Зенитные системы для Арктики
Арктический «Бастион»: Как защищены российские интересы в Арктике
Сверхзвуковые крылатые ракеты «Оникс», ракетный комплекс «Кинжал», в перспективе — гиперзвуковые «Цирконы», зенитные ракетные системы Тор-М2ДТ и С-400, боевые патрульные ледоколы и самые современные станции предупреждения о ракетном нападении — это вооружение группировки российских войск в Арктике, которая, как отчиталось Минобороны, за последний месяц была еще более усилена.
Тем самым был полностью замкнут контроль над Северным морским путем — стратегическим для страны транспортным маршрутом, протянувшимся вдоль берегов Чукотки, полуострова Таймыр, архипелага Новая Земля и Кольского полуострова.
Холодный расчет
Уже в ближайшее время эта транспортная артерия станет основным маршрутом сообщения между Европой и Азией. От японской Йокогамы до голландского Роттердама плавание по ней составляет всего 7,3 тыс. морских миль против 11,2 тыс., если бы суда шли мимо берегов Юго-Восточной Азии, через Индийский океан, Красное море, Суэцкий канал, Средиземное и Северное моря. Северный маршрут экономит 13 дней пути.
Неудивительно, что только в 2018 году объем перевозок по нему вырос в два раза, составив 20,2 млн тонн. По прогнозу правительства, в 2019-м грузооборот составит уже 26 млн тонн и будет только расти. В следующем году ждут 44, а в 2024-м — уже 80 млн тонн грузов. Кроме того, северное побережье России и ее территориальные воды — самые обширные мировые источники углеводородов и других полезных ископаемых. Запасы нефти и газа, имеющиеся здесь, оцениваются экспертами более чем в 30% от общемировых.
Два этих фактора не первый год будоражат умы мирового сообщества. Кто владеет Севморпутем, тот фактически владеет Арктикой и ее природными ресурсами. Так, экс‑командующий Береговой охраной США адмирал Пол Цукунфт неоднократно заявлял, что подобные маршруты должны быть «международными». «Северный морской путь должен быть открыт как международный водный коридор для, если угодно, транзитного прохода, по мере того как этот участок освобождается ото льда», — утверждал американец.
Не менее категоричен и экс-министр ВМС США Ричард Спенсер, заявивший о необходимости расширения присутствия американского флота в Арктике. Причем с «более заметными» средствами, которые имели бы потенциал сдерживания России. Например, такими, как наводные и подводные корабли с крылатыми ракетами большой дальности BGM-109 Tomahawk. Их появление в регионе позволило бы взять в прицел позиции российских стратегических ракет в Сибири. Речь идет о возможности парирования угрозы со стороны самой современной из них — «Сармата». Достать его из Польши и Румынии или с акватории Тихого океана американские противоракеты неспособны.
Шесть баз по пути
На Арктику претендуют Дания, Канада, Норвегия, Исландия, Швеция, Финляндия и даже Китай. У каждой из стран свои резоны войти в регион. Согласно Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, приарктические государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им исключительных экономических зон (до 200 миль шириной) и континентального шельфа (до 350 миль шириной), хотя эти районы Арктики и не входят в состав их государственных территорий.
Однако, как говорится, пока одни требуют преференций, другие закрепляют свое присутствие. В настоящее время на севере России развернуто шесть военных баз: на островах Котельный (Новосибирские острова), Земля Александры (входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), а также в поселке Рогачево (Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля (входят в Чукотский автономный округ). Кроме них здесь есть более десятка военных аэродромом, позиции зенитных ракетных систем и военные порты. Вся эта инфраструктура работает круглогодично. Этот момент — ключевой для Арктики.
Обращает на себя внимание и масштаб работ по обустройству военной инфраструктуры. «Арктический трилистник» и «Северный клевер» — это автономные жилые городки, которые стали не просто символом освоения региона, но и своеобразным стандартом качества жизни. Первый расположен на острове Земля Александры, второй — на Котельном. Каждый комплекс рассчитан на непрерывное проживание до 150 военнослужащих в течение 18 месяцев. В их распоряжении есть комфортабельные жилые кубрики, спортивный зал, учебные классы, столовая.
Форпост ледовой блокады
Если посмотреть на карту, то сразу понимаешь, что базы на Земле Франца-Иосифа и Котельном — это часовые на «входе и выходе» из территориальных вод России в Арктике. В их арсенале сегодня самое современное вооружение и техника. Например, батарея комплекса «Бастион» — это 12 пусковых установок на базе тягача МЗКТ-7930, в кузове которого спрятаны два транспортно-пусковых контейнера со сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами «Оникс». На каждой стоит 290-килограммовая боевая часть. Ее разработкой занимался ядерный центр в Сарове. И хотя это обычный фугас, достаточно всего двух-трех ракет, чтобы потопить корабль класса фрегат. Пять «Ониксов» — авианосец.
Оставаясь в глубине побережья, комплекс недосягаем для палубной авиации. Разворачивается за пять минут и мгновенно готов к применению. После развертывания «Бастион» может оставаться в полной боевой готовности в течение трех-пяти суток в зависимости от имеющихся запасов топлива.
К цели ракета выходит на скорости, делающей ее практически неразличимой для современных радаров. Кроме того, совершает интенсивные маневры, из-за чего ее приближение можно заметить буквально уже под бортом корабля, когда что-либо делать бессмысленно. Особенность «Ониксов» состоит и в том, что большую часть полета к цели они пройдут над самой поверхностью моря на высоте не более нескольких метров. Будут активно маневрировать, меняя направление полета, запутывая радиолокационные станции противника.
В сентябре этого года Минобороны впервые показало, как это выглядит. Стрельбы прошли на Чукотке. Ракетный комплекс «Бастион», находящийся в 200 км от побережья, успешно поразил ракетой «Оникс» мишень, имитирующую надводный корабль. Собеседник агентства тогда уточнил, что «пораженная цель находилась на трассе Северного морского пути».
«Переобуют» по ходу
Еще одна новинка арктической армады — патрульный ледокол проекта 23550 «Иван Папанин». Это первый корабль такого класса в России. Он может работать во льдах толщиной более полутора метров, с одинаковой легкостью охранять арктические воды, вести конвоирование и буксировку судов‑нарушителей, сопровождать суда обеспечения, участвовать в спасательных операциях и перевозить грузы.
На корабле стоит автоматическая артиллерийская установка АК‑176МА с современной цифровой системой управления. В артиллерийском погребе под пушкой размещен боезапас из 152 76‑миллиметровых снарядов. Автоматика орудия и средства подачи боеприпасов позволяют вести огонь с темпом до 125 выстрелов в минуту на дальность до 16 км.
Николай Васильев, главный конструктор ракеты Х-35 корпорации «Тактическое ракетное вооружение», рассказал, что в Военно-морском флоте принята новая концепция «открытой кормы». Согласно ей, создаются не узкоспециализированные для решения конкретных задач боевые единицы, а платформы. На них есть навигационное оборудование для выполнения задач судоходства. А в кормовой части — свободный отсек, где можно разместить несколько легкосъемных боевых модулей. При таком подходе можно создавать корабли-носители, не привязывая их к решению конкретной боевой задачи, и устанавливать боевой модуль в зависимости от обстановки. Даже прямо в море, во время несения боевой службы.
Согласно этой концепции, в кормовой части корабля размещается два 20‑фунтовых морских контейнера, в которых могут находиться либо двухтрубные пусковые установки крылатых ракет «Калибр», либо четырехтрубные комплексы «Уран» с ракетой Х‑35 или два «Оникса». При таком подходе можно создавать корабли‑носители, не привязывая их к решению конкретной боевой задачи, и устанавливать боевой модуль в зависимости от обстановки. В настоящее время в контейнерах могут располагаться кроме ракет и различные глубоководные роботизированные и водолазные комплексы. Так что «Иван Папанин» может решать задачи не только «над водой», но и «под ней».
В конце ноября второй корабль такого класса — «Николай Зубов» — на питерском заводе «Адмиралтейские верфи» заложил Владимир Путин. Отметив, что «о такой технике, таких кораблях могли только мечтать первопроходцы».
Зонтик над полюсом
В сентябре Минобороны также призналось, что разместило на архипелаге Новая Земля зенитную ракетную систему С-400 «Триумф». В помощь ей — две новейшие радиолокационные станции (РЛС) типа «Воронеж», развернутые в Мурманске и Воркуте. Эти РЛС входят в глобальную систему раннего предупреждения о ракетном нападении. «Смотрят» на расстоянии 6 тыс. км от наших границ. На севере — это через полюс прямо в Канаду и США. И хотя «Воронеж» создавался как средство «подсветки» целей для наших противоракет системы ПРО, по словам создателей, может работать и как средство целеуказания для систем ПВО, тех же «Триумфов» — кстати, первого в мире комплекса, способного сбить не только самолет, вертолет, беспилотник, крылатую, но и баллистическую ракету. Точнее ее атакующий, летящий на гиперзвуке, ядерный боевой блок.
А поможет им это сделать еще одна станция, развертывание которой состоялось буквально в этом месяце, — «Резонанс-Н». Технические возможности этого радара позволяют обнаруживать и выдавать целеуказания по аэродинамическим воздушным целям на дальности до 600 км, по баллистическим целям — до 1200 км. В ноябре в Арктике на архипелаге Новая Земля должен был заступить на боевое дежурство третий по счету такой комплекс. В Минобороны отмечают, что он может в условиях электронного противодействия и естественных помех обнаруживать баллистические объекты любой сложности, а также крылатые ракеты, гиперзвуковые цели и летательные аппараты, созданные по технологии «стелс».
«Вишенкой на торте» стало сообщение о том, что Воздушно-космические силы освоили применение в Арктическом регионе новейших ударных комплексов «Кинжал». Высотный перехватчик МиГ-31К впервые провел испытательный пуск этой ракеты в окрестностях Воркуты, тем самым показав, что у нас есть не только наземные, морские, но и воздушные ударные средства сдерживания. Взлетал наш самолет из Оленегорска под Мурманском. При скорости почти 2,5 тыс. км в час достичь Республики Коми для него не составляет большого труда. Однако, как говорят в Минобороны, «МиГи» могут базироваться и на архипелагах Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, мысе Шмидта, и на островах — Врангеля и Котельный. Так что и в плане «воздушного мониторинга» мы выстроили весьма эффективную и очень мощную систему в регионе.
Возможно, в вопросе парирования угроз, защиты своей территории техника решает практически все. Но нужны и мотивированные кадры. Их уже готовят на базе Дальневосточного высшего военно-командного училища. На днях глава военного ведомства сообщил, что этим займется и Северный Арктический федеральный университет в Архангельске. Все это подтверждает, что Россия в отличие от советских вахтовиков, не только будет контролировать свою территорию, но и установит постоянные правила игры в регионе.
Дмитрий Литовкин, ТАСС
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Военное дело
Telegraph (Великобритания): Россия разместит в Арктике свои лучшие системы ПВО
Россия развернет в Арктике новейшие зенитные ракеты для защиты от угроз, в том числе американских ядерных бомбардировщиков. К концу 2020 года на арктическом побережье и островах будут размещены ракеты С-400, способные поражать цели — самолеты и крылатые ракеты — на дальности до 400 километров, цитирует газета «Известия» источники в Министерстве обороны.
Для зенитных ракетных соединений, размещенных вдоль Северного морского пути, создается новая инфраструктура в рамках наращивания Россией военного присутствия в масштабах, невиданных в регионе со времен холодной войны.
Министерство обороны, которое пока не ответило на просьбы прокомментировать эти сообщения, заявило в декабре, что в числе тех, кто получит С-400, будут силы ПВО в Арктике.
Контекст
Los Angeles Times: российские амбиции в Арктике растут
CNN: «Северный клевер» — форпост России в Арктике
Bloomberg: Россия укрепляет позиции на мировом энергетическом рынке
Он заявил, что Россия в этом году запустит три атомных ледокола и предложит налоговые льготы для привлечения инвесторов на север.
Во вторник чиновники заявили, что на арктическом побережье в поселке Сабетта, где построен терминал сжиженного газа, будет создан крупный морской порт, к которому будет протянута железнодорожная ветка.
Военные укрепляют свой северный оборонительный рубеж, создают новую арктическую бригаду и восстанавливают базы, построенные в советские времена на полярных островах, таких как Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.
Ранее в этом месяце Минобороны организовало поездку тележурналистов на базу «Северный клевер» на острове Котельный, где размещены до 250 военнослужащих, а также зенитные ракетно-пушечные системы «Панцирь» с ракетами средней дальности класса «земля-воздух».
После прошлогодних военных учений «Единый трезубец» (Trident Juncture) в Норвегии с участием войск Великобритании другие страны НАТО продолжали проводить учения в Арктике «с прицелом» на Россию, последние из которых состоялись в марте в Канаде. Министр обороны Гэвин Уильямсон (Gavin Williamson) объявил в феврале, что Великобритания направит войска для обучения в Норвегии и что британские противолодочные самолеты будут совершать полеты над Арктикой.
Во время прошедшего на прошлой неделе Арктического форума российские истребители МиГ-31 отрабатывали перехват бомбардировщиков, имитировавших атаку на остров Врангеля в Чукотском море.
Сейчас на севере осуществляется развертывание комплексов С-400. «В случае масштабного конфликта американские военные собирались нанести удар» по промышленным районам Центральной России со стороны Арктики, сказал в интервью «Известиям» бывший заместитель главнокомандующего ВВС по вопросам объединенной системы ПВО СНГ генерал-лейтенант запаса Айтеч Бижев.
Он привел в пример секретную операцию «Гигантское копье» (Giant Lance) времен холодной войны, когда в 1969 году Ричард Никсон направил стратегические бомбардировщики в полет над Северным Ледовитым океаном, пытаясь заставить СССР и Северный Вьетнам сесть за стол переговоров. Этот шаг был частью «теории безумца», целью которой было убедить Москву в том, что Никсон достаточно неадекватен, чтобы приказать нанести ядерный удар, если она отвергнет требования США.
«Советские самолеты и средства ПВО способны были их встретить на расстоянии в 1000 километров от побережья, — сказал Бижев. — Сейчас наша страна возвращается к аналогичной оборонной концепции». «Известия» также сообщали, что Россия отмечает увеличивающуюся «интенсивность разведывательных полетов самолетов и беспилотников стран НАТО» в Арктике, в том числе «американских беспилотных летательных аппаратов стратегической разведки», испытывавших ее северную оборону.
Издание также отметило, что в прошлом году по Северному морскому пути без предупреждения прошел корабль тылового обеспечения ВМС Франции.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Арктический «Бастион»: Как защищены российские интересы в Арктике
Сверхзвуковые крылатые ракеты «Оникс», ракетный комплекс «Кинжал», в перспективе — гиперзвуковые «Цирконы», зенитные ракетные системы Тор-М2ДТ и С-400, боевые патрульные ледоколы и самые современные станции предупреждения о ракетном нападении — это вооружение группировки российских войск в Арктике, которая, как отчиталось Минобороны, за последний месяц была еще более усилена.
Тем самым был полностью замкнут контроль над Северным морским путем — стратегическим для страны транспортным маршрутом, протянувшимся вдоль берегов Чукотки, полуострова Таймыр, архипелага Новая Земля и Кольского полуострова.
Холодный расчет
Уже в ближайшее время эта транспортная артерия станет основным маршрутом сообщения между Европой и Азией. От японской Йокогамы до голландского Роттердама плавание по ней составляет всего 7,3 тыс. морских миль против 11,2 тыс., если бы суда шли мимо берегов Юго-Восточной Азии, через Индийский океан, Красное море, Суэцкий канал, Средиземное и Северное моря. Северный маршрут экономит 13 дней пути.
Неудивительно, что только в 2018 году объем перевозок по нему вырос в два раза, составив 20,2 млн тонн. По прогнозу правительства, в 2019-м грузооборот составит уже 26 млн тонн и будет только расти. В следующем году ждут 44, а в 2024-м — уже 80 млн тонн грузов. Кроме того, северное побережье России и ее территориальные воды — самые обширные мировые источники углеводородов и других полезных ископаемых. Запасы нефти и газа, имеющиеся здесь, оцениваются экспертами более чем в 30% от общемировых.
Два этих фактора не первый год будоражат умы мирового сообщества. Кто владеет Севморпутем, тот фактически владеет Арктикой и ее природными ресурсами. Так, экс‑командующий Береговой охраной США адмирал Пол Цукунфт неоднократно заявлял, что подобные маршруты должны быть «международными». «Северный морской путь должен быть открыт как международный водный коридор для, если угодно, транзитного прохода, по мере того как этот участок освобождается ото льда», — утверждал американец.
Не менее категоричен и экс-министр ВМС США Ричард Спенсер, заявивший о необходимости расширения присутствия американского флота в Арктике. Причем с «более заметными» средствами, которые имели бы потенциал сдерживания России. Например, такими, как наводные и подводные корабли с крылатыми ракетами большой дальности BGM-109 Tomahawk. Их появление в регионе позволило бы взять в прицел позиции российских стратегических ракет в Сибири. Речь идет о возможности парирования угрозы со стороны самой современной из них — «Сармата». Достать его из Польши и Румынии или с акватории Тихого океана американские противоракеты неспособны.
Шесть баз по пути
На Арктику претендуют Дания, Канада, Норвегия, Исландия, Швеция, Финляндия и даже Китай. У каждой из стран свои резоны войти в регион. Согласно Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, приарктические государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им исключительных экономических зон (до 200 миль шириной) и континентального шельфа (до 350 миль шириной), хотя эти районы Арктики и не входят в состав их государственных территорий.
Однако, как говорится, пока одни требуют преференций, другие закрепляют свое присутствие. В настоящее время на севере России развернуто шесть военных баз: на островах Котельный (Новосибирские острова), Земля Александры (входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), а также в поселке Рогачево (Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля (входят в Чукотский автономный округ). Кроме них здесь есть более десятка военных аэродромом, позиции зенитных ракетных систем и военные порты. Вся эта инфраструктура работает круглогодично. Этот момент — ключевой для Арктики.
Обращает на себя внимание и масштаб работ по обустройству военной инфраструктуры. «Арктический трилистник» и «Северный клевер» — это автономные жилые городки, которые стали не просто символом освоения региона, но и своеобразным стандартом качества жизни. Первый расположен на острове Земля Александры, второй — на Котельном. Каждый комплекс рассчитан на непрерывное проживание до 150 военнослужащих в течение 18 месяцев. В их распоряжении есть комфортабельные жилые кубрики, спортивный зал, учебные классы, столовая.
Форпост ледовой блокады
Если посмотреть на карту, то сразу понимаешь, что базы на Земле Франца-Иосифа и Котельном — это часовые на «входе и выходе» из территориальных вод России в Арктике. В их арсенале сегодня самое современное вооружение и техника. Например, батарея комплекса «Бастион» — это 12 пусковых установок на базе тягача МЗКТ-7930, в кузове которого спрятаны два транспортно-пусковых контейнера со сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами «Оникс». На каждой стоит 290-килограммовая боевая часть. Ее разработкой занимался ядерный центр в Сарове. И хотя это обычный фугас, достаточно всего двух-трех ракет, чтобы потопить корабль класса фрегат. Пять «Ониксов» — авианосец.
Оставаясь в глубине побережья, комплекс недосягаем для палубной авиации. Разворачивается за пять минут и мгновенно готов к применению. После развертывания «Бастион» может оставаться в полной боевой готовности в течение трех-пяти суток в зависимости от имеющихся запасов топлива.
К цели ракета выходит на скорости, делающей ее практически неразличимой для современных радаров. Кроме того, совершает интенсивные маневры, из-за чего ее приближение можно заметить буквально уже под бортом корабля, когда что-либо делать бессмысленно. Особенность «Ониксов» состоит и в том, что большую часть полета к цели они пройдут над самой поверхностью моря на высоте не более нескольких метров. Будут активно маневрировать, меняя направление полета, запутывая радиолокационные станции противника.
В сентябре этого года Минобороны впервые показало, как это выглядит. Стрельбы прошли на Чукотке. Ракетный комплекс «Бастион», находящийся в 200 км от побережья, успешно поразил ракетой «Оникс» мишень, имитирующую надводный корабль. Собеседник агентства тогда уточнил, что «пораженная цель находилась на трассе Северного морского пути».
«Переобуют» по ходу
Еще одна новинка арктической армады — патрульный ледокол проекта 23550 «Иван Папанин». Это первый корабль такого класса в России. Он может работать во льдах толщиной более полутора метров, с одинаковой легкостью охранять арктические воды, вести конвоирование и буксировку судов‑нарушителей, сопровождать суда обеспечения, участвовать в спасательных операциях и перевозить грузы.
На корабле стоит автоматическая артиллерийская установка АК‑176МА с современной цифровой системой управления. В артиллерийском погребе под пушкой размещен боезапас из 152 76‑миллиметровых снарядов. Автоматика орудия и средства подачи боеприпасов позволяют вести огонь с темпом до 125 выстрелов в минуту на дальность до 16 км.
Николай Васильев, главный конструктор ракеты Х-35 корпорации «Тактическое ракетное вооружение», рассказал, что в Военно-морском флоте принята новая концепция «открытой кормы». Согласно ей, создаются не узкоспециализированные для решения конкретных задач боевые единицы, а платформы. На них есть навигационное оборудование для выполнения задач судоходства. А в кормовой части — свободный отсек, где можно разместить несколько легкосъемных боевых модулей. При таком подходе можно создавать корабли-носители, не привязывая их к решению конкретной боевой задачи, и устанавливать боевой модуль в зависимости от обстановки. Даже прямо в море, во время несения боевой службы.
Согласно этой концепции, в кормовой части корабля размещается два 20‑фунтовых морских контейнера, в которых могут находиться либо двухтрубные пусковые установки крылатых ракет «Калибр», либо четырехтрубные комплексы «Уран» с ракетой Х‑35 или два «Оникса». При таком подходе можно создавать корабли‑носители, не привязывая их к решению конкретной боевой задачи, и устанавливать боевой модуль в зависимости от обстановки. В настоящее время в контейнерах могут располагаться кроме ракет и различные глубоководные роботизированные и водолазные комплексы. Так что «Иван Папанин» может решать задачи не только «над водой», но и «под ней».
В конце ноября второй корабль такого класса — «Николай Зубов» — на питерском заводе «Адмиралтейские верфи» заложил Владимир Путин. Отметив, что «о такой технике, таких кораблях могли только мечтать первопроходцы».
Зонтик над полюсом
В сентябре Минобороны также призналось, что разместило на архипелаге Новая Земля зенитную ракетную систему С-400 «Триумф». В помощь ей — две новейшие радиолокационные станции (РЛС) типа «Воронеж», развернутые в Мурманске и Воркуте. Эти РЛС входят в глобальную систему раннего предупреждения о ракетном нападении. «Смотрят» на расстоянии 6 тыс. км от наших границ. На севере — это через полюс прямо в Канаду и США. И хотя «Воронеж» создавался как средство «подсветки» целей для наших противоракет системы ПРО, по словам создателей, может работать и как средство целеуказания для систем ПВО, тех же «Триумфов» — кстати, первого в мире комплекса, способного сбить не только самолет, вертолет, беспилотник, крылатую, но и баллистическую ракету. Точнее ее атакующий, летящий на гиперзвуке, ядерный боевой блок.
А поможет им это сделать еще одна станция, развертывание которой состоялось буквально в этом месяце, — «Резонанс-Н». Технические возможности этого радара позволяют обнаруживать и выдавать целеуказания по аэродинамическим воздушным целям на дальности до 600 км, по баллистическим целям — до 1200 км. В ноябре в Арктике на архипелаге Новая Земля должен был заступить на боевое дежурство третий по счету такой комплекс. В Минобороны отмечают, что он может в условиях электронного противодействия и естественных помех обнаруживать баллистические объекты любой сложности, а также крылатые ракеты, гиперзвуковые цели и летательные аппараты, созданные по технологии «стелс».
«Вишенкой на торте» стало сообщение о том, что Воздушно-космические силы освоили применение в Арктическом регионе новейших ударных комплексов «Кинжал». Высотный перехватчик МиГ-31К впервые провел испытательный пуск этой ракеты в окрестностях Воркуты, тем самым показав, что у нас есть не только наземные, морские, но и воздушные ударные средства сдерживания. Взлетал наш самолет из Оленегорска под Мурманском. При скорости почти 2,5 тыс. км в час достичь Республики Коми для него не составляет большого труда. Однако, как говорят в Минобороны, «МиГи» могут базироваться и на архипелагах Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, мысе Шмидта, и на островах — Врангеля и Котельный. Так что и в плане «воздушного мониторинга» мы выстроили весьма эффективную и очень мощную систему в регионе.
Возможно, в вопросе парирования угроз, защиты своей территории техника решает практически все. Но нужны и мотивированные кадры. Их уже готовят на базе Дальневосточного высшего военно-командного училища. На днях глава военного ведомства сообщил, что этим займется и Северный Арктический федеральный университет в Архангельске. Все это подтверждает, что Россия в отличие от советских вахтовиков, не только будет контролировать свою территорию, но и установит постоянные правила игры в регионе.
Дмитрий Литовкин, ТАСС
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки
«Укрепляется противовоздушный щит в Арктике»: Россия развернула системы С-400 на Новой Земле
Вооружённые силы РФ разместили на Новой Земле ЗРК С-400 «Триумф». Об это сообщил начальник пресс-службы Северного флота (СФ) ВМФ России, капитан 1 ранга Вадим Серга.
«Зенитный ракетный полк противовоздушной обороны Северного флота, дислоцированный на острове Южный архипелага Новая Земля, полностью перевооружён на новые комплексы ПВО С-400», — передаёт его слова РИА Новости.
Переход на новые системы значительно увеличит зону контроля воздушного пространства в Арктике, отметил Серга. По его словам, личный состав полка уже прошёл переобучение под новые системы и подготовлен к несению боевого дежурства. Ранее он был оснащён комплексами С-300.
В пресс-службе также добавили, что С-400 успешно эксплуатируются в условиях Крайнего Севера и Арктики, в частности системы состоят на вооружении сил Северного флота в Кольском Заполярье.
Защита интересов в Арктике
Россия приняла решение обновить парк ПВО на Крайнем Севере по ряду причин, рассказал RT военный обозреватель «Независимой газеты» Владимир Мухин. В частности, страна разворачивает экономическую деятельность в Арктике, а для успешной реализации проектов в регионе необходимо обеспечить их военную защиту, считает эксперт.
В России активно работают над развитием «северных территорий». В начале сентября министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что в правительстве обсуждают налоговые льготы для привлечения в Арктику потенциальных инвесторов.
«Мы видим огромный потенциал, особенно касающийся севера Красноярского края, Таймырского региона, здесь мы можем говорить о таких цифрах, как добыча от 50 до 80 млн тонн (нефти. — RT), загрузка Северного морского пути, конечно, также привлечение новых технологий в этот регион», — заявил Новак.
Оборона Севморпути также является одной из причин размещения С-400 в Арктике, считает Мухин.
«Начал активно функционировать Северный морской путь. Это торговый путь, по которому проходят не только российские суда, но и корабли из других стран. И это тоже является моментом, связанным с обеспечением безопасности. Поэтому С-400 — это вполне оправданный шаг», — добавляет эксперт.
Напомним, Северный морской путь — кратчайший морской маршрут между Европейской частью России и дальневосточным регионом. Во время выступления на пленарном заседании V Международного арктического форума президент России Владимир Путин заявил о необходимости сделать его «безопасным и выгодным для грузоотправителей», поскольку к 2025 году объём грузоперевозок по этому маршруту планируется довести до 80 млн т.
Поставка новых систем в регион обоснована и в военном отношении, так как сегодня Арктика является «полем соперничества великих держав», рассказал в беседе с RT военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. По его словам, в последнее время в регионе заметна военная активность Великобритании и США, в частности, в акватории Северного ледовитого океана на постоянной основе развёрнуты американские и британские многоцелевые подводные лодки с ракетами «Томагавк».
«Арктика — тот коридор, через который в случае военного конфликта по нам могут наноситься удары различным оружием. В этой связи в рамках создания единой системы воздушно-космической обороны укрепляется наш противовоздушный щит в Арктике. Важной особенностью С-400 является возможность поражения носителей высокоточного оружия, прежде всего самолётов стратегической и тактической авиации, а также самолётов-постановщиков помех», — говорит эксперт.
По его мнению, с включением в состав Северного флота ЗРК среднего радиуса действия «Бук-М3», которые скоро поступят туда, Россия сможет прикрыть «не только СФ и наши базы в Арктике, но и в целом арктический сектор России от возможных атак с воздуха».
Отношение к С-400 в мире
Ранее помощник начальника штаба Военно-воздушных сил Великобритании Джулиан Болл назвал российские ЗРК в ряду «угроз», на которые Великобритании нужно подготовить ответ. Новое вооружение России, такое как С-400, береговой ракетный комплекс «Бастион-П» и оперативно-тактический — «Искандер» ставит под сомнение способность Великобритании оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию, передаёт слова чиновника Janes 360.
Добавим, что, по мнению западных аналитиков, все перечисленные системы вооружений играют важную роль в новой концепции ВС России, называемой на Западе A2/AD (стратегия ограничения и воспрещения доступа и манёвра). Её суть заключается в блокировании проникновения противника на определённую территорию.
Стоит отметить, что С-400 успешно экспортируется за рубеж. 15 сентября завершился второй этап поставок комплексов в Турцию по контракту, подписанному в 2017 году. Системы планируется развернуть на территории страны к апрелю 2020 года. В начале сентября в правительстве России также озвучили сроки поставки С-400 в Индию. По словам вице-премьера России Юрия Борисова, они попадут в республику в течение 18—19 месяцев.
Первым покупателем российских систем стал Китай. Контракт на покупку комплексов был подписан в 2014 году, поставка КНР первого полка зенитно-ракетных комплексов завершилась весной 2018 года. Кроме того, С-400 стоят на вооружении Белоруссии.