42 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект 877 – подводные лодки Палтус, характеристики и вооружение, дпл: Калуга, Владикавказ, Ярославль, Магнитогорск, Чита и Липецк

Дизель-электрическая подводная лодка «Калуга» проекта 877, шифр «Палтус»

Дизель-электрическая подводная лодка «Калуга» проекта 877, шифр «Палтус» (классификация НАТО «Kilo»), является четвертой в серии из семи подводных лодок, построенных на заводе «Красное Сормово» в городе Горьком (ныне – Нижний Новгород) для ВМС СССР.

ДЭПЛ проекта 877 были спроектированы Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин».

Подводная лодка была заложена под именем «Б-800», заводской номер 606 05 марта 1987 года. Спущена на воду 07 мая 1989 года. Принята в состав ВМФ 30 сентября 1989 года. Первоначально подлодка входила в боевой состав Черноморского флота, в 1991 году была перебазирована на Северный флот. 24 июля 1990 года была переименована в Б-800 «Вологодский комсомолец». 15 февраля 1992 года снова была переименована в «Б-800». 31 мая 2003 года была переименована в Б-800 «Калуга». В настоящее время порт приписки Полярный. Бортовые номера: 594 (с 1990 года), 468 (с 2000 года).

Основные характеристики ДЭПЛ проекта 877: Водоизмещение надводное 2325 тонн, водоизмещение подводное 3075 тонн. Длина наибольшая 72,6 метра, ширина наибольшая 9,9 метра, средняя осадка 6,2 метра. Скорость надводная 10,7 узлов, подводная 18 узлов. Рабочая глубина погружения 240 метров, предельная глубина погружения 300 метров. Автономность плавания 45 суток. Дальность плавания под водой 300 миль. Экипаж 60 человек.

Дизель-электрическая с полным электродвижением: 2 дизель-генератора по 1000…1500 кВт; главный электродвигатель 4 050…5 500 л.с.; электродвигатель экономичного хода мощностью 190 л.с.; два резервных электродвигателя по 102 л.с.; один малошумный шестилопастный низкооборотный винт фиксированного шага; 2 аккумуляторные батареи по 120 элементов.

Торпедно-минное вооружение: 6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально — заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед или 24 мины.

Ракетное вооружение: Бирюза ЗМ-54Э1 (Club-S, модификация 08773).

ПВО: на лодках ВМФ России: «Стрела-ЗМ» или «Игла-1».

Подводные лодки этого проекта предназначены для борьбы с надводными и подводными кораблями, постановки минных заграждений, ведения разведки. Они являются одними из наиболее малошумных серийных подводных лодок.

Со 02 по 09 апреля 1990 года участвовала в совместных учениях ВМФ СССР, Болгарии и Румынии.

14 октября 1994 года получила приз главнокомандующего ВМФ «За лучшую торпедную подготовку».

Для прохождения среднего ремонта ДЭПЛ «Калуга» убыла из Полярного в 2002 году, однако из-за ограниченных объемов финансирования работы по возвращению субмарины в строй были начаты специалистами судоверфи «Центр судоремонта «Звёздочка» только в 2010 году. 26 мая 2012 года была выведена из цеха. После завершения ремонта срок службы был продлен на 10 лет.

09 июля 2013 года в Центре судоремонта «Звездочка» состоялась торжественная церемония подписания акта передачи дизель-электрической подводной лодки «Калуга» Военно-морскому флоту после завершения среднего ремонта и модернизационных работ. 10 июля покинула Северодвинск и начала переход к месту постоянного базирования. 14 июля в городе Полярном состоялась торжественная встреча ДЭПЛ «Калуга», совершившей переход Белым и Баренцевым морями после завершения среднего ремонта и модернизации на оборонной судоверфи «Центр судоремонта «Звёздочка». 15 июля экипаж приступил к подготовке к сдаче курсовых задач в пункте постоянной дислокации в Екатерининской гавани Кольского залива. По сообщению от 05 ноября вернулась в родную базу из дальнего похода.

29 мая 2014 года приняла участие в крупномасштабном учение сил поисково-спасательного обеспечения (ПСО) по отработке спасения экипажей подводных лодок в случае возникновения различных аварийных ситуаций.

09 мая 2015 года приняла участие в военно-морском параде на североморском рейде. 26 июля приняла участие в традиционном военно-морском параде, посвященном Дню Военно-Морского Флота России, в Кольском заливе. 08 октября завершила выполнение задач дальнего похода и вернулась в базу.

26 июня 2016 года прибыла в главную базу Кольской флотилии разнородных сил Северного флота, город Полярный, издальнего похода под командованием капитана 2 ранга Сергея Пироженко.

По сообщению от 22 апреля 2017 года с экипажем проведены тренировки на полигонах флота в Баренцевом море. 30 июня в День Военно-Морского Флота России совместно с атомной подводной лодкой «Обнинск» станут одними из главных участников военно-спортивного праздника в Кольском заливе на рейде главной базы Северного флота — города Североморска. По сообщению от 26 июля заняла свою позицию на североморском рейде.

20 июня 2018 года экипаж выполнил торпедную стрельбу на приз главнокомандующего ВМФ России.

Подлодки проекта 877 «Палтус»: история, описание и характеристики

Корабли проекта 877 «Палтус» — это серия советских и российских дизель-электрических подводных лодок, разработка которых началась еще в 70-е годы прошлого века. Первый корабль был заложен в Комсомольске-на-Амуре в 1979 году и спущен на воду – в 1982. Субмарины проекта 887 относятся к третьему поколению дизель-электрических подводных лодок.

Эти подлодки нередко называют «Варшавянками», хотя это не совсем точно. Официально «Варшавянка» — это подводная лодка проекта 636, которая является дальнейшим развитием «Палтуса», его экспортной модификацией. Второй причиной подобной путаницы в названиях является тот факт, что первоначально этими субмаринами Советский Союз планировал вооружить своих союзников по Варшавскому договору.

В настоящее время в состав российского ВМФ входит 15 подводных лодок проектов 877, 877ЛПМБ, 877В и 877ЭКМ. Они также находятся на вооружении ВМС Алжира, Польши, Румынии, Индии, Китая и Ирана.

Подводные лодки проектов 877 и 636 получились настолько удачными, что они до сих пор являются основными неатомными субмаринами российского флота. Более того, их производство продолжается и в наши дни. За свою малошумность и незаметность на Западе «Варшавянка» получила название «Черная дыра».

История создания

Ещё в начале 70-е годов в Советском Союзе было принято решение о создании новой дизель-электрической подводной лодки. К этому времени развитие гидроакустических комплексов перевело подлодки проекта 641Б в разряд устаревших. Нужны были корабли нового поколения, сравнительно небольшие, малошумные, оснащенные новейшими комплексами обнаружения и нападения. Создание подлодки было поручено ленинградскому КБ «Рубин» — одному из ведущих предприятий СССР в области проектирования как атомных, так и дизель-электрических субмарин.

Военные требовали, чтобы новый корабль мог гарантировано выйти победителем из боевого столкновения с любой подлодкой подобного класса за счет оптимального сочетания малой шумности, эффективности средств обнаружения противника и мощности оружия. Кроме того, в этот проект изначально закладывались заделы для дальнейших модернизаций. Предполагалось, что новая подводная лодка будет находиться на вооружении в течение нескольких десятилетий.

Во время разработки этого проекта было решение о поставках новой субмарины союзникам по Варшавскому договору. Поэтому подлодки проекта 887 получили неофициальное название «Варшавянка».

В 1974 году военные моряки подготовили техническое задание для нового корабля. По сравнению с проектом 641 конструкторам было необходимо значительно увеличить скорость подводного хода корабля, улучшить его мореходность, уменьшить численность экипажа, путем автоматизации основных процессов управления. Особенное внимание разработчикам следовало уделить обитаемости новой подводной лодки и комфорту моряков.

Чтобы повысить скорость и уменьшить шумность подлодки, разработчики предложили совершенно новую конструкцию корпуса. И если подводные лодки проекта 641Б «Сом» были узкими и вытянутыми, то легкий корпус новой субмарины получил веретенообразную форму, во многом аналогичную той, что применялась для атомных подлодок. Соотношение длины лодки к ее ширине составляло 7,3.

Такая форма делала гидродинамическое сопротивление минимальным, что положительно сказывается на подводной скорости корабля. Конструкторы «Рубина» довели корпус будущего подводного корабля до совершенства в испытательном бассейне и на стендах.

Проект был утвержден Главкомом военно-морского флота в 1976 году, производство было решено развернуть в Комсомольске-на-Амуре на заводе им. Ленинского Комсомола. Позже выпуск подлодок проекта 887 был налажен в Горьком и Ленинграде.

Закладка головного корабля серии состоялась в 1979 году, а через год подлодка уже была принята в состав флота. В 1981 году в Комсомольске-на-Амуре был заложен второй корабль проекта – Б-260 «Чита», а в 1983 – Б-227 «Выборг». В настоящее время эксплуатируются в основном корабли, которые были спущены на воду в конце 80-х – начале 90-х годов, например:

  • Б-445 «Святитель Николай Чудотворец»;
  • подводная лодка «Владикавказ»;
  • подводная лодка «Ярославль»;
  • подводная лодка «Магнитогорск»;
  • подводная лодка «Липецк»;
  • подводная лодка Б-394 «Нурлат»;
  • Б-187 «Комсомольск-на-Амуре».

На основе базовой модели позже было разработано несколько модификаций субмарины:

  • 877Э и 887ЭКМ. Экспортные варианты подводной лодки, которые незначительно отличались от базовой модификации частью оборудования и вооружения. Лодки проекта 887Э предназначались для поставки союзникам из стран Варшавского договора. Две субмарины этого проекта до сих пор находятся на вооружении ВМС Польши и Румынии. Корабли проекта 887ЭКМ планировали продавать в капиталистические страны. При разработке этой модификации особое внимание уделялось обеспечению работы узлов и механизмов ПЛ в условиях тропиков. В настоящее время субмарины этого проекта активно эксплуатируются военно-морскими силами нескольких стран: Индии, Ирана, Китая и Алжира. Одна ПЛ («Димитров») входит в состав российского флота;
  • 08773. Эта модификация была специально разработана для ВМС Индии. От базовой она отличается наличием ракетного комплекса Club-S, новым гидроакустическим комплексом МGK-EM и модернизированными системами обслуживания и управления;
  • 877ЛПМБ. Модификация, которая была заложена в 1987 году на горьковском заводе «Красное Сормово». Основным отличием единственной лодки этого проекта является новый гребной винт, выполненный из сплава «Аврора». Он имел семь лопастей особой Г-образной формы. Кроме того, эта ПЛ была оснащена низкооборотным главным и вспомогательным электродвигателем, что снижало шумность субмарины. Также на подлодке был установлен спасательный люк, позволяющий экипажу покидать корабль даже с глубины в 250 метров. По этому проекту была построена единственная ПЛ – подводная лодка «Калуга», которая и сегодня входит в состав российского флота;
  • 877В. Еще один экспериментальный проект, который от базового отличается наличием водометного движителя, вместо привычного гребного винта. Благодаря этому единственный корабль этого проекта – подводная лодка «Алроса» – является самой тихой из «Варшавянок»;
  • 636 «Варшавянка». Самая известная модификация «Палтуса», которая была разработана на основе модификации 877ЭКМ в начале 90-х годов. Первая лодка проекта была построена в 2005 году для военно-морского флота Китая. В настоящее время ВМС КНР эксплуатируют уже десять кораблей этого проекта, шесть «Варшавянок» изготовлено для Черноморского флота, еще столько же до 2022 года должны войти в состав Тихоокеанского. Также субмарины этого проекта эксплуатируются военно-морскими силами Вьетнама и Алжира.
    Несколько серий этой модификации оснащены ракетными комплексами «Калибр», кроме того, на них установлена новейшая навигационная система и автоматизированная информационно-управляющая система. По сравнению с лодками проекта 877 «Варшавянки» имеют еще меньший уровень шумности, что позволяет им первыми обнаруживать противника и уничтожать его.
Читать еще:  Джихад-мобили во всей красе. Машины смерти представлены в Ираке

Описание конструкции

Подводные лодки проекта 887 выполнены по двухкорпусной одновальной схеме. Причем форма корпуса спроектирована таким образом, чтобы максимально снизить сопротивление воды и уровень шумности. Главная энергетическая установка (ГЭУ) субмарин этого проекта – дизель-электрическая.

Прочный корпус подлодки имеет цилиндрическое сечение со сферическими концевыми конструкциями. Водонепроницаемыми переборками он поделен на шесть отсеков. Легкий корпус корабля веретенообразной формы, сверху он имеет специальное покрытие, поглощающее гидроакустическое излучение. В пространстве между прочным и легким корпусом находятся цистерны главного балласта и другое оборудование. Лодка может оставаться на плаву даже при затоплении одного из отсеков и двух цистерн главного балласта.

Посередине корпуса корабля находится ограждение шахт выдвижных устройств (то, что обычно называют рубкой). В нем располагается ходовой мостик. При этом все выдвижные устройства, не считая командирского перископа, не заходят в прочный корпус лодки. Такая конструкция позволила сделать более просторным центральный пост, значительно увеличив удобство работы моряков.

Носовые горизонтальные рули сделаны убирающимися. Кроме того, чтобы уменьшить помехи для работы гидроакустического комплекса, рули были перенесены из носовой части ближе к середине корпуса. С этой же целью все механизмы, способные создавать шум, были убраны с первого отсека.

В носовом отсеке лодки размещаются шесть торпедных аппаратов. Во втором отсеке находится центральный пост и аккумуляторные батареи, третий – жилой, в четвертом находятся дизель-генераторы, а в пятом – электродвигатели. В шестом, последнем отсеке, размещается резервная силовая установка.

Главная энергетическая установка обеспечивает кораблю движение с помощью электрического привода как в надводном, так и в подводном положении. Она состоит из главного электродвигателя с мощностью 5500 л. с. и двух дизель-генераторов по 1500 кВт каждый. Также у лодки имеется система работы под водой (шнорхель) и две батареи свинцово-кислотных аккумуляторов, каждая из которых состоит из 120 элементов. Кроме того, есть электродвигатель экономичного хода и два резервных электродвигателя. Они предназначены для движения корабля в узких местах, швартовки, их можно использовать, если главный двигатель поврежден или вышел из строя.

Большинство механизмов кораблей проекта 887 установлены на специальные амортизаторы или имеют покрытия, снижающие уровень вибрации.

Максимальная подводная скорость для подлодок проекта 17 узлов, надводная – 10 узлов.

Подлодки проекта вооружены шестью 533-мм торпедными аппаратами, два из которых могут вести огонь телеуправляемыми торпедами. Боекомплект составляет 18 торпед.

Лодки проекта 877 оснащаются устройством быстрого заряжания торпед, которое в несколько раз повышает скорость стрельбы. Это дает субмаринам значительное преимущество в дуэльной ситуации.

Для борьбы с летательными аппаратами противника лодки оснащены выдвижным зенитным комплексом, разработанным на базе ПЗРК «Стрела-3».

Подлодки этого проекта имеют БИУС «Мурена». Она позволяет следить одновременно пятью целями, причем две из них ведутся в автоматическом режиме, а три – в ручном. Эта система обеспечивает внесение поправок в связи с движением цели и точное наведение на нее торпед.

Лодки этого проекта оборудованы активной и пассивной РЛС, которые могут работать и в надводном, и в перископном режиме.

Проект 877 – подводные лодки Палтус, характеристики и вооружение, дпл: Калуга, Владикавказ, Ярославль, Магнитогорск, Чита и Липецк

Проект 877 «Палтус» (NATO – “Kilo”).

Модернизации кораблей проекта 877 в 2012-2016гг.

1. Количество подводных лодок проекта: 24 + 19 экспорт + 1 достроена по проекту 636М

2. Изображение проекта:

вид сбоку первых ПЛ проекта 877 (ПЛ Б-401 и Б-402)

вид сбоку серийных ПЛ 877 проекта

вид сбоку последних 8 ПЛ проекта 877 (ПЛ Б-345)

вид сбоку ПЛ проекта 877В (ПЛ Б-871)

3. Состав проекта:

вступления в строй

ГОРЬКИЙ: Завод “Красное Сормово” им. А.А. Жданова (9 + 8 экспорт + 1 достроена по проекту 636М)

18.07.1998 – пер. в Новосибирск, снято
2019 – утилизация

03.03.1997 – пер. в Вологда
2018 – утилизация

проект 877Э, в ВМФ СССР – Б-351
с 29.06.1986 ВМС Польши

27.12.1999 – пер. в Ярославль

постр. по пр. 877ЛПМБ
24.07.1990 – получила наим.
«Вологодский комсомолец», снято
31.05.2003 – пер. в Калуга
2012 – модернизирована

постр. по пр. 877В
05.01.2004 – пер. в АЛРОСА
ремонт и модернизация, план 2020?

02.08.1997 – пер. во Владикавказ
2015 – модернизирована

06.2001 – пер. в Магнитогорск

12.2000 – пер. в Липецк

в ВМФ СССР и России – Б-340
1994 снята со строительства
достроена по проекту 636М
с 10.2005 ВМС Китая

проект 877Э, в ВМФ СССР – Б-801
с 19.09.1986 ВМС Румынии

постр. по пр. 877ЭКМ
2010 – пер. в Дмитров

проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР – Б-861
с 12.1986 ВМС Алжира

проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР – Б-890
с 20.10.1987 ВМС Индии
2001 – модернизирована по пр. 08773
2017 – ремонт, план 2019

проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР – Б-386
с 12.1987 ВМС Алжира

проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР – Б-803
с 22.12.1988 ВМС Индии
2003 – модернизирована по пр. 08773

проект 877ЭКМ, в ВМФ России – Б-185
с 15.12.1994 ВМС Китая

проект 877ЭКМ, в ВМФ России – Б-188
с 05.09.1995 ВМС Китая

КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: Завод имени Ленинского комсомола (15)

19.03.2006 – пер. в Чита
14.12.2019 – затонула

07.2008 – пер. в Выборг
2019 – план в музей

2006 – получила наим.
«Святитель Николай Чудотворец»
выведена в резерв

30.12.1987 – получила наим.
«Комсомолец Таджикистана», снято
25.09.2013 – пер. в Нурлат
2015-2018 ремонт, план 2019?

19.03.2003 – пер. в Усть-Камчатск

19.03.2003 – пер. в Усть-Большерецк

15.07.2015 – получила наим.
«Комсомольск-на-Амуре»

2007 – пер. в Кранокаменск

2009 – пер. в Могоча

ЛЕНИНГРАД: Ленинградское Адмиралтейское объединение, с 1992 – ФГУП “Адмиралтейские Верфи” (11)

проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР – Б-888
с 30.04.1986 ВМС Индии
2005 – модернизирована по пр. 08773

проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР – Б-898
с 12.06.1987 ВМС Индии

проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР – Б-860
с 26.08.1988 ВМС Индии
1999 – модернизирована по пр. 08773
2019 – ремонт, модерн. для обучения
с 2019 ВМС Мьянмы

проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР – Б-804
с 16.02.1989 ВМС Индии
2001 – модернизирована по пр. 08773

проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР – Б-468
с 04.01.1990 ВМС Индии
2015 – модернизирована по пр. 08773?

проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР – Б-597
с 08.03.1991 ВМС Индии
2007 – модернизирована по пр. 08773

Читать еще:  Новые самолеты России пятого и шестого поколения, какой самый лучший, боевая авиация ВВС РФ, западные аналоги

проект 877ЭКМ, в ВМФ СССР – Б-175
с 22.11.1992 ВМС Ирана

проект 877ЭКМ, в ВМФ России – Б-224
с 06.06.1993 ВМС Ирана

проект 877ЭКМ, в ВМФ России – Б-220
с 25.11.1996 ВМС Ирана

проект 877ЭКМ, в ВМФ России – № 477
с 24.12.1997 ВМС Индии
2012 – модернизирована по пр. 08773
14.08.2013 – затонула, поднята

проект 08773, в ВМФ России – № 477
с 19.07.2000 ВМС Индии

Исторические справки резервных экипажей ПЛ проекта 877:
105, 132, 220, 332, 468(?), 597, экипаж ПЛ Б-340

– В зарубежных источниках упоминаются ПЛ Б-354, Б-425, Б-300 этого проекта. Очевидно это искаженные номера существующих ПЛ.
– В некоторых источниках указывается, что еще были заложены и разобраны по два корпуса ПЛ в г.Горьком (№612 и №613) и в г.Комсомольск-на-Амуре (№476 и №477)

4. История проекта:

В 70-е гг. было решено пополнить флоты дизель-электрическими субмаринами следующего поколения, которым предстояло действовать против надводных и подводных кораблей, ставить мины, вести разведку. Они должны быть сравнительно небольшими, малошумными, скоростными, обладать совершенным радио, электронным, гидролокационным оборудованием. Поскольку такие корабли собирались поставлять нашим союзникам по Варшавскому договору, им, помимо обычного номера проекта 877, присвоили и имя собственное – “Варшавянка”.

Их разработкой занимались конструкторы ЦКБ “Рубин” во главе с Ю.Н.Кормилицыным. Если лодки 641-го проекта традиционно были длинными и узкими, то наружный, легкий корпус “Варшавянки” выполнили веретенообразным, с отношением длины к ширине 7,3, с круглой, как у подводных атомоходов, конфигурацией носовой части. Сам корпус рассчитали так, чтобы гидродинамическое сопротивление было бы минимальным, несколько его моделей испытали и довели до совершенства на стендах и в опытовом бассейне.

Внутренний прочный корпус разделен водонепроницаемыми переборками на 6 отсеков. В 1-м, носовом, находятся торпедные аппараты, во 2-м – аккумуляторные батареи и главный командный пост. 3-й – жилой, двухпалубный, на верхнем “этаже” размещены камбуз и каюты, а на нижнем – опять аккумуляторные батареи, в 4-м стоят дизель-генераторы, в 5-м – гребные электродвигатели, а в 6-м – электромоторы экономического хода и резервная силовая установка.

Лодка получила автоматизированный комплекс вооружения. Шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, расположенные в носовом отсеке, могут снаряжаться и минами. В боекомплект входит до 18 торпед или 24 мины, при необходимости их число варьирует. Аппаратами управляют дистанционно, из главного командного пункта, – готовят к стрельбе, вводят в торпеды данные о цели, а после выстрела перезаряжают. Подводные лодки, строившиеся для советского флота, кроме того, получали оборонительный зенитно-ракетный комплекс “Стрела-3”, для использования в надводном положении.

В силовую установку входят два дизель-генератора. Если лодки старых типов на поверхности ходили под дизелями, экономя электроэнергию, то лодки этого проекта и над, и под водой передвигаются только под электромоторами. Их несколько – главный, мощностью 5500 л.с., экономического хода (130 л.с.) и пара 102-сильных резервных. Все они работают на один гребной винт, а он – 6-лопастной, со сниженными до 250 в минуту оборотами, поэтому издает гораздо меньше шума и, следовательно, оставляет вражеским противолодочным силам меньше шансов обнаружить субмарину с помощью шумопеленгаторов.

Лодки получили усовершенствованную навигационную систему. Для контроля за воздушной обстановкой и поиска надводных целей служит радиолокационная станция, помимо нее есть средства, обнаруживающие излучение чужих радаров. Гидроакустическая аппаратура – двух видов. Активная посылает импульсы и по эхо-сигналам определят, где находятся цели и каковы их характеристики. Однако при этом лодка в определенной степени демаскирует себя. Поэтому применяют и пассивный гидролокатор, который только вслушивается и фиксирует посылки чужих сонаров, ничем себя не обнаруживая. Сведения со всех постов и средств наблюдения поступают в многоцелевую боевую информационно-управляющую систему, перерабатываются компьютером и передаются в распоряжение командира, в главный командный пост, изолированный от других отсеков.

Большинство механизмов снабжено вибро-поглощающими покрытиями и установлено на амортизаторах, другие скомпонованы блоками на специальных платформах, что, вкупе с малошумным винтом, оптимально обтекаемым корпусом, делает лодку менее заметной, нежели субмарины других типов.

Оценивая новую советскую лодку, британские специалисты отмечали, что многие ее особенности «свидетельствуют об обычном пристрастии к двухкорпусным конструкциям. Другим же ее характерным признаком являются длинная рубка с ограждением выдвижных устройств и расположение убираемых горизонтальных рулей перед ограждением рубки. Эти лодки стали первыми русскими одновальными, тогда как прежние дизель-электроходы имели по два винта, а некоторые, к примеру, класса «Танго» – даже три».

В 1979 г. на верфи в Комсомольске-на-Амуре начали строить головной корабль проекта, в сентябре 1982 г. он вступил в строй. Позже корабли этого проекта выпускали в Ленинграде, и на заводе “Красное Сормово”. После того, как их в 1981 г. засекли иностранные наблюдатели, в НАТО им присвоили условное обозначение “Кило”.

Строи­тельство серии продолжалось для ВМФ и после 1992 года. В процессе строительства серии проект постоянно совершенствовался. Так Б-800 (проект 877ЛПМБ) имела винт, выполненный из сплава «Аврора», семилопастной саблевидный с Г-образными лопастями. Этот корабль был первым из ПЛ 877 проекта (далее все) оборудованным спасательным люком с системой позволяющей выходить из ЗПЛ с глубин до 250 метров. Другое оборудование (практически всё) в БЧ-5 было выполнено на новой элементной базе. ПЛ получила низкооборотистые ГГЭД и ДЭХ (по сравнению с Б-401 и Б-402) и другие нововведения, дополнительное акустическое оборудование входящее в ГАК МГК-400 (даже пришлось сократить каюту СПК и поселить его с замполитом), новое не входящее в навигационный комплекс штурманское оборудование и прочее.

Восемь последних кораблей серии построили по несколько измененному проекту (в некоторых источниках 877М(?)). Благодаря увеличению корпуса на две шпации (600 мм х 2) на них смонтировали новые, более мощные (в 1,5 раза) ДГ, с усовершенствованной амортизацией платформы, низкооборотный ГЭД, якорь Холла убирающийся во внутрь (на предыдущих якорь-щит). Всего заменили около 30 единиц оборудования на новое малошумное и более ремонтопригодное. Ресурс оборудования повышен в 2 раза, улучшена ремонтопригодность кораблей.

ПЛ Б-871 была построена по проекту 877В и имела опытный водометный движитель (вместо винта).

Для союзников по Варшавскому договору (Польши и Румынии) построено по одной лодке по немного измененному проекту – 877Э.

На базе этого проекта были разработаны еще две модификации, на которых была обеспечена возможность эксплуатации механизмов и оборудования в тропических условиях: проект 877ЭК (экспортный капиталистический), а также проект 877ЭКМ (экспортный капиталистический модернизированный). Первый так и не был осуществлен, а по второму в период с 1983 по 2000 год в общей сложности было построено 18 лодок. Одна из этих ДПЛ ( Б-806) построена для ВМФ СССР в 1986 году и исполь­зовалась для подготовки экипажей. Базировалась на Усть-Двинск (позже переведена в Кронштадт, прошла ремонт), была приписана к центру подготовки подводников. Последние две ПЛ этого проекта строились как “Improved Kilo”, а в некоторых источниках указывается, что последняя из этих ПЛ (“Sindhusharstra”), была построена для ВМС Индии по проекту 08773 (доработанный проект 877ЭКМ, имеет ракетный комплекс и ряд других усовершенствований, приближающих его к проекту 636). 7 кораблей ВМС Индии прошли средний ремонт и модернизацию на “Адмиралтейских Верфях” в Санкт-петербурге (2) и на “Звездочке” в Северодвинске (5). Оставшиеся 2 корабля первой серии будут модернизированы на верфи Хиндустан (Индия, Hindustan SY Ltd). Модернизация (очевидно, также по проекту 08773) включала в себя установку комплекса Club-S ASCM с системой управления Lama-ER, новый ГАК MГK-400ИM (MGK-EM), а также новые системы управления и обслуживания (такие как Палладий-М и т.п.). В 2006 году заключен контракт с Алжиром на модернизацию двух ДПЛ (“Адмиралтейские верфи”). Так же велись (по состоянию на 2007 год) переговоры о ремонте и модернизации трех иранских подводных лодок (“Звездочка”) – на 2012 год, по сообщению ИА, все ПЛ проекта 877ЭКМ ВМС Ирана находятся в боевом строю.

“Варшавянка” оказалась самой современной и малошумной ДПЛ отечественного флота (за что за рубежом ей дали прозвище “черная дыра”). На базе проекта 877ЭКМ для ВМС КНР был разработан проект 636, а позже и проект 636М.

5. Схема проекта:

Продольный разрез ПЛ проекта 877:

1 — основная антенна ГАК «Рубикон-М»; 2 — 533-мм ТА; 3 — первый (носовой или торпедный) отсек;
4 — якорный шпиль; 5 — носовой люк; 6 — запасные торпеды с устройством быстрого заряжания;
7 — носовой горизонтальный руль с механизмом заваливания и приводами; 8 — жилые помещения;
9 — носовая группа АБ; 10 — репитер гирокомпаса; 11 — ходовой мостик;
12 — перископ атаки ПК-8,5; 13 — зенитный и навигационный перископ ПЗНГ-8М;
14 — ПМУ устройства РДП; 15 — прочная рубка; 16 — ПМУ антенны РЛК «Каскад»;
17 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Рамка»; 18 — ПМУ антенны СОРС МРП-25;
19 — контейнер (кранец) для хранения ЗР ПЗРК «Стрела-ЗМ»; 20 — второй отсек;
21 — центральный пост; 22 — третий (жилой) отсек; 23 — кормовая группа АБ;
24 — четвертый (дизель-генераторный) отсек; 25 — ДГ; 26 — баллоны системы ВВД;
27 — пятый (электромоторный) отсек; 28 — ГГЭД; 29 — аварийный буй;
30 — шестой (кормовой) отсек; 31 — кормовой люк; 32 — ГЭД экономического хода;
33 — приводы кормовых рулей; 34 — линия вала; 34 — кормовой вертикальный стабилизатор.

Читать еще:  Пневматическая винтовка вайраух

Схема размещения ВУ

1 – ПМУ АП СОРС МРП-25; 2 – ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса»; 3 – ПМУ АП РЛС «Каскад»;
4 – РДП; 5 – ПМУ «Кипарис»; 6 – перископ зенитный и навигационный; 7 – перископ атаки

6. Тактико-технические данные проекта:

Подводные лодки Военно-морского флота России (дизель-электрические)

В настоящее время на вооружении Военно-морского флота России стоят дизель-электрические подводные лодки трёх основных проектов: 877 “Палтус”, 677 “Лада” и 636 “Варшавянка”.

Все современные российские дизель-электрические подводные лодки построены по схеме с полным электродвижением: основным двигателем является электромотор, питаемый от аккумуляторных батарей, перезарядка которых осуществляется в надводном положении или на перископной глубине (при поступлении воздуха через шахту РДП) от дизель-генератора. Дизель-генератор выгодно отличается от дизельных двигателей меньшими габаритами, что достигается за счёт повышения оборотов вращения вала и отсутствии необходимости в реверсе.

Проект 877 “Палтус”

Подводные лодки проекта 877 (шифр “Палтус”, по классификации НАТО – Kilo) — серия советских и российских подводных лодок 1982—2000 гг. Проект разработан в ЦКБ “Рубин”, генеральный конструктор проекта Ю.Н.Кормилицин. Головной корабль построен в 1979-1982 гг. на заводе им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре. Впоследствии корабли проекта 877 строились, на судостроительном заводе “Красное Сормово” в Нижнем Новгороде и ОАО “Адмиралтейские верфи” в Санкт-Петербурге.

Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в “дирижабельной” форме с оптимальным с точки зрения обтекаемости соотношением длины к ширине (чуть больше 7:1). Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность, за счёт ухудшения мореходности в надводном положении. Лодка имеет традиционную для советской школы подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Лёгкий корпус ограничивает развитую носовую оконечность, в верхней части которой находятся торпедные аппараты, а нижнюю занимает развитая основная антенна гидроакустического комплекса “Рубикон-М”.

Лодки проекта получили автоматизированный комплекс вооружения. В состав вооружения вошли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В советское время на кораблях устанавливался оборонительный ЗРК “Стрела-3”, который мог использоваться в надводном положении.

Подводная лодка Б-227 “Выборг” проекта 877 “Палтус”

Подводная лодка Б-471 “Магнитогорск” проекта 877 “Палтус”

Продольный разрез подводной лодки проекта 877 “Палтус”:

1 – основная антенна ГАК “Рубикон-М”; 2 – 533-мм ТА; 3 – первый (носовой или торпедный) отсек; 4 – якорный шпиль; 5 – носовой люк; 6 – запасные торпеды с устройством быстрого заряжания; 7 – носовой горизонтальный руль с механизмом заваливания и приводами; 8 – жилые помещения; 9 – носовая группа АБ; 10 – репитер гирокомпаса; 11 – ходовой мостик; 12 – перископ атаки ПК-8,5; 13 – зенитный и навигационный перископ ПЗНГ-8М; 14 – ПМУ устройства РДП; 15 – прочная рубка; 16 – ПМУ антенны РЛК “Каскад”; 17 – ПМУ антенны радиопеленгатора “Рамка”; 18 – ПМУ антенны СОРС МРП-25; 19 – контейнер (кранец) для хранения ЗР ПЗРК “Стрела-ЗМ”; 20 – второй отсек; 21 – центральный пост; 22 — третий (жилой) отсек; 23 – кормовая группа АБ; 24 – четвертый (дизель-генераторный) отсек; 25 – ДГ; 26 – баллоны системы ВВД; 27 – пятый (электромоторный) отсек; 28 – ГГЭД; 29 – аварийный буй; 30 – шестой (кормовой) отсек; 31 – кормовой люк; 32 – ГЭД экономического хода; 33 – приводы кормовых рулей; 34 – линия вала; 34 – кормовой вертикальный стабилизатор.

Тактико-технические данные проекта 877 “Палтус”:

Проект 677 “Лада” (“Амур”)

Подводные лодки проекта 677 (шифр “Лада”) — серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века в ЦКБ “Рубин”, генеральный конструктор проекта Ю.Н.Кормилицин. Лодки предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки. Серия является развитием проекта 877 “Палтус”. Низкий уровень шумности был достигнут благодаря выбору однокорпусного конструктивного типа, уменьшением габаритов корабля, применению всережимного главного гребного электродвигателя на постоянных магнитах, установкой виброактивного оборудования и внедрению технологии нанесения противогидролокационного покрытия нового поколения. Строятся подводные лодки проекта 677 на ОАО “Адмиралтейские верфи” в Санкт-Петербурге.

Подводная лодка про­ек­та 677 вы­пол­не­на по так на­зы­вае­мой по­лу­то­ра­кор­пус­ной схе­ме. Осе­сим­мет­рич­ный проч­ный кор­пус из­го­тов­лен из ста­ли АБ-2 и прак­ти­че­ски по всей дли­не име­ет оди­на­ко­вый диа­метр. Но­со­вая и кор­мо­вая за­кон­цов­ки име­ют сфе­ри­че­скую фор­му. Пло­ски­ми пе­ре­бор­ка­ми кор­пус раз­де­лен по дли­не на пять во­до­не­про­ни­цае­мых от­се­ков, по­сред­ст­вом плат­форм кор­пус раз­де­лен по вы­со­те на три яру­са. Лег­ко­му кор­пу­су при­да­на об­те­кае­мая фор­ма, обес­пе­чи­ваю­щая вы­со­кие гид­ро­ди­на­ми­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки. Ограждение выдвижных устройств име­ет та­кую же фор­му, как у ло­док про­ек­тов 877, в то же вре­мя кор­мо­вое опе­ре­ние вы­пол­не­но кре­сто­об­раз­ным, а пе­ред­ние го­ри­зон­таль­ные ру­ли раз­ме­ща­ют­ся на ог­ра­ж­де­нии, где они соз­да­ют ми­ни­маль­ные по­ме­хи ра­бо­те гид­ро­аку­сти­че­ско­го ком­плек­са.

По сравнению с “Варшавянкой” надводное водоизмещение снижено почти в 1,3 раза — с 2 300 до 1 765 тонн. Скорость полного подводного хода увеличена с 19-20 до 21 узла. Численность экипажа уменьшена с 52 до 35 подводников, при этом автономность осталась без изменения — до 45 суток. Лодки типа “Лада” отличаются очень низким уровнем шумности, высоким уровнем автоматизации и относительно небольшой ценой по сравнению с зарубежными аналогами: немецким типом 212, и франко-испанским проектом “Scorpene”, обладая при этом более мощным вооружением.

Подводная лодка Б-585 “Санкт-Петербург” проекта 677 “Лада”

Продольный разрез подводной лодки проекта 677 “Лада”:

1 – выгородка основной антенны ГАК; 2 – носовая ЦГБ; 3 – 533-мм ТА; 4 – торпедопогрузочный люк; 5 – якорь; 6 – носовой (торпедный) отсек; 7 – запасные торпеды с устройством быстрого заряжания; 8 – выгородка вспомогательных механизмов; 9 – носовая АБ; 10 – ходовой мостик; 11 – прочная рубка; 12 – второй (центрального поста) отсек; 13 – центральный пост; 14 – главный командный пост; 15 – агрегатная выгородка РЭВ; 16 выгородка вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры); 17 – третий (жилой и аккумуляторный) отсек; 18 – кают-компания и камбузный блок; 19 – жилые помещения и медицинский блок; 20 – кормовая АБ; 21 – четвертый (дизель-генераторный) отсек; 22 – ДГ; 23 – выгородка вспомогательных механизмов; 24 – пятый (электромоторный) отсек; 25 – ГЭД; 26 – топливная цистерна; 27 – приводы кормовых рулей; 28 – линия вала; 29 – кормовая ЦГБ; 30 – кормовые вертикальные стабилизаторы; 31 обтекатель канала выхода ГПБА.

Тактико-технические данные проекта 677 “Лада”:

*Амур-950″ — экспортная модификация проекта 677 “Лада” оснащена четырьмя торпедными аппаратами и УВП на десять ракет, способна произвести залп из десяти ракет за две минуты. Глубина погружения — 250 метров. Экипаж — от18 до 21 человека. Автономность — 30 суток.

Из-за недостатков силовой установки планировавшееся серийное строительство лодок этого проекта в первоначальном виде отменено, проект будет дорабатываться.

Проект 636 “Варшавянка”

Подводные лодки проекта 636 (шифр “Варшавянка”, по классификации НАТО – Improved Kilo) многоцелевые дизель-электрические подводные лодки – улучшенный вариант экспортной подводной лодки проекта 877ЭКМ. Проект разработан также в ЦКБ “Рубин”, под руководством Ю.Н.Кормилицина.

Подводные лодки типа “Варшавянка”, объединяющего проекты 877 и 636 и их модификации, являются основным классом неатомных подводных лодок, производимых в России. Они стоят на вооружении как российского, так и ряда зарубежных флотов. Проект, разработанный в конце 1970-х годов, считается весьма удачным, поэтому строительство серии, с рядом усовершенствований, продолжается и в 2010-х годах.

Подводная лодка Б-262 “Старый Оскол” проекта 636 “Варшавянка”

Тактико-технические данные проекта 636 “Варшавянка”:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: