37 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фото: Солдаты в каске СШ-36 “Халхинголка”. Подборка-2

Форум Военно-Исторических Реконструкторов

О Сш-36 (Халхинголка, Халка, Гребехатка).

Max Zoltz 29 окт 2009

Гость_Такшеев_* 29 окт 2009

в идеале взять бы 4й рост. У меня каска 3й рост, подшлемник на 59 размер головы. Одевается только на голову. Зимой пробывал одевать каску на шерстяной подшлемник, уже проблематично. Так что берите лучше 4й рост, если найдете. Размер весьма редкий.

4 роста ( размера на самом деле) не бывает в природе.
Их всего было 3 размера и по 3 типа в каждом ( итого 9 типов)- на круглую голову, нормальную, и вытянутую ( продолговатую_. В то время народ был малоголовый- в основном поэтому номер 1 так часто встречается. а 3- редкость.
а то, что на шапку зимой не лезет- потому их и отменили. Это их самый главный дефект. Очень жёсткий подшлем. На финской его выдиралим нафиг, чтоб на ушанку надевать. Оставляли тока подбородный ремень.
странно по 59 размеру- у меня 58й, и размр шлема №2. Сидит на голове не тесно- нормально. С подшлемником- как влитой, но холодновато башке. так что путаете что-то. трёшка со свистом на 59й оденется.
кстати, меряли деланные колпаки, или оригинальные? один из приёмов убрать пилу по краю- снять 2-3 миллиметра наждаком. это незаметно в результате- сам так делал.
Сообщение отредактировал Такшеев: 29 Октябрь 2009 – 11:02

NorthWind 29 окт 2009

Гость_Такшеев_* 29 окт 2009

Всем ответившим большое спасибо!
Мерял на оригинальных колпаках.

один из вариантов- размеры могли разниться в завимсимости от производителя и штампов именно на этом предприятии. Ибо культура производства в 30-е годы оставляла желать лучшего. СССр- не Германия.

Max Zoltz 29 окт 2009

4 роста ( размера на самом деле) не бывает в природе.
Их всего было 3 размера и по 3 типа в каждом ( итого 9 типов)- на круглую голову, нормальную, и вытянутую ( продолговатую_. В то время народ был малоголовый- в основном поэтому номер 1 так часто встречается. а 3- редкость.
а то, что на шапку зимой не лезет- потому их и отменили. Это их самый главный дефект. Очень жёсткий подшлем. На финской его выдиралим нафиг, чтоб на ушанку надевать. Оставляли тока подбородный ремень.
странно по 59 размеру- у меня 58й, и размр шлема №2. Сидит на голове не тесно- нормально. С подшлемником- как влитой, но холодновато башке. так что путаете что-то. трёшка со свистом на 59й оденется.
кстати, меряли деланные колпаки, или оригинальные? один из приёмов убрать пилу по краю- снять 2-3 миллиметра наждаком. это незаметно в результате- сам так делал.

Благодарю за информацию. Щас перемерил каску, 29 см. Получается тип 2, судя по описанию.

Гость_Такшеев_* 29 окт 2009

Благодарю за информацию. Щас перемерил каску, 29 см. Получается тип 2, судя по описанию.

и не сомневался. размер 3- это такой внушительный горшок

П-38 29 окт 2009

4 роста ( размера на самом деле) не бывает в природе.
Их всего было 3 размера и по 3 типа в каждом ( итого 9 типов)- на круглую голову, нормальную, и вытянутую ( продолговатую_. В то время народ был малоголовый- в основном поэтому номер 1 так часто встречается. а 3- редкость.
а то, что на шапку зимой не лезет- потому их и отменили. Это их самый главный дефект. Очень жёсткий подшлем. На финской его выдиралим нафиг, чтоб на ушанку надевать. Оставляли тока подбородный ремень.
странно по 59 размеру- у меня 58й, и размр шлема №2. Сидит на голове не тесно- нормально. С подшлемником- как влитой, но холодновато башке. так что путаете что-то. трёшка со свистом на 59й оденется.
кстати, меряли деланные колпаки, или оригинальные? один из приёмов убрать пилу по краю- снять 2-3 миллиметра наждаком. это незаметно в результате- сам так делал.

Был 4й, видел фотки с клеймами, если найду, выложу

то что хотел не нашел, но вот как вариант (фото не мое, автор указан)

Прикрепленные изображения

NorthWind 31 окт 2009

infantryman 27 ноя 2012

1. Ранняя звезда (1936-1937 гг) на каску СШ-36 (халхинголка)

2. Поздняя звезда (1938-1939 гг) на каску СШ-36 (халхинголка)

Прикрепленные изображения

wadimych 11 сен 2015

Статья про изменение типов звезд на СШ-36, заодно объясняет почему не было широких звезд на СШ-39

москаль2 15 сен 2015

хорошая статейка. Для многих расставляет все по своим местам. Спасибо

Канонир 17 сен 2015

Да, занятная информация.

wadimych 20 сен 2015

Добавлю, что вообще звезды на касках отменены с 23 мая 1940 года.

Т.е. после примерно этой даты (+/- неделя) их на заводе уже не ставили.

На СШ-40 их 100% быть не может. Опытная партия СШ-40 была изготовлена в период с 1 по 21 декабря 1940 года.

товарищ Иванов 20 сен 2015

Информация ударная и нужная! Без шуток!

На счет СШ-40, догадывался, что все звезду после-война-парадные, но подтверждений не видел!

ПыСы: Но, на мероприятиях, ласкают глаз и печалят кошелек – только хорошо сделанные звездатые Хасаны!

wadimych 17 окт 2015

Вставлю 5 копеек.

СШ-36 изготавливались только на одном заводе “За Индустриализацию” в г.Лысьва (ЗИ), впоследствии это ЛМЗ. Второй завод Красный Октябрь (ЗКО) г. Сталинград начал производство в 1940-м году, производил СШ-39, а впоследствии СШ-40.

Читать еще:  Фото: Бронешлем "Рысь-А" / "Рысь-Т"

Размеров СШ-36 по заводским документам на конец 1936 года 5, цитата:

1-ый рост – 53,5 см

2-ой рост – 54,0 см (более полный чем 1, круглый)

3-ий рост – 56,5 см

3А рост -56,5 см (круглый более полный, чем 3-ий)

Помимо этого, имелись проблемы в изготовлении, несмотря на то, что шлем был принят к снабжению в ноябре 1935, производство шло туго:

план на 1936 год был 500000 шлемов, к октябрю 1936 года было сдано военпреду всего 63560 шт и все они были 2-го роста. К концу 936 года удалось сдать 120000 шт, при этом начались проблемы с металлопрокатом и у армии появились нарекания к шлему:

2. к термообработке

3. к качеству стали.

Поэтому в декабре 1936 начались работы по созданию новых образцов шлемов и появлению СШ-37 и других опытных касок, что в итоге привело к СШ-39 и впоследствии к СШ-40.

Сообщение отредактировал wadimych: 17 Октябрь 2015 – 20:34

Тимофей В 19 окт 2015

Вопрос такой, дабы не плодить тем , а были ли поздние звёзды с СиМом, и звездой пунктиром? Новоделов тьма, а вот оригиналов не встречал.
Вот пример такой звезды

Сообщение отредактировал Волков Тимофей: 19 Октябрь 2015 – 20:53

wadimych 19 окт 2015

Видел оригинальный чертеж на звезду. Надо посмотреть внимательнее еще раз. На СШ-36 такого типа, оригинальной, перемычки есть, но видно плохо.

Но этот “горшок” блестит как то место, что коты лижут.

Сообщение отредактировал wadimych: 19 Октябрь 2015 – 21:54

ИВАН ИВАНЫЧ 19 окт 2015

Красавцы Да?, фото естесно из сети

Вопрос такой, дабы не плодить тем , а были ли поздние звёзды с СиМом, и звездой пунктиром? Новоделов тьма, а вот оригиналов не встречал.
Вот пример такой звезды

Вот с пунктирной звездой

Прикрепленные изображения

Тимофей В 20 окт 2015

Вставлю 5 копеек.

СШ-36 изготавливались только на одном заводе “За Индустриализацию” в г.Лысьва (ЗИ), впоследствии это ЛМЗ. Второй завод Красный Октябрь (ЗКО) г. Сталинград начал производство в 1940-м году, производил СШ-39, а впоследствии СШ-40.

Размеров СШ-36 по заводским документам на конец 1936 года 5, цитата:

1-ый рост – 53,5 см

2-ой рост – 54,0 см (более полный чем 1, круглый)

3-ий рост – 56,5 см

3А рост -56,5 см (круглый более полный, чем 3-ий)

Помимо этого, имелись проблемы в изготовлении, несмотря на то, что шлем был принят к снабжению в ноябре 1935, производство шло туго:

план на 1936 год был 500000 шлемов, к октябрю 1936 года было сдано военпреду всего 63560 шт и все они были 2-го роста. К концу 936 года удалось сдать 120000 шт, при этом начались проблемы с металлопрокатом и у армии появились нарекания к шлему:

2. к термообработке

3. к качеству стали.

Поэтому в декабре 1936 начались работы по созданию новых образцов шлемов и появлению СШ-37 и других опытных касок, что в итоге привело к СШ-39 и впоследствии к СШ-40.

Хе, сталь сталью, а я когда на своей отверстия под клёпки растачивал, 2 светла сточил (по металлу), вот вам и сталь 80-ти летней давности.

Тимофей В 20 окт 2015

Красавцы Да?, фото естесно из сети

Вот с пунктирной звездой

Да, этот хасан не мой (долго было за фотиком лезть)
Таки если присмотреться получается всё равно другой пунктир, нежели на новоделах.
На оригиналах перемычки расположены дальше окончаний

Каска “Халхинголка”

На макушке в каске было небольшое отверстие, для вентиляции. Его прикрывала накладка в виде гребня. СШ-36 была основной каской РККА до 1940 г., пока не появилась СШ-40 — советская каска времен Великой Отечественной войны.
Красноармейцы на параде в честь Первого мая.

Первомай в Киеве перед войной.

Впервые советским солдатам пришлось повоевать в касках СШ-36 на озере Хасан в 1938 г. Север Китая и Корея в то время были оккупированы Японией. Но кроме того японцам приглянулась некая сопка Заозерная километрах в 150 от Владивостока. Зачем она им понадобилась — не известно. Но в один прекрасный день самураи перешли границу, заняли эту сопку (а также соседнюю), поставили пулеметы и окопались. Типа теперь — это наше.
На фото ниже — красноармейцы в касках СШ-36 устанавливают флаг на вершине сопки Заозерная:

Однако самураи не унимались. На следующий (1939-й) год им приглянулось уже кое-что из монгольской территории. А именно район приграничной реки Халхин-Гол. Летом 1939 г. японцы при поддержке танков и авиации вторглись в Монголию.
Началась полномасштабная 4-месячная война, где с обоих сторон участвовало больше 100 000 солдат. Японцы были рагромлены. Советские войска на реке Халхин-Гол были сплошь в шлемах СШ-36, откуда и пошло название этой каски -халхинголка.
Офицеры в халхинголках и автострадные танки БТ в монгольской степи.

Политзанятие на Халхин-Голе. Все в СШ-36, только несколько человек — в пилотках.

Политические подковался — получи комсомольский билет!

Командир монгольских союзников маршал Чойбалсан и красноармейцы в халхинголках.
Справа от Чойбалсана — офицер очень похожий на Жукова.

Но как оказалось, это дивизионный комиссар Никишев

Халхин-Гол был локальным конфликтом.

Читать еще:  Фото Противоударный шлем ПШ-97

Офицер в халхинголке во время польского похода.

Встреча с союзниками. Немец (второй справа) — вылитый бравый солдат Швейк с иллюстраций Йозефа Лады к книжке Гашека.

Границу подвинули — можно и покурить.

В 1939 г. уточнили границу на западе. В 1940 — на Карельском перешееке. На фото — парад 1 мая 1940 г. в недавно завоеванном Выборге.

1 мая 1941 г. Немцы уже вовсю собирают войска на границе. РККА — тоже. Скоро начнется. Из них — участников первомайского парада 1941 г. до конца войны доживут немногие. Довоенная кадровая Красная армия почти полностью погибнет в провальной кампании лета-осени 1941 г.

Лето 1941… Убитые советские солдаты в халхинголках.

Сентябрь 1941. Сапер в СШ-36 за работой. Хорошо виден гребень на каске.

Курская дуга, 1943 год. Боец в халхинголке (слева) осматривает подбитую самоходку «Фердинанд». Сегодня продукция под маркой Фердинанда Порше — мечта потребителя. В 1943 — артиллериста.

К концу войны халхинголки в массовом порядке остались только на Дальнем Востоке. Их можно видеть на ряде фотографий советско-японской войны 1945 г. Война была скоротечной, всего три недели. Из них за первые 2 советские войска прошли всю Маньчжурию и захватили ряд ключевых пунктов на море. Потом у японцев началась общая капитуляция и сдача в плен. Ниже — два офицера морской пехоты Тихоокеанского фронта во время советско-японской войны 1945 г.

Август 1945. Воздушный десант на город Мукден (северный Китай) на аэродроме.

Еще те же мукденские десантники 1945 г.:

После советско-японской войны боевая история СШ-36 заканчивается. Дальше халхинголка переходит в разряд военного антиквариата.

Каска СШ-36

Стальной шлем, или в просторечии каска, стал обязательным элементом экипировки бойца XX века. Окопный период Первой мировой войны показал необходимость защиты головы солдата от шрапнели и осколков. Все воющие страны приняли на вооружение стальные головные уборы.

ОТ КАСКИ АДРИАНА ДО «КОЛОКОЛЬЧИКА»

Первые каски, принятые на вооружение РККА, были изготовлены во время Первой мировой войны. В 1916 году для Русской армии во Франции было заказано 2 млн касок, разработанных генералом армии Огюстом Луи Адрианом. Однако успели поставить только 340 тыс. Каски получили обозначение М1916. Они были окрашены в светлую охру и имели фронтальную эмблему с двуглавым орлом.

Каска Адриана изготавливалась из стали толщиной 0,7 мм и весила, в зависимости от размера, 700-800 г. Корпус каски состоял из четырех деталей: полусферического свода, переднего и заднего козырька, и гребня жесткости с вентиляционной полостью. Подшлемник каски собирался из шести-семи клапанов кожи. Каска имела подбородочный ремень из лошадиной кожи шириной 0,5 см.

Каска неплохо защищала от осколков и шрапнели, но была бессильна против винтовочных и пулеметных пуль. Кроме того, она была низкотехнологична — для сборки одной каски требовалось 50 операций. По этой причине, когда встал вопрос о производстве русских касок, была произведена дополнительная разработка. В результате появился шлем М1917 («Солберг»). Гребень на каске заменили круглой накладкой. Шлем изготавливался штамповкой из 1,2-мм листа вязкого никелевого сплава, такого же, из которого делали корабельную броню. Заказ на производство шлемов был размещен в Финляндии, входящей тогда в состав Российской Империи, на заводах Солберга и Хольмберга. До конца 1917 года было выпущено 600 тыс. шлемов. Часть из них успели отправить в Россию.

В 1924 году запасы касок Адриана М1916 и шлемов М1917 «Солберг» поступили на вооружение Красной армии. Шлемы были перекрашены в хаки, старые эмблемы сменили на красные жестяные звезды. М1916 и М1917 находились на вооружении РККА до 1939 года. В 1929 году появился экспериментальный шлем М1929 (М29). Он имел оригинальную форму, за которую получил меткое прозвище «колокольчик», однако в нем явно просматривалось влияние М1917 «Солберг». Шлем был испытан в сентябре 1929-го на учениях под Бобруйском, но в производство не поступил в связи с высокой трудоемкостью изготовления.

Каска Адриана, Ml 7 и М29 не удовлетворяли новым требованиями к средствам защиты личного состава и были нетехнологичны в производстве. Разработка новых шлемов продолжилась, и в 1930 году лейтенант А. А. Шварц представил свой проект стального шлема М30. Внешне он напоминал немецкий шлем времен Первой мировой войны, но имел более длинный козырек и короткие поля. Вентиляционные отверстия отсутствовали. Толщина стенок была 1,1 мм, вес — 1,3 кг. В производство шлем принят не был, но наработки использовали при создании «стального шлема, обр. 1936» — СШ-36. Так новый шлем получил от МЗО подтулейное устройство и гофрированные алюминиевые полосы, установленные между шлемом и подшлемником для обеспечения вентиляции и дополнительной амортизации. Шлем имел оригинальную полусферическую форму, с выдающимся вперед козырьком и боковыми широкими полями-скатами.

На макушке размещался небольшой гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие. Толщина стенок составляла 1,1 мм, вес шлема составлял 1,2-1,3 кг (в зависимости от размера). Шлем выпускался в трех типоразмерах. Подтулейное устройство имело купольную форму и изготавливалось из ткани. В верхней части купола имелся шнур, позволяющий подгонять подшлемник под размер головы. В нижней части он обрамлялся полоской из кожи или кожзаменителя. Крепление подтулейного устройства производилось с помощью трех заклепок, расположенных на поверхности шлема. Подбородочный ремень был брезентовый или кожаный. Его длина регулировалась с помощью стальной пряжки. СШ-36 окрашивался в темно-зеленый цвет или в хаки. На фронтальную часть шлема наносился контур пятиконечной звезды.

Читать еще:  Фото: Бронешлем "Маска-1Щ". Подборка-1

СШ-36 БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Свое боевое крещение СШ 36 получил в Испании во время гражданской войны 1936-1939 годов. В небольших количествах шлемы этой модели поставлялись в качестве военной помощи республиканцам. Затем в 1938 году были боевые испытания на озере Хасан, в 1939-м в боях у реки Халхин-Гол и во время Зимней войны с Финляндией в 1939-1940 годах. При анализе боевого применении был выявлен ряд недостатков. В частности широкие поля-скаты, которые СШ-36 получил для защиты от ударов шашкой по инициативе С. М. Буденного, парусили и затрудняли передвижение солдата бегом, а большой козырек уменьшал обзор. Сталь, из которой изготавливался шлем, имела не лучшие характеристики, и защитные свойства шлема были посредственными.

Каска Советская СШ-36 (Халхинголка)

#226 Snoopi

#227 hohot

  • Пользователи
  • 697 сообщений
    • Город: Moscow

    Ребят,а как вы ставите подшлем на СШ -36.У меня просто проблема старые держатели подбородочного ремешка “умерли” что с ними делать. высверливать? или есть другие варианты?

    ИМХО оптимальный вариант: стачиваешь головку старой заклёпки наждаком (болгаркой, шарошкой) и выбиваешь заклёпку тонким керном. Далее ставишь и приклёпываешь новое крепление.

    . Подвязать штаны продолговатым ремешком И ступать вперед, надеясь Что была и у тебя Когда-тоЖизнь как сметанаЖизнь как перина .

    #228 mm_psycho

    #229 SCS_SerP

  • Модераторы
  • 1085 сообщений
    • Город: Санкт-Петербург

    #230 mm_psycho

    Красилась обязательно. Просто слоем очень тонким и иногда халтурили – красили только с одной стороны – поэтому быстро ржавела.

    спасибо ОГРОМНОЕ!

    #231 salzer

  • Отсутствующие
  • 342 сообщений
    • Город: Воронеж

    Красилась обязательно. Просто слоем очень тонким и иногда халтурили – красили только с одной стороны – поэтому быстро ржавела.

    А ее при покраски внутрянки очень сложно хорошо покрасить из-за волнистости.

    #232 mm_psycho

    [quote name=’salzer’ post=’1353482′ date=’Jan 22 2010, 13:14 ‘][quote name=’SCS_SerP’ post=’1334378′ date=’Dec 27 2009, 18:02 ‘]Красилась обязательно. Просто слоем очень тонким и иногда халтурили – красили только с одной стороны – поэтому быстро ржавела.[/quote]

    А ее при покраски внутрянки очень сложно хорошо покрасить из-за волнистости.
    [/quote]
    Я покрасил хорошо – из баллончика

    #233 salzer

  • Отсутствующие
  • 342 сообщений
    • Город: Воронеж

    #234 oberon

  • Отсутствующие
  • 281 сообщений
    • Город: Тюмень, Новосибирск

    Вот мои “яйца Чингизхана”:

    Красавец

    какой цвет в жизни? А то видятся серооливковыми

    Сообщение отредактировал oberon: 22 January 2010 – 19:50

    #235 slepoi strelok

  • Пользователи
  • 103 сообщений
    • Город: Волгоградская обл.

    Спасибо за совет! А насчёт убитых шапок учту на будущее.

    То что подсказали по “убитости”-правильно, но вот начинать тренироваться надо- на подобных дуршлаках. Не столь жалко добить подобное сооружение из дыр и ржавчины. (если нет у нее “легенды”-Жуков в ней был на “Озере”, или первый ГСС там же. ). А вот если выживет после твоего “госпиталя”-будет и тебе респект полный, и опыта наберешся, и более легкими окажутся другие работы.
    Со своей стороны порекомендую нехитрый фокус с эпоксидной смолой.
    Она очень хорошо “цепляется” на пористый металл, ржавчину и т. д. Но в нее надо ввести железные опилки (обращаю внимание-не аллюминиевые). Порошок опилок можно собрать под любым наждаком в слесарных мастерских при помощи магнита, просеять через сито с разным размером ячеек и получить вплоть до пудры фракции. Первый проход делаешь кистью очень жидкой теплой эпоксидкой (можно спокойно добавлять и растворитель и скинехороший человек и т. д. качество не меняется). Это дает полное проникновение клея в микротрещины и поры металла и в слои остаточной ржавчины. Т.к. эпо начинает твердеть минут через 20-30 неспеша готовишь вторую порцию погуще уже со стружкой(с опилками) и как обычную шпаклевку затираешь по ” пропитанной”поверхности. Вот тут и начинаются “фокусы”, которые играют тебе на руку.Смола постепенно набирает твердость-можно при навыке прокатывать по поверхности валик(из твердого материала-использую обычные латунные трубки), добавлять или опилки или капельки смеси на проблемные места. На несколько минут можно снова размягчить определенное место обычным феном, подправить и т. д. Можно использовать “арматуру”-бинт, марлю, картон, бумагу и т. д. вплоть до латунной сетки при заделки больших отверстий или вальцовке краев (бортиков)каски.
    Пластилин идет как опалубка-можно создать любой сложности и кривизны поверхность, потом соскоблить пластилин обыкнов.ножом или ваткой с бензином. И гланое: затвердевшую массу можно спокойно пилить, обрабатывать наждаком с небольшими мягкими камнями, красить, и т. д. Где необходимо-зашкурить и снова нанести смесь.
    И последнее, почему я “за” эпо с опилками. Найти переход с настоящего металла на пластик не такто легко, даже на поверхности некрашенного изделия.(см.фото)Половина ВСЕГО! макета из металлопластика-коробка, прицельная рамка, конец ствола, мушка. Можно полировать, или “заржавить” под вынутую из земли. И не только каску.

    Прикрепленные изображения

    Сообщение отредактировал slepoi strelok: 24 January 2010 – 20:53

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: