9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Радиолокационная станция разведки, бортовая и судовая, современная загоризонтная и бокового обзора, П-18 и 19Ж6, устройство дуги и характеристики

Радиолокационная станция: как развивалась новая система безопасности в России

Современные войны отличаются своей стремительностью и быстротечностью. Нередко победителями в боевых столкновениях выходят те, кто первыми смог обнаружить потенциальные угрозы и соответственно на них реагировал. Уже восьмой десяток лет для разведки и распознавания неприятеля на море и на суше, а также в воздушном пространстве используются радиолокационные методы.

Они основаны на излучении радиоволн с регистрацией их отражений от самых разнообразных объектов. Установки, которые посылают и принимают такие сигналы – современные радиолокационные станции или радары. Понятие «радар» происходит от английской аббревиатуры – RADAR. Оно появилось в 1941 году и давно вошло в языки мира.

Появление радаров стало знаковым событием. В современном мире практически не обойтись без радиолокационных станций. Без них не обходится авиация, мореплавание, гидрометцентр, ДПС, и пр. Более того радиолокационный комплекс широко используется в космических технологиях и в навигационных комплексах.

РЛС на военной службе

Все же больше всего радары приглянулись военным. Тем более, что эти технологии первоначально создавались для военного применения и практически реализовались перед Второй мировой войной. Все крупнейшие государства активно применяли РЛС для выявления кораблей и самолетов неприятеля. Причем их использование решало исход многих битв.

На сегодняшний день новые радиолокационные станции применяются в весьма широком спектре военных задач. Это и слежение за межконтинентальными баллистическими ракетами и артиллерийская разведка. Все самолеты, вертолеты, военные корабли обладают своими РЛС. Радары – это вообще основа систем ПВО.

Как работают радиолокаторы

Локация – это определение местопребывания чего-нибудь. Таким образом, радиолокация – это обнаружение предметов или объектов в пространстве с помощью радиоволн, которые излучаются и принимаются радиолокатором или РЛС. Принцип действия первичных или пассивных радаров основан на передаче в пространство радиоволн, отражаемых от объектов и возвращаемых к ним в виде отраженных сигналов. После их анализа, радары обнаруживают объекты в определенных точках пространства, их основные характеристики в виде скорости, высоты и размера. Все радары являются сложными радиотехническими устройствами из множества элементов.

Современный радиолокационный комплекс

Любые радары состоят из трех основных элементов:

  • Передатчиков сигналов;
  • Антенн;
  • Приемников.

Из всех радиолокационных станций имеется особенное подразделение по двум большим группам:

  • Импульсные;
  • Непрерывного действия.

Передатчики импульсных РЛС излучают электромагнитные волны на протяжении коротких промежутков времени (долей секунд). Следующие сигналы посылаются лишь тогда, как первые импульсы вернутся назад и попадут в приемники. Частоты повторения импульсов являются также важнейшими характеристиками. Так низкочастотными радиолокаторами посылается не одна сотня импульсов в течение минуты.

Антенны импульсных радаров работают как приемники-передатчики. Как только ушли сигналы, передатчики отключаются на время и включаются приемники. Вслед за их приемом происходят обратные процессы.

Импульсные радары обладают своими недостатками и преимуществами. Они могут определять дальности одновременно нескольких целей. Такие радары могут иметь по одной антенне, а их индикаторы весьма простые.

Однако излучаемые сигналы должны обладать большой мощностью. Импульсная схема имеется у всех современных радаров сопровождения. Импульсные радиолокационные станции в качестве источников сигналов обычно пользуются магнетронами или лампами бегущих волн.

Импульсные радарные системы

Антенны радаров фокусируют электромагнитные сигналы и направляют их, а также улавливают отраженные импульсы и передают его в приемники. В некоторых радиолокаторах прием-передача сигналов могут производиться с помощью разных антенн, находящихся одна от другой на больших расстояниях. Антенны радаров могут производить излучение электромагнитных волн по кругу или действовать в определенных секторах.

Лучи радаров могут быть направлены спирально или обладать формами конусов. При необходимости радары могут отслеживать движущиеся цели, и все время направлять на них антенны, используя специальные системы. Приемники занимаются обработкой полученных данных и передачей их на экраны операторов.

Одним из основных недостатков в работе импульсных радаров являются помехи, идущие от недвижимых объектов, от земной поверхности, гор, холмов. Так, бортовые импульсные радары в процессе их функционирования в самолетах будут принимать затенения от сигналов, отраженных земной поверхностью. Наземные или судовые радиолокационные комплексы выявляют эти проблемы в процессе обнаружения целей, которые летят на малых высотах. Для устранения таких помех пользуются эффектом Доплера.

Радары непрерывного действия

Радары непрерывного действия функционируют постоянным излучением электромагнитных волн и пользуются эффектом Доплера. Его принцип в том, что частоты электромагнитных волн, отраженные от объектов, приближающихся к источникам сигналов, будут выше, чем от удаляющихся объектов. При этом частоты излучаемых импульсов остаются неизменными. Такими радиолокаторами не фиксируются неподвижные объекты, их приемники улавливают только волны с частотами выше или ниже излучаемых.

Главный недостаток радаров непрерывного действия – это их неспособность определять расстояния до объектов. Однако при их работе не возникают помехи от неподвижных объектов между радарами и целями, либо за ними. Также у доплеровских радаров сравнительно простое устройство, которому для функционирования хватит и сигналов с малой мощностью. Кроме того, современные радиолокационные станции непрерывного излучения обладают возможностью определять расстояния до объектов. Для этого применяются изменения частот радаров в процессе их действия.

Известно еще и о так называемых вторичных радиолокаторах, используемых в авиации для опознавания самолетов. В таких радиолокационных комплексах имеются еще и самолетные ответчики. В ходе облучения воздушных судов электромагнитными сигналами ответчики выдают дополнительные данные, такие как высота, маршрут, номер борта, а также государственная принадлежность.

Разновидности радиолокационных станций

Радары могут разделяться длиной и частотой волн, на которых они действуют. В частности, когда исследуется земная поверхность и при работе на больших расстояниях, используются волны 0,9—6 м и 0,3—1 м. В управлении воздушного движения используются радары с длиной волн 7,5—15 см, а в загоризонтных радарах на станциях по обнаружению запусков ракет применяются 10-100-метровые волны.

Из истории развития радиолокации

Замысел об использовании радиолокации возник следом за открытием радиоволн. Так, в 1905 году сотрудником компании Siemens Кристианом Хюльсмейером был создан прибор, который при помощи радиоволн мог обнаруживать наличие крупных металлических объектов. Изобретателем было предложено устанавливать такие приборы на судах во избежание столкновений, например, при туманах. Тем не менее, в судовых компаниях не была выражена заинтересованность в новом приборе.

Были проведены радиолокационные исследования и на территории России. Так, еще в конце XIX столетия русским ученым Поповым было обнаружено то, что наличие металлических объектов препятствует распространению радиоволн.

В начале двадцатых годов американскими инженерами Альбертом Тейлором и Лeo Янгом при помощи радиоволн был обнаружен проплывающий корабль. Тем не менее, из-за того, что радиотехническая промышленность той поры была неразвитой, создавать радиолокационные станции в промышленных масштабах не представлялось возможным.

К производству первых радиолокационных станций, с помощью которых решались бы практические задачи, приступили в Англии в 30-х годах. Эта аппаратура была чрезвычайно громоздкой и могла устанавливаться либо на земле, либо на больших кораблях. Лишь в 1937 году создали первый миниатюрный радар, который можно было бы устанавливать на самолетах. В результате, перед Второй мировой войной у англичан имелась развернутая сеть с радиолокационными станциями именуемая Chain Home.

Радары периода Холодной войны

Во времена Холодной войны в Соединенных Штатах и в Советском Союзе появилась новая разновидность разрушительного оружия. Конечно же, это было появление межконтинентальных баллистических ракет. Своевременное выявление пусков таких ракет было животрепещущим.

Советский ученый Николай Кабанов предложил идею использовать короткие радиоволны для выявления воздушных судов противника на значительных дистанциях (до 3000 км). Все было достаточно просто. Ученый смог обнаружить, что 10-100-метровые радиоволны имеют расположенность к отражению от ионосферы.

Таким образом, при облучении целей на земной поверхности, они возвращаются также обратно к радарам. Позднее, основываясь на этой идее, ученые смогли разработать радары с загоризонтным обнаружением пуска баллистических ракет. Образцом таких установок может быть «Дарьял» — радиолокационная станция. Она целые десятилетия была в основе советских систем по предупреждению запусков ракет.

Читать еще:  «Змей Горыныч» выжигает террористов в Сирии

На сегодняшний день самым перспективным направлением в развитии радиолокационных систем принято считать создание радиолокационных станций с фазированными антенными решетками (ФАР). Такие устройства обладают не одним, а сотнями излучателей радиоволн. Всем их функционированием руководят мощные компьютеры. Излучаемые с помощью разных источников в ФАР радиоволны могут усиливаться одна другой, или наоборот, когда они будут совпадать по фазе либо ослабляться.

Сигналам радиолокационных станций с фазированными решетками могут придаваться любые необходимые формы. Они могут перемещаться в пространстве при отсутствии изменений в положениях самих антенн, а также функционировать на разных частотах излучения. Радары с фазированными решетками считаются надежнее и чувствительнее, чем такие же устройства с обычными антеннами.

Тем не менее, подобные радары обладают и недостатками. Самыми большими проблемами в радиолокационных станциях с ФАР являются их системы охлаждения. Более того, такие радарные установки отличаются чрезвычайной сложностью в процессе производства, а также весьма дорогостоящие.

Комплексы радаров с ФАР

О новых радиолокационных станциях с фазированными решетками известно то, что они уже сейчас устанавливаются на истребителях пятого поколения. Такие технологии используются в американских системах с ранним предупреждением о ракетных нападениях. Радиолокационные комплексы с ФАР предполагается устанавливать на «Арматах» — новейших танках российского производства. Многие эксперты отмечают, что РФ входит в число мировых лидеров, успешно разрабатывающих радиолокационные станции с ФАР.

«Важнейшее звено в системе разведки»: какими возможностями обладает новейшая радиолокационная станция «Контейнер»

На боевое дежурство Воздушно-космических сил РФ в Мордовии заступила первая загоризонтная радиолокационная станция (РЛС) нового поколения 29Б6 «Контейнер», сообщает Минобороны РФ. Она предназначена для отслеживания воздушных целей, представляющих угрозу для безопасности страны.

«Станция обнаруживает массовый взлёт авиации и крылатых ракет, определяет траекторные параметры отдельных целей, в том числе самолётов тактической и стратегической авиации, а также гиперзвуковых летательных аппаратов. Стоит отметить, что самолёты, выполненные по технологии «стелс», для РЛС ЗГО «Контейнер» «невидимками» не являются», — говорится на сайте военного ведомства.

Разработчиком «Контейнера» выступило ОАО «НПК «Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи» (НИИДАР, Москва). Предприятие входит в структуру концерна «РТИ Системы», который является мировым лидером в области загоризонтной и сверхмощной дальней радиолокации.

В зоне непрерывного контроля

Особенность загоризонтной радиолокационной станции заключается в способности мониторить воздушное пространство за пределами радиогоризонта. Такие РЛС являются частью системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

«Загоризонтные РЛС — вид локаторов, предназначенных для сверхдальней разведки воздушного пространства. Они вскрывают намерения противника задолго до того, как его средства воздушного нападения сформируются и предпримут атаку или провокацию с пересечением границы», — говорится в материалах Минобороны РФ.

В свою очередь, на сайте «РТИ Системы» отмечается, что современные российские загоризонтные радиолокационные станции позволяют передавать необходимую информацию средствам ПВО для обеспечения перехвата воздушных целей.

К достоинствам отечественных РЛС относят непрерывный 24-часовой мониторинг воздушного пространства, высокую степень автоматизации основных процессов, автоматизированную адаптацию к геофизическим и помеховым условиям, а также возможность эксплуатации в различных природно-климатических зонах.

Новейшие российские загоризонтные станции способны практически безошибочно обнаруживать самолёты (с вероятностью не менее 80%). Период обнаружения самолёта в зоне непрерывного контроля не превышает 350 секунд (не более 6 минут). Групповые цели фиксируются за 6—15 минут с момента взлёта.

В общей сложности одна отечественная загоризонтная РЛС способна сопровождать свыше 350 воздушных объектов. Станция может распознавать легкомоторную технику, пассажирские лайнеры, самолёты оперативно-тактической и стратегической авиации, истребители и бомбардировщики, выполненные по технологии «стелс», а также гиперзвуковые летательные аппараты.

Заступивший на боевое дежурство «Контейнер» является одной из новейших отечественных разработок в области радиолокации. Станция представляет собой антенное поле, состоящее из 144 мачт высотой с 10-этажный дом каждая. Длина площадки, на которой расположены элементы РЛС, составляет 1300 м, ширина — 200 м. Аппаратурный комплекс станции размещён в транспортабельных контейнерах. Сектор обзора РЛС — 180°, диапазон рабочих частот — 3—30 МГц.

По данным Минобороны РФ, максимальная дальность действия «Контейнера» составляет 3 тыс. км (по информации разработчика — 6 тыс. км). РЛС может брать на одновременное сопровождение 5 тыс. воздушных объектов. Военные уверены, что детище НИИДАР «обеспечит разведку воздушных объектов, в том числе и гиперзвуковых, над территорией западноевропейских государств и в Юго-Западном регионе».

«Станция является важным звеном в системе стратегического сдерживания, важнейшим звеном и краеугольным камнем в системе разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении», — приводит слова командующего 1-й армии ПВО-ПРО Воздушно-космических сил РФ генерал-лейтенанта Андрея Дёмина пресс-служба Минобороны.

При разработке «Контейнера» специалисты НИИДАР опирались на опыт создания советской загоризонтной РЛС «Дуга». В 1980-е годы она располагалась в Чернобыле и в Комсомольске-на-Амуре. За недолгое время эксплуатации станции отследили свыше 100 запусков американских ракет.

Уникальность «Контейнера» заключается в использовании эффекта отражения радиосигнала от ионосферы Земли. Речь идёт о так называемых пространственных волнах. Их применение позволяет мониторить ситуацию на территории, которая недоступна для прямолинейных радиоволн обычных РЛС.

«Станция использует явление отражения радиоволн декаметрового диапазона от ионосферы. Но у этой РЛС есть так называемая мёртвая зона. Она составляет 900 километров, поэтому было принято решение о расположении станции в глубине страны. Это позволяет ей находиться в безопасности и контролировать воздушное пространство сопредельных государств», — заявил в октябрьском интервью РИА Новости генеральный директор НИИДАР Кирилл Макаров.

Топ-менеджер сообщил, что предприятие планирует поставить Минобороны РФ четыре «Контейнера». Станции будут размещены для мониторинга воздушной обстановки на западном, восточном, северо-западном и южном направлениях.

Из числа загоризонтных РЛС, помимо «Контейнера», концерн «РТИ Системы» поставляет в части ВКС России станцию «Подсолнух», которая позволяет контролировать ситуацию в пределах 200-мильной прибрежной экономической зоны. Данная РЛС способна сопровождать до 200 надводных и до 100 воздушных целей. Подобно «Контейнеру, «Подсолнух» также обнаруживает самолёты, изготовленные по технологии «стелс».

«Оперативное обнаружение»

Как пояснил RT основатель портала MilitaryRussia Дмитрий Корнев, «Контейнер» способен заглядывать за линию радиогоризонта импульсами, которые, отразившись от ионосферы, могут облучить объект и вернуться назад. Недостатком станции эксперт назвал невозможность «заглянуть» в космос. Однако эта задача возложена на РЛС других типов.

«Загоризонтные отечественные РЛС нивелируют дефицит разведывательной информации, который возникает из-за искривления земной поверхности. Судя по имеющимся данным, специализация «Контейнера» — оперативное обнаружение пусков крылатых ракет и взлёта боевой авиации зарубежных стран», — сказал Корнев.

Контейнер» проводит постоянный обмен информацией с другими средствами СПРН и системы ПВО-ПРО. Как предполагает аналитик, после фиксации «Контейнером» старта зарубежной ракеты данные по боеприпасу передаются надгоризонтным станциям, в частности «Воронеж-М», которые развёрнуты в нескольких приграничных регионах РФ.

В комментарии RT коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков отметил, что информация, полученная «Контейнером», имеет большое значение для обороны России. Своевременное обнаружение пуска ракет или подъёма боевых самолётов позволяет ВКС подготовить комплекс мер по защите воздушных рубежей РФ и реализовать сценарий ответно-встречного удара в случае агрессии.

Как подчеркнул собеседник RT, строительство «Контейнеров» и других новых РЛС осуществляется в рамках курса Минобороны по созданию и совершенствованию сплошного радиолокационного поля по периметру российских границ.

«В настоящее время в России создана целая линейка РЛС, способных эффективно контролировать воздушное пространство и космос. О качестве наших станций говорит тот факт, что обнаружение хвалёных «стелс»-самолётов не представляет для них никакой сложности. У западных стран подобных радиолокационных средств нет, но, несмотря на это, российские предприятия продолжают интенсивную научно-техническую работу в области радиолокации», — подытожил Леонков.

Бортовая радиолокационная станция – радар для беспилотных автомобилей

Бортовая радиолокационная станция – радар для беспилотных автомобилей.

Бортовая радиолокационная станция – радар Cognitive Imagine Radar (разработка компании Cognitive Technologies) для автомобилей представляет собой 4D-радар, который определяет пространственные координаты, размеры объектов, скорость объектов, их тип и форму с высокой точностью (до 97,7 %) на дальности до 180 метров. Радар работает в любую погоду (в т.ч. в сильный дождь, ночью), на любых скоростях, имеет компактный размер и высокое разрешение.

Читать еще:  Выбор арбалета для охоты

Общее описание:

Бортовая радиолокационная станция (БРЛС) — система бортового радиоэлектронного оборудования, предназначенная для обнаружения воздушных, морских и наземных объектов методом радиолокации, а также для определения их дальности, размерности и вычисления параметров движения .

Бортовая радиолокационная станция – радар Cognitive Imagine Radar:

Бортовая радиолокационная станция – радар Cognitive Imagine Radar (разработка компании Cognitive Technologies) представляет собой 4D-радар для автомобилей, который определяет пространственные координаты, размеры объектов, скорость объектов, их тип и форму с высокой точностью (до 97,7 %) на дальности до 180 метров.

Радар работает в любую погоду (в т.ч. в сильный дождь, ночью), на любых скоростях, имеет компактный размер и высокое разрешение.

В радаре Cognitive Imagine Radar применена уникальная топологию антенной решетки . Он сканирует пространство во всех направлениях (горизонтальном и вертикальном) без использования каких-либо механических компонентов, в то время как обычные радары сканируют пространство только в одном направлении – горизонтальном. Он формирует четырехмерную (4D) карту дорожной сцены (пространственные координаты объекта – скорость объекта) за один цикл приема-передачи сигнала. Радар видит как статические объекты (лес, отбойники и пр.), так и динамические объекты ( автомобили , пешеходов и пр.) с различными скоростями движения, независимо от ракурса и направления движения.

Радар Cognitive Imagine Radar работает в диапазоне 76-81 ГГц. Угол сканирования по азимуту – 90 градусов, по высоте – 15 градусов (второй показатель не нуждается в увеличении при поездках по автодорогам). Точность определения расстояния – 10 сантиметров. Точность определения скорости объекта – 0,1 км/час.

В 4D-радаре реализована технология SAR (Synthetic-aperture radar, в переводе с английского – радар с синтезированной апертурой), позволяющая с помощью радара и бортового компьютера автомобиля строить объемную карту окружающей обстановки – местности. Такая объемная карта необходима автопилоту для понимания общей картины того, где находится автомобиль, какие возможны сценарии выбора траекторий. Радар позволяет видеть в высоком качестве объекты, находящиеся на близком расстоянии к нему: обочину, выбоины на дороге, бордюры и пр., видеть и детектировать даже домашних животных , выделять потенциально опасные объекты на дороге и учитывать их при управлении беспилотным транспортным средством. Обычные радары на это неспособны.

Примечание: описание технологии на примере радара Cognitive Imagine Radar (разработка компании Cognitive Technologies).

© Фото Cognitive Technologies, http://cognitivepilot.com, https://www.cognitive.ru, https://www.pexels.com, https://pixabay.com.

воронеж дуга рлс радиолокационная станция обнаружения ближней разведки п 18р п 18 п 37 дарьял 19ж6 антенны пво orwell r 1л119 39н6
береговые судовые новые радиолокационные станции 36д6м1 1 россии морские ттх космические
чернобыль современные загоризонтная мобильная наземная бортовая навигационная военная радиолокационная станция комплекс схема
диапазоны состав мощность управление импульса устройство оператор радиолокационных станций фото дон фара 5н87 модель бокового обзора купить

Загоризонтные РЛС, попытка инженера обьяснить сложное по простому. (часть вторая) “Русский дятел”.

Вторая часть статьи посвящённой способам увидеть что там за горизонтом.
Прочитав комментарии к прошлой статье , решил более подробно рассказать о СДВ связи и РЛС на принципах “небесного луча”, о РЛС работающие на принципах “земного луча” будет в следующей статье, уж если рассказывать то рассказывать последовательно.

Загоризонтные РЛС, попытка инженера обьяснить сложное по простому. (часть вторая) “Русский дятел”, “Зевс” и “Антей”.

В первой части статьи я рассказал основы необходимые для понимания. Поэтому если вдруг что то стало непонятно, читайте её, узнаете что-то новое или освежите забытое. В этой части решил перейти от теории к конкретике и вести рассказ опираясь на реальные образцы. Для примеров, во избежании вбросов, дезинформации и разжигании пуканов диванных аналитиков, буду использовать системы которые давно поставлены в строй и не являются секретными. По скольку это не является моей специализацией, я рассказываю то что узнал в бытность мою студентом от преподов, на предмете “Основы Радиолокации и Радионавигации”, и то что нарыл по разным источникам на просторах паутины. Комрады хорошо подкованные в этой теме, если найдёте неточность, конструктивная критика всегда приветствуется.

“РУССКИЙ ДЯТЕЛ” ОН ЖЕ “ДУГА”

“ДУГА” является первой загоризонтной РЛС в союзе (не путать с надгоризонтными) предназначенной для обнаружения пусков баллистических ракет. Известно о трех станциях этой серии: Экспериментальная установка «ДУГА-Н» возле Николаева, “ДУГА-1” в посёлке Чернобыль-2, “ДУГА-2” в посёлке Большая Картель рядом с Комсомольском-на-Амуре. На данный момент все три станции выведены из эксплуатации их электронное оборудование демонтировано, также демонтированы антенные решетки кроме станции находящийся в Чернобыле. Антенное поле станции “ДУГА” одно из самых заметных сооружений в зоне отчуждения после здания самой ЧАЭС.

Антенное поле “ДУГИ” в Чернобыле, хотя оно больше похоже на стенку)

Станция работала в КВ диапазоне на частотах 5-28МГц. Обратите внимание что на фото видно, грубо говоря, две стены. По скольку нельзя было создать одну достаточно широкополосную антенну, было принято решения разбить рабочий диапазон на две антенны, каждая рассчитанная на свою полосу частот. Сами антенны не являются одной цельной антенной а состоят из множества относительно небольших антенн. Такая конструкция называется Фазированной Антенной Решёткой (ФАР). На фото с низу одни сегмент такой ФАР:

Так выглядит один сегмент ФАР “ДУГИ”, без несущих конструкций.


Расположение отдельных элементов на несущей конструкции

Пару слов о том что такое ФАР. Некоторые просили меня описать что это такое и как это работает, уже думал начать, но пришёл к выводу что придётся это делать в виде отдельной статьи, так как нужно рассказать кучу теории для понимания, так что статья про ФАР будет в будущем. А если в двух словах то: ФАР позволяет принимать радиоволны приходящие на неё с определённого направления и отфильтровывать всё то что приходит с других направлений, при чем изменять направление приёма можно не меняя положения ФАР в пространстве. Что интересно эти две антенны, на снимках с верху, принимающие, то-есть они не могли ничего передавать (излучать) в пространство. Бытует ошибочно мнение что излучателем для “ДУГИ” был находящийся рядом комплекс “КРУГ”, это не так. ВНЗ “КРУГ” (не путать с ЗРК КРУГ) был предназначен для других целей, хоть и работал в паре с “ДУГОЙ”, о нём будет ниже. Излучатель дуги находился в 60 км от Чернобыля-2 возле города Любеч (Черниговская область). К сожалению не смог найти не одной достоверной фотографии сего объекта, есть только словесное описание: “Передающие антенны также построены по принципу фазированной антенной решётки и были меньше и ниже, их высота составляла 85 метров.”. Если кто вдруг обладает фотографиями этого сооружения буду очень благодарен. Приёмная система ЗРЛС “ДУГА” потребляла около 10 МВт, сколько потреблял передатчик сказать не могу ибо цифры уж очень отличаются в разных источниках, на вскидку могу сказать что мощность одного импульса была не меньше 160 МВт. Хочу обратить внимание что излучатель был импульсный, как раз эти импульсы, которые слышали в своём эфире американцы, и дали название для станции “дятел”. Использование импульсов необходимо для того чтобы при их помощи можно достичь больше излучаемой мощности чем постоянная потребляемая мощность излучателя. Это достигается путём накопления энергии в период между импульсами, и излучение этой энергии в виде кратковременного импульса. Обычно время между импульсами, не меньше чем в десять раз, превышает время самого импульса. Именно такое колоссальное потребление энергии объясняет постройку станции в относительно близости от АЭС – источника энергии. Вот как кстати звучал “русский дятел” в американском радиоэфире. Что касается возможностей “ДУГИ” то станции этого типа могли засекать только массированный старт ракет при котором образуется большое количество факелов ионизированного газа от двигателей ракет. Нашёл вот такую картинку с секторами обзора трех станций типа “ДУГА”:

Эта картинка является правильно отчасти потому что показывает только направления обзора, а сами сектора обзора обозначенный не правильно. В зависимости от состояния ионосферы угол обзора был примерно равен 50-75 градусов, хотя на картинке он показан в градусов 30 максимум. Дальность обзора опять же зависела от состояния ионосферы и была не меньше 3 тыс км, а в лучшем случае можно было видеть пуски аж за экватором. Из чего можно было сделать вывод что станции просматривали всю территорию северной Америки, Арктики, и северные части атлантического и тихого океанов, одним словом почти все возможные районы пуска баллистических ракет.

Читать еще:  Башар Асад впервые посетил российскую авиабазу «Хмеймим»

Для корректной работы ЗРЛС и определения оптимальной трассы прохождения зондирующего луча необходимо иметь точные данные о состоянии ионосферы. Для получения этих данных была предназначена станция Возвратно Наклонного Зондирования (ВНЗ) ионосферы “КРУГ”. Станция состояла из двух колец антенн похожих как на ФАР “ДУГИ” только расположенных вертикально, всего было 240 антенн высотой 12 метров каждая, и одна антенна стояла на одноэтажном здании в центре кругов.


ВНЗ “КРУГ”

В отличии от “ДУГИ” приёмник и передатчик находятся в одном месте. В задачу этого комплекса входило постоянно определять длины волн которые с наименьшим затуханием распространяются в атмосфере, дальность их распространения и углы под которыми волны отражаются от ионосферы. По этим параметрам высчитывалась трасса прохода луча до цели и обратно и приёмная ФАР настраивалась таких образом что бы принимать только свой отражённый сигнал. Простыми словами вычисляли угол прихода отражённого сигнала и создавали в этом направлении максимальную чувствительность ФАР.

СОВРЕМЕННЫЕ ЗРЛС “ДОН-2Н” “ДАРЬЯЛ”, “ВОЛГА”, “ВОРОНЕЖ”

Эти станции стоят до сих пор на боевом дежурстве (кроме дарьяла), достоверной информации по ним крайне мало, поэтому озвучу их возможности поверхностно. В отличии от “ДУГИ” эти станции могут фиксировать отдельные пуски ракет, и даже обнаруживать крылатые ракеты летящие на сверх малых. В целом конструкция не изменилась, это те же ФАР служащие для приёма и передачи сигналов. Поменялись используемые сигналы, они такие же импульсные, но теперь они размазаны равномерно по рабочей полосе частот, простыми словами это уже не стук дятла, а равномерный шум, который сложно выделить на фоне других шумов не зная изначальной структуры сигнала. Так же поменялись частоты, если дуга работала в КВ диапазоне то “Дарьял” способен работать в КВ, УКВ и УВЧ. Определят цели теперь могут не только по выхлопу газа но и по самой тушке цели, о принципах обнаружения целей на фоне земли я рассказывал уже в прошлой статье.

ДАЛЬНЯЯ СДВ РАДИОСВЯЗЬ

В прошлой статье я кратко рассказывал о километровых волнах. Может в будущем сделаю статью по этим видам связи, а сейчас кратко расскажу на примерах двух передатчиков “ЗЕВС” и 43-ем узле связи ВМФ России. Заголовок СДВ чисто символический, так как эти длины выпадают из обще принятых классификаций, а системы использующие их единичны. ЗЕВС использует волны длинной 3656 км и частотой 82 герца. Для излучения используют особую антенную систему. Находят участок земли с максимально низкой удельной проводимостью, в него на расстоянии 60 км забивают на глубину 2-3 км два электрода. Для излучения на электроды подаётся высоковольтное напряжение с заданной частотой (82 Гц), по скольку сопротивление земной породы крайне велико между электродами, электрическому току приходиться идти через более глубокие слои земли, тем самым превращая их в огромную антенну. Во время работы “Зевс” потребляет 30 МВт, но излучаемая мощность составляет не больше 5 Ватт. Однако этих 5 Ватт полностью хватает для того что бы сигнал прошёл полностью весь земной шар насквозь, работу “Зевса” регистрируют даже в Антарктиде, хотя сам он расположен на Кольском полуострове. Если придерживаться старых советских норм “Зевс” работает в КНЧ (крайне низкие частоты) диапазоне. Особенность этого типа связи в том что она односторонняя, поэтому её назначение передавать условные короткие сигналы, услышав которые, подлодки всплывают на небольшую глубину для связи с командным центром или выпускают радиобуй. Что интересно “Зевс” оставался секретным до 1990-х годов, пока ученые Стэнфордского университета (Калифорния) не опубликовали ряд интригующих заявлений, касающихся исследований в области радиотехники и радиопередачи. Американцы стали свидетелями необычного явления – научная радиоаппаратура, размещенная на всех континентах Земли регулярно, в одно и то же время, фиксирует странные повторяющиеся сигналы на частоте 82 Гц. Скорость передачи за один сеанс – три знака каждые 5-15 минут. Сигналы поступают прямо из земной коры – у исследователей возникает мистическое ощущение, будто бы сама планета разговаривает с ними. Мистика – удел средневековых мракобесов, а продвинутые янки сразу догадались, что имеют дело с невероятным КНЧ-передатчиком, размещенным где-то на другом конце Земли. Где? Ясно где – в России. Похоже, эти безумные русские «закоротили» целиком всю планету, используя её в качестве гигантской антенны для передачи зашифрованных сообщений.

43-й узел связи ВМФ России представляет несколько иной тип длинноволнового передатчика (радиостанция «Антей», RJH69). Станция расположена вблизи городка Вилейка, минская область, РБ, антенное поле занимает площадь 6,5 квадратных километра. Состоит из 15 мачт высотой 270 метров и трех мачт высотой в 305 метров, между мачт натянуты элементы антенного поля, общий вес которых составляет около 900 тон. Антенное поле расположено над заболоченными участками земли что обеспечивает хорошие условия для излучения сигнала. Я сам был рядом с этой станцией и могу сказать что просто словами и картинками не передать тех размеров и ощущений которые вызывает эта громадина в реальности.


Так выглядит антенное поле на гугл картах, хорошо видны просеки над которыми натянуты основные элементы.


Вид с одной из мачт “Антея”

Мощность “Антея” не менее 1 МВт, в отличии от передатчиков ЗРЛС он не является импульсным, то есть во время работы излучает этот самый мега Ватт или больше, всё время работы. Точная скорость передачи информации не известна но если проводить аналогию с немецким трофейным “Голиафом”, не меньше 300 бит/с. В отличии от “Зевса” связь уже является двух сторонней, подлодки для связи используют либо много километровые проволочные буксируемые антенны, либо специальные радио буи которые выпускаются подлодкой с большой глубины. Для связи используется СДВ диапазон, дальность связи охватывает всё северное полушарие. Преимущества СДВ связи что её кране сложно заглушить помехами, а так же она может работать в условиях ядерного взрыва и после него в то время как более высоко частотные системы не могут наладить связь из-за помех в атмосфере после взрыва. По мимо связи с подлодками “Антей” используется для радио разведки и передачи сигналов точного времени системы “Бета”.

Это не завершающая статья о принципах заглянуть за горизонт, будут ещё, в этой по просьбам читателей я сосредоточился на реальных системах вместо теории.. Так же прошу прощения за задержку с выходом, я не блогер или житель интернета, у меня есть работа которую я люблю и которая периодически очень “любит” меня, поэтому статьи пишу между делом. Надеюсь читать было интересно, потому что я всё ещё нахожусь в режиме пробы пера и не определился до сих пор в каком стиле писать. Конструктивная критика как всегда приветствуется. Ну и специально для филологов анекдот в конце:

Препод по матану про филологов:
— . Да плюньте в лицо тому, кто говорит, что филологи – это нежные фиалочки с горящими глазами! Я вас умоляю! На самом деле они мрачные желчные типы, готовые язык собеседнику вырвать за фразы, типа “оплатите за воду”, “мое день рождение”, “дырка в пальте”.
Голос с задней парты:
— А что не так с этими фразами?
Препод, поправив очки:
— А на вашем трупе, молодой человек, они бы еще и попрыгали.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: