48 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фото: СШ-36 / Халхинголка / Ушастый / Хасанка. Подборка-1

Каска “Халхинголка”

На макушке в каске было небольшое отверстие, для вентиляции. Его прикрывала накладка в виде гребня. СШ-36 была основной каской РККА до 1940 г., пока не появилась СШ-40 — советская каска времен Великой Отечественной войны.
Красноармейцы на параде в честь Первого мая.

Первомай в Киеве перед войной.

Впервые советским солдатам пришлось повоевать в касках СШ-36 на озере Хасан в 1938 г. Север Китая и Корея в то время были оккупированы Японией. Но кроме того японцам приглянулась некая сопка Заозерная километрах в 150 от Владивостока. Зачем она им понадобилась — не известно. Но в один прекрасный день самураи перешли границу, заняли эту сопку (а также соседнюю), поставили пулеметы и окопались. Типа теперь — это наше.
На фото ниже — красноармейцы в касках СШ-36 устанавливают флаг на вершине сопки Заозерная:

Однако самураи не унимались. На следующий (1939-й) год им приглянулось уже кое-что из монгольской территории. А именно район приграничной реки Халхин-Гол. Летом 1939 г. японцы при поддержке танков и авиации вторглись в Монголию.
Началась полномасштабная 4-месячная война, где с обоих сторон участвовало больше 100 000 солдат. Японцы были рагромлены. Советские войска на реке Халхин-Гол были сплошь в шлемах СШ-36, откуда и пошло название этой каски -халхинголка.
Офицеры в халхинголках и автострадные танки БТ в монгольской степи.

Политзанятие на Халхин-Голе. Все в СШ-36, только несколько человек — в пилотках.

Политические подковался — получи комсомольский билет!

Командир монгольских союзников маршал Чойбалсан и красноармейцы в халхинголках.
Справа от Чойбалсана — офицер очень похожий на Жукова.

Но как оказалось, это дивизионный комиссар Никишев

Халхин-Гол был локальным конфликтом.

Офицер в халхинголке во время польского похода.

Встреча с союзниками. Немец (второй справа) — вылитый бравый солдат Швейк с иллюстраций Йозефа Лады к книжке Гашека.

Границу подвинули — можно и покурить.

В 1939 г. уточнили границу на западе. В 1940 — на Карельском перешееке. На фото — парад 1 мая 1940 г. в недавно завоеванном Выборге.

1 мая 1941 г. Немцы уже вовсю собирают войска на границе. РККА — тоже. Скоро начнется. Из них — участников первомайского парада 1941 г. до конца войны доживут немногие. Довоенная кадровая Красная армия почти полностью погибнет в провальной кампании лета-осени 1941 г.

Лето 1941… Убитые советские солдаты в халхинголках.

Сентябрь 1941. Сапер в СШ-36 за работой. Хорошо виден гребень на каске.

Курская дуга, 1943 год. Боец в халхинголке (слева) осматривает подбитую самоходку «Фердинанд». Сегодня продукция под маркой Фердинанда Порше — мечта потребителя. В 1943 — артиллериста.

К концу войны халхинголки в массовом порядке остались только на Дальнем Востоке. Их можно видеть на ряде фотографий советско-японской войны 1945 г. Война была скоротечной, всего три недели. Из них за первые 2 советские войска прошли всю Маньчжурию и захватили ряд ключевых пунктов на море. Потом у японцев началась общая капитуляция и сдача в плен. Ниже — два офицера морской пехоты Тихоокеанского фронта во время советско-японской войны 1945 г.

Август 1945. Воздушный десант на город Мукден (северный Китай) на аэродроме.

Еще те же мукденские десантники 1945 г.:

После советско-японской войны боевая история СШ-36 заканчивается. Дальше халхинголка переходит в разряд военного антиквариата.

Форум Военно-Исторических Реконструкторов

О Сш-36 (Халхинголка, Халка, Гребехатка).

Тимофей В 20 окт 2015

Видел оригинальный чертеж на звезду. Надо посмотреть внимательнее еще раз. На СШ-36 такого типа, оригинальной, перемычки есть, но видно плохо.

Но этот “горшок” блестит как то место, что коты лижут.

Этот конечно даже черезчур, но вообще на архивных фото прослеживается, что хасаны отличались “глянцевостью”

Саша Милосердная 20 окт 2015

Да, этот хасан не мой (долго было за фотиком лезть)
Таки если присмотреться получается всё равно другой пунктир, нежели на новоделах.
На оригиналах перемычки расположены дальше окончаний

пунктир – это точка – тире, а на звезде перемычки от трафарета, не изобретайте новых ненужных терминов

Тимофей В 20 окт 2015

пунктир – это точка – тире, а на звезде перемычки от трафарета, не изобретайте новых ненужных терминов

Я конечно дичайше извиняюсь, но точка-тире это штрихпунктир, а обозначение чёрточками называется правильно- штриховой пунктир. А перемычки от трафарета, как раз на него и похожи, но к терминам это не имеет отношения, я и написал про расположение перемычек.
С уважением.

ИВАН ИВАНЫЧ 20 окт 2015

Я конечно дичайше извиняюсь, но точка-тире это штрихпунктир, а обозначение чёрточками называется правильно- штриховой пунктир. А перемычки от трафарета, как раз на него и похожи, но к терминам это не имеет отношения, я и написал про расположение перемычек.
С уважением.

а вы представляете с чего делаются ( или делались копийные трафареты звезд? )), естественно с одного фото исходника, потом уже с разных стали делать,на представленных мной фото , видно два варианта пунктирных звезд, красным обозначил места перемычек, синим выделена прямая, так что бы было видно, на каком расстоянии сделаны перемычки

Читать еще:  Фото: Карабина КС-К-18,5

Прикрепленные изображения

wadimych 20 окт 2015

В заводском чертеже есть эти разрывы под трафарет. По чертежу вписаны в окружность

wadimych 21 окт 2015

Вот фрагмент заводского чертежа на звезду, из него видно, что перемычки вписаны в круг и они являются перпендикулярами к линиям звезды (чертеж сильно искажен).

И если посмотреть на шлемы реконструкторов, то по звезде на шлемах можно многих “браковать”, а тем более, если и до размеров “докопаться” (про подтулейное устройство не говорю, там еще “косяков” наловить можно).

Прикрепленные изображения

wadimych 21 окт 2015

Хе, сталь сталью, а я когда на своей отверстия под клёпки растачивал, 2 светла сточил (по металлу), вот вам и сталь 80-ти летней давности.

Это как? Отверстий не было? Или старые клепки высверливали? Так они мягкие, не каленые. Может со сверлами что-то не то?

Сталь твердая, но хрупкая, а для каски важна эластичность, чтобы пробития не было и пуля энергию теряла.

Причем есть один аспект, выявившийся в документах: сталь в немецких касках и в СШ-39 и 40 обладает некоторыми пружинными свойствами (в определенных пределах).

Тимофей В 22 окт 2015

Это как? Отверстий не было? Или старые клепки высверливали? Так они мягкие, не каленые. Может со сверлами что-то не то?

Сталь твердая, но хрупкая, а для каски важна эластичность, чтобы пробития не было и пуля энергию теряла.

Причем есть один аспект, выявившийся в документах: сталь в немецких касках и в СШ-39 и 40 обладает некоторыми пружинными свойствами (в определенных пределах).

Исходник у меня был крепкий, почти без дыр и без пилы по краю, клёпки удалось выбить, так что рассверливал, я именно старые отверстия, до чуть большего диаметра, буквально 0.5/1 мм. Свёрла были совершенно обычные, по металлу, причём из разных магазинов (одного диаметра конечно-же). И да, я заметил, что при сдавливании каска пружинит, то есть она очень эластична.

Сообщение отредактировал Волков Тимофей: 22 Октябрь 2015 – 18:42

wadimych 22 окт 2015

Ясно. Проблем со сверлением не было. Но было бы жалко, если бы сверлили халхин без дыр под заклепки

Тимофей В 22 окт 2015

Вот фрагмент заводского чертежа на звезду, из него видно, что перемычки вписаны в круг и они являются перпендикулярами к линиям звезды (чертеж сильно искажен).

И если посмотреть на шлемы реконструкторов, то по звезде на шлемах можно многих “браковать”, а тем более, если и до размеров “докопаться” (про подтулейное устройство не говорю, там еще “косяков” наловить можно).

Не подскажете правильные размеры?, на всякий..

Халхинголка

Каска-халхинголка, она же шлем стальной СШ-36, была принята на вооружение Красной Армии в 1936 г. Имела характерные широкие поля и низкий козырек, которые (по легенде) придумал Буденный – для защиты от сабельных ударов. На макушке в каске было небольшое отверстие, для вентиляции. Его прикрывала накладка в виде гребня. СШ-36 была основной каской РККА до 1940 г., пока не появилась СШ-40 – советская каска времен Великой Отечественной войны.

Чисто внешне халхинголка напоминала немецкий шлем образца 1916 г. На фото ниже – эсэсовцы в шлемах 1916 г. в парадном строю.

А это красноармейцы на параде в честь Первого мая. Главное не перепутать кто где.

Первомай в Киеве перед войной.

И снова в Москве. Каски надраены, аж блестят.

Впервые советским солдатам пришлось повоевать в касках СШ-36 на озере Хасан в 1938 г. Север Китая и Корея в то время были оккупированы Японией. Но кроме того японцам приглянулась некая сопка Заозерная километрах в 150 от Владивостока. Зачем она им понадобилась – не известно. Но в один прекрасный день упоротые самураи перешли границу, заняли эту сопку (а также соседнюю), поставили пулеметы и окопались. Типа теперь – это наше.

Понятно, что случись такое в наше время – японцам не пришлось бы и границу переходить. Сопку бы им просто продали, а за две сопки – еще бы и скидка была. Кстати при покупке трех – четвертая бесплатно. Однако во времена товарища Сталина такие “уточнения границы” в пользу соседей не практиковались. На место проишествия прибыла группа любителей горного туризма, численностью около дивизии, и взяла сопку штурмом. На фото ниже – красноармейцы в касках СШ-36 устанавливают флаг на вершине сопки Заозерная:

Однако самураи не унимались. На следующий (1939-й) год им приглянулось уже кое-что из монгольской территории. А именно район приграничной реки Халхин-Гол. Летом 1939 г. японцы при поддержке танков и авиации вторглись в Монголию с целью немного уточнить границу. Километров на 40 в свою пользу. Так как Монголия в то время строила коммунизм как и Россия (а монголы были готовы строить что угодно, лишь бы от них отстали китайцы и японцы), то СССР пришлось подписаться за братский монгольский народ. Началась полномасштабная 4-месячная война, где с обоих сторон участвовало больше 100 000 солдат. Японцы были рагромлены. Советские войска на реке Халхин-Гол были сплошь в шлемах СШ-36, откуда и пошло название этой каски – халхинголка.

Читать еще:  Фото: Солдаты в каске СШ-36 "Халхинголка". Подборка-2

Офицеры в халхинголках и автострадные танки БТ в монгольской степи.

Политзанятие на Халхин-Голе. Все в СШ-36, только несколько человек – в пилотках.

Политические подковался – получи комсомольский билет!

Командир монгольских союзников маршал Чойбалсан и красноармейцы в халхинголках.
Справа от Чойбалсана – офицер очень похожий на Жукова.

Но как оказалось, это дивизионный комиссар Никишев:

Конечно, сегодня отдельные историки позволяют себе критиковать роль товарища Жукова на Халхин-Голе. Дескать, не он – отец победы. Он всего лишь командовал корпусом (правда, на решающем участке), а всеми войсками руководил командарм Григорий Штерн. Кроме того план окружения японцев придумал не Жуков, а его начштаба – малоизвестный офицер Михаил Богданов, забытый талант. А Жуков на Халхин-Голе , как обычно, только самодурствовал – расстреливал своих солдат и офицеров направо-налево за все что ни попадя, и посылал в неподготовленные атаки с целью завалить японцев трупами. В общем, у победы всегда много “отцов”, а поражение – всегда сирота. Мнений сегодня много, но один факт неоспорим: на Халхин-Голе самураям навешали парни в халхинголках, а не наоборот.

Халхин-Гол был локальным конфликтом. Потом начались дела покруче. Едва в сентябре 1939 закончили с японцами, как начался Освободительный поход РККА на Западную Украину и Белоруссию. Надо было срочно освободить западных украинцев и западных белорусов. От власти Польши.

Про предвоенную Польшу ходит много стереотипов – националистическая диктатура, пилсудчики, пацификация украинцев, “гетто лавкове” для евреев. Это все так, но на фоне своих соседей – Третьего рейха и СССР предвоенная Польша была просто светочем демократии и прав человека. Во время т.н. пацификации (успокоения) украинцев в Восточной Галиции в 1930 г. были убито 50 и арестовано 5000 человек. В СССР только в 1932-33 гг. успокоили (на кладбище) пару миллионов украинских колхозников . Все познается в сравнении, однако.

На внешней арене поляки вели себя, как обычно, гордо, надеясь на западных союзников. А зря. В итоге попали под пакт Молотова-Риббентропа. С моральной точки этим пактом СССР вступил в сговор с агрессором с целью мародерства (восточных польских земель). И не просто с агрессором, а с Гитлером. А с военно-стратегической точки зрения, надо признать, пакт был гениальным шагом. Он спас СССР в 1941 году. 300 километров лишних, коллеги. 300 км лишних летом 41-го немцам пришлось пройти по Прибалтике и бывшей Восточной Польше. Из-за пакта. А так покончили бы они с прибалтами за неделю-другую и были бы сразу под Нарвой – 130 км до Питера. Аукнулись немцам эти 300 км в ноябре 1941. Когда они доползли до Химок и счет пошел на километры и метры.

Офицер в халхинголке во время польского похода. Делает важное дело. Двигает границу на 300 км.

Встреча с союзниками. Немец (второй справа) – вылитый бравый солдат Швейк с иллюстраций Йозефа Лады к книжке Гашека.

Границу подвинули – можно и покурить.

В 1939 г. уточнили границу на западе. В 1940 – на Карельском перешееке. На фото – парад 1 мая 1940 г. в недавно завоеванном Выборге.

1 мая 1941 г. Немцы уже вовсю собирают войска на границе. РККА – тоже. Скоро начнется. Из этих парней – участников первомайского парада 1941 г. до конца войны доживут немногие. Довоенная кадровая Красная армия почти полностью погибнет в провальной кампании лета-осени 1941 г.

Лето 1941 . Убитые советские солдаты в халхинголках.

Сентябрь 1941. Сапер в СШ-36 за работой. Хорошо виден гребень на каске.

Курская дуга, 1943 год. Боец в халхинголке (слева) осматривает подбитую самоходку “Фердинанд”. Сегодня продукция под маркой Фердинанда Порше – мечта потребителя. В 1943 – артиллериста.

К концу войны халхинголки в массовом порядке остались только на Дальнем Востоке. Их можно видеть на ряде фотографий советско-японской войны 1945 г. Война была скоротечной, всего три недели. Из них за первые 2 советские войска прошли всю Маньчжурию и захватили ряд ключевых пунктов на море. Потом у японцев началась общая капитуляция и сдача в плен. Ниже – два офицера морской пехоты Тихоокеанского фронта во время советско-японской войны 1945 г.

Август 1945 . Воздушный десант на город Мукден (северный Китай) на аэродроме. Часть десантников – в СШ-40, часть в старых халхинголках. Десант на Мукден был успешным. Десантники даже захватили в плен маньжурского императора Пу И. Император Пу И и его армия были китайскими власовцами – много лет сотрудничали с японцами, в то время как остальной Китай с ними воевал.

Читать еще:  Традиционный лук INTERLOPER Монгольский: пошаговая инструкция, дальность стрельбы, цена, отзывы

Еще те же мукденские десантники 1945 г.:

После советско-японской войны боевая история СШ-36 заканчивается. Дальше халхинголка переходит в разряд военного антиквариата.

Каска СШ-36

Стальной шлем, или в просторечии каска, стал обязательным элементом экипировки бойца XX века. Окопный период Первой мировой войны показал необходимость защиты головы солдата от шрапнели и осколков. Все воющие страны приняли на вооружение стальные головные уборы.

ОТ КАСКИ АДРИАНА ДО «КОЛОКОЛЬЧИКА»

Первые каски, принятые на вооружение РККА, были изготовлены во время Первой мировой войны. В 1916 году для Русской армии во Франции было заказано 2 млн касок, разработанных генералом армии Огюстом Луи Адрианом. Однако успели поставить только 340 тыс. Каски получили обозначение М1916. Они были окрашены в светлую охру и имели фронтальную эмблему с двуглавым орлом.

Каска Адриана изготавливалась из стали толщиной 0,7 мм и весила, в зависимости от размера, 700-800 г. Корпус каски состоял из четырех деталей: полусферического свода, переднего и заднего козырька, и гребня жесткости с вентиляционной полостью. Подшлемник каски собирался из шести-семи клапанов кожи. Каска имела подбородочный ремень из лошадиной кожи шириной 0,5 см.

Каска неплохо защищала от осколков и шрапнели, но была бессильна против винтовочных и пулеметных пуль. Кроме того, она была низкотехнологична — для сборки одной каски требовалось 50 операций. По этой причине, когда встал вопрос о производстве русских касок, была произведена дополнительная разработка. В результате появился шлем М1917 («Солберг»). Гребень на каске заменили круглой накладкой. Шлем изготавливался штамповкой из 1,2-мм листа вязкого никелевого сплава, такого же, из которого делали корабельную броню. Заказ на производство шлемов был размещен в Финляндии, входящей тогда в состав Российской Империи, на заводах Солберга и Хольмберга. До конца 1917 года было выпущено 600 тыс. шлемов. Часть из них успели отправить в Россию.

В 1924 году запасы касок Адриана М1916 и шлемов М1917 «Солберг» поступили на вооружение Красной армии. Шлемы были перекрашены в хаки, старые эмблемы сменили на красные жестяные звезды. М1916 и М1917 находились на вооружении РККА до 1939 года. В 1929 году появился экспериментальный шлем М1929 (М29). Он имел оригинальную форму, за которую получил меткое прозвище «колокольчик», однако в нем явно просматривалось влияние М1917 «Солберг». Шлем был испытан в сентябре 1929-го на учениях под Бобруйском, но в производство не поступил в связи с высокой трудоемкостью изготовления.

Каска Адриана, Ml 7 и М29 не удовлетворяли новым требованиями к средствам защиты личного состава и были нетехнологичны в производстве. Разработка новых шлемов продолжилась, и в 1930 году лейтенант А. А. Шварц представил свой проект стального шлема М30. Внешне он напоминал немецкий шлем времен Первой мировой войны, но имел более длинный козырек и короткие поля. Вентиляционные отверстия отсутствовали. Толщина стенок была 1,1 мм, вес — 1,3 кг. В производство шлем принят не был, но наработки использовали при создании «стального шлема, обр. 1936» — СШ-36. Так новый шлем получил от МЗО подтулейное устройство и гофрированные алюминиевые полосы, установленные между шлемом и подшлемником для обеспечения вентиляции и дополнительной амортизации. Шлем имел оригинальную полусферическую форму, с выдающимся вперед козырьком и боковыми широкими полями-скатами.

На макушке размещался небольшой гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие. Толщина стенок составляла 1,1 мм, вес шлема составлял 1,2-1,3 кг (в зависимости от размера). Шлем выпускался в трех типоразмерах. Подтулейное устройство имело купольную форму и изготавливалось из ткани. В верхней части купола имелся шнур, позволяющий подгонять подшлемник под размер головы. В нижней части он обрамлялся полоской из кожи или кожзаменителя. Крепление подтулейного устройства производилось с помощью трех заклепок, расположенных на поверхности шлема. Подбородочный ремень был брезентовый или кожаный. Его длина регулировалась с помощью стальной пряжки. СШ-36 окрашивался в темно-зеленый цвет или в хаки. На фронтальную часть шлема наносился контур пятиконечной звезды.

СШ-36 БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Свое боевое крещение СШ 36 получил в Испании во время гражданской войны 1936-1939 годов. В небольших количествах шлемы этой модели поставлялись в качестве военной помощи республиканцам. Затем в 1938 году были боевые испытания на озере Хасан, в 1939-м в боях у реки Халхин-Гол и во время Зимней войны с Финляндией в 1939-1940 годах. При анализе боевого применении был выявлен ряд недостатков. В частности широкие поля-скаты, которые СШ-36 получил для защиты от ударов шашкой по инициативе С. М. Буденного, парусили и затрудняли передвижение солдата бегом, а большой козырек уменьшал обзор. Сталь, из которой изготавливался шлем, имела не лучшие характеристики, и защитные свойства шлема были посредственными.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]