1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Танк Черный Орел или Объект 640, описание, вооружение и ТТХ, правда и вымысел о российской машине, особенности конструкции

Т-95 и Объект 640

Статья не новая, к сожалению, все работы по данным направления прекращены.

В сентябре 1997 года в Омске состоялась первая публичная демонстрация основного боевого танка нового поколения «Черный орел» (Объект 640) . Танк с башней, тщательно укрытой мохнатой маскировочной сетью, демонстрировался приглашенным на удалении 150 метров и под строго определенными ракурсами. По утверждению разработчиков «Черного орла», по совокупности своих боевых качеств он превосходит лучшие западные машины — М1А2 «Абрамс», «Леклерк», «Леопард-2», «Челленджер-2» — и на сегодняшний день является сильнейшим в мире танком. Он имеет более высокую боевую живучесть, лучшую защиту экипажа, более мощное вооружение, современный информационный комплекс.

Внешне корпус танка мало отличается от корпуса серийного Т-80У: то же расположение катков, люка механика-водителя, модулей активной защиты. Применение семикатковой базы свидетельствует о родстве «Черного орла» с танками предыдущего поколения, а это существенно облегчит его серийное производство и упростит эксплуатацию в войсках.

Наиболее существенным отличием новой машины от Т-80 является сварная башня принципиально нового типа (на танке демонстрировался ее полноразмерный макет, имеющий конфигурацию «штатного» изделия), обладающая высоким уровнем защиты. По своим размерам и конфигурации она напоминает башни западных танков последнего поколения. Автоматизированная боеукладка отделена от боевого отделения броневой перегородкой, что значительно повышает защищенность экипажа. Ранее на российских танках барабан автомата заряжания располагался под легким поликом боевого отделения, поэтому взрыв боекомплекта приводил к неизбежной гибели экипажа, что подтвердил печальный опыт войны в Чечне. Принятое компоновочное решение позволило уменьшить высоту «Черного орла» по сравнению с Т-80 на 400 мм, сделав его таким образом самым низким танком в своем классе.

Горизонтальное расположение боекомплекта в корме башни позволяет использовать более длинные, а следовательно и более мощные бронебойные подкалиберные боеприпасы, а также упрощает процесс автоматического заряжания и повышает скорострельность. Большие углы наклона лобовых листов башни обеспечивают более надежную защиту при обстреле танка бронебойными подкалиберными снарядами. Предполагается, что на «Черном орле» возможна установка 152-мм пушки, но по оценкам западных специалистов орудие, смонтированное на макете башни, имеет калибр порядка 135—140 мм.

Бортовой информационный комплекс «Черного орла» обеспечивает контроль за всеми основными системами машины, а также автоматизированный обмен информацией с другими танками и вышестоящими командирами.
Танк оснащен новым газотурбинным двигателем мощностью более 1500 л.с. и имеет боевую массу около 50 т. В результате удельная мощность превышает 30 л.с./т, что является рекордным показателем. Как следствие этого, динамические характеристики «Черного орла» должны значительно превосходить характеристики западных танков третьего поколения, имеющих удельную мощность 20—25 л.с./т.

Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ) запатентовало в Евразийском патентном ведомстве танк «Черный орел», который был показан первый и последний раз на ВТТВ-1997 укутанным в маскировочную сетку. Тогда показ был несанкционированным, теперь бронемашина раскрыта для любого запроса в патентное бюро.

Один из вариантов компоновки перспективного танка

Все технические характеристики, внешний вид и особенности компоновки «объекта 95» пока остаются секретными. Вместе с тем некоторые эксперты, прежде всего зарубежные, уже имеют определенное представление о новой машине. Масса Т-95 — около 50 тонн, длина и ширина, судя по всему, будут примерно такими же, как и у состоящих на вооружении Т-72, Т-80 и Т-90. Специалисты полагают, что для достижения необходимой в современном бою подвижности танк необходимо оснастить газотурбинным двигателем мощностью более 1250 лошадиных сил, которую развивает серийный ГТД-1250. Готового дизельного двигателя сопоставимой мощности в России нет. Танк, по всей видимости, получит и новую подвеску, обеспечивающую большую плавность хода.

Однако основная «изюминка» новой машины — совершенно новая компоновка боевого отделения. Пушка на «объекте 95» располагается в небольшой по размерам необитаемой башне. Традиционный для российских танков последних тридцати с лишним лет автомат заряжания новой конструкции располагается под башней. Рабочие места экипажа из трех человек — механика-водителя, наводчика-оператора и командира — помещены в специальную бронированную капсулу, отгороженную броневой переборкой от автомата заряжания и башни. Такое решение позволяет не только уменьшить силуэт танка, т.е. сделать его менее заметным на поле боя, но и значительно обезопасить экипаж.

Новая компоновка позволяет преодолеть основное противоречие современного танкостроения — необходимость сочетания надежной защиты с подвижностью и транспортабельностью. На Западе преодолеть дилемму не удалось, поэтому современные ОБТ НАТО — М1А2 «Абрамс», «Леопард-2», «Леклерк» — весят более 60 тонн. При такой массе их порой невозможно использовать вне подготовленной в инженерном отношении местности. Существенно затруднена и переброска этих монстров по воздуху. Россия пошла иным путем, пожертвовав толщиной брони с одновременной установкой на Т-80 и Т-90 систем оптико-электронного подавления противотанковых средств. Однако и такое решение, учитывая рост эффективности противотанковых средств, рано или поздно должно было завести танкостроение в тупик.

Для решения проблемы требовалось кардинально изменить компоновку танка, о чем уже в течение двадцати лет говорили эксперты. Однако на Западе дальше разговоров и эскизных проектов дело не продвинулось, и первыми революцию в танкостроении совершили российские конструкторы. Резкое сокращение (прежде всего за счет вывода экипажа из башни) внутреннего пространства, которое должно быть надежно забронировано, позволяет обеспечить недостижимый ранее уровень защищенности без выхода за весовые ограничения, связанные с грузоподъемностью мостов, колесных транспортеров, самолетов.

Судя по сообщениям экспертов, в рамках «объекта 95» удалось решить и вторую серьезнейшую проблему современного танкостроения, обусловленную тем, что резервы мощности существующих танковых орудий калибром 125 мм (в России) и 120 мм (на Западе) полностью исчерпаны. В частности, отечественная 2А46, установленная на Т-72 и Т-80, вполне оправдывает себя при ведении боевых действий в Чечне, однако обладает недостаточной дульной энергией для уверенного поражения перспективных зарубежных танков. Возможный калибр орудия Т-95 — 135 мм. Это абсолютно новая артсистема. По всей видимости, она по-прежнему останется гладкоствольной. За рубежом, в частности, в Израиле, изучается возможность оснащения танков следующего поколения орудием калибра 140 мм.

Корпус машины и башня будут изготовлены из композитной брони, прикрытой также активной броней третьего поколения. Не исключено, что Т-95 будет оснащен системой активной защиты, созданной на базе существующей «Арены».

Эксперты считают, что танк получит новую систему управления огнем (СУО). Информация о цели будет поступать по оптическим, тепловизионным, инфракрасным каналам, в нее будет включен лазерный дальномер и, возможно, радиолокационная станция. Следует отметить, что новая компоновка предъявляет очень жесткие требования к СУО, поскольку экипаж лишен возможности пользоваться традиционными оптическими приборами. Западные проекты танков с необитаемой башней предусматривают, что информация об обстановке на поле боя будет выводиться на экраны, которые создадут для экипажа эффект видения сквозь броню в любом направлении. Пока непонятно, как будет решена эта проблема в новых российских танках, поскольку Россия традиционно несколько отстает в сфере современных средств комплексирования и отображения информации.
Анализ открытой информации свидетельствует, что Т-95 существенно превосходит (по крайней мере в некоторых аспектах) все, что создано или будет создано в ближайшие несколько лет на Западе.

Танк «Черный орел»: почему не состоялся омский прорыв

В середине 90-х неудачи российской армии на Северном Кавказе стали одной из главных тем для обсуждения в обществе. Штурм чеченской столицы, которую министр обороны Грачев обещал взять одним полком десантников, превратился в настоящую кровавую баню. Фото сожженной российской боевой техники на улицах Грозного облетели все мировые СМИ… Для страны, которая традиционно гордилась своим танкостроением, это, безусловно, был позор. В многочисленных конструкторских бюро стали ломать голову над тем, как повысить защищенность танков и другой боевой техники в условиях городского боя.

Читать еще:  «Змей Горыныч» выжигает террористов в Сирии

В 1997 году широкой общественности впервые был продемонстрирован прототип новой боевой машины, получившей интригующее название «Черный орел». Танк был настолько секретным, что во время демонстрации его башня танка была затянута маскировочной сетью, а снимать боевую машину журналистам позволяли с большого расстояния и только с определенных ракурсов. Тактико-технические характеристики «Черного орла» так и остались тайной, хотя, при этом разработчики уверяли, что они многократно превосходят параметры лучших западных аналогов…

«Черный орел» или «Объект 640» – это проект основного боевого танка, над которым трудились специалисты КБ Омского завода транспортного машиностроения в 90-е годы. Он так и не был запущен в серию, зато конструкторские наработки, полученные в ходе реализации этого проекта, позже были использованы при создании танка Т-14 «Армата». Ну и еще танк «Черный орел» на долгие годы стал любимцем желтой прессы. Чего о нем только не писали… Правда, официальных заявлений о судьбе этого проекта было очень мало.

В конце прошлого десятилетия в российском Министерстве обороны официально заявили, что никогда и не планировали серийное производство «Черного орла». А в сентябре 2009 года полковник Владимир Войтов сообщил журналистам, что танка под таким названием вообще не существует.

Как создавался «Черный орел»

Работы над созданием танка, который в будущем получил обозначение «Черный орел», начались еще в середине 80-х годов в конструкторском бюро ленинградского кировского завода. После закрытия этого КБ работы были перенесены в Омск, на завод транспортного машиностроения, который в советское время занимался разработкой инженерной техники и различных модификаций советских ОБТ.

В 90-е годы этот современнейший завод, как, впрочем, и другие предприятия ВПК, находился в тяжелейшем экономическом положении. Поэтому проект создания новой боевой машины на базе ленинградской «восьмидесятки», которая потенциально могла бы заинтересовать не только российскую армию, но и зарубежных заказчиков, казался для предприятия спасением.

Первая информация о новом танке появилась в 1996 году, военные пообещали через год продемонстрировать его. Так оно и получилось: в 1997 году макет «Черного орла» был представлен журналистам. Он представлял собой модифицированный корпус танка Т-80У с башней невиданной конструкции. Именно она и была главной «изюминкой» новой машины.

Как уже было сказано выше, первое знакомство с новой боевой машиной проходило в обстановке повышенной секретности. Ближе чем на 150 метров никого к танку не подпускали, снимать разрешали только с определенных ракурсов. Однако в любом случае презентация «Черного орла» вызвала целый шквал публикаций и в отечественных, и в зарубежных СМИ.

Тогда некоторые эксперты посчитали, что журналистам были показаны результаты работ по созданию нового унифицированного боевого отделения, которое можно будет устанавливать на старые советские танки. Распространению слухов еще больше способствовал тот факт, что военные отказались озвучивать характеристики боевой машины.

Эти годы были очень непростыми для российских вооруженных сил. Развал и недофинансирование усугубились катастрофическими провалами в чеченской войне, крайне непопулярной в обществе. Военным нужен был хотя бы какой-нибудь позитив, и показ нового суперсовременного танка прекрасно на эту роль подходил.

В 1999 году журналистам была продемонстрирован уже не макет, а опытный образец танка. Он куда больше был похож на реальную боевую машину. Танк имел длинный корпус с семью опорными катками, башню большого размера с внушительной кормовой нишей. Появились и первые предполагаемые характеристики машины. Сообщалось, что вес танка составляет 48 тонн, а его вооружение состоит из 125-мм гладкоствольной пушки и нескольких пулеметов, мощность силовой установки (ГТД) равнялась 1500 л. с.

Печальный чеченский опыт не прошел даром, поэтому главной особенностью машины стала бронезащита новой конструкции. «Черный орел» получил систему встроенной динамической защиты нового поколения, а также комплекс активной защиты (КАЗ) «Дрозд-М», предназначенной для уничтожения управляемых ракет и реактивных гранат еще на подлете. Также на корпусе танка были размещены датчики, реагирующие на облучение лазером. На высоком уровне была и защита крыши башни – ее многослойная броня могла надежно противостоять боеприпасам, атакующим машину сверху.

Почему не взлетел «Черный орел»?

Демонстрацию 1999 года можно назвать самой яркой страницей в истории «Черного орла». После этого события интерес к танку постепенно стал утихать. В середине нулевых годов было официально объявлено о начале работ над новым российским ОБТ – Т-95. Примерно в это же время, не вынеся реалий нового времени, обанкротился Омский машиностроительный завод.

О боевой машине опять ненадолго вспомнили после обнародования патента на танк. В нем давалось довольно подробное его описание, исходя из которого, можно сделать вывод, что «Черный орел» действительно во многом был выдающейся машиной. Так, например, по степени подвижности и защищенности он превосходил Т-90МС.

Окончательный приговор «Объекту 640» был озвучен в 2009 году. В Министерстве обороны официально заявили, что танка под названием «Черный орел» не существует в природе. В 2011 году генерал-майор Коваленко сообщил журналистам, что наработки, полученные в ходе создания «Объекта 640», будут использованы при разработке универсальной боевой платформы «Армата». Таким образом в этой эпопее была поставлена жирная точка, а «Черный орел» стал еще одной перевернутой страницей истории отечественного танкостроения.

Почему все получилось именно так, и этот интересный проект не был доведен до конца, ответить сложно. Скорее всего, изначально эта машина создавалась практически в инициативном порядке, а военные не имели средств на доведение ее до ума. В середине нулевых уже стало очевидно, что дальнейшие попытки улучшения еще советской техники бесперспективны, нужно создавать что-то новое. Так появился проект «Армата», который является боевой машиной уже другого поколения.

Описание конструкции «Черного орла»

Танк выполнен на базе советского ОБТ Т-80У, однако конструкция «Черного орла» имеет существенные отличия. Корпус танка был значительно удлинен, что позволило усилить лобовую часть танка и убрать из нее ослабленные зоны.

Вдоль продольной оси боевой машины установлены два вертикальных бронированных листа, которые делят корпус на три герметичных отсека. броневые перегородки имеют с внешней стороны противорадиационное покрытие, а с внутренней – они облицованы противоосколочным материалом. В боковых отсеках размещаются топливные баки, а в центральном – боевое отделение и отделение управления. Они связаны между собой.

Экипаж танка состоит из трех человек, их места имеют два положения – боевое и походное. В боевом положении танкисты находятся ниже уровня погона башни.

Боевая машина имеет автомат заряжания, в котором расположен боекомплект танка. Все это размещается в кормовой нише башни, которая оснащена вышибными панелями. Таким образом, можно увидеть, что «Черный орел» стал первым отечественным танком, в котором топливные баки и боекомплект отделен от экипажа.

Башня танка сварная. Его вооружение состоит из 125-мм пушки, 7,62-мм пулемета, спаренного с ней, и дистанционно управляемого зенитного пулемета «Корд», размещенного на крыше башни.

«Черный орел» планировали оснастить газотурбинным двигателем с мощностью 1500 л. с., что при его весе в 48 тонн давало удельную мощность выше 30 л. с./т – показатель, значительно превосходящий аналогичные характеристики большинства танков третьего поколения.

Основные характеристики «Черного орла»

Ниже указаны основные ТТХ боевой машины:

  • масса, т – 48;
  • удельное давление, кг/кв. см – 0,8-0,81;
  • с-ма динамической защиты – ДЗ «Кактус»;
  • с-ма активной защиты – «Дрозд-2»;
  • двигатель – ГТД (мощность – 1500 л. с.);
  • макс. скорость, км/ч – 80;
  • запас хода, км – 500;
  • удельная мощность, л. с./т – 31,25.
Читать еще:  ЗИЛ-114, описание автолегенды СССР, комплектации, технические характеристики и отзывы, двигатель и коробка передач, салон, кузов и рама

Танк «Чёрный орёл» – замечательные идеи и неудачный пиар

В Советском Союзе опытные образцы военной техники, как правило, оставались неизвестными широкой публике. Рекламировать свои достижения было незачем и даже опасно – чтобы не дать лишней информации в руки потенциальному противнику. После развала СССР обстановка изменилась. Теперь России было критически важно хотя бы поддержать имидж страны с мощным военно-промышленным комплексом.

Начиная с 90-х годов экспериментальные «объекты» стали регулярно демонстрироваться на выставках, создавая повод для обсуждений. Одним из образцов такой техники стал танк «Чёрный орёл», разработанный в Омском конструкторском бюро.

История

КБТМ в Омске было создано во время Великой Отечественной Войны на базе эвакуированного из Ленинграда танкового завода. После войны оно разрабатывало в основном самоходные установки и инженерные машины. Для танков создавались отдельные узлы и программы модернизации. Теснее всего Омск оказался связан с танком Т-80. Там наладили серийный выпуск модификации Т-80У, разработали командирский вариант Т-80УК.

Так что нет ничего удивительного в том, что когда КБ стало заниматься перспективной бронетехникой, основой для неё послужил именно «восьмидесятый».

Помимо омского завода, в стране оставался всего один производитель танков – тагильский «Уралвагонзавод». Его будущее в 90-е было если не радужным, то вполне обеспеченным. В Тагиле развёрнули производство самого современного отечественного танка – Т-90. Его не только успели поставить на вооружение российской армии, но он вызывал интерес и у зарубежных армий.

Будущее омского Т-80У, а соответственно и завода, таким радужным не было. КБ решило привлечь внимание потенциальных заказчиков к своим перспективным разработкам. И в 1997 году был продемонстрирован ходовой макет – «объект 640».

Иногда его называют «Т-80УМ2», но наиболее известен он стал под грозным именем «Чёрный орёл».

Демонстрация его была специфической – его показывали только издалека, закамуфлировав при этом башню (это дало основания подозревать, что вместо башни установлен её макет). Никаких подробностей о технических данных не сообщали, за исключением ожидаемых заявлений о превосходстве над всеми аналогами.

В следующий раз «объект 640» выкатили в 1999 году. На этот раз замаскированная башня была установлена на новое, а не на прямо заимствованное от Т-80 шасси. «Чёрного орла» провозглашали танком нового поколения и обещали скорейшее принятие на вооружение. А затем у омичей появился конкурент – Нижний Тагил выставил против «Чёрного орла» танк Т-95.

Постепенно к нему перешла роль фаворита прессы (а затем и Интернета). Завод в Омске в 2007 году приватизировали, а через пару лет Министерство Обороны вообще заявило, что данная боевая машина была инициативной разработкой заводчан, и о его серийном производстве не было даже разговоров.

Конструкция

Хотя «Чёрный орёл» так и остался, по сути, ходовым макетом, несколько запатентованных КБТМ технических решений можно найти в открытом доступе. На их основе и можно воссоздать облик «Чёрного орла».

Корпус «объекта 640» был схож с корпусом Т-80, но имел несколько важных отличий.

Большая длина позволила внести в компоновку изменения. Появилось разделение внутреннего объёма на изолированные отсеки. Топливные баки в носовой части теперь не просто стояли в отделении управления – их, как на американском «Абрамсе», отгородили от механика-водителя бронированными перегородками. Люк для мехвода, имеющий значительную толщину, сместили относительно поста управления вперёд.

Боевое отделение тоже было новым. Башня не была полностью необитаемой, командир и наводчик попадали в танк через люки в её крыше. Но за счёт применения совершенно другой конструкции автомата заряжания члены экипажа сидели гораздо ниже, почти в корпусе. Было предусмотрено и «боевое» положение сидений – тогда они опускались ещё ниже, совсем в корпус. При этом орудие тоже было отделено от мест экипажа бронелистами. Наконец, в корме находился моторно-трансмиссионный отсек.

За счёт большей длины корпуса «объекта 640» планировалось увеличить толщину лобовых листов брони и углы её наклона. Верхняя бронеплита танка оснащалась динамической защитой «Контакт-5».Толщина бортов, скорее всего, оставалась прежней – порядка 80мм. Дополнительно борта закрывались резинометаллическими экранами, а в передней части – и блоками динамической защиты.

Башня «Чёрного орла» за счёт смещения мест экипажа вниз получилась низкой и плоской. Лобовые стенки также получили увеличенные углы наклона. В случае пробития дополнительную защиту обеспечивали внутренние переборки в башне. На лобовую броню монтировались и блоки динамической защиты «Кактус», метающей навстречу снаряду броневые пластины. К вертикальной кормовой стенке крепился модуль с автоматом заряжания.

В штатное оснащение «Чёрного орла» должны были входить и системы активной защиты.

Комплекс «Штора» засекал облучение танка лазерными дальномерами и головками самонаведения, автоматически ставил дымовую завесу и слепил системы наведения инфракрасными прожекторами. Система «Дрозд» вступала в дело, если «обмануть» ракету не удавалось, и уничтожала её, отстреливая осколочный боеприпас. «Дрозд» был способен поражать и некоторые снаряды.

Вооружение «объект 640» сохранил традиционное для советских и российских основных боевых танков. С гладкоствольной пушкой «Рапира» калибра 125мм спарен 7.62мм пулемёт ПКТ, на крыше башни предполагалось оборудовать дистанционно управляемую установку с крупнокалиберным пулемётом КОРД. В прессу при этом просочились утверждения о том, что такой комплекс вооружения – временный. А в перспективе «Чёрный орёл» можно будет перевооружить орудиями более крупного калибра.

Хотя танковая пушка калибра 152мм 2А83 действительно разрабатывалась, заявления о том, что танк будет оснащён несуществующими орудиями калибра 135- и 140мм выглядят как минимум очень смелыми.

А вот автомат заряжания «объекта 640» был шагом вперёд. Механизированная боеукладка всех советских ОБТ была их слабым местом – расположенная за слабозащищённым бортом карусель с боеприпасами при поражении не оставляла шансов на выживание сидящему прямо над ней экипажу. Теперь снаряды и все механизмы разместили в отдельном модуле, пристыкованном к задней стенке башни «Чёрного орла».

Крыша модуля имела вышибные панели, направлявшие (при поражении боеукладки) энергию взрыва вверх, а отверстие, через которое снаряды подавались в казённик орудия, перекрывалось заслонкой.

Боевые посты командира и наводчика «объекта 640» должны были оснащаться унифицированными многофункциональными пультами.

На мониторе каждого пульта отображались, по выбору, карта местности либо информация о состоянии танка, либо изображение с тепловизора. При этом пульты были связаны между собой и постоянно обменивались данными.
Прототип «Чёрного орла» ездил, скорее всего, со стандартным двигателем от Т-80У, но на серийном танке собирались установить газовую турбину мощностью в 1500л.с.

С таким двигателем танк, несмотря на возросшую массу, по подвижности превзошёл бы и Т-90. Ожидалось, что максимальная скорость превысит 80 км/ч. С другой стороны, выбор силовой установки мог сыграть против «Чёрного орла» – газотурбинные моторы признания танкистов так и не получили.

Чтобы танк получил повышенную проходимость, вписываясь при этом в железнодорожный габарит, гусеницы «объекта 640» могли комплектоваться съёмными расширителями. При их установке удельное давление на грунт снижалось.

Предполагаемые технические характеристики

Попробуем сравнить, хотя бы по массово-габаритным параметрам, танк «Чёрный орёл» и его конкурента Т-95.

Основной танк «Объект 640 Черный Орел»

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Литература

«Черный орел» («Объект 640») – это название российского перспективного основного боевого танка, разработкой которого занималось Омское КБ транспортного машиностроения в 90-х годах прошлого века. Эта боевая машина так и не была запущена в серийное производство, однако конструкторские наработки, полученные во время ее создания, позже были использованы во время работ над танком Т-14 «Армата». В конструкции «Черного орла» было использовано большое количество новаторских технических решений, а его компоновка имеет значительные отличия от компоновки как отечественных, так и зарубежных боевых машин.

История создания
Информации о том, как развивался проект создания танка «Черный орел» немного. Известно, что работы над танком, который позже получил название «Объект 640» начались еще в конце 80-х годов в ОКБ ЛКЗ, а после его закрытия были перенесены в Омск. Омское конструкторское бюро в советский период в основном занималось созданием инженерных машин, а также модернизацией основных боевых танков: Т-55, Т-64, Т-80. В 90-е годы огромный и современный завод оказался в бедственном положении из-за постоянного недофинансирования.
Макет «Черного орла» был впервые продемонстрирован широкой общественности в 1997 году. Машина представляла собой несколько измененную ходовую часть танка Т-80У с башней новой конструкции, которая и была главной «изюминкой» перспективной машины.

Читать еще:  Глубинная бомба, реактивная и ядерная, корпус РГБ, сила взрыва, история создания и применения, современное использование на флоте

Работы над танком проходили в обстановке строгой секретности, даже во время показа башня танка была плотно закрыта маскировочной сетью, машину демонстрировали на удалении в 150 метров и только под строго определенными ракурсами. Тактико-технические характеристики нового танка так и остались тайной, однако разработчики утверждали, что по своим боевым качествам он превосходит новейшие западные машины того времени. Демонстрация опытного образца танка состоялась в 1999 году, однако и она не сопровождалась официальными заявлениями о характеристиках новой машины и дальнейшей перспективе проекта. «Объект 640» стал одной из излюбленных тем для публикаций в «желтой прессе», танку приписывались фантастические характеристики, неоднократно появлялись публикации о скором принятии на вооружение этой машины. «Объект 640» называли танком четвертого, а иногда даже пятого поколения. Впрочем, официальных заявлений относительно было очень мало. Вскоре о «Черном орле» постепенно стали забывать. В начале нулевых годов было объявлено, что в России будет создан новый основной боевой танк – Т-95. Примерно в это же время Омский завод, не получая заказов от оборонного ведомства, обанкротился. В 2009 году появилось официальное заявление российского Министерства обороны. В нем сообщалось, что танка под названием «Черный орел» или «Объект 640» вообще не существует. В 2011 году заместитель руководителя Главного артиллерийского управления Минобороны РФ отметил, что наработки, полученные во время создания «Черного орла», будут использованы в «Армате».

Описание конструкции
«Черный орел» выполнен на базе ходовой части основного советского танка Т-80У, в которую были внесены некоторые изменения. Корпус танка по сравнению с Т-80У был несколько удлинен, однако главной особенностью новой машины стала ее башня необычной формы. Компоновку танка можно назвать классической: отделение управления с местом механика-водителя находится в передней части корпуса, боевое отделение – в средней части машины, а в корме танка расположен моторно-трансмиссионный отсек. Однако компоновка «Черного орла» имеет и существенные отличия от большинства боевых машин отечественного и зарубежного производства. Носовая часть танка разделена продольными броневыми перегородками на три изолированных отсека. В среднем находится место механика-водителя, этот отсек сообщается с боевым отделением. В боковых отсеках находятся топливные баки.
В отличие от других советских машин место механика-водителя «Черного орла» расположено не под люком, а непосредственно за ним. Такое решение позволило увеличить бронирование передней части корпуса и избавиться от ослабленной зоны. Рабочие места наводчика и командира имеют два положения: по-походному и по-боевому. В последнем положении они находятся ниже уровня погона башни. Также следует отметить, что боекомплект и запасы топлива надежно изолированы от танкистов. В боевое отделение не попадают пороховые газы, которые образуются после выстрела из пушки, потому что казенная часть орудия также отделена от экипажа.

Автомат заряжания и боекомплект вынесен в кормовую нишу башни с вышибными панелями. Одной из основных проблем советских (российских и украинских) танков является размещение боекомплекта и топлива внутри обитаемой части корпуса. Автомат заряжания, которые были впервые установлены на советский ОБТ Т-64, значительно повысили темп стрельбы боевых машин и позволили отказаться от одного из членов экипажа – заряжающего. Однако цена подобного конструкторского решения оказалась очень высокой. При попадании в боевое отделение кумулятивной струи или подкалиберного снаряда боеприпасы, уложенные в автомат заряжания, с большой долей вероятности взрываются, что приводит к гибели экипажа и потере боевой машины. На большинстве современных западных танков («Леопард-2», «Абрамс») по этой причине вообще решили отказаться от автомата заряжания. Снаряды находятся в изолированной нише, в орудие их подает четвертый член экипажа – заряжающий. Опыт использования танков в первой чеченской кампании наглядно показал все недостатки подобной компоновки. Омские танкостроители предложили решить эту проблему кардинально: на «Черном орле» автомат заряжания и боекомплект находится в кормовой нише, что значительно повышает шансы экипажа на спасение даже при попадании снаряда в танк и подрыве боекомплекта. Кроме того, горизонтальное расположение боеукладки дает возможность использовать более длинные подкалиберные снаряды, обладающие большим могуществом.

Башня танка сварная, она выполнена из двух симметричных броневых отсеков, жестко закрепленных на основании. Она имеет форму низкого плоского купола (в передней части), который переходит в прямоугольный контур, ограниченный кормовым броневым листом. Броня передней части башни имеет значительный наклон, который позволяет более уверенно противостоять подкалиберным боеприпасам.

«Черный орел» имеет три уровня защиты. Ее первым рубежом является комплекс оптико-электронных средств, предназначенный для обнаружения и выведения из строя средств поражения противника. Также на машину был установлен комплекс активной защиты, способный уничтожать ракеты и противотанковые снаряды неприятеля на расстоянии, а динамическая защита и многослойная броня уменьшают вероятность уничтожения танка при поражении его снарядом или ракетой. Не забыли конструкторы и о защите крыши башни танка, она имеет многослойную броню и надежно защищает от боеприпасов, атакующих танк сверху: BILL-2, Javelin, боеприпасы с использованием ударного ядра. Необычная форма башни делает «Черный орел» одной из самых низких машин в своем классе. Кроме этого, конструкторы уделили внимание уменьшению радиолокационной заметности танка. Предсерийный образец, продемонстрированный общественности в 1999 году, был вооружен гладкоствольной 125-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и дистанционно управляемым зенитным пулеметом «Корд» (12,7 мм). Однако в планах была установка на танк орудия калибра 135, 140 и даже 152 мм. При установке на танк 152-мм пушки машина получала возможность вести огонь на дистанцию в десять километров и использовать для стрельбы противотанковые управляемые ракеты. Танк предполагалось, что танк будет оснащен новым газотурбинным двигателем (ГТД) с мощностью не менее 1500 л. с. При массе танка в 48 тонн это обеспечивало машине рекордную удельную мощность – более 30 л. с. на одну тонну. И, как следствие, отличные динамические характеристики – большинство западных боевых машин третьего поколения имеют удельную мощность не более 25 л. с./тонну. Запас хода танка (с подвесными баками) составлял 1 тыс. км.

«Черный орел» был оснащен специальными гусеницами, на которые можно было устанавливать расширители с каждой стороны. Таким образом уменьшалось удельное давление машины на грунт и повышалась ее проходимость. Без расширителей габариты танка полностью соответствовали железнодорожным стандартам. Подвеска танка – независимая торсионная с гидравлическими амортизаторами. Рабочие места наводчика и командира машины были полностью равноценны в возможности управления огнем. Каждое из них оснащено унифицированным электронным модулем, на дисплее которого отображается информация о тактической обстановке, карта местности, информация о состоянии различных систем боевой машины. Информация о целях и общей обстановке поступает на электронные модули командира и наводчика по оптическим, инфракрасным и тепловизионным каналам. Танк оснащен баллистическим вычислителем и лазерным дальномером. Баллистический вычислитель автоматически вырабатывает поправки на скорости цели и машины, определяет дальность до цели, учитывает боковой ветер, изгиб и износ канала ствола, крен оси цапф орудия и даже температуру воздуха и его атмосферное давление.

Характеристики
Ниже представлены ТТХ танка «Черный орел»:
• масса – 48 т;
• экипаж – 3 чел.;
• длина – 7970 мм;
• ширина – 3095 мм;
• высота – 1793 мм;
• система активной защиты – «Дрозд-2»;
• система динамической защиты – ДЗ «Кактус»;
• вооружение – 125-мм пушка, 7,62-мм пулемет ПКТ, 12,7-мм пулемет «Корд» ;
• тип двигателя – ГТД (1500 л. с.);
• макс. скорость по шоссе – 80 км/ч;
• запас хода – 500 км (без дополнительных баков);
• удельная мощность – 31,25 л. с./т.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector