22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Семейство танков Т-90. Хит продаж!

Танки Т-90С. Бронированный кулак индийской армии

С конца девяностых годов Россия продвигает на международном рынке вооружений экспортные версии основных боевых танков семейства Т-90. Основным покупателем такой техники в последние десятилетия была Индия. К настоящему времени она приобрела более тысячи таких машин, и вполне вероятно появление новых заказов. Т-90С получили высокие оценки и заслуженно считаются одним из столпов национальной безопасности Индии.

Долгий путь к контракту

Новейший ОБТ Т-90 был принят на вооружение российской армии 5 октября 1992 г. Тогда же появилось разрешение на продажу экспортной версии танка под названием Т-90С. Однако в течение нескольких лет этот ОБТ на рынке не продвигался. Технику и документацию на международных выставках не показывали.

Разрешение на демонстрацию танка на зарубежной площадке удалось получить только в 1997 г. Международная премьера Т-90С состоялась на выставке IDEX-97 в ОАЭ. Новая российская бронемашина привлекла внимание нескольких зарубежных армий. Показ на выставке стал первым шагом к дальнейшему коммерческому успеху.

В тот период предприятие-изготовитель танков столкнулось с серьезными проблемами. Оставшись без серьезных заказов от отечественных структур, «Уралвагонзавод» оказался в тяжелом положении. Выходом из сложившейся ситуации мог стать экспортный контракт. Бронетехнику предложили индийской армии, и начались переговоры.

Предложенный ОБТ Т-72С не заинтересовал зарубежных военных. Тогда Минобороны и «Уралвагонзавод» решили предложить Индии более новый Т-90С. Этот вариант привлек внимание потенциальных заказчиков, и на заводе начались новые работы.

К концу зимы 1999 г. в Нижнем Тагиле построили первый опытный Т-90 в экспортном исполнении. Машину вывели на испытания, в которых принимала участие индийская делегация. Танк справился с пробегами и стрельбами, что позволяло рассчитывать на дальнейший успех. Вскоре появился договор о строительстве трех новых Т-90С для дальнейших испытаний на индийских полигонах. В середине мая того же года три ОБТ отправили заказчику. Это произошло всего через несколько дней после смерти главного конструктора Т-90 В.И. Поткина.

Опытные Т-90С отправили на полигон в пустыне Тар. Эту и другую зарубежную технику планировали испытать в самых суровых условиях. Танкам предстояло передвигаться по каменистым и песчаным трассам при температуре воздуха около 50°C, преодолевать различные препятствия, вести стрельбу и т.д. Испытания заняли около двух месяцев, но завершились успехом.

Участники мероприятий позже вспоминали, что индийская сторона пыталась выявить недостатки танков, для чего даже нарушала правила эксплуатации техники. Один из двигателей довели до поломки, но российские специалисты быстро починили его и вернули к испытаниям. Таким образом, танки Т-90С показали не только высокие характеристики, но и простоту эксплуатации даже в самых сложных условиях.

Последние месяцы 1999 г. и весь 2000-й ушли на переговоры и определение условий будущего контракта. В 2001 г. Россия и Индия подписали договор о поставке первых партий танков Т-90С. Он предусматривал строительство 310 ОБТ общей стоимостью 1 млрд долларов США.

Танки и комплекты

Первый контракт предусматривал передачу 124 танков Т-90С в готовом виде до конца 2002 г. Также планировалось совместными усилиями наладить сборку техники из поставляемых агрегатов. До конца 2003-го на заводе HVF в г. Авади была создана сборочная линия, и в тот же период в Индию отправились необходимые комплекты. К середине десятилетия индийская армия получила все желаемые 310 танков – 124 российских и 186 местной сборки.

По результатам эксплуатации танков первого заказа был создан улучшенный вариант проекта – Т-90С «Бхишма». При доработке танк получил новый более мощный двигатель и лишился прожекторов системы «Штора», вместо которых поставили блоки динамической защиты. В систему управления огнем ввели новые приборы зарубежного производства. Имели место и иные менее крупные доработки.

В 2006 г. появился второй контракт, в соответствии с которым армия должна была получить 1000 танков «Бхишма». Техника общей стоимостью 2,5 млрд долл. должна была собираться в Индии из российских машкомплектов. Первые танки этой серии вышли из сборочного цеха в 2009 г. Производство будет продолжаться до 2020 г.

В 2006-м появилось еще одно соглашение на 330 танков с производством в России и Индии. В следующем году Индия заказала 347 машин – 124 готовых и 223 комплектов. Эти контракты выполнялись до 2010 г. включительно. В течение нескольких следующих лет новые соглашения не подписывались – две страны продолжали работу по существующим.

В начале апреля этого года стало известно, что Индия желает сделать дополнительный заказ. Россия, в свою очередь, готова продлить имеющуюся лицензию. Согласно зарубежным источникам, новый контракт может предусматривать поставку 450-460 танков Т-90МС российской сборки.

В конце прошлого десятилетия Индия имела весьма смелые планы на производство танков Т-90С. К началу двадцатых планировалось поставить в строй не менее 2 тыс. таких бронемашин. Актуальная информация показывает, что такие планы вполне реальны, однако их реализация может занять больше времени, чем предполагалось в прошлом.

Читать еще:  Пневматические винтовки norica dragon (норика драгон): модификации (special, camo, grs), характеристики, апгрейд, видео

Обоюдная выгода

По известным данным, в настоящее время в сухопутных войсках Индии имеется не менее 1000-1100 ОБТ Т-90С и «Бхишма». В это число входят танки российской постройки и машины, собранные в Индии из переданных машкомплектов. Также имеется некоторое количество танков лицензионного производства, собираемых из комплектующих преимущественно местного происхождения.

Индийское командование хорошо отзывается о российских танках. В свое время их даже назвали вторым фактором сдерживания вероятного противника после ядерных вооружений. При этом Т-90С и «Бхишма» пока не стали самыми массовыми в индийской армии. Этот статус все еще сохраняют танки Т-72М1 – порядка 2 тыс. машин. Однако и в таких условиях Т-90С являются важнейшей составляющей сухопутных войск Индии, и интерес к новым закупкам этой техники вполне понятен.

В течение двухтысячных годов Россия и Индия заключили несколько контрактов на поставку танков и агрегатов. Общая стоимость этих соглашений, без учета инфляции, превысила 5,5 млрд долл. В ближайшем будущем может появиться новый договор на некоторую сумму.

Таким образом, продажа основных боевых танков Т-90С Индии стала одним из самых коммерчески успешных начинаний российской оборонной промышленности в современной истории. Крупному зарубежному заказчику уже продали более тысячи бронемашин, и в будущем их количество может удвоиться. С понятными последствиями для бюджета производителя и страны в целом.

Следует отметить, что индийские заказы имели несколько важных последствий. Первое из них проявилось еще в начале двухтысячных годов. «Уралвагонзавод» пребывал в плачевном состоянии, а первые индийские контракты позволили ему расплатиться с долгами и возобновить производство. По сути, завод спасли от закрытия – а вместе с ним и российскую школу танкостроения.

Крупные контракты с Индией послужили хорошей рекламой российских ОБТ Т-90С. После Индии такую технику пожелали приобрести еще семь зарубежных стран. Самым крупным заказчиком стал Алжир, купивший 400 танков Т-90СА. Сотня танков отправилась в Азербайджан. Прочие страны приобрели по несколько десятков боевых машин. В последние годы регулярно появляются сообщения о новых переговорах с будущими заказчиками.

Впрочем, основным и самым крупным покупателем танков семейства Т-90 остается Индия. Ее армия приобрела почти половину от всех когда-либо построенных ОБТ этого типа. Мало того, в индийских сухопутных войсках имеется едва ли не втрое больше танков Т-90, чем у России. Вероятнее всего, подобные рекорды Индии уже никогда не будут побиты, и она останется основным эксплуатантом Т-90.

Прошлое и настоящее

20 лет назад три российских танка бороздили просторы пустыни Тар и наглядно показывали свои преимущества перед конкурентами. По результатам длительных и сложных испытаний индийские военные решили выбрать именно Т-90С, и через несколько лет в части пошли серийные машины.

На тот момент «Уралвагонзавод», как и многие другие российские предприятия, не просто искал заказчика, но боролся за выживание. Контракт был подписан – через несколько лет за ним последовали новые. За прошедшие два десятилетия российско-индийское сотрудничество в сфере танков привело к самым положительным результатам. Мог ли кто-то в прошлом предполагать, что за испытаниями в пустыне последуют крупнейшие контракты и другие выдающиеся успехи на рынке?

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Уникальный и сверхмощный: как Т-90 стал танком номер один в мире

Поставка танков Т-90С и Т-90СК во Вьетнам служит еще одним напоминанием о том, что не только технологичность, защищенность и огневая мощь позволяют заключать крупные сделки на продажу оружия. Однако российские танки — уникальный продукт на рынке вооружений. В отличие от зарубежной техники они не нуждаются в рекламе.

Судьба танкостроения

Историю продажи российских танков необходимо начать с того, что первой поставкой танков Т-90С в Индию фактически решилась судьба отечественного танкостроения. Тогда о серьезных экспортных контрактах всерьез не рассуждали — главной задачей разработчиков и руководства страны было сохранение отечественного танкостроения. Однако боевая машина, разработанная с учетом перспективы и войн будущего, сразу же заинтересовала зарубежного заказчика — сочетание боевой эффективности с бронированием и надежностью рассказало индийским военным о машине гораздо больше, чем могли бы продемонстрировать PR-специалисты.

Звание самого популярного танка на рынке вооружений к Т-90 пришло практически сразу: первая же партия серийно выпускаемых машин, предназначенных для эксплуатации в вооруженных силах Индии, насчитывала 310 единиц. Полная сумма контракта на поставку танков Т-90С в Индию, включая запасные части и программу обслуживания, составила $1 млрд.

Главным человеком, яростно сражавшимся за судьбу Т-90, был его главный конструктор — Владимир Иванович Поткин. Стремление закончить работу над машиной в срок не прошло даром — здоровье главного конструктора серьезно пошатнулось. Однако вопреки всем трудностям при разработке и производстве уже 11 мая 1999 года заводские испытания Т-90 были завершены — машина подтвердила заложенные разработчиками характеристики. Правда, уже до подписания контракта, спасшего отечественное танкостроение, Владимир Поткин уже не дожил — через два дня после официального завершения заводских испытаний Т-90 Владимир Поткин умер от сердечного приступа прямо в рабочем кабинете.

Военный конструктор

По контракту от 2001 года часть танков Т-90С предполагалось поставить в виде так называемых «машино-комплектов» — отдельных узлов и агрегатов и собранных бронекорпусов. Зарубежные эксперты в начале двухтысячных отмечали, что с лицензионным производством российских ОБТ у Индии могли возникнуть проблемы: не считая строительства производственных мощностей, большой сложностью могла стать подготовка квалифицированного персонала. Однако уже осенью 2002 года индийская промышленная компания HVF получила первые комплекты для сборки, и специалисты приступили к производству танка Т-90С на заводе в городе Авади.

По мнению военных экспертов, реализовать лицензионное производство машин на территории зарубежного государства легко только на первый взгляд. Исключая трудности организационного характера, следует отметить, что производство и эксплуатация собранных «не у себя дома» боевых машин — большой риск. При соблюдении технологических процедур на «родном» заводе производитель дает гарантию не только на исполнение заказа, но и на высокий уровень качества.

Читать еще:  Мотострелковые войска России: рота и батальон, флаг и праздничный день, командиры и штатный состав, роль в современной армии

После начала производства российских танков на военном заводе в Авади неприятной сенсации не случилось — тестирование машин, сошедших с «местной» производственной линии, показало, что высокая точность изготовленных деталей и комплектов, умноженные на проработанную конструкцию боевой машины, позволяют без проблем собирать Т-90С из готовых комплектов за пределами Российской Федерации.

При этом индийские танкисты получили даже более совершенную в техническом плане машину: в отличие от серийных Т-90 на экспортные ОБТ устанавливались двигатели В-92С2, мощность которых составляла 1000 лошадиных сил.

С двигателями Т-90С связан и другой любопытный случай — несмотря на гарантии производителя, индийские механики-водители специально «убивали» танковые двигатели в надежде «нащупать» предел прочности. Однако испытания в пустыне Раджастхан при температуре +50 градусов показали не только высокую надежность многотопливного двигателя в целом, но и отдельных элементов системы. Именно в ходе тестов в пустыне при критических температурах было подтверждено главное качество российских танковых двигателей — надежность системы охлаждения и общая устойчивость к работе в условиях пыли и ветра.

Сравнения ради стоит вспомнить, что силовая газотурбинная установка главного конкурента российского Т-90 — американского ОБТ М1 «Абрамс» за две кампании против Ирака снискала репутацию чувствительного к условиям эксплуатации изделия. ГТД постоянно требовали внимания, а ремонт моторно-трансмиссионного отделения в полевых условиях невозможен — только замена. При общей ремонтопригодности танковый двигатель на Т-90С позволил добиться своеобразного рекорда — лучшей среди ОБТ удельной мощности двигателя, позволяющей силовой установке практически мгновенно передвигать многотонную конструкцию на поле боя.

Спрос и себестоимость

При совокупности качеств российский Т-90 оказался значительно приятнее конкурентов. Одним из главных качеств машины стала возможность применять для уничтожения целей «расширенную» систему вооружения и проводить не только обстрел и поражение наземных целей, но и поражать технику противника в воздухе. Для этого в Т-90 установлен ракетный комплекс «Рефлекс» с ракетами «Инвар М-1», а пусковой установкой для ракет с коррекцией по лазерному лучу служит ствол танковой пушки. При этом стоимость производства экспортных Т-90 в два, а по некоторым данным, в два с половиной раза ниже, чем у зарубежных аналогов.

«Низкая стоимость Т-90 обеспечивается сразу несколькими факторами, среди которых и стоимость реализации технологий — в частности, электроники, металлоемкость и много другое», — рассказал в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Алексей Хлопотов.

По словам эксперта, сочетания «стоимость-эффективность» — вечный и до сих пор никем непревзойденный козырь российской бронетехники, позволяющий при соблюдении ключевых решений в танкостроении создавать недорогой, но высокотехнологичный и крайне конкурентный продукт.

Огромное внимание заказчиками уделяется и надежности, а также удобству ремонта машины в полевых условиях. В этом смысле разработка Т-90 — колоссальный рывок вперед и наиболее удобное решение для сухопутных войск.

«К примеру, современные программы обслуживания позволяют провести замену двигателя за 4-5 часов. Хотя важно понимать, что замена двигателя на Т-90 — это скорее исключение, так как надежность силового агрегата доведена практически до абсолютной», — уточнил Хлопотов.

Отлаженная технология, наличие программ для модернизации и непрерывная работа над улучшениями машины позволили не только обеспечить надежность работы машины в боевых условиях, но и значительно снизить стоимость ее производства и, как следствие, повысить процент прибыли с экспортных заказов.

Танк для каждого

Понятие «бюджетный» среди продавцов автомобилей часто отождествляется со словом «упрощенный». Однако в случае с Т-90 под бюджетностью стоит понимать буквальную доступность практически для всех зарубежных государств. К слову, статистика продаж танков Т-90 на экспорт позволяет сделать очевидный вывод — российский продукт зарубежные военные уже «распробовали».

Крупнейшим зарубежным заказчиком и главным ценителем российских танков по-прежнему остается Индия — к 2020 году вооруженные силы этой страны планируют получить не менее 2000 единиц танков Т-90 в различных модификациях. С учетом всех экспортных контрактов на поставки техники в Индию, Алжир, Азербайджан, Вьетнам, Ирак, Уганду и переговоры с рядом стран Ближнего Востока, общее количество заказанных за рубежом танков Т-90, включая модификации «МС», может достичь рекордных показателей — более 3120 единиц.

Такой объем (пока) не включает в себя экспортные поставки самой современной версии машины, созданной в рамках ОКР «Прорыв-3», — танк Т-90М. Однако эксперты отмечают, что повышенная мобильность, защищенность и переработанное вооружение при уже знакомой конструкции и дальше будут востребованы. Растущая популярность машины на мировом рынке на ближайшие десятилетия оставит звание «самого популярного танка в мире» за российским Т-90.

Изготовлены первые серийные танки Т-90М

Как сообщил 19 марта 2020 года телеканал «Звезда», АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» подготовило к отправке в Москву танки Т-90М «Прорыв». Боевые машины примут участие в военном параде, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Об этом сообщили «Звезде» на предприятии.

Прорыв1 © ic.pics.livejournal.com

Первые серийные танки Т-90М, изготовленные для Министерства обороны России, в малярно-сдаточном цеху головного предприятия АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». Нижний Тагил, март 2020 года © кадр из видео ОТВ / ОТР (via vk.com/milinfolive )

Всего 9 Мая по брусчатке Красной площади проедут пять типов танков. Помимо Т-90М это Т-34-85, Т-72Б3 с комплексом дополнительной защиты, Т-80БВМ и Т-14 «Армата».

Всего в военном параде будут задействованы 225 единиц вооружения и военной техники, из которых более 20 новейших образцов боевой техники продемонстрируют впервые.

На Международном военно-техническом форуме «Армия-2017» в Кубинке 24 августа 2017 года Министерством обороны России был заключен с НПК «Уралвагонзавод» контракт на поставку 30 танков Т-90М («Объект 188М»). Согласно опубликованным данным, из 30 танков Т-90М данного первого контракта десять должны быть машинами новой постройки, а остальные 20 будут переоборудованы в ходе капитального ремонта и модернизации из танков Т-90. По условиям контракта, поставка 30 указанных танков Т-90М должна была быть произведена в 2018-2019 годах, однако фактически поставка их Министерству обороны будет начата только в 2020 году.

Читать еще:  РПГ 7, устройство оружия и ТТХ: заряд, боеприпасы и прицельная дальность, характеристики реактивного противотанкового патрона, как стрелять и целиться

На Международном военно-техническом форуме «Армия-2018» 21 августа 2018 года Министерство обороны России подписало с УВЗ еще один контракт на поставку 30 танков Т-90М, подлежащих модернизации из танков Т-90, с заявленным сроком поставок в 2019 году. Наконец, 28 июня 2019 года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» Министерство обороны России подписало с УВЗ еще один контракт на модернизацию до уровня Т-90М еще 100 танков Т-90А.

Также сообщалось, что в 2020 году возможно подписание контракта на производство и модернизацию еще около сотни танков Т-90 до уровня Т-90М.

Прорыв2 © ic.pics.livejournal.com

Прорыв5 © ic.pics.livejournal.com

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Военное дело

National Interest (США): смертоносный Т-90С стал хитом российского оборонного экспорта

Самую серьезную конкуренцию этому танку может составить Китай с его расширяющимся каталогом экспортных вооружений.

В мире танков, где появляется все больше дорогостоящих прибамбасов, российский Т-90С пытается рассказать историю о конструкторской скромности и сдержанности, где во главу угла ставятся танковые характеристики. Удалось ли ему это?

В 2011 году российские военные приостановили закупки дешевого и эффективного танка Т-90, однако по-прежнему предлагают модель Т-90С в качестве экспортного варианта. На этой неделе российские СМИ сообщили о том, что Вьетнам получил более 30 танков Т-90С и Т-90СК. Это была первая партия из подписанного в 2016 году заказа на 64 машины.

Составители справочника «Джейн» (Jane’s) подтвердили факт данной поставки, приведя слова информированного источника из вьетнамской армии: «Первая партия основных боевых танков Т-90С численностью не менее 30 единиц была доставлена в порт Вьетнама в декабре».

Первоначальный вариант Т-90, изготовленный «Уралвагонзаводом» в 1992 году, быстро стал самым популярным танком сухопутных войск России благодаря экономически эффективному сочетанию огневой мощи, хорошей управляемости и износостойкости. Не поддавшись соблазну воспроизвести американский танк M1 «Абрамс» или потратить большие деньги на разработку совершенно новой боевой машины, российские инженеры решили создать танк без излишеств, объединив в нем лучшие конструкторские наработки из предыдущих моделей Т-72 и Т-80. В результате был сделан циклический шаг вперед, и получилась машина, сочетающая в себе проверенный в боях комплекс управления огнем 1А45 танка Т-80, а также корпус и маневренность танка Т-72.

Контекст

NI: российские танки оснастят снарядами с обедненным ураном

NI: российские танки хуже видят друг друга на поле боя, чем американские

NI: российский Т-14 «Армата» против израильского «Меркава»

Все, что вы хотели знать о российских танках

Что примечательно, стоимость машины при этом составила около половины от M1 «Абрамс». В конструкции танка Т-90 отказались от самый передовых инноваций ради конкретных боевых характеристик. Это стало выигрышной стратегией для России в деле привлечения зарубежных импортеров вооружений, которые во главу угла ставят экономически эффективную функциональность, а не революционные технологические новинки.

Экспортный вариант танка Т-90 Т-90С — это в основном копия с оригинала. В нем то же самое гладкоствольное орудие 2A46M калибра 125 миллиметров, и тот же двигатель В-84МС мощностью 840 лошадиных сил. Более существенные отличия имеются у командирского танка Т-90СК, поскольку там есть дополнительная радиостанция и навигационная аппаратура.

За последнее десятилетие экспортный вариант Т-90С добился немалых успехов. Индия закупила более 300 машин Т-90С, правда без штатного комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1». Остальные покупатели Т-90С представлены многолетними закупщиками советского оружия. Среди них Азербайджан, Туркмения, Алжир, Ливия и предположительно Венесуэла. К числу менее вероятных клиентов относится Перу.

Здесь есть один любопытный момент. На фоне дипломатической ссоры с Вашингтоном свыше 30 танков Т-90С решило приобрести правительство Ирака, заменив ими более дорогие М1 «Абрамс».

Примечательной иллюстрацией того, что внешние рыночные силы способствуют внутренней модернизации, стали незначительные улучшения в конструкции Т-90С, осуществленные ради поддержания его конкурентоспособности. В результате получилась модернизированная версия Т-90А. У этого танка сварная башня, а в более поздних его версиях установили двигатель В-92С2 повышенной мощности на 1 000 лошадиных сил.

Российское агентство по экспорту вооружений «Рособоронэкспорт» в 2019 году планирует завершить поставку танков Т-90С во Вьетнам. Ни один из видов вооружений не может сохранять свои позиции на рынке бесконечно долго, однако Т-90С доказал свою стойкость благодаря целой серии здравых конструкторских решений производителя.

Надо отметить, что следующий вариант этого экспортного танка под названием Т-90МС, который заметно мощнее, но и дороже, предлагается как дополнение к Т-90С, но не в качестве его полной замены. Кремль старается заполнить все сегменты рынка тяжелой бронетанковой техники, продолжая поставлять Т-90С, который сохраняет свою актуальность в целом ряде конфликтов средней интенсивности в странах второго и третьего мира.

Самую серьезную конкуренцию этому танку может составить Китай с его расширяющимся каталогом экспортных вооружений. Китайские военные эксперты уже выражают недовольство в связи с тем, что Вьетнам в поисках бронетанковой техники для своей армии обошел вниманием китайские образцы VT4 и VT5.

Марк Эпископос — внештатный автор журнала «Нешнл интерест», младший научный сотрудник Центра национальных интересов (Center for the National Interest) и аспирант Американского университета.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector