1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

США применили в Сирии снятый с вооружения F-117 «Стелс»

В США выставили Су-57 против F-117

По мере того как в Америке разрабатывают невидимку В-21, который должен заменить легендарный В-2 «Спирит», к самолетам типа «летающего крыла» снова проснулся интерес. Американское издание The National Interest (NI) вспомнило про первый стелс из 1980-х, о котором ходили байки еще в СССР. Это F-117, снятый с вооружения, но до сих пор выглядящий современнее большинства новых самолетов.

NI проанализировал возможности стелса и пришел к выводу, что самолет можно использовать в ВВС США и сейчас, но против противника максимум уровня Ирана. Против России и Китая F-117 уже не потянет, так как технологии серьезно шагнули вперед. Конечно, самолеты можно модернизировать, однако зачем это нужно, когда у Америки есть F-35?

По мнению издания, F-22 и особенно F-35 превосходят F-117 точно так же, как российский Су-57 и китайские J-20 и J-31. На «сто семнадцатом» вообще не установлена РЛС, а все системы навигации и прицеливания, за исключением лазера подсветки, пассивные. Для навигации используется инерциальная система и приемник системы спутниковой навигации.

На F-117 нужно было планировать курс на земле, учитывая все возможные угрозы, в то время как летчики F-22, F-35 и Су-57 могут сами распознать угрозы и действовать по ситуации.

Но на тот момент, когда F-117 увидел свет, это была настоящая «бомба». Интересно, что вдохновил авторов проекта советский ученый. В 1962 г. физик Петр Уфимцев написал статью «Метод краевых волн в физической теории дифракции». В ней описывался математический аппарат, который в дальнейшем использовали в стелс-технологии. В частности, он четко определил форму будущего самолета-невидимки. Однако идея была настолько революционной, что в СССР ее «завернули».

Однако на американского инженера секретного отдела Lockheed Skunk Works Дэниса Оверхольсера статья произвела неизгладимое впечатление. Он подготовил проект, который в Skunk Works назвали «безнадежным бриллиантом», не поддержал начинания Оверхольсера даже легендарный Кларенс Джонсон, в течение сорока лет руководивший исследовательским подразделением Lockheed Martin.

Но через какое-то время стало очевидно, что непривычная форма ромба идеальна для уменьшения ЭПР самолета, и в итоге Пентагон заключил контракт с Lockheed Martin. Сначала было построено несколько прототипов, пока не сформировался образ F-117. Всего было построено пятьдесят девять F-117A и пять YF-117А.

Самолет дебютировал в Панаме, а затем применялся в Ираке и Югославии, где, кстати, была сбита одна из машин. Этот случай показал всему миру, что стелс не так уж неуязвим.

В итоге в 2008 г. истребители сняли с вооружения, так как программа F-22 стоила слишком больших денег, а на горизонте замаячил еще один «золотой» проект – F-35. При этом никуда не делились В-2, которые тоже «съедали» огромное количество денег, поэтому в Пентагоне просто пожертвовали F-117.

Кроме того, военные США всегда знали, что этот самолет можно засечь с земли, поэтому не питали никаких иллюзий. Во время операции «Буря в пустыне» первый удар нанесли вертолеты «Апач», которые уничтожили иракские низкочастотные радары раннего предупреждения, работающие в диапазонах ОВЧ и УВЧ. Такие радары могут засекать F-117. А это означает, что сбить сейчас этот самолет вполне реально.

F-22 и F-35 также можно засечь низкочастотным радаром, однако сильная сторона этих самолетов заключается в том, что увидеть-то их увидят, но сделать что-то будет трудно. Эти истребители крайне трудно захватить, вдобавок они сами могут нанести удар по ЗРС.

F-117 уязвим не только для современных ЗРК вроде С-400, но и истребителей Су-30СМ, Су-35С и Су-57, которые на голову опережают американца в скорости и маневренности.

