0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

СУ-30СМ, технические характеристики и вооружение истребителя, чертежи и схема самолета, кабина и размеры, максимальная скорость и дальность полета

Содержание

Российский истребитель Су-30СМ: история и ТТХ

Су-30СМ – российский тяжелый многоцелевой истребитель поколения 4++, предназначенный в первую очередь для завоевания господства в воздухе. По сути, это модификация Су-30МКИ, предназначенная для российских военно-воздушных сил. Первый полет истребитель Су-30СМ совершил в 2012 году.

Су-30МКИ начал разрабатываться в середине 90-х специально для ВВС Индии (МКИ – «модернизированный, коммерческий, индийский»). В свою очередь, истребитель Су-30 – это результат глубокой модернизации истребителя Су-27, которая началась еще в Советском Союзе (1988 год).

На сегодняшний день Су-30СМ считается одним из лучших истребителей в мире, он имеет превосходные характеристики, эту машину по праву можно назвать вершиной развития линейки самолетов Су-27.

Истребитель Су-30СМ способен действовать днем и ночью, в любых погодных условиях, он может не только сбивать самолеты противника, но и уничтожать наземные цели, а также проводить воздушную разведку и давать целеуказание другим самолетам группы (в том числе и бомбардировщикам Су-34).

Первый полет Су-30СМ состоялся 21 сентября 2012 года. В конце того же года самолет был принят на вооружение и Минобороны РФ подписало контракт на поставку 30 истребителей до конца 2016 года. По состоянию на 2014 год российские ВВС заказали 60 истребителей, дополнительные контракты были заключены в 2020 и 2020 году. По состоянию на ноябрь 2020 года в строевые части направлены 71 Су-30СМ. Еще четыре Су-30СМ будут изготовлены для ВВС Казахстана.

В настоящее время несколько самолетов Су-30СМ принимают участие в военной операции в Сирии.

История создания

Эксплуатация советского многоцелевого истребителя Су-27 началась в 1986 году. Стремительно развитие технологий меняло не только бортовое оборудование истребителей и их технические характеристики, но и саму концепцию ведения воздушного боя. Использование РЛС с активной фазированной решеткой позволяло истребителям не только вести воздушный бой, но и управлять группой боевых машин, взяв на себя часть функций самолета ДРЛО.

Исходя из этого, командование ПВО хотело получить новый самолет, который мог бы не только выполнять задачи истребителя-перехватчика, но и использоваться в качестве летающего командного пункта для группы Су-27. Учитывая огромную протяженность границ Советского Союза, а также большое количество неосвоенных районов малым числом пригодных аэродромов, такая машина была просто крайне необходима.

Военные считали, что для выполнения подобных задач лучше подойдет двухместный истребитель, в качестве примера приводился Су-27УБ – учебно-боевая машина с дублированным управлением, но при этом сохранившая боевые возможности одноместного самолета.

Современное радиолокационное и электронное бортовое оборудование истребителя настолько сложно и многофункционально, что полностью реализовать его возможности в скоротечном маневренном воздушном бою одному летчику довольно тяжело. Кроме того, наличие второго члена экипажа дает значительные психологические преимущества во время длительного патрулирования.

Предполагалось, что один из летчиков мог бы управлять самолетом, вести бой на ближней дистанции, а второй – наблюдать за воздушной обстановкой и руководить действиями боевой группы.

Работы над созданием двухместного истребителя-перехватчика начались в ОКБ Сухого в конце 80-х годов. В качестве базовой машины для модернизации был выбран учебно-боевой самолет Су-27УБ. Он имел двухместную кабину, значительную емкость топливной системы, десять точек для подвески вооружения. Чтобы еще больше увеличить дальность полета будущего истребителя, конструкторы решили оснастить его системой дозаправки в воздухе. Ее отработка началась в 1987 году. Первый прототип нового истребителя Су-30 получил обозначение Т-10У-5.

Истребитель получил новую систему дистанционного наблюдения и навигационный комплекс. Место командира группы находилось в задней кабине самолета, оно было оснащено широкоформатным индикатором, на котором отображалась вся информация о текущем расположении группы, характеристиках движения целей и другие данные о воздушной обстановке.

Внешне новый самолет мало чем отличался от базовой модификации – истребителя Су-27УБ, он имел практически те же технические характеристики, прекрасную надежность и хорошую управляемость. Новая машина получила обозначение Су-30, в 1991 году в Иркутске началось ее серийное производство.

Однако затем последовал распад Советского Союза, который стал катастрофой для всех предприятий военно-промышленного комплекса.

В связи с практически полной остановкой закупок новой техники российским Министерством обороны, руководство ОКБ Сухого начало поиски иностранных заказчиков для своей продукции. В кратчайшие сроки был создан Су-30МК – многоцелевой двухместный самолет, первый полет которого состоялся в 1993 году. Была значительно расширена номенклатура вооружения машины, ее взлетная масса возросла с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка увеличилась вдвое, значительно увеличился ресурс силовой установки и планера.

Новый истребитель был предложен Индии – традиционному заказчику советской военной техники и вооружения. Уже в апреле 1994 года состоялось первое заседание российско-индийской рабочей группы, которая изучала возможности поставки Су-30МК в Индию, а также организацию производства новых истребителей в этой стране. В конце 1996 года был подписан контракт о постройке сорока боевых машин Су-30МК для ВВС Индии.

В начале нового тысячелетия конструкторы ОКБ Сухого разработали новую модификацию истребителя – Су-30МКИ. Она была создана специально для индийских военно-воздушных сил. По сути, Су-30МКИ – это машина нового поколения. Самолет был оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, что значительно улучшило маневренность истребителя на всех режимах полета.

Советские (российские) боевые самолеты практически всегда уступали своим западным конкурентам в качестве авионики. Чтобы устранить этот недостаток, БРЭО для нового истребителя было разработано в широкой международной кооперации с участием компаний из Франции, Израиля и Индии. В итоге Су-30МКИ получил новую РЛС с пассивной фазированной решеткой.

Истребитель оказался настолько удачным, что им заинтересовалось и российское оборонное ведомство. В сентябре 2012 года впервые поднялся в небо Су-30СМ, изготовленного по заказу Минобороны России. К концу года две новые машины были переданы российским ВВС.

Подобное решение не выглядит удивительным. Во-первых, Су-30СМ имеет действительно отличные технические характеристики, по маневренности он превосходит все зарубежные аналоги. Во-вторых, создатели уделили много внимания авионике истребителя: благодаря использованию иностранных систем, Су-30СМ ничем не уступает лучшим западным боевым машинам. Однако есть и еще одно объяснение интереса Минобороны: этот самолет уже долгие годы выпускается серийно, его производство полностью отшлифовано, устранены «детские» болезни машины, учтены все пожелания летчиков.

Су-30СМ — многоцелевой самолет. Он способен не только вести воздушный бой и поражать современные и перспективные самолеты противника, но и наносить удары по наземным мобильным или стационарным целям неприятеля. Су-30СМ способен сопровождать и прикрывать ударные авиационные группировки, противодействовать вражеским системам радиоэлектронной борьбы, давать целеуказание самолетам своей группы. Этот истребитель можно использовать и на морских театрах боевых действий: Су-30СМ способен обнаруживать и уничтожать надводные корабли противника самостоятельно или в составе группы самолетов.

Устройство

Су-30СМ – двухместный тяжелый истребитель, оснащенный двумя двухконтурными двигателями АЛ-31ФП с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением. В целом его размеры и компоновка фюзеляжа полностью повторяют истребители Су-30 и Су-30МКИ. Летчики размещены в кабине тандемом.

Одной из главных достоинств Су-30СМ является его сверхманёвренность: самолет неустойчив в продольном канале, поэтому его полет обеспечивает электродистанционная система управления (ЭДСУ), управляющая рулями и поворотными соплами двигателей. Высокая степень маневренности самолета достигается за счет ПГО и двигателей с управляемым вектором тяги.

В состав силовой установки самолета входят два двигателя АЛ-31ФП, размещенных под углом 32 градусов друг к другу. Их сопла могут отклоняться в вертикальной плоскости на ±16° и до ±15° в любом направлении. Это позволяет направлять вектор тяги по рысканью и тангажу. Сопла могут отклоняться как вместе с управляющими плоскостями самолета, так и отдельно от них.

Однако главная «изюминка» Су-30СМ – это его кабина. Самолет оснащен бортовой радиоэлектронной станцией с фазированной решеткой, что позволяет ему обнаруживать и вести пятнадцать воздушных объектов и одновременно атаковать четыре из них. В Су-30СМ использована система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле. Кроме того, кабины пилотов оснащены многофункциональными жидкокристаллическими экранами. Все это обеспечивает летчикам высочайший уровень осведомленности о воздушной обстановке.

На Су-30СМ могут быть установлены подвесные контейнеры с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой. Истребитель оснащен инерциальной навигационной системой с приемником спутникового сигнала от системы ГЛОНАСС, это обеспечивает высокую точность следования по маршруту. Су-30СМ может совершать автоматический полет на разных режимах, включая полет на малых высотах, заход на посадку, а также во время атаки против наземных и надводных целей. Система, обеспечивающая автоматическое управление, связана с навигационной системой.

Читать еще:  Топор туристический, малый и большой, отличие походного от охотничьего, как выбрать рукоять и наточить острие, зарубежные и отечественные модели

Су-30СМ относится к четвертому поколению истребителей, в его конструкции не использована технология малозаметности. На самолете установлены комплексы РЭБ «Сорбция» и «Хибины», которые не только способны подавить сравнительно маломощную РЛС истребителей, но и нейтрализовать наземные радиолокационные комплексы.

Если говорить об электронной начинке Су-30СМ, то следует отметить, что она построена по концепции «открытой архитектуры борта». Это позволяет без труда включать в состав БРЭО новые системы отечественного и зарубежного производства. Именно это определяет высокую универсальность Су-30СМ, позволяющую в кратчайшие сроки переделать истребитель-перехватчик в ударный самолет.

Боевая нагрузка истребителя Су-30СМ составляет 8 тыс. кг. Самолет имеет двенадцать узлов подвески, на которых может быть размещена широкая номенклатура ракетно-бомбового вооружения. Это могут быть шесть управляемых ракет для ведения воздушного боя на средних или коротких дистанциях, неуправляемые авиабомбы массой 500 или 250 кг, контейнеры с НАР. Кроме того, самолет по умолчанию вооружен 30-мм пушкой ГШ-30-1.

Характеристики

  • длина — 21,9 м;
  • высота — 6,36 м;
  • мак. взлетная масса — 34500 кг;
  • макс. скорость — 2125 км/ч;
  • боевой радиус действия — 1500 км.
  • экипаж — 2 человека;
  • вооружение — 30-мм пушка ГШ-30-1, ракетное вооружение;
  • общее количество точек подвески — 12;
  • полная боевая нагрузка — 8000 кг.

Истребитель Су 30СМ — следующий шаг в будущее российской авиации

В модельном ряду советской реактивной истребительной авиации достойное место занимает самолет Су 30СМ. Несмотря на свой почтенный возраст (машина создавалась в конце 80-х годов XX столетия), тридцатая сушка и сегодня считается зрелой, современной и боеспособной машиной. По всем своим летным и военно-техническим характеристикам новейший российский самолет считается истребителем поколения 4+, способным достойно противостоять любому потенциальному противнику в воздухе.

Предыстория создания самолета

В связи с увеличением театра потенциальных военных действий, связанным с расширением военного присутствия блока НАТО, в СССР остро назрела необходимость иметь боевой самолет, способный работать на больших расстояниях. Огромная протяженность государственной границы и слаборазвитая аэродромная сеть в Средней Азии и на Дальнем Востоке не позволяли частям ПВО страны эффективно препятствовать проникновению в воздушное пространство нарушителей. Имеющиеся на оснащении частей войск Противовоздушной обороны новые истребители – перехватчики Су-27 хоть и считались превосходными боевыми машинами, однако мало были приспособлены для ведения длительного патрулирования советских воздушных рубежей.

Следует отметить, что уровень технической оснащенности военных самолетов IV поколения, к которым относился «двадцать седьмой Сухой» значительно увеличил физическую и психологическую нагрузку на пилотов. В одиночку, в условиях долгого пребывания в воздухе, пилоты не моли полноценно использовать возможности радиолокационного бортового электронного оборудования. Это непременно сказывалось на боеспособности авиационной техники, особенно когда допускалась эксплуатация современных машин в боевой обстановке. Даже высокий профессионализм летчиков не позволял полностью раскрыть боевой потенциал новой техники, не говоря уже о совершенстве летного мастерства.

По мнению пилотов строевых частей, решить проблему могло присутствие в составе экипажа воздушного судна второго пилота. Такой тандем сразу бы увеличил боевую эффективность реактивного самолета. В боевой обстановке, когда требуется одновременно осуществлять многочисленные действия, связанные с управлением воздушного корабля, второй пилот решал бы задачи анализа боевой ситуации и воздушной обстановки в целом. Тем более, при длительных полетах присутствие второго члена экипажа становилось весьма уместным как с психологической точки зрения, так и в плане повышения безопасности управления самолетом.

Как часто случается в подобных ситуациях, решение проблемы оказалось на поверхности. Имеющаяся в строевых частях ВВС и ПВО двухместная версия самолета Су-27 на практике показала, что двухместный вариант машины сумеет справиться с поставленными задачами. К тому же учебный самолет практически ничем не уступал по летно-техническим характеристикам одноместным боевым машинам, оставалось придать идее двухместного боевого перехватчика четкие очертания. Работы по созданию новой машины начались в ОКБ Сухого еще в середине 80-х годов на базе учебно-тренировочного самолета Су-27УБ. В течение двух лет активная работа по многим направлениям дала свои результаты. В 1988 году на бетонку Иркутского авиационного завода, где собирались Су-27, выкатилась первая опытно-экспериментальная машина с индексом Т-10У-5 и с заводским номером 01-02 на борту. На следующий год в воздух поднялась вторая опытная машина Т-10У-6. В конечном итоге обе машины стали прототипами будущего истребителя Су-30МС.

Почти полное внешнее сходство новой машины с учебным самолетом Су-27УБ, идентичная аэродинамическая компоновка и та же силовая установка позволяли сразу приступить к серийному производству нового боевого истребителя. Этому способствовала и высокая надежность учебной версии «двадцать седьмого» в эксплуатации. В течение двух последующих лет продолжалась доработка отдельных узлов машины, доводка опытных изделий в соответствии с заводскими требованиями. Решение о начале серийного производства самолета под обозначением Су-30 было принято уже после развала Советского Союза, в 1991 году. Спустя полгода, в апреле 1992 года в воздух поднялась первая серийная машина — многоцелевой истребитель поколения IV+ Су-30.

История с новым самолетом для ВВС и ПВО новой России

Испытания, которые выпали на долю советского оборонного комплекса в связи с развалом СССР, похоронили многие перспективные проекты в области современного вооружения. Однако в ситуации с самолетом Су-30 важную роль сыграло начало серийного выпуска перспективной машины. Серийное производство при условии недостаточного финансирования со стороны оборонного ведомства медленно, но продвигалось. Однако говорить о масштабном поступлении новых истребителей в строевые части не приходилось. Чтобы исправить сложную ситуацию, КБ Сухого по собственной инициативе приступило к разработке экспортного варианта российского истребителя. Возможность выхода на международный рынок вооружений могла не только спасти тяжелое экономическое положение головного предприятия, но и по возможности обеспечить перспективной машине достойное будущее.

Итогом работы авиаконструктора КБ и специалистов ИАПО стала модернизированная версия самолета Су-30МК (модернизированная, коммерческая), рассчитанная для поставки зарубежным заказчикам. Это был практически тот же двухместный истребитель Су-30 только с увеличенными боевыми возможностями. Количество точек подвески увеличилось, что соответственно привело к увеличению боевой нагрузки машины с 4 до 8 тонн. Масса истребителя в снаряженном состоянии превысила отметку в 38 тонн. Модернизация коснулась аэродинамических узлов машины и силовой установки. Моторесурс двух двигателей АЛ-31Ф увеличили с 900 часов до 1500. Модернизированную машину планировалось поставлять для нужд индийских ВВС, с последующей организацией производства и сборки самолетов на индийских заводах. После длительных и трудных переговоров в 1996 году был подписан контракт на поставку для ВВС Индии 40 истребителей СУ-30МК. По условиям контракта поставка осуществлялась в течение последующих пяти лет, с постоянным увеличением боевых возможностей самолетов и их ТТХ.

В течение последующих 7 лет Иркутские авиастроители работали над индийским заказом, собирая готовые самолеты и создавая материально-технический ресурс для последующего обслуживания новой техники. Прекрасные летно-технические характеристики машины позволили российским авиастроителям создать на базе индийской версии самолета еще и другие, локальные модификации. Самолет Су-30МК в разных вариантах исполнения поставлялся для ВВС НОАК, Вьетнама и для военно-воздушных сил Венесуэлы. Всего с момента начала выпуска этой машины, зарубежным заказчикам было передано в рамках действующих контрактов более 500 истребителей Су-30МК.

Несмотря на довольно успешную судьбу машины в экспортном варианте исполнения, в конструкторском бюро Сухого не оставляли попыток привлечь внимание отечественного оборонного ведомства к своему детищу. Работы в этом направлении велись с учетом жестких требований в отношении авионики самолета и его электронной начинки. По завершению проектных работ на обозрение представителям Министерства Обороны РФ была представлена домашняя версия самолета Су-30, получившая индекс СМ. Конструкция этого самолета вобрала в себя все самые лучшие и передовые наработки, опробованные на экспортных модификациях. Новый российский истребитель Су 30СМ выполнен в контексте идеологии многоцелевого самолета нового поколения. Машина способна индивидуально вести воздушный бой на большом удалении от точки базирования, осуществлять штурмовые удары по наземным целям, действовать в одиночку и в составе группы.

Отличительной особенностью нового самолета является возможность осуществлять управление другими воздушными судами, действующими в составе группы. Для длительного пребывания в воздухе воздушное судно оснащено системой дозаправки в воздухе.

Особенности конструкции истребителя Су 30СМ

Новая версия тридцатой сушки представляет собой двухместный истребитель. Экипаж машины — тандем двух пилотов, расположившихся друг за другом в удлиненной кабине. Кабина на новом самолете Су 30СМ является аналогом кабины экспортного варианта машины с той разницей, что в ней место для второго летчика технически дублирует место первого пилота. Электронное оборудование кабины полностью интегрировано с бортовой радиолокационной станцией. На самолете установлена развитая система связи, обеспечивающаяся не только постоянный контакт борта с землей, но и эффективное управление группой самолетов, действующих в одном ключе.

По своим летным и техническим характеристикам тридцатая сушка далеко обогнала свои аналоги, созданные за рубежом. Высокая аэродинамическая культура в сочетании с мощными двигателями обеспечили машине уникальную маневренность в воздухе. Машина выполнена по схеме «триплан», с добавлением к основной конструкции переднего горизонтального оперения. Эта деталь позволила увеличить подъемную силу у самолета и устойчивость машины при полете на больших углах атаки.

Силовая установка истребителя Су 30СМ представлена двумя отечественными двигателям АЛ-31ФП. Установка двигателей имеет одну интересную особенность – оси обеих двигателей расположены под углом 32° друг другу. Другими словами, сопла турбореактивных двигателей несимметричны, что позволяет во время полета осуществлять управление вектором тяги. Сопла на двигателях живут своей жизнью и могут отклоняться в заданном направлении независимо от положения горизонтальных рулей. Весомый вклад в повышение маневренности летательного аппарата добавляют система дистанционного электронного управления и интегральная схема аэродинамической компоновки.

Читать еще:  Davis-Warner Arms Corp

Отдельного внимания заслуживает радиолокационное оборудование машины. На самолете имеется прицельный комплекс, способный одновременно вести контроль над 15 воздушными целями. Технические возможности комплекса позволяют одновременно атаковать 4 воздушные цели. Боевые возможности истребителя увеличились за счет установки дополнительной лазерной и инфракрасной прицельной аппаратуры, которая закольцована на нашлемной системе целеуказания. Помимо того, что стекло на шлеме пилотов представляет собой интегральный живой дисплей, лобовое стекло фонаря имеет многофункциональные индикаторы. Все это обеспечивает экипажу машины широкий диапазон осведомленности о состоянии ситуации в воздухе.

Все машины, выпускаемые для оснащения российских ВКС, оснащаются оптико-электронным и прицельно-навигационным комплексом, действующим совместно с системой спутниковой связи ГЛОНАСС. Благодаря этому оборудованию, самолет может практически вслепую выйти в заданный район и атаковать цели в любое время суток. Навигационная система рассчитана на индивидуальный полет в автоматизированном режиме и на обеспечение необходимой полетной информацией группы машин. Основные тактико-технические характеристики машины следующие:

  • боевая масса – 34 тонны;
  • максимальная дальность полета 3000 км;
  • практический потолок более 17 тыс. метров;
  • максимальная скорость более 2000 км/ч.

По составу вооружений, российская машина Су 30СМ превосходит все отечественные машины, стоящие на вооружении Военно-Космических Сил России. Допустимая боевая нагрузка составляет 8000 кг, которая включает все виды и средства современных вооружений, используемых для поражения воздушных, наземных и надводных целей. В комплекс вооружений входят:

  • автоматическая 30-мм пушка ГШ-30-1;
  • ракеты класса «воздух-воздух» (6 шт.);
  • неуправляемые авиационные ракеты;
  • авиационные бомбы в обычном исполнении 250, 500 кг.

В таком боевом оснащении самолет Су-30СМ способен решать целый комплекс боевых задач. Огромная дальность полета и мощное, разнообразное вооружение делают эту машину грозной силой на любом театре военных действий.

Новая история российского многоцелевого самолета Су 30СМ

После того, как в 2012 году корпорацией «Иркут» и Министерством обороны РВ был заключен контракт на поставку для ВКС 30 машин Су 30СМ, для самолета началась новая история. Поставка новейших истребителей поколения 4+ должна была осуществляться в течение последующих 3-х лет. Первую серийную машину, изготовленную в стенде Иркутского авиационного завода, в сентябре того же года подняли в воздух. В ноябре 2012 года первые два самолета Су-30СМ были переданы строевым частям ВКС Российской Федерации.

В дальнейшем планируется увеличить заказ до 50 машин. До 2020 года части ВКС и ВМФ России должны пополниться еще двумя десятками машин, которые будут постепенно заменять устаревшие модификации истребителей Су-27.

Из переданных в рамках заказа МО машин основная часть поступила на оснащение частей ВМФ России. Всего, по последним данным на декабрь 2017 года, в составе авиационных частей ВКС России и ВМФ находилось 32 машины Су 30СМ. Часть машин в составе авиационной группы ВКС принимает участие в военных действиях на территории Сирийской Арабской Республики. В задачу летчиков входит обнаружение наземных целей, сопровождение бомбардировщиков Су-24 и штурмовиков Су-25 для нанесения ударов по наземной инфраструктуре террористических группировок на территории Сирии.

Превосходные летно-технические характеристики нового самолета позволяют российским пилотам действовать с максимальной отдачей. Наличие на борту самолетов Су 30СМ мощного радиолокационного оборудования обеспечивает российской боевой авиации эффективное действие в составе группы.

Истребитель Су-30 СМ: характеристики, вооружение, описание, фото

Су-30СМ – многоцелевой истребитель российского производства. По конструкции он представляет собой модификацию самолета СУ-30МКИ, выпускающегося для ВВС Индии. Благодаря своим техническим и летным характеристикам Су-30СМ относится к поколению 4++. Главная задача этой машины – завоевание господства в воздушном пространстве. Сегодня мы с вами подробно рассмотрим характеристики СУ-30СМ и историю его производства.

Резюме

В середине 2000-х российские авиаконструкторы построили для ВВС Индии самолет СУ-30МКИ. Абревиатура МКИ расшифровуется как «модернизированный, коммерческий, индийский». Эта машина стала результатом глубокой модернизации знаменитого самолета Су-27, которая была начата еще в 1988 году. Позже СУ-30МКИ адаптировали под отечественный рынок. Так и появилась модель Су-30СМ, фото которой знакомо всем любителям военной авиации. На сегодняшний день этот самолет считается одним из передовых истребителей в мире и вершиной развития линейки Су-27.

Возможности Су-30СМ довольно обширны. Он способен выполнять поставленные задачи вне зависимости от погодных условий и времени суток. Кроме воздушных целей, он может эффективно поражать наземные объекты, а также проводить разведку и передавать данные о предполагаемых целях другим самолетам группы.

В сентябре 2012 года истребитель Су-30СМ впервые поднялся в небо. В конце этого же года он был принят на вооружение ВВС РФ, а министерство обороны заключило с заводом-производителем контракт на поставку 30 экземпляров к концу 2016-го. В 2015 и 2016 годах были заключены дополнительные контракты. В результате к началу 2017-го на вооружение стояла 71 единица истребителя, а еще четыре были изготовлены для Казахстана. Первое боевое применение Су-30СМ состоялось в рамках военной операции в Сирии. В качестве исторической справки познакомимся с самолетами, конструкция которых стала базой для героя нашего разговора.

В 1986 году в СССР началась эксплуатация многоцелевого истребителя Су-27, но буквально через год военное руководство инициировало работы по его усовершенствованию. Из-за стремительного развития технологий изменения коснулись не только тактико-технических характеристик и оборудования самолета, но и концепции воздушного боя в целом. Использование радиолокационных станций (РЛС) с активной фазированной решеткой открыло для истребителя возможность не только вести воздушное сражение, но и руководить группой самолетов, взяв на себя некоторые функции машин ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения). Исходя из этого, руководство ПВО хотело получить машину, которая смогла бы выполнять функции перехватчика и использоваться как летающий командный пункт группы Су-27. Учитывая, что границы Советского Союза имели огромную протяжность, а аэродромов катастрофически не хватало, машина с указанными способностями была крайне необходима.

Военные предполагали, что для решения подобных задач наилучшим образом подойдет двухместный самолет. В качестве примера они приводили модель Су-27УБ – двухместную учебно-боевую версию, которая была оснащена дублированным управлением, но не уступала по возможностям базовой одноместной версии. Современное электронное и радиолокационное оборудование истребителей настолько многофункционально и сложно, что реализовать весь его потенциал в условиях скоротечного маневренного боя одному летчику очень непросто. Кроме того, наличие партнера рядом оказывает положительное психологическое воздействие в условиях длительного патрулирования. Предполагалось, что пока один летчик будет управлять машиной и вести бой на ближних дистанциях, второй сможет анализировать воздушную обстановку и руководить действиями всей боевой группы.

Работа над созданием двухместного самолета-перехватчика началась в ОКБ Сухого в конце 90-х. Как и предполагалось, роль базовой машины для модернизации сыграл Су-27УБ. Его выбор был обусловлен наличием двухместной кабины, десяти точек для подвески вооружения и объемных топливных баков. Чтобы дальность полета новой машины была еще более значительной, конструкторы снабдили ее оборудованием для дозаправки в воздухе. Первый прототип нового самолета получил название Т-10У-5.

Двухместный истребитель был оснащен новой системой дистанционного наблюдения и навигационным комплексом. Рабочее место командира группы было размещено в задней кабине. Его снабдили широкоформатным индикатором, который отображал всю необходимую информацию о воздушной обстановке (расположение группы, характеристики целей и прочие параметры).

Внешне новый истребитель практически не отличался от базовой версии. Он получил такие же технические параметры, отличную управляемость и высокий уровень надежности. В 1991 году в Иркутске машина, названная теперь уже Су-30, поступила в серийное производство.

Су-30МК

Вскоре, из-за распада Советского Союза, у всех военно-промышленных предприятий начались тяжелые времена. Финансирование было в значительной степени урезано, множество предприятий-смежников оказалось в разных государствах, конструкторские бюро и заводы стали терять квалифицированных сотрудников. Так как Министерство обороны России практически полностью остановило закупку новой военной техники, ОКБ Сухого было вынуждено искать заказчиков для своей продукции за границей. Специально для экспорта, в кратчайшие сроки был построен многоцелевой двухместный самолет Су-30МК, первый полет которого состоялся в 1993 году. От обычного Су-30 он отличался расширенной номенклатурой вооружения, а также увеличенным ресурсом моторов и планера.

Новый самолет был предложен Индии, которая была уже традиционным покупателем советского вооружения и военной техники. Уже весной 1944 года состоялось первое заседание, на котором российско-индийская рабочая группа обсудила перспективы поставки самолета Су-30МК в Индию и организации производства новых машин в этом государстве. В конце 1996 года был заключен контракт о производстве 40 единиц Су-30МК для военно-воздушных сил Индии.

Су-30МКИ

В начале 20-го века сотрудники ОКБ Сухого специально для ВВС Индии построили новую модификацию истребителя, получившую название Су-30МКИ. По сути, эту машину можно назвать самолетом нового поколения. Она получила моторы с изменяемым вектором тяги и переднее горизонтальное оперение, благодаря чему значительно улучшилась маневренность истребителя в любых режимах полета.

С точки зрения качества авионики, российские, равно как и советские боевые самолеты, в большинстве случаев уступали западным конкурентам. Чтобы устранить данный недостаток, бортовое радио-электронное оборудование для Су-30МКИ разрабатывалось в рамках международной кооперации, в которой поучаствовали специалисты из Израиля, Франции и Индии.

Создание Су-30СМ

Истребитель Су-30МКИ получился настолько удачным, что сразу заинтересовал российское министерство обороны. Осенью 2012 года в небо поднялся первый самолет Су-30СМ, который представлял собой ту же экспортную версию, только немного переделанную для использования ВВС России.

Подобное решение военного руководства РФ объясняется тем, что машина, созданная для Индии, была наделена действительно выдающимися характеристиками. С точки зрения маневренности, она превзошла все российские и даже зарубежные аналоги. Кроме того, огромная работа была проделана для повышения уровня качества авионики. В результате, благодаря использованию иностранного опыта и оборудования, истребитель может конкурировать с лучшими (с точки зрения электроники) западными машинами. Интерес министерства обороны к этому самолету был обусловлен также тем, что его прообразы уже долгие годы производились серийно. За это время выпуск был полностью налажен, замечания летчиков учтены, а все проблемы, обнаруженные при испытаниях – устранены.

Читать еще:  Кусаригама - японское оружие: как выглядит, обучение технике боя, использование в боевых условиях, история создания

Назначение

По сути, истребитель Су-30СМ является практически полной копией модели Су-30МКИ, системы которого просто адаптировали под использование военно-воздушными силами РФ. Полученная машина является многоцелевым самолетом. Она может вести воздушный бой, поражая современные истребители противника, завоевывать господство в воздухе, и наносить удары по стационарным или же мобильным вражеским целям. Кроме того, характеристики Су-30См позволяют ему сопровождать и прикрывать ударные группировки военной авиации, давать самолетам своей группы целеуказание и противодействовать системам РЛ борьбы противника. Этот самолет также можно использовать для морских сражений, так как он способен обнаруживать и ликвидировать надводные вражеские суда, как самостоятельно, так и в составе ударной группы.

Корпус и силовая установка

Двухместный тяжелый истребитель Су-30СМ оснащается парой двухконтурных двигателей модели АЛ-31ФП, размещенных по отношению друг к другу под углом в 32 градуса. Сопла каждого двигателя Су-30СМ отклоняются на ±16° в вертикальной плоскости и на ±15° во всех направлениях. Благодаря этому вектор тяги можно направлять по рысканью и тангажу. Сопла могут быть отклонены как вместе с управляющими плоскостями фюзеляжа, так и независимо от них.

Как можно увидеть на фото, Су-30СМ имеет переднее горизонтальное оперение, которое вместе с изменяемым вектором тяги в значительной степени повышают маневренность самолета. Так как истребитель неустойчив в продольном канале, его полет обеспечивает электро-дистанционная система управления, отвечающая за положение рулей и поворотных сопел двигателя. В целом габариты и компоновка фюзеляжа полностью позаимствованы у моделей Су-30 и Су-30МКИ.

Кабина

Одной из главных особенностей самолета является кабина, в которой летчики располагаются тандемом (один за другим). Наличие бортовой радиоэлектронной станции, оснащенной фазированной решеткой, позволяет обнаруживать и сопровождать одновременно до 15 объектов. При этом четыре из них можно одновременно атаковать. Работу пилотов упрощают системы индикации на лобовом стекле и нашлемного целеуказания. Кабина также оснащается мультифункциональными жидкокристаллическими дисплеями. Благодаря всему этому летчики постоянно пребывают в полной осведомленности о воздушной обстановке.

Оборудование

Истребитель оснащается инерциальной навигацией, которая принимает спутниковый сигнал от системы ГЛОНАСС. Благодаря этому достигается высочайшая точность следования по заданному маршруту. Автоматический полет Су-30СМ может осуществлять в разных режимах: заход на посадку, полет на небольшой высоте, атака наземных или надводных целей. Оборудование автоматического управления находится в непрерывной связи с системой навигации. При необходимости истребитель может снабжаться подвесными контейнерами с прицельной аппаратурой (инфракрасной и лазерной).

Говоря о характеристиках Су-30СМ стоит также отметить, что при ее проектировании использовалась концепция «открытой архитектуры борта». Это позволяет наиболее экономным образом включать в состав бортового радиоэлектронного оборудования новые отечественные или зарубежные системы. Именно благодаря этой особенности самолет считается универсальным, и в кратчайшие сроки может быть переквалифицирован из истребителя-перехватчика в ударный истребитель.

Защита

В конструкции самолета Су-30СМ не предусмотрена технология малозаметности. Таким образом, его защита основана только на подавлении РЛС противника посредством мощной системы радиоэлектронной борьбы. В ее состав входят комплексы «Хибины» и «Сорбция», которые способны не только подавить маломощные РЛС вражеских самолетов, но и нейтрализовать более серьезные наземные РЛС-комплексы.

Вооружение Су-30СМ

Боевая нагрузка самолета составляет 8 тонн. Он имеет 12 узлов для подвески широкой номенклатуры ракетно-бомбового вооружения. Истребитель может вооружаться управляемыми ракетами для воздушного боя на короткой и средней дистанции, неуправляемыми авиабомбами весом 250 или 500 кг, и контейнерами с неуправляемыми авиационными ракетами. Помимо ракетно-бомбового вооружения, на нем установлена пушка ГЩ-30-1 калибром 30 мм.

Сравнение Су-30СМ и Су-35

Многие любители военной авиации задаются вопросом о том, зачем ВВС РФ закупают сразу две модернизации самолета Су-27 – модели Су-30СМ и Су-35. На самом деле, тот факт, что у истребителей один предшественник, совершенно не значит, что они взаимозаменяемы. Во-первых, Су-30СМ, описание которого мы с вами рассмотрели, строился на базе двухместного СУ-27УБ, а Су-35 – на базе одноместного Су-27С. Во-вторых, герой нашего разговора имеет ПГО, а его соратник – нет. В третьих, Су-30СМ может одинаково успешно атаковать как воздушные, так и наземные цели, а Су-35 – предназначен для завоевания воздушного превосходства. И в-четвертых – Су-30СМ имеет массу вспомогательной аппаратуры, которая позволяет использовать его одновременно как боевую машину и командный пункт. Таким образом, сравнение СУ-30СМ и Су-35 не совсем некорректно.

Технические характеристики

В заключение нашего разговора, ниже приведены основные технические характеристики Су-30СМ:

  1. Габариты (длина/высота/размах крыла) – 21,9/6,36/14,7 м.
  2. Площадь крыла – 62 м 2 .
  3. Взлетная масса: нормальная – 24,9 т, предельная – 38,8 т.
  4. Масса пустого самолета – 18,8 т.
  5. Тяга одного мотора: бесфорсажная – 7770 кгс, на форсаже – 12500 кгс.
  6. Масса моторов – 1,52 т.

Отдельно рассмотрим авиационный характеристики:

  1. Максимальная перегрузка – +9 G.
  2. Максимальна скорость: на малой высоте – 1350 км/ч, на большой высоте – 2350 км/ч.
  3. Дальность полета: на малой высоте – 1270 км, на большой высоте – 3000 км.
  4. Боевой радиус – 1500 км.
  5. Практический потолок – 17,3 км.
  6. Скороподъемность – 230 м/с.
  7. Длина разбега/пробега – 550/750 м.
  8. Тяговооруженность: с нормальной взлетной массой – 1,00, с максимальной взлетной массой – 0,84.
  9. Нагрузка на крыло: с нормальной взлетной массой – 398 кг/м 2 , с максимальной взлетной массой – 532 кг/м 2 .

Су-30: многофункциональный истребитель 4-го поколения

Глубокая модернизация учебного двухместного самолёта Су-27УБ подарила российскому небу новую модель многоцелевого тяжелого истребителя – Су-30. Он создавался советскими конструкторами, а дорабатывался российскими инженерами, так как последние этапы разработки пришлись на время после распада СССР.

Самолёт Су-30 создан для группового управления истребителями и других видов авиации. Также в его функции входит защита наземных войск и разведывательные полёты на большие расстояния. Предлагаем поближе познакомиться с этой боевой машиной ОКБ «Сухого» и узнать мотив её происхождения.

Как был создан Су-30

Основной причиной для создания истребителя Су-30 стала изменившаяся концепция ведения воздушных боёв в силу развития новых технологий. В те годы господствующее место занимал американский F-15, который называли «Король небес». Советский Союз не мог оставить такое обстоятельство без ответа.

Командованием военной авиации СССР был издан приказ о создании конкурентоспособного самолёта за короткое время. Разработку поручили КБ Сухого. В качестве основы была взята двухместная учебная модель Су-27УБ, созданная на базе многоцелевого всепогодного истребителя 4-го поколения.

К разработке проекта приступили в середине 80-х годов.

В то время технологический прогресс заметно менял облик военной авиации. На модифицированном истребителе было решено установить систему дальнего радионаведения (ДРЛО). По замыслу инженеров это позволило бы одной единице нового самолёта:

  • обнаруживать цели на большом расстоянии;
  • уничтожать противника на значительном удалении;
  • управлять ударной авиагруппой.

Боевое звено могло атаковать вражеские самолёты на удалении до 110-120 км. Для этого использовались ракеты типа РВВ-АЕ, направляемые подсветкой цели. Но преимущество было отдано ракетам с всеракурсным наведением. Данное решение отличалось простым аспектом «выстрелил и забыл».

Благодаря внедрённым технологиям, Су-30 показал превосходные результаты в учебных боях с зарубежными конкурентами. Ему удалось справиться не только с F-15, но и с F-16, предоставленными ВВС США. К тому же «Сушка» выиграла в инсценировочном бое у британского истребителя EurofighterTyphoon ВВС, считавшимся многообещающим в то время.

Установка радара дальнего действия позволила использовать истребитель в качестве воздушного разведчика. Су-30 мог координировать звено бомбардировщиков Су-34 для ликвидации наземных и надводных целей. Широкий боевой потенциал нового самолёта стал причиной множества заявок на приобретение от иностранных ВВС. Модернизированные версии истребителя с индексом «К» (коммерческий) до сих пор успешно продаются на экспорт и несут на себе репутацию надежных боевых машин.

Конструкция

Истребитель Су-30 имеет стандартную аэродинамическую схему с интегральной компоновкой от Су-27УБ. Трапециевидные трёхлонжеронные крылья с небольшим наращиванием и плавным соединением с фюзеляжем. Вместе они образовывают монолитный корпус. Самолёт оснащался парой силовых установок ТРДДФ с управляемым вектором тяги. Это двухконтурные моторы с форсажными камерами АЛ-31Ф. Авиадвигатели размещались в двух раздельных мотогондолах, размещенных под корпусом центроплана.

В случае повреждения одной силовой установки Су-30 мог свободно продолжить выполнение боевой задачи.

Между мотогондолами в образовавшемся проёме расположены крепления для последовательной установки двух управляемых ракет.

Дифференциально-отклоняемый стабилизатор и два килевых руля образуют хвостовое оперение. Они крепятся к боковым балкам в задней части фюзеляжа. К этим же балкам, присоединены консоли стабилизатора. Конструкция шасси – трёхопорная. Носовая опора состоит из двух колёс. Боковые опоры – односкатные. По сравнению с моделью Су-27УБ на новом самолёте усиленное шасси, рассчитанное на повышенную взлётную массу.

Новая теория проектирования позволила не применять классическую механическую проводку управления, размещаемую ранее в продольном канале. Её заменила СДУ – электро-дистанционная система управления.

Технические характеристики в сравнении с зарубежными аналогами

Так как истребитель Су-30 был ответом потенциальному противнику с господствующими в воздухе F-15 и EurofighterTyphoon, проведём сравнительный анализ ТТХ с отображёнными параметрами в таблице.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector