL SHIP OF THE PROJECT 11540 “YASTREB”

В 1981 году ВМФ разработал откорректированное тактико- техническое задание на проект 11540 (шифр “Ястреб”), главным конструктором нового корабля был назначен Н.А. Яковлевский, главным наблюдающим от ВМФ O.K. Коробков (ранее за проектом наблюдал В.Я. Корсуков).

Головной фрегат “Неустрашимый” построен на судостроительном заводе “Янтарь” в г. Калининграде в 1991 г., в состав ВМФ России окончательно вошел в 1993 г. Здесь же были заложены в 1991 г. (“Ярослав Мудрый”, ранее “Неприступный”) и 1993 г. (“Туман”) еще два корабля. По состоянию на 1988 г. “Неустрашимый” стоил 80 млн. руб.
Всего были закончены строительством и вступили в состав ВМФ России два корабля данного проекта из трёх заложенных на стапеле. Оба корабля на 2011 год входят в состав Балтийского флота.
Многоцелевой корабль пр.11540 “Неустрашимый” предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесение ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.
Ракетный сторожевой корабль (СКР) пр. 11540 «Ярослав Мудрый» – многоцелевой корабль, обеспечивающий оборону оперативного соединения кораблей от кораблей и подводных лодок противника. Его основные характеристики: водоизмещение – 4500 тонн, скорость – около 30 узлов, дальность хода – более 5000 миль.

На «Ярославе Мудром» установлены новые российские образцы тактического оружия – в частности, ракетные комплексы «Уран» и «Водопад-НК», ЗРК среднего и ближнего радиуса действия, РБУ-6000 и др. Радиоэлектронное вооружение корабля включает в себя РЛС обнаружения воздушных целей, навигационные РЛС, а также РЛС управления стрельбой ракетным и артиллерийским вооружением. В ангаре расположен палубный вертолёт Ка-27, несущий противолодочные торпеды, ракеты и глубинные бомбы. «Ярослав Мудрый», как и головной корабль серии «Неустрашимый», приводится в движение газотурбинной установкой. Но система газовыхлопа кормовых дизель-генераторов «Ярослава Мудрого» оборудована маслоуловителями, которые предотвращают загрязнение забортной воды, что отвечает современным экологическим требованиям.

Закладка этого сторожевика состоялась еще в 1991 году, но в 1994 году решением Правительства РФ его строительство при 75-процентной готовности было приостановлено, а возобновлено с корректировкой технического проекта только в 2002 году.


28.09.2012
Сторожевые корабли (СКР) Балтийского флота “Ярослав Мудрый” и “Неустрашимый” 28 сентября зашли в военную гавань г. Балтийска после выполнения задач в районах Северной Атлантики, Северного и Средиземного морей в составе объединенной межфлотской группировки ВМФ РФ.

13.02.2013
Сторожевой корабль БФ «Ярослав Мудрый» примет участие в военно-морском учении «ФРУКУС-2013», учение пройдет с 25 июня по 2 июля у берегов Франции с участием боевых кораблей России, США, Великобритании и Франции.

18.06.2013
Сторожевой корабль «Неустрашимый» Балтийского флота совершил заход в порт Виктория на Сейшелах. Во время стоянки в иностранном порту, которая продлится до 21 июня, российские моряки пополнят запасы воды и продовольствия. Запланированы также протокольные посещения командованием корабля местных городских властей.

05.07.2013
Сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» возвращается в Балтийск после выполнения задач в Средиземном море. СКР «Ярослав Мудрый» прибудет в главную военно-морскую базу БФ после выполнения задач в составе объединенной межфлотской группировки ВМФ России в Средиземном море.

06.07.2013
Отряд боевых кораблей Балтийского флота вернулся из дальнего похода. СКР «Ярослав Мудрый», танкер «Лена» и спасательный буксир «СБ-921» зашли в военную гавань г. Балтийска после выполнения задач по предназначению в районах Атлантического океана, Северного и Средиземного морей.

26.07.2013
Сторожевой корабль (СКР) “Ярослав Мудрый”, которым командует капитан 2 ранга Алексей Суглобов, 24 июля 2013 года отмечает 4-ю годовщину со дня поднятия Военно-морского флага.
С момента подъема на корабле Андреевского флага в 2009 году «Ярослав Мудрый» стал участником двух Международных военно-морских салонов в Санкт – Петербурге, принимал участие в международных военно-морских учениях «Фрукус-2012», пять раз выполнял задачи боевой службы в Средиземном море и Северной Атлантике, оставив за кормой более 100 тысяч морских миль.

01.10.2013
Сторожевой корабль (СКР) “Неустрашимый” Балтийского флота (БФ) завершил деловой заход в порт Ла-Валетта (Мальта) для пополнения запасов и отдыха экипажа.
За время трехдневной стоянки в иностранном порту сторожевой корабль БФ пополнил запасы воды и продовольствия, а его экипаж получил возможность отдохнуть на берегу. В порту Ла-Валетта состоялись протокольные посещения командованием похода городских и военных властей.
После выхода из мальтийского порта российский военный корабль продолжит выполнение задач по предназначению в Средиземном море.

11.10.2013
Сторожевой корабль “Неустрашимый” Балтийского флота завершил выполнение задач по предназначению в Средиземном море и взял курс на Балтийск. СКР “Неустрашимый” вышел из главной базы Балтфлота – Балтийска в марте 2013 года. В общей сложности за кормой осталось более 27 тысяч морских миль, совершены деловые заходы в порты Мальты, Омана и Дубая.

18.10.2013
Сторожевой корабль Балтийского флота “Неустрашимый” вернулся в Калининградскую область из похода в район Африканского рога и Средиземноморья, где обеспечивал безопасность гражданского судоходства, сообщил РИА Новости 17 октября представитель информационного отдела пресс-службы Западного военного округа по Балтийскому флоту.

Водоизмещение:
– полное 4350 т,
– стандартное 3590 т;
Длина 129,8 м,
Ширина 15,6 м, мОсадка 8,35 м.
Мощность ГТУ 2×20 000 л.с. (маршевые) и 2×37 000 л.с. (форсажные);
Скорость:
– полного хода 29 уз.,
– экономическая 18 уз.;
Дальность плавания 2900 миль.
Экипаж 210 человек, в том числе 35 офицеров.
ВООРУЖЕНИЕ:

4×8 ПУЗРК “Кинжал” (32 ЗУР),
6×1 ПУ ПЛРК “Водопад” (6 ракето-торпёд),
2 ЗРАК “Кортик” (32 ЗУР “Игла-М” и 3000 выстрелов),
1 х 100-мм АУ АК-100
2×6 30-мм АУ АК-630,
1×12 РБУ-6000,
Вертолет Ка-27

Сторожевые корабли проекта 11540

  • 2х4 — ПУ ПКРК 3К24 «Уран» [2] ;
  • 6х1 — ПУ ПЛРК УРПК-6 «Водопад-НК»;
  • 4х1 — ПУ ЗРК «Кинжал»;
  • 2х8 — ПУ ЗРАК 3М87 «Кортик».
  • 1×1 — 100-мм АУ АК-100;
  • 4×6 — 30-мм АУ АО–18К (в 2 модулях ЗРАК «Кортик»);
  • 2х10 — 55-мм гранатомёта ДП-65;
  • 2 — 12,7-мм пулемёта НСВТ-12,7 «Утёс».
  • 1х12 — 213-мм РБУ -6000 «Смерч-2»;
  • 16-20 мин заграждения.
  • РЛС МР-750 «Фрегат-М2»;
  • НРЛС МР-212 «Вайгач»;
  • ГАК МГК-365 «Звезда-М1»;
  • РЭБ МП-405, ПК-16 (2 ПУ), ПК-10 «Смелый» (8 ПУ);
  • БИУС «Трон-11540».
  • «Неустрашимый» (1988),
  • «Неприступный» (1990, с 1995 – «Ярослав Мудрый»),
  • «Туман» (не достроен).

Содержание

Общие сведения

Фрегаты (по изначальной классификации – сторожевые корабли 2 ранга) в российском флоте предназначены для осуществления поиска подводных лодок в составе разнородных поисково-ударных групп, обеспечения боевой устойчивости отрядов и групп кораблей и судов, в том числе конвоев. Кроме этого, фрегаты ВМФ, наряду с кораблями Федеральной пограничной службы, могут привлекаться для защиты биоресурсов и производственной деятельности в пределах экономической зоны и принадлежащего России континентального шельфа. В силу известных обстоятельств Россия после 1991 года переживает непрекращающийся кризис во всех сферах, включая военно-экономическую. В связи с этим при массовом выводе кораблей из боевого состава флота по техническому состоянию было почти полностью прекращено строительство и новых боевых единиц. Это привело к тому, что существующие количество фрегатов не обеспечивает решения даже самых насущных проблем. По своим оперативно-техническим качествам отечественные фрегаты на момент вступления в строй головных кораблей серий не уступали лучшим мировым образцам. Однако в настоящее время сроки постройки кораблей затягиваются настолько, что есть опасения, что они морально устареют за период строительства.

Именно такая судьба ожидала строящиеся на Прибалтийском судостроительном заводе сторожевые корабли проекта 11540. До 1991 года успели ввести в строй лишь головной «Неустрашимый», а два других корабля, уже доведённые до высокой степени готовности, были надолго законсервированы. Спустя более двух десятков лет ввели в строй и второй фрегат – «Ярослав Мудрый». Третий, «Туман», был в конце концов объявлен устаревшим ещё на стапеле и намечен к разделке на лом.

При соответствующем финансировании сохранившаяся к настоящему времени судостроительная промышленность России позволяет полностью обеспечить российский флот новыми фрегатами и строить их на экспорт. Подтверждают это строящиеся для ВМС Индии и ВМФ России фрегаты типов «Тальвар» и «Адмирал флота Советского Союза Горшков», при создании которых был использован опыт проектирования и службы сторожевых кораблей проекта 11540.

История создания

Предшественники

Предшественниками сторожевых кораблей проекта 11540 являются СКР проекта 1135 и 1135М (шифр «Буревестник»). Очень удачные в целом, эти корабли были спроектированы ещё в 1960-е годы и, по меркам 1980-х годов, начали устаревать. В новом проекте, при сохранении примерно тех же размерений, требовалось предусмотреть постоянное базирование противолодочного вертолёта, более новые типы оружия и, в перспективе – ударное вооружение наряду с противолодочным. При проектировании нового сторожевого корабля оказался крайне полезен также опыт создания Северным ПКБ на базе корпуса СКР проекта 1135 пограничного сторожевого корабля проекта 11351 (ПСКР типа «Менжинский») по заказу КГБ СССР.

Читать еще:  Самый мощный пневматический

Прежде пограничным войскам КГБ недоставало подходящих кораблей для контроля обширных морских акваторий — в первую очередь, 200-мильной экономической зоны на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. Именно для этих задач на базе уже освоенного промышленностью и флотом проекта 1135 в начале 1970-х годов разработали техпроект пограничного сторожевого корабля, получившего шифр 11351 «Нерей». Корпус, энергетическая установка, главные механизмы и оборудование корабля остались прежними по сравнению с базовым «Буревестником» проекта 1135. Главное противолодочное оружие — УРПК «Метель» — убрали, оставив, однако, реактивные бомбомёты и торпедные аппараты. В носовой части установили одну башню АК-100. За счет сэкономленного веса на корме удалось разместить взлётно-посадочную площадку и ангар для постоянного базирования вертолёта Ка-27ПС. Зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» остался только один, в носу. В кормовой части надстройки установили побортно по две автоматические 30-мм артустановки АК-630М. ГАС «Титан» и «Вега» заменили более простыми и компактными комплексами «Платина» и «Бронза», поскольку задачи поиска подводных лодок перед ПСКР не ставилось. Водоизмещение возросло на 300 т, но в итоге получился универсальный корабль со вполне сбалансированными характеристиками.

В дальнейшем подобную компоновку – с расположением вертолётной площадки и ангара в корме, а 100-мм артустановки АК-100 в носу полубачного корпуса – применили также при проектировании нового сторожевого корабля проекта 11540. Свой отпечаток на новый проект наложило также то, что его разрабатывало Зеленодольское ПКБ, до того занимавшееся малыми кораблями – такими, как МПК проекта 1124; опыт зеленодольских конструкторов позволил создать достаточно компактный и вместе с тем предельно насыщенный вооружением корабль.

Предпосылки к созданию

При всех достоинствах построенных массовыми сериями в 1960-е и 1970-е годы сторожевых кораблей и БПК 2 ранга, их вооружение и радиоэлектронное оборудование в 1980-е годы начало устаревать. Новые образцы вооружения и оборудования, хотя и устанавливались на уже построенные корабли при модернизациях, наиболее полно могли бы проявить свои возможности на специально спроектированных для них кораблях. Как правило, новые типы вооружения становились легче и компактнее, что позволило вместо чисто противолодочных или ракетных кораблей создать многофункциональные боевые единицы с универсальным вооружением. Базирование вертолёта на кораблях такого класса также превратилось из «роскоши» в насущную необходимость. Помимо новейших ракетных и артиллерийских комплексов, проектируемые сторожевые корабли должны были получить газотурбинные двигатели нового поколения – более мощные, долговечные и экономичные, чем на предшественниках. Большее, чем прежде, внимание предполагалось уделить снижению радиолокационной заметности нового сторожевого корабля.

Проектирование

В 1975-1977 годах в Зеленодольском ПКБ коллективом под руководством Главного конструктора Н. А. Яковлевского и при активном участии Главного наблюдающего ВМФ капитана 2 ранга В. Я. Корсукова был разработан технический проект газотурбинного противолодочного СКР проекта 1154 стандартным водоизмещением около 1600 тонн с ГАК «Звезда-1». После рассмотрения совместной комиссией ВМФ и МСП в ноябре 1977 года проект подвергся существенной корректировке. ВМФ посчитал необходимым ввести в состав вооружения корабля наиболее перспективные разработки, в результате проект 1154 обзавёлся 6 унифицированными однотрубными ПУ для стрельбы торпедами и ракето-торпедами «Водопад-НК», реактивным противолодочным комплексом (РПК) «Ливень», многоканальным ЗРК самообороны «Кинжал» и 76-мм одноорудийной автоматической артустановкой А-221.

Корректированный техпроект был выпущен в 1979 году. Вступление в строй головного корабля тогда планировалось на 1986 год. Полное водоизмещение достигло величины 2000 т. Газотурбинная ГЭУ, скомпонованная из маршевых и основных двигателей [3] , состояла из четырёх ГТД М70, обеспечивавших скорость полного хода 30 узлов. Расчётная дальность плавания 14-узловым ходом равнялась 3000 миль. Особенностью архитектуры корабля являлся большой подкильный обтекатель антенны ГАС, водоизмещение которого составляло около 7% от водоизмещения всего корпуса.

При дальнейшем совершенствовании проекта, вооружении его зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами ближнего рубежа (ЗКБР) «Кортик» и обеспечении постоянного базирования противолодочного вертолёта Ка-27 размерения СКР неизбежно возросли. Помимо прочего, заменили недостаточно мощную против надводных кораблей 76-мм артустановку на 100-мм комплекс АК-100, а также отказались от неудачного бомбомётного комплекса «Ливень». Корабль стандартным водоизмещением в 3040 тонн по комплексу характеристик уже мог стать полноценной заменой для СКР проекта 1135. Проекту присвоили новый номер – 11540 и шифр «Ястреб».

Десятилетний план военного кораблестроения «Основные направления развития ВМФ СССР на XI-XII пятилетки», утвержденный постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 1135-345 от 14 января 1981 года, включал в себя также пункт о серийном строительстве СКР проекта 11540 «Ястреб».

В октябре 1981 года, согласно приказа ГК ВМФ, в связи с изменением состава вооружения (добавлен противокорабельный ракетный комплекс «Уран») водоизмещение проектируемого корабля было разрешено увеличить до 3,5 тысяч тонн. В следующем году Зеленодольское ПКБ представило на рассмотрение ВМФ технический проект 11540 сторожевого корабля 2 ранга «Ястреб». Главным конструктором корабля остался Н. А. Яковлевский, главным наблюдающим от ВМФ был назначен специалист 1-го ЦНИИ МО капитан 2 ранга О. К. Коробков.

В 1982 году, с учётом опыта англо-аргентинского конфликта, выполнили новые корректировки проекта – совместным решением ВМФ и МСП от 9 апреля. Усовершенствования включали в себя замену лёгких сплавов в конструкции надстроек на сталь, а также ряд усовершенствований в части радиоэлектронного вооружения.

В 1986 году на судостроительном заводе «Янтарь» приступили к подготовке строительства, а в марте 1987 года головной корабль торжественно заложили на стапеле.

Постройка и испытания

Корабли нового проекта строились на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (город Калининград) – головном предприятии-строителе предшествующих СКР проекта 1135.

В СССР до 1991 года успели достроить только головной корабль — «Неустрашимый». Дальше начался всеобщий кризис. Калининградская область превратилась в отрезанный от России анклав, и снабжение завода сырьём, комплектующими и материалами стало баснословно дорогим. Многие контрагенты перешли в категорию «иностранцев». В условиях рыночной экономики Россия оказалась не в состоянии развивать военное судостроение, а у «Неустрашимого», как это часто случается с головными кораблями, выявились многочисленные проблемы, на решение которых катастрофически не хватало денег. Пытались найти выход, продав один из недостроенных «Ястребов» за границу, но потенциальные заказчики из Индии, Ирана и Китая не захотели брать на себя «головную боль» с недостаточно доведённым кораблём.

Постройку двух следующих кораблей серии в связи с прекращением финансирования пришлось приостановить при технической готовности соответственно 78% и 28% [4] . Корпуса кораблей законсервировали и поставили на прикол у заводской стенки. Несмотря на попытки достроить один из кораблей по экспортному проекту 11541 «Корсар», интерес к нему потенциальные заказчики так и не проявили, поэтому дело ограничилось лишь проектом и некоторыми подвижками в постройке. Только в 2003 году было решено достраивать второй корпус по корректированному техпроекту для российского флота. Из-за низкого уровня финансирования корабль, получивший новое имя «Ярослав Мудрый», ввели в строй только в мае 2009 года.

Третий в серии сторожевик «Туман», названный в честь легендарного корабля-героя Великой Отечественной войны на Северном флоте, начали строить на «Янтаре» в 1990 году, но в конце 1993 года из-за прекращения финансирования работы были остановлены на стапеле. Предположительно, законсервированный корпус был спущен на воду в 2005 или 2006 году, чтобы освободить стапель, и с тех пор отстаивается в заводском бассейне.

Этапы строительства и ввода в строй кораблей проекта 11540 отображены в таблице ниже.

Проект 11540 Ястреб: Ярослав Мудрый, Неустрашимый и Туман, описание, ТТХ и вооружение, особенности конструкции, создание и перспективы

Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») – сторожевые корабли (фрегаты)

Одним из немногих кораблей, введенных в последнее десятилетие в состав российского ВМФ, является сторожевой корабль «Неустрашимый», построенный на судостроительном заводе «Янтарь» в г. Калининград по проекту 11540 «Ястреб». Разработка проекта была начата ПКБ в г. Зеленоград в 1981 г., в качестве прототипа использован сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник». Сторожевые корабли этого типа предназначены для выполнения конвойных операций и несения дозорной службы, поиска, слежения и борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, отражения атак средств воздушного нападения противника. Технические возможности позволяют кораблям этого типа длительное время находиться в море и контролировать значительное воздушное и водное пространство.

Сторожевой корабль «Неустрашимый» – видео

Читать еще:  Военный билет, можно ли без него устроиться на работу, заменить паспорт, выехать за границу или взять кредит, как получить или восстановить, если потерял

Головной корабль серии 712 «Неустрашимый» был заложен 01.04.1986 г., спуск на воду состоялся 01.05.1988 г., из-за отсутствия финансирования корабль вступил в строй лишь 24.01.1993 г. Второй корабль, первоначально именовавшийся «Неприступный», а 30.08.1995 г. переименованный в «Ярослав Мудрый», был заложен 27.05.1988 г., спуск его на воду состоялся в июне 1990 г.
Сторожевики типа «Неустрашимый» представляют собой однотрубные двухмачтовые корабли с развитой надстройкой, занимающей более половины длины верхней палубы. Реализованные в кораблях архитектурно-компоновочные решения обеспечивают снижение уровней вторичного радиолокационного, теплового и электромагнитного полей.
Корпус выполнен с удлиненным полубаком и характерным сломом верхней палубы в носовой оконечности, улучшающим условия боевого использования 100-мм артустановки. Он изготовлен из стали, все соединения выполнены методом сварки. Водонепроницаемыми переборками корпус разделен на 13 отсеков (по другим данным — 12 отсеков), непотопляемость корабля обеспечивается при затоплении любых трех смежных отсеков. На всем протяжении корпуса имеется двойное дно. Междудонное пространство используется в качестве цистерн для топлива, масла и пресной воды. Система стабилизации включает бортовые рули и выдвижные рули успокоения качки. Выбранные обводы корпуса и соотношения главных размерений обеспечивают высокие мореходные качества корабля. Характеристики остойчивости не накладывают ограничения на его использование при неблагоприятных гидрометеорологических условиях.

Трехъярусная сплошная надстройка также выполнена из стали. Все жилые и служебные помещения, а также боевые посты подключены к системе кондиционирования воздуха. Корабль располагает необходимыми средствами, обеспечивающими его пожарозащищенность и живучесть. Имеются средства защиты от оружия массового поражения. Корпус и надстройка разделены на четыре цитадели, которые снабжены автономными фильтро-вентиляционными установками, поддерживающими внутри их избыточное давление воздуха. Обеспечению защищенности личного состава способствует также наличие сквозного закрытого прохода от носа до кормы.
На корабле использована двухвальная газотурбинная главная энергетическая установка, состоящая из маршевой части, включающей два газотурбинных двигателя М70, два двухскоростных редуктора и специальную редукторную приставку, а также из форсажной части, включающей два газотурбинных двигателя М90 и два форсажных односкоростных редуктора. Для обеспечения боевой живучести они разделены на две независимые энергетические группы левого и правого бортов, каждая из которых находится в двух автономных машинных отделениях. Упомянутая выше специальная редукторная приставка обеспечивает в случае необходимости работу любого маршевого агрегата на оба валопровода. В качестве движителей использованы два гребных винта фиксированного шага.

Главная энергетическая установка позволяет кораблю развивать наибольшую скорость хода 30 узлов. Дальность плавания ходом 16 узлов составляет 3500 миль. Автономность по запасам провизии оценивается в 30 суток.
Электроэнергетическая установка состоит из четырех электрогенераторов суммарной мощностью 3050 кВт. Генераторы вырабатывают трехфазный ток напряжением 380 В.
Состав вооружения «Неустрашимого» соответствует его многоцелевому назначению. Артиллерийское вооружение включает одноорудийную автоматическую 100-мм универсальную артустановку АК-100, размещенную на верхней палубе в носовой части корабля, и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» в составе двух боевых модулей с системами перезарядки ракет и командного модуля со станцией обнаружения целей. Комплекс «Кортик» поражает воздушные цели как зенитными управляемыми ракетами 9М311, так и огнем артустановок АК-630М. Дальность поражения составляет для ЗУР 1,5-8,0 км, для артустановок — 0,5-1,5 км. Досягаемость по высоте — от 5 до 4000 м.
Наряду с комплексом «Кортик», противовоздушную и противоракетную оборону обеспечивает многоканальный зенитный ракетный комплекс «Кинжал», в состав которого входят подпалубная пусковая установка из четырех пусковых модулей с восемью ракетами в каждом, а также система управления, позволяющая вести стрельбу одновременно по четырем целям, находящимся на высотах от 10 до 6000 м и на дальностях от 1,5 до 12 км.
Главное ударное оружие корабля — противокорабельный ракетный комплекс «Уран», в состав которого входят четыре 4-зарядные пусковые установки, размещенные на нижнем ярусе надстройки за дымовой трубой. Ракеты комплекса могут поражать надводные цели на дальностях от 5 до 130 км. Вместо комплекса «Уран» предусмотрена возможность установки ракетного комплекса «Яхонт» с двенадцатью противокорабельными ракетами или ракетного комплекса «Club-N» с шестнадцатью противокорабельными ракетами ЗМ-54Э или ЗМ-54Э1, которые имеют большую эффективность и дальность стрельбы до 300 км.

В состав противолодочного вооружения входит ракетный комплекс «Водопад» с корабельной системой управления стрельбой «Онега» и шестью стационарными однотрубными 533-мм торпедными пусковыми установками для стрельбы ракето-торпедами «Водопад-НК», 83-РН и 84-РН или торпедами 53-65К и СЭТ-65. Дальность поражения целей ракето-торпедами — от 5 до 35 км, торпедами — от 2 до 19 км.
Для поражения подводных лодок предназначена и 12-ствольная 213-мм реактивная бомбометная установка РБУ-6000, ведущая стрельбу глубинными бомбами весом 119,5кг (вес фугасной боевой части — 23,5 кг) на дальность 5,7 км. Глубина поражения цели составляет 500 м.
Данные противолодочному вооружению выдаются гидроакустическим комплексом «Звезда-1» с подкильной и буксируемой антеннами. Он обеспечивает:
• поиск и обнаружение подводных лодок;
• определение координат целей;
• опознавание и связь с подводными лодками;
• классификацию подводных целей;
• обнаружение торпед;
• выдачу координат цели в систему управления противолодочным оружием и БИУС.

Базирующийся на корабле вертолет Ка-27ПЛ предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок противника. Он может быть оборудован для выдачи противокорабельному ракетному комплексу «Уран» загоризонтного целеуказания на дальности до 200 км от корабля.
Своеобразными «мозговыми центрами» корабля являются боевые информационно-управляющие системы «Трон» и «Дипломат». Они объединяют все системы корабля в единый интегрированный комплекс, который осуществляет автоматизированное взаимодействие сил и средств в боевых действиях оборонительного и наступательного характера. Основные функции этих боевых информационно-управляющих систем:
• подготовка и ведение боевых действий при поиске, обнаружении и нанесении ударов по подводным лодкам, надводным кораблям и береговым целям;
• противовоздушная оборона;
• противоракетная оборона;
• навигационная безопасность плавания;
• управление вертолетом при выполнении боевых задач;
• управление и обеспечение борьбы за живучесть. Входящая в состав радиоэлектронного вооружения корабля РЛС «Фрегат МА» (МР-270) используется для освещения воздушной и надводной обстановки, обнаружения воздушных и надводных целей, выдачи целеуказания системам управления огневыми средствами. На корабле установлены также комплекс радиоэлектронной борьбы «Вымпел-Р2» и комплексы постановки пассивных помех ПК-2 и ПК-10.

Тактико-технические характеристики корабля «Неустрашимый»
Водоизмещение, т:
стандартное 3210
полное 4350

Главные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ) 131(123)
ширина наибольшая (по КВЛ) 15,6
осадка при полном водоизмещении 4,8

Главная энергетическая установка:
тип газотурбинная, с раздельной работой форсажных и маршевых двигателей
форсажных ГТД – суммарная мощность, л.с. 2х М90 — 40 000
маршевых ГТД — суммарная мощность, л. с. 2 х М70 — 17 000

Скорость хода наибольшая, узлов
30

Дальность плавания, мили:
ходом 16 узлов 4500
ходом 18 узлов 3000

Вооружение:
Комплекс противокорабельных ракет:
тип комплекса «Уран»
количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 4×4 (ТПК)
боекомплект 16 ПКР

Зенитный ракетный комплекс:
тип комплекса «Кинжал»
количество ПУ х направляющих для ЗУР (тип ПУ) 4×8 (ВПУ)
боекомплект 32 ЗУР 9М330

Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс:
тип комплекса «Кортик»(ЗР87Э)
количество боевых модулей 2
количество ПУ х направляющих для ЗУР 2×8
боекомплект 64 ЗУР 9М311
тип комплекса АК-630М
количество АУ х стволов – калибр 2×2 — 30-мм

Артиллерийский комплекс:
тип АУ АК-100
количество АУ х стволов 1×1
калибр, мм/длина ствола, калибров 100/60

Противолодочное:
тип ПЛРК «Водопад»
КСУС «Онега»
количество РТПУ х труб 6×1 – 533-мм
боекомплект 24 ПЛУР «Водопад-НК», 83-РН и 84-РН или торпеды 53-65К и СЭТ-65
тип РБУ РБУ-6000
количество РБУ х стволов – калибр 1 х 12 – 213-мм боекомплект 96 РГБ-60 или «Запад»

Авиационное:
тип вертолета Ка-27ПЛ
количество 1

Экипаж (в том числе офицеров), человек 210 (35)

Фото кораблей проекта 11540 «Ястреб»

Новые сторожевые корабли проекта 11540 Ярослав мудрый и Неустрашимый

В истории российского военно-морского флота одно из ведущих мест занимает боевая служба сторожевых кораблей. Этот тип военных кораблей считается самым массовым во флоте. Огромен и круг задач, которые выполняют корабли этого класса. Сторожевики всегда находились на передовых позициях, охраняя безопасность морских коммуникаций и морские рубежи нашей страны.

В Советском Союзе на повестке дня была военно-морская стратегия, предусматривающая активную оборону собственных морских рубежей. Для этой цели лучше всего подходили сторожевики, которые в основном использовались для обороны прибрежных акваторий. Для выполнения боевых задач кораблям не требовалась ни большая автономность плавания, ни мощное вооружение. Однако появление в море большого количества ударных соединений американского флота и кораблей стран НАТО, вынудило советское военно-морское командование искать новые технические средства борьбы. Ответом на усиление военно-морской мощи вероятного противника должны были стать сторожевые корабли проекта 11540.

Основные цели новых сторожевиков Ярослав мудрый и Неустрашимый

Новые сторожевики, которые планировалось передать в состав Балтийского флота, должны были стать самыми сильными и мощными кораблями на Балтийском морском театре. Основная цель, которая ставилась перед ними, заключалась в контроле акватории Балтийского моря. Не исключался выход сторожевиков на океанские просторы для обеспечения безопасности судоходства и перехвата судов противника на дальних рубежах.

Читать еще:  Русские в Сирии. Спецназ «Заслон»

Поставленные цели требовали увеличения размеров и водоизмещения боевых кораблей. Необходимо было создать сторожевой корабль, способный длительное время находиться в море и который бы обладал превосходящей огневой мощью. Суда предыдущего проекта 1135 наглядно продемонстрировали конструктивные особенности сторожевых кораблей нового типа, которые нужно было либо улучшить, либо модернизировать. Внесение в проект целого ряда технических новшеств и увеличение водоизмещения кораблей стали поводом перехода кораблей проекта 11540 в класс фрегатов.

Техническое задание на строительство новых сторожевиков поступило в 1981 году. Разработчиком проектной документации стало Зеленодольское ПКБ. На тот период судостроительные мощности Советского Союза позволяли строить в больших количествах военные корабли водоизмещением до 4 тыс. тонн. Сторожевой корабль нового проекта должен был строиться с учетом всех конструктивных особенностей и новшеств, которыми обладали однотипные суда в иностранных флотах. В качестве ориентира были выбраны американский фрегат типа «Оливер Перри» и немецкий корабль типа «Бремен». В окончательном виде проект 11540 получил шифр «Ястреб». Согласно классификации НАТО, новые сторожевики считались фрегатами, т.е. многоцелевыми боевыми кораблями большого радиуса действия.

Новые боевые единицы после вступления в строй должны были заменить на боевом дежурстве сторожевики проекта 1135. На плечи фрегатов типа «Ястреб» возлагались задачи поиска вражеских подлодок и их уничтожение. Наличие мощного противокорабельного вооружения и системы ПВО обеспечивало новым кораблям выполнение следующих задач:

  • осуществление охраны морских коммуникаций;
  • противолодочная оборона и дальнее патрулирование;
  • осуществление ударов по береговым объектам;
  • поддержка сухопутных войск во время проведения десантных операций.

Входя в состав оперативных соединений флота, фрегаты проекта 11540 должны были обеспечить охрану походного ордера от ударов кораблей и подлодок вероятного противника.

Особенности конструкции СКР проекта 1540

Сторожевой корабль, создаваемый еще советскими корабелами на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде стал логическим продолжением СКР проекта 1135, успешно несущих боевую службу на разных морских театрах. Новый корабль должен был стать универсальным боевым судном, способным выполнять одновременно и охранные и атакующие функции. Основная конструктивная особенность нового корабля — это применение в постройке судна материалов со слабой отражающей поверхностью.

Первый корабль типа «Ястреб» серии из трех судов заложили в 1987 году.

Для справки: первоначально планировалось, что суда подобного типа станут самыми массовыми в Советском военно-морском флоте. Планы предусматривали постройку 70 кораблей в течение 10 лет. Для этого должны использоваться мощности 7 судостроительных предприятий страны.

Корабль получил заводской номер 401 и спустя год, в мае 1988 года был спущен на воду. В течение последующих двух лет шла достройка корабля, включающая установку элементов вооружения и оснащение судна основными узлами и агрегатами. В декабре 1990 года новый сторожевик вступил в строй. Боевая служба корабля под именем «Неустрашимый» в составе Балтийского флота началась весной 1991 года.

Второй корабль серии с заводским номером 402 под именем «Неприступный» так и не успел вовремя вступить в строй. Заложенный в 1988 году, он был спущен на воду в 1990 году, однако из-за развала Советского Союза, дальнейшее строительство и доводка корабля затянулись на целых 19 лет. Только в 2009 году было окончательно закончено строительство, и корабль вступил в строй Балтийского флота, получив звучное имя Ярослав Мудрый.

Третий корабль, который имел название «Туман» заложили уже в 1993 году, однако недостаточное финансирование строительства привело к тому, что корабль так и не был достроен. В 2020 году было принято решение утилизировать недостроенный корпус судна.

Новые корабли типа «Ястреб» отличало увеличенное водоизмещение. В соответствии с проектной документацией фрегат должен был иметь штатное водоизмещение 3,5 тыс. тонн. СКР «Неустрашимый», спущенный на воду в 1990 году имел длину по ватерлинии 117 м. и ширину 14 м. По водоизмещению корабль соответствовал параметрам сторожевиков проекта 1135. Расходы на строительство нового фрегата составили 80 млн. рублей (цены на 1988 г.).

На судне впервые в советском флоте были применены новые технологии, которые были направлены на снижение уровня шума работающих винтов и на увеличение мореходных качеств корабля. Еще на стадии проектирования в проект вносились изменения, касающиеся силовой установки, видов и количества вооружения корабля, компоновки основных агрегатов. Основные изменения, вносимые в проект, привели к созданию кораблей модификации 11541 типа «Корсар», рассчитанных в качестве экспортного варианта.

Корпус корабля и силовая установка

Корпус головного корабля имел 12 отсеков и удлиненный полубак, был выполнен из стали. В конструкции корпуса на носу установлен бульб, в котором разместилась гидролокационная станция. Новшеством можно считать успокоители качки и установленные на боковых скулах дополнительные кили. Корабль был оборудован необходимыми устройствами и приспособлениями для проведения дозаправки и принятия грузов с судов обеспечения прямо в море.

Конструкция корпуса была создана таким образом, что при затоплении трех смежных отсеков корабль сохранял свою плавучесть и остойчивость.

Характерными отличительными внешними признаками кораблей типа «Ястреб» являлись две мачты и две дымовые трубы. Основные узлы управления и агрегаты жизнеобеспечения были сосредоточены в четыре отдельные цитадели. Верхние надстройки корабля, как было уже сказано ранее, имели специальный угол наклона 8-100, что заметно снизило отражающую способность корабля под воздействием радиолокационных волн.

Все сторожевики планировалось оснастить четырьмя газотурбинными двигателями. Два двигательных агрегата конструкции М-70 обеспечивали сторожевикам маршевую скорость, тогда как два других двигателя типа М-90, могли обеспечить движения корабля на формированном ходу. Главная энергетическая установка была разделена на две независимые друг от друга группы. Ближе к носовой части сторожевика размещались маршевые двигатели. Более мощные, высокоскоростные двигатели ставились ближе к корме корабля. Такая компоновка двигательной группы значительно повышала живучесть корабля, обеспечивая ему ход даже при критических повреждениях. Мощность маршевых двигателей составляла 37 тыс. л.с. С включенными двигателями форсажной группы, общая мощность энергетической установки достигала 55-57 тыс. л.с.

Работа энергетической установки обеспечивала кораблю экономичный ход со скоростью 18 узлов. При работающей форсажной группе корабль мог развивать максимальную скорость до 31 узла. Двигаясь экономичным ходом, новый сторожевик имел дальность плавания 3,5 тыс. миль. Судно могло беспрерывно находиться в море до 30 суток. Экипаж корабля по штату боевого расписания составлял 214 матросов и офицеров.

Вооружение сторожевых кораблей проекта 11540

Первоначально корабли проекта 11540 планировалось вооружать только противолодочным и артиллерийским вооружением. Первый корабль серии, фрегат «Неустрашимый» имел на вооружении только минно-артиллерийское вооружение, главным образом рассчитанное на борьбу с подлодками противника. Ракетно-противолодочный комплекс «Водопад» представлял собой систему способную вести огонь, как торпедами, так и противолодочными ракетами на дальности до 120 км. Противолодочная борьба должна была вестись с помощью РБУ-6000 «Смерч-2», многоствольного реактивного бомбомета.

В качестве вспомогательного вооружения на главной палубе в районе полубака устанавливалось 100 полуавтоматическое артиллерийское орудие АК-100. Для ведения дальней разведки корабли типа «Ястреб» имели в своем составе авиационную группу, которая состояла из вертолета Ка-27.

В дальнейшем, пытаясь увеличить боевые возможности сторожевиков и пытаясь превратить их в универсальные боевые корабли, Высшее военно-морское командование потребовало усилить вооружение судов. Второй корабль серии «Ярослав Мудрый», вступивший в строй уже в 2009 г, имел на вооружении противокорабельный ракетный комплекс «Уран». Фрегат теперь получил возможность успешно противостоять на море превосходящему противнику.

Ракетные контейнеры установили в средней части корпуса. Для этого потребовалось увеличить длину корпуса корабля. Все остальное вооружение корабля сохранилось прежнее. Увеличились возможности радиолокационного оборудования корабля и средства связи.

Современная жизнь сторожевиков проекта 11540

В нынешних условиях сторожевые корабли типа «Ястреб» представляют собой единичный случай. Вместо массового выпуска, флот увидел только два готовых корабля. Первенец серии СКР «Неустрашимый» сегодня стоит на ремонте. Введение в строй запланировано на конец 2020-начало 2020 года.

Второй корабль серии СКР 727 — «Ярослав Мудрый» — входит в состав Балтийского флота и находится на боевом посту.

Последующая постройка кораблей типа «Ястреб» признана нецелесообразной, ввиду появления новых технических и новаторских тенденций в развития флота. Сегодня делается ставка на строительство другого класса кораблей – корветов. Новые суда имеют меньшие размеры, однако по технической оснащенности и совершенству навигационного оборудования призваны решать больший круг боевых задач.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: