15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЗИЛ-164, описание и технические характеристики автомобиля, двигатель и грузоподъемность самосвала, КПП, рулевой механизм и тормоза, модификации и модели

ЗИЛ-164 – самый известный советский грузовик 1960-х годов

В конце 1950-х годов в Советском Союзе началась эпоха масштабного строительства недорогого жилья, которое получило название «хрущёвки». В это же время на стройках начали появляться новые автомобили ЗИЛ-164. Именно с этими грузовиками у старшего поколения связаны тёплые воспоминания о комсомольской молодости и радости от получения новых квартир.

В первой половине 60-х годов самосвалы ЗИЛ-164 появились в огромном количестве. Они везли бетон и прочие материалы для строительства. Бортовые модели использовались и для перевозки рабочих.

Отличия ЗИЛ-164 от ЗИС-150

Новый грузовик создавался на заводе имени Лихачёва в качестве приемника ЗИС-150, который на то время считался достаточно устаревшим. Хотя последние модификации ЗИС-150 практически не отличались от первых ЗИЛ-164, партия требовала не очередной модернизации, а создания абсолютно новой модели, поэтому в 1957 году на базе ЗИС конструкторы создали новый автомобиль.

Его внешность сразу наводила мысли о том, что это модернизированный ЗИС, но некоторые отличия в конструкции моделей всё же имелись:

  • Рама автомобиля стала мощнее;
  • Двигатель тоже был более мощным;
  • Установили карбюратор новой модели;
  • Появились телескопические амортизаторы;
  • Появилась системе обдува ветровых стёкол;
  • Отопитель новой конструкции.

Кроме того, в конструкцию автомобиля было внесено ещё множество различных мелких изменений, которые незаметны с первого взгляда. Например, новый радиатор, более высокие крылья и т.п.

Новый ЗИЛ можно считать преемником не только ЗИС-150, а даже легендарной трёхтонки ЗИС-5. Несмотря на все доработки и модернизации, новый ЗИЛ имел много общего со своим прошедшим через Великую Отечественную войну предком. Война перечеркнула многие планы заводчан, поэтому ЗИС-150 появился только после Великой Победы.

Машина стала выпускаться серийно с 1957 года, и выпускалась до 1964 года. В 1961 году произошла серьёзная модернизация автомобиля, так как на заводе готовились к выпуску совершенно нового грузовика ЗИЛ-130. С 1961 года завод выпускал модель ЗИЛ-164А, который получил часть узлов от новой, более совершенной модели. Последняя модификация получила новое однодисковое сцепление, карданы, тормозной кран. Кроме того, КПП ЗИЛ-164А тоже была взята от модели с индексом 130.

В некоторых источниках указывается, что первые модификации ЗИЛ-164 назывались ЗИС, но это неправда. Завод переименовали в 1956 году, первые автомобили сошли с конвейера только через год после этого, а вот ЗИС-150 действительно назывался ЗИЛ. Последние модели, которые выпускались в 1956 году, имели надпись «ЗИЛ».

Многообразие модельного ряда ЗИЛ-164

За годы выпуска ЗИЛ-164 было создано множество модификаций этого грузовика. Большинство из них использовалось на стройках и в сельском хозяйстве. Вот основные модели этого популярного в 1960-х годах автомобиля:

  • Базовые модели ЗИЛ-164 представляют собой бортовой грузовик. Имеют деревянный кузов с тремя откидными бортами;
  • ЗИЛ-164Р– это усовершенствованная модель, которая имеет более мощный двигатель, развивающий до 109 л.с. Кроме двигателей, они отличались карбюраторами модели МКЗ-К-84. Эти модификации специально предназначались для работы в качестве тягачей, которые могли буксировать прицепы массой до 4,5 тонн. Если грузовик базовой модификации не рекомендовалось постоянно эксплуатировать с прицепом, то эта модель предназначалась именно для этого;
  • ЗИЛ-164Д – специальные модификации бортовых автомобилей, оснащённые экранированным электрооборудованием;
  • ЗИЛ-164Г – шасси, на которое устанавливалось специальное оборудование и грузовые платформы различного типа, предназначенные для специфических нужд;
  • ЗИЛ-ММЗ-164Н представляет собой настоящий седельный тягач. Тоже оснащён новым карбюратором и форсированным мотором;
  • ЗИЛ-ММЗ-585И – строительный самосвал;
  • ЗИЛ-ММЗ-5875К – сельскохозяйственный самосвал.

С 1961 годы все эти модификации получили букву «А» после номера модели, например, ЗИЛ-164АР. Самосвалы, которые выпускались с 1961 года, обозначались индексами 585Л и 585М.

Кроме того, завод имени Лихачёва пошёл на интересный эксперимент и начал выпускать грузовики, предназначенные для эксплуатации на сжиженном газе. Это были модификации ЗИЛ-156А, ЗИЛ-166 и ЗИЛ-166А. Технические характеристики данного автомобиля позволяли эксплуатировать его не только на газу, но и на бензине. Так как производство бензина в 60-х годах было избыточным, а сам он стоил копейки, то газовые модификации встречались крайне редко.

Колымская модификация ЗИЛ-164 по прозвищу «Протез»

Ещё одной интересной модификацией ЗИЛ-164 была так называемая «колымская» модификация. Это был стандартный ЗИЛ, который переделывали на местном заводе. В процессе переделки грузовик получил третью ось, что позволило увеличить его грузоподъёмность и проходимость. Интересно то, что эта модернизация была придумана обычным водителем по фамилии Чумак, который самостоятельно установил на свой ЗИС-150 третью, не ведущую ось.

Увидев, что это позволило увеличить грузоподъёмность до 6 тонн, новые грузовики ЗИЛ-164 стали переделывать подобным образом уже на местном заводе. Новая модификация обладала не только лучшей проходимостью и грузоподъёмностью, но и повышенным ресурсом между капитальными ремонтами. В настоящее время один из таких, чудом сохранившихся грузовиков, установлен на постаменте в Магадане. Он стоит там с 1980 года.

Экспортные модели ЗИЛ-164

На заводе имени Лихачёва выпускали специальные экспортные варианты ЗИЛ-164. Это следующие модели:

  • ЗИЛ-164Н, который предназначался для эксплуатации в умеренном климате;
  • Для засушливых районов выпускали модификацию ЗИЛ-164С;
  • ЗИЛ-164Э предназначался для эксплуатации во влажном и жарком климате.

Все экспортные варианты собирались из отборных деталей, ведь советская техника должна была нести в дружественные страны уверенность, что лучше советской техники в мире не существует. Машина отличалась не только более мощными двигателями, их грузоподъёмность была увеличена на 1,5 тонны.

ЗИЛ-164, которые эксплуатировали в ГДР, имели кузова местного производства. Пожарные части ГДР имели целые автопарки специальных пожарных машин, изготовленных на базе ЗИЛ-164.

В истории завода имени Лихачёва зафиксировано несколько оригинальных моделей, которые были выполнены на базе 164 модели. Это кассетный цементовоз оригинальной конструкции и автоцистерна для перевозки сжиженного газа.

Грузоподъёмность стандартных модификаций ЗИЛ-164 составляла 4 тонны, хотя в случае установки усиленных шин, она могла быть повышена на 500 кг. Самосвалы имели такую же грузоподъёмность. По грунтовым дорогам грузоподъёмность автомобиля снижалась до 3,5 тонн.

Двигатель и трансмиссия грузовика

Стандартный двигатель ЗИЛ-164 имеет рабочий объём в 5,5 литров. Данный двигатель разрабатывался специально для этой модели, поэтому он называется так же, как и грузовик. Мотор был рассчитан на использование топлива марки А-66. Особенность этого двигателя заключается в использовании алюминия. Из него сделана головка блока цилиндров. Вокруг цилиндров в блоке имелась водяная рубашка. Поршни тоже были изготовлены из специального сплава алюминия.

Бензобак грузовика был рассчитан на 150 литров топлива. Реальный расход бензина был около 30 литров, поэтому пробег на одной заправке мог достигать 500 км.

Что касается трансмиссии ЗИЛ-164, то сцепление на машине было сухого типа, двухдисковое. В 1961 году была проведена модернизация, в результате которой сцепление было заменено на однодисковое, которое было предназначено для установки на новый грузовик ЗИЛ-130. Новое сцепление имело механический привод выключения и специальные пружины, которые были расположены периферийно.

На модели ЗИЛ-164, которые выпускались до 1961 года, устанавливалась пятиступенчатая коробка передач. Эта коробка устанавливалась ещё на старый ЗИС-150В. При этом пятая передача была ускоренной. На модели ЗИЛ-164А устанавливали новые коробки передач. Именно такие устанавливались на ЗИЛ-130, который ещё дорабатывался и серийно не выпускался. Новая коробка отличалась надёжностью.

Рама, подвеска и ходовая часть ЗИЛ-164

Рама для грузовика собиралась из двух лонжеронов, которые штамповались из стали. Они соединялись между собой мощными поперечными балками с помощью заклёпок. Передний бампер автомобиля закреплялся прямо на раме автомобиля. Там же закреплялись и буксирные круги. В задней части рамы имелось специальное буксирное устройство, предназначенное для буксировки прицепов и других автомобилей. Рама ЗИЛ-164А получила специальные кронштейны на раме, предназначенные для амортизаторов телескопического типа.

Передняя ось оснащалась односкатными колёсами, а на задней оси устанавливались колёса типа «спарка».

Рулевой механизм и тормоза грузовика

Рулевой механизм ЗИЛ-164 состоит из пары червяков или специальных роликов. Тормозная система состоит из стандартного ножного тормоза с пневматическим приводом и ручника. По сравнению с ЗИС-150, тормоза новой модели значительно эффективней, при этом водителю не нужно сильно жать на педаль тормоза. Для седельного тягача тормозная система имеет специальный раздаточный кран, предназначенный для подсоединения тормозной системы прицепа.

Читать еще:  Детское пневматическое оружие

Грузовые автомобили ЗИЛ-164 не стали такими известными, как ЗИЛ-130. На дорогах СНГ встретить их сейчас практически невозможно. Иногда на автобарахолках появляются единичные объявления о продаже ЗИЛ-164. Как правило, эти экземпляры представляют собой сборный конструктор, имеющий моторы от других грузовиков.

За время своего существования автомобили ЗИЛ-164 трудились во всех уголках Советского Союза. Именно поэтому грузовик достоин того, чтобы память о нём сохранилась в истории российского автомобилестроения.

Универсальный грузовик ЗиЛ-164

В памяти людей остаются далеко не все модели автомобилей. Иногда в забвение погружаются откровенно неудачные машины, но порой эта участь постигает и куда более успешные модели. Характерным примером является судьба ЗиЛ 164. В 60-е годы прошлого века этот автомобиль был одним из самых распространенных грузовиков в СССР, в 70-е он всё ещё довольно часто встречался на дорогах, но уже в середине 80-х про ЗиЛ-164 почти полностью забыли. Возможно, всё дело в том, что для попадания в категорию «ретро» эти машины оказались недостаточно старыми, а для практического применения они уже не подходили из-за сильнейшего износа. Между тем, ЗиЛ-164 сыграл огромную роль в развитии советской экономики во времена её стремительного роста и уже по одной этой причине вполне заслуживает почётного места в истории автомобилестроения. К сожалению, хотя в Интернете есть целый форум, посвященный этой машине, вспоминают о ней сегодня немногие.

История создания

Грузовой автомобиль ЗиЛ-164 является своего рода «переходной моделью». Теоретически он мог быть создан еще в 40-е годы прошлого века, но, с другой стороны, имелись некоторые шансы и на то, что такая машина вообще никогда не появится на дорогах Советского Союза.

Непосредственным предшественником и прототипом этого грузовика был ЗиС-150, проектирование которого началось еще до Великой Отечественной войны, в конце 30-х. Сначала предполагалось, что эта машина будет именоваться ЗиС 15 и заменит постепенно устаревающий ЗиС-5. В 1938-м году были изготовлены несколько опытных экземпляров нового автомобиля, но программа испытаний осталась незавершенной.

Во время войны советские инженеры получили возможность ознакомиться с различными образцами иностранных грузовых машин, поставлявшихся в СССР по программе ленд-лиза. Это в значительной мере повлияло если не на конструкцию, то на внешний вид ЗиС-150, который в итоге стал похож на International Harvester K-7 производства США.

Наладить серийный выпуск ЗиС-150 удалось лишь в 1948-м, причем машины поначалу комплектовались деревометаллическими кабинами (так же, как и горьковские грузовики ГАЗ-51). Производился этот грузовик вплоть до 1957 года, пройдя целый ряд модернизаций, в результате которых его характеристики постепенно повышались.

Предполагалось, что ЗиС-150 будет заменен на конвейере новой перспективной моделью, разработка которой началась еще в 1953-м году. Поскольку в рамках борьбы против «культа личности» завод имени Сталина, начиная с 1956-го года, стал заводом имени Лихачева, эта машина впоследствии получила широкую известность под названием ЗиЛ 130. Создание этого нового грузовика шло не так быстро, как этого хотелось бы самим конструкторам, что и привело к появлению ЗиЛ-164.

Фактически эта машина представляла собой улучшенный вариант автомобиля ЗиС-150. Внешние отличия были минимальными, однако конструкция подверглась довольно существенной доработке. Перечень основных изменений выглядит следующим образом:

  1. Значительно усилена несущая рама. Увеличена прочность обоих лонжеронов, а также трёх поперечин;
  2. Использованы рессоры, собранные из четырнадцати слоев листовой стали;
  3. Установлен задний мост новой конструкции;
  4. Изменена приборная панель – как по компоновке, так и по составу оборудования.

Серийное производство таких машин началось в 1957-м году, причем наряду с базовой моделью выпускалось одновременно несколько различных модификаций:

  1. ЗиЛ-164Д. От исходного варианта отличался специальной экранировкой, предотвращавшей создание помех во время включения и работы электрических устройств (зажигания, осветительных приборов);
  2. ЗиЛ-164Р. Машина, использовавшаяся для перевозки грузов в прицепах и полуприцепах. Кузов – обычной конструкции, деревянный, все три борта откидываются;
  3. ЗиЛ-ММЗ-164Н. Седельный тягач, доработка которого осуществлялась в Мытищах, на местном машиностроительном заводе.

Кроме того, производился особый вариант, ЗиЛ-164Г. Он представлял собой шасси, которое можно было использовать для создания самосвалов. Одна из таких машин, известная как ЗиЛ-ММЗ-585К, активно применялась в сельском хозяйстве, в то время как при строительстве использовался ЗиЛ-ММЗ-585И. Механизмы опрокидывания и стальные кузова для самосвалов делались на заводе в городе Мытищи.

В 1961-м году началось серийное производство еще более «переходного» варианта ЗиЛ 164А. От исходного грузовика он отличался не только чуть более мощным двигателем, но и «заимствованием» целого ряда узлов и агрегатов, разработанных для перспективного ЗиЛ-130. В частности, эти машины получили новые МКПП, была улучшена передняя подвеска.

Субмодификации, созданные с использованием ЗиЛ-164А, обозначались таким образом:

  1. ЗиЛ-164АР. Машина, использовавшаяся для транспортировки прицепов и полуприцепов. Отличительная особенность этого варианта – мотор с увеличенной до 109 лошадиных сил мощностью;
  2. ЗиЛ-164АД. Полный аналог «экранированного» ЗиЛа-164Д;
  3. ЗиЛ-ММЗ-164АН. Седельный тягач, оснащенный мотором в 109 л.с.

Обновленное «самосвальное шасси» получило обозначение ЗиЛ-164АГ. На его основе делались машины ЗиЛ-ММЗ-585Л (вариант для строителей) и ЗиЛ-ММЗ-585М (самосвал для сельского хозяйства).

Кроме того, существовали «газифицированные» версии грузовика. Первая из них называлась ЗиЛ-156А. Она производилась серийно в течение четырех лет, начиная с 1957-го, после чего её заменили на ЗиЛ-166. Также была изготовлена опытная партия автомобилей ЗиЛ-166А, рассчитанных на использование сжиженного газа.

После того, как работы по доводке ЗиЛ-130 завершились, серийное производство всех вариантов ЗиЛ-164 остановилось. Произошло это в 1965-м году.

Особенности конструкции

ЗиЛ-164 представляет собой заднеприводный грузовик «капотной» компоновки с двумя парами колес и передней поворотной осью. Двигатель — карбюраторный. Основным несущим элементом является прочная стальная рама, собранная из двух продольных лонжеронов соединяющих их поперечных элементов. Передний бампер прикреплялся к лонжеронам при помощи болтов. Буксирное приспособление размещено на последнем из поперечных элементов. Сечение лонжеронов – переменное.

Кабина и кузов

В отличие от ЗиС-150, бортовой грузовик ЗиЛ-164 с самого начала выпускался с кабиной, целиком сделанной из металла. Она полностью закрыта, причем в конструкцию крыши и передней стенки включен слой теплоизоляции. В кабине можно перевозить одновременно до трех человек.

Наиболее комфортабельным является водительское сиденье. Его можно передвигать вперед и назад, а также фиксировать в одном из трех положений. Положение спинки водительского сиденья можно изменять при помощи раскладывающегося вспомогательного бруска.

Пассажирское кресло имеет аналогичный механизм горизонтальной регулировки, а вот спинка у него находится всегда в одном и том же положении.

Естественная вентиляция кабины обеспечивается люком, расположенным в крыше, опускающимися боковыми стеклами, а также левой половиной ветрового стекла, которая сделана открывающейся. В задней стенке кабины имеется небольшое окошко, перекрытое решеткой.

В холодное время года для поддержания постоянной температуры используется отопитель, соединенный с системой охлаждения двигателя. Летом он отключается при помощи крана, перекрывающего поступление горячей воды.

Кузов автомобиля ЗиЛ-164 представляет собой деревянную грузовую платформу с тремя откидывающимися бортами. Для усиления конструкции используются продольные брусья с окантовкой из металла. Устанавливаются они на наружной стороне боковых бортов. Самосвалы, изготовленные на базе шасси ЗиЛ-164Г, снабжались металлическими кузовами с механизмом опрокидывания их назад, то есть в сторону задней оси автомобиля.

Двигатель и система его охлаждения

На грузовиках ЗиЛ-164 устанавливались три вида моторов, название которых совпадало с обозначением конкретной модификации самого автомобиля:

  1. ЗиЛ-164 мощностью в 97 лошадиных сил использовался на вариантах ЗиЛ-164, 164Р, 164Д, ММЗ-164Н. Кроме того, этот же мотор устанавливался на самосвалы ММЗ-585И и ММЗ-585К. Карбюратор – К-82;
  2. ЗиЛ-164А мощностью в 100 лошадиных сил использовался на вариантах ЗиЛ-164А и 164АД. Этим же мотором оснащались самосвалы ММЗ-585Л и ММЗ-585М. Карбюратор — К-82М;
  3. ЗиЛ-164АН мощностью в 109 лошадиных сил использовался на вариантах ЗиЛ-164АР и ММЗ-164АН. Карбюратор – К-84М.

Все эти двигатели были шестицилиндровыми, четырёхтактными, рядной конфигурации, и имели рабочий объем в 5,555 литра. Блок цилиндров изготавливался из чугуна, а его головка – из алюминия.

Важным элементом конструкции двигателя являлся ограничитель числа оборотов коленчатого вала, соединенный с карбюратором. Он не позволял мотору чрезмерно «раскрутиться», прежде всего при движении под гору. Слишком быстрое вращение могло резко усилить износ деталей двигателя, а также не способствовало оптимальному расходу топлива. Ранее, на автомобилях ЗиС-150, при таком раскручивании иногда буквально отваливался карданный вал, попутно разрывая магистраль привода тормозов, что неизбежно приводило к аварии.

Читать еще:  Первый российский самозарядный пистолет

Охлаждение мотора – жидкостное, с закрытым контуром и принудительной циркуляцией. Отключаемой частью этой системы является отопитель кабины. Рекомендуемая инструкцией по эксплуатации охлаждающая жидкость – это обычная дождевая вода. Её температура при работе двигателя в номинальном режиме достигала 90 градусов.

Зимой воду следовало заменять антифризом. Кроме того, при сильных морозах мотор дополнительно утепляли, закрывая решетку радиатора специальными накладками.

Трансмиссия

У первых вариантов ЗиЛ-164 сцепление было двухдисковым. Включалось и выключалось оно стандартно – с помощью педали. Появившийся через несколько лет ЗиЛ-164А оборудовался другим видом сцепления, разработанным для нового грузовика ЗиЛ-130 – оно уже было однодисковым.

Коробка переключения передач – механическая. Количество ступеней — пять. Её передаточные числа таковы:

  1. Первая ступень – 7,44;
  2. Вторая ступень – 4,1;
  3. Третья ступень – 2,29;
  4. Четвертая ступень – 1,47;
  5. Пятая (прямая) ступень – 1,00;
  6. Задний ход – 7,09.

Два синхронизатора обеспечивают быстрое включение второй, третьей, четвертой и пятой передач.

Ведущий задний мост автомобиля ЗиЛ-164 соединяется с МКПП двумя карданными валами. Общее передаточное число главной передачи может составлять 6,45 или 6,97 в зависимости от модификации машины.

Подвеска и колеса

Поворотная (передняя) ось опирается на две рессоры полуэллиптической формы, прикрепленные к несущей раме. Кроме того, для смягчения колебаний машины в ходе поездки передняя подвеска снабжена двумя гидравлическими амортизаторами телескопического типа, работающими как на сжатие, так и на отбой. Нижняя часть этих устройств крепится непосредственно к оси, а верхняя – к раме.

Рессоры на задней оси машины сделаны двойными, поскольку при заполненном кузове на них приходится значительно более высокая нагрузка.

Колеса автомобиля – дисковые. Использован плоский обод 6,00Т-20. Шины – 9,00-20, иногда 260-20. На протектор таких покрышек наносился комбинированный рисунок. Задние колеса — двойные. Начиная с 1960-го года, на ЗиЛ-164 могли использовать «усиленные» шины с утолщенными покрышками, которые могли удерживать более высокое внутреннее давление. Это позволило повысить грузоподъемность на 500 килограммов (при поездках по дорогам с улучшенного качества).

Топливная система

В качестве горючего используется бензин А-66. Подаётся он из емкости объемом в 150 литров, прикрепленной к несущей раме с левой стороны машины, под передней частью грузовой платформы. Чтобы бензин не расплескивался и не испарялся, горловина бака снабжена двумя клапанами. Кроме того, в ней установлен обычный сетчатый фильтр.

Подача бензина обеспечивается диафрагменным насосом Б-9Б.

Органы управления

Рулевое управление довольно простое. Гидроусилители на этих грузовиках не устанавливались. Обеспечивается поворот внутреннего колеса вправо на 42 градуса, влево – на 30 градусов. Переход от одного крайнего положения к другому осуществляется примерно за шесть полных оборотов рулевого колеса.

Основные детали рулевого механизма – это трехгребневый ролик и глобоидальный червяк. Привод образован двумя тягами – продольной и поперечной.

ЗиЛ-164 оборудовался двумя независимыми тормозными системами – рабочей (ножной) и стояночной (ручной). Для снижения усилий водителя при нажатии на педаль для остановки или замедления автомобиля рабочая система сделана с пневматическим приводом. Имеется специальный регулировочный клапан, при помощи которого можно увеличивать или уменьшать давление в основном контуре.

Тормозная система седельных моделей ЗиЛ-ММЗ-164Н и ЗиЛ-164АН может подключаться к тормозам буксируемых прицепов и полуприцепов. Для этого используется дополнительный «раздаточный» кран. Рабочее давление в пневматическом контуре поддерживается компрессором.

Каждое колесо машины оснащается двумя тормозными колодками с фрикционными накладками. Величина зазора между ними и внутренней поверхностью барабана регулируется в ходе технического обслуживания.

ЗИЛ-164. Советский грузовой автомобиль ЗИЛ-164: технические характеристики и фото

С середины прошлого века автомобильная промышленность Советского Союза получила большой толчок в развитии. Коснулось это в равной мере как легковых авто, так и грузовой техники. Одним из брендов такого типа автомобилей был ЗИЛ-164. Благодаря отличным ходовым характеристикам и хорошим эксплуатационным качествам он довольно широко применялся во многих хозяйственных отраслях.

Виды исполнения этого грузовика

Основными его модификациями были: бортовой грузовик, седельный тягач. ЗИЛ-164 самосвал применялся как на стройке, так и в сельском хозяйстве. Была модель бортового грузовика ЗИЛ-164АР, который укомплектовывался двигателем повышенной мощности, развивающим усилие до 109 л. с. Производили такой грузовик для работы с прицепом. В 1961–1965 годах начали выпуск модернизированной модели. Это бортовой ЗИЛ-164А. Многие его агрегаты, а именно сцепление, карданный вал, коробка передач впоследствии будут использоваться в производстве грузовика ЗИЛ-130. Незаменим, мобилен и универсален для своего времени был ЗИЛ-164 – автокран.

Характеристики грузовика

В таблице ниже изложены все технические параметры автомобиля.

Конструкционно этот грузовик можно разделить на четыре части

1. Автомобиль ЗИЛ-164 имеет кузов, который состоит из платформы с деревянной основой. К ней крепятся три открывающихся борта. Кузов служит для размещения и транспортировки грузов.

2. В цельнометаллической кабине есть место для водителя и двух пассажиров.

Двигатель — агрегат, приводящий автомобиль в движение

На серии автомобилей ЗИЛ-164 установлен карбюраторный четырехтактный двигатель, имеющий шесть цилиндров, которые расположены в один ряд.

Система охлаждения

Двигатель ЗИЛ-164 имеет водяное принудительное охлаждение закрытого типа. Радиатор трубчато-пластинчатый. Закрепляется к раме на подушках. Пробка горловины снабжена паровоздушным клапаном. Вентилятор имеет шесть лопастей. Он вместе с водяным насосом устанавливается на одном валике, который крепится на двух подшипниках, запрессованных в чугунном корпусе насоса. Привод этих деталей системы охлаждения осуществляется одинарным ремнем, который передаёт вращательный момент от шкива коленчатого вала. Одновременно от этого ремня приводится во вращение генератор. На ступице вентилятора имеется второй шкив, от которого через второй ремень приводится в движение вал воздушного компрессора системы тормозов. В системе охлаждения имеется два контура, движением воды в них управляет термостат. Перед вентилятором охлаждения смонтированы жалюзи, которые открываются из кабины управления.

Смазка рабочих деталей двигателя

Грузовик ЗИЛ-164 имеет комбинированную систему смазки. К коренным и шатунным подшипникам коленвала, а также к его упорному фланцу масло подаётся под давлением. Аналогично оно поступает к валу привода распределителя зажигания и его шестерням. К остальным трущимся элементам двигателя масло подаётся способом разбрызгивания. В системе есть насос, применяется двойная очистка масла. Щуп для замера уровня масла находится с левой стороны блока цилиндров. Вентиляция картера осуществляется принудительно по трубке, которая соединяет крышку клапанной камеры и воздухоочиститель. Система имеет открытый тип, поэтому воздух поступает самостоятельно, через фильтр, закреплённый на маслоналивной горловине.

Элементы шасси

В эту часть грузовика входят механизмы, которые передают механическое усилие от двигателя к колесам. Также оно выполняет функции управления автомобилем ЗИЛ-164 и обеспечение его передвижения.

На грузовике сцепление применяется сухое, двухдисковое. А у модернизированной модели ЗИЛ 164А этот механизм стал однодисковым с пружинами, расположенными периферийно. Сцепление нового образца было оборудовано механическим приводом выключения.

Коробка передач пятиступенчатая, имеющая повышающую пятую скорость. Использовалась она при движении по хорошей дороге, так как имела малое тяговое усилие. Зато благодаря пятой передаче была возможность передвижения с большей скоростью, даже при работе двигателя на средних оборотах.

Использование в КПП ЗИЛ-164 такого конструкционного решения позволяло экономить не только топливо, но и драгоценный моторесурс двигателя автомобиля. Шестерни постоянного зацепления для уменьшения шума, производимого при их работе, изготавливались с косыми зубьями.

Рама изготовлена из стальных лонжеронов переменного профиля. Имеющие швеллерное сечение, они скреплены поперечными балками с помощью заклепок. На раме спереди крепятся крюки для буксировки и бампер. В задней части имеется буксирное устройство, снабжённое крюком и защелкой.

Передний мост — это двутавровая балка, опирающаяся на раму через полуэллиптические рессоры, концы которых на резиновых подушках установлены в кронштейнах рамы.

В первых моделях используются поршневые амортизаторы, а в дальнейшем на ЗИЛ 164А стали применять гидравлические. Они имеют телескопическое исполнение и работают как на сжатие, так и на раздвижение.

Читать еще:  США нанесли вероломный удар по Сирии.

Тормозная система автомобиля

У грузового автомобиля ЗИЛ-164 применена пневматическая система тормозов. Она имеет устройство и конструкцию более сложную, чем гидравлическая, но зато обладает высокой эффективностью. Применяется она вследствие необходимости получения высоких тормозных усилий. Состоит система из воздушного компрессора, приводимого в движение от двигателя, баллонов для хранения сжатого воздуха и системы клапанов и трубопроводов. Для приведения в действие тормозной системы существует педаль с пневмоприводом. При нажатии на неё передаётся тормозное усилие на все колёса. Есть также и ручной трансмиссивный тормоз. Пневматические тормоза обладают отличной результативностью даже при незначительном нажатии на педаль. Это существенно улучшает эффективность управления автомобилем.

Таким образом, видно, что научная мысль конструкторов советской автопромышленности на месте не топталась.

ЗИЛ-164

ЗИЛ-164 – грузовой автомобиль, выпускавшийся на заводе имени Лихачева и получивший прозвище «Захар». Модель была разработана на основе ЗИС-150, прошедшего глубокую модернизацию отдельных агрегатов и узлов. Производство грузовика осуществлялось в 1957-1964-ом годах. С конца 1961-го года завод имени Лихачева начал выпуск модификации ЗИЛ-164А.

В послевоенное время СССР вернулся к плановой экономике и стал испытывать острую нужду в разнообразной технике, которая помогла бы поднять страну из руин, оставшихся после войны. Народному хозяйству требовались автомобили для применения в различных направлениях. В 1957-ом году на заводе имени Лихачева представили 4-тонный двухосный грузовик с одной главной осью. До середины 70-х годов он оставался одним из наиболее популярных в СССР. За период производства ЗИЛ-164 несколько раз модернизировали.

Видео

Внешне модель отличалась от ЗИС-150 вертикальной решеткой радиатора. Грузовик получил новый двигатель повышенной мощности. ЗИЛ-164 считался «рабочей лошадкой» и присутствовал почти во всех советских автохозяйствах. На базе автомобиля специализированные предприятия собирали заправщики, пожарные машины, фургоны, автокраны, цистерны и прочую специализированную технику. Версии, использовавшиеся советскими войсками в ГДР, получили кузова немецкого производства. Некоторые автохозяйства на основе ЗИЛ-164 изготавливали оригинальные автомобили (кассетный цементовоз и другие). На платформе данной модели была разработана первая в стране серийная цистерна, предназначенная для перевозки сжиженного газа.

ЗИЛ-164 предполагалось заменить на ЗИЛ-130, но трудности с постановкой его на конвейер привели к тому, что в 1961-ом году завод имени Лихачева начал производство модификации ЗИЛ-164А с некоторыми узлами от ЗИЛ-130 (новой коробкой передач и однодисковым сцеплением). У новой версии улучшились мощностные и динамические характеристики. Внешне ЗИЛ-164А отличался от классической версии расположением жалюзи на боковинах капота. У более поздней модификации они были вертикальными, у более ранней – горизонтальными.

В автохозяйствах грузовик эффективно использовался до конца 70-х годов, после чего его популярность пошла на спад. К 1965-му году ЗИЛ-164 морально устарел, что и объясняло уменьшение спроса на него. При этом в 90-х годах модель все еще использовали. Отдельные версии ЗИЛ-164 можно встретить и сейчас.

Завод имени Лихачева выпускал огромное количество модификаций данного автомобиля:

  1. ЗИЛ-164Р – бортовая машина для эксплуатации с прицепом;
  2. ЗИЛ-164Г – шасси для сборки самосвала;
  3. ЗИЛ-164Д – бортовой грузовой автомобиль с экранированным оборудованием;
  4. ЗИЛ-ММЗ-585И – самосвал, используемый в строительной сфере;
  5. ЗИЛ-ММЗ-164Н – седельный тягач;
  6. ЗИЛ-ММЗ-585К – сельскохозяйственный самосвал;
  7. ЗИЛ-164А – модернизированный бортовой грузовик с новыми элементами (карданным валом, сцеплением, амортизаторами и коробкой передач);
  8. ЗИС-156А – бортовой грузовик, функционирующий на сжиженном газе;
  9. ЗИЛ-164АР – бортовой грузовик с агрегатом повышенной мощности. Предназначался для эксплуатации с прицепом;
  10. ЗИЛ-164АД – грузовой автомобиль с экранированным электрооборудованием;
  11. ЗИЛ-ММЗ-164АН – седельный тягач, оборудованный мотором повышенной мощности (109 л.с.);
  12. ЗИЛ-164АГ – самосвальное шасси;
  13. ЗИЛ-ММЗ-585М – самосвал для сельского хозяйства;
  14. ЗИЛ-ММЗ-585Л – самосвал для строительной сферы;
  15. ЗИЛ-166 – бортовой грузовик, работающий на сжиженном газе;
  16. ЗИЛ-164 – особая модификация, выпускаемая Колымским заводом. Модель имела третью ось и отличалась повышенными эксплуатационными качествами и грузоподъемностью.

Технические характеристики ЗИЛ 164

ЗИЛ-164 имеет колесную формулу четыре на два. Снаряженная масса автомобиля равняется 4100 кг, полная – 8250 кг.

Габаритные размеры техники:

  • длина – 6700 мм;
  • ширина – 2470 мм;
  • высота по кабине – 2180 мм;
  • колесная база – 4000 мм;
  • дорожный просвет под задней осью – 265 мм;
  • дорожный просвет под передней осью – 325 мм;
  • колея – 1700 мм.

Грузоподъемность автомобиля по асфальтобетонным дорогам равняется 4000 кг, по грунтовым – 3500 кг. Дополнительно ЗИЛ-164 может тянуть прицеп массой до 4500 кг. Максимальная скорость грузовика составляет 75 км/час.

Расход Топлива

При скорости 40 км/час на 100 км пути автомобиль расходует 27 л горючего. Топливный бак модели вмещает до 150 л. Запас хода составляет 550 км.

Двигатель

ЗИЛ-164 комплектуется карбюраторным 4-тактным 6-цилиндровым рядным агрегатом, работающим на бензине. У силовой установки в сравнении с прежними моделями увеличилась степень сжатия (6,2 вместо прежних 6,0). Чугунную головку блока цилиндров заменила алюминиевая головка. Бензин подавался принудительно посредством герметизированного топливного насоса, имеющего производительность 60 л/час.

Комбинированная система смазки силовой установки включала фильтры тонкой и грубой очистки, расположенные в одном корпусе. Модернизированные жалюзи радиатора получили все модификации ЗИЛ-164. Обновленный радиатор с расширительным бачком и герметичной пробкой устанавливался исключительно на тягачи.

Автомобиль получил карбюратор МКЗ-К-82 с пневматическим регулятором оборотов коленчатого вала.

Характеристики силовой установки ЗИЛ-164:

  • рабочий объем – 5,56 л;
  • номинальная мощность – 100 л.с.;
  • частота вращения – 2800 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 33 кгс/м.

Устройство

ЗИЛ-164 получил клепанную штампованную раму, состоящую из двух балок со швеллерным сечением, которые соединялись стальной поперечиной. Продольные балки имели переменное сечение по ширине и высоте. На болтах к ним крепились буксировочные крюки и передний бампер. На первых модификациях грузовика монтировали П-образный бампер. Передняя поперечина применялась для крепления радиатора и передней опоры мотора. К передней балке с внутренней стороны крепились задние опоры агрегата.

Передняя ось имела подвеску с двумя рессорами, задняя – подвеску с двумя дополнительными и двумя основными рессорами, подвешенными на раме посредством полуэллиптических рессор, соединенных с задним мостом и передней осью.

Автомобиль оснащался цельнометаллической кабиной с утеплением крыши, задней стенки и передней панели. Для того периода данное решение было инновационным. Кабина вмещала трех человек и была укомплектована жидкостным отопителем, обогревателем ветровых стекол и вентиляцией. Кресла в салоне были пружинными. При этом водительское сиденье устанавливалось отдельно и настраивалось под рост оператора. От пыли кабину защищали новые уплотнители.

Заднее окно было глухим и закрывалось решеткой. Ветровое стекло делилось на две части. Левая половина была подъемной и крепилась в любом положении, правая – глухой. Дверные окна были подъемными, а двери – цельнометаллическими с навеской на передней стойке. Левая дверь имела замок, позволяющий запирать кабину снаружи. На приборной панели красовались пять круглых циферблатов, часть приборов в сравнении с ЗИС-150 была заменена на более современные.

Коробку передач ЗИЛ-164 унаследовал от ЗИС-150В. 3-ходовая 5-ступенчатая КП получила облегченное включение двух последних передач. Решение позволило снизить аварийность данных грузовиков, поскольку при движении под гору вращение карданного вала обычно превосходило безопасное, потому вал обрывался, повреждая трубки магистрали тормозного привода. Остановить автомобиль в подобной ситуации оказывалось невозможно. От аварий также спасал и ограничитель оборотов коленчатого вала.

На последние модификации ЗИЛ-164 устанавливались ограничители лонжеронов, а пружины поперечины были усилены. Кронштейн крепления крыла стал жестче. На отдельные версии монтировался дополнительный топливный бак, существенно увеличивающий запас хода автомобиля.

Тормозная система седельного тягача, предназначенного для работы с прицепом, оборудовалась раздаточным краном для подключения тормозного механизма прицепа. Здесь же размещалась штепсельная розетка.

Модернизация ЗИЛ-164 осуществлялась постепенно, в результате чего была сохранена преемственность поколений.

Цена нового и б/у

Производство ЗИЛ-164 завершилось довольно давно, потому приобрести новый автомобиль не удастся. Предложений данного грузовика на рынке осталось очень мало. Стоимость автомобиля варьируется от 30000 до 50000 рублей в зависимости от состояния. При этом машина обычно предлагается на запчасти.

Аренда грузовика спросом не пользуется.

Аналоги

К аналогам ЗИЛ-164 можно отнести модели ЗИЛ-130 и ГАЗ-51.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: