12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЯК 9: технические характеристики и вооружение советского истребителя, бронирование кабины и фузеляжа самолета, участие в боевых действиях

Истребитель Як-9 ОКБ Яковлева

История создания истребителя Як-9

В июне 1942 года ОКБ А.С.Яковлева начало разработку улучшенного варианта истребителя Як-7 под шифром ДИ — дальний истребитель. Деревянные лонжероны и нервюры крыла были заменены на дюралевые — крыло обрело большую прочность, а главное — уменьшился вес самолета, за счет чего появилась возможность установить в него топливные баки увеличенного объёма

Як-7ДИ получился легче, маневреннее оригинального Як-7, к тому же мог дольше находится в воздухе. Уже в октябре 1942 года, после проведения испытаний, истребитель был запущен в серийное производство под обозначением Як-9 на авиазаводе №153 в Новосибирске. В январе 1943 года началось производство на заводе №166 в Омске, в 1945 году — на заводе №82 в Москве.

Чертеж истребителя Як-9

Конструкция истребителя Як-9

Истребитель Як-9 это свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции. Крыло с дюралевыми лонжеронами и нервюрами, покрыто фанерной обшивкой. Фюзеляж имел каркас из стальных труб, дюралевую обшивку носовой части, фанерную средней и полотняную хвостовой. Однако уже в 1944 году был освоен выпуск Як-9 с полностью дюралевой обшивкой.

Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом, кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. В отсеке за кабиной может устанавливаться фотоаппаратура, дополнительный топливный бак или подвешиваться бомбы. Топливо размещалось в 2-4 крыльевых протектированных баках. На самолёте могли устанавливаться 20-мм пушки ШВАК и Б-20С, 23-мм пушка ВЯ, 37-мм пушка НС-37, 45-мм пушка НС-45, 12,7-мм пулемёты УБС. Як-9Б мог брать на борт 4 бомбы по 100 кг.

Модификации истребителя Як-9

  • Як-7ДИ — прототип. Изготовлен в феврале 1942 года.
  • Як-9 — серийный истребитель, отличавшийся отсутствием крайних крыльевых баков. Изготовлено 459 самолётов.
  • Як-9 М-106 — опытный истребитель с двигателем М-106-1ск мощностью 1350 л.с. Изготовлен в 1942 году.
  • Як-9Б (Як-9Л) — истребитель-бомбардировщик с бомбоотсеком за кабиной пилота. В 1944 году изготовлено 109 самолётов.
  • Як-9В — вывозной учебно-тренировочный истребитель на базе Як-9Т с двойной кабиной. С августа 1945 по август 1947 года изготовлено 456 самолётов. Ещё 337 переоборудовано из Як-9М.
  • Як-9Д — дальний истребитель с дополнительными топливными баками. В 1943-1946 годах изготовлено 3058 самолётов.
  • Як-9ДД — истребитель дальнего действия с увеличенным до 845 л запасом топлива (9 баков, в том числе в фюзеляже). Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК. С мая 1944 по сентябрь 1945 года изготовлено 399 самолётов. В августе 1944 года группа из 12 самолётов осуществила перелёт Бельцы — Бари (Италия), протяжённостью 1300 км.
  • Як-9К — истребитель с 45-мм пушкой НС-45. В апреле-июне 1944 года на заводе №153 изготовлено 53 самолёта. На его же базе выпускался курьерский вариант с двухместной кабиной и отсутствующим вооружением. В июле 1944 года изготовлен на заводе №153 в единственном экземпляре.
  • Як-9М — модернизированный истребитель Як-9 со смещённой назад кабиной. С мая 1944 по июнь 1945 года на заводе №153 изготовлено 4239 самолётов.

Характеристики Як-9

Характеристики приведены для Як-9

  • Як-9М ПВО — истребитель для авиации ПВО. От Як-9М отличался наличием посадочной фары в левом крыле, радиополукомпасом РПК-10, уменьшеным запасом топлива и масла. В 1944 году изготовлено 160 самолётов. Кроме того, часть самолётов переоборудованы в строевых частях.
  • Як-9П — цельнометаллический истребитель с двигателем ВК-107А и трапецевидными законцовками крыла. С августа 1946 по декабрь 1948 года изготовлен 801 самолёт. Поставлялся в Албанию, Венгрию, Китай, КНДР, Польшу и Югославию.
  • Як-9ПД — опытный истребитель с двигателем М-105ПД. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК. В 1943 году изготовлено 5 самолётов.
  • Як-9Р — разведчик с фотооборудованием, созданный на базе Як-9Д. В строевых частях в разведчик переоборудовались серийные Як-9.
  • Як-9С — вариант Як-9У с 2-я пушками Б-20С и 1 пушкой ВЯ-23. В мае 1945 года изготовлено 2 самолёта.
  • Як-9Т — танковый, с мотор-пушкой НС-37, усиленной передней частью фюзеляжа, смещённой назад кабиной. С марта 1943 по июнь 1945 года на заводе №153 изготовлено 2748 самолётов.
  • Як-9ТК — опытный. Изготовлен в 1943 году в 1 экземпляре.
  • Як-9У — улучшенный, с двигателем ВК-107А, винтом ВИШ-105В-1, измененной конструкцией центроплана, сдвинутой назад кабиной, удлинённой задней частью фонаря кабины, установкой маслорадиатора по типу Як-3, фанерной обшивкой фюзеляжа. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК и 2 пулемётов УБС. Выпускался с апреля 1944 года. Изготовлен 3921 самолёт.
  • Як-9УТ — пушечный вариант Як-9У с 1 пушкой Н-37 и 2-я пушками Б-20. В феврале-мае 1945 года изготовлено 282 самолёта.

Эксплуатация истребителя Як-9

Истребитель Як-9 самый массовый отечественный и самый многочисленный фронтовой истребитель стран антигитлеровской коалиции. Впервые применён под Сталинградом в 1942 году и с тех пор участвовал во всех сражениях Великой Отечественной войны. На Як-9 воевали французские лётчики из полка «Нормандия», уже после войны состоял на вооружении армий Албании, Болгарии, Венгрии, Китая, КНДР, Польши и Югославии.

Один из югославских Як-9Т впоследствии был приобретён Великобританией, на нём в 1945-1947 годах летал командир 239-го истребительного крыла Королевских ВВС Д. Сторрер. Истребители Як-9П ВВС Китая и КНДР применялись во время Корейской войны до конца 1950 года, а окончательно служба самолетов Як-9 поздних модификаций, в отдельных странах завершилась только к 1960-м годам 20-го века.

Як-9 серийно выпускался с августа 1942 по декабрь 1948 года, за это время было изготовлено 16769 самолетов всех модификаций.

Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет, а также по книге «История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг.», Шавров В.Б.

Как рождался и чем стал советский истребитель Як-9

Советский Союз является едва ли не единственной военной державой, в которой во время Второй Мировой войны было создано такое огромное количество боевых самолетов. Этому способствовал задел прочности, который получила советская авиастроительная отрасль. В немалой степени советские ВВС, сумевшие переломить ход событий на Восточном фронте, своими успехами обязаны титанической работе советских авиаконструкторов и работников тыла. Советские истребители-бомбардировщики Як-9, ставшие основной рабочей лошадкой для советских летчиков на втором этапе Великой Отечественной войны, стали грозной силой для немецких люфтваффе на фронте.

Гроза немецких люфтваффе

Появившись только в 1942 году, самолет успел зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. Удачная конструкция и высокие летно-технические характеристики самолета стали весомыми аргументами для последующей самой большой серии истребителей в истории советского самолетостроения. В годы войны выпуском этого самолета занимались три завода:

  • московский завод №82;
  • завод № 153 в Новосибирске;
  • омский завод № 166 в Омске.

Эти три предприятия сумели дать фронту более 14 тыс. самолетов Як-9 в различных вариантах исполнения и модификаций. К концу войны доля этой машины в самолетной парке советских ВВС составляла более 30%. Этот самолет продолжал выпускаться и после войны, до 1948 года. Общее количество машин этого типа превысило 16 тыс. единиц.

Советский самолет пользовался успехом в авиационных частях. Ценили самолет за его высокие летные характеристики. По маневренности советскому истребителю в небе не было равных. Тяжелые немецкие истребители Ме-109G и FW-190 не могли конкурировать с советским истребителем в скорости выполнения маневра на вертикали.

Машина отличалась высокой живучестью. Практичной была и конструкция самолета, что позволяло максимально эффективно эксплуатировать его в полевых условиях. За создание этого истребителя авиаконструктор А.С. Яковлев получил звание Героя Социалистического Труда, а коллектив КБ был отмечен государственными наградами и денежными премиями.

Конструкция самолета имела огромный технологический ресурс, что позволило создать на базе основной модели 15 модификаций, начиная с летающего танка Як-9Т и заканчивая истребителем-бомбардировщиком Як-9Б. Причем все созданные машины стали не просто опытными образцами, а в действительности являлись боевыми машинами. Даже в послевоенной время, когда наступала эпоха реактивной авиации, советские Яки сумели еще раз показать свою боевую эффективность. Последней песней машины стала война в Корее 1950-53 гг., где на советских Яках сражались корейские и китайские летчики.

Начало сложного пути

До 1942 года основу ВВС РККА составляли самолеты Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3. Эти самолеты смогли на первых порах выдержать мощнейший первый удар хваленых люфтваффе. Однако эти машины имели ряд серьезных технических недостатков, существенно ограничивающих боевые возможности советской авиации. Оценивая текущую ситуацию, советское высшее военное руководство поставило перед авиаконструкторами задачу довести советские машины до совершенства, сделав их конкурентоспособными лучшим иностранным образцам. Чуть позже на фронте уже появились более совершенные самолеты Як-7Б. Именно эта модификация яковлевского истребителя была взята за основу для последующей глубокой модернизации.

По всем своим летно-техническим характеристикам самолеты Яковлева были лучшими на то время. Основные изменения коснулись фюзеляжа и бортового вооружения. Также в конструкции истребителя стало больше дюралюминиевых деталей. Позади кабины пилота убрали гаргрот, после чего улучшился круговой обзор в машине. Также с машины был убран второй пулемет БС, стреляющий через винт. Использование выигрыша в весе позволило существенно увеличить емкость топливных баков. В результате внесенных в конструкцию изменений общая масса самолета уменьшилась почти на 200 кг. Это в свою очередь увеличило энерговооруженность самолета, дав ему необходимое преимущество в горизонтальном маневре перед немецкими истребителями. Единственным минусом проведенной модернизации стало ослабление огневой мощи советского истребителя. Пройдя заводские испытания, новый самолет в спешном порядке был отправлен на войсковые испытания.

Читать еще:  В Дагестане уничтожены террористы. Есть жертвы. Видео

В этом аспекте поражает быстрота проведения войсковых испытаний новой машины. Первые полеты в полевых условиях начались 26 июня 1942 года, а уже 5 августа того же года на стол Верховного Главнокомандующего лег Акт о завершении Государственных испытаний. Приемная комиссия оценила высокие летно-технические характеристики опытного истребителя и рекомендовала немедленно начать серийное производство нового истребителя. Самолет под индексом Як-9 в октябре 1942 года был запущен в серию.

Первым к изготовлению новенького Яка приступил новосибирский авиастроительный завод №153. Первоначально новая машина на авиационных заводах выпускалась параллельно с истребителем Як-7. Это было основным условие запуска в серию любого нового боевого самолета того времени. Главная задача советской авиапромышленности заключалась в бесперебойном обеспечении фронта новыми самолетами в достаточном количестве. В дальнейшем выпуск более старых модификаций сокращался, заводские конвейеры полностью переключались на производство нового модернизированного изделия.

Первые новенькие девятые Яки попали в строевые части к завершающему этапу Сталинградской битвы, в декабре 1942 года. В небе над Волгой советские летчики, летавшие на новых советских истребителях, быстро показали немецким асам, что время господства люфтваффе закончилось.

Следом за заводом №153 в Новосибирске на выпуск новых истребителей перешел омский завод №166. Следует отметить, что поспешность, с которой налаживался массовый выпуск Як-9, сумела негативно отразиться на качестве самолетов. В советских строевых частях, оснащенных новенькими Яками и действующими на Кубани, начали отмечаться частые случаи срыва обшивки. Потребовалось срочное устранение заводских дефектов, означавшее ремонт всех самолетов, находившихся в войсках. В течение июня-июля месяца в полевых условиях была проведена титаническая работа. Все имеющиеся на тот момент истребители Як-9 снова были готовые к выполнению боевых задач.

Обзор истребителя Як-9

Быстро налаженный массовый выпуск нового самолета объясняется в первую очередь высоким технологическим ресурсом, который был изначально заложен в конструкцию истребителя Як-1. Последующие в дальнейшем модернизации сводились в основном к изменениям тех или иных полетных характеристик, к усилению вооружения или к повышению дальности полета машины. В данном случае работа над улучшением аэродинамических качеств позволила существенно улучшить пилотируемость истребителя. Кабина пилота получила каплевидную вытянутую форму, увеличив сектор обзора задней полусферы. В лобовой части фонаря было убрано бронестекло, которое заменили утолщенным плексигласовым фрагментом.

Следует отметить, что увлекшись изменением формы кабины, конструкторы незаметно для себя уменьшили обзорность передней полусферы.

Модернизация коснулась и фюзеляжа, на котором основные крупные фрагменты обшивки в носовой части были заменены на листы дюралюминия. На самолете листы металлической обшивки представляли собой съемные панели, облегчающие доступ к основному бортовому оборудованию. Хвостовая часть фюзеляжа все так же представляла собой наборную стальную конструкцию, обтянутую полотном. Крыло было набрано из дюралюминиевого каркаса, обшито полотном и оснащено дюралюминиевыми элеронами. Все эти меры привели к облегчению конструкции планера. С учетом хорошей тяги, выдаваемой мотором М-105ПФ, облегченная машина сумела показать высокие скоростные качества. У земли, на высоте до 3000 метров Як-9 разгонялся до 600 км/ч.

На боевой высоте новый советский Як летал быстрее немецкого основного истребителя того времени Мессершмитт Bf-109G-2. Не уступала советская машина и новому хваленому немецкого истребителю FW-190, начавшему поступать на фронт летом 1943 года. Для лучшего представления о боевых возможностях советского истребителя, достаточно сравнить летно-тактические характеристики самолета Як-9 с аналогичными параметрами немецких машин, приведенными в таблице:

По отзывам советских пилотов о пилотируемых качествах нового истребителя можно сделать следующие выводы:

  • девятый Як устойчив при совершении горизонтальных маневров;
  • самое быстрое время выполнение виража;
  • новый советский истребитель Яковлева имел самую низкую удельную нагрузку на крыло;
  • по уровню энерговооруженности советский Як значительно превосходил немецкие машины.

Учитывая вес машины, которая была легче всех своих основных конкурентов, такие высокие летно-технические характеристики давали в совокупности отличные боевые возможности. Естественно, достаточно слабый авиационный двигатель М-105ПФ не позволял полностью раскрыть технические тонкости конструкции самолета. Однако в технологическом плане двигатель М-105ПФ был максимально изучен и освоен в эксплуатации. Его производство отвечало требованиям авиастроительной промышленности.

По уровню вооружения девятый Як несколько проигрывал немецким машинам, однако последующая модернизация машины позволила в разы увеличить огневую мощь. На модификации самолета Як-9Т была установлена пушка калибром 37 мм. Ее снаряды с расстояния в 300-500 метров разносили в клочья немецкие бомбардировщики.

В заключение

Боевой опыт применения Як 9 – самого массового советского истребителя — наглядно показал, насколько удачным может оказаться конструкция самолета. Во время воздушного сражения в небе Кубани весной-летом 1943 года новый истребитель Яковлева был впервые применен в массовом порядке. Последующие воздушные баталии на Курской дуге в июле 1943 года только укрепили советских авиаконструкторов в правильности выбранного решения. Машина прекрасно слушалась пилотов, была легка в управлении и выдерживала значительные технологические нагрузки в процессе эксплуатации.

В дальнейшем конструкторское бюро, возглавляемое А.С. Яковлевым, постоянно работало над совершенствованием своего детища. Появилась пушечная модификация истребителя. Чуть позже был разработан самолет с увеличенной дальностью полета. Это решение было вызвано необходимостью организовать сопровождение американским бомбардировщикам Б-17 в челночных рейдах над территорией противника, транспортным самолетам союзников, обеспечивающим доставку военно-технической помощи югославским партизанам.

Кроме советских ВВС, Як-9 стоял на вооружении авиационных частей союзников. Французский истребительный полк «Нормандия-Неман» был укомплектован самолетами Як-9У и Як-3, улучшенной версии девятого Яковлева.

После войны Яки оставались на вооружении советских ВВС до 1950 года. За рубежом советский истребитель использовался в военно-воздушных частях НОАК, в Северной Корее, в Югославии и в Албании. Военно-Воздушные Силы Войска Польского имели на оснащении советские Яки вплоть до 1954 года.

Як-9 – опора Сталинских «соколов»

Самолету Як-9 было суждено стать наиболее распространенным советским истребителем периода войны с фашистами. Машина базировалась на предыдущих разработках КБ Яковлева, но в конструкцию были введены дюралюминиевые элементы, позволившие улучшить характеристики самолета.

Машины первых выпусков не отличались надежностью, но со временем истребитель Як-9 стал одной из любимых машин советских летчиков. На базе самолета было построено множество модификаций, включая уникальные одномоторные истребители, вооруженные 45 мм пушкой.

История создания

В середине 1942 года в КБ Новосибирского авиационного завода был создан новый истребитель Як-7Б, который отличался упрощенным вооружением и металлическими элементами конструкции крыла. Позднее в конструкцию ввели четыре бака для бензина, установленные попарно в крыльях и соединенные в единую сеть для обеспечения равномерности расхода.

Для проведения заводских испытаний были построены три прототипа под общим обозначением Як-7ДИ, отличавшихся друг от друга элементами конструкции. Наилучшие результаты показала третья машина, оснащенная фюзеляжем с герметизированными швами, измененными каналами радиаторов и новыми выхлопными патрубками с увеличенным сечением.

Для дальнейших испытаний самолет, дополнительно облегчили, сняв два топливных бака. Машина весом 2825 кг разогналась в горизонтальном полете до 593 км/ч, на 4% превысив скорость исходного Як-7Б.

После ускоренного цикла государственных испытаний самолет рекомендовали к серийному производству под обозначением Як-9.

Главным внешним отличием стала кабина пилота, лишившаяся гаргрота и с нижней плоскости крыла держатели для бомб демонтировали. Поставки машин начались уже в сентябре 1942 года, но шли они крайне вяло – до конца года собрали лишь 59 машин.

Для наращивания темпов выпуска были подключены авиационные заводы, расположенные в Омске и Нижнем Тагиле. Позднее производство Як-9 вели и в Москве. Заводы строили самолеты сериями, которые отличались одна от другой.

Конструкция

В основе фюзеляжа самолета Як-9 лежит ферменный стальной каркас, соединенный сваркой. На каркасе установлена деревянная опалубка или алюминиевые поперечные элементы (на поздних машинах). Внешняя обшивка выполнена из фанеры и полотна. Впоследствии стал использоваться алюминиевый лист. Капоты силовой установки и переходы от фюзеляжа к крылу – металлические.

В конструкции крыла Як-9 имеются два лонжерона и поперечный набор (из дерева или металла).

Сверху установлена работающая обшивка из тонкой фанеры. Впоследствии стала применяться алюминиевая обшивка, увеличившая прочность и долговечность конструкции. Крыло могло сниматься с самолета для ремонта или замены.

Внутри крыла размещены 2, в некоторых сериях 4 топливных бака, оснащенных общей заливной горловиной. Замер количества топлива осуществляется механическими датчиками. Корпус бака сварной или фибровый, поверхность покрыта слоем резинового протектора. Механизация включает в себя элероны, оснащенные компенсаторами аэродинамического (в виде прутка) и весового типа (пластинка на задней части). На нижней поверхности крыла Як-9 имеются щитки.

На истребителе Як-9 использовано трехстоечное шасси с хвостовой опорой (костылем). Хотя костылем его назвать сложно, он имел колесо и убирался внутрь корпуса при полете.

Читать еще:  One Reply to “Над Крымом сбит украинский беспилотник американского производства.”

Управление выпуском и уборкой передних шасси и костыля пневматическое, в аварийной ситуации – ручное. Запас сжатого воздуха размещен в баллоне, подкачка производится на аэродроме. Хвостовое (костыльное) колесо малого диаметра имеет подвижное основание, позволяющее выполнять рулежку на земле. На основных стойках установлен амортизатор и тормозные механизмы.

В состав силовой установки Як-9 входит 12-цилиндровый бензиновый двигатель ВК-105ПФ или ВК-107А, оснащенный системой принудительного жидкостного охлаждения. Для привода трехлопастного винта изменяемого шага используется редуктор. Мотор работает на постоянных оборотах, поддерживаемых центробежным регулятором.

Радиатор системы охлаждения установлен под центропланом, сверху закрыт аэродинамическим колпаком. Масляный радиатор располагается под двигателем, за двигателем установлена емкость для хранения запаса масла. В состав электроситемы Як-9 входит генератор, установленный на двигателе, и аккумулятор.

В развале цилиндров установлена 20 мм пушка МП-20 (на базе ШВАК), жестко закрепленная на картере.

Второй точкой опоры является втулка винта. Над пушкой размещена патронная коробка, рассчитанная на 120 снарядов. Пустые звенья собираются в специальный контейнер, гильзы отводятся в общий с пулеметом короб. Перезарядка пушки пневматическая, привод спуска электромеханический.

Пулемет УБС калибра 12,7 мм (боезапас 200 патронов) располагается над мотором на специальной ферме. Точки крепления позволяют корректировать линию огня при пристрелке вооружения Як-9. Сборник пустых гильз и звеньев ленты размещен в полости за передним лонжероном крыла. Привод спуска электропневматический, перезарядка выполняется сжатым воздухом.

Кабина пилота самолета Як-9 закрыта прозрачным фонарем, обеспечивающим круговой обзор. Для доступа в кабину требовалось сдвинуть назад кормовую секцию. Управление выполняется тягами и тросами. Защита пилота включает в себя бронеспинку кресла и два бронестекла, установленных спереди и сзади (прозрачный заголовник) фонаря кабины. Прицеливание выполнялось при помощи прицела, установленного перед лобовым бронестеклом.

Модификации

На основе базового истребителя Як-9 было создано более 20 версий, большинство из которых производилось серийно. Всего заводы на территории СССР построили почти 16800 самолетов Як-9.

Была попытка установки на самолет двигателя М-106ск, который оборудован нагнетателем воздуха.

Опытный образец летал осенью 1942 года, но в серию не попал из-за проблем с надежностью силовой установки. Аналогичная судьба постигла единичный экземпляр самолета с перспективным двигателем М-107, который испытывался в конце 1942 года.

Ранней попыткой усилить вооружение стал Як-9П, получивший 20 мм пушку ШВАК вместо синхронизированного пулемета УБС. Дальнейшим развитием стал опытный самолет Як-9ТК, имевший унифицированную платформу для монтажа мотор-пушки. Предусматривалась возможность перевооружения в полевых условиях пушками калибром 20, 23, 37 или 45 мм.

В конце лета 1945 года на испытания поступил Як-9С, оснащенный 23 мм мотор-пушкой и двумя синхронизированными 20 мм пушками. Машина показала характеристики, не удовлетворившие заказчиков. Еще одним опытным вариантом стал курьерский самолет, созданный на базе учебной машины. Самолет испытывался на заводе, но далее проект развития не получил.

Модификация самолета Як-9Д, обладавшая увеличенным радиусом действия за счет дополнительного запаса топлива. Дополнительные баки установлены в крыльях, запас бензина вырос до 650-670 л, что позволяло нарастить дальность полета до 1400 км. Машина строилась в 1943-44 гг., всего собрали более 3000 экземпляров.

Существовал вариант Як-9ДД, оснащенный еще четырьмя топливными баками в крыльях, что позволило увеличить боевой радиус до 1800 км.

Истребитель Як-9Т, вооруженный 37 мм пушкой НС-37 (с боекомплектом 28-30 снарядов), расположенной между рядов цилиндров двигателя. Из-за увеличения казенной части орудия кабина пилота смещена на 400 мм назад, убрав отсек, расположенный за спинкой кресла. Из-за изменения места пилота изменились механизмы управления самолетом и форма рукоятки. Резко выросла огневая мощь, но из-за отдачи орудия затруднялась стрельба очередями.

Самолет находился в производстве до лета 1945 года, построено почти 2750 машин. Выпускались партии машин с крылом, аналогичным Як-9Д. Подобные истребители обозначались как Як-9ТД.

Дальнейшей попыткой усилить огневую мощность стала установка 45 мм пушки НС-45 (боекомплект до 29 патронов), созданной на основе НС-37. Была выпущена ограниченная партия машин под обозначением Як-9К, которая проходила армейские испытания. Характерным внешней приметой самолетов является дульный тормоз на стволе пушки, выступающий перед коком винта.

Модернизированный Як-9М, представлявший собой гибрид Як-9Д с учетом изменений фюзеляжа, внедренных на самолете Як-9Т. Самый массовый вариант, построено более 4200 экземпляров. Все машины оснащены форсированным мотором ВК-105ПФ-2 с пониженной высотностью.

Вариант Як-9Б (раннее название Як-9Л), оснащенный импровизированным отсеком для четырех фугасных бомб ФАБ-100. Строился в малой серии. Высотный перехватчик Як-9ПД, оснащенный специальным мотором с системой подачи водно-метаноловой смеси. Самолет использовался исключительно в ПВО Москвы и области, построено 35 машин.

Истребитель Як-9У, оснащенный улучшенным мотором ВК-107А. Выпущен небольшой партией в конце войны для прохождения летных испытаний. Версия с пушкой НС-37 обозначалась как Як-9УТ.

Для обучения пилотов серийно выпускался тренировочный самолет Як-9В, причем часть машин построена на основе планеров боевых истребителей.

Была попытка создать версию с мотором ВК-107А, закончившаяся безрезультатно.

После окончания войны производился вариант Як-9П (или изделие «П», не путать с ранней опытной машиной), который имел цельнометаллическую конструкцию (кроме самых ранних машин), доработанное бортовое оборудование и винтомоторную группу, включающую в себя мотор ВК-107А. Самолеты собирались вплоть до окончания 1948 года, общий тираж составил 801 машину.

Боевое применение

В бой истребители Як-9 пошли в конце 1942 года в ходе сражения под Сталинградом, но официальных данных не сохранилось. Впоследствии, по мере наращивания производства, самолеты стали использоваться на всем протяжении фронта. Увеличение объемов выпуска не могла не сказаться на качестве продукции – весной и летом 1943 года отмечались случаи срыва фанерной обшивки при выполнении виражей.

Для устранения дефектов были созданы специальные группы, работавшие в частях. Заводы справились с проблемой только год спустя. Первой крупной битвой для Як-9 стало сражение под Курском.

К этому времени в части стали поступать различные модификации самолета. Параллельно шли поставки машин в морскую авиацию, где истребители использовались для сопровождения торпедоносцев и бомбардировщиков.

Ограниченное участие Як-9 приняли в войне против Японии, вновь эскортируя штурмовики и бомбардировщики.

Сравнение технических характеристик отечественного истребителя Як-9 с основными немецкими машинами показывает преимущество в весе огневого залпа над Bf-109G-2, который применялся на Восточном фронте значительно чаще, чем самолет FW-190A-8. Немецкие машины имели большую скорость на высотах 6000 м и выше, но такие условия боев были характерны для Европейского театра военных действий, но никак не над СССР.

Як-9 советский ветеран войны

СССР занимал одну из лидирующих позиций по количеству выпущенной авиации во время Второй мировой войны. Истребители Як-9 были основной силой в то время. Ежедневно на советских заводах выпускалось 20 самолетов этой модели. Они имели большое преимущество перед вражеской авиацией и сумели принести много побед отечественным летчикам.

История создания Як-9

Главной проблемой истребителей Як, которые применялись в первые месяцы войны, был недостаток энерговооруженности. Поэтому аналогичная немецкая авиация имела большое преимущество. Вражеские Bf-109 были гораздо маневреннее и могли быстрее подниматься. Исправлять это взялись уменьшением массы советских истребителей или установкой новых двигателей, но в обоих случаях также требовалось повышение аэродинамики.

Первый вариант использовали для производства Як-3, который в результате имел проблемы с дальностью полета. Еще добиться преимущества можно было с помощью замены всех деревянных частей конструкции на металлические, но дефицит материалов не позволял этого сделать. Ситуация изменилась только к 1942 году. Тогда конструкторы приступили к разработке нового советского истребителя.

За основу взяли Як-7 на двигателе М-105ПФ. После внимательного изучения всех составляющих самолета было решено заменить деревянные лонжероны на металлические, но особого эффекта это не дало – вес уменьшился лишь на 150 кг. После конструкторы сняли с аппарата один пулемет, понизили гаргрот и поставили улучшенный фонарь. Результатом стал опытный образец нового самолета, который тогда назвали Як-7ДИ.

Впервые он взлетел в воздух он в июне 1942 года. После полутора месяцев тестов конструкторы пришли к выводу, что новая машина стала маневреннее, может летать на большие расстояния и способна подниматься в небо намного быстрее основной модели. Поэтому было решено запускать ее серийное производство. Сам самолет получил название Як-9.

Первые единицы начали поступать на фронт к концу 1942 года. Их количество было совсем небольшим, а полноценные поставки были организованы только к весне 1943 года. Первым боевым опытом для массового количества этого истребителя стала Курская битва. Тогда удалось выявить у него ряд недостатков.

Главный касался качества изготовления, из-за которого у самолета отрывалась обшивка крыла. Для устранения проблем пришлось отправлять на фронт ремонтные бригады. Также Як-9 уступал немецким аналогам по скоростным показателям. Это было связано с менее мощным двигателем. Некоторые летчики отмечали и нехватку вооружения.

Летом 1943 года конструкторы разработали для самолета улучшения, которые должны были решить часть проблем. Новые модификации Як получили названия 9Д и 9Т. Особое внимание уделялось последнему из них. Он имел на борту мощную авиационную пушку, которая позволяла легко сбивать немецкую авиацию несколькими выстрелами. Модель 9Т также активно применялась для уничтожения бронированной техники и военно-морского флота.

Читать еще:  Охотничьи пневматические дробовики

К концу войны Як-9 стал основным истребителем ВВС СССР. Его производством занимались сразу три завода: Московский 82, Новосибирский 153 и Омский 166. За время войны на них было создано почти 15 тысяч 000 самолетов этой модели. Выпускался он до 1948 года, а к началу 1950-х был снят с вооружения.

Конструкция самолета

Як-9 отличался особой живучестью. Она достигалась за счет практичной конструкции, имеющей большой технологический ресурс. Поэтому самолет использовался максимально эффективно. В основе его фюзеляжа был каркас из стали, который собирали и сваривали из множества элементов.

На первых моделях поверх устанавливали деревянную опалубку, а на более поздних начали использовать алюминий. Основная обшивка была полотняной, но вскоре тоже сменилась на алюминиевую. Двигатель и переходы от кабины до крыла были защищены металлом. На верхней части устанавливали обшивку из фанеры малой толщины, которая также потом была заменена на алюминий.

Крыло самолета состояло из двух лонжеронов с поперечным набором. Оно легко снималось для ремонта или полной замены. Внутри были расположены 2 или 4 четыре топливных бака с одной горловиной. Определение остатка топлива производилось с помощью простых механических приборов. Сами баки были сварными, а их поверхность покрывалась резиновым протектором. Элероны имели компенсаторы аэродинамики и веса, а на нижней части крыла были установлены щитки.

Кабина летчика покрывалась прозрачным фонарем, через который открывался круговой обзор. Вход был установлен в кормовой секции. Сзади кресла пилота устанавливали бронепластину, а переднее и заднее стекло было бронированными. Перед фонарем был установлен стоял прицел для наведения на цели при стрельбе.

Шасси имело три стойки с хвостовой опорой. Их управление их выпуском или убиранием было пневматическим, но в случае возникновения аварийной ситуации его допускалось переводили перевести в ручной режим. Заднее колесо имело небольшой диаметр, а его основание было – подвижным, что помогало в рулении машиной на по взлетно-посадочной полосе.

Самолет управлялся с помощью тяги и тросов. Его основой был 12-цилиндровый двигатель ВК-105ПФ. На некоторых моделях использовался вариант ВК-107А. Он имел принудительное жидкостное охлаждение и трехлопастный винт. Охлаждающий радиатор располагали под центропланом, а масляный находился под двигателем.

Вооружение Як-9

По вооружению Як-9 первых модификаций был слабее своих конкурентов. Потом в него внесли изменения, которые дали ему преимущества. Изначально в развале цилиндров двигателя устанавливали пушку МП-20 с патронной коробкой на 120 снарядов. Она дополнительно закреплялась на втулке винта. Перезаряжалась пушка с помощью пневматической системы. При стрельбе звенья и гильзы отводились в специальный короб.

Над мотором располагался пулемет УБС с калибром 12,7 мм. С ним находилась коробка на 200 патронов. Во время пристрелки его линию огня можно было корректировать. Все пустые гильзы шли в тот же короб, который был что установлен к пушке МП-20.

На модификации 9Т вместо пушки МП-20 калибра 20 мм использовалась НС-37 на 37 мм. Позднее на модели 9К установили еще более мощную НС-45 с калибром снарядов 45 мм. В первом случае их количество сократилось до 30 единиц, во втором – до 29. Такого количества патронов было достаточно, чтобы быстро и легко за один вылет уничтожить несколько вражеских самолетов.

На модели 9У вместо одного пулемета использовались два, что тоже повышало эффективность ведения боя.

Характеристики истребителя

По словам летчиков, Як-9 был очень устойчивым, маневренным и простым в управлении. Стандартная версия имела двигатель мощностью 1180 л. с. Версия 9У на моторе М-107А была мощнее – 1500 л. с. Максимальная скорость самолета составляла 577 км/ч, а в улучшенной версии он мог разгоняться до 672 км/ч. Крейсерская скорость была ограничена 512 км/ч и 575 км/ч.

Практическая дальность составляла 848 км у базовой версии, 675 км – у версии 9У. Вариант 9ДД мог пролететь до 2285 км. Потолок стандартной версии и 9У был практически одинаковым и составлял 10750 и 10650 м. Выше всех поднималась модель 9ПД – 13100 м. Меньше времени на набор высоты требовалось варианту 9У. и он мог подниматься до 5 км за 5 минут. Базовая версия отставала только на 0,1 минуты. Медленнее всех был 9ДД, которому требовалось 6,8 минуты.

Модификации

Як-9 был универсальным самолетом и легко модифицировался. Это позволяло расширить круг его использования, делая при производстве акцент на конкретные задачи, которые ему предстояло выполнять.

Отличительные черты модификаций:

  • Як-9 с М-106СК. – вариант базовой модели с двигателем М-106СК, после испытаний был признан неудовлетворительным.;
  • Як-9 с М-107А. – опытный образец самолета на двигателе М-107А, от его производства отказались, так как во время одного из тестов мотор отказал.;
  • Як-9Д. – улучшенная модель с повышенным запасом топлива на 50%, могла летать на большие расстояния, была поставлена на серийный конвейер.;
  • Як-9С. Т – тестовый вариант машины с двумя 20 мм пушкам и 23 мм мотор-пушкой., был признан недостаточно мощным.;
  • Як-9Т. М – модель с пушкой НС-37 и базовым пулеметом, могла пробивать толстую броню вражеской авиации с полукилометрового расстояния. С, стояла на серийном производстве.;
  • Як-9ТД – имел повышенный запас топлива. , был поставлен на серийное производство, но количество выпущенных моделей не стало большим.;
  • Як-9К – оснащенный пушкой НС-45 вариант базового истребителя., стрельба давала большую отдачу, из-за чего допускались только короткие очереди, серийно выпущено всего 45 машин.;
  • Як-9ТК – усиленная модель с возможностью установки любой доступной для подобных самолетов пушки, использовалась мало.;
  • Як-9М – улучшенная версия модели 9Д., имела новый двигатель ВК-105ПФ-2., одна из самых массовых модификаций.;
  • Як-9ДД – специальная модель истребителя для сопровождения бомбардировщиков., имела Имела 8 топливных баков и летала на большие расстояния., выпущено несколько штук.;
  • Як-9В – учебный самолет с убирающимся шасси на двигателе ВК-105ПФ-2., выпущено почти 800 единиц.;
  • Як-9УВ – улучшенный тренировочный самолет на двигателе М-107А., Вв серийное производство не пошел.;
  • Як-9Р – разведывательная модель истребителя., отличалась наличием фотооборудования, выпускалась небольшими партиями.;
  • Як-9Б – бомбардировочная модификация., вмещала до 4 четырех стокилограммовых бомб., серийно создано чуть больше 100 ста единиц.;
  • Як-9Л – опытный образец бомбардировочной модели Як-9,, которая после испытаний получила название 9Б.;
  • Як-9П – модификация базового самолета с пушкой ШВАК вместо стандартного пулемета., было выпущено несколько образцов.;
  • Як-9ПД – высотный перехватчик., использовался для борьбы с разведчиками над Москвой., выпустили 35 штук.;
  • Як-9У – модель на моторе М-105ПФ-2 или М-107А., имела улучшенную конструкцию и два пулемета 12,7 м, создавалась серийно небольшими партиями.;
  • Як-9УТ – улучшенная версия модели 9У с основной пушкой НС-37., позволяла получить больше преимущества в воздухе., выпущено 282 единицы.;
  • Як-9 «Курьерский» – транспортная вариация самолета., использовалась для перевозки одного пассажира в условиях войны.

Такое количество модификаций позволяло использовать Як-9 с максимальной эффективностью. Для выполнения каждой задачи можно было выбрать ту версию, которая больше всего для этого подходила.

Боевое применение

Несколько истребителей этой модели участвовали в сражении под Сталинградом в 1942 году, но в официальных отчетах это не упоминалась. Позднее самолет стал выпускаться намного активнее и начал массово поступать в военные формирования.

Наиболее примечательным считается его участие в Курской битве в 1943 году. Тогда он стал одним из важнейших факторов, принесших победу СССР. К тому моменту с конвейеров сходили многие модификации, что тоже сыграло существенную роль в получении преимущества.

Параллельно с боевыми действиями на земле восточного фронта машины использовались для сопровождения морской торпедоносной и бомбардировочной авиации. Также они участвовали в войне против Японии.

После Второй мировой войны Як-9 применялся для защиты государственных границ. Несколько истребителей использовались в ходе Корейской войны. Некоторые участвовали в боях против американских самолетов.

Страны-эксплуатанты

Истребитель эксплуатировался не только СССР. Он активно поставлялся другим государствам, которые также его использовали для выполнения различных задач и ведения боевых действий в разных конфликтах.

В список эксплуатантов входят:

Известно, что Як-9 применялся истребительным полком «Нормандия-Неман», который прославился множеством успешных боев против немцев. Дольше всех эти самолеты использовались поляками – до 1954 года.

Як-9 имел большое количество модификаций, которые делали его универсальным самолетом. Преимущества перед вражескими аналогами позволили ему стать одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Он сыграл важную роль в достижении победы над фашизмом. После войны Як-9 использовался уже не так активно и вскоре был снят с вооружения, но до сих пор признается главным советским самолетом того времени.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: