0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Танк БТ, легкий советский, модификации серии: Первый, Второй, Пятый и легендарная Семерка, какую роль сыграли в ВОВ

Легкий быстроходный БТ – танк одного поколения

Советский Союз являлся едва ли не единственной страной в мире, в которой строительству танков уделялось наибольшее внимание. Начиная с середины 20-х годов XX века, СССР становится мировой кузницей стальных монстров. В стране выпускалось огромное количество бронированных машин различных модификаций в количествах, превышающих объемы производства этого вида вооружения по всем другим вместе взятым странам. Несмотря на то, что технически советские танки не всегда являлись образцом инженерной мысли, советский танк БТ по праву можно назвать одной из самых успешных разработок в мировом танкостроении. Эта машина имела больше всего модификаций и выпускалась в огромных количествах, уступая по числу сошедших с конвейера моделей только легендарному и всемирно известному Т-34.

Легкий, быстроходный танк БТ вместе с другой машиной, танком Т-26, составлял основу танкового парка РККА в предвоенные годы. На этой машине советские добровольцы в составе интернациональных бригад сражались в Испании. Эти машины принимали участие в финской компании 1939-40 гг., а также активно использовались в ходе боев с японскими войсками на реке Халкин-Гол летом-осенью 1939 года. К началу Великой Отечественной войны в составе танковых бригад, находящихся в военных округах на западной границе СССР, танки серии БТ и Т-26 составляли 70% танкового парка. Именно этим машинам и пришлось принять на себя первый удар немецких войск, вторгшихся 22 июня 1941 года. Несмотря на то, что количественно советские танковые части превосходили в несколько раз бронированную группировку противника, разгрома избежать не удалось. Сказалось тактическое и стратегическое превосходство немцев, даже учитывая тот факт, что морально устаревшие танки БТ-5 и БТ-7 на голову превосходили немецкие бронированные машины Pz-I и Pz-II, на равных могли сражаться с основным немецким танком Pz-III. Вторая половина 1941 года стала финальной лебединой песней советских легких танков довоенной постройки.

А как все лихо начиналось

Термин «быстроходный танк» появился именно в Советском Союзе, в стране, где была принята военная доктрина ведения военных действий только на территории вероятного противника, быстро и стремительно. Именно бронетанковым соединениям эта доктрина отводила ведущую роль в ходе последующих военных конфликтов. Танк должен был стать теперь не только оружием поддержки пехоты на поле боя, но и превратиться в самостоятельный наступательный инструмент. Соответственно перед бронированными машинами ставились и новые требования, которые отвечали бы поставленным тактическим задачам.

Советский Союз одним из первых внес изменения в концепцию развития бронированных гусеничных машин, создав колесно-гусеничные танки. По замыслу Высшего военного руководства в СССР армия нуждалась в легких быстроходных танках, способных в отличие от традиционных самоходных бронированных машин быстро преодолевать большие расстояния. Для этого планировалось использовать комбинированный вид движителя – колесно-гусеничный, т.е. машина передвигалась по пересеченной местности на гусеничном ходу, а вот для движения по дорогам или в городских условиях, танк мог использовать колесный тип движителя. Именно такой машиной и должен был стать легкий танк БТ, созданный советскими конструкторами в начале 30-х годов.

Сама идея колесно-гусеничного танка была взята советскими конструкторами извне. Еще в 20-х года американский конструктор Джон Уолтер Кристи сумел создать бронированную машин, способную одновременно двигаться на гусеницах и на колесах. Для этого опорные катки у транспортного средства делались такого же диаметра, как и автомобильные колеса. Соответственно, задние катки становились ведущими, а передние колеса могли обеспечить необходимый маневр. На гусеничном ходу танк Кристи представлял собой обычную бронированную машину, способную передвигаться по пересеченной местности. Со снятыми гусеницами бронированная техника становилась колесным транспортным средством с двумя задними ведущими колесами. Самое интересное, что во время смены способа передвижения, танк не надо было ни опускать, ни поднимать. Для начала движения в скоростном режиме достаточно было снять гусеницы и уложить их на специальные полки.

На американском танке был установлен авиационный двигатель, который позволял машине при движении на колесах по дороге с твердым покрытием развивать скорость свыше 100 км/ч. Несмотря на инновационное техническое и инженерное решение, американское армейское ведомство отвергло разработку Джона Кристи.

БТ-2 первой серии

В СССР, наоборот, к разработке американца отнеслись со всей серьезностью. В ходе поездки представительной группы советских конструкторов и военных в США было приобретено у Джона Кристи две готовые ходовые платформы, получившие названия «Оригинал 1» и «Оригинал -2». В таком виде американская разработка появилась на танковом полигоне в Советском Союзе, где было решено провести первые ходовые испытания. Первые результаты приятно удивили представителей военного ведомства. Колесно-гусеничные машины показали хорошие скоростные данные, как при движении по пересеченной местности на гусеницах, так и во время пробега по шоссе.

Почему танк с таким вариантом движителей стал и интересен советским военным? Ответ кроется в том, что существующие на тот момент гусеничные танки МС-1 не отличались высокой скоростью передвижения. Более новый Т-26 также имел ограниченный ресурс по запасу хода. Для танковых соединений того времени основной болячкой были:

  • недостаточный моторесурс;
  • слабая гусеничная база;
  • малый запас хода.

Слабая материальная база, недостаточно надежная конструкция не позволяли танковым соединениям своим ходом осуществлять переброску с одного района дислокации на другое. Колесно-гусеничный танк мог сразу решить эти проблемы, сделав бронетанковые части высокомобильными военными формированиями. Результатом испытаний опытных образцов стало заключение Испытательного отдела автомобильно-танкового Управления РККА о перспективности дальнейшей разработки быстроходного танка БТ-Кристи с целью усовершенствования отдельных узлов и агрегатов машин.

Базовым предприятием для последующей организации выпуска нового танка для нужд РККА стал Харьковский паровозостроительный завод. Уже через год в мае 1931 года было принято решение начать строительство для оснащения РККА быстроходными танками БТ системы Кристи. Новый танк с индексом БТ-2 с установленной харьковскими танкостроителями башней был запущен в серию.

Таким образом, в случае с «бэтэшками» путь от опытного образца до серийной машины был пройден всего за один год. Темпы налаживания серийного производства в Советском Союзе были стремительные. Это касается не только танка БТ, но и его собрата, гусеничного танка Т-26, так же закупленного за рубежом у английской компании «Виккерс».

Серийное строительство. Особенности конструкции советских быстроходных танков

Первые модели легких танков БТ-2, сошедшие с заводского конвейера, уже осенью 1931 года были продемонстрированы Высшему руководству страны и народу во время военного парада 7 ноября 1931 года. Танк имел хорошие скоростные характеристики и мог достаточно быстро прокатиться по ровной дороге. Все остальное, энерговооруженность, броня, огневые средства и средства управления нуждались в доработке. Сказывалась недостаточная квалификация советских инженеров в области современного танкостроения.

Самым слабым местом советской новой машины стала броня. С момента появления самого первого танка БТ-2 и до самых последних модификаций от этой детской болезни советские конструкторы так и не смогли избавиться. Были попытки усилить бронирование машины, однако обычное утолщение броневых листов не давало нужного результата. Существовавшее ограничение по массе бронированной машины и слабый двигатель не позволяли наращивать толщину брони. Одной из основных причин слабости бронирования быстроходных советских танков БТ являлась конструкция и конфигурация корпуса машины. Противопульная броня, которая являлась на тот момент основной для всех бронированных машин, вполне удовлетворяла боевым задачам. Ни одна страна в мире не имела эффективных противотанковых средств борьбы, соответственно надобность установки на боевые машины противоснарядной брони отсутствовала. На новых советских быстроходных танках серии БТ броня составляла всего 10-13 мм. При этом угол наклона броневых листов практически был равен нулю.

Читать еще:  Новейшая артустановка теперь на колёсах.

Танк БТ-2 стал первым, пробным звеном в последующей линейке советских быстроходных танков. Машина выпускалась всего два года, с 1931 по 1933 год. Было выпущено более 600 экземпляров. На танке была установлена 37 мм пушка и один пулемет калибром 7,62 мм. Танк, как и его американский прототип, оснащался авиационным двигателем мощностью 400 л.с.

На заметку: Несмотря на то, что серийное производство танков БТ-2 было прекращено в 1933 году, некоторые машины продолжали стоять на вооружении сначала РККА, а потом и Советской Армии вплоть до 1944 года. Основная масса первых советских «бэтэшек» была потеряна в ходе Советско-финской войны и в первых боях на советско-германском фронте. Оставшиеся машины в незначительном количестве продолжали до 1944 года находиться на оснащении танковых бригад Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов.

Далее последовали этапы модернизации машины, итогом которых стало появление более новой модели танка с индексом БТ-5. Сказать, что машина была серьезно модернизирована, нельзя. Единственным существенным изменением стала установка более экономичного и выносливого танкового двигателя. В сравнении со своим предшественником танком БТ-2 новая машина получила и новое вооружение. Главный калибр был представлен 45-мм пушкой. По своим огневым характеристикам советский танк явно превосходил все существующие на тот момент зарубежные аналоги. Ни у немцев, ни у англичан, ни у французов не было машины с таким вооружением. Новая модификация также выпускалась недолго — с 1933 по 1934 год. Всего было выпущено 1884 машины. Однако этим машинам пришлось впервые пройти испытания реальными боевыми действиями. Именно в Испании советские быстроходные танки БТ-5 прошли боевое крещение.

Советские танки, вооруженные 45 мм пушкой и способные стремительно передвигаться из города в город, позволяли республиканским войскам быстро и эффективно наносить удары по мятежным войскам. Усиленное бронирование, которое было опробовано на этой пятой модификации, только временно решало проблему. На этой модели советские конструкторы и военные опробовали все возможные варианты технического усовершенствования машины, начиная со средств управления и заканчивая вариантами защитного и огневого усиления.

Легкий танк БТ-7 – лебединая песня советских быстроходных танков

Участие в военных действиях танков БТ-5 показало недостаточную броневую защиту советских быстроходных танков. Противник умудрялся выводить танки республиканцев из строя огнем обычной артиллерии и ручными гранатами. Имея превосходство в скорости, советские «бэтэшки» нередко отрывались от собственной пехоты, утрачивая элемент прикрытия. Противопульная броня не спасала советских танкистов от воздушных атак. Немало советских танков было сожжено немецкими летчиками, которые на своих Ю-87 штурмовали позиции республиканцев.

Появившаяся следующая модификация быстроходного танка БТ-7 стала попыткой советских конструкторов сделать более современную боевую машину, обладающую не только высокими скоростными характеристиками и огневой мощностью, но и лучшей защищенностью.

Броня была увеличена в лобовой части до 22 мм. Основные части корпуса и башни теперь имели 15 мм броню. Увеличилась мощность двигателя. Все это привело к тому, что в отличие от своего предшественника, новый танк имел массу уже почти 15 тонн. Делая обзор танка БТ-7 можно сказать, что эта модификация стала заключительным этапом на пути совершенствования бронетанковой техники с колесно-гусеничным движителем. Боевая эксплуатация показала ошибочность теории. Передвигаться танкам на колесах приходилось очень редко, а скорость для бронированной машины не является в современных боевых условиях превосходством над противником.

С танками БТ-7 Красная Армия вступила Великую Отечественную войну. Итог первых сражений был неутешительным. В первых боях был потерян практически весь танковый парк советских фронтов. Далее лишь на некоторых участках советско-германского фронта, где не имелось плотной вражеской системы ПТО, использовались БТ. Немало советских быстроходных танков последних модификаций дожили до последних дней Второй Мировой войны, участвуя в разгроме Квантунской группировки японских войск в августе 1945 года.

Танки серии БТ – быстроходные советские «американцы»

По сей день известна и даже популярна песня «Три танкиста». Однако у многих она ассоциируется с Великой Отечественной войной, а танк – с «тридцатьчетвёркой». Хотя в песне говорится про «границу у Амура», да и экипаж Т-34 состоял из четырёх-пяти, а вовсе не трёх танкистов. Да и написана песня ещё в 1938 году. А «машина боевая», о которой поётся – лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-7.

Представитель семейства бронетехники, который был, вероятно, лучшим советским танком довоенного периода, и одним из лучших в своём классе вообще. «Бэтэшки» воевали ещё в 1945 году, «пережив» некоторые более современные машины.

История создания

В 1930 году в США прибыл начальник управления механизации и моторизации Красной Армии Иннокентий Халепский. Целью его загранкомандировок было изучение образцов зарубежной военной техники, а, если удастся – то и закупка для дальнейшего изучения в СССР. В Америке Халепский заинтересовался танком М1931 – инициативной разработкой конструктора Джона Уолтера Кристи. Одной из особенностей этой машины был колёсно-гусеничный движитель.

В то время ресурс гусениц был невелик, а танковых тягачей ещё не существовало, что, вкупе с разрушительным воздействием гусениц на дорожное покрытие, затрудняло переброску танков. Кристи вышел из этого положения, использовав в качестве катков обрезиненные колёса, передняя пара которых могла поворачиваться. Таким образом, танк мог ездить по дорогам на колёсах, при этом демонстрируя рекордные для своего времени скоростные качества.

В конце года, два М1931 (правда, без вооружения и башен) отправили в СССР.

Техника произвела хорошее впечатление, и машину приняли на вооружение под названием БТ-2 (быстроходный танк). Нашлась и ниша для применения БТ – он должен был прикрывать от вражеской бронетехники «пехотные» Т-26.

Производство

Выпускать БТ-2 поручили Харьковскому Паровозостроительному Заводу. Производство должно было начаться в конце 1931 года, но большие трудности – начиная с нехватки кадров и заканчивая отсутствием двигателей (моторы М-5, которыми должен был оснащаться БТ-2, успели снять с производства) привели к тому, что фактически танки начали собирать только с середины 1932 года.

А в 1933 году БТ-2 сняли с производства, заменив его лёгким танком БТ-5 –с новой башней и усиленным вооружением (проект БТ-4 со сварным корпусом в серию не пошёл). Эта модификация тоже производилась недолго – в 1935 году начался выпуск наиболее совершенного представителя серии – БТ-7. Он получил новый корпус, более мощный двигатель и топливные баки большей ёмкости. Этот танк производили до 1940 года, причём с 1939 года выпускалась модификация БТ-7М с дизельным двигателем.

Были попытки усилить защиту БТ-7 – опытный образец получил название БТ-СВ. Опытный танк БТ-20, созданный на основе опыта применения БТ-7, стал прямым предком Т-34.

Конструкция

Танки БТ имели компоновку, впоследствии ставшую классической – с моторно-трансмиссионным отделением в корме. Корпус БТ-2 и БТ-5 – клёпаный, у БТ-7 его заменили на сварной. Толщина листов брони составляла 13мм, у «седьмого» её увеличили до 15мм, а в верхней части лба корпуса – до 20мм. Характерной деталью внешнего облика «бэтэшек» стал пирамидообразный нос, необходимый для обеспечения передним колёсам возможности поворота.

Читать еще:  Нож разведчика: специальный - стреляющий нрс, легендарное оружие диверсантов, нр-43 вишня образца 1943 г, нр-40

Корпус имел внутренние стенки из простой, не броневой стали, толщиной 4мм.

Башня БТ-2 – клёпаная из брони толщиной 13мм, одноместная, с ручным приводом. На БТ-5 появилась двухместная сварная башня с броней такой же толщины, у БТ-7 толщина увеличилась до 15мм. В моторном отсеке БТ-2 находился авиационный 12-цилиндровый мотор М-5 мощностью 400 л.с. Из-за нехватки двигателей на «бэтэшки» иногда ставили купленные в США моторы «Либерти» L-12, либо выработавшие ресурс М-5, снятые с самолётов. Коробка передач была четырёхскоростная.

На БТ-5 силовая установка осталась прежней, а вот БТ-7 получил мотор М-17 с более высокими характеристиками. Коробку передач в ходе производства ради упрощения заменили на трёхскоростную. Наконец, БТ-7М стал одним из первых танков, оснащенных легендарным дизелем В-2.

Подвеска «бэтэшек» выполнялась по схеме, разработанной Дж.У. Кристи. Катки-колёса имели индивидуальное пружинное подрессоривание, поддерживающие верхнюю ветвь гусеницы малые катки отсутствовали. При передвижении без гусениц крутящий момент от двигателя передавался на задние колёса с помощью редукторов-«гитар», передние колёса поворачивались с помощью руля. Танки БТ-2 средств связи не имели, БТ-5 и БТ-7 получили танковое переговорное устройство и радиостанцию 71-ТК.

Вооружение

Стандартным вооружением БТ-2 считалась пушка Б-3 калибра 37мм, созданная на основе немецкой противотанковой пушки PaK 35. Пулемёт ДТ не был спарен с пушкой, а устанавливался рядом с ней в шаровой установке. Для наведения пушки на цель использовался оптический прицел. Часть танков выпустили без пулемёта, а некоторые, из-за нехватки орудий, оснащались спаренными пулемётными установками.

Начиная с БТ-5, машины вооружались 45 мм пушкой 20К и спаренным с ней пулемётом ДТ.

Телескопический прицел дополнили панорамным перископом. На некоторых БТ-7 также устанавливались пулемёты ДТ в корме башни и зенитный на башенной крыше. Выпущенные в небольшом количестве «артиллерийские» БТ-7А оснащались пушкой КТ калибра 76мм (такая же стояла на танках Т-28 и Т-35).

Боевое применение

Первыми БТ, вступившими в бой, стали БТ-5, которые Советский Союз поставлял испанским республиканцам. В Испании БТ-5 проявили себя неплохо, показав превосходство над лёгкими немецкими танками, которыми были вооружены франкисты. Однако переломить ход войны в пользу республиканцев не смогли ни БТ-5, ни их советские экипажи.

БТ-7 впервые поучаствовал в боях у озера Хасан, а в 1939 и БТ-5 и БТ-7 покрыли себя славой в боях на Халхин-Голе. Там скорость и маневренность «бэтэшек» показали себя с лучшей стороны, но выявились (или подтвердились) недостатки – пожароопасность бензинового двигателя, слабость противопульного бронирования, сложность в управлении.

Следующая операция, в которой участвовали все основные модификации БТ (даже ранние БТ-2), была далеко не такой славной – ей стал так называемый «Освободительный поход в Польшу» – фактически аннексия восточной части Польши согласно пакту Молотова-Рибентропа. Не успев вернуться из Польши, БТ отправились на финский фронт. При этом в «зимней войне» почему-то были задействованы не столько кадровые, сколько тыловые части, что привело к тяжёлым потерям среди танков и военнослужащих. Кроме того, оказалось, что БТ-5 и БТ-7 плохо приспособлены для полярных условий.

К 1941 году БТ-7 сняли с производства, но не с вооружения. Даже БТ-2 было решено использовать в учебных частях до окончательного износа. При этом «бэтэшки» после всех конфликтов уже были сильно изношены, а выпуск запчастей для них тоже прекратили. И этим старым машинам пришлось вынести всю тяжесть кампании 1941 года.

«Бэтэшки» несли потери, но в умелых руках показывали себя не менее эффективными, чем Т-34.

После того, как наступление вермахта выдохлось, а предприятия развернули массовый выпуск современных танков, выжившие БТ, однако, остались в строю, и не только в училищах. На Ленинградском фронте БТ-5 и БТ-7 использовали вплоть до самого снятия блокады, а в 1945 году БТ-7 вновь пошли в атаку на Дальнем Востоке, добивая Квантунскую армию, и прошли по Харбину парадным строем. Интересно, что захваченные БТ-7 финны оснастили 114мм гаубицей и использовали такие самоходки до 1944 года – то есть до выхода Финляндии из войны.

Тактико-технические характеристики

Принято считать, что БТ-7, самый совершенный представитель серии, был вне конкуренции в 30-е годы, но к началу Великой Отечественной безвозвратно устарел.

TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут

БТ-2 – это легкий советский колесно-гусеничный танк, первый из семейства «Быстроходные танки», что отражено в его названии.

История создания

Разработка началась 1 июня 1931 года. БТ-2 был создан на базе танка «Кристи», и является его советским развитием. Стоить отметить, что как раз два закупленных танка «Кристи» в СССР именовались как БТ-1.

Никаких различий между танком «Кристи» и БТ-2 не должно было быть – требовалось создать абсолютно идентичный образец. Это должно было упростить изготовку деталей для производства танка.

Одна из особенностей танка БТ-2 — это колесно-гусеничный ход. Танк мог двигаться как на гусеницах, так и колесах (предварительно сняв гусеницы). Первые 6 образцов должны были построить к 1 ноября 1931 года, но построены были только 3 танка. Планировалось, что три машины будут принимать участие в параде 7 ноября на Красной площади. Но доехали только две машины — третья загорелась и уже никак не смогла принять участие в параде.

Быстро запущенное серийное производство танков в 3000 единиц год никак не ладилось. Танк также имел ряд недостатков с силовой установкой и ходовой частью. А ведь именно скорость была одним из самых лучших достоинств танка! Например, иногда, когда запускали двигатель, он самовозгорался. Из-за проблем с унификацией орудий и башен к БТ-2 не редко устанавливались в башню только два пулемета, а орудия не было.

Несмотря на все свои недостатки, БТ-2 производился два года (1931-1933). И вместо 6 тыс. машин, были произведены только 620. В дальнейшем танк БТ-2 заменен БТ-5. Тем не менее в войсках БТ-2 эксплуатировался аж до 1944 года, приняв активное участие в начальном периоде Великой Отечественной войны.

Подбитый немецкими солдатам легкий советский танк БТ-2

Вооружение

Вооружением БТ-2 была 37-мм пушка Б-3. Разработана немецкой фирмой «Рейнметалл». В Германии орудие именовалось 3,7-cm PaK 35/36.

Советский лёгкий танк БТ-7

БТ-7 – советский лёгкий колёсно-гусеничный танк периода 1930-1940 годов. Это третий танк из семейства прославленных советских танков серии БТ (быстроходный танк). Отличался от своих предшественников танков БТ-2 и БТ-5 сварным корпусом более совершенной формы, новым двигателем.

Машина выпускалась как с вооружением аналогичным вооружению танка БТ-5, так и с 76-мм пушкой.

На последние модели танка устанавливался дизельный двигатель. Эти танки выпускались как с радиостанцией, так и без радиостанции.

Всего было передано в войска 5 328 танков БТ-7 различных модификаций.

История создания танка БТ-7

Примерно в январе месяце на Харьковский завод, который в тот момент осуществлял работу над конструкторской документацией для танка БТ-5 (конструкторское бюро «отдел 520»), поступило задание на разработку нового танка – в новой машине должны были быть учтены и устранены недостатки, которые были выявлены на предшествующих моделях.

В соответствии с проектной документацией на новый танк предполагалось установить более совершенный и надёжный двигатель М-17, разработать сварной корпус с улучшенным обзором для механика-водителя, установить на танк топливные баки повышенной вместимости и пушку 76-мм. В целом задание предполагало разработку «ударного колёсно-гусеничного танка дальнего действия».

В разработке нового танка приняла участие группа конструкторов: Фирсов, Бондаренко, Морозов, Дорошенко, Курасов, Веселовский и Таршинов.

Уже в начале 1934 года был создан прототип, который получил название БТ-7. К 1 мая 1934 года была готова первая машина, а к 7 ноября 1934 года был создан второй образец БТ-7.

На первых двух машинах справа от места механика-водителя был установлен курсовой пулемёт, а башня была исполнена в виде усечённого конуса. В башню можно было установить танковую пушку 76-мм КТ-28 или ПС-4. Предполагалось предоставить на испытание и машину с 45-мм пушкой в стандартной башне танка БТ-5.

Читать еще:  Пушка с-60: устройство 57мм автоматической зенитной установки, зенитка проекта 1944 года, характеристики (ттх)

Осенью 1934 года машины прошли полную программу испытаний. Военные посчитали, что курсовой пулемёт на БТ-7 – это излишество, поскольку механик-водитель занят управлением танком и вести огонь из пулемёта не имеет физической возможности. Кроме того, новая башня затрудняла совместимость пулемёта и башни новой формы.

В результате в 1935 году началось серийное производство танка БТ-7 с уже проверенной башней от танка БТ-5. Вместе с тем от идеи создания лёгкого танка с 76-мм пушкой ни военные, ни конструкторы не отказались. Кроме того в КБ от ГАБТУ поступило задание разработать проект БТ-7, который бы позволил установить на машину башню от танка Т-26-4.

Танк БТ-7. Модель 1935 года

Серийный БТ-7 модели 1935 года имел корпус жёсткой коробчатой конструкции с двойными бортовыми стенками, трапециевидной кормовой частью и закруглённой суженной удлиненной передней частью. Корпус набирался из стальных броневых листов, которые соединялись между собой с помощью сварки. Некоторые модели были с клёпаными корпусами.

Наружные стенки корпуса были съёмными. Внутренние стенки – 4-мм стальные листы.

Ходовая часть состояла из двух направляющих и восьми опорных катков. Передняя пара, при движении на колёсах, служила для управления танков, а задняя пара выполняла роль ведущих колёс.

При движении на гусеничном ходу руль убирался и укладывался в отделении управления.

В кормовой части машины размещался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Т мощностью 400 л.с. Трансмиссия: 4-х скоростная КПП, многодисковый сухой главный фрикцион и бортовые фрикционы, для привода колёсного хода – гитары, тормоза.

Топливные баки устанавливались по бокам между бортовыми листами – 2 шт. и один бак в корме.

Башня цилиндрической формы с развитой кормовой нишей.

Вооружение: 45-мм танковая пушка 20-К образца 1934 года и спаренный пулемёт ДТ. На некоторых машинах были установлены кормовые пулемёты и зенитные пулемёты.

На командирские машины устанавливались радиостанции 71-ТК с поручневыми антеннами.

Экипаж танка БТ-7 – три человека: командир и он же наводчик, заряжающий и механик-водитель.

Танк БТ-7. Модель 1937 года

В 1937 году серийные танки БТ-7 начали производить с конической башней, что позволило (без изменения состава вооружения) увеличить боезапас танка на 44 снаряда (для танков без радиостанции – 188 снарядов, для танка с радиостанцией – 145 снарядов).

На все линейные БТ-7 в кормовой нише башни устанавливали кормовые пулемёты ДТ.

БТ-7 модели 1937 года оснастили спецфарами прожекторного типа, которые монтировались на маске пушки, что предполагало возможность вести огонь из пушки и спаренного пулемёта в ночное время. В последующем такими фарами оборудовали и танки, выпущенные до 1937 года.

КПП стала трёхступенчатой, была усовершенствована трансмиссия, усилены пружины балансирных подвесок ведущих колёс колёсного хода.

С 1938 года машины выпускали без резиновых бандажей и начали заменять крупнозвенчатую гусеницу на мелкозвенчатую.

Лобовая броня «выросла» до 22 мм, а боевая масса машины достигла 13,9 тонны.

Танк БТ-7М. Модель 1939 года

Серийный выпуск БТ-7М (иногда встречается название БТ-8) начался в декабре 1939 года.

Внешне БТ-7М практически не отличался от предшественника БТ-7. Основное отличие – это замена карбюраторного двигателя М-17Т на советский дизель В-2.

За счёт установки специальных раскосов была повышена жёсткость корпуса, в днище танка был устроен подмоторный люк, изменился в меньшую сторону размер колпака воздушного фильтра-пылеуловителя.

Экономичный дизельный двигатель позволил избавиться от топливных баков над гусеничными полками.

Самое главное отличие – танки с дизельными двигателями были существенно безопаснее в бою, поскольку дизельное топливо хуже воспламеняется при поражении танка.

Нужно отметить, что к этому времени дизельными двигателями уже оснащались японские серийные танки «Ха-Го» и танки «Тип 86». В 1935 году начали выпускать танки дизелями и в Польше – это танк 7ТР. Значительных успехов достигли французы, но в серию машины с дизельными двигателями так и не пошли.

В Германии танковые дизеля даже не разрабатывались, поскольку считалось, что с началом боевых действий обязательно возникнут проблемы с производством дизельного топлива.

Лёгкие танки БТ-7М серийно производились до сентября 1940 года, даже параллельно с новым Т-34. В последующем все производственные мощности завода были переданы под производство Т-34.

Артиллерийский танк БТ-7А

С 1934 года небольшими партиями выпускался артиллерийский танк БТ-7А с 76-мм пушкой КТ-28 (несколько машин выпустили с 76-мм пушками Л-11 и Ф-32). Всего, с пушкой 76-мм, было выпущено 154 танка.

Боевое применение танков БТ-7

Новыми танками Бт-7 преимущественно вооружали танковые бригады танковых корпусов и отдельные танковые бригады. Танки БТ-7 изначально предполагалось применять для развития прорывов в глубину обороны противника.

Боевое крещение БТ-7 получили в боях у озера Хасан в августе 1938 года. Затем БТ-7 участвовали в боях на Халхин-Голе, где из 493 танков были потеряны безвозвратно 48.

В целом танки получали хорошие отзывы, однако отмечалась сложность управления машиной, которая требовала отличной подготовки механика-водителя. И – слабое противопульное бронирование на ряду с массовым отсутствием радиостанций, что затрудняло управление большими группами танков в бою.

Танк БТ-7 стал символом бронетанковых войск РККА, поскольку наряду с выявленными недостатками обладал просто великолепной манёвренностью, скоростью и «прыгучестью». Броня, стремительный натиск и огневая мощь.

БТ-7 применялись и в боях Великой Отечественной войны. Существует мнение, что танк морально устарел к июню 1941 года, что и привело к массовым потерям. Однако, к массовым потерям привело применение БТ-7 не по прямому назначению. Не предназначался БТ-7 для прорыва подготовленной обороны или встречного танкового боя.

23 июня 1941 года экипаж сержанта Найдина на танке Бт-7 за один день уничтожил 15 немецких танков и 10 артиллерийских орудий. Танк действовал внезапно из засад. При этом вёл бой с превосходящим противником (один против танковой роты).

Последний раз танки БТ-7 принимали участие в боях в августе 1945 года в составе 1-го Дальневосточного и Забайкальского фронтов. А последним этапом службы БТ-7 стал победный парад в Харбине.

ТТХ танка БТ-7, модель 1935 года

БТ-7 модель 1937 года

Боевая масса, т – 13,7

Компоновочная схема – классическая

Размеры

Дина корпуса, мм – 5 660

Ширина корпуса, мм – 2 290

Высота, мм – 2 417

Клиренс, мм – 400

Бронирование

Тип брони – стальная катаная гомогенная

Лоб корпуса (верх), мм/град. – 20/18

Лоб корпуса (середина), мм/град. – 15/60

Лоб корпуса (низ), мм/град. – 15-22/0-60

Борт корпуса, мм/град – 15+4/0

Корма корпуса (верх), мм/град. – 10/55

Корма корпуса (середина), мм/град. – 13/10

Корма корпуса (низ), мм/град. – 13/58

Крыша корпуса, мм – 10

Лоб башни, мм/град. – 15/0

Маска орудия, мм – 20

Борт башни, мм/град. – 15/0

Корма башни, мм/град. – 15/0

Крыша башни, мм/град. – 10/85-90

Вооружение

Калибр и марка пушки – 45-мм 20-К обр. 1934 г.

Тип пушки – нарезная

Длина ствола – 46 калибров

Боекомплект пушки – 172 снаряда

Углы вертикальной наводки, град. – от – 8 до + 25

Дальность стрельбы – с прицелом ТОП: 6,4 км из пушки и 1,6 км из спаренного пулемета.

Пулемёты – 3 шт. 7,62-мм ДТ

Подвижность

Тип двигателя – М-17Т, V-образный, 12-ти цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения.

Мощность двигателя – 400 л.с.

Скорость по шоссе, км/ч – 52 на гусеницах и 72 на колёсах

Скорость по пересечённой местности, км/ч – 20

Запас хода по шоссе, км – 375 на гусеницах и 460 на колёсах

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector