38 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

25-мм автоматическая пушка 72-К. Детальные фото.

25-мм автоматическая зенитная пушка 72-К

Характеристики 25-мм автоматической зенитной пушки 72-К

Разработка 25-мм автоматической зенитной пушки для вооружения стрелковых полков была начата в 1939 г. в КБ Машиностроительного завода им. Калинина г. Екатеринбург, под руководством главного конструктора М.Н. Логинова и руководителя проекта Л.А. Локтева.

В качества прототипа была выбрана 40-мм автоматическая зенитная пушка фирмы «Бофорс». Опытный образец 25-мм автоматической зенитной пушки ЗИК-25 был готов уже к началу осени 1939 г. и был представлен для испытаний на Научно-исследовательский зенитно-артиллерийский полигон (НИЗАП) 20 марта 1940 г.

Испытания были признаны в целом успешными, были высказаны пожелания снизить уровень вибрации при стрельбе, которая осложняла работу наводчика. В августе 1940 г. пушка была принята на вооружение под названием 25-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1940 г. с индексом 72-К.

Серийное производство орудия было организовано лишь в 1941 г. на заводе им. Калинина. С 1943 года пушка выпускалась со щитовым прикрытием. Всего до 1945 года было выпущено 4560 зенитных орудий 72-К.

25-мм автоматическая зенитная пушка 72-К

Модификации зенитного орудия 72-К

В 1943 г. в КБ завода № 88 на основе 72-К и лафета-повозки от 37-мм зенитной пушки 61-К была разработана спаренная 25-мм автоматическая зенитная пушка 94-КМ, производившаяся на заводе № 88 с 1944 до 1945 гг. Всего было произведено 237 орудий этой модификации.

Также, на основе 72-К производились следующие модификации:

  • 25 мм автоматическая зенитная корабельная установка обр. 1944 г. 84-КМ.
  • 25 мм спаренная автоматическая зенитная корабельная установка обр. 1950 г. 2М-3.
  • 25 мм спаренная автоматическая зенитная корабельная установка 2М-3М.
  • 25 мм спаренная автоматическая зенитная корабельная установка обр. 1954 г. 2М-8.

Часть пушек 72-К и 94-КМ устанавливались на шасси автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-12.

Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет

25-мм зенитная автоматическая пушка 72-К образца 1940 года. СССР

Опыт Первой мировой и Гражданской войн показал, что действие огня оружия под винтовочный патрон на высотах до 500 м было малоэффективно, а на больших высотах просто ничтожно. На высотах свыше 2000 м единственным эффективным средством борьбы с самолетами могли быть только автоматические пушки. В 1930-х годах руководство Красной Армии сделало единственно правильный вывод, что сухопутным войскам, так и флоту для защиты от воздушного противника нужны зенитные автоматические пушки с высоким темпом огня. Первоначально предполагалось, что вооружение зенитных дивизионов стрелковых дивизий составят зенитные пушки калибра 37 – 45-мм и 76-мм, а ПВО в полковом звене буду обеспечивать комплексные (счетверенные) 7,62-мм зенитные пулеметные установки, смонтированные в кузовах грузовых автомобилей. Однако уже вскоре возобладало мнение, что ПВО полков нужно заменить и ввести в штат полков батарею малокалиберных зенитных пушек калибра 25 мм . В начале 1939 года в КБ завода № 8 им. М. И. Калинина (пос. Подлипки Московской области) под руководством М. Н. Логинова началась разработка подобной зенитной малокалиберной автоматической пушки повышенной скорострельности для полковой ПВО. Группе специалистов завода с непосредственным руководителем проекта Л.А. Локтевым удалось в достаточно короткие сроки справиться с этой задачей, и уже осенью 1939 года опытный образец 25-мм зенитной пушки был передан на заводские испытания. При проектировании нового зенитного автомата был заимствован ряд конструктивных решений опыт, ранее использованный при создании 37-мм автоматической зенитной пушки 61-К образца 1939 года.

В марте 1940 года новая 25-мм пушка была отправлена на Научно-исследовательский зенитно-артиллерийский полигон для проведения полигонных испытаний. При этом опытный образец, имевший ранее заводское обозначение «3ИK-25», получил стандартизированный индекс «72-К». Полигонные испытания пушки 72-К продолжались с 15 апреля по 25 мая 1940 года. Все недочеты, кроме одного, были сразу исправлены, а более существенный недостаток – сильная вибрация пушки при высоком темпе стрельбы, мешающая наводчику, был впоследствии устранен в заводских условиях.

Поскольку потребность Красной армии в зенитных малокалиберных пушках была чрезвычайно велика, то уже в середине 1940 года пушку 72-К официально приняли на вооружение под наименованием «25-мм зенитная автоматическая пушка образца 1940 года».

25-мм зенитная пушка 72-К представляла собой одноствольное малокалиберное автоматическое орудие на четырехстанинном лафете с неотделяемым четырехколесным ходом. Зенитная установка состояла из автоматической пушки (автомата), автоматического зенитного прицела, станка с механизмами наводки, уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием и из повозки. Автомат включал в себя ствол с затвором, механизмы автоматического заряжания (магазин и лоток с досылателем), противооткатные устройства и люльку. Все действия, необходимые для производства выстрела (открывание затвора, взведение ударника, экстрагирование гильзы, подача и досылание патрона, закрывание затвора и спуск ударника), производились автоматически, за счет использования силы отдачи. Пушка имела ствол-моноблок с навинтным казенником.

Для предохранения наводчиков от ослепления при выстреле и для смягчения резкости звука выстрела на дульную часть ствола навинчивался пламегаситель. Ствол пушки был легко сменяемым ствола в полевых условиях силами расчета, его замена производилась в случае сильного нагрева при непрерывной стрельбе, а также в случае его повреждения. Живучесть ствола орудия составляла 1200 – 1300 выстрелов. Затвор вертикальный клиновой. Автоматика пушки работала по принципу использования энергии отдачи ствола при коротком откате. Пушка имела вертикальный клиновой затвор. Для открывания затвора вручную при первом заряжании или перезаряжании имелась ручка, смонтированная на люльке. Тормоз отката гидравлический – с пружинным компенсатором. Длина отката переменная – от 118 до 136 мм . Накатник пружинный, был собран на стволе. Механизмы автоматического заряжания состояли из магазина и лотка с досылателем. Питание магазинное, из обоймы емкостью 7 патронов, которые вручную подавал сверху в магазин заряжающий. Магазин имел механизм взаимной замкнутости, с помощью которого стрельба автоматически прекращалась в тех случаях, когда заряжающий не успевал вложить в магазин очередную обойму с патронами, и возобновлялась при вкладывании обоймы с патронами без всякого перезаряжания, причем новая обойма могла быть подана до израсходования предыдущей, что обеспечивало возможность ведения непрерывного огня, ограниченного лишь навыками заряжающего и интенсивностью нагрева ствола. Устройство спускового механизма автомата позволяло вести автоматический и одиночный огонь