Сейчас Пентагон делает ставку на F-35. Пусть этот истребитель не такой мощный, как F-22, однако по части РЛС и авионики он намного превосходит последнего. Что касается F-117, то его, безусловно, можно реанимировать, но надо ли, это уже другой вопрос.

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk

История авиации знает множество примеров диковинных летательных аппаратов, которые в то или иное время поднимались в воздух. Как правило, это были экспериментальные модели, плоды творческих поисков инженеров, которые так и не смогли покинуть стены конструкторских бюро и не пошли в серию. Но есть в этом правиле и немногочисленные исключения.

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk имеет настолько необычную форму и внешний вид, что легко бы победил в конкурсе на самый диковинный летательный аппарат, если такой когда-нибудь проводился. «Ночной ястреб» весьма напоминает экспонат, украденный из музея кубизма.

Машина эта во многом примечательна, F-117 Nighthawk – первый серийный самолет, созданный с использованием «стелс-технологий». Другими словами, «Ночной ястреб» имеет настолько низкую заметность для радаров противника, что его часто называют «самолетом-невидимкой». Но это название больше для прессы. Американские пилоты (особенно те, кто летал на нем) дали Lockheed F-117 Nighthawk совсем другое название: Wobblin’ Goblin, что дословно можно перевести, как «хромой гоблин». Это нелестное прозвище недвусмысленно показывает отношение пилотов к летным характеристикам F-117 Nighthawk.

Lockheed F-117 Nighthawk – это одноместный ударный самолет, предназначенный для проникновения в тыл противника и нанесения ракетно-бомбовых ударов в любое время суток и при любой погоде. По замыслу разработчиков, технология «стелс» должна была обмануть вражескую систему ПВО. «Ночной ястреб» предназначался для ударов по важным объектам противника: штабам, аэродромам, узлам связи и объектам ПВО.

F-117 Nighthawk успел повоевать, он участвовал в нескольких конфликтах. Всего успели выпустить 64 самолета, стоимость одной единицы составляет более 100 млн долларов.

Можно сказать, что на этом самолете прошла обкатка технологии «стелс», особенно это касается отработки этой технологии при серийном производстве. Может быть, именно по этой причине машина получилась настолько неоднозначной.

История создания

Прежде чем описывать историю создания F-117 Nighthawk, следует сказать несколько слов об обозначении этого самолета. В американской военной авиации буква «F» применяется для обозначения истребителей или их прототипов. Как она попала в аббревиатуру «Ночного ястреба», который по своим аэродинамическим характеристикам совсем не годится в истребители – неизвестно.

F-117 – это ударный самолет, который разрабатывался для выполнения функций тактического бомбардировщика или штурмовика. Те авторы, которые пишут о «стелс-истребителе» F-117, очень далеки от темы или плохо знают эту машину.

Интерес к снижению заметности летательных аппаратов для радаров противника (технология «стелс») возник у военных США после того, как американские пилоты побывали во вьетнамских «ракетных джунглях». Снижение заметности самолетов для РЛС считалось одним из перспективных направлений увеличения их живучести, работы по программе «Стелс» начались в 1965 году. Хотя, интерес к снижению заметности летательных аппаратов появился у военных еще во времена появления первых радиолокационных станций.

F-117 можно назвать «самолетом-невидимкой» второго поколения, к первому стоит отнести SR-71 – знаменитый стратегический разведчик Холодной войны. Эта машина эксплуатировалась на высочайших скоростях, которые раскаляли корпус на несколько сотен градусов, так что добиться высокого уровня незаметности не получилось, но результаты конструкторы получили довольно неплохие.

В 1977 году в американском военном ведомстве был создан комитет Xcom, в задачи которого входило практическое применение технологий невидимости. Было санкционировано начало трех программ в этом направлении: Senior Prom (разработка крылатой ракеты-невидимки), ATB (в будущем она приведет к созданию стратегического бомбардировщика В-2) и Senior Trend, благодаря которой и появится F-117.

Читать еще:  Даманский конфликт: пограничный остров, причины и даты вооруженных действий, история советско-китайского противостояния, ветераны и герои

Разработка нового самолета была поручена компании Lockheed Martin. Трехзначный номер обычно присваивали сверхсекретным самолетам, так что все работы велись в глубокой тайне. Контракт с производителем был подписан 16 ноября 1978 года. Пентагон поставил перед инженерами компании задачу снизить все характеристики самолета, которые демаскируют его. Заказчика интересовала не только заметность для РЛС, но и уменьшение теплового излучения самолета, снижение уровня его шумности, устранение любых собственных излучений машины и инверсионных следов.

Lockheed Martin справилась с поставленной задачей в предельно сжатые сроки: уже через восемь месяцев началось строительство первой машины, которая была передана на испытания в 1981 году.

Естественно, что стремление уменьшить заметность самолета для радаров привело к серьезному изменению формы F-117, что, в свою очередь, существенно снизило летные характеристики машины.

Существует легенда, что когда ведущему специалисту Lockheed Martin по аэродинамике Дику Кэнтрелу показали желательную форму будущего самолета, то его хватил удар. Немного отойдя от потрясения, конструктор понял, что его отдел не будет играть главную скрипку при создании новой машины. Поэтому дал своим сотрудникам единственное задание: сделать так, чтобы «хромой гоблин» хотя бы как-нибудь поднялся в воздух.

Первые испытания показали крайнюю неустойчивость F-117 сразу во многих режимах полета. Были и другие неприятные неожиданности, которые преподнес самолет своим создателям. Им пришлось серьезно дорабатывать воздухозаборники, изменять конструкцию топливных баков и доводить систему управления машиной.

Использование технологий «стелс» сильнее всего ударили по маневренности машины. F-117 имел довольно неплохую тяговооруженность, но его маневренность и скорость оставляла желать лучшего. В систему управления самолетом были внесены ограничения, которые попросту блокировали выполнение некоторых маневров. Кроме того, у «Ночного ястреба» весьма ограничена дальность полета и никудышные взлетно-посадочные характеристики. В общем, он имел мало общего с тем «стелс-истребителем», который легко побеждает противников в голливудских блокбастерах.

Эксплуатировать F-117 начали с 1983 года, в первое время этот самолет был сверхсекретным, впервые американские военные признали сам факт его существования только в 1988 году. Первый публичный показ состоялся в 1990 году, а через год F-117 показали на авиационной выставке в Париже.

Для пилотирования нового самолета отбирались только опытные пилоты, имевшие налет не менее 1 тыс. часов, но и это не спасло от катастроф. Информации о них немного, так как программа была сильно засекречена. Есть информация, что первый «Ночной сокол» разбился в 1982 году, до приема машины в эксплуатацию. Затем были еще несколько аварий.

Сразу после появления F-117 был действительно грозным оружием. Его не могли обнаружить РЛС СССР и Китая. Не видели «стелс» и истребители. Однако ситуация очень быстро изменилась: радиолокационные средства обнаружения совершенствовались очень быстро, также появились другие технологии обнаружения самолетов. Так что очень скоро F-117 уже стал только относительно невидимым самолетом, а конструкционные недостатки, заложенные в нем, естественно, никуда не делись.

Описание конструкции

Ударный самолет F-117 построен по схеме «летающее крыло». Он имеет V-образное хвостовое оперение. Конструкция машины выполнена с использованием технологий «стелс», это касается и формы самолета, и материалов, использованных в его конструкции.

Крыло имеет большую стреловидность (67,5°), фюзеляж выполнен в виде плоских гладких панелей, угол которых вычислен так, чтобы отражать сигнал РЛС в различные стороны. Такая форма фюзеляжа называется фасеточной, и именно она снижает заметность самолета на 90%. По такому же принципу сделан и фонарь кабины пилота. Он покрыт особым материалом, содержащим золото. Подобное покрытие устраняет опасность облучения внутрикабинного оборудования и экипировки пилота (его шлем может фонить на экране радара сильнее, чем весь самолет).

Шасси – трехопорное. Передняя стойка имеет одно управляемое колесо, также одноколесными являются и основные стойки. Самолет оснащен посадочным крюком и тормозным парашютом.

Над крыльями с обеих сторон фюзеляжа находятся воздухозаборники. Все контуры щелей и соединений имеют пилообразные кромки, что также рассеивает электромагнитные волны. Внешней подвески нет, все оружие размещено во внутренних отсеках. Плоские сопла экранированы особыми теплопоглощающими плитами, которые значительно снижают заметность самолета в ИК-диапазоне.

Все антенны и другие передающие устройства, расположенные на поверхности самолета, могут убираться внутрь корпуса. В конструкции F-117 были активно применены композитные радиопоглощающие материалы и покрытия. Весь корпус покрыт несколькими видами подобных материалов, которые наклеивались на него, как обои на стену. Самолет покрашен черной ферромагнитной краской, которая не только поглощает радиоволны, но и отлично рассеивает тепло.

Благодаря вышеперечисленным особенностям конструкции, F-117 имеет гораздо меньшую эффективную площадь рассеивания (ЭПР), которая составляет 0,1-0,01 м2. Это в несколько сот раз меньше, чем ЭПР у обычного самолета сходного размера. Таким образом, обнаружить самолет с помощью наземной РЛС или радара истребителя весьма непросто.

Хотя, если вражеский истребитель все-таки обнаружит F-117, то шансов у последнего не будет практически никаких.

У «Ночного ястреба» нет собственной РЛС, для уменьшения риска обнаружения все системы навигации и прицеливания самолета являются пассивными. Также нет активных систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Для навигации используется спутниковая и инерциальная система. Прицельные приспособления представлены инфракрасными камерами и лазерной подсветкой цели, которая включается на крайне непродолжительное время.

Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей General Electric F-404-GE-F1D2, каждый из которых развивает тягу 4 900 кг.

F-117 несет ракетно-бомбовое вооружение, может использовать и ядерные боеприпасы. Типичным оружием для самолета являются бомбы GBU-10 или GBU-27, может брать на борт ракеты AGM-88 HARM, AGM-65 «Maverick».

«Ночной ястреб» — очень узкоспециализированный самолет, он предназначен для ударов в ночное время по важным объектам противника. Все вооружение, которое он может брать на борт является управляемым. Оно отличается весьма высокой точностью (±0,1 м).

Ударный самолет F-117 очень неустойчив по рысканию и тангажу, поэтому в систему его управления введена специальная программа, которая не позволяет пилоту совершать опасные маневры.

Боевое применение

Самолет эксплуатировался с 1983 года по 2008, он успел принять участие в нескольких региональных конфликтах. За время эксплуатации было потеряно семь самолетов, только один из которых был сбит зенитным огнем противника. Остальные разбились в катастрофах, случившихся по вине пилотов или из-за технических неисправностей.

Боевым крещением F-117 стало вторжение американцев в Панаму в 1989 году.

Впервые массировано эти самолеты были использованы во время операции «Буря в пустыни» в 1991 году. F-117 во время этого конфликта показали весьма высокую эффективность: за одну ночь они уничтожили практически все иракские Ту-22.

Следующим конфликтом, в котором американцы массировано применили этот самолет, стала война в Югославии в 1999 году. Именно тогда был сбит «самолет-невидимка». Его уничтожила сербская зенитная батарея, вооруженная устаревшим советским зенитным комплексом С-125. Сербы заявляли об уничтожении еще одной или двух машин, но эти данные довольно спорны.

Последним значительным конфликтом, в котором был задействован F-117, стала вторая иракская кампания США (2003 год).

Изначально данный самолет планировали использовать до 2020 года, но высокие затраты на программы F-22 Raptor и F-35 заставило американских военных отказаться от него почти на десятилетие раньше.

Уже в середине прошлого десятилетия «Ночной ястреб» являлся морально устаревшей машиной. Из-за стремительного развития средств обнаружения летательных аппаратов, он утратил свое основное достоинство — звание «самолета-невидимки», а конструкционные недостатки, заложенные в него изначально, превращали F-117 в весьма дорогую и крайне уязвимую машину. Да и стоимость обслуживания «Ночного ястреба» была довольно высока, так что данное решение выглядит вполне естественным.

Читать еще:  Ак 12 - автомат калашникова: тактико-технические характеристики (ттх), окончательный вариант, полная информация

F-117 стал настоящим стендом на котором американцы отрабатывали все нюансы использования технологии «стелс». Этот самолет можно без преувеличения назвать уникальной машиной, F-117 был первым в своем классе, поэтому ему можно простить многие огрехи. Во многом благодаря «Ночному ястребу» в небо поднялись «самолеты-невидимки» пятого поколения: F-22 Raptor и F-35.

Летно-технические характеристики

Ниже представлены ЛТХ ударного самолета F-117A.

«Дивизион С-400 не заметил атаки F-35 под Дамаском»

Мог ли новый истребитель ЦАХАЛ остаться незамеченным нашей ЗРС

Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.

Этот эпизод произошел в ночь на 13 января 2017 года, когда на военном аэродроме Меззе в Дамаске, который является важной стратегической авиационной базой, прогремела серия мощных взрывов. Правительственная армия Сирии обвинила ЦАХАЛ в нанесении ракетного удара по авиабазе, а через государственное агентство SANA предупредила Израиль о возможных последствиях этой «вопиющей атаки». Именно тогда сирийские и ливанские источники в соцсетях и некоторые СМИ со ссылкой на «Информцентр авиабазы Хмеймим» (частный источник информации, который не раз был замечен в публикации фейковых новостей по типу «столкнувшихся на рулежной дорожке Хмеймима истребителей ВКС») распространили сведения о первом применении Израилем самолета пятого поколения F-35.

Пресс-служба ЦАХАЛа и другие израильские официальные источники тогда никак не комментировали эту информацию.

«СП» не удалось найти публикации Defense News, где бы утверждалось, что истребитель F-35 применялся в Сирии. На американском сайте действительно был опубликован материал (24 января), в котором цитировалось заявление командующего ВВС Израиля о том, что развертывание в Сирии системы С-400 бросает «критический вызов» для проведения израильских операций в регионе. А также — слова представителя Lockheed Martin о преимуществах применения F-35 в условиях высокой угрозы, «создаваемой российской системой C-400». И все.

Усомниться в новости о супер возможностях F-35 заставляют и чисто тактические действия. Непонятно, как одна машина могла принимать участие в операции, если в истребительной авиации первичное подразделение, которое способно решать боевую задачу, — пара самолетов. Применение F-35 совместно с F-16 вряд ли имело смысл по причине «распознаваемости» последнего истребителя.

Но даже если опустить и этот факт, то могла ли действительно пара истребителей пятого поколения принимать участие в налете и остаться незамеченной средствами ПВО?

В штурме Ракки могут принять участие подразделения 82-ой или 101-ой американских дивизий

Пока авиация не знает технологий, которые бы сделали самолет полностью невидимым для средств обнаружения, говорит бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, генерал-лейтенант, Герой Российской Федерации Валерий Горбенко.

— Другое дело, что вся история ударной авиации, преодоления и подавления ПВО двигалась к тому, чтобы уменьшить эффективную отражающую поверхность летательного аппарата, то есть сделать его менее заметным. У нас также давно начали проводиться работы в рамках так называемой концепции 4S: stealth (невидимость), supersonic (сверхзвук), super maneuverability (повышенная маневренность), superior avionics (улучшенная авионика). Но невидимых самолетов не существует.

Уязвимость самолетов-невидимок хорошо продемонстрировал опыт войны в Югославии, когда 250-я зенитно-ракетная бригада Сербии, которой командовал подполковник Джордже Аничич, в 1999 году сбила советским ЗРК малого радиуса действия С-125 «Нева» (экспортное наименование — «Печора») широко распиаренный ударный самолёт-невидимку F-117A Nighthawk ВВС США. Дивизион бригады находился в засаде и успешно применил свой комплекс.

Что касается возможностей F-35, то наверняка это хороший истребитель, несмотря на все свои проблемы, но пока о его возможностях что-то конкретное сказать сложно. Скорее всего, радиолокационное оборудование самолета позволяет уводить ракету от цели с достаточным промахом или ставить ложные цели, но при этом истребитель все равно будет обнаружен. Домыслов в СМИ всегда много.

«СП»: — Они касаются не только F-35, но и ЗРС С-400.

— Конечно. Зачастую заокеанские или отечественные аналитики смело рассуждают о возможностях противовоздушной системы, но я вот, честно, не ознакомившись с данными на месте, не могу точно сказать, прикрывает ли дивизион С-400 Дамаск. Наши системы прикрывают две российские базы, а что касается юга страны, то здесь нужно конкретно знать расстояние, особенности рельефа и т. д. То есть Голанские высоты и окрестности Дамаска необязательно находятся в зоне поражения С-400, хотя, безусловно, РЛС обнаруживает и облучает цели намного дальше — возможно, еще на израильской территории.

Кроме того, не стоит забывать о существовании первичной и вторичной локации радиолокационных станций. Скажем, автоматическое обнаружение всех (!) воздушных объектов производится по данным первичного радиолокатора, который является также средством разведки. Вторичный локатор (используется также в гражданской авиации) принимает сигналы от ответчиков самолетов — тех самых транспондеров, о которых так много говорят применительно к инцидентам в небе Балтики.

Так, с помощью вторичных локаторов при включенном ответчике можно получить дополнительную полетную информацию о самолете (номер борта и курс, текущую высоту, остаток топлива, состояние бортовых систем и др.), что повышает безопасность полетов и уменьшает вероятность случайного поражения средствами ПВО. Но, повторю, первичный локатор определяет все цели.

Применение стелс-технологий просто уменьшают отражающую поверхность самолета и влияет на дальность его обнаружения. Так что, даже если бы F-35 теоретически участвовал в обсуждаемой операции, что я, конечно, исключаю, то он все равно был бы замечен.

Торжественная церемония встречи первой пары самолётов F-35 Adir (F-35I), вылетевших из города Форт-Уэрт (штат Техас), на израильской военной базе Неватим состоялась 12 декабря 2016 года, замечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

— А 15 декабря в Сети появилось видео первого полета истребителей-бомбардировщиков, которых в небе сопровождали F-16. При этом 18 декабря стало известно, что около 30 специалистов Lockheed Martin и три представителя ВВС США (два пилота и инструктор летного экипажа) будут оставаться в Израиле на неопределенное время, чтобы помочь ВВС Израиля эксплуатировать и обслуживать F-35I.

В общем, вряд ли израильтяне стали бы отправлять на боевую операцию самолеты, которые практически еще не освоены летчиками. А «обкатывать» истребители, тем более компьютеризированные F-35, — достаточно долгая процедура. Более того, F-35 и в Соединенных Штатах не до конца прошел комплекс испытаний. Видимо, с него постепенно снимают ограничения и есть подозрения, что пока самолет не обладает всеми возможностями. А для того, чтобы поразить что-то в Сирии, необязательно гонять самолет пятого поколения, да еще с риском его поражения, поскольку средства ПВО Сирии в районе Дамаска, видимо, все-таки работают.

Кроме того, учитывая расстояния в районе Голанских высот и в окрестностях Дамаска, ВВС Израиля запросто могут нанести авиаудар управляемыми ракетами, не входя в радиус действия ЗРС. Я уж не говорю о том, что есть информация, согласно которой ЦАХАЛ 13 января вообще не применял авиацию, а удар был нанесен ракетой «поверхность-поверхность».

И наконец, договоренности Москвы и Израиля, имеющие характер сделки, — это уже секрет Полишинеля. Поэтому какие бы самолеты ВВС Израиля не летали, наши военные об этом знают и стрелять не будут.

«СП»: — Гипотетически F-35 действительно могут дать преимущества ВВС оппонентов в условиях действия ЗРС С-400?

Читать еще:  Десантирование по-американски.

— Стелс-технологии — не панацея, но они снижают дальность обнаружения самолета, давая ему некие тактические преимущества при проведении операций. Грубо говоря, он может видеть дальше, чем видят его. Но ведь есть не только локаторы средств ПВО, но и, например, автоматизированные станции пассивной радиотехнической разведки, которые обнаруживают самолет, не обнаруживая себя. Это во-первых.

Во-вторых, в силу рельефа местности у наших средств ПВО есть ограничения и можно допустить, что дивизион С-400, развернутый в Латакии, не все свои возможности может продемонстрировать. Тем более, видимо, ЗРС используют в некоем ограниченном режиме, чтобы с нее наши оппоненты не могли полностью снять все характеристики. Кроме того, помимо С-400 в Сирии есть наши С-300В4.

В современном воздушном бою многое решает именно бортовое и радиоэлектронное оборудование, а снижение радиолокационной заметности самолета — это некий бонус, отмечает преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин.

— Обнаружение стелс-самолет — это тактика применения средств противовоздушной обороны. Теоретически надо повышать энергию излучаемого сигнала станции, применять различные методы зондирования, обработки сигналов и разные диапазоны — метровые, дециметровые, сантиметровые и т. д. На практике, насколько известно, отражающая поверхность, например, «самолета-невидимки» F-117A Nighthawk в сантиметровом диапазоне была снижена, а в метровом диапазоне — штатном для дежурных средств РТВ (Радиотехнических войск) РФ — он был хорошо виден. Но даже в сантиметровом он был все равно заметен, что позволяет обстреливать самолёт.

РСК «МиГ» рассчитывает взять реванш за отвергнутый МиГ-1.44

Теоретически можно фантазировать, что ВВС Израиля могут работать с территории Голанских высот и что малое расстояние не позволяет быстро среагировать на атаки. Или — что самолеты заходят из ливанского воздушного пространства, используя горы Ливана и Антиливана как прикрытие от РЛС ПВО Сирии. Но понятно, что между РФ и Израилем существуют политические договоренности, где РФ позволяет ЦАХАЛ наносить удары по «Хезболле» (хотя ее позиции с сирийской армии зачастую смешаны), а Израиль играет роль в стабилизации обстановки на юге страны.

В общем, публикации о том, что система С-400 якобы не увидела истребители F-35, которых на самом деле не было, — это выдумки даже не американских СМИ, а русскоязычной израильской прессы для поднятия цитируемости и очернения российских Вооруженных сил. В принципе, это неудивительно, если вспомнить, что некоторые СМИ в свое время на полном серьезе писали о том, что «Адмирал Кузнецов» идет в Сирию бомбить Израиль…

Как югославы сбили самолет-невидимку советской ракетой? (4 фото)

Пресса убеждала американцев в том, что «самолет-невидимка» разбился из-за «технической ошибки». У сербов, мол, нет таких ракет, которыми можно сбивать самые современные американские машины. Еще бы, в 1999 г. на F117 A стояла огромная очередь по всему миру. Пакет заказов на него был расписан вперед на 10 лет. Это был самый дорогостоящий проект ВПК США, рассчитанный до 2018 г., а «Локхид» планировал заработать несколько сотен миллиардов долларов.

Но после 27 марта 1999 г. все бизнес-планы рухнули. Заказчики начали отказываться от сотрудничества с «Локхидом». Удивительно, но американцы с их хваленой электроникой «прозевали» советскую ракету и подставили «Стелс» под удар. Сербские военные работали четко, они понимали, что за ними следят спутники-шпионы из Пентагона. После внимательного изучения графика полетов F117 A над Сербией штаб ПВО ЮНА пришел к удивительному выводу: они никогда не летают на высоких скоростях, очень близко приближаются к цели и главное — одним и тем же маршрутом возвращаются на авиабазу после бомбежек. Американские пилоты работали по четким инструкциям и никогда не нарушали своих традиций. Эта «самоуверенность» и подвела 24 марта 1999 г. пилота Дэла Зелко, родители которого были выходцами из Югославии.
Сержант Драган Матич, который первым нажал на кнопку «пуск», в интервью сербским СМИ поделился «военной тайной»: «Это фантазия американских инженеров и летчиков, что „Стелс“ невидимка. Для радиолокаторов, работающих на низких частотах, он вполне заметен. Мы засекали его еще в 50 километрах и ждали, когда он пройдет мимо нашего расчета. Да, у него сигнал излучения слабее, чем у обычных самолетов, но он все равно появляется на экранах радаров. Может быть, пилот ошибся, может быть, заблудился, но он летел на высоте всего 5 километров и попал в наш прицел. Мы сбили страшную, фантастическую машину — самый засекреченный самолет ВВС США. Пилот катапультировался, скрывался в лесах. Через пять часов группа американского спецназа прилетела на нескольких вертолетах и увезла его. Уже на следующий день он был на базе „Авиано“ неподалеку от Венеции. Нам удалось сбить „фантастический“ самолет. Мы тут же покинули позицию вместе с техникой. Чем быстрее передислоцируешься, тем больше шансов остаться в живых».

Подполковник Джордже Аничич, который командовал группой ПВО, уже после войны написал книгу «Смена». В ней он подробно описал кошмарные дни операции «Милосердный ангел». Вот лишь небольшой фрагмент из документального отчета подполковника Аничича: «В первом налете на Югославию участвовало свыше 650 самолетов. Для начала ракетные удары наносились по командным пунктам и установкам ПВО армии Югославии. Они собирались нанести самый значительный ущерб нашей армии буквально в первые часы. Но у них ничего из этого не вышло. Командование НАТО поняло, что вывести из строя ПВО будет весьма трудно. Поэтому была создана специальная воздушная бригада, которая состояла из 150 самых современных самолетов, предназначенных для уничтожения системы ПВО Белграда. В то время у нас было несколько десятков систем САМ-3 — это ракетная техника третьего поколения. А авиация НАТО в то время уже относилась к 6-му поколению вооружений. Вот такая „махина“ была брошена против народа Сербии. Почти вся Европа и США, а это почти 600 млн человек, начали войну против маленькой страны с населением всего 10 млн человек. Это была демонстрация силы НАТО, из оборонительного союза он тут же превратился в агрессивный. Это была увертюра перед тем, как отнять у нас Косово. С каждым днем число самолетов, участвовавших в войне против нас, увеличивалось. Но НАТО не удалось уничтожить нашу систему ПВО. Мы старались достойно обороняться. Мы часто меняли наши позиции, постоянно обманывали противника и заставили его вести войну не только ночью, но и днем. В конце агрессии с авиабаз НАТО ежедневно вылетало уже свыше 1000 самолетов. Такой способ ведения защиты позволил руководству страны выиграть время. В НАТО не сумели сломить Сербию и поставить ее на колени».

Сейчас «сбитый Стелс» выставлен в музее авиации под Белградом. Здесь можно посмотреть на «американское чудо техники» ценой в $50 млн. Кстати, команда подполковника Джордже Аничича уничтожила в 1999 г. не только F117 A. 30 мая ей удалось повредить F16. За пилотом и его машиной Пентагон выслал тогда спецгруппу на четырех вертолетах и десяти самолетах. Уже после окончания бомбежек Югославии военные рассказывали, что американских самолетов было сбито немало. Об этом старались не говорить в НАТО. Ведь там, где падали уничтоженные ПВО ЮНА машины, через несколько минут оказывались американские спецназовцы. Они работали кропотливо и тщательно — собирали все до последнего винтика. Обломки и детали самолетов увозили с собой на базы ВВС США в Италию и Германию. Заметали, как говорится, следы, чтобы никто не мог доказать, что сербы сбивали самые дорогие самолеты в мире из старых ЗРК, сделанных еще во времена СССР.

Константин Качалин — эксперт по Балканам (Москва)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector