6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект 677, подводные лодки типа Лада: Великие Луки, Кронштадт и Санкт-Петербург, субмарины в составе морского флота

Содержание

Новая подлодка проекта 677 «Кронштадт» – бесшумное оружие ВМФ РФ

Фото: skeeze / pixabay

Большие атомные подводные лодки-ракетоносцы уже давно главенствуют в толще воды морей и мировых океанов. Но несмотря на это маленькие и юркие дизельные субмарины не теряют своей актуальности до сих пор за счет своей бесшумности, оставаясь одним из самых грозных видов подводного оружия любого флота. Новая дизельная подлодка проекта 677 «Кронштадт» сегодня сойдет со стапелей и будет спущена на воду на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге.

Проект 677 – относительно новый, эта серия российских дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) была разработана инженерами Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» в конце восьмидесятых годов прошлого века и головная лодка этого проекта «Лада» сейчас только на стадии опытной эксплуатации в рядах кораблей Северного флота.

Подлодка «Кронштадт» и следующая за ней субмарина под названием «Великие Луки» — это модернизированные версии «Лады». Основные технические характеристики и габариты новых лодок остались прежними: при длине в 70 метров и ширине в 7 лодка может погружаться на глубину до трехсот метров и развивать скорость до двадцати одного узла.

Спектр боевых задач субмарин класса «Лада» очень широк. Они могут уничтожать все типы подводных и надводных плавсредств: включая подлодки и корабли любых типов. Лодки проекта 677 очень эффективны при обороне наземных объектов военной инфраструктуры, портов и военно-морских баз. Естественно, что дизельные лодки незаменимы для скрытой разведки под водой.

Подводные корабли проекта 677 стали усовершенствованным продолжением лодок серии 877 «Палтус». Модернизированные «Лада», «Кронштадт» и «Великие Луки» превосходят своих предшественников по самому главному параметру ДЭПЛов – уровню бесшумности, чего удалось достичь за счет уменьшения размеров лодки класса 677, её оснащения новой менее шумной силовой электроустановкой на постоянных магнитах, а также благодаря технологии внешней маскировки на основе противогидролокационного покрытия «Молния» последнего поколения.

Минобороны РФ будет развивать проект 677. «Лада» уже плавает в составе Северного флота, «Кронштадт» присоединится к ней уже сегодня. Следующей субмариной этого класса будет подводный корабль «Великие Луки», который находится в высокой степени готовности. Российских флот дизель-электрических подводных лодок наращивает численность и остается грозным оружием Военно-морского флота на страже подводных рубежей Российской Федерации.

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Подводные лодки проекта 677

Содержание

История создания

Научно-исследовательские разработки больших, бесшумных и мощных дизель-электрических подводных лодок «Лада» (проект 677) ведутся Центральным конструкторским бюро морской техники ЦКБМТ«Рубин» под руководством главного конструктора Кормилицына Юрия Николаевича с 1987 года.

Проектирование

Разработка многоцелевой дизель-электрической подлодки (ДЭПЛ) была начата в 80-х годах. Планировалась, что новая субмарина должна была заменить устаревшие ДЭПЛ Проект 877 «Палтус» Балтийского и Черноморского флотов. Разработчики запланировали уменьшить шумность субмарины за счет использования нового противогидролокационного покрытия корпуса нового поколения «Молния» и обновленного гидроакустического комплекса.

В 1990 году технический проект «Лада» был представлен Военно-Промышленной комиссии, но получил отказ в финансировании. В 1993 году проект был вторично представлен комиссии, но отправился на корректировку. Окончательная версия новой ДЭПЛ была утверждена лишь в 1997 году. При разработке субмарины конструкторами было отработано около 200 опытно-конструкторских решений.

Тогда же конструкторы столкнулись с очередной сложностью. Гидроакустический комплекс (ГАК), разработанный НИИ «Океанприбор», не мог быть размещен на субмарине из-за своих массово-габаритных характеристик. Гендиректор ЦКБМТ«Рубин» в судебном порядке настоял на передаче реализации ГАК московскому ПО «Волна». В 2005 году основным разработчиком ГАК стало НПО «Электроприбор».

Постройка и испытание

Головная субмарина серии Б-585 «Санкт-Петербург» и проект Б-677 «Амур» были заложены на судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи» в конце 1997 года. За 3 года с момента закладки на постройку субмарины «Санкт-Петербург» было израсходовано 263 миллиона рублей бюджетных средств. Первая субмарина сошла со стапелей осенью 2004 года. Год спустя Б-585 «Санкт-Петербург» впервые вышел в море и совершил погружение. До середины 2008 года субмарина проходила ходовые испытания. После окончательных заводских доработок различных узлов и комплексов, весной 2010 года подлодка была сдана и принята в состав флота ВМФ России.

Первоначально планировалось, что будет построено 8 субмарин подобного типа. Но после не слишком удачных испытаний эксплуатационных характеристик первой субмарины – и возникшими проблемами с силовыми агрегатами и акустическим комплексом по госпрограмме вооружений, утвержденной в 2006 году, это число было сокращено до 6. Однако в конце 2011 года появились сообщения о заморозке строительства. По словам гендиректора ЦКБМТ«Рубин» А. Дьячкова, было решено модернизировать субмарины по разрабатываемому проекту 677Д, который предусматривал установку анаэробной СЭУ.

В 2013 году было объявлено, что строительство 2 заложенных субмарин будет закончено, причем подлодки будут оборудоваться обычными энергетическими установками. В 2018 году была спущена на воду подлодка Б-586 «Кронштадт». Тогда же третья по счету субмарина серии получила новое название Б-587 «Великие Луки», ее принятие в строй запланировано на 2021 год. В 2019 году было заявлено о постройке еще двух субмарин серии 677.

Описание конструкции

Основное отличие от предыдущих моделей подлодок «Варшавянка» и «Палтус» – полуторакорпусная конструкция. Размеры ПЛ проекта 677 значительно меньше, что соответственно снизило их водоизмещение (надводное – 1765 т, подводное – 2650 т). Благодаря снижению шумности вероятность обнаружения субмарины противником невелика. Предельная глубина погружения – 300 м.

Корпус

Подлодка произведена по полуторакорпусной схеме. Прочный корпус произведен из высокопрочной судостроительной стали АБ-2 разработанной ЦНИ «Прометей». Нос и корма имеют сферическую форму, остальная часть корпуса имеет практически одинаковый диаметр на всем своем протяжении.

Легкий корпус субмарины обладает обтекаемыми очертаниями, придающими подлодке отличные гидродинамические характеристики. Противогидроакустическое покрытие «Молния» легкого корпуса имеет 7-8 слоев толщиной 40 мм, обеспечивая малый уровень шумности, по сравнению с зарубежными аналогами: немецким Проектом 212, и франко-испанским проектом «Скорпен».

Подводная лодка разделена на 5 отсеков:
1-й — торпедный отсек, здесь же расположена главная антенна гидроакустической системы;
2-й — командный пункт;
3-й — жилой отсек и медицинский блок;
4-й — дизель-генераторные двигатели;
5-й — главный электродвигатель.

Энергетическая установка

СЭУ субмарин серии 677 состоит из:

  • Рабочего электродвигателя СЭД-1 производительностью в 4100 л. с.;
  • Двух дизель-генераторных двигателей28ДГ мощностью по 1000 кВт;
  • Генераторного V-образного мотора Д-49;
  • Двух выносных колонок РДК-35 с электромоторами ПГ-102М производительностью в 140 л. с.

Следующие субмарины серии 677 планируется оборудовать анаэробной СЭУ, разработкой которой занимается ЦКБ «Рубин».

Дополнительное оборудование

Автоматический спасательный комплекс КСУ-600Н-4, выпускающий спасательные плоты ПСНЛ-20M, располагающиеся возле ограждения выдвижных устройств.

Читать еще:  КА-26 вертолет, ТТХ, описание и история создания, двигатели и кабина, взлет, посадка и управление полетом, модификации конструкции

Экипаж и обитаемость

Численность экипажа — до 35 человек. Автономность плавания — до 45 суток. Все жилые помещения размещены в 3-м отсеке. Личный состав размещается на отдельных спальных местах в двухместных каютах. У командира подлодки одноместная каюта.

Прием пищи осуществляется в кают-компании и буфетной. Запасы провизии размещаются в кладовых (обычных и охлаждаемых). Оборудование камбуза, имеющее уменьшенные габариты и низкое потребление энергии, позволяет быстро обеспечить подводников пищей.

Питьевая вода хранится в стальных цистернах. Восполнение запасов воды производится при помощи опреснительной установки, использующей вырабатываемое дизельными моторами тепло. Запаса воды хватает для потребления, приготовления еды и использования в санитарных целях.

Вооружение

Основу вооружения подлодок серии 677 составляют шесть 533-миллиметровых торпедных аппарата «Мурена», которые располагаются в 1-м отсеке. Два ТА (Торпедный апарат) верхнего яруса предназначены для использования управляемых ракет. Полный боезапас — до 18 торпед или ракет. Вместо них могут быть загружены морские мины для скрытых постановок (до 44 мин ДМ-1).

Ракетное вооружение

Крылатые ракеты П-800 «Оникс» для поражения надводных целей. Дальность — до 600 км, скорость полета у поверхности — до 2 М, дальность обнаружения цели — до 50 км.

По сообщениям прессы, подлодки «Проекта 677» могут быть носителями крылатых ракет КР «Калибр», способных уничтожать надводные и наземные целей. Дальность — до 375 км по морским целям и до 2600 — по наземным. Скорость полета — до 2,5 М.

Торпедное вооружение

Торпеды УСЭТ-80К. Дальность — до 18 км, скорость полета — до 45 узлов, максимальная глубина поражения цели — до 1 км. Торпеды (скоростные подводные ракеты-торпеды) РТ «Шквал» и ПКР „Бирюза“ (Club-S). Радиус поражения цели — до 13 км, маршевая скорость — до 375 км/ч.

Зенитное вооружение

В качестве средства противоздушной обороны используются ПЗРК «Игла-1М» или ПЗРК «Верба» (6 штук).

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

На субмарине установлено более 130 образцов новаторского для отечественной промышленности корабельного и радиолокационного оборудования. Обработка входящих данных, целераспределение и осуществление боевых и навигационных расчетов производится БИУС «Литий», которая интегрирована с системой космической разведки «Лиана».

На субмарины устанавливается ГАК «Лира», состоящий из шумопеленгаторной антенны Л-01, вспомогательных антенн, станции с буксируемой антенной, активной станции для поиска мин, измерения дистанции и подводной связи.

В надводном положении применяется радиолокационная система КРМ-66 «Кодак» разработка — «Гранит-Электрон». РЛС полностью контролирует воздушную и надводную ситуацию. Активный канал РЛС обладает повышенной скрытностью излучения для предотвращения обнаружения. Радиосвязь обеспечивается автоматизированным корабельным комплексом «Дистанция», включающим в себя выпускную подводную антенну К-697 длиной до 20 метров.

Навигационный комплекс — «Аппассионата» инерциального типа, комплекс интегрирован с системами спутниковой связи GPS/ГЛОНАСС. Перископный комплекс — «Парус-98» (командирский и универсальный перископы).

Экспортные модификации

«Амур-950»- Согласно проекту имеет 4 торпедных аппарата, вертикальные шахты для пуска 10 ракет одним залпом. Длина — 56,8 м., ширина — 5,65 м. Состав команды — 19 чел. Предельная глубина погружения — 300 м. Развивает подводную скорость до 20 узлов.

«Амур-1650» — Отличается от «Лад», заказанных для ВМФ РФ, наличием чувствительного гидроакустического комплекса с антенной, обнаруживающего даже малошумные объекты. Субмарина способна выпускать по целям залпы из 6 ракет.

Крадущийся охотник: почему подлодки «Лада» считают лучшими в мире

Высокая точность попаданий и разрушительная мощь этого оружия, продемонстрированная в ходе контртеррористической операции в Сирийской Арабской Республике, сочетается с предельно низким уровнем гидроакустического поля и высокими дальностями обнаружения бортовых сенсоров корабля-носителя. Все это позволяет образно характеризовать дизель-электрическую подводную лодку «Кронштадт» как бесшумного подводного охотника.

Лучшая подлодка современности

Проект 677 разработан под руководством генерального конструктора Юрия Кормилицина, кто ранее вел на «Рубине» направление неатомных подводных лодок и отвечал за проекты 641Б, 877, 636 и другие. «Лада» — квинтэссенция инженерной мысли и таланта Юрия Николаевича. По совокупности характеристик она является лучшей неатомной субмариной современности, настоящей королевой морских просторов. Яркий алмаз в ее короне — мощнейший гидроакустический комплекс «Лира» разработки ЦНИИ «Электроприбор».

Этот комплекс с квазиконформной шумопеленгаторной антенной большой площади и буксируемой гидроакустической антенной по своему техническому уровню значительно превосходит серийные ГАК семейства «Рубикон», включая вершину его развития, МГК-400ЭМ, что до сих пор устанавливается на находящиеся в стадии строительства субмарины проекта 636.

Кроме того, подлодка получила первую цифровую интегрированную систему, построенную с применением современных сетевых технологий повышенной надежности «Литий», первый отечественный инерциальный навигационный комплекс для НАПЛ «Апассионата», первый высокоавтоматизированный миниатюрный комплекс связи «Дистанция», перископный комплекс «Парус-98» непроникающего типа, дизель-генераторы постоянного тока, систему азотного пожаротушения. Уровень шумности подлодки, по разным оценкам, примерно на 50% ниже, чем у подлодок проекта 877.

Коэффициент обновления оборудования в подлодке, заложенный при ее проектировании, достигает 70%.

Вместе с тем «Лада» компактнее: при аналогичном составе вооружения (шесть торпедных аппаратов с боезапасом 18 торпед и ракет) стандартное водоизмещения снижено с 2350 (цифра для проекта 636.3) до 1765 тонн. Численность экипажа за счет автоматизации сокращена с 52 до 35 человек. Более мощная и технически совершенная гидроакустика вкупе с меньшими размерами лодки предопределила результат опытной эксплуатации «Санкт-Петербурга» в составе Северного флота.

При этом лодка хорошо действовала не только против условного противника. В одном из походов она, оставаясь незамеченной, обнаружила следящую за нашими кораблями субмарину типа Virginia и скрытно следовала за ней в течение нескольких часов.

Стоявший у истоков создания русского подводного флота адмирал Эдуард Николаевич Щенснович в 1914 году писал: «Я пришел к убеждению, что мы умеем владеть подводными лодками всех имеемых у нас типов, что лодки составляют могущественное оружие в руках наших офицеров и команд, но что следует значительно увеличить число имеемых лодок». Замечательные слова, которые в сегодняшней обстановке напрямую относятся к подводным лодкам типа «Лада».

Крадущийся охотник

Как показали длительные морские испытания головного корабля проекта, ДЭПЛ Б-585 «Санкт-Петербург», продолжающиеся с момента подъема военно-морского флага в 2010 году, субмарины данного типа прекрасно подходят для действий как в условиях интенсивного судоходства в стесненных водах Балтики, так и на просторах Баренцева и Белого морей с выходом в Северную Атлантику.

Совместные походы с субмаринами предыдущих поколений проектов 877 и 636 (отнесенных классификаторами из Североатлантического блока к типу «Kilo») продемонстрировали значительное превосходство «Лады» в дальности обнаружения подводных и надводных целей. Что в дуэльной ситуации давало ей возможность скрытно занять выгодную позицию и первой произвести пуск ракет и торпед по условному противнику.

Коль скоро «Кронштадт» достраивался по скорректированному проекту, с устранением выявленных в море недостатков головного корпуса, он представляет собой еще более совершенный боевой корабль. В плане доработок базового проекта особо отметим улучшенные систему управления корабельными техническими средствами и навигационный комплекс. Внедрена современная электроника, управляющая этими и другими системами и механизмами корабля. Откорректированы жилой отсек, где располагается экипаж, кают-компания и камбуз. Доработаны выдвижные устройства, амортизаторы линии вала. Главный гребной электродвигатель СЭД-1 разработки НИИ ЭФА заменен на более совершенный от АО «Электросила». Он также выполнен на постоянных магнитах, по типу германского Siemens Permasyn.

Выступая на церемонии спуска, главный советник президента Объединенной судостроительной корпорации Виктор Чирков напомнил, что за низкий уровень шума подводную лодку предшествующего 877-го проекта западные военные прозвали «Черной дырой». Испытания же «Санкт-Петербурга» показали: его шумность в несколько (согласно расчетам конструкторов, в четыре-пять) раз меньше, чем у представителей предыдущего поколения. С учетом возросшей скрытности «Лады», «которую противник не видит и не слышит», нашу субмарину можно назвать «Невидимкой», продолжил он.

Читать еще:  Судаев Алексей Иванович

«Новая подводная лодка дает возможность шагнуть вперед и выполнить указы президента по строительству нового современного подводного флота России», — резюмировал Виктор Викторович.

Напомним, в период с 2012 по 2016 год Чирков занимал должность главнокомандующего ВМФ РФ. По его указанию от 2013 года строительство «Кронштадта», заложенного летом 2005-го, но «замороженного» пять лет спустя, было возобновлено.

«Задержка в строительстве позволила нам максимально учесть на этом корабле опыт строительства и эксплуатации подводной лодки «Санкт-Петербург», — пояснил генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков. — По всем показателям она превосходит своего предшественника, лодки 636-го проекта».

Вместе с разработчиком проекта, АО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», завод-строитель отстаивал «Ладу» в трудные для нее годы, когда возникали проблемы с поиском и устранением недочетов на головном корпусе.

«Значимость сегодняшнего события трудно переоценить: корабль, заложенный в 2005 году, спускается в 2018-м. Он перенес и остановки в строительстве, и приостановление финансирования, но тем не менее спуск сегодня состоится», — сказал на церемонии руководитель «Адмиралтейских верфей».

Показательно, что спуск ДЭПЛ «Кронштадт» происходит в условиях масштабной реконструкции стапельно-сдаточного цеха, которая проводится в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса на период 2011-2020 годов».

По завершении реконструкции на предприятии будет создан современный специализированный комплекс замкнутого цикла по строительству неатомных подводных лодок, который оптимизирует производственный процесс. Работы в рамках реконструкции ведутся без остановки действующего производства и не влияют на сроки исполнения контрактов.

Династия номер 677

Заводчане уверены, что «Кронштадт» подтвердит заложенные в него характеристики на морских испытаниях, которые планируется провести в следующем году. Тогда же руководство «Адмиралтейских верфей» рассчитывает подписать контракты на четвертую и пятую подлодки данного типа. А пока на заводе идет работа над завершением третьего корпуса, ДЭПЛ «Великие Луки». Ее планируется сдать в 2021 году.

«Вся истории «Адмиралтейских верфей», начиная с эпохи Петра Великого, свидетельствует о том, что предприятие умеет строить уникальные корабли. И сегодняшний спуск — наглядное тому подтверждение. Для российских моряков большая честь служить на таких современных подводных лодках», — сообщил заместитель начальника управления кораблестроения Главного командования ВМФ России капитан 1-го ранга Михаил Краснопеев.

Со своей стороны генеральный директор «Рубина» Игорь Вильнит пояснил: «По всем техническим параметрам «Кронштадт» превосходит предыдущие корабли. К тому же, мы учли все необходимые доработки, что надо было сделать на головном корпусе. «Кронштадт» получил большую часть серийного оборудования, которое прошло все испытания и соответствует заявленным характеристикам».

После спуска на воду, проверки всех систем и механизмов начнутся «морские испытания, сначала швартовные всех систем, устройств, затем выход в море». Если все пройдет удачно, сдача флоту нового корабля может состояться уже в следующем году.

Дождались: подлодка «Санкт-Петербург» войдет в боевой состав ВМФ после девяти лет опытной эксплуатации

До конца 2019 года ВМФ РФ пополнится новой дизель-электрической подводной лодкой (ДЭПЛ). Информацию об этом со ссылкой на слова президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова опубликовали российские СМИ на этой неделе.

В упомянутой новости нет ничего удивительного, если не обращать внимания на название субмарины, о которой идет речь. Но поскольку в сообщении упоминается конкретно Б-585 «Санкт-Петербург» — головная ДЭПЛ проекта 677 (шифр «Лада»), — то пройти мимо грядущего в 2019-м события Федеральное агентство новостей просто не в праве.

Почему? Потому что ввод в боевой состав флота головной «Лады» будет означать для создателей российских ДЭПЛ конец целой эпохи. По сути, для многих отечественных кораблестроителей это станет завершением тех самых «лихих» 1990-х и открытием весьма многообещающих перспектив реализации изделий ОПК России за рубежом. Дождались!

Вот чем будет являться завершение опытной эксплуатации «Санкт-Петербурга», ожидавшееся еще с 2010 года.

Подводный долгострой

История проекта 677 (шифр «Лада») началась еще в 1987 году, когда возникла идея постепенно заменить имеющийся в составе ВМФ СССР разномастный «букет» ДЭПЛ разных проектов подлодками одного, но зато нового проекта. Первоначально предполагалось, что «Лада» должна стать своего рода «эконом-вариантом» проекта 877 (шифр «Палтус»). То есть быть более компактной и дешевой, чем «восемьсот семьдесят седьмая», что позволило бы строить «Лады» в больших количествах, чем «Палтусы».

Однако комиссия Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам отказалась финансировать разработку «подводного ширпотреба», после чего концепция ДЭПЛ проекта 677 заметно изменилась. Теперь «Лада» виделась генеральному конструктору ЦКБ МТ «Рубин» Юрию Кормилицыну, поддержанному главкомом ВМФ Владимиром Чернавиным, все так же меньшей по размерам, чем «Палтус», но куда более технически продвинутой.

Снижение, по сравнению с «Палтусом», надводного водоизмещения почти в 1,3 раза! Высокая степень автоматизации, позволяющая заметно сократить экипаж! Полуторакорпусная схема вместо двухкорпусной для снижения уровня шума! Всережимный главный гребной электродвигатель на постоянных магнитах! В перспективе — оснащение воздухонезависимой энергетической установкой! Противогидролокационное покрытие нового поколения «Молния»! Кормовое крестообразное оперение! Перенос передних горизонтальных рулей на ограждение для снижения помех работе гидроакустического комплекса (ГАК)! Установка виброактивного оборудования на виброизоляторы типа «ВИ»! Вооружение не только торпедами и морскими минами, но и противокорабельными ракетами! Средства обнаружения целей, целеуказания торпедам и ракетам — на полную дальность.

В целом, коэффициент новизны «Лады» как инженерного сооружения должен был составить порядка 0,7. Все это должны были превратить «Ладу» в сверхсовременного, компактного, неуловимого и универсального «морского охотника». Если предыдущие «рубиновские» ДЭПЛ проекта 877 за уровень шума более низкий, чем естественные шумовой фон океана, на Западе мрачно называли «черной дырой», то «Лада» должна была стать минимум на 50% тише, чем «Палтус».

Желание получить неатомную суперсубмарину у нашего Флота оказалось столь велико, что проектирование «Лады» продолжалось даже после распада СССР. Правда, с учетом тяжелой экономической ситуации в стране, а также большого количества внедряемых в проект новинок, рождение облика новейшей ДЭПЛ давалось ЦКБ МТ «Рубин» очень непросто. Достаточно сказать, что техпроект «Лады» был утвержден лишь со второй попытки.

Мало того — при создании ДЭПЛ проекта 677 было отработано порядка 200 ОКР, из которых 130 смогли «прописаться» на борту субмарины. Одновременно с базовым проектом 677 был спроектирован и его экспортный вариант, получивший шифр «Амур-1650».

Головная ДЭПЛ проекта 677 (шифр «Лада»), получившая название Б-585 «Санкт-Петербург», под строительным номером 01570 была заложена на АО «Адмиралтейские верфи» 26 декабря 1997 года — более двадцати лет назад. Трудности с проектированием плавно перетекли в трудности с постройкой лодки, так что головную «Ладу» удалось спустить на воду лишь через 7 лет — 28 октября 2004-го.

Для сравнения укажем, что в советское время промежуток между закладкой и спуском на воду ДЭПЛ проекта 877 занимал всего 6–7 месяцев. В современной России для дальнейшего развития проекта 877 — ДЭПЛ проекта 636.3 (шифр «Варшавянка») — тот же временной промежуток составляет от одного года до трех лет.

Но самое страшное началось после спуска «Санкт-Петербурга» на воду. Ценой стремления к максимальной новизне конструкции стало большое количество претензий к головной «Ладе».

Читать еще:  ФСО России — федеральная служба охраны, Академия, войска и структура, директор и руководство, полковники и генералы, требования и стандарты

Такая «Лада» не нужна?

Создание мощного ГАК «Лира» для «Лады» на начальном этапе было поручено НИИ «Океанприбор», но предложенный ими проект ГАК Юрия Кормилицына не устроил. После этого гендиректор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Спасский добился решения о передаче разработки ГАК самому «Рубину», а точнее субподрядчику — специализирующемуся на радиоэлектронике московскому ПО «Волна».

Компьютерное моделирование «Лиры» москвичам вполне удалось, а вот со своевременной трансформацией этого моделирования в работающее «железо» у сотрудников ПО «Волна» дело как-то не задалось. В итоге, когда «Санкт-Петербург» был уже готов выйти на ходовые испытания, внезапно выяснилось, что на месте аппаратуры «Лиры» в отсеках красуются пустые стойки. Это при том, что на разработку ГАК для «Лады» было потрачено потрачено 1,3 млрд рублей!

Испытывать абсолютно «глухую» в подводном положении лодку было бы запредельным авантюризмом. Что же делать. А вот что.

Для «Санкт-Петербурга» в авральном режиме отыскали нескольких специалистов. Эти флотские «зубры» за кратчайшее время совершили настоящий трудовой подвиг — воспользовавшись установленной на лодке антенной активного миноискания, на ее основе (то есть буквально на коленке) собрали вполне функционирующую ГАС-БП — гидроакустическую станцию безопасности плавания. С ней-то, а не с «Лирой», «Санкт-Петербург» и ушел от причала.

«Лиру» же явно предстояло еще «допиливать и допиливать», и этот процесс, по мнению сторонних наблюдателей, на определенном этапе даже перешел в формат «попила» бюджетных средств…

Весьма проблемным оказался и всережимный главный гребной электродвигатель на постоянных магнитах СЭД-1: он развивал лишь 60% мощности. Боевая информационно-управляющая система «Литий» не обеспечивала интеграцию различных компонентов радиоэлектронного вооружения корабля. Телеуправляемая электрическая универсальная самонаводящаяся торпеда ТЭ-2, которой предполагалось вооружить головную «Ладу», по мнению ряда специалистов, не отвечала требованиям, предъявляемым к подобному оружию, а также уступала по своим техническим характеристикам иностранным аналогам. Нарекания вызывали и размеры отсеков «Санкт-Петербурга». Многим отсеки головной «Лады» казались слишком тесными и не обеспечивающими удобства обслуживания экипажем корабельных систем.

При этом стоимость разработки и постройки головной «Лады» стала вплотную подбираться к стоимости разработки и постройки атомной подводной лодки. Допустить, чтобы эта гигантская сумма безрезультатно «вылетела в трубу», ни ВМФ, ни ОПК не мог. Поэтому доделка и переделка «Санкт-Петербурга» шли в перманентном режиме параллельно с ходовыми испытаниями, что, конечно, сокращению сроков последних никак не способствовало.

Только в декабре 2005 года «Санкт-Петербург» завершил первый этап ходовых испытаний. Принятие лодки на вооружение планировалось сначала в 2006 году, но по объективным причинам сдвинулось на декабрь 2007 года, а затем и вовсе «съехало» на май 2010-го.

В качестве комментариев к этой эпопее стоит вспомнить высказывания бывшего начальника комиссии Государственной приемки кораблей ВМФ контр-адмирала Дмитрия Островского, касательно головной «Лады» объявившего:

«Объективно были ошибки на этапе проектирования. На этапе швартовых и заводских испытаний было выявлено много недостатков в системе энергодвижения, сложной системе вооружения и ВТ нового поколения».

Впрочем, это не помешало тому же Островскому позже заявить:

«Надо продолжать ЗХИ (заводские и ходовые испытания. — Прим. ФАН), принимать корабль на госиспытания со всеми проблемами, которые существуют уже и будут еще определены в ходе госиспытаний».

Самое любопытное, что к тому моменту, когда были выявлены все «косяки» головной «Лады», на «Адмиралтейских верфях» уже успели заложить еще две ДЭПЛ проекта 677: Б-586 «Кронштадт» и Б-587 «Севастополь», позже переименованную в «Великие Луки». Мало того, Флот рассчитывал получить не менее 20 ДЭПЛ проекта 677. Но после затяжных испытаний «Санкт-Петербурга» флотский энтузиазм в отношении «Лад» значительно снизился.

А в феврале 2012 года в СМИ проскользнула информация, чтофлот вообще отказывается от ДЭПЛ проекта 677. Главком ВМФ России Владимир Высоцкий раздраженно рубил с плеча:

«Заявленные технические характеристики подводных лодок проекта 677 не подтверждаются на испытаниях головной подлодки «Санкт-Петербург»… В существующем виде «Лада» ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые «мозги» с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у нее («Лады». — Прим. ФАН) такие же».

Тем временем «Адмиралтейским верфям» удалось-таки избавиться от «Санкт-Петербурга». Вот только «довести до ума» головную «Ладу» адмиралтейцам так и не удалось. Поэтому 22 апреля 2010 года был подписан акт о принятии Б-585 «Санкт-Петербург» вместе со всеми ее недостатками в опытную эксплуатацию ВМФ России.

8 мая 2010 года на головной «Ладе», ограниченно годной к несению боевой службы, был торжественно поднят Андреевский флаг.

Хочется надеяться…

В ноябре 2011 года Главный штаб ВМФ сообщил о сворачивании программы испытаний головной «Лады». В боевой состав флота «Санкт-Петербург» решено было не принимать, оставив лодку в положении испытательного стенда для отработки «отдельных перспективных комплексов». Одновременно была остановлена достройка Б-586 и Б-587.

Вместо «Лад» ВМФ России решил начать постройку для себя серии модернизированных и получивших ракетные комплексы «Калибр» «Палтусов». Новая реинкарнация «черной дыры» времен советского ВМФ стала именоваться ДЭПЛ проекта 636.3 (шифр «Варшавянка»).

Все? Прощай «Лады»? Не тут-то было.

Ставший в мае 2012 года главкомом ВМФ Виктор Чирков через полтора месяца после своего назначения пересмотрел решение о судьбе ДЭПЛ проекта 677. «Санкт-Петербург» решено было отправить для окончательной доводки на Северный флот (на Балтике не было полигонов с нужной глубиной), а Б-586 и Б-587 — достроить по доработанному проекту.

13 февраля 2013 года генеральный директор ОАО «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин сообщил следующее:

«На сегодняшний день решение о серийном строительстве подлодок проекта 677 Министерством обороны России принято. Финансирование строительства запланировано в Гособоронзаказе, а опытная эксплуатация подлодки «Санкт-Петербург» проходит в соответствии с программой, которая успешно выполняется. Все характеристики, заданные техзаданием ВМФ, в ходе государственных испытаний в основном подтверждены, за исключением скорости полного подводного хода. В настоящее время подлодка проекта 677 находится в главной базе Балтийского флота и готовится к переходу на Северный флот для завершения опытной эксплуатации».

Летом 2013 года «Санкт-Петербург» действительно ушел на Север. В 2014 году пошли слухи о грядущем переводе головной «Лады» в боевой состав Флота. В ноябре 2016 года в Баренцевом море Б-585 успешно выполнила стрельбу крылатой ракетой из подводного положения по морской мишенной позиции, что стало серьезным подтверждением возможного успешного окончания опытной эксплуатации «Санкт-Петербурга».

Меж тем еще 9 июля 2013 года «Адмиралтейские верфи» возобновили достройку по откорректированному техпроекту Б-586 и Б-587. Более того, в последующие годы представители командования ВМФ России неоднократно намекали на вероятность того, что строительство серии ДЭПЛ проекта 677 будет продолжено даже после сдачи Флоту Б-586 и Б-587 и начала работ по проектированию неатомной подлодки нового поколения, проходящей под шифром «Калина». Подобное вряд ли было бы возможно, если бы головная «Лада» оказалась полностью лишена перспектив когда-нибудь войти в боевой состав Флота.

Если верить словам Алексея Рахманова, такие перспективы у «Санкт-Петербурга» в 2019-м, после 8 лет опытной эксплуатации — то есть непрерывной доводки ДЭПЛ до уровня соответствия техзаданию — все-таки появились. Это позволяет России не только достроить Б-586 и Б-587, но и начать постройку весьма привлекательных для иностранных заказчиков подлодок семейства «Амур».

Главное, чтобы «Санкт-Петербург» все же вошел в боевой состав флота. Очень хочется надеяться, что в 2019 году это действительно произойдет.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector