0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Военная доктрина РФ 2020, политическая и военная безопасность Российской Федерации, утверждение Президентом, цели, задачи и принципы

Военная доктрина РФ: основные положения и изменения

Указ о Военной доктрине РФ был подписан 25 декабря 2014 г. Этот документ выступает в качестве основополагающего концептуального акта в сфере обеспечения обороноспособности страны. Военная доктрина РФ утверждена с целью нормализовать вопросы, касающиеся применения вооружения в политических интересах государства.

Предпосылки

Военная доктрина национальной безопасности РФ стала результатом широкой дискуссии в СМИ и конференции ВАГШ, где обсуждались теоретические вопросы, касающиеся использования вооружения в рамках политической деятельности государства. Необходимость формирования единого документа, включающего ключевые аспекты проблемы, появилась в конце прошлого столетия. К тому времени почти все развитые страны уже создали комплекс нормативных документов такого рода. Основные положения Военной доктрины РФ были приняты в ноябре 1993 года.

Суть концепции

Существующая сегодня новая Военная доктрина РФ провозглашает официально принятые взгляды руководства на использование вооружения для обеспечения обороноспособности государства. Согласно теоретическим требованиям, этот документ отвечает на следующие вопросы:

  1. С какими противниками и каким образом предотвращать вооруженные конфликты.
  2. Каким характером могут обладать борьба, задачи и цели государства и армии при ведении боевых действий.
  3. Какая военная организация должна быть создана для решения вооруженных конфликтов, и в каких направлениях ее следует развивать.
  4. Какие формы и способы должны использоваться в рамках военных действий.
  5. Как осуществлять подготовку государства и армии к войне или применению вооруженных сил в конфликтах.

Доктрина военной безопасности РФ ориентирована на защиту экономических интересов страны. Ее содержание определяется возможностями государства вести вооруженные конфликты. Они, в свою очередь, зависят от состояния экономики, уровня развития научно-технического прогресса и социальной инфраструктуры. Военная доктрина РФ исполняет информационную, организационную и нормативную функции. Они определяют его ключевое значение в вопросах подготовки государства и армии к защите интересов страны с использованием вооруженных сил.

Понятия

Военная доктрина РФ 2015 года содержит термин «система сдерживания». Под ней следует понимать комплекс определенных мер, ориентированных на предотвращение агрессии с использованием неядерных средств против России. В документе обозначены приоритеты государственной политики в вопросах оборонного строительства. В порядке убывания они выглядят так:

  1. Ядерное сдерживание со сравнительно высоким уровнем сил при упоре на первый либо ответный встречный удар. При возрождении боевых ж/д ракетных комплексов и усилении потенциала ударных стратегических подлодок — на ответ агрессору.
  2. Воздушно-космическая защита от массированных ударов высокоточными неядерными средствами со стороны Америки и ее союзников.
  3. Крупные конфликты регионального уровня с НАТО на юго-западных, западных и северных границах России и СНГ.

  • Региональная борьба на Дальнем Востоке.
  • Территориальные конфликты с Японией, отражение провокационных одиночных либо случайных ударов ракетами.
  • Локальные конфликты, операции миротворческого характера внутри государства по периметру границ России и на постсоветском пространстве, мероприятия в Арктической зоне и действия против пиратства в акватории Индийского океана.
  • Внутренние опасности

    В этом вопросе Военная доктрина РФ придерживается прежней позиции. К внутренним опасностям относятся:

    1. Попытки насильственно изменить конституционный строй России.
    2. Дестабилизация социальной и внутриполитической ситуации в стране.
    3. Дезорганизация деятельности органов госвласти, важнейших военных, государственных объектов, а также информационной инфраструктуры РФ.

    Особую актуальность сегодня представляют террористические действия бандформирований и прочих организаций. Опасение вызывает и информационное влияние на население, направленное на подрыв патриотических, духовных и исторических традиций в сфере обеспечения защиты Отечества, провоцирование социальной и межнациональной напряженности, разжигание национальной и этнической вражды.

    Главные угрозы

    В качестве них Военная доктрина РФ признает:

    1. Резкое обострение межгосударственных отношений.
    2. Формирование условий для использования вооруженных сил.
    3. Воспрепятствование деятельности систем военного и государственного управления в РФ.
    4. Нарушения в функционировании ядерных стратегических сил, систем предупреждения о ракетных атаках, контроля над космическим пространством, объектами химической промышленности, атомной энергетики, хранения ядерного оружия и прочих потенциально опасных участков.

    Важной угрозой Военная доктрина РФ считает активизацию вооруженных сил отдельных стран или групп государств с частичной либо полной мобилизацией.

    Второй раздел

    Эта часть документа подвергалась неоднократным корректировкам. Изменение Военной доктрины РФ было обусловлено внешними обстоятельствами, нарастающей угрозой терроризма. Эти проблемы связываются с усилением конкуренции и соперничества в мире, неустойчивостью глобальных экономических процессов. Немаловажное значение в нарастании напряженности отводится перераспределению влияния в пользу новых силовых центров. Опасной признается и тенденция смещения угроз во внутреннюю сферу и информационное пространство России.

    Во втором разделе Доктрины отмечается, что на некоторых направлениях усиливаются военные опасности для государства. Документ конкретизирует источники внешней угрозы относительно складывающейся обстановки, изложенной в Стратегии государственной защиты. Это в первую очередь наращивание военного потенциала и укрупнение блока НАТО, приближение его боевой инфраструктуры к границам России, дестабилизация обстановки в ряде стран и регионов.

    Политика Российской Федерации в сфере обороны

    Она изложена в третьем, основном разделе Доктрины. Под оборонной политикой страны следует понимать деятельность власти по организации и обеспечению защиты территории государства и интересов союзников. В третьем разделе четко определяется направленность этой работы:

    1. Сдерживание и предупреждение вооруженных конфликтов.
    2. Совершенствование армии страны.
    3. Развитие способов и форм использования вооруженных сил, военных органов.
    4. Усиление мобилизационной готовности для обеспечения обороны и защиты территории государства и интересов его союзников.

    Военная доктрина подтверждает, что ядерные средства, которые имеются в распоряжении государства, рассматриваются главным образом в качестве сдерживающего фактора при проявлениях агрессии. Россия оставляет за собой возможность применения такого оружия в ответ на использование такового против нее либо ее союзников. Ядерная мощь будет задействована также в том случае, если обычные виды вооружения противника ставят под угрозу непосредственно само существование страны.

    Вопросы применения силы

    Они также отражены в третьем разделе документа. Военная доктрина признает правомерным использование силы с целью отражения агрессии, восстановления или поддержания мира, обеспечения защиты российских граждан, находящихся за пределами страны. Деятельность вооруженной организации при этом будет осуществляться решительно, комплексно и целенаправленно. Применение силы станет основываться на заблаговременном и постоянном анализе военной политической и стратегической обстановки в соответствии со всеми требованиями, которые предъявляет международное право.

    Третий раздел четко определяет главные задачи, которые стоят перед военной организацией государства в мирное время, а также в условиях усиления опасности проявления агрессии со стороны других субъектов.

    Мобилизационная подготовка

    Основополагающие ее принципы излагаются в четвертом разделе. В действующей редакции документа мобилизационной подготовке и готовности уделяется особое внимание. В Военной доктрине четко определены цели мероприятий. Они состоят в подготовке страны, вооруженных сил, органов и войск к обеспечению защиты территории и населения государства от нападения, а также к удовлетворению нужд граждан во время боевых действий. Это указывает на то, что политическое руководство учитывает нарастание вероятности втягивания России в крупномасштабную войну. Это, в свою очередь, потребует полной мобилизации вооруженных, экономических и моральных сил государства и граждан. В данном случае в виду имеется не столько армия, сколько страна в целом.

    Обеспечение обороны

    Этому вопросу посвящен пятый раздел документа. Военно-экономическое обеспечение оборонного комплекса направлено на формирование условий для стабильного развития и поддержания потенциала страны на уровне, который необходим для реализации принятой политики государства. В качестве главных задач в этой сфере выступают:

    1. Оснащение армии и военных органов вооружением, спецтехникой.
    2. Обеспечение материальными средствами. При непосредственной опасности со стороны агрессоров — дооснащение войск в соответствии с нормами военного времени, в мирные периоды — накоплением, эшелонированием и содержанием запасов.
    3. Восполнение потерь техники, вооружения, материальных средств в ходе боевых действий.
    4. Усовершенствование оборонной промышленности, обеспечение независимости страны, формирование комплекса технологий первостепенной важности, активизация инновационной инвестиционной деятельности, сохранение госконтроля.
    5. Плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными государствами для обмена передовыми идеями и получения прибыли для оборонной промышленности.

    Заключение

    Военная доктрина формулирует четкие ориентиры на формы, способы, порядок использования вооруженной силы для обеспечения защиты суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, а также национальных интересов государства, исполнения союзнических обязательств, условий международных договоров.

    Что такое Военная доктрина РФ? (краткое содержание)

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное

    учреждение средняя общеобразовательная школа №129

    Что такое Военная доктрина РФ? (краткое содержание)

    Выполнила: Надежда Васильевна Канашина

    Военная доктрина РФ

    Военная доктрина Российской Федерации (далее именуется — Военная доктрина) представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

    Военная доктрина является документом переходного периода — периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, преобразования военной организации государства, динамичной трансформации системы международных отношений.

    В Военной доктрине развиваются Основные положения военной доктрины Российской Федерации 1993 года и конкретизируются применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

    Положения Военной доктрины опираются на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз ее развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.

    Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников. сегодняшний

    Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.

    Положения Военной доктрины могут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической обстановки, характера и содержания военных угроз, условий строительства, развития и применения военной организации государства, а также конкретизироваться в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в директивах по планированию применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

    В конце декабря 2014 года Совет Безопасности России одобрил, а президент Владимир Путин утвердил поправки к существующей Военной доктрине. В связи с рядом изменений международной военно-политической обстановки, наблюдаемым в последнее время, российское руководство вынуждено принимать соответствующие меры и редактировать существующие документы, лежащие в основе оборонной стратегии государства. С 26 декабря основой обороны страны является обновленная Военная доктрина. Предыдущий вариант документа был принят в феврале 2010 года.

    Внутренние опасности В этом вопросе Военная доктрина РФ придерживается прежней позиции. К внутренним опасностям относятся:

    -Попытки насильственно изменить конституционный строй России.

    -Дестабилизация социальной и внутриполитической ситуации в стране.

    -Дезорганизация деятельности органов госвласти, важнейших военных, государственных объектов, а также информационной инфраструктуры РФ.

    -Особую актуальность сегодня представляют террористические действия бандформирований и прочих организаций.

    -Опасение вызывает и информационное влияние на население, направленное на подрыв патриотических, духовных и исторических традиций в сфере обеспечения защиты Отечества, провоцирование социальной и межнациональной напряженности, разжигание национальной и этнической вражды.

    Главные угрозы В качестве них Военная доктрина РФ признает: Резкое обострение межгосударственных отношений.

    -Формирование условий для использования вооруженных сил.

    — Воспрепятствование деятельности систем военного и государственного управления в РФ.

    -Нарушения в функционировании ядерных стратегических сил, систем предупреждения о ракетных атаках, контроля над космическим пространством, объектами химической промышленности, атомной энергетики, хранения ядерного оружия и прочих потенциально опасных участков.

    — Образование и подготовку незаконных формирований, использующих оружие против мира и порядка в обществе, их деятельность на территории России или в государствах-союзниках.

    -Демонстрацию военной мощи при проведении учебных мероприятий в сопредельных регионах. Важной угрозой Военная доктрина РФ считает активизацию вооруженных сил отдельных стран или групп государств с частичной либо полной мобилизацией.

    Эта часть документа подвергалась неоднократным корректировкам. Изменение Военной доктрины РФ было обусловлено внешними обстоятельствами, нарастающей угрозой терроризма. Эти проблемы связываются с усилением конкуренции и соперничества в мире, неустойчивостью глобальных экономических процессов. Немаловажное значение в нарастании напряженности отводится перераспределению влияния в пользу новых силовых центров. Опасной признается и тенденция смещения угроз во внутреннюю сферу и информационное пространство России. Во втором разделе Доктрины отмечается, что на некоторых направлениях усиливаются военные опасности для государства. Документ конкретизирует источники внешней угрозы относительно складывающейся обстановки, изложенной в Стратегии государственной защиты. Это в первую очередь наращивание военного потенциала и укрупнение блока НАТО, приближение его боевой инфраструктуры к границам России, дестабилизация обстановки в ряде стран и регионов.

    Вопросы применения силы

    Они также отражены в третьем разделе документа. Военная доктрина признает правомерным использование силы с целью отражения агрессии, восстановления или поддержания мира, обеспечения защиты российских граждан, находящихся за пределами страны. Деятельность вооруженной организации при этом будет осуществляться решительно, комплексно и целенаправленно. Применение силы станет основываться на заблаговременном и постоянном анализе военной политической и стратегической обстановки в соответствии со всеми требованиями, которые предъявляет международное право. Третий раздел четко определяет главные задачи, которые стоят перед военной организацией государства в мирное время, а также в условиях усиления опасности проявления агрессии со стороны других субъектов.

    Основополагающие ее принципы излагаются в четвертом разделе . В действующей редакции документа мобилизационной подготовке и готовности уделяется особое внимание. В Военной доктрине четко определены цели мероприятий. Они состоят в подготовке страны, вооруженных сил, органов и войск к обеспечению защиты территории и населения государства от нападения, а также к удовлетворению нужд граждан во время боевых действий. Это указывает на то, что политическое руководство учитывает нарастание вероятности втягивания России в крупномасштабную войну. Это, в свою очередь, потребует полной мобилизации вооруженных, экономических и моральных сил государства и граждан. В данном случае в виду имеется не столько армия, сколько страна в целом.

    Этому вопросу посвящен пятый раздел документа. Военно-экономическое обеспечение оборонного комплекса направлено на формирование условий для стабильного развития и поддержания потенциала страны на уровне, который необходим для реализации принятой политики государства. В качестве главных задач в этой сфере выступают: Оснащение армии и военных органов вооружением, спецтехникой. Обеспечение материальными средствами. При непосредственной опасности со стороны агрессоров — дооснащение войск в соответствии с нормами военного времени, в мирные периоды — накоплением, эшелонированием и содержанием запасов. Восполнение потерь техники, вооружения, материальных средств в ходе боевых действий. Усовершенствование оборонной промышленности, обеспечение независимости страны, формирование комплекса технологий первостепенной важности, активизация инновационной инвестиционной деятельности, сохранение госконтроля. Плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными государствами для обмена передовыми идеями и получения прибыли для оборонной промышленности.

    Военная доктрина формулирует четкие ориентиры на формы, способы, порядок использования вооруженной силы для обеспечения защиты суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, а также национальных интересов государства, исполнения союзнических обязательств, условий международных договоров.

    Военная доктрина России нуждается в обновлении

    В условиях кризиса системы контроля за ядерным оружием необходимо повысить порог его применения

    Об авторе: Владимир Зиновьевич Дворкин – главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, профессор, доктор технических наук, генерал-майор в отставке, автор условий применения ядерного оружия в ВД-2000.

    Фото pixabay.com

    В Военной доктрине (ВД) РФ, скорректированной в 2018 году, записано, что Россия «оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства» (п. 27). В Доктрине также сказано, что «Ядерное оружие (ЯО) будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны)» (п. 16).

    В «Основах государственной политики РФ в области военно-морской деятельности», утверждённых в 2017 году, указано, что «в условиях эскалации военного конфликта (имеется в виду неядерный конфликт) демонстрация готовности и решимости применения силы с использованием нестратегического ядерного оружия является действенным сдерживающим фактором».

    В Военную доктрину России формулировка условий применения ядерного оружия впервые вошла в 2000 году и вот уже 20 лет практически не изменяется.

    Мотивация такой формулировки понятна. Во-первых, ранее возможность применения Россией ядерного оружия была сформулирована в «Основных положениях военной доктрины РФ» еще в 1993 году. Эта формулировка была размытой и достаточно неопределённой: «РФ не применит свое ядерное оружие против любого государства – участника Договора о нераспространении ядерного оружия, кроме как в случаях: а) вооруженного нападения такого государства, связанного союзным соглашением с государством, обладающим ядерным оружием, на РФ, ее территорию, Вооруженные силы (ВС) и другие войска или ее союзников; б) совместных действий такого государства с государством, обладающим ядерным оружием, в осуществлении или поддержке вторжения или вооруженного нападения на РФ, ее территорию, ВС и другие войска или на ее союзников».

    Во-вторых, новая формулировка ВД от 2000 года по существу была в то время приведена в соответствие с принципами ядерной стратегии, много лет исповедуемыми США, Великобританией и Францией. Эти государства никогда не отрицали намерения применить ядерное оружие в случае войны со странами Варшавского договора во главе с СССР в силах общего назначения. Но после распада СССР и Варшавского пакта НАТО стало обладать явным превосходством в силах общего назначения. Поэтому четкая и понятная для всех позиция России по условиям применения ЯО, описанная в ВД-2000 в этом вопросе была вполне оправданна.

    После ряда дискуссий и сомнений (исходивших из Министерства иностранных дел, которое было автором текста в Основных положениях доктрины 1993 года), формулировка по условиям применения ЯО, описанная в ВД-2000, была безоговорочно принята членами межведомственной комиссии (МВК). МВК, в которой кроме военного ведомства были представлены все заинтересованные министерства, федеральные службы, а также Совет Безопасности, в 2000 году адекватно оценила ВД, положения которой отражали сложившуюся на то время военно-политическую обстановку и положение в ней России.

    Вместе с тем, за прошедшее время в мире, в России и в ее Вооруженных силах произошли хорошо известные радикальные изменения. Что касается Российской армии, то такие изменения позволили в значительной степени повысить качество сил общего назначения в составе Сухопутных войск, Военно-морского флота, Воздушно-космических сил, Воздушно-десантных войск. Многократно возросло количество высокоточных дозвуковых крылатых ракет, поступило на вооружение гиперзвуковое оружие.

    Обновляется и вводится в боевые составы новое бронетанковое и артиллерийское вооружение, поступают новые боевые самолёты и вертолёты, надводные и подводные корабли. Не менее важным стало значительное улучшение информационного обеспечения Вооружённых сил, совершенствование автоматизированных систем боевого управления и связи, космических и авиационных средств разведки, навигации и других систем.

    Эффективность части вооружений подтверждена в ходе боевых действий в Сирии.

    Поэтому совершенно обоснованным стало внесение в последний текст Военной доктрины, утверждённой президентом РФ в 2018 году, понятия системы неядерного сдерживания как комплекса внешнеполитических, военных и военно-технических мер, направленных на предотвращение агрессии против РФ неядерными средствами. В основных задачах Вооружённых сил отмечено «стратегическое (ядерное и неядерное) сдерживание …».

    Действительно, с учётом возросшей мощи Вооружённых сил РФ в существующей и прогнозируемой на обозримую перспективу военно-политической обстановке практически невозможно вообразить такой сценарий, при котором НАТО или какое-то государство способно реально угрожать России широкомасштабным неядерным (не говоря уже о ядерном) нападением.

    Поэтому имеется достаточно оснований для исключения из описанных в ВД условий применения ядерного оружия последней части пункта 27. То есть слов: «а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства». Так же, как из пункта 16, полагаю, можно убрать часть слов, в которых говорится об обычных средствах поражения. Тогда условие применения ядерного оружия будет описано так: «Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения» (п. 27). Слова, выделенные курсивом, «а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства» предлагается исключить. Точно так же из п. 16. исключить «и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны)».

    Целесообразно также в соответствии с предлагаемыми изменениями откорректировать текст в документе «Основы государственной политики РФ в области военно-морской деятельности», утверждённом в 2017 году.

    Там также упоминается о неядерном сдерживании. А конкретно сказано, что «в условиях эскалации военного конфликта демонстрация готовности и решимости применения силы с использованием нестратегического ядерного оружия является действенным сдерживающим фактором».

    Такая вот «ядерная деэскалация» в морской доктрине (то есть использование для сдерживания нестратегического ядерного оружия), о чем можно услышать из Совбеза РФ, не согласована с уже существующими условиями применения ЯО в ВД.

    Эта «деэскалация» приводит в сильное возбуждение активных политиков и горячих генералов на Западе, которые запугивают общественность угрозами, исходящими из России, и подогревают ядерный психоз у себя и у нас.

    Таким образом, пришло время привести условия применения российского ЯО в соответствие с задачами сдерживания ядерной агрессии, а на возросшую мощь неядерного оружия России возложить задачи неядерного сдерживания.

    Переплетение ядерных и неядерных задач весьма опасно, особенно, когда некоторые политики говорят о том, что новое неядерное оружие по эффективности приближается к ядерному. Так могут утверждать только те, кто не наблюдал и не ощутил ядерный взрыв, стоя на земле на безопасном расстоянии, а видел его на картинках. Как говорят моряки: «Кто видел море наяву, не на конфетном фантике …».

    В существующей и прогнозируемой военно-политической обстановке рекомендуемые корректировки в полной мере соответствовали бы сложившейся расстановке сил. Если произойдут значимые изменения, то на это в Военной доктрине сказано, что её положения могут быть уточнены с изменением характера военных опасностей (угроз) и условий развития России.

    Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

    Что такое Военная доктрина РФ? (краткое содержание)

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное

    учреждение средняя общеобразовательная школа №129

    Что такое Военная доктрина РФ? (краткое содержание)

    Выполнила: Надежда Васильевна Канашина

    Военная доктрина РФ

    Военная доктрина Российской Федерации (далее именуется — Военная доктрина) представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

    Военная доктрина является документом переходного периода — периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, преобразования военной организации государства, динамичной трансформации системы международных отношений.

    В Военной доктрине развиваются Основные положения военной доктрины Российской Федерации 1993 года и конкретизируются применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

    Положения Военной доктрины опираются на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз ее развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.

    Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников. сегодняшний

    Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.

    Положения Военной доктрины могут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической обстановки, характера и содержания военных угроз, условий строительства, развития и применения военной организации государства, а также конкретизироваться в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в директивах по планированию применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

    В конце декабря 2014 года Совет Безопасности России одобрил, а президент Владимир Путин утвердил поправки к существующей Военной доктрине. В связи с рядом изменений международной военно-политической обстановки, наблюдаемым в последнее время, российское руководство вынуждено принимать соответствующие меры и редактировать существующие документы, лежащие в основе оборонной стратегии государства. С 26 декабря основой обороны страны является обновленная Военная доктрина. Предыдущий вариант документа был принят в феврале 2010 года.

    Внутренние опасности В этом вопросе Военная доктрина РФ придерживается прежней позиции. К внутренним опасностям относятся:

    -Попытки насильственно изменить конституционный строй России.

    -Дестабилизация социальной и внутриполитической ситуации в стране.

    -Дезорганизация деятельности органов госвласти, важнейших военных, государственных объектов, а также информационной инфраструктуры РФ.

    -Особую актуальность сегодня представляют террористические действия бандформирований и прочих организаций.

    -Опасение вызывает и информационное влияние на население, направленное на подрыв патриотических, духовных и исторических традиций в сфере обеспечения защиты Отечества, провоцирование социальной и межнациональной напряженности, разжигание национальной и этнической вражды.

    Главные угрозы В качестве них Военная доктрина РФ признает: Резкое обострение межгосударственных отношений.

    -Формирование условий для использования вооруженных сил.

    — Воспрепятствование деятельности систем военного и государственного управления в РФ.

    -Нарушения в функционировании ядерных стратегических сил, систем предупреждения о ракетных атаках, контроля над космическим пространством, объектами химической промышленности, атомной энергетики, хранения ядерного оружия и прочих потенциально опасных участков.

    — Образование и подготовку незаконных формирований, использующих оружие против мира и порядка в обществе, их деятельность на территории России или в государствах-союзниках.

    -Демонстрацию военной мощи при проведении учебных мероприятий в сопредельных регионах. Важной угрозой Военная доктрина РФ считает активизацию вооруженных сил отдельных стран или групп государств с частичной либо полной мобилизацией.

    Эта часть документа подвергалась неоднократным корректировкам. Изменение Военной доктрины РФ было обусловлено внешними обстоятельствами, нарастающей угрозой терроризма. Эти проблемы связываются с усилением конкуренции и соперничества в мире, неустойчивостью глобальных экономических процессов. Немаловажное значение в нарастании напряженности отводится перераспределению влияния в пользу новых силовых центров. Опасной признается и тенденция смещения угроз во внутреннюю сферу и информационное пространство России. Во втором разделе Доктрины отмечается, что на некоторых направлениях усиливаются военные опасности для государства. Документ конкретизирует источники внешней угрозы относительно складывающейся обстановки, изложенной в Стратегии государственной защиты. Это в первую очередь наращивание военного потенциала и укрупнение блока НАТО, приближение его боевой инфраструктуры к границам России, дестабилизация обстановки в ряде стран и регионов.

    Вопросы применения силы

    Они также отражены в третьем разделе документа. Военная доктрина признает правомерным использование силы с целью отражения агрессии, восстановления или поддержания мира, обеспечения защиты российских граждан, находящихся за пределами страны. Деятельность вооруженной организации при этом будет осуществляться решительно, комплексно и целенаправленно. Применение силы станет основываться на заблаговременном и постоянном анализе военной политической и стратегической обстановки в соответствии со всеми требованиями, которые предъявляет международное право. Третий раздел четко определяет главные задачи, которые стоят перед военной организацией государства в мирное время, а также в условиях усиления опасности проявления агрессии со стороны других субъектов.

    Основополагающие ее принципы излагаются в четвертом разделе . В действующей редакции документа мобилизационной подготовке и готовности уделяется особое внимание. В Военной доктрине четко определены цели мероприятий. Они состоят в подготовке страны, вооруженных сил, органов и войск к обеспечению защиты территории и населения государства от нападения, а также к удовлетворению нужд граждан во время боевых действий. Это указывает на то, что политическое руководство учитывает нарастание вероятности втягивания России в крупномасштабную войну. Это, в свою очередь, потребует полной мобилизации вооруженных, экономических и моральных сил государства и граждан. В данном случае в виду имеется не столько армия, сколько страна в целом.

    Этому вопросу посвящен пятый раздел документа. Военно-экономическое обеспечение оборонного комплекса направлено на формирование условий для стабильного развития и поддержания потенциала страны на уровне, который необходим для реализации принятой политики государства. В качестве главных задач в этой сфере выступают: Оснащение армии и военных органов вооружением, спецтехникой. Обеспечение материальными средствами. При непосредственной опасности со стороны агрессоров — дооснащение войск в соответствии с нормами военного времени, в мирные периоды — накоплением, эшелонированием и содержанием запасов. Восполнение потерь техники, вооружения, материальных средств в ходе боевых действий. Усовершенствование оборонной промышленности, обеспечение независимости страны, формирование комплекса технологий первостепенной важности, активизация инновационной инвестиционной деятельности, сохранение госконтроля. Плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными государствами для обмена передовыми идеями и получения прибыли для оборонной промышленности.

    Военная доктрина формулирует четкие ориентиры на формы, способы, порядок использования вооруженной силы для обеспечения защиты суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, а также национальных интересов государства, исполнения союзнических обязательств, условий международных договоров.

    Читать еще:  Техника на грани ненужности
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector