6 093 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ФЗ “О статусе военнослужащих” с изменениями на 2018 год

Федеральный закон “О статусе военнослужащих”

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ
“О статусе военнослужащих”

С изменениями и дополнениями от:

31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа, 10 ноября 2004 г., 22 апреля, 27 декабря 2005 г., 2 февраля, 4, 8 мая, 6, 27 июля, 17 октября, 4 декабря 2006 г., 2, 16 марта, 22 июня, 24 июля, 4 ноября, 1, 4 декабря 2007 г., 11 июня, 14, 23 июля, 27 октября, 8 ноября, 1, 25 декабря 2008 г., 9 февраля, 14 марта, 24 июля, 17, 25 декабря 2009 г., 22 июля, 8, 28 декабря 2010 г., 21 апреля, 8, 16 ноября, 12 декабря 2011 г., 14, 25 июня, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 2 июля, 21 октября, 2, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 4 июня, 4, 24 ноября 2014 г., 20 апреля, 13 июля, 14 декабря 2015 г., 15 февраля, 3 июля, 22 ноября 2016 г., 3 апреля, 1 июля 2017 г., 29 июля, 3 августа, 27 декабря 2018 г., 6 марта, 29 мая, 3 июля, 16 октября, 2 декабря 2019 г., 1 марта 2020 г.

Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года

Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Президент Российской Федерации

ФЗ определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей.

К лицам, обладающим статусом военнослужащих, закон относит военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву. Иностранные граждане приобретают статус военнослужащих на период прохождения службы.

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями. В частности, запрещено участие военнослужащих в забастовках, в объединениях, преследующих политические цели. Не разрешается заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме научной, преподавательской, творческой), предпринимательской деятельностью. Не допускается создание религиозных объединений в воинской части.

Отдельное внимание уделено вопросам обеспечения денежным довольствием военнослужащих, состоящим из оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и дополнительных выплат.

Регламентирован порядок обеспечения военнослужащих жильем, в том числе после окончания службы. Приобретение жилья осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1998 г., за исключением абзаца 3 пункта 2 статьи 12 в части повышения оклада денежного содержания, который вступает в силу в течение 1998 г. по решению Правительства Российской Федерации

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 2 июня 1998 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2331

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2019 г. N 12-П абзацы второй и третий пункта 4 статьи 24 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в них положения в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о включении в состав расходов на содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах, подлежащих компенсации собственникам жилых помещений – членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, расходов по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и тем самым приводят к необоснованной дифференциации размера компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, предоставляемых лицам, являющимся получателями данной меры социальной поддержки

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 июля 2018 г. N 34-П пункт 15 статьи 15 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он в системе действующего правового регулирования препятствует реализации возникшего права военнослужащего, заключившего первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., продолжающего прохождение военной службы или уволенного с нее после указанной даты, на предоставление ему и членам его семьи, включая супругу (супруга), жилого помещения согласно положениям данного Федерального закона в связи с участием супруги (супруга) этого военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, независимо от волеизъявления военнослужащего и его супруги (супруга) воспользоваться таким способом осуществления права на обеспечение жилым помещением вместо участия супруги (супруга) военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2017 г. N 29-П абзац первый пункта 2 статьи 15.1 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право военнослужащих – преподавателей, направляемых в установленном порядке без приостановления им военной службы в государственные образовательные организации высшего образования для обеспечения реализации программ военной подготовки граждан РФ, обучающихся в указанных образовательных организациях по очной форме обучения, на дополнительную общую площадь жилого помещения с замещением должности преподавательского состава исключительно на военной кафедре, лишает данного права военнослужащих – преподавателей учебных военных центров и ставит их тем самым в неравное положение с относящимися к той же категории военнослужащими – преподавателями военных кафедр

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 июня 2013 г. N 12-П абзац второй пункта 14 статьи 15 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в нем норма – по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, – лишает граждан, прослуживших в рядах Вооруженных Сил РФ 10 лет и более и на момент увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями не обеспеченных жилыми помещениями, притом что они были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил РФ, включая тех из них, кто после увольнения с военной службы избрали в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт, где расположена воинская часть, в которой они проходили военную службу непосредственно перед увольнением, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после увольнения с военной службы изъявили желание изменить место жительства и были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 октября 2012 г. N 21-П абзацы первый – четвертый статьи 15 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они – в силу неопределенности своего нормативного содержания, порождающей возможность их неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения, – препятствуют признанию за уволенными с военной службы гражданами, которые первоначально были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, а затем переехали на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и по этой причине были приняты на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, права на обеспечение жилыми помещениями по их выбору в одной из предусмотренных названными законоположениями форм на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях место жительства не меняли

Читать еще:  Обязанности дежурного по роте: актуальный Устав внутренней службы

Постановлением Конституционного суда РФ от 17 мая 2011 г. N 8-П пункт 1 и абзацы первый и второй пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона признаны не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 марта 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 16 октября 2019 г. N 339-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 октября 2019 г.

Закон “О статусе военнослужащих” с изменениями на 2018 год

Федеральным законом “О статусе военнослужащих” в России определяется весь комплекс прав и обязанностей действующих и отставных военных и даже членов их семей. С одной стороны, этот закон обязывает военнослужащих российской армии с оружием в руках защищать свою страну, с другой — компенсирует этот перманентный риск социальными гарантиями вплоть до гарантий обеспечения военных жильем. Как выглядит закон “О статусе военнослужащих” с последними изменениями на 2018 год, где ознакомиться с актуальной редакцией закона, какие изменения ожидаются в законе в ближайшем времени.

Актуальная редакция закона “О статусе военнослужащих” и последние изменения на 2018 год

Ознакомиться с действующей редакцией закона можно в любой момент на порталах правовой информации. Например, на портале “Консультант” данный федеральный закон находится в этом разделе. В тех случаях, когда закон будет меняться, изменения в его тексте появятся на портале в тот же день, когда они вступят в силу.

По состоянию на начало июня 2018 года самые последние изменения, которые были внесены в закон “О статусе военнослужащих” датируются прошлым годом.

В 2017 году в закон были внесены три поправки:

  1. Действующим военным разрешили работать на руководящих должностях общественно-государственных организаций по развитию военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта. Закон особо оговаривает, что такая работа может вестись только безвозмездно, военный не может получать за нее оплату.
  2. Для военных, которые служат по контракту в органах госохраны, была уточнена продолжительность служебного времени и гарантированы дополнительные 10 дней ежегодного отпуска.
  3. По требованию Конституционного суда РФ были уравнены права на получение жилья у преподавателей учебных военных центров и преподавателей военных кафедр вузов.

Все остальные правки в закон вносились в 2016 году и ранее. В 2018 году официальных изменений в закон пока не вносилось, но некоторые поправки в его текст готовятся.

Какие изменения в закон “О статусе военнослужащих” могут быть приняты в 2018 году

Начиная с прошлого года в прессе публикуется информация о поправках в закон, определяющий статус военнослужащих, которые должны быть приняты в обозримом будущем.

Так, еще в октябре 2017 года СМИ сообщили о том, что в закон могут внести уточнение, которое запретит военнослужащим публиковать в социальных сетях информацию, способную невольно выдать какие-то военные секреты. Речь, например, о фотографиях с геотегами, по которым можно понять, где находится владелец аккаунта в соцсети.

Впрочем, закон и без этого обязывает военных хранить государственную тайну, поэтому специальную поправку могут и не ввести, ограничившись разъяснительной работой в войсках.

В апреле 2018 года появился законопроект, который стал реакцией на решение Конституционного суда РФ, о котором мы говорили чуть выше. Если осенью 2017 года КС обратил внимание законодателя на несоответствие отдельных статей закона Конституции страны, то в этом году необходимые поправки помогут более полно гарантировать равные права военнослужащим-преподавателям.

Наконец, в мае 2018 года Министерство обороны подготовило новые поправки в закон “О статусе военнослужащих”, которые предусматривают регулярные проверки контрактников на употребление наркотиков. Проверки предлагается сделать ежегодными. Если проведенные анализы покажут, что контрактник принимал наркотики, его ждет увольнение из армии. Отказ от обследования будет означать автоматическое признание вины, и контрактника также уволят из рядов вооруженных сил.

Все эти изменения в законе только готовятся и должны будут поступить на рассмотрение депутатами Госдумы в 2018 году.

76 ФЗ о статусе военнослужащих

В последние годы российская армия начала стремительно развиваться, вырос престиж военной службы, как контрактной, так и срочной, в том числе благодаря принятию множества мер для того, чтобы сделать срочную службу более безопасной для призывников. В результате этого проблема большого числа уклонистов преобразовалась в проблему, связанную с тем, как попасть в армию, что до недавнего времени казалось фантастикой.

Также, безусловно, сказались изменения, внесенные в профильные законы, модернизация вооружения, повышение денежного довольствия, улучшение бытовых условий жизни солдат и другие факторы. Государство в процессе создания и внедрения реформ также не обошло вниманием ФЗ о статусе военнослужащих.

Общие положения закона

Федеральный закон N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в мае 1998 года. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, настоящий федеральный закон призван определить права, свободы, обязанности и ответственность лиц, находящихся в статусе военнослужащих, а также основы политики государства в области правовой и социальной защиты действующих служащих, граждан России, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Также читайте о ФЗ №79 в новой редакции здесь:

Структурно закон о статусе военнослужащих состоит из трех глав. Рассмотрим основные аспекты, прописанные в законе.

  • Общие положения: понятие статуса военнослужащих и лица, находящиеся в этом статусе. Гарантии государства в области правовой и социальной защиты семей военных. Правовая база данного статуса.
  • Права и свободы военнослужащих и членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы: защита свободы, чести, достоинства. Право на свободное передвижение и выбор места жительства. Свобода слова, право участия в массовых мероприятиях (митинги, демонстрации). Свобода совести и вероисповедания. Порядок регулирования графика: служебное время и право на отдых. Денежное довольствие и отдельные выплаты. Проезд в транспорте и почтовые отправления. Обеспечение продовольствием, вещами и т.д. Право на жилье, медицинское обслуживание. Страховые гарантии. Право на образование и культурное просвещение. Возможность обжалования неправомерных действий и право на получение юридической помощи. Увольнение со службы. Право на труд и на трудоустройство. Социальная защита семей, потерявших кормильца, бывшего в статусе военнослужащего. Дополнительные социальные гарантии для военных, находящихся в «горячих точках» в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта.
  • Обязанности и ответственность. Производство, связанное с дисциплинарными проступками: общие и должностные обязанности, ограничения и запреты, связанные с военной службой. Ответственность. Основания для привлечения к дисциплинарной ответственности. Права привлекаемого лица. Дисциплинарное взыскание и обстоятельства, учитываемые при его назначении. Сбор и оценка доказательств. Разбирательство. Исполнение взысканий.
Читать еще:  Военные училища после 9 класса для мальчиков и девочек: суворовские, летные, кадетские корпуса, учебные заведения МЧС

Последние изменения в ФЗ о занятости населения по ссылке:

Невозможно отрицать тот факт, что повышение престижа современной российской армии в обществе во многом связано с дальнейшими перспективами в материальном плане и не только: особый статус гражданина даже после увольнения со службы, высокие пенсии, возможность приобретения жилья и многое другое.

О последних изменениях в ФЗ №294 в последней редакции можно узнать здесь:

Разъясним несколько важных аспектов закона о статусе военнослужащих, касающихся денежного довольствия и дополнительных денежных выплат.

ФЗ о статусе судей с последними изменениями на 2018 год читайте по ссылке:

На военных возложены обязанности по вооруженной защите Российской Федерации и подготовке к ней. При этом от состава требуется беспрекословное выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером возлагаемых обязанностей, государство предоставляет им многочисленные льготы, гарантии и компенсации. Прописаны в настоящем законе о статусе военнослужащих.

Вам будет интересно:25 ФЗ о муниципальной службе с изменениями на 2018 года. Подробности тут:

Статья 12 закона о статусе военнослужащих прописывает обязанность Правительства Российской Федерации повышать оклад денежного содержания в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда (МРОТ).

ФЗ о полиции. Статья 23 в новой редакции тут:

Закон о статусе военнослужащих закрепляет возможность получения дополнительных денежных выплат и надбавок в виде:

  • Премий за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания;
  • Материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания;
  • Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере до 50 процентов оклада по воинской должности;
  • Процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания (колеблется в пределах от 5 до 40 процентов);
  • Подъемного пособия на супруга военного, выплачиваемого при переезде семьи на новое место жительства в размере одного оклада;
  • Ежемесячная доплата в случае, когда во время прохождения контрактной службы лицо, помимо собственных обязанностей, выполняет обязанности по должностям, неукомплектованным личным составом, в размере 50 процентов от оклада и др.

Читайте также ФЗ об особо охраняемых территориях РФ здесь:

Какие были внесены изменения?

В текущем году в закон о статусе военнослужащих также был введен ряд поправок. Последняя редакция датируется июлем 2017 года. Некоторые изменения также были внесены в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ, основанным на заявлении о несоответствии абзаца первого пункта 2 статьи 15.1 закона о статусе военнослужащих Конституции Российской Федерации. Рассмотрим подробнее.

Также читайте о последних изменениях в ФЗ №15 тут:

В апреле текущего года в связи с выходом Федерального закона N 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», статья 9 Федерального закона N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» о праве на участие в управлении делами государства и общественными объединениями была дополнена пунктом 3: военнослужащие могут принимать участие на безвозмездной основе в управлении общественными государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Министерства обороны России (или другого органа исполнительной власти, в котором настоящим законом была предусмотрена военная служба).

Основные положения ФЗ 220 по ссылке:

В июле текущего года в связи с выходом Федерального закона N 148-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственной охране» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 11 о служебном времени и праве на отдых федерального закона о статусе военнослужащих была дополнена пунктом 1.1: для отдельных категорий служащих, которые проходят контрактную военную службу в органах государственной охраны, может предусматриваться иная общая продолжительность служебного времени (ненормированный график). Таким военнослужащим ежегодно должен предоставляться дополнительный отпуск сроком до 10 дней. Порядок и условия его предоставления определяет руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти в сфере государственной охраны (ФСО).

Постановлением Конституционного суда РФ от 16 ноября 2017 года по делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 15.1 федерального закона о статусе военнослужащих в связи с жалобой гражданина, названный пункт был признан частично несоответствующим положениям Конституции Российской Федерации.

Рассмотрим суть некоторых наиболее важных статей закона о статусе военнослужащих.

Статья 2 ФЗ-76 о гражданах, имеющих статус военнослужащих, гласит, что данные граждане проходят военную службу по контракту или призыву в соответствии с Федеральным законом 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и определяет круг лиц, относящихся к данной категории и имеющих данный статус.

Статья 11 ФЗ-76 о служебном времени и праве на отдых описывает порядок определения общей продолжительности еженедельного служебного времени, затрагивает вопрос длительности боевых дежурств, учений, походов кораблей и т.д, за участие в которых военнослужащим после предоставляются дополнительные компенсирующие сутки отдыха или может быть выплачена по их просьбе денежная компенсация (данное положение не относится в военным, проходящим службу в соединениях и частях постоянной готовности).

Лицам, проходящим службу по призыву, а также контрактную службу в военных образовательных организациях, учебных частях, а также в войсках постоянной готовности, предоставляется не менее одних суток отдыха каждую неделю.

В 11 статье закона о статусе военнослужащих также прописывается продолжительность ежегодного основного отпуска. В зависимости от общего стажа военной службы он составляет в основном от 30 до 45 суток.

Служащим по контракту в местностях с неблагоприятным климатом или экологическими условиями, а также занимающим должности, связанные с повышенной опасностью для жизни и здоровья, отпуск продлевается еще на 15 суток. Общая продолжительность основного отпуска не может превышать 60 дней, не считая времени на дорогу.

Для наиболее подробного ознакомления с остальными аспектами 11 статьи закона ФЗ-76, предлагаем скачать закон о статусе военнослужащих на нашем сайте (ссылка на скачивание дана в последнем разделе статьи).

Статья 15 ФЗ-76 о праве на жилище гласит о том, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жильем. Согласно закону о статусе военнослужащих, этот процесс производится двумя способами: путем выплаты денежных средств на покупку или строительство или предоставлением непосредственно объектов недвижимости. Однако на практике второй вариант в настоящее время практически прекратил свое существование. Во-первых, из-за того, что был дискредитирован многолетними очередями на получение жилья. Во-вторых, потому что варианты получения единовременной выплаты или участия в военной ипотеке для многих являются более удобными.

Площадь объекта недвижимости или эквивалентная денежная сумма по закону о статусе военнослужащих определяются выслугой лет и составом семьи.

Статья 16 ФЗ-76 о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь описывает данную сферу как совокупность благоприятных условий службы, быта и системы мер по ограничению опасных факторов. Забота о сохранении и укреплении здоровья состава по закону ложится на плечи командиров. Военнослужащие и граждане, участвующие в военных сборах, имеют право на бесплатную медицинскую помощь и обеспечение лекарственными средствами. Также прописаны порядок проведения медико-психологической реабилитации, возможность получения дополнительного дня отдыха в связи со сдачей крови и ее компонентов, право на санитарно-курортное лечение в санаториях и пансионатах, в том числе вне очереди в связи с получением увечья и многое другое.

Читать еще:  Белый билет в армии: что это такое, как его получить, плюсы и минусы

Статья 19 закона ФЗ-76 о статусе военнослужащих регулирует права на получение образования по военному профилю, а также права и свободы в области культуры.

Статья 23 76-ФЗ определяет порядок увольнения граждан с военной службы: в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, выходом на пенсию, досрочным увольнением и т.д.

Также в 23 статье настоящего закона о статусе военнослужащих указывается, что лицам, уволенным со службы, а также членам их семей при обращении в службу занятости населения предоставляется приоритет при трудоустройстве в различные государственные организации с учетом их специальностей. Прописан порядок исчисления общего стажа работы при последовавшем за увольнением трудоустройством, приоритетное право на получение места для несовершеннолетних детей в школах и детских садах и множество иных аспектов.

Статья 27 закона ФЗ №76 определяет в общем виде должностные и специальные обязанности военнослужащих. Эти обязанности и порядок их исполнения напрямую прописывают федеральные законы, военные уставы и другие нормативно-правовые акты. К специальным обязанностям отнесены несение боевого дежурства, суточные и гарнизонные наряды, а также участие в ликвидации последствий природных катаклизмов.

Скачать действующую редакцию 76 ФЗ

Осуществление социальной и правовой защиты граждан, проходящих службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации – первостепенное условие поддержания на должном уровне боевой готовности и важнейший фактор воспитания состава.

За свою почти 20-летнюю историю, закон о статусе военнослужащих претерпел множество изменений и дополнений, и все это — в целях его актуализации.

Для подробного ознакомления предлагаем скачать ФЗ-76 о статусе военнослужащих с изменениями на 2017 год. Знание данного закона позволит действующим служащим, а также гражданам, уже уволенным со службы, ознакомиться с предоставляемыми ему по статусу военнослужащего правами и свободами и не допускать их нарушения другими лицами в какой-либо сфере.

Последняя редакция закона “О статусе военнослужащих”: изменения 76-ФЗ в 2019 году

В 2019 году в федеральный Закон о “Статусе военнослужащих” №76 внесены ряд корректировок и правок. Основные изменения пришлись на положения, касающиеся свободы слова служащих (ст. 7). Дополнительные корректировки коснулись прав на отдых и свободное время (ст. 11), дополнительные метры жилой площади (ст. 15.1) и охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 16). Редакция документа произведена на основании Федеральных законов №19, №545 и №309.

Право на свободу слова

Изменения в законе “О статусе военнослужащих” (далее – Закон) в 2019 году внесены 19 Федеральным Законом и действуют с 6 марта 2019 года. Корректировке подверглись ряд положений, касающихся свободы слова, в п. 1 ст. 7 Закона, а также введены дополнительные регламентирующие меры, отраженные в п. 1.1-1.4 ст. 7 Закона.

В 2019 г. Закон однозначно запрещает военнослужащим разглашать сведения, охраняемые законом РФ, а также представляющие государственную тайну (п. 1), где также, согласно п. 1.1, не допускается:

  • публиковать в средствах массовой информации и социальных сетях сведения, демонстрирующие принадлежность к военной службе;
  • распространять в Интернете информацию о других лицах, состоящих на военной службе, а также об их семьях;
  • распространять сведения, отражающие аспекты военной и служебной деятельности, деятельности военных организаций и формирований, находящихся под охраной государства.

В п. 1.2 ст. 7 (далее – Статьи) Закона приводится перечень обстоятельств, исключающих применение положений п. 1.1 в отношении военнослужащих. Среди них:

  • распространение информации на основаниях, продиктованных нормативными актами РФ;
  • публикация сведений в системе персональных данных, обеспечивающих конфиденциальность и запрет на передачу посторонним лицам;
  • публикация и распространение информации в рамках компетенции и обязанностей служащего по регламенту, установленному законодательством РФ.

Справка. Нарушения закона в части п. 1.3 и п. 1.1 Статьи с 2019 года классифицируется как грубый дисциплинарный проступок.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

В 2019 году корректировке подверглась ст. 16 Закона, касающаяся права на охрану здоровья и медицинскую помощь военнослужащим. Изменения регламентированы 545 Федеральным Законом РФ и вступили в силу с января 2019 года, окончательно отменив действие постановления Правительства №56, которое было упразднено ПП №1191 в сентябре 2017 года.

Теперь право на санаторно-курортное обслуживание получили члены семей граждан, состоящих на военной службе на следующих условиях:

  • исполнение служебных обязанностей по военному контракту;
  • прохождение службы в воинских частях постоянной готовности;
  • исполнение служебных обязанностей на должностях, подлежащих квалификации в матросов, сержантов, солдат и старшин;
  • заключение воинского контракта после января 2004 года.

В 2019 году право на внеочередное, общее и дополнительное предоставление путевки в санаторий не зарезервировано только за курсантами профессиональных и высших военных образовательных учреждений (п. 4 ст. 16 Закона). Изменения регламентированы п. 2 Федерального Закона №545.

Иные изменения

Дополнительные изменения в Законе “О статусе военнослужащих” коснулись права на отдых и свободное время, а также порядка предоставления жилой площади. Документ подвергся редакции на основании Федеральных Законов №545 и №309.

Право на отдых и свободное время

Корректировки в ст. 11 (далее — Статьи) Закона произведены на основании п. 1 ФЗ-545 от декабря 2018 года. В 2019 году за военнослужащими, исполняющими служебные обязанности в воинских частях постоянной готовности, а также переходящими в набор служащих по контракту, закреплены гарантии, предусмотренные п. 1 и п. 3 Статьи Закона. На основании п. 1 служащие имеют гарантированное право на следующее:

  • нормированную продолжительность рабочей недели, не превышающую пределы, установленные нормативными актами РФ;
  • компенсацию в виде дополнительных дней отдыха при исполнении сверхурочной службы;
  • присоединение компенсации сверхурочных в виде дополнительных дней отдыха к основному отпуску по желанию военнослужащего.

На основании п. 3 Статьи служащие, исполняющие обязательства по боевому дежурству, а также принимающие участие в служебных и военных мероприятиях в перечне, установленном Министерством Обороны РФ или иными органами исполнительной власти, имеют следующие гарантии:

  • привлечение к участию в мероприятиях в рамках нормированной продолжительности рабочей недели, не превышающей пределы, установленные нормативными актами РФ;
  • дополнительные сутки отдыха в виде компенсации за участие в мероприятиях сверх нормы рабочей недели;
  • выплата денежного довольствия взамен натуральной компенсации в виде дополнительных суток отдыха с расчетом на каждый день, отработанный сверхурочно.

Ввиду изменений, подготовленных в последней редакции документа, из Статьи исключено положение о предоставлении не менее 1-х суток отдыха служащим в воинских частях постоянной готовности (п. 4 Статьи).

Право на дополнительные квадратные метры жилплощади

В 2019 году редакции подверглась ст. 15.1 о предоставлении жилой площади Закона на основании ст. 3 ФЗ-309. Изменения вступили в силу 31 января 2019 г., где право на дополнительные квадратные метры жилья закреплено за такими категориями:

  • служащими, имеющими звания полковника и выше;
  • вышедшими на пенсию и служащими на пенсии;
  • ушедшими в отставку по состоянию здоровья;
  • командирами воинских частей;
  • служащими, обладающими почетными званиями РФ;
  • преподавателями военных ВУЗов, колледжей и учебных центров;
  • служащими, имеющими научную степень или звание.

С изменениями Закона, вступившими в силу, можно ознакомиться в обзоре последних редакций документа. Правки, коснувшиеся права на свободу слова, отражены в тексте 19 Федерального Закона РФ. Изменения, пришедшиеся на право на отдых и охрану здоровья, регламентированы Федеральным Законом №545. Корректировки, обеспечивающие некоторым категориям военнослужащих право на дополнительные квадратные метры жилплощади, изложены в тексте Федерального Закона РФ №309.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: