14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

СУ 80, грузопассажирский российский самолет, использование на местных и региональных авиалиниях, описание и ТТХ, конструктивные преимущества и недостатки

ГРУЗОПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЁТ Су-80ГП

К разработке самолёта, первоначально под обозначением С-80 ОКБ им. Сухого приступило по инициативе М.П. Симонова в начале 1990-х в рамках программы конверсии оборонной промышленности. Спустя два года окончательно сформировался облик самолёта, как высокоэффективного транспортного средства, предназначенного для пассажирских и грузовых перевозок на местных воздушных линиях и способного заменить устаревшие машины аналогичного назначения. Опытный экземпляр С-80 с турбовинтовыми двигателями ТВД-1500 рассчитывался на перевозку 24 пассажиров или 2500 кг груза. Однако отечественные ТВД вовремя не поспели и пришлось делать ставку на СТ7-9В компании «Дженерал Электрик» (США). С ними самолёт мог перевозить до 26 пассажиров или 3500 кг груза.

В 1993-м проектом заинтересовалось Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО).

Первый опытный экземпляр Су-80 под новым обозначением построили летом 2001 года, и 4 сентября машина (RА-82911), пилотируемая лётчиком-испытателем И. Вотинцевым (второй пилот Ю. Ващук) поборола земное притяжение. В том же году самолёт продемонстрировали в очередном Московском авиационном салоне.

Сертификацию Су-80 планировалось завершить в 2003 году. Однако после углублённого изучения рынка и с учётом пожеланий потенциальных заказчиков решили увеличить пассажировместимость серийного Су-80 до 30 человек. Для этого пришлось удлинить фюзеляж на 1,45 м и доработать оперение. Тогда казалось, что самолёту уготована большая «жизнь». К нему присматривались не только авиакомпании, но и военные. Естественно, помимо грузопассажирского Су-80ГП проработали транспортно-десантный, медицинский, рыбопоисковый, геологоразведочный, патрульный и другие варианты машины. Но основным считался грузопассажирский.

Концепция Су-80ГП сформировалась по результатам маркетинговых исследований рынка самолётов МВЛ у нас в стране и за рубежом. Анализ структуры самолётного парка авиакомпаний, характера и условий базирования авиационной техники, данных о типовых маршрутах позволил выделить главные особенности будущего Су-80. Это – автономность и хорошие взлётно-посадочные характеристики, позволяющие эксплуатировать С-80ГП с коротких, в том числе грунтовых полос неподготовленных аэродромов, а также конвертируемость базового варианта из пассажирского в грузовой и обратно с минимальными затратами времени.

Су-80

Самолёт Су-80ГП:

1 – обтекатель метеорологической РЛС; 2 – входная дверь; 3 – воздушный винт 14RF-35 диаметром 3,35 м; 4 – мотогондола; 5 – законцовка Уиткомба; 6 – хвостовая балка; 7 – киль; 8 – руль направления; 9 – триммер руля направления; 10 – выхлопной патрубок ТВД; 11 – пилон хвостовой балки; 12 – стабилизатор; 13 – руль высоты; 14 – триммер руля высоты; 15 – закрылки; 16 – элерон; 17 – спойлер

Дальность полёта – с нагрузкой 1950 кг-2450 км, так как значительная часть маршрутов авиакомпаний МВЛ Сибири и Дальнего Востока характеризуется большой протяжённостью. В Европейской части России, где максимальный объём работ приходится на трассы протяжённостью около 400 км, позволяло совершать по два-три рейса без дозаправки, сокращая, тем самым, трудоёмкость подготовки воздушного судна к повторному вылету. Привлекали и низкие эксплуатационные расходы, и высокая транспортная эффективность авиаперевозок, и достаточно высокий уровень комфорта для пассажиров, сравнимый с общепринятым для магистральных самолётов.

Общая аэродинамическая компоновка самолёта, его силовая установка, стратегия технического обслуживания разработаны таким образом, чтобы минимизировать прямые эксплуатационные расходы и, следовательно, повысить рентабельность.

Конструкторы заложили в машину целый ряд технических решений, обеспечивающих его автономное базирование и эксплуатацию с учётом российской специфики. Грузовая рампа в хвостовой части фюзеляжа, съёмные роликовые дорожки, лебёдка позволяют механизировать погрузочно-разгрузочные работы. Двухбалочная схема самолёта с П-образным оперением позволяет автопогрузчику или грузовому автомобилю подъехать непосредственно к рампе. Это хорошо в мирное время, но в боевой обстановке, тем более когда за рулем автомобиля 18 – 19-летние парни, нельзя исключать серьезные повреждения хвостовых балок машин.

Двигатели могут работать в режиме энергоузла при заторможенном воздушном винте, обеспечивая функционирование систем самолёта без подключения к внешним источникам.

Расчёты показали, что ни чисто грузовые, ни чисто пассажирские машины МВЛ не могут приносить прибыль. Поэтому ОКБ им. Сухого разработало конвертируемый вариант.

Для перевозки грузов багажные полки складываются, а пассажирские кресла демонтируются. По предварительным оценкам, налёт комбинированного варианта Су-80 будет больше втрое, чем грузового, и в два раза, – чем пассажирского.

При-этом отделка салона после подготовки его к перевозке пассажиров ничем не отличается от привычной, а уровень комфорта максимально приближён к общепринятому для магистральных лайнеров.

Су-80 представляет собой двухбалочный высокоплан нормальной схемы.

Основные данные семейства самолётов Су-80

Крыло самолёта – однолонжеронное, кессонного типа. Состоит из центроплана, двух концевых частей и законцовок – крылышек «Уиткомба», снижающих индуктивную составляющую аэродинамического сопротивления несущей поверхности. Профиль крыла П-273, относительной толщиной 16% в центроплане и 12% – в концевом сечении, угол установки крыла 2°.

На крыле установлены однощелевые трёхсекционные закрылки Фаулера, изготовленные из композитных материалов, и элероны с триммером и сервокомпенсаторами. На концевых частях крыла имеются щитки автоматического управления креном. В кессоне центроплана размещены основные топливные и расходные баки. Заправка самолёта возможна как централизованным, так и раздельным способом.

В балках размещены турбовинтовые двигатели, основные опоры шасси и оборудование общесамолётных систем. Посадка пассажиров, а также погрузочно-разгрузочные работы осуществляются по грузовой рампе в хвостовой части фюзеляжа.

Фюзеляж представляет собой цельнометаллический полумонокок. Салон самолёта рассчитан на перевозку 30 пассажиров по схеме 2+2 или грузов массой до 3300 кг и оборудован гардеробом, туалетом, багажными полками и аварийными выходами в соответствии с нормами АП-25 и FАR-25.

Грузовая рампа навешивается на последний силовой шпангоут средней части фюзеляжа. Хвостовое оперение и пилон имеют традиционную конструкцию. Рули направления и высоты снабжены триммерами и сервокомпенсаторами.

Трёхопорное, убирающееся в полёте шасси состоит из носовой и основных стоек. Первая – полурычажного типа с нетормозными управляемыми колёсами. Основные стойки – рычажного типа с выносным амортизационным устройством. Носовая стойка убирается вперёд по полёту, основные – назад, в балки. Шины всех колёс – бескамерные, рассчитанные на длительный срок службы. Створки ниш шасси выполнены из композиционных материалов.

На самолёте установили современное пилотажно-навигационное оборудование. Су-80ГП (RА-82912) построили летом 2005 года, и 29 июня он совершил первый полёт. В том же году он демонстрировался на МАКС-2005. Для сертификационных испытаний, которые планировалось начать в сентябре 2006 года, построили ещё одну машину (заводской № 01-06), и в первом квартале 2008 года он должен был получить соответствующий документ.

Однако вскоре всё изменилось. КнААПО, несмотря на заинтересованность в Су-80 авиакомпаний, подключили к программе самолёта RRJ, свернув производство самолёта.

При этом руководство КнААПО, в надежде на возрождение программы Су-80 законсервировало второй прототип машины. А авиакомпании и военные вынуждены были продолжить эксплуатацию ветеранов Ан-24 и Ан-26 до полной выработки их ресурса.

СУ 80, грузопассажирский российский самолет, использование на местных и региональных авиалиниях, описание и ТТХ, конструктивные преимущества и недостатки

К разработке Су-80 (С-80) ОКБ им. Сухого приступило по инициативе генерального конструктора М.П.Симонова в начале 1990-х в рамках программы конверсии оборонной промышленности. Спустя два года окончательно сформировался облик самолета, как высокоэффективного транспортного средства, предназначенного для пассажирских и грузовых перевозок на местных воздушных линиях и способного заменить устаревшие машины аналогичного назначения.

В 1993-м проектом заинтересовалось Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО). Финансирование С-80ГП (грузопассажирский) ведется из собственных источников ОКБ и КнААПО. Несмотря на то, что его разработка включена в Федеральную программу развития гражданской авиации, государственные средства практически не выделялись, и это обусловило неоднократный перенос сроков постройки машины.

Концепция С-80ГП сформировалась по результатам маркетинговых исследований рынка самолетов МВЛ у нас в стране и за рубежом. Анализ структуры самолетного парка авиакомпаний, характера и условий базирования авиационной техники, данных о типовых маршрутах позволил выделить главные особенности будущего С-80, которые сделают его привлекательным для заказчика.

Это – автономность и хорошие взлетно-посадочные характеристики, позволяющие эксплуатировать С-80 с коротких, в том числе грунтовых полос неподготовленных аэродромов. Конвертируемость базового варианта из пассажирского в грузовой и обратно с минимальными затратами времени.

Дальность полета – с нагрузкой 1950 кг – 2450 км, так как значительная часть маршрутов авиакомпаний МВЛ Сибири и Дальнего Востока характеризуется большой протяженностью. В Европейской части России, где максимальный объем работ приходится на трассы длиной порядка 400 км. Это позволит совершать по два-три рейса без дозаправки, сокращая, тем самым, трудоемкость подготовки воздушного судна к повторному вылету.

С-80 обеспечит минимальные эксплуатационные расходы и высокую транспортную эффективность авиаперевозок и достаточно высокий уровень комфорта для пассажиров, сравнимый с общепринятым для магистральных машин. Кроме этого, есть возможность создания, при минимальных производственных затратах, на основе базового самолета широкого спектра специализированных модификаций.

Читать еще:  Русский народный костюм - традиционная одежда восточных славян, детская, женская и мужская, стиль символики на праздничных нарядах

Общая компоновка машины разработана с учетом вышеперечисленных требований. Первый опытный С-80 рассчитывался на перевозку 26 пассажиров, но после углубленного изучения рынка и с учетом пожеланий потенциальных заказчиков решили увеличить пассажировместимость серийного С-80 до 30 человек. С-80ГП – высокоэффективное транспортное средство, способное приносить авиакомпаниям прибыль даже в условиях жестких ограничений по тарифам на грузопассажирские перевозки. Общая аэродинамическая компоновка, его силовая установка, стратегия технического обслуживания разработаны таким образом, чтобы минимизировать прямые эксплуатационные расходы и, следовательно, повысить рентабельность самолета.

В С-80 заложен целый ряд технических решений, обеспечивающих его автономное базирование и эксплуатацию с учетом российской специфики. Грузовая рампа в хвостовой части фюзеляжа, съемные роликовые дорожки, лебедка позволяют механизировать погрузочно-разгрузочные работы. Двухбалочная схема самолета с П-образным оперением позволяет автопогрузчику или грузовому автомобилю подъехать непосредственно к рампе. Двигатели могут работать в режиме энергоузла при заторможенном воздушном винте, обеспечивая работу систем самолета без подключения к внешним источникам.

Расчеты показывают, что ни чисто грузовые, ни чисто пассажирские машины МВЛ не могут использоваться действительно рентабельно. Поэтому ОКБ им. Сухого разработало конвертируемый вариант. При этом отделка салона после подготовки его к перевозке пассажиров ничем не отличается от привычной, а уровень комфорта максимально приближен к общепринятому для магистральных лайнеров. Для перевозки грузов багажные полки складываются, а пассажирские кресла демонтируются. По предварительным оценкам, налет комбинированного варианта С-80 будет больше втрое, чем грузового, и в два раза, чем пассажирского. О безопасности эксплуатации С-80 следует сказать особо. Винты и воздухозаборники ТВД оборудованы противообледенительной системой. Производится автоматическое удаление наледи с передних кромок крыла, килей, стабилизатора и лобового остекления кабины экипажа.

Система самолетовождения и индикации вовремя сообщает экипажу о его неправильных действиях и нарушениях в работе оборудования. Спасательное оборудование позволяет идентифицировать аварийный самолет, определить его местонахождение, передать полученные данные в поисково-спасательную службу с приводом ее летательных аппаратов к месту аварии. С-80 будет сертифицирован по нормам АП-25. Герметичный салон, низкий уровень шума, возможность выпрямиться пассажиру в полный рост (на L-410 и Ан-28 это может позволить себе только подросток), ряд удачных дизайнерских решений по отделке салона – все это сделает полет приятным для пассажира.

Сделать самолет с высокой транспортной эффективностью – это еще полдела. Он должен нравиться пассажиру и летчику и допускать эксплуатацию на аэродромах всех авиакомпаний. Немало сил и времени было потрачено конструкторами КБ на отработку кабины экипажа. Размещение и состав приборов, органов управления, великолепный обзор и общий дизайн – все это сделано для того, чтобы летчик в полете не уставал. Система технического обслуживания (ТО) С-80 разработана с учетом обеспечения автономной эксплуатации в течение 50 летных часов или 15 суток при базировании на необорудованных аэродромах, использования машины, как с высокой интенсивностью, так и при небольших годовых налетах и постоянной готовности к вылету с малым временем реагирования на вызов.

Для С-80 принята стратегия ТО и ремонта по состоянию, обеспечивающая высокую оперативную готовность самолета и снижение затрат на эксплуатацию. Идеология эксплуатационного контроля ориентирована на использование в максимальной степени бортовых средств. Создание на основе базового С-80 самых различных модификаций гарантирует успех программы этого оригинального самолета. И здесь главную роль играет общая компоновка машины, в которой фюзеляж является своеобразным “контейнером”, подвешенным под крылом. Опрос потенциальных заказчиков показал, что ряд авиакомпаний, эксплуатирующих Ан-24, Ан-26 и Як-40 с ВПП длиной 1400 м, предпочитают дополнительных пассажиров лучшим взлетно-посадочным характеристикам.

Имеющиеся характеристики С-80 позволяют ОКБ Сухого уже сегодня предложить на рынок МВЛ один из самых экономичных самолетов и рассчитывать на заключение контрактов не только в России, но и за рубежом. С-80 представляет собой двухбалочный высокоплан нормальной схемы.

Крыло самолета – однолонжеронное, кессонного типа. Состоит из центроплана, двух концевых частей и законцовок “Уиткомба”. Профиль крыла П-273, относительной толщиной 16% в центроплане и 12% – в концевом сечении, угол установки крыла 2 град.. У С-80 на крейсерском режиме удалось добиться довольно высокого аэродинамического качества. Это стало возможным благодаря тщательной проработке геометрических данных крыла и общей компоновке всей машины.

На крыле установлены однощелевые трехсекционные закрылки Фаулера, изготовленные из композиционных материалов, и элероны с триммером и сервокомпенсаторами. На концевых частях крыла имеются щитки автоматического управления креном. В кессоне центроплана размещены основные топливные и расходные баки. Заправка самолета возможна как централизованным, так и раздельным способом. В балках размещены турбовинтовые двигатели, основные опоры шасси и оборудование общесамолетных систем. Посадка пассажиров, а также погрузочно-разгрузочные работы осуществляются по грузовой рампе в хвостовой части фюзеляжа.

Фюзеляж представляет собой цельнометаллический полумонокок. Салон самолета рассчитан на перевозку 30 пассажиров по схеме 2+2 или грузов массой до 3300 кг и оборудован гардеробом, туалетом, багажными полками и аварийными выходами в соответствии с нормами АП-25 и FAR-25. Грузовая рампа навешивается на последний силовой шпангоут средней части фюзеляжа. Хвостовое оперение и пилон имеют традиционную конструкцию. Рули направления и высоты снабжены триммерами и сервокомпенсаторами.

Трехопорное, убирающееся в полете шасси состоит из носовой и основных стоек. Первая – полурычажного типа с нетормозными управляемыми колесами. Основные стойки – рычажного типа с выносным амортизационным устройством. Носовая стойка убирается вперед по полету, основные – назад, в балки. Шины всех колес – бескамерные, рассчитанные на длительный срок службы. Створки ниш шасси выполнены из композиционных материалов.

Первоначально на С-80 планировалось установить отечественные двигатели ТВД-1500. Однако программа их разработки затянулась. Других современных ТВД потребной размерности в России не существовало, и ОКБ остановило свой выбор на СТ7-9В компании “Дженерал Электрик” взлетной мощностью 1750 л.с.

Оценка экономической целесообразности применения двигателя зарубежного производства (с учетом его характеристик надежности, ремонтопригодности и топливной эффективности) подтвердила правильность принятого решения. Для поддержки эксплуатации СТ7 в России создано совместное предприятие “GE” и АО “Рыбинские моторы”, в задачи которого входит, в том числе, и изготовление двигателей в России. На сегодняшний день освоено в производстве около 30% наименований деталей, входящих в двигатель.

Двигатель сертифицирован на территории СНГ и адаптирован к отечественным топливам и маслам, оснащен электронно-гидравлической системой регулирования подачи топлива, системами контроля и диагностики. На С-80 установлены четырехлопастные воздушные реверсивные винты фирмы “Сандстренд” с устройством аварийного флюгирования. Для снижения уровня шума в салоне самолета на крейсерском режиме полета предусмотрена система синхрофазирования.

Пилотажно-навигационное оборудование для С-80 разрабатывается ОАО “Электроавтоматика”. Комплекс построен на современной элементной базе, с использованием спутниковой навигации, с учетом обеспечения максимальной экономической эффективности и безопасности эксплуатации машин. По желанию заказчика, предусмотрена возможность оснащения самолета зарубежным комплексом БРЭО.

В процессе проектирования С-80 в ОКБ проработали ряд его модификаций. В настоящее время фирма готова предложить заказчику транспортно-десантный, специализированный медицинский, геологоразведочный варианты, патрульный самолет с бортовым комплексом “Стриж”, а также учебно-тренировочный и учебно-штурманский для подготовки личного состава дальней и военно-транспортной авиации.

Результаты маркетинговых исследований показали, что, по совокупности заложенных в машину конструктивных решений и летно-технических характеристик предполагаемыми заказчиками С-80 могут быть:

    авиатранспортные фирмы, перевозящие пассажиров и грузы на местных и региональных авиалиниях, а также чартерные авиакомпании, обслуживающие туристов и научные экспедиции;

    рода войск, для которых в большей степени будет привлекателен патрульный, специализированный, транспортно-десантный самолет;

    организации, обеспечивающие экстренную помощь, поиск, эвакуацию людей из районов бедствий и катастроф.

    Общее количество С-80, поставленных на экспорт в различные регионы мира, к 2006-му может составить 150-200 машин. На внутреннем рынке в 2000-2005 годах, вследствие массового списания старого парка самолетов и одновременно роста спроса на авиаперевозки, у авиакомпаний возникнет настоятельная потребность в приобретении новых воздушных судов для обслуживания региональных линий. Эта потребность оценивается ГосНИИ ГА в 360-500 машин для России и других стран СНГ.

    Комплексный подход к программе С-80 позволит ему заменить пять-шесть типов устаревших самолетов (Ан-28, Л-410, Як-40 и, частично, – Ан-24, Ан-26, Ан-30). Это значительно снизит затраты эксплуатирующих организаций на приобретение авиатехники, обучение летного и технического персонала, инфраструктуру, приобретение запасных частей и увеличит привлекательность самолета для транспортных компаний.

    В настоящее время С-80ГП – наиболее “продвинутая” разработка в конверсионной тематике КБ. На заводе КнААПО завершается подготовка к серийному производству, в СибНИА заканчиваются статические испытания самолета, а первый вылет намечен на июнь 2001 года.

    Грузопассажирский самолет Су-80: история создания, описание и модификации

    Су-80 или С-80 – это проект российского многоцелевого самолета, который разрабатывался в ОКБ им. Сухого на рубеже столетий. По замыслу конструкторов, он должен был заменить на региональных и местных авиалиниях такие устаревшие машины, как Як-40, Ан-24 и Ан-26. Самолет Су-80 планировали выпускать на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАППО), однако ресурсы и производственные мощности понадобились для реализации другого проекта – пассажирского самолета «Сухой Суперджет». Поэтому программа Су-80 была тихо закрыта в середине «нулевых». Всего было построено три — по другим данным, четыре — самолета Су-80.

    Читать еще:  ГАЗ-51, технические характеристики автомобиля: мощность двигателя и устройство карбюратора, задний мост и коробка передач, рама и полуось

    Специалисты ОКБ им. Сухого работали над двумя варианта самолета: грузопассажирской версией – Су-80ГП и модификацией для перевозки пассажиров – Су-80П. Самолет способен принимать на борт до 30 пассажиров или 3,3 тонны грузов, дальность его полета составляет 1,3 тыс. км. Позднее планировалось создать еще несколько модификаций машины: патрульную, медицинскую, самолет для геологов и рыбаков.

    Главной особенностью Су-80 – и основным его достоинством по замыслу конструкторов – была конвертируемость самолета, то есть возможность быстрого переоборудования грузовой модификации в пассажирскую.

    Свой первый полет Су-80 совершил 4 сентября 2001 года. Затем несколько лет продолжались заводские испытания машины, но даже до сертификации дело не дошло. Считается, что стоимость одного Су-80 в 2006 году составляла от 230 до 280 млн рублей.

    Правда, в 2012 году после призыва премьер-министра Медведева уделять больше внимания развитию региональной авиации, руководство ОКБ им. Сухого заявило, что вполне возможно реанимировать проект Су-80. Но какого-то дальнейшего продолжения это не имело…

    История создания самолета Су-80

    Девяностые годы стали сложным периодом для российской авиастроительной отрасли. Было резко уменьшено финансирование, практически прекратились военные заказы, люди уходили с заводов и НИИ в поисках лучшей доли. Именно в такое время конструкторы ОКБ им. Сухого приступили к разработке нового проекта в рамках программы конверсии оборонной промышленности. Самолет должен был осуществлять грузовые и транспортные перевозки на местных авиалиниях и заменить целую плеяду машин, созданных несколько десятилетий назад. Он получил обозначение Су-80. Первоначально его разработка велась в инициативном порядке.

    Уже в 1993 году к проекту подключилось авиационное объединение в Комсомольске-на-Амуре. Финансирование работ велось за счет внутренних резервов КБ и авиазавода. В 1996 году самолетом заинтересовались военные, выяснилось, что подобная машина нужна не только армии, но и пограничникам, и Министерству чрезвычайных ситуаций. Кроме того, были проведены маркетинговые исследования относительно, какой именно самолет больше всего нужен отечественным и иностранным гражданским авиационным компаниям. В ходе его был проанализирован состав самолетного парка авиаперевозчиков, условия базирования техники, типовые маршруты. Все это позволило точнее определить концепцию будущего самолета, его технические характеристики и требования к условиям эксплуатации.

    Разработчики уделили особое внимание автономности самолета и отработке его взлетно-посадочных характеристик, что позволило эксплуатацию машины с коротких взлетно-посадочных полос, включая ВПП с грунтовым покрытием. Су-80 получил пассажирский салон с уровнем комфорта, сравнимый с общепринятым для магистральных машин. Но главной «изюминкой» новой машины стала его универсальность или конвертируемость. Говоря другими словами, самолет очень быстро и с минимумом затрат можно превратить из пассажирского в грузовой и обратно. Предварительные расчеты показали, что использование такой схемы значительно повышает уровень рентабельности самолета.

    Поначалу машина проектировалась с расчетом на перевозку 26 пассажиров, но после внимательного анализа рынков, вместимость салона была увеличена до 30 человек. Причем салон самолета довольно комфортабелен. Он герметичен, имеет хорошую звукоизоляцию, в нем пассажир может выпрямиться в полный рост – на Ан-28 или L-410 это может сделать разве что подросток.

    В конструкцию Су-80 заложен целый ряд технических решений, упрощающих его эксплуатацию в российских условиях. Так, например, двухбалочная схема позволяет погрузчику или обычному автомобилю подъехать непосредственно к рампе, а наличие лебедки и роликовой дорожки – автоматизирует и облегчает погрузочно-разгрузочные работы. Двигатели Су-80 могут функционировать в качестве энергостанции, обеспечивая работу всех систем машины.

    Разработчики уделили много внимания безопасности эксплуатации самолета. Его винты и воздухозаборники были оснащены антиобледенительной системой, также она удаляла наледь с лобового остекления кабины, передних кромок крыльев, стабилизаторов и килей. Спасательное оборудование Су-80 идентифицирует аварийный самолет и передает диспетчерской службе точные данные о его местонахождении. Специальная система сообщает пилотам об ошибках в их действиях, а также о нарушениях в работе самолетных систем.

    Первый испытательный полет самолета Су-80 «Сухой» состоялся 4 сентября 2001 года на подмосковном аэродроме ЛИИ им. Громова. Он продолжался 26 минут. Планировалось сертифицировать его по нормам летной годности АП-25, но это так и не было выполнено.

    Почему же Су-80 так и не был запущен в серию, ведь, по слухам, на КнАППО уже готовились к началу его производства? По самой распространенной версии, в это же время в Комсомольске-на-Амуре готовились к началу производства Sukhoi Superjet 100, и оказалось, что ни средств, ни свободных площадей для запуска сразу двух проектов не хватает. Поэтому в 2006 году программа Су-80 была закрыта. Причем «восьмидесяткой» реально интересовались и отечественные, и зарубежные компании. Есть даже информация о 37 самолетах Су-80, контракты на которые были уже практически согласованы.

    Более того, разработчики планировали уже к 2006 году экспортировать 150-200 самолетов, а еще 350-500 машин продать в России и в странах СНГ. Интерес к Су-80 высказывала и государственная компания «Росвооружения». Причем не просто высказывала, а планировала приобрести до 300 единиц патрульно-транспортной модификации самолета (Су-80ПТ).

    В настоящее время перспективы реанимации этого проекта выглядят крайне туманно. Слишком уж много времени прошло с 2006 года. Кроме того, Су-80 остался без двигателя. Изначально эту машину создавали под моторы СТ7-9В американской компании «Дженерал Электрик». Они уже давно сняты с производства.

    Описание конструкции Су-80

    Самолет Су-80 выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Это двухбалочный высокоплан с двумя килями и стабилизатором, замыкающим силовую схему. Крыло самолета прямое большого удлинения с хорошо развитой механизацией. В конструкции самолета широко использованы композитные материалы. Экипаж Су-80 состоит из трех человек.

    Фюзеляж самолета – цельнометаллический полумонокок, он выполнен в виде отдельного модуля, к которому крепится крыло, передняя стойка шасси и поддерживающий пилон. Также в фюзеляже находится отсек РЛС, кабина пилотов, радиоэлектронное оборудование. Заднюю часть фюзеляжа занимает грузо-пассажирская кабина. В балках расположены двигатели, системы оборудования и основные стойки шасси.

    В салоне Су-80 могут разместиться 30 пассажиров или же 3,3 тонны груза, он оборудован туалетом, гардеробом, местами для багажа и аварийными выходами. Высадка и посадка пассажиров, а также погрузка и выгрузка грузов производится через трап-рампу, который располагается в задней части фюзеляжа. Рампа позволяет Су-80 перевозить автомобильную технику и стандартные авиационные контейнеры.

    Крыло Су-80 кессонного типа с одним лонжероном, в его состав входит центроплан, две концевые части и законцовки типа «Уиткомба». Его механизация состоит из трехсекционных закрылок Фаулера и элеронов. Есть щитки управления креном, они располагаются на концевых частях крыла. В центроплане расположены топливные баки, общая емкость которых составляет 3660 литров.

    Су-80 имеет трехопорное убирающееся шасси, состоящее из одной носовой и двух основных стоек. Все они имеют пневматики низкого давления, что вместе с хорошими взлетно-посадочными характеристиками обеспечивает возможность эксплуатации самолета на ВПП с грунтовым покрытием. Су-80 может садиться и взлетать даже с коротких ВПП, покрытых снегом или льдом.

    Изначально Су-80 планировали оснастить отечественными турбовинтовыми двигателями ТВД-1500, но их разработка сильно затянулась. Поэтому было принято решение установить на самолет два ТВД СТ7-9В американской компании General Electric. Мощность каждого из них составляет 1750 л. с. Для производства и последующего обслуживания СТ7-9В планировалось даже создать совместное предприятие с участием GE и АО «Рыбинские моторы». Со временем этот двигатель должен был выпускаться в России. Увы, и эти планы реализованы не были.

    Двигатель СТ7-9В был сертифицирован на территории стран СНГ, он прошел адаптацию к отечественным маслам и видам топлива, оснащен системами автоматизированной подачи топлива и диагностики. Четырехлопастный винт самолета изготовлен компанией «Сандстренд». Он имеет устройство аварийного флюгирования и систему снижения уровня шума.

    Комплекс пилотажно-навигационного оборудования для самолета был специально разработан российским предприятием ОАО «Электроавтоматика». На момент своего создания он отвечал всем необходимым требованиям, хотя, по желанию заказчиков, предусматривалась установка на Су-80 оборудования иностранного производства.

    Еще следует отметить устройство кабины пилотов, которое обеспечивает максимальное удобство для работы летчиков. Состав и расположение приборов, конструкция и размещение органов управления, отличный обзор и общий дизайн – все это изготовлено таким образом, чтобы летчики как можно меньше уставали в полете.

    Конструкторами КБ велись работы над созданием нескольких модификаций самолета, которые планировали запустить в производство позднее. Так, например, заказчикам готовы были предложить медицинский и десантно-транспортный самолет, машину, предназначенную для ведения геологоразведки, патрульный самолет и несколько модификаций учебных Су-80. Патрульный самолет должен был получить с пушку калибра 23 мм в контейнере на правом борту фюзеляжа, две ракеты Х-29Т, ракеты Р-73 («воздух-воздух») для самообороны, 16 ПТУР «Вихрь» или блоки неуправляемых 80-мм ракет в пилонах под крыльями. К сожалению, все это так и осталось в проектах.

    Читать еще:  7.5x23 R Nagant Revolver

    Су-80. Фото. Видео. Схема салона. Характеристики. Отзывы.

    Еще одним достижением конструкторского бюро Сухого является самолет модели Су-80. Данная машина была спроектирована в двух вариантах: как грузовая и пассажирская машина. Аппарат такого типа позволяет перевозить 30 пассажиров, а грузовая модель − грузы массой до 3,3 тонны. Дальность полета позволяет преодолевать расстояние в 1300 километров. Особенностью данной машины является то, что ее можно быстро переоборудовать из пассажирского варианта в грузовой и наоборот. Грузовая версия позволяет перевозить транспортные средства или контейнеры с грузом, этого удалось достичь за счет оборудования самолета рампой в хвосте машины.

    Краткая история создания самолета Су-80

    Разработки самолета Су-80 начались с 90-х годов прошлого века по инициативе конструктора М.П. Симонова. Первоначально самолет проектировался для военных потребностей. За два года был сформирован первоначальный облик машины. Данный аппарат должен был совершать перевозку грузов и пассажиров на линиях местного значения. Главной задачей конструкторов было изготовление качественно новой версии самолета, который мог вытеснить старые, менее качественные модели аналогичного типа.

    С 1993 года данным проектом заинтересовались в КнААПО, что в Комсомольске. За счет этого финансирование изготовления Су-80 производилось данным объединением и конструкторским бюро Сухого. Данная модель была включена во всероссийскую федеральную программу, которая должна была производить полное финансирование, но средства практически не поступали. Из-за этого изготовление машины несколько раз было отложено.

    Особенности самолета типа Су-80

    Основная концепция самолета была продумана изначально за счет маркетинговых исследований на рынке авиационной техники на территории нашей страны и за ее пределами. Кроме того, был проведен тщательный анализ парка самолетов, чтобы сделать вывод о том, какая именно машина нужна на данный момент. Вся проделанная работа должна была привести к тому, что данный самолет будет востребован как в нашей стране, так и за границей.

    Самолет типа Су-80 отличается от своих предшественников экономичностью при полете, а также великолепными характеристиками. Кроме того, данный аппарат можно использовать на грунтовых взлетных полосах, что позволяет ему производить посадку практически на любых поверхностях.

    Кроме экономичности, в эксплуатации самолет Су-80 имеет очень удобный салон для пассажиров. Пассажирское отделение предоставляет максимальный комфорт при перелетах на любые дистанции. Данная модель имеет возможность оборудования под самолеты специального назначения.

    Особенности конструкции Су-80

    Самолет Су-80 выполнен по схеме двухбалочного высокоплана, который отличается своей экономичностью, за что получил мировое признание на авиационном рынке.

    Крылья самолета разработаны по кессонному типу с одним лонжероном. За счет продуманной работы конструкторов удалось достичь отличной аэродинамики даже на больших скоростях. Крылья оснащены закрылками, которые поделены на три секции. Большинство деталей крыла машины выполнено из композиционных материалов. В средине кессона крыла размещены топливные баки. Кроме этого, в крыло вмонтированы опоры шасси, и, что самое главное, на них размещены двигатели турбовентиляторного типа. Все погрузки производятся через хвостовую рампу, даже посадка пассажиров.

    Все оперение аппарата выполнено по стандартной схеме, рули высоты на крыльях и руль на хвосте имеют триммеры и компенсаторы. Что касается шасси машины, то оно состоит из трех опор, которые убираются в корпус самолета. Передняя стойка самолета Су-80 управляемая, но не имеет тормозных систем, в отличие от двух задних опор. Кроме того, задние опоры оснащены дополнительными амортизационными системами, которые смягчают удар при посадке. Машина оснащена бескамерными колесами. Данный тип колесных систем позволяет продлить срок их службы.

    Что касается силовой установки, тот тут следует отметить, что первую модель планировалось оснастить двигателем отечественного производства типа ТВД-1500. Но разработка данного двигателя затянулась на долгое время. Именно по этой причине силовая установка самолета Су-80 состоит из двигателей типа СТ7-9В, которые производит иностранная компания. При взлете эти двигателя выдают мощность в 1750 лошадиных сил каждый. Выбор именно такого двигателя был правильным решением, поскольку он отличается своей надежностью и высокой экономичностью, что немаловажно в наше время. На данный момент двигатели данного типа изготовляются на территории России, на совместном предприятии в Рыбинске.

    Данный вид двигателя отвечает всем стандартам качества и приспособлен к работе на отечественном топливе и масле. Силовая установка оснащена системой автоматической подачи топлива и анализа состояния всех топливных устройств. Все двигатели самолета СУ-80 оснащены винтами, которые имеют по четыре лопасти. Они изготовлены по реверсивному типу, а также предусмотрена система, которая обеспечивает флюгирование при аварийных ситуациях. Система синхрофазирования обеспечивает снижение шумовых явлений при полете на крейсерской скорости.

    Оборудование навигации самолета было специально разработано для модели Су-80 по специальному заказу на предприятии «Электроавтоматика». Данное оборудование имеет возможность поддерживать связь со спутником, что сильно упрощает работу пилотов. Отечественное оборудование имеет высокое качество, но по желанию заказчика машину можно оснастить более совершенными навигационными устройствами иностранного изготовления.

    Кроме стандартных машин типа Су-80, на сегодняшний день изготовители готовы предложить новые модификации данного самолета, которые предназначены для выполнения более конкретных задач. Новыми машинами поколения Су-80 могут быть такие специальные машины, как медицинская, десантная, патрульная (с оборудованием типа «Стриж»), учебная, а также множество других модификаций.

    Су-80 (С-80) — самолёт для региональных и местных авиалиний разработки опытно-конструкторского бюро имени Сухого. Разрабатывался Су-80П (пассажирский вариант) и Су-80ГП (грузопассажирский вариант).

    У самолёта герметичный салон. Он предназначается для транспортировки тридцати пассажиров или до 3300 килограмм груза на дистанцию до 1300 километров. Одной из характеристик самолёта является конвертируемость, то есть способность быстрого переоборудования из грузового вариатан в пассажирский и обратно. Присутствие грузовой рампы дает возможность транспортировать стандартные авиационные контейнеры и автомобильную технику.

    Взлетно-посадочные данные и шасси с пневматикой низкого давления дают возможность использовать самолёт на маленьких аэродромах, включая грунтовые, ледовые и заснеженные. Самолёт снабжен двумя турбовинтовыми моторами фирмы Дженерал Электрик СТ7-9В мощностью по 1870 лошадиных сил. Была запланирована сертификация по стандартам летной пригодности АП-25. Она не была завершена ввиду фактического завершения программы.

    Был предназначен для замены Ан-26, Ан-24, Як-40.

    Самолёт являет собой двухбалочный высокоплан аэродинамической нормальной схемы с прямым крылом с развитой механизацией и большого удлинения. Хвостовое П-образное оперение образовано стабилизатором и двумя килями на балках, которые замыкают силовую схему.

    Фюзеляж самолёта — это самостоятельный модуль с узлами крепежа крыла, передней опоры шасси и поддерживающего пилона. В балках размещены двигатели, отсеки самолётных систем и оборудования .и В фюзеляже размещены кабина экипажа, отсек радиолокатора, грузопассажирская кабина и отсек БРЭО. Трёхопорное шасси, убирается в полёте, снабжено носовым колесом. Высадка – посадка – пассажиров и выгрузка – загрузка грузов производится через трап – рампу, расположенную в хвосте фюзеляжа.

    Перспективные проекты

    Самолёт в перспективе прорабатывался под различные варианты для разных заказчиков:

    • — грузопассажирский опытный легкий самолет изделие С80ГП;
    • — геологоразведочный самолет изделие С80ГР;
    • — медицинский самолет изделие С80М;
    • — пассажирский легкий самолет изделие С80П;
    • — патрульно-транспортный самолет изделие С80ПТ;
    • — рыбопоисковый самолет изделие С80Р;
    • — транспортно-десантный легкий самолет изделие С80ТД.

    Су-80 схема салона

    Технические характеристики Су-80:

    Экипаж: три человека ;

    Пассажировместимость: 30 человек в базовой компоновке;

    Длина: 18,26 метров;

    Размах крыла: 23,18 метров;

    Грузоподъёмность: 3300 килограмм;

    Ширина пассажирской кабины: 2,17 метров;

    Высота пассажирской кабины: 1,82 метров;

    Ширина грузовой кабины: 2,17 метров;

    Высота грузовой кабины: 1,82 метров;

    Длина грузовой кабины: 7,75 метров;

    Диаметр фюзеляжа: 2,4 метров;

    Площадь крыла: 44,36 квадратных метров;

    Стреловидность крыла: 30 градусов

    Максимальная посадочная масса: 14050 килограмм;

    Взлётная максимальная масса: 14200 килограмм (для SuperJet100-95LR 49450 килограмм);

    Платная нагрузка: 12245 килограмм;

    Масса пустого самолета 8350 килограмм;

    Масса топлива в баках: 3660 литров;

    Силовая установка: СТ7-9В Дженерал Электрик (два экземпляра)

    Тяга: 2 × 1750 лошадиных сил;

    Максимальная скорость: 470 километров в час;

    Крейсерская скорость: 430 километров в час;

    Перегоночная дальность: 1300 километров;

    Практический потолок: 7600 метров;

    Длина разбега: 930 метров;

    Длина пробега: 640 метров.

    Су-80. Галерея.

    Су-80. Видео.

    Суперджет-100 – Superjet 100

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: