6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С прицелом на шестидесятые годы, модернизации истребителя F-22A Raptor

Модернизация «Рэптора»

Спустя 20 лет со дня первого полета истребитель Locheed Martin F-22 Raptor американцы все еще именуют лучшим в мире самолетом завоевания превосходства в воздухе. Между тем, у истребителя F-22 уже появились соперники в виде российского самолета Су-57, заметность которого выше, но маневренность лучше, и китайского истребителя AVIC Chengdu J-20. Работы по истребителям 5-го поколения ведутся в Германии, Индии, Турции Южной Корее и Японии, правда, пока находятся на ранних стадиях. Малозаметность самолета F-22 обеспечивает не только особая форма планера, но также специальное радиопоглощающее покрытие. Ни один из современных истребителей не объединяет трех главных отличий истребителя F-22: малозаметности, эффективного бортового боевого комплекса (в состав интегральной прицельно-навигационной системы входят РЛС Northrop Grumman AN/APG-77 и комплекс РЭБ ВАЕ Systems AN/ALR-74, обмен информацией с другими самолетами обеспечивает инфракрасная линия передачи данных) и силовой установки, обеспечивающей сверхзвуковой полет на бесфорсажном режиме (на нем установлены ТРДДФ Pratt&Whitney F119 с отклоняемым вектором тяги, два двигателя F119 позволяют самолету на бесфорсажном режиме работы достигать скорости М=1,5). Недаром начальник Боевого авиационного командования ВВС США генерал Майкл Холмс в интервью изданию «Флайт Глобал» отметил: «F-22, спустя 20 лет, остается властелином неба». Согласно Холмсу, противникам США крайне сложно преодолеть отставание от американского истребителя.

Состояния первоначальной боеготовности истребитель F-22 достиг в декабре 2005 г. Впрочем, тогда самолет не имел ни нашлемной прицельной системы HMCS (helmet-mounted cueing system), ни ИК системы обзора и слежения IRST (infrared search and track), стандартных для многих истребителей 4-го поколения. Последний из 195 истребителей F 22 фирма Locheed сдала в мае 2012 г. На протяжении большей части своей истории самолет F 22 фактически не совершенствовался. Если истребители F-15С и F/A-18E/F доработали под новейшие УР «воздух-воздух» AIM-120D и AIM-9Х Block II, то с самолетом F-22 такой работы долгое время не проводилось.

Модернизацией истребителя F-22 занялись относительно недавно. В августе 2017 г. начались оценочные испытания самолета F-22 с комплектом программного обеспечения Increment 3.2В, позволяющим использовать УР AIM-120D и AIM-9X Block II. Программное обеспечение Increment 3.2В также повышает возможности комплекса AN/ALR-74 в части геолокации источников электромагнитного излучения. Испытания планируется завершить в апреле 2018 г., а в период с середины 2019 г. по осень 2022 г. комплект ПО Increment 3.2В планируется установить на 150 истребителях F-22A.

Вопрос об оснащении самолета F-22 системой IRST дискутируется давно. Камнем преткновения оставалось связанное с установкой системы IRST увеличение радиолокационной заметности самолета, хотя в принципе определенный компромисс между значением эффективной поверхности рассеивания самолета и характеристиками системы IRST найти можно. На прямой вопрос издания «Флайт Глобал» о перспективах появления системы IRST на F-22 представитель ВВС США ответил однозначным нет. В то же время, насколько известно, запрошено финансирование работ по интеграции в бортовое оборудование нашлемной системы HMCS. ВВС США в 2013 г. были близки к получению ассигнований на интеграцию нашлемного прицела в бортовое оборудование самолета F-22, но сокращение бюджета затронуло и эту статью расходов. Техническое задание к системе HMCS для самолета F-22 должно быть сформулировано в 2018 г., а практические опытно-конструкторские работы планируется начать в первой половине 2019 г. Принятие окончательного решения по выбору конкретной системы HMCS может быть делегировано фирме Locheed Martin, главному подрядчику всей программы самолета F-22.

Установка ПО Increment 3.2В и интеграция системы HMCS позволит продлить эксплуатацию самолета F-22 на десятилетия. Текущий план развития ВВС США предполагает списание истребителей F-22 не ранее 2060 г. при том, что в 2030 г. на вооружение должен быть принят перспективный истребитель РСА. Столь длительный срок эксплуатации невозможно представить без существенной модернизации систем самолета и вооружения, в то время как доработку по планеру, согласно мнению представителей боевого авиационного командования ВВС США, проводить не потребуется вообще. Возможно лишь, что примерно в 2024…2025 гг. будут проведены работы по усилению конструкции с целью продления ресурса (вероятно, речь идет о капитальном ремонте).

Применительно к модернизации самолета F-22 офицеры Боевого авиационного командования ВВС США предпочитают говорить о совершенствовании программного обеспечения, БРЭО и датчиках первичной информации. Достаточно низкий интерес ВВС США к модернизации истребителя F-22, вероятно, в данном временном интервале связан с началом реализации программы нового перспективного истребителя РСА. В рамках программы самолета РСА Исследовательская лаборатория ВВС США ведет исследования в области двигателей с адаптивным рабочим циклом, оружием направленной энергии и так называемыми УР 6-го поколения. При этом рассматривается вопрос о возможности использования наработок по программе самолета РСА для модернизации истребителей F-22 и F-35A. Между тем, доработка истребителя F-22 под системы и вооружения самолета РСА связана с большим количеством сложных технических проблем. Так, УР 6-го поколения на концептуальном уровне близка УР MBDA Meteor, она имеет диаметр существенно больший, чем диаметр ракеты AIM-120 и ее размещение в существующих отсеках вооружения истребителя F-22 исключено.

Самолет F-22 часто подвергают критике за неучастие в боевых операциях. Действительно, от общего на середину 2017 г. налета всего парка истребителей F-22 в 238 533 ч, лишь 5% (11 583 ч) приходятся на налет в боевых условиях Единственный после 1999 г. сбитый в воздухе самолет противника (Су-22 ВВС Сирии был сбит в июне 2017 г.) записал на свой счет не летчик лучшего в мире истребителя F-22, а пилот истребителя-бомбардировщика F/A-18E Super Hornet. Официальные представители ВВС США сравнивают самолет F-22 с разыгрывающим в американском футболе: истребитель F-22 за счет своих совершенных целевых систем, якобы, способен управлять действиями самолетов других типов. В иных случаях самолеты F-22 способны действовать автономно, уничтожая наземные цели. С самолетов данного типа уже сброшена 1 171 бомба, в том числе КАБ GBU-32 JDAM калибра 907 кг и КАБ малого диаметра GBU-39; общая масса сброшенной бомбовой нагрузки составляет 422 000 кг.

Использование истребителя завоевания превосходства в воздухе для нанесения ударов по наземным целям выглядит довольно необычно, но своя логика здесь есть. Вспомним, что НИОКР по программе самолета ATF, которые увенчались разработкой истребителя F-22, начались в 1970-е гг. Тогда этот самолет виделся в качестве преемника самолетов Republic F-105 и General Dynamics F-111; обе эти машины вошли в историю авиации скорее как бомбардировщики, а не истребители. Смена приоритетов в разработке будущего F-22 была вызвана появлением в СССР истребителей Су-27 и МиГ-29. В сложившейся ситуации ударные задачи были возложены на самолеты F-117 и F-15E, концепцию же самолета ATF переориентировали на выполнение сугубо истребительных заданий.

Истребитель F-22 выбрали в качестве самолета ATF в 1991 г., но затем выполнение программы осложнилось бюджетным кризисом. Началась борьба за снижение любой ценой стоимости НИОКР и серийного производства истребителя, при этом его цена лавинообразно росла. В результате снижалось количество запланированных к постройке самолетов. Если программа образца 1991 г. предполагала постройку 750 самолетов F-22, то в 2001 г. предполагаемый объем производства был ограничен уже 341 самолетом, а в 2002 г. объем выпуска урезали до 180 истребителей. В ответ на агрессивное сокращение программы командующий ВВС Джеймс Роше и глава Объединенного комитета начальников штабов Джон Юмпер изменили обозначение самолета с F-22 на F/A-22. Превращение истребителя в истребитель-бомбардировщик потребовало бы многомиллиардных затрат: так, требовалось доработать РЛС APG-77 под использования управляемого оружия класса «воздух-поверхность» и обеспечить возможность подвески во внутренних отсеках вооружения самолета боевой нагрузки из восьми КАБ GBU-39.

Идею истребителя-бомбардировщика F/A-22 отвергли в 2004 г. по причине очередного сокращения бюджетных расходов. Между тем, по мнению зарубежных специалистов, в Сирии возможности самолет F/A-22 были бы очень востребованными.

Читать еще:  РПГ 7, устройство оружия и ТТХ: заряд, боеприпасы и прицельная дальность, характеристики реактивного противотанкового патрона, как стрелять и целиться

Окончательно объем производства истребителей F-22 был утвержден 23 декабря 2004 г. меморандумом PBD-753, подписанным министром обороны США Дональдом Рамсфелдом: 183 самолета. Это количество остается неизменным до сих пор, несмотря на потерю трех истребителей в летных происшествиях.

В настоящее время парк истребителей F-22 включает 137 боевых самолетов, 15 используемых для летных испытаний и 31 – для подготовки и тренировок летчиков. Проводятся работы по снятию с хранения одного самолета F-22 и возвращению его в летное состояние, эту машину планируется использовать для летных испытании. Все 137 боевых самолетов F-22 доработаны до уровня Block 30/35. До уровня Block 30/35 планируется доработать и 13 самолетов F-22 Block 20, используемых как тренировочные. Завершение модернизации последних трех истребителей до уровня 30/35 намечено на конец 2017 г.

С прицелом на шестидесятые годы. Модернизации истребителя F-22A Raptor

Турецкие ракеты атаковали нашу базу Хмеймим

СМИ пишут о беспрецедентной атаке в День Победы.

Олигархи утопят атомный крейсер «Адмирал Лазарев» Большим Камнем

Завод «Звезда» мог бы спасти наш самый мощный на Тихом океане ударный корабль. Но отечественному бизнесу важнее другое.

Кто и зачем обстрелял российскую авиабазу Хмеймим на 9 мая?

Прошедший праздник 9 мая был очень необычным из-за «карантинных» условий. Что гораздо хуже, именно в этот день российские военные в Сирии подверглись очередному нападению.

Бой после Победы: как Красная армия разгромила три дивизии СС

11 мая 1945 года в 60 километрах к западу от Праги началось последнее крупное сражение Второй мировой войны в Европе. Советские части разгромили дивизии СС “Викинг”, “Валленштейн” и “Дас Райх”.

Преимущества новых прицельных систем РФ над лазерными

Российский военно-промышленный комплекс достиг новых высот в разработке прицелов для стрелкового вооружения. Россия усовершенствовала прицельные комплексы для отечественного оружия. Об этом рассказал обозреватель журнала «Огневой рубеж» Александр Бутырин.

Почему американцам не понравилось появление у России Як-130

«Летающая парта» Як-130 все чаще подвергается «нападкам» американских изданий. Но почему, учебный самолет, который существует уже несколько десятков лет, попал под пристальное внимание «экспертов» из США? На то есть свои причины.

“Кинжальный” авиаполк: Россия формирует в Сибири мощный оперативный кулак

Вооруженный гиперзвуковыми ракетами “Кинжал” авиаполк начнет формирование Сибири уже в следующем году. Полностью на инновационное вооружение воинская часть будет переведена к 2024 году.

Sohu рассказало, чем для Японии обернется штурм Курил

Попытка Японии разрешить с Россией территориальный спор обернется большими проблемами для Токио. Такие выводы были сделаны китайскими журналистами.

Иранцы случайно запустили ракету по своему кораблю и потопили его

South China Morning Post сообщает, что иранская противокорабельная ракета С-802, выпущенная с фрегата «Жамаран» во время учений в Оманском заливе, нанесла удар по вспомогательному судну «Конарак», находившемуся недалеко от цели атаки.

В России испытали неизвестную авиационную гиперзвуковую ракету

Накануне прошли испытания новейшей авиационной гиперзвуковой ракеты, которая в перспективе может войти в состав вооружения модернизированной версии ракетоносца Ту-22М3М. Снаряд был выпущен с борта бомбардировщика Ту-22М3.

Кто-то точно блефует: США не верят в «Кинжалы» Путина

Новый виток гонки вооружений окончательно поставит крест на договоре СНВ-3.

Россия, вслед за «Кинжалом», создала еще одну гиперзвуковую ракету

Ракетоносец Ту-22М3М стал еще опасней для НАТО.

Запад в тупике: акция устрашения в Баренцевом море провалилась

Запад, обозначая свои претензии на Арктику, решил устроить акцию устрашения в Баренцевом море, считает военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин.

Почему КВ-85Г выпуска 1943 года не был допущен до испытаний

Поскольку 76,2 мм пушка танка КВ-1С уже не соответствовала боевым реалиям компании 1943 года, было решено вооружить тяжелые танки орудиями более крупного калибра.

Генерал Власов. Путь от спасителя Москвы до предателя

«Никаких колебаний не имел. Всегда стоял твердо на генеральной линии партии и за нее всегда боролся».

В ООН «заметили» украинские удары по Донбассу и ранения детей

Представители ООН раскритиковали украинских военнослужащих за удары по ДНР и ЛНР.

На чем «потянут» американские танки к границам Беларуси и России

Польские вооруженные силы намерены приобрести более сотни тягачей с прицепами для транспортировки танков и другой бронетехники.

О превосходстве МиГ-31 над F-22, или Нелепости по-американски

Не так давно западные обозреватели вновь удивили мир, представив, казалось бы, совершенно некорректное сравнение старого советского перехватчика с истребителем F-22. Попробуем понять, где здесь правда, а где — не совсем.

Странное заявление НАТО: Наше ядерное оружие несет мир, а российское – опасность

По мнению генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, программа ядерного сдерживания Альянса необходима не для разжигания войн и конфликтов, а наоборот – для обеспечения мира и безопасности в мире.

С-500 «Прометей»: почему у российского ЗРК нет конкурентов

В 2021 году Вооруженные силы России получат первые образцы ЗРК С-500. У этой системы в современном мире нет аналогов, что признают не только отечественные, но и зарубежные военные эксперты.

«Штурм Курил» не пройдет: Японию напрасно удивляет мощь армии России

Военный эксперт Алексей Леонков считает, что Россия проводила укрепление обороноспособности Курильских островов на фоне дипломатической риторики Японии касательно принадлежности этих территорий.

Оружие победы: миномёт, который ценили даже враги

Это оружие копировали враги и уважали союзники. Почему же не «Катюша», не гаубица, а именно 120-мм миномёт можно назвать оружием Победы.

Как советские МБР ликвидировали американские ЗРК

К середине 1960-х в США была создана мощнейшая в мире система ПВО, опирающаяся на сверхзвуковые перехватчики и ЗРК. Однако бурное развитие в СССР баллистических ракет обесценило американские достижения.

Что стоит за требованием США к России отказаться от новых систем вооружений

Завершение борьбы с пандемией COVID-19 (во всяком случае, с первой ее фазой), хочется верить, не за горами. Вот только очень похоже на то, что сразу же после нее начнется новая борьба – «за мир».

Началось наступление в северных районах – сводка боев в Афганистане

40 силовиков, 96 боевиков и 45 мирных жителей погибли за неделю в Афганистане. Также власти сообщают об уничтожении 5 террористов из ИГ. Сбор информации на местах из-за эпидемической обстановки и религиозных ограничений Рамадана затруднен, поэтому часть сводок не проверена. Доступные данные.

Читать еще:  А-50 — самолет дальнего радиолокационного наблюдения, история и причины создания, ТТХ и оборудование, цели и задачи, боевое применение

Проект CHAMP. Электромагнитная ракета готовится к серии

США могут принять на вооружение электромагнитное оружие нового типа. Его разработка ведется в рамках программы CHAMP. Не так давно армия получила первые предсерийные образцы.

Армия США продолжает готовиться к войне с Россией и Беларусью

Уже сейчас Североатлантический блок во главе с США создал мощную группировку, развитую сеть складской логистики с запасами МТО и ГСМ. Более того, создается и модернизируется сеть транспортной логистики, пункты управления и связи. Для этих целей в текущем году Пентагон намерен выделить почти 50 млн.

Как создавался и совершенствовался ИС-2

Лучшим тяжелым танком СССР эпохи Великой Отечественной войны заслуженно считается ИС-2. Эта бронемашина объединяла отработанные и новые идеи, что привело к получению высоких технических и боевых характеристик, подтвержденных как на полигоне, так и в бою.

Леонков: российский флот удержит противника за 4000 морских миль

Военный эксперт Алексей Леонков сравнил возможности российского и американского ВМФ. По мнению специалиста, РФ обладает меньшим количеством кораблей, но они куда лучше вооружены.

Сатановский о подбитом корабле в Иране: От этого никто не застрахован

Политолог Евгений Сатановский уверен, что ничего особенного не произошло, а подобные летальные инциденты частое явление во время испытаний боевой техники. Он подчеркнул, что ни одна армия мира не застрахована от несчастных случаев во время выполнения военных маневров.

Войны в Чечне: легендарные ветераны – ПТ-76 прикрыли бойцов огнем и броней

Обычно, когда речь идет об использовании танков во время событий на Северном Кавказе, то, когда вспоминают первую Чеченскую, говорят о Т-72 и Т-80. Во вторую войну воевали уже, в основном, Т-62 и Т-72.

Приближая Победу: маршалы Родион Малиновский и Фёдор Толбухин

В канун победного Первомая 1945 года, 26 апреля, в четверг, в Кремле особо чествовали командующих 2-м и 3-м Украинскими фронтами – маршалов Советского Союза Р.Я. Малиновского и Ф.И. Толбухина. Им вручали высшие полководческие ордена «Победа». Повод для награждения был одинаков: за Венгрию и Австрию.

Ил-2: мифы о символе Победы

Ил-2 – это один из самых известных самолетов Великой Отечественной войны, настоящий символ Победы. Но даже спустя 75 лет после завершения конфликта самолет по-прежнему окружен множеством мифов.

Каким неядерным оружием ВМФ РФ может поражать авианосцы США: примеры

Авианосцы – важнейший компонент боевой мощи флота вероятного противника. Поскольку у России в настоящее время всего один авианесущий корабль (и тот на ремонте), вопрос о том, как поражать вражеские авианосцы, остается актуальным.

Сгоревшие заживо: как каратели уничтожили деревню Хатынь

Хатынь была далеко не единственной сожжённой карателями деревней, но точно стала самой известной. В тот злосчастный мартовский день 1943 года сошлось многое. Активное использование немцами коллаборантов для «грязной работы», принцип «десятки местных за одного нашего» — и зверская жестокость.

Вьетнамские Т-90 показали работу “красных глаз” комплекса “Штора”

Бойцы элитной 201-й танковой бригады Вьетнамской народной армии продемонстрировали командованию свои новые танки – Т-90С и командирские Т-90СК. Показали и работу “красных глаз”- комплекса оптико-электронного подавления “Штора”.

Какие страны могли выступить на стороне Гитлера и почему они это не сделали

К концу 1942 года, в самый разгар битвы за Сталинград, Турция на границе с СССР сосредоточила порядка 750 000 солдат и офицеров. Поражение на Волге могло стать сигналом для начала войны против Советского Союза, но капитуляция 6-й армии Паулюса привела к отказу Турции от нападения СССР.

Флот США в Баренцевом море: американцы провели репетицию ядерной войны

Американские корабли в Баренцевом море могли репетировать начало ядерной войны между Россией и США. Как сообщает ФАН, к российским берегам подошли корабли типа Destroyer, представляющие опасность для военно-морских баз РФ.

Федутинов объяснил, почему сверхзвуковой БПЛА РФ будет лучше истребителей

Военный эксперт, ведущий специалист в области беспилотной авиации Денис Федутинов специально для «ПолитРоссии» рассказал о российском БПЛА, который сможет нести гиперзвуковое оружие.

Норвежцы предвкушают реакцию России на установку нового радара ПРО США

Многие норвежцы, особенно проживающие в самой северной части страны, граничащей с Россией, уже предвкушают реакцию Москвы на установку нового радара системы «Глобус» ПРО США в тех краях. Как сообщает телеканал NRK, жители норвежского города Варде, в фюльке Финнмарк, реально нервничают, боятся и.

С прицелом на шестидесятые годы. Модернизации истребителя F-22A Raptor

Базовые подходы

Уже на стадии разработки проекта F-22A учитывалась необходимость будущих ремонтов и модернизаций с продлением срока службы и получением новых возможностей. Были сформированы базовые подходы к обновлению техники, отвечающие особым требованиям.

Планер, силовую установку, общесамолетные системы и т.д. изначально делали наиболее совершенными и пригодными к эксплуатации в течение длительного времени без каких-либо существенных доработок. Более того, некоторые изменения планера фактически исключаются, поскольку могут ударить по летным характеристикам или малозаметности.

Основным методом модернизации на ближнюю и среднюю перспективу сделали обновление программного обеспечения радиоэлектронной аппаратуры. В дальнейшем не исключалась возможность замены отдельных блоков и устройств современными изделиями с более высокими характеристиками.

Некоторые возможности в контексте модернизации были использованы уже на стадии серийного производства. Техника разных «блоков» (партий) немного отличалась составом и ПО электроники и, соответственно, техническими и боевыми возможностями. Так, последние серийные истребители 2011 года выпуска имели аппаратуру версии Increment 3.1.

Актуальный проект

В мае прошлого года ВВС США, «Локхид-Мартин» и субподрядчики приступили к модернизации, предусматривающей обновление БРЭО до версии Increment 3.2. Такое обновление могут получить самолеты серий Block 35 и 40. Представители других партий тоже могут получить это обновление, но только после модернизации до Block 35/40.

Обновление «3.2» разделено на две основные части, реализуемые отдельно. Проект «3.2A» предусматривает модернизацию приборов и ПО систем связи, управления, опознавания и радиоэлектронной борьбы. Increment 3.2B затрагивает навигационное оборудование и средства управления оружием.

В нынешней конфигурации F-22A оснащены блоком связи типа Link 16, обеспечивающим только прием данных. Проект Increment 3.2A предусматривает его замену современным приемопередающим прибором Multifunctional Information Distribution System-Joint (MIDS-J). Истребитель сможет использовать для связи существующие системы Battlefield Airborne Communications Node (BACN).

Точные сведения о приборах опознавания и модернизации РЭБ пока отсутствуют. Вполне возможно, что в их случае удастся обойтись только обновлением ПО. Заявлено внедрение новых средств шифрования и меры по повышению устойчивости связи к помехам. Эти задачи тоже решаются за счет нового ПО.

В рамках модернизации «3.2B» основное внимание уделяется развитию систем управления оружием. После монтажа новых приборов и установки программ F-22A сможет полноценно использовать ракеты «воздух-воздух» последних модификаций AIM-9X и AIM-120D. Любопытно, что другие истребители ВВС США, в первую очередь предыдущего 4 поколения, уже достаточно давно «освоили» такое оружие и могут полноценно применять его.

Обновление прицельно-навигационного комплекса с интеграцией новых ракет планировалось начать еще в 2013-14 гг., однако реальные мероприятия неоднократно переносились. Работы по установке компонентов «3.2» начались только в мае 2019 г. Самолеты подходящих серий получают обновление Increment 3.2B, а также ПО для средств связи.

Читать еще:  Пневматика супермагнум

Меры и средства из проекта «3.2A» будут внедряться в ближайшем будущем. Ранее сообщалось, что MIDS-J и другие системы начнут ставить в 2020 г. На проведение всех необходимых работ уйдет не более нескольких лет, и в начале двадцатых весь парк совместимых F-22A получит необходимые обновления.

Будущие работы

Любопытно, что, несмотря на доработки на стадии производства и последующие обновления, F-22A до сих пор не имеет части желаемых функций. В частности, до сих пор не используется нашлемная система целеуказания, упрощающая ведение боя в некоторых условиях. Впрочем, нынешние планы предусматривают ее введение – в обозримом будущем.

В 2024 ф.г. ВВС планируют начать новую программу модернизации «среднего возраста» Mid-Life Upgrade (MLU). На этот раз предполагается существенно обновить БРЭО и ПО, а также частично доработать планер и общесамолетные системы. Для решения таких задач, среди прочего, будут использоваться решения, отработанные в ходе опытно-конструкторских работ, производства и эксплуатации более новых истребителей F-35.

Едва ли не главным нововведением в контексте планера станет замена радиопоглощающего покрытия. Штатные материалы, разработанные для F-22A, оказались чрезмерно сложными в эксплуатации и не оправдали себя. Такое покрытие предлагается заменить более удачным, заимствованным у F-35. Также возможна доработка внутренних отсеков планера с учетом установки новых приборов.

Рассматривается вопрос глубокой модернизации бортовой РЛС AN/APG-77, что позволит повысить основные боевые характеристики. С большой долей вероятности ВВС закажут установку оптико-локационной станции по типу системы EOTS для F-35. Прицельно-навигационный комплекс может получить и другие приборы обзора и навигации, а также современное ПО. Также в рамках MLU внедрят долгожданную нашлемную систему целеуказания.

Бортовой комплекс обороны AN/AAR-56 Missile Launch Detector планируют дополнить новыми инфракрасными датчиками обнаружения пусков ракет. Возможна модернизация прочих средств обнаружения атак противника, уже установленных на самолете.

Отдаленное будущее

Модернизацию MLU предполагается запустить в 2024 г. На проведение работ понадобится несколько лет. За это время новые приборы и программы может получить весь имеющийся парк истребителей F-22A – менее 200 единиц. Таким образом, эти истребители 5 поколения по-прежнему будут уступать по количеству технике предыдущих моделей, но вновь обеспечат себе качественное превосходство.

Уже можно представить, как изменятся истребители F-22A до конца десятилетия по итогам нынешнего и планируемого обновления. В целом речь идет об улучшениях во всех сферах и преимуществах как боевого, так и эксплуатационного характера.

Самолеты с Increment 3.2 и MLU сохранят малозаметность, но поддержание таких возможностей и соответствующее обслуживание упростятся. Истребитель сможет «видеть» дальше и лучше, как за счет РЛС, так и при помощи других приборов. Решение боевых задач упростится за счет улучшенного ПРНК с принципиально новыми (для F-22A) возможностями.

Самые старые из строевых самолетов F-22A сейчас отмечают свое 15-летие. Техника последних партий еще не прослужила 10 лет. ВВС США планируют сохранять такие истребители в строю до шестидесятых годов XXI века – им предстоит отслужить еще не менее 40 лет. Со временем к нынешним F-22A присоединятся перспективные истребители условного 6 поколения, которые затем смогут их вытеснить.

С учетом таких планов определяются текущие и будущие планы по развитию и модернизации. Часть проектов по обновлению техники уже завершена, другие готовятся к выполнению, а третьи все еще остаются делом отдаленного будущего.

Еще на стадии разработки истребитель F-22A стали именовать самым совершенным как в США, так и во всем мире. Время идет, прогресс не стоит на месте, и для поддержания такого статуса необходимо принимать меры – не только рекламного, но и технического характера. Развитие существующего самолета стало почти непрерывной чередой программ модернизации, и это позволяет заказчику в лице ВВС сохранять и улучшать его возможности.

На 162 истребителя F-22 установят 10824 комплекта модернизации

Техник на фоне истребителя F-22.

Фотография: U.S. Air Force

Американские истребители F-22 Raptor до конца 2021 года должны пройти масштабную программу модернизации, в рамках которой на самолетах будет заменена значительная часть деталей и оборудования. В частности, как сообщает Flightglobal, до 2020 года на 162 боевых самолета планируется установить 10824 комплекта модернизации. Их стоимость составит 1,7 миллиарда долларов. Благодаря этому единовременная готовность парка F-22 к полетам и боевым заданиям составит 62,8 процента. В настоящее время этот показатель составляет 40 процентов, то есть только четыре из десяти F-22 могут выполнять полеты в каждый заданный момент времени.

Подробности о комплектах модернизации F-22 не уточняются. Известно только, что на боевые самолеты планируется установить новое внешнее освещение. В частности, самолеты получат усовершенствованные посадочно-рулежные фары, которые в настоящее время из-за технических доработок не всегда загораются при посадке. Кроме того, около 30 миллионов долларов из запланированных 1,7 миллиарда будут израсходованы на покупку и установку в кабины пилотов новых основных многофункциональных дисплеев. Программа по установке комплектов модернизации стартовала в 2005 году, однако с тех пор несколько лет были потрачены только на конструкторские работы.

Пролет F-22 на предельно малой высоте.

Фотография: U.S. Air Force

Помимо установки комплектов модернизации на боевые самолеты ВВС США проводят дополнительную программу усовершенствования F-22, которая завершится в 2021 году. Она подразумевает замену части деталей и элементов конструкции, а ее стоимость составляет 350 миллионов долларов. Военные планируют полностью или частично заменить на истребителях предкрылки, средние части фюзеляжа, доработать конструкцию двигательных отсеков, заменить передние и задние кромки килей. Разные самолеты получат разные доработки. Например, средняя часть фюзеляжа будет заменена на истребителях с бортовыми номерами с 4010-го по 4082-й, а предкрылки — с 4010-го по 4040-й.

В целом благодаря всем доработкам срок службы F-22 увеличится до восьми тысяч летных часов. В настоящее время средний налет F-22 (ВВС США располагают 183 такими самолетами) составляет около тысячи часов. Истребители должны простоять на вооружении США по меньшей мере до 2035 года. Ранее ВВС США приступили к модернизации программного обеспечения и систем вооружения Raptor до версии Increment 3.2. Это усовершенствование предполагает установку новых систем связи, автоматической системы предупреждения об опасном сближении с землей и ухода от столкновения с поверхностью, а также интеграцию ракет AIM-9X и AIM-120D AMRAAM класса «воздух-воздух».

ВВС США приняли истребители F-22 на вооружение в декабре 2005 года. В целом самолет получился недоработанным и имеет множество конструкторских недочетов. Практически с момента принятия на вооружение ВВС США дорабатывают истребитель. По данным Главного контрольного управления США, к 2014 году расходы на доработку и усовершенствование истребителей Raptor составили 11,3 миллиарда долларов. Благодаря доработкам самолет получил расширенную номенклатуру вооружений, научился использовать корректируемые авиационные бомбы, на F-22 был исправлена система отвода конденсата, из-за которой ржавели некоторые элементы фонаря кабины пилотов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: