0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Россия в Арктике. США смирились с унижением.

Россия в Арктике. США смирились с унижением.

Русская армия никогда не пасовала перед трудностями, а лютый мороз и ледяные ветра всегда были нашими союзниками. Это наглядно показала война 1812 года и Великая Отечественная. Генерал Мороз, он только в русской армии служит!

Российская армия переживает период бурного роста, модернизации, переоснащения и капитального строительства. Не обошли реформы и арктические территории. За рекордные сроки на острове Земля Александры была создана уникальная военная база с красивым названием «Арктический трилистник» (посетите виртуальную экскурсию по базе). Для защиты зон исключительного экономического интереса России в Арктике были разработаны и поступили на вооружения комплекты арктической одежды для военнослужащих, новейшие гусеничные тягачи, разработаны и внедрены уникальные системы противовоздушной и противоракетной обороны для территорий крайнего Севера, авиационные подразделения активно тренируются для работы в условиях экстремально низких температур и так далее. Похвастаться американцам в этом вопросе нечем.

Резкий рост российского присутствия на исконно русских территориях насторожил наших закоренелых «партнеров» США. Американское издание The Washington Times в своей статье «Как Россия готовиться к очень холодной войне» не оставляет Вооруженным силам США ни одного шанса и прямо говорит о безоговорочном лидерстве нашей страны в арктическом регионе.

Что вызывает такую озабоченность в США? В первую очередь – экономические потери. Под толщей арктического льда скрыты невероятные залежи полезных ископаемых, а главное – нефти и газа! Геологическая служба США заявляет о 18% мировых невостребованных залежей нефти подо льдами Арктики. Через арктические воды проходят крупные, альтернативные действующим евроазиатским, маршруты судоходства. Плюс ко всему, через эти территории проще и быстрее «добросить» что-нибудь до материковой части США. К примеру, новейшая и уникальная межконтинентальная баллистическая ракета «Курьер» (материал о ней здесь) будучи запущена с наших арктических территорий способна за несколько минут доставить на Аляску полный объем своей «полезной нагрузки».

Россия обладает уникальным и самым крупным в мире атомным ледокольным флотом (более 50 тяжелых ледоколов), закладываются и проектируются новые корабли подобного класс, в том числе боевые! США, по информации The Washington Times имеют лишь три подобных корабля, два из которых на пороге списания.

Америка уже поздно спасать положение, констатируют авторы статьи.

США смирились с поражением в Арктике

Вашингтон заметно проигрывает Москве и Пекину в битве за установление контроля над Арктикой. К такому выводу пришел профессор Школы международных исследований при Университете Джона Хопкинса в США Хал Брэндс.

По мнению эксперта, Берингов пролив потенциально может стать Персидским заливом будущего. Он будет оказывать колоссальное влияние на международную обстановку. Но в этом месте США не будут иметь возможности противостоять России, несмотря на свою усовершенствованную арктическую стратегию.

В Соединенных Штатах наконец-то поняли всю важность Арктики. В ответ на активность России Пентагон собирается проводить в регионе больше учений, планирует подготовить экспедиционные бригады морской пехоты для действия в арктических условиях, а также хочет усилить сотрудничество с союзниками для обеспечения безопасности ключевых морских путей в Арктике. Однако Вашингтону не хватит ресурсов для достижения поставленных целей.

Россия наращивает мускулы в Арктике и устанавливает контроль над ключевыми морскими маршрутами. Под ее властью находится Северный морской путь. Китай, в свою очередь, активизирует свои усилия в борьбе за северный регион. Это проявляется в инициативе «Один пояс – один путь», написал Брэндс в материале для Bloomberg.

У РФ имеется 14 ледоколов и шесть арктических баз. Страна активно инвестирует в развитие региона. У Китая гораздо меньше возможностей в Арктике, но страна ведет активную работу, чтобы наверстать упущенное. При этом у США эти возможности отсутствуют: у них есть всего два старых ледокола, которые непригодны для использования в Арктике, а вся инфраструктура за Полярным кругом устарела. Для ее восстановления понадобятся огромные финансовые вложения.

Другой большой проблемой для Соединенных Штатов станет непонимание со стороны союзников. К примеру, Канада считает Северо-Западный проход в Арктике своими территориальными водами, что не соответствует представлениям Вашингтона.

Третьим камнем преткновения для США станет то, что их арктическая стратегия не соответствует политике американских властей по климату. Вашингтон отказывается помогать союзникам в борьбе с глобальным потеплением, но при этом обвиняет Китай в климатических изменениях. Такая позиция Вашингтона и игнорирование изменений климата поставит США в стратегически невыгодное положение. Это предопределит окончательное поражение страны в борьбе за влияние в Арктике, констатировал профессор.

Читать еще:  Средства чистка оружия

Битва за Север

Россия, США и Китай борются за Арктику. Она решит судьбу всего мира

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Новые торговые пути, новые зоны влияния и миллиарды долларов прибыли — все это Арктика. Таяние ледников открывает не только ранее недоступные территории, но и перспективы для глобального экономического и геополитического соперничества в Северном полушарии. И основные игроки здесь — Россия, США и Китай. Совместное использование Арктики российский министр иностранных дел Сергей Лавров 7 мая обсуждал с коллегами по Арктическому совету в Финляндии. Корреспондент «Ленты.ру» отправился вместе с министром в маленький городок Рованиеми, чтобы выяснить, кто из мировых гигантов получит больше всего преференций от нового фронтира и не грозит ли миру новая — в прямом смысле холодная — война.

Века тишины

На протяжении столетий освоение неприветливой Арктики оставалось уделом исследователей-полярников и смельчаков-одиночек: закованный льдом регион был слишком суров, недоступен для технологий прошлого и практически непригоден для жизни. В последние годы, однако, интерес человечества к холодному Северу растет: и причина не только в появлении новых технологий, но и в изменении самой планеты Земля.

По прогнозу ООН, к 2050 году рост температуры в Арктике составит от 3 до 5 градусов — а это значит, что богатые залежи природных ресурсов будет легче разрабатывать, через Север станет проще возить морские грузы, и прежде закрытый регион превратится в еще одну арену борьбы мировых держав. Кроме того, именно там яснее всего видны результаты глобального изменения климата: помимо политического и экономического, Арктика представляет и значительный научный интерес.

У Арктики уже сегодня есть огромное коммерческое значение — через нее пролегает российский Северный морской путь, позволяющий быстро и эффективно переправлять грузы из Азии в Европу и обратно. Сегодня значительная часть торгового трафика идет через Суэцкий канал — использование Севморпути, например, при транспортировке грузов из китайского Шанхая в немецкий Гамбург позволит «срезать» 2,8 тысячи морских миль, то есть сократить дистанцию почти на четверть.

Немаловажен и ресурсный потенциал: по оценкам американских экспертов, в Арктике содержится 1,67 триллиона кубометров газа и 90 миллиардов баррелей нефти — это 30 процентов всех неразведанных газовых и 13 процентов нефтяных запасов планеты. Помимо этого, в морозных землях есть уран, редкоземельные металлы, золото и алмазы.

Диалог ни о чем

«Стратегической целью России остается обеспечение устойчивого развития региона в трех измерениях: экономическом, природоохранном и социальном. Мы последовательно исходим из того, что хозяйственное освоение Арктики должно осуществляться в соответствии с высокими экологическими стандартами, при уважении интересов проживающих там людей, включая образ жизни коренных народов», — открыл свое выступление на Арктическом форуме Сергей Лавров.

Он выступал одним из последних — двенадцатым по счету, поскольку распределение очередности докладчиков на заседании происходило по алфавиту: перед главой российской дипломатии и американским госсекретарем успели выступить не только канадцы с датчанами, но и алеуты, инуиты, саамы и кучины — малые народы, живущие на арктических землях.

«Поддерживаем программу председательства [в Арктическом совете] Исландии, с которой у России имеются общие интересы в регионе. Это прежде всего проблематика моря — развитие морской биоэкономики и «зеленого» судоходства, борьба с морским мусором, включая микропластик, а также с закислением океана», — продолжал не самую свою примечательную речь глава МИДа. Ни он, ни большинство его коллег ни слова не сказали о надвигающейся борьбе за арктические ресурсы и новый фронтир, который открывается миру. Все они говорили об экологии, о положении и правах коренных народов, представители которых в традиционных нарядах нередко сами брали слово, — но о грядущем противостоянии никто не упоминал.

Сергей Лавров и Майкл Помпео

Исключение составила разве что американская делегация — госсекретарь Майк Помпео на фоне общих миролюбивых реляций очертил контуры ледяного конфликта еще до начала основных выступлений. «Америке пора проявить себя в качестве арктической нации. Этот регион стал ареной для глобальных держав, ареной для соревнования», — заявил глава Госдепа. Он отметил, что страны входят в новую эпоху стратегического подхода к Арктике и отстаиванию своих интересов.

Кто грозит интересам США в регионе, было предельно понятно. «Привычка Китая вести себя агрессивно в других регионах дает нам представление о том, как он будет действовать в Арктике», — изрек госсекретарь. Во время заключительных ремарок Помпео, выступая вскоре после Лаврова, тоже говорил о важности совместной продуктивной работы, но не упустил возможности раскритиковать Китай за наплевательское отношение к арктической экологии.

Речь главы Госдепа несколько выбивалась из общей массы благостных монологов «за все хорошее», из-за чего он получил и от некоторых американских экспертов, и от китайских дипломатов. Но, возможно, именно эта речь обнажила очевидную проблему: Арктический совет, созданный для решения научных, экологических и гуманитарных вопросов путем консенсуса, совершенно не подходит для вызовов нового времени. Если международное сообщество не выработает новых механизмов взаимодействия в Арктике, термин «холодная война» вполне может получить новое наполнение.

Читать еще:  Метеориты, упавшие на Землю, как найти по карте, места взрывов и новости о летящих, крупнейшие и ближайшие, последствия влета в атмосферу

Левиафаны холодного Севера

Бороться причем есть кому: основных претендентов на арктические богатства три — Россия, Китай и США. Приоритеты Москвы в апреле 2019 года обозначил российский президент Владимир Путин — на Международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога» он заявил: «Россия неизменно стремится укреплять взаимодействие с государствами Арктического региона. Только вместе мы сможем превратить Арктику в территорию мира, стабильности и партнерства». У нашей страны есть все, чтобы играть ключевую роль в Арктике: десятилетия использования Северного морского пути дали ей и опыт работы в сложных условиях, и необходимую техническую базу.

Впрочем, одним партнерством Россия явно не обходится: с 2014 года в стране на базе Северного флота, выведенного из состава Западного военного округа, было создано Объединенное стратегическое командование «Север» — его еще называют «арктическими войсками».

С того времени российские военные построили в Арктике новые базы и аэродромы, получили и освоили новые виды техники, позволяющие эффективно передвигаться и воевать в суровых условиях Севера. Кроме того, у России есть еще одно огромное преимущество: целый флот ледоколов и опыт их использования. «Ледоколы — это арктические шоссе. У России есть целые магистрали, а у нас — грунтовка с дырами», — констатировал американский сенатор от штата Аляска Дэн Салливан.

Его заявление сложно назвать беспочвенным алармизмом. В то время как у России ледоколов больше 40, у США их всего два — построенных еще в 1970-х годах, один из которых не на ходу и используется как склад запчастей для единственного действующего корабля.

Москва к тому же может похвастать и атомным ледокольным флотом. Имеющиеся в распоряжении России ледоколы класса «Арктика» водоизмещением в 25 тысяч тонн способны пробивать лед толщиной 2,25 метра (показатель американского корабля — 1,8 метра) и оставлять за собой проход шириной в 33,5 метра (американский — 25 метров).

Ледокол класса «Арктика»

Фото: Алексей Даничев / РИА Новости

Но Россия намерена еще больше закрепить преимущество: исполинские ледоколы класса «Лидер» водоизмещением в 72 тысячи тонн смогут круглый год ходить по Севморпути, колоть лед толщиной четыре метра и оставлять за собой проход шириной в 60 метров, что позволит проводить по северным водам крупнейшие торговые суда. Ввод в строй трех суперледоколов запланирован на вторую половину 2020-х годов.

Мощный арктический торговый трафик потребует охраны: для нее на российских верфях строят уникальные корабли-гибриды, объединяющие качества ледокола, буксира и патрульного корабля. Корабли проекта 23550 смогут не только колоть лед толщиной до 1,5 метра, они будут нести на борту пусковые комплексы ракет «Калибр», 100-миллиметровую пушку, противолодочный вертолет Ка-27 в специальном ангаре и два скоростных боевых катера «Раптор» для преследования нарушителей границы и абордажа их судов. Первый корабль такого класса — «Иван Папанин» — должен сойти со стапелей в 2023 году.

У США такого задела нет, и американцы вынуждены стартовать практически с нуля с одним скромным ледоколом. «Какова была наша стратегия национальной безопасности в Арктике? Я думаю до недавнего времени с точки зрения США, с точки зрения Пентагона ее вообще не было. [. ] А вот русские четко понимали, как высоки ставки в Арктике. Они не разговоры разговаривали, а дело делали», — сетовал все тот же сенатор Салливан еще в 2017 году.

С тех пор Пентагону все-таки удалось сделать важный шаг: в апреле 2019-го после нескольких лет мытарств и просьб со стороны военных чиновники наконец заключили соглашение о строительстве трех тяжелых ледоколов для Береговой охраны США. По предварительным данным, они смогут пробивать лед трехметровой толщины и будут иметь водоизмещение в 17,7 тысячи тонн. Ожидается, что первый новый ледокол поступит в распоряжение военных в 2024 году — к тому времени нынешний ледокол «Полар Стар» уже три года как будет не в строю, и на какое-то время американцы останутся вообще без ледокольного флота.

Кроме того, американцы в целом планируют масштабное увеличение активности в регионе. «Для меня это был как ушат холодной воды. За столом напротив меня сидел мой российский коллега и рассказывал, что у него там 10 тысяч спецназовцев и аэродромы, которые восстанавливают якобы «для поисково-спасательных операций»», — говорил глава ВМС США Ричард Спенсер в апреле 2018 года. В том же году американские солдаты потренировались в условиях, приближенных к арктическим.

Российские солдаты приобретают все больше опыта службы в условиях арктического холода

Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Вашингтон явно не хочет оказаться среди проигравших при разделе богатств региона, не хочет потерять влияния, но возможностей для этого у него немного. Потому он прибегает к дипломатическим мерам: незадолго до встречи в Рованиеми госсекретарь США Майк Помпео объявил, что против вмешательства в арктические дела стран, не имеющих выхода к региону. Этот выпад был явно направлен против Китая.

Читать еще:  Вальхалла, как попасть, хозяин и ледяные воины, дорога ко входу, вступление богов и путь викингов, пиршество в чертогах Одина

Пекин объявил себя «околоарктической страной» и сформулировал собственную арктическую политику. Китайские стремления отчасти можно понять: по словам некоторых экспертов, из-за таяния арктических льдов многие китайские берега может затопить: около 20 миллионов человек вынуждены будут покинуть свои дома. Логично, что Пекин хочет примерить на себя образ борца за экологию всей планеты — учитывая, что США при президенте Дональде Трампе от него отказались.

В соответствии с китайским видением будущего, по ныне скованным льдами просторам должен пройти «Полярный шелковый путь» — для тысяч кораблей должна быть создана инфраструктура и правовой режим функционирования. Поначалу предлагается использовать Севморпуть, но в долгосрочной перспективе Пекин, конечно же, не намерен мириться с российским доминированием. В долгосрочных планах партийных боссов — наладить сообщение по Трансполярному морскому пути, через центр Арктики, вне экономической зоны России.

Китай действует привычным для себя способом, оперируя могучей экономикой. Он активно инвестирует в строительство портов и разработку ресурсов, например, в российский проект по добыче, сжижению и поставке природного газа на Ямале или в норвежские нефтегазовые месторождения. Опыт работы с функционирующими в северных условиях компаниями позволяет китайским специалистам разрабатывать собственные проекты. Чтобы обойтись без США и России, китайцы активно работают с малыми странами региона — Норвегией, Швецией, Финляндией, Данией и Исландией.

Идет и научная работа: китайские ученые активно занимаются арктическими исследованиями в норвежском Свальбарде (в демилитаризованной зоне разрешено работать ученым всех стран мира), посылают экспедиции, отслеживают состояние региона со спутников. Со стапелей китайских верфей уже в 2019 году должен сойти тяжелый ледокол «Сюэлун 2».

Изменение климата, фиксируемое учеными, больше всего заметно в Арктике. Меняется, однако, не только климат, но и конфигурация всего мира: в ближайшие годы именно «северный фронтир» станет одним из главных театров борьбы мировых держав за новые зоны влияния и торговые пути. Власть над Севером дорогого стоит: для России она может стать колоссальным экономическим приобретением.

Но упускать ее не намерены ни китайцы, ни американцы, для которых Арктика может оказаться «ключом к сверхдержавности». Пекин, став лидером в регионе, может открыть путь к свержению США с мирового пьедестала. Вашингтон же, одержав победу в этом противостоянии, обзаведется мощнейшим инструментом удержания статуса единственной сверхдержавы на Земле и нанесет сокрушительный удар по амбициям дерзкого Китая.

Россия в Арктике. США смирились с унижением.

Русская армия никогда не пасовала перед трудностями , а лютый мороз и ледяные ветра всегда были нашими союзниками. Это наглядно показала война 1812 года и Великая Отечественная . Генерал Мороз , он только в русской армии служит!

Российская армия переживает период бурного роста, модернизации, переоснащения и капитального строительства. Не обошли реформы и арктические территории. За рекордные сроки на острове Земля Александры была создана уникальная военная база с красивым названием «Арктический трилистник» (посетите виртуальную экскурсию по базе ). Для защиты зон исключительного экономического интереса России в Арктике были разработаны и поступили на вооружения комплекты арктической одежды для военнослужащих, новейшие гусеничные тягачи, разработаны и внедрены уникальные системы противовоздушной и противоракетной обороны для территорий крайнего Севера, авиационные подразделения активно тренируются для работы в условиях экстремально низких температур и так далее. Похвастаться американцам в этом вопросе нечем.

Резкий рост российского присутствия на исконно русских территориях насторожил наших закоренелых «партнеров» США. Американское издание The Washington Times в своей статье «Как Россия готовиться к очень холодной войне» не оставляет Вооруженным силам США ни одного шанса и прямо говорит о безоговорочном лидерстве нашей страны в арктическом регионе.

Что вызывает такую озабоченность в США? В первую очередь – экономические потери. Под толщей арктического льда скрыты невероятные залежи полезных ископаемых, а главное – нефти и газа! Геологическая служба США заявляет о 18% мировых невостребованных залежей нефти подо льдами Арктики. Через арктические воды проходят крупные, альтернативные действующим евроазиатским, маршруты судоходства. Плюс ко всему, через эти территории проще и быстрее «добросить» что-нибудь до материковой части США. К примеру, новейшая и уникальная межконтинентальная баллистическая ракета «Курьер» (материал о ней здесь ) будучи запущена с наших арктических территорий способна за несколько минут доставить на Аляску полный объем своей «полезной нагрузки».

Россия обладает уникальным и самым крупным в мире атомным ледокольным флотом (более 50 тяжелых ледоколов), закладываются и проектируются новые корабли подобного класс, в том числе боевые! США, по информации The Washington Times имеют лишь три подобных корабля, два из которых на пороге списания.

Америка уже поздно спасать положение, констатируют авторы статьи.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector