31 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вертолет КА-62 – новейшая пассажирская машина РФ, описание и технические характеристики, стоимость и цена производства, когда начнется изготовление

Вертолет Ка-62: полет, отложенный на четверть века

Ка-62 – это российский многоцелевой вертолет, разработанный в ОКБ им. Камова на базе боевого Ка-60. Он стал первой машиной этого конструкторского бюро, выполненной по схеме с одним несущим винтом. Еще одной особенностью Ка-62 является «фенестон» – закрытый рулевой винт.

Несмотря на то, что разработка вертолета Ка-62 началась еще 1990 году, он до сих пор не принят в эксплуатацию. Сейчас этот проект находится на стадии заводских испытаний. Первый полет машины состоялся только в апреле 2016 года – на долгие годы проект был заморожен из-за полного отсутствия финансирования. Планируется, что серийное производство начнется в 2020 году.

Такое затягивание проекта выглядит, мягко говоря, странным, учитывая регулярное участие вертолета Ка-62 в различных авиационных шоу и выставках. Полноразмерный макет машины был впервые продемонстрирован публике еще на авиасалоне МАКС в 1995 году. С тех пор разные официальные лица и чиновники не уставали заявлять о скором начале крупносерийного производства и об огромном интересе к вертолету Ка-62 со стороны иностранных заказчиков. Но воз и ныне там…

Вообще же Ка-62 можно назвать одним из самых «долгоиграющих» проектов отечественной авиации. С момента начала его разработки минуло более четверти века, а если учесть, что он создавался на базе Ка-60 «Касатки» (1984 год), то этот срок превысит три десятилетия. При этом, общая стоимость программы уже перевалила за 3 млрд рублей.

На начало 2020 года были изготовлены три летных образца Ка-62, они задействованы в программе испытаний.

В будущем производство планируют развернуть на мощностях ОАО «Прогресс».

Начальные этапы проекта Ка-62

История Ка-62 началась в далеком 1981 году, когда ОКБ им. Камова было поручено разработать легкий разведывательный вертолет. Он получил название В-60, которое позже трансформировалось в Ка-60.

Как это нередко бывает, требования военных менялись непосредственно в ходе реализации проекта. Уже через три года конструкторам был заказан куда более мощный вертолет, который кроме функций разведки и целеуказания, должен был уметь бороться с бронетехникой противника, подавлять его огневые точки, проводить эвакуационные мероприятия.

В 1989 году был подготовлен макет новой машины. Она имела вместительный фюзеляж, трехопорное шасси и закрытый рулевой винт. В целом, этот вертолет можно назвать вершиной развития советского вертолетостроения: при создании Ка-60 были использованы самые передовые технологии и материалы того времени. Много внимания было уделено удобству и безопасности пассажиров и экипажа вертолета. В 1990 году концепция новой машины была утверждена комиссией Министерства обороны.

А потом пришли 90-е годы, и стране стало не до новых вертолетов. Денег на доработку машины не выделяли совсем. Конструкторы выкручивались как могли. Руководство ОКБ им. Камова в инициативном порядке решило создать гражданскую версию вертолета, которая получила обозначение Ка-62. Данное начинание было поддержано правительством, но денег на него так и не дали.

Предполагалось, что Ка-62 сможет перевозить до 10 пассажиров или же почти 1,5 тонны груза. В целом же, основные конструктивные особенности военного Ка-60 были сохранены. Это касалось и силовой установке, состоящей из двух отечественных двигателей РД-600.

Макет вертолета впервые был представлен на авиавыставке МАКС-95, после чего работы над машиной практически остановились. Правда, заявления чиновников различного уровня относительно возобновления производства вертолета раздавались регулярно. Озвучивались планы поднять Ка-62 в воздух в 2008 году, а производство его наладить на авиазаводе в Улан-Удэ, чтобы уже к 2010 году выйти на стабильный выпуск 30-40 единиц в год. Но не сложилось.

Второе рождение вертолета Ка-62

В 2010 году руководство холдинга «Вертолеты России» все-таки решило довести проект до логического завершения, но при этом внести существенные изменение в конструкцию машины. Однако вскоре выяснилось, что сделать это не так уж и просто: существовавшие при Советском Союзе производственные цепочки распались, многие бывшие предприятия-смежники закрылись или перепрофилировались. Поэтому остро встал вопрос с комплектующими.

После долгих поисков о закупке двигателей договорились с французской компанией Turbomeca, контракт на поставку агрегатов трансмиссии был заключен с австрийской фирмой Zoerkler. Сборку вертолета решено было наладить на мощностях ОАО «Прогресс» (г. Арсеньев), а в качестве изготовителя компонентов несущего и рулевого винта был выбран ОАО «КумАПП».

Макет обновленного Ка-62 был впервые продемонстрирован на выставке HeliRussia 2012 в 2012 году. Схема и компоновка машины в целом была сохранена – можно сказать, что новый вертолет сохраняет концепцию, заложенную еще в Ка-60. Основные же изменения коснулись моторного отсека, что обусловлено заменой двигателей и трансмиссии. Также вертолет получил новые опоры шасси и пассажирскую кабину большего объема.

Французские двигатели Ardiden 3G имеют модульную конструкцию и весьма продвинутую цифровую систему управления, благодаря чему отличаются низким расходом топлива, надежностью и простотой в обслуживании. Новая силовая установка однозначно улучшила летно-технические характеристики Ка-62.

В 2013 году продолжались доработки вертолета, в 2015 году планировалась сертификация машины, но она была перенесена.

В апреле 2016 года Ка-62 совершил свой пробный полет на заводском аэродроме. Полноценно подняться в воздух вертолет смог только 25 мая 2017 года. В настоящее время продолжается этап заводских испытаний машины.

Несколько слов о будущем вертолета

Планируется, что в будущем Ка-62 должен занять нишу между средними вертолетами типа Ми-8 и легкими машинами наподобие Ка-226 и «Ансат». Логика здесь проста и очевидна: Ми-8 с грузоподъемностью около 4 тонн часто перевозит грузы весом около 2 тонн, а это дорого и неэкономично.

Если говорить о гражданском применении нового российского вертолета, то его основными функциями будет перевозка 10-15 пассажиров на расстояние до 700 км, участие в поисковых и спасательных операциях, работа для нефтегазовой отрасли. Ка-62 способен выполнять полеты в любых погодных условиях и при обледенении. Его можно эксплуатировать с аэродромов, грунтовых площадок и нефтяных платформ. Вполне допускается возможность безангарного хранения машины.

Ка-62 имеет отличный уровень энерговооруженности, поэтому использовать его можно в самом широком диапазоне высот и температур. Последнее особенно важно, учитывая явную нацеленность Ка-62 на международные рынки. Руководство холдинга «Вертолеты России» особенно и не скрывает, что использование при постройке машины схемы широкой международной кооперации, необходимо в первую очередь для успешного экспортного продвижения Ка-62. Разработчики верят, что в будущем российский вертолет сможет успешно конкурировать с Augusta 189 и Augusta 139 – машинами сходного класса и характеристик.

Однако при этом вертолетостроители рассчитывают, что основными стартовыми заказчиками этой новейшей машины станут российские силовые структуры.

Возможное военное применение Ка-62

А можно ли использовать Ка-62 в качестве военного вертолета? Министерство обороны РФ в этом не сомневается и проявляет к новой машине повышенный интерес. Ка-62 соответствует двум важнейшим требованиям, которые были заявлены военными еще в период создания полностью боевого Ка-60:

  • максимальная скорость выше 300 км/ч;
  • возможность транспортировки самолетом Ил-76.

Правда, военных, скорее всего, не устроит большое количество иностранных комплектующих, использованных в конструкции вертолета. Однако и эта проблема вполне решаема. В настоящее время (осень 2017 года) ведутся переговоры о локализации производства французских двигателей и элементов трансмиссии в России. В крайнем случае – если не договорятся – их можно заменить существующими российскими аналогами.

Читать еще:  Саперная лопатка, большая и малая, СССР и Бундесвера времен ВОВ, кованая, армейская и складная, использование в бою как оружия

Описание конструкции и ее особенности

Ка-62 имеет нехарактерную для машин камовского КБ схему с одним несущим винтом. Есть и рулевой винт, расположенный в специальном канале, который находится в киле вертолета. Силовая установка Ка-62 состоит из двух газотурбинных двигателей Turbomeca Ardiden 3G со взлетной мощностью 1776 л. с. каждый. Машина оснащена трехопорным убирающимся шасси.

Особенностью вертолета является широкое использование композитных материалов в его конструкции. Они составляют примерно 50% от его общей массы. В частности из КМ полностью состоит обшивка фюзеляжа. В его передней части расположена кабина пилотов, за ней находится грузопассажирский салон, силовая установка с трансмиссией размещается над ним. Отдельно следует отметить форму фюзеляжа Ка-62 с отличными аэродинамическими характеристиками.

В задней части машины расположена хвостовая балка с рулевым винтом и оперением.

Кабина пилотов имеет значительную площадь остекления, что обеспечивает летчикам хороший обзор.

Большую часть объема фюзеляжа занимает грузопассажирская кабина. Она имеет широкий дверной проем весьма удобный при проведении погрузочно-разгрузочных работ и раздвижную дверь.

На конце хвостовой балки расположен неуправляемый стабилизатор с концевыми шайбами. Рулевой винт размещен в специальном канале, над ним установлен вертикальный киль.

Вертолет имеет трехопорное убирающееся шасси с хвостовой опорой. Все опоры снабжены специальными амортизаторами, которые гасят часть удара при аварийной посадке. На них могут быть установлены баллонеты для посадки на воду.

Несущий винт вертолета имеет четыре лопасти, которые изготовлены из композитных материалов. Есть антиобледенительная система.

Силовая установка Ка-62 расположена за валом несущего винта и закрыта обтекателем, она состоит из двух ГТД Turbomeca Ardiden 3G с индивидуальной цифровой системой управления.

Под полом грузопассажирской кабины находятся четыре мягких топливных бака с общим объемом 1100 литров.

В состав трансмиссии входит двухступенчатый главный редуктор и одноступенчатый хвостовой редуктор. Гидросистема вертолета состоит из двух автономных подсистем, одна из которых отвечает за уборку и выпуск шасси, а другая – обеспечивает функционирование рулевых приводов.

Ка-62 оснащен современным навигационно-пилотажным комплексом с открытой архитектурой. В кабине пилотов установлены жидкокристаллические экраны, на которые выводятся данные о работе систем вертолета и полетная информация.

«Подойдёт практически всем странам»: какими достоинствами обладает новый российский вертолёт Ка-62

В Приморском крае началось производство многоцелевого вертолёта Ka-62. Об этом сообщается на сайте администрации региона. Выпуск машин развёрнут на ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина» (входит в холдинг «Вертолёты России»).

«На заводе начато строительство опытной партии шести вертолётов Ка-62, два из них планируется передать для внутрикраевых перевозок. Их сдача запланирована на 2021 год», — сказал управляющий директор «Прогресса» Юрий Денисенко во время визита на завод губернатора Приморья Олега Кожемяко.

Финансовую поддержку запуску производства Ка-62 оказал «Новикомбанк» — опорный банк госкорпорации «Ростех», куда входят «Вертолёты России». Банк предоставил «Прогрессу» гарантию для получения займа в Фонде развития промышленности (ФРП) и заключил кредитное соглашение с лимитом 5 млрд рублей.

Ка-62 выполнен по одновинтовой схеме с защитой рулевого винта (фенестроном). Вертолёт предназначен для перевозки пассажиров и разнообразных грузов, в том числе для выполнения так называемых офшорных операций (транспортировка на нефтяные платформы). Также машина может применяться для оказания экстренной медицинской помощи, мониторинга местности и в поисково-спасательных целях.

Надёжность и безопасность

Ka-62 был создан на основе среднего военно-транспортного вертолёта Ка-60 «Касатка», предназначенного для перевозки грузов массой около двух тонн. Разработка гражданской машины затянулась из-за кризиса 1990-х годов, а также нехватки финансирования и технических трудностей, с которыми столкнулись отечественные конструкторы в 2000-е годы.

Первый испытательный полёт Ка-62 совершил 25 мая 2017 года. В 2018 году машина была представлена на Восточном экономическом форуме, а в 2019-м вертолёт впервые принял участие в лётной программе Международного аэрокосмического салона в Жуковском.

Несмотря на продолжительный период разработки, в «Вертолётах России» считают, что Ka-62 в нынешнем облике соответствует всем современным международным стандартам. По информации холдинга, российский вертолёт выполнен с применением последних мировых достижений авиационной промышленности.

Грузоподъёмность Ка-62 — 2,0—2,5 т, пассажировместимость — до 15 человек, максимальная скорость — 310 км/ч, крейсерская — 290 км/ч, практический потолок — от 5,5 до 6,1 км. С основными топливными баками вертолёт может преодолевать до 720 км, с дополнительными — до 1135 км.

На вертолёте установлены французские двигатели Ardiden 3G с двухканальной электронно-цифровой системой управления (FADEC). Редукторы и трансмиссию поставляет австрийская Zoerkler, авариестойкую топливную систему — французская фирма Aerazur. Все остальные агрегаты и бортовые комплексы — российские.

Ка-62 стала первой в мире винтокрылой машиной, на которую устанавливается система управления общевертолётным оборудованием. Она была разработана концерном «Радиоэлектронные технологии».

Бортовое оборудование Ка-62 представлено аппаратурой связи нового поколения С-404, интегрированными антенно-фидерными системами «Аист-62», пилотажно-навигационным комплексом КБО-62, с помощью которого реализуется принцип «стеклянной кабины», когда вся необходимая информация выводится на электронные экраны.

Важными преимуществами Ка-62 является надёжность и безопасность. Российские инженеры «спрятали» рулевой винт машины в специальную хвостовую конструкцию (лопасти винта заключены в кольцевой канал).

От военного предшественника Ка-62 унаследовал повышенную ударостойкость. Вертолёт спроектирован таким образом, что в случае жёсткой посадки обеспечивается сохранность фюзеляжа, узлов крепления основных агрегатов, топливной системы. Травмобезопасность пилотов и пассажиров была повышена за счёт энергопоглощающей конструкции шасси и кресел.

«Вертолёты России» относят к преимуществам Ка-62 высокие эксплуатационные характеристики. На сайте холдинга подчёркивается, что машина обладает «превосходной управляемостью и точностью пилотирования». Современная авионика и приборное оборудование кабины позволяют лётчикам уверенно и комфортно управлять вертолётом.

В материалах «Ростеха» говорится, что Ка-62 приспособлен под эксплуатацию на нефтяных вышках и неподготовленных грунтовых площадках. Помимо этого, достоинством машины является возможность хранения вне ангара.

«Конструкция Ка-62 рассчитана на применение в большом диапазоне климатических и географических условий при температурах от -50 °С до +45 °С. Таким образом, ему уже открывается широкая дорога для экспорта по всему миру», — сообщает «Ростех».

В зависимости от требований заказчика Ка-62 может выпускаться в четырёх модификациях: пассажирской (в том числе с VIP-салоном), транспортной, офшорной и медицинской.

«Оправдает ожидания»

Опрошенные RT эксперты заявили, что Ка-62 воплотил в себе лучшие на сегодняшний день качества среднего гражданского вертолёта. При этом они считают «некритичной» зависимость российского вертолёта от импортных агрегатов.

«Ка-62 — это продукт для гражданского рынка. Здесь не актуальны требования к импорту, которые предъявляют наши военные. Сейчас в мире почти вся авиатехника собирается в кооперации. Например, доля американского производства Boeing 777 составляет около 45%, почти всю остальную работу выполняют Япония и Китай», — сказал в беседе с RT обозреватель журнала «Арсенал Отечества», авиационный эксперт Дмитрий Дрозденко.

Между тем в планах «Ростеха» — создать отечественный двигатель для Ка-62. В сентябре прошлого года в интервью РИА Новости заместитель генерального директора «Объединённой двигателестроительной корпорации» (ОДК) Юрий Шмотин заявил, что французский Ardiden 3G заменят силовым агрегатом ВК-1600В, создающимся в стенах АО «ОДК — Климов» (Санкт-Петербург).

Читать еще:  БМПТ «Терминатор-2». Инфографика

В декабре директор авиационного кластера «Ростеха» Анатолий Сердюков сообщил журналистам, что испытания отдельных элементов ВК-1600В стартуют в 2020 году, а сертификат на этот силовой агрегат может быть получен в апреле 2023 года.

«Двигатель — это сердце любой машины. В России сложилась непростая ситуация для авиатехники гражданского сектора, где есть жёсткие требования к экономичности и массогабаритным характеристикам двигателей. Выбор в пользу Ardiden 3G, на мой взгляд, был вынужденной мерой, и потому будет лучше, если отечественная промышленность предложит достойный аналог», — заявил в беседе с RT главный конструктор КБ-602 Московского авиационного института (МАИ) Дмитрий Дьяконов.

По словам эксперта, Ка-62 способен составить конкуренцию любым машинам своего класса на внутреннем и международном рынках. Дьяконов считает, что в перспективе наследник «Касатки» может частично заменить парк Ми-8/17, одного из самых популярных многоцелевых вертолётов в мире. В частности, Ка-62 сможет эффективно выполнять миссии, где не требуется грузоподъёмность Ми-8/17, которая достигает четырёх тонн.

С точки зрения Дрозденко, Ка-62 станет «промежуточным звеном» между вертолётами Ка-226 и Ми-8/17. Сейчас, как пояснил аналитик, эту нишу в России занимает европейский двухмоторный вертолёт AgustaWestland AW139, который по лицензии собирается на российско-итальянском предприятии ЗАО «ХелиВерт» в подмосковном Томилине.

«История создания Ка-62 была долгой и непростой. Однако я думаю, что вертолёт оправдает возложенные на него ожидания. Наибольшим спросом, как мне представляется, машина будет пользоваться для офшорных операций и для перевозки VIP-персон. Также, несмотря на жёсткую конкуренцию, Ка-62 может добиться больших успехов на зарубежных рынках. Наш вертолёт подойдёт практически всем странам», — подытожил Дрозденко.

Вертолет Ка-62. Фото. История. Характеристики.

В начале 90-х годов складывалась печальная обстановка по всей стране, что, в свою очередь, привело к отсутствию нормированного финансирования в различные экономическо-потенциальные отрасли. В соответствии с этим ОКБ Н. Камова начинает разработку нового гражданского вертолета В-60 под категорией Ка-62. В 1990 году этот проект возглавили ведущий конструктор Фурман В.А. и заместитель начальника отдела по вопросу технических проектов Губарев Б.А.

Ка-62 строился на модели Ка-60, интерьер фюзеляжа которого был выполнен в пассажирском и грузовом вариантах. Кабина транспортного типа объёмом до 6 м 2 вмещает около десяти пассажиров в эконом-классе и шесть в VIP-классе. Также вертолет способен перевозить груз весом 450 кг в механизированном порядке. Макет этого вертолета продемонстрировали впервые на авиационном международном показе на территории ВДНХ.

В кабине экипажа на Ка-62 присутствовали инновационные амортизационные кресла и приборная панель, причем в ее основе впервые в российском вертолетостроении применили жидкокристаллический дисплей. Его создал коллектив авторов НИИАО не без участия Губарева Б. и Крыгина В.

Практически весь период 90-х годов работники ОКБ активно демонстрируют новый вертолет на всех авиасалонах для возможности поиска покупателей. Параллельно ведутся переговоры с европейскими фирмами и компаниями о возможном совместном развёртывании производства вертолетов. Ка-62 является первой воздушной машиной от АООТ «Камов» типа вертолет, сконструированной по одновинтовой схеме, а рулевой винт расположен в вертикальном оперении. В первую очередь основной уклон вертолета делали на крейсерскую скорость, уменьшение расходного топлива и повышение весовой отдачи.

Благодаря сотрудничеству с ЦАГИ, проведённым совместно теоретическим и экспериментальным исследованиям удалось понизить аэродинамическое сопротивление. Также стало возможным использование обновлённых профилей, а усовершенствование конфигурации лопастей разрешило проблему увеличения пропульсивного и относительного КПД. ОКБ и ЦАГИ сообща смогли достичь максимального аэродинамического эквивалентного качества.

Рулевой винт многолопастный. Планер и лопасти винта на 60% сделаны из композитно-полимерных материалов. Планер выделяется совершенными обводами, трёхстрочным шасси с наличием хвостовой опоры и внушающей транспортно-пассажирской кабиной. Силовая установка представлена двигателями модульной конструкции (новое поколение), разработанными в Рыбинском конструкторском бюро моторостроения. В отличие от базовой военной модели, гражданский Ка-62 имеет большую крейсерскую скорость, транспортную производительность, топливную эффективность и широкие проемы дверей в транспортной кабине по обоим бортам.

Благодаря вместительному фюзеляжу вертолет можно использовать для гражданских перевозок с комфортом и для транспортировки грузов, которые можно разместить внутри и снаружи на подвеске. Высокая скорость позволяет эксплуатировать вертолет, когда необходима экстренная медицинская помощь или же в аварийно-спасательных ситуациях. Ка-62 можно использовать в качестве патрульного вертолета или ледового разведывательного аппарата.

Поскольку изначально сотрудники из ОКБ планировали продвигать вертолет в другие страны, его проектирование велось с учетом международных требований безопасных полетов. В случае аварии с силовой установкой посадка возможна и с одним двигателем. Если совершается грубая посадка, энергопоглощающая конструкция кресел и шасси обеспечат безопасность для пилота и экипажа. Дополнительно защищен рулевой винт киля. Помимо прочего, вертолет оснащен противопожарной и противообледенительной системами.

Дополнительный плюс вертолета заключается в том, что его можно оборудовать как для полетов в обычных условиях при благоприятной погоде, так и специальным комплексом для полетов в сложных и ночных условиях полета. В случае необходимости двигатели и ионика в вертолете могут быть заграничными.

На выставке авиамашин HeliRussia-2012 презентовали макет Ка-62 с обновленной конструкцией вертолета. Внешний вид и компоновка сохранились, а шасси и силовая установка изменились полностью. Российский турбо-вальный двигатель РД-600 заменили на французский TurbomecaArdiden 3G. Из Австрии будут поставляться трансмиссия и редуктор. Производство нового вертолета планируется начать на двух заводах: ААК «Прогресс» и ОАО «КумАПП». Первый будет отвечать за сборку всей конструкции, а второй за создание и разработку рулевого и несущего винтов. Опытными образцами заведует Арсеневский завод вертолетостроения.

После испытаний, проведенных в 2013 году, было решено провести ряд доработок. Сертификация будет проведена не раньше 2015 года. Военный образец Ка-62 совершил первый опытный полет в марте 2014 года. В июле были поставлены компанией «Транзас» первых три интегрированных пилотажно-навигационных комплекса КБО-62 для ОП-1 и ОП-2. В начале 2016 года планируется первая поставка вертолетов на экспорт.

Конструкция Ка-62

Вертолет одновинтовой, с двумя ГТД и наличием трёхпарного шасси. Отличается массовым применением КМ (50% массы всей конструкции). Фюзеляж вертолета характеризируется отличным аэродинамическим профилем. Каркас металлический с продольными балками и шпангоутами. Обшивка состоит из слоистых панелей из КМ и углепластика. В свою очередь, фюзеляж включает в себя четыре секции: кабину экипажа, грузопассажирский отсек, хвостовую балку с вертикальным и горизонтальным оперениями. Для экипажа специально удобно остеклили кабину и вмонтировали силовой фонарный набор из КМ. Двери открываются наружу. Сидение пилота расположено по правую сторону кабины для исключения возможности дублирования органов управления.

Размеры грузопассажирской кабины составляют 3,3 х 1,75 х 1,3 м с наличием больших дверей. Хвостовая балка имеет эллипсовидное сечение, благодаря которому установлен стабилизатор неуправляемого типа. Его размах – 3 метра. В балке установлено вертикальное оперение с профильным каналом для винта. Над ним вмонтирован киль с асимметричным профилем.

Трехопорное шасси убирается, имеется самоориентирующаяся хвостовая опора со сдвоенными колесами. Убирается в хвостовую балку. Опоры работают по типу рычага с азотно-масляными амортизаторами, которые убираются в бок и в перед фюзеляжа. В некоторых модификациях возможна установка баллонетов.

Главный винт четырёхлопастный, крепление лопастей упругое. Корпус втулки создан из стеклоуглепластика. Он разъёмный, а сама втулка состоит из самосмазывающихся подшипников вертикальных шарниров, торсионов из стальных пластин и упругих элементов из стеклопластика. Цельно-композиционные лопасти формируют прямоугольник со стреловидной законцовкой. Лонжерон двухконтурный представлен в форме носка профиля, вдоль которого лежит резиновое покрытие (противообледенительная система). Хорд лопасти – 0,53 м.

Читать еще:  .408 Cheyenne Tactical

В состав силовой установки входят два ГТД РД-600 (взлетная мощность – 955 кВт, крейсерская мощность – 735 кВт). Продуман также чрезвычайный режим мощности. Двигатели находятся в общем обтекателе, воздухозаборники расположены над обтекателем. Они также оборудованы противообледенительной воздушной системой. За регулировку и полное резервирование каналов двигателя отвечает цифровая электронная система. Четырехступенчатый компрессор, кольцевую камеру сгорания и турбину привода объединяет модуль генератора. Свободная и приводная турбины двухступенчатые. Запуск осуществляется при помощи вспомогательной установки АИ-9.

Емкость топливной системы – 1100 л, распределена на четыре мягких бака. Они находятся на дне кабины с подключенными подкачивающими насосами. Трансмиссия состоит из двухступенчатого главного редуктора и хвостового одноступенчатого. Гидравлический рулевой привод системы управления вместе с жёсткими тягами объединён в общий блок и включает загрузочные механизмы. В состав гидросистемы входят две автономные подсистемы. Первая отвечает за подпитку рулевых приводов, а вторая регулирует систему уборки колес.

Вертолёт КА-62 – возрождённый после забвения проект

Авиастроители из ОКБ им. Камова, уже более четверти века пытаются расширить российский вертолётный парк новой винтокрылой машиной. Дебютантом является многоцелевой вертолёт Ка-62. Прототипом разрабатываемой модели стал военный Ка-60, именуемый «Касатка».

Инициативная группа конструкторов начала работы над опытным образцом ещё в 1990 году. Согласно техническому заданию, необходимо было в короткие сроки создать пассажирскую версию вертолёта, которая была бы востребована на зарубежных рынках. Однако никто не мог и предположить, что разработка затянется почти на 30 лет.

Начальные этапы проекта и второе рождение

В начале 80-х годов прошлого века, у ВС СССР появилась потребность в перспективном военно-транспортном вертолёте небольших размеров и пассажировместимостью до 15 человек (десантников). Разработкой опытного проекта с 1984 года занялось ОКБ Камова, к тому времени известное многолетним опытом разработки и внедрения соосных схем несущих винтов в свои машины.

Боевому вертолёту был присвоен индекс Ка-60 и прозвище «Касатка». Эта была первая модель «Камова» с одним несущим винтом. Конец 90-х ознаменовался плохим финансированием предприятий ВПК и было решено создать гражданскую версию машины под индексом Ка-62. По мнению руководства ОКБ, это должно было привлечь к проекту частных инвесторов.

Гражданский вертолёт конструировали с учётом наработок, применяемых в военно-транспортном прототипе.

Созданные в 1988 году авиадвигатели РД-600В (вертолётный вариант), отлично подходили для Ка-62. Однако, новые моторы требовали постоянных доработок и на текущий период (2018 год) так не получили широко применения.

Особое внимание сосредоточили на интерьере, эргономике и безопасности людей. Изначально планировалось создать пассажирскую и грузовую версию Ка-62, а затем расширить модельный ряд спасательной и медицинской машинами. Первый опытный вертолёт Ка-62 был представлен широкой публике на авиасалоне МАКС-95 в г. Жуковский. Это был макет, не имеющий возможности летать.

Несмотря на ожидание руководства конструкторского бюро, потенциальные инвесторы не проявили интерес к гражданской версии вертолёта. В результате проект машины лёг «под сукно» на долгие 15 лет. Лишь в 2012 году почитатели авиации увидели обновлённую модель Ка-62. Представление опытного образца произошло на Международной выставке вертолетной индустрии Heli Russia 2012 в г. Москве. Внешний вид вертолёта остался неизменным.

Модернизации подверглась техническая часть, а именно:

  • машину оснастили французскими моторами Turbomeca Ardiden 3G;
  • отечественную трансмиссию заменили австрийской, марки Zoerkler;
  • прототип оборудовали новой системой шасси, позволяющей приземляться на корабль.

Импортная силовая установка Ardiden 3G показала превосходные характеристики на испытаниях. Помимо неприхотливости в техобслуживании и исключительной надёжности, российских конструкторов удивил пониженный расход топлива. Кроме этого, французские двигатели повысили скоростные качества вертолёта и увеличили практический потолок.
Согласно замыслу авиаинженеров, эксплуатация Ка-62 возможна в различных климатических зонах, с температурными пределами +/- 50°C и в плохих погодных условиях.

Машина может содержаться вне ангара, быть практичной на грунтовых аэродромах и нефтяных платформах. Вертолёту Ка-62 под силу перевозить до 14 пассажиров, которыми могут стать вахтовики или VIP-персонал. Также возможна эвакуация раненых, доставка больных и перевозка груза от 2 000 до 2 500 кг. Производство новых машин Ка-62 запланировано на заводе «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина, где происходит сборка корпусов и оснащение силовой установкой. Изготовлением винтов занимается компания ОАО «КумАПП».

Описание конструкции

Как отмечалось выше, Ка-62 создан по несвойственной для ОКБ «Камова» схеме. Новый российский вертолёт оснащен одним несущим и одним курсовым винтами. Для эффективности и повышенной безопасности, винт курсовой устойчивости помещён в закрытый корпус – фенестрон.

Так как машина дорабатывается в 21 веке, в конструкции используются композитные материалы, составляющие 60 % от общей массы вертолёта.

Планер вертолёта имеет обтекаемую форму, что повышает характеристики аэродинамики. Наружное покрытие сделано из композитных материалов. Передняя часть машины оборудована кабиной для двоих пилотов. В центральной части предусмотрен грузопассажирский салон.

Силовая двухмоторная установка размещена сверху. К хвостовой части планера крепится оперение с курсовым винтом. Остекление кабины панорамное, что обеспечивает экипажу превосходный обзор. Рассаживание лётчиков в машине, осуществляется через открывающиеся наружу двери. Посадка пассажиров предусмотрена через сдвижную дверь, установленную по центру салона.

Хвостовая балка оборудована вертикальным неуправляемым стабилизатором трапециевидной формы.

Винт курсовой устойчивости размещён в профилированном кольцевом канале, интегрированном в вертикальный стабилизатор. Последний, оснащён верхним двухкилевым горизонтальным стабилизатором.

На вертолёте Ка-62 применена трёхопорная схема шасси: две передних стойки и одна задняя. После взлёта машины, передние опоры убираются в боковые выдающиеся ниши. Задняя стойка складывается в отсек, находящийся в хвостовой балке. Все опоры оборудованы амортизаторами, обеспечивающими мягкую посадку. Стоит отметить, что при необходимости приводнения, шасси вертолёта возможно оснастить баллонетами.

Вертолёт Ка-62 оснащается двумя газотурбинными моторами Turbomeca Ardiden 3G.

Они расположены в закрытых корпусах, которые находятся за вертикальной осью несущего винта. Управление каждым мотором происходит по цифровой системе в двухканальном режиме. Машина оборудована четырьмя ударопрочными топливными баками, которые размещены под днищем грузопассажирского салона. Максимальная вместимость горючей смеси составляет 1100 литров.

Схема трансмиссии состоит из основного редуктора с двумя ступенями и одноступенчатой передачи для винта курсовой устойчивости. В конструкции вертолёта Ка-62 не обошлось без гидравлики. Система разделена на две самостоятельные подсистемы. Первая отвечает за действие рулевых приводов. Вторая задействована в механизме складывания шасси.

Ка-62 снабжается навигационно-пилотажным комплексом КБО-62.

Полная информация о работе всех систем машины отображается на жидкокристаллических дисплеях, заменяющих пилотам панель приборов.

Технические характеристики

В то время, пока российский проект отлёживался в закромах конструкторов, у него появился достойный конкурент – европейский вертолёт Agusta Westland AW139. Эта машина создана инженерами из Италии и Великобритании. При этом, производство зарубежных моделей происходит на совместном предприятии ЗАО «Хели Верт» и ОАО «Вертолёты России» в Томилино.

Минобороны РФ планировало закупить 35 машин AW139. Однако цена оказалась высокой и от покупки решили отказаться. Предлагаем ознакомиться с основными характеристиками конкурентов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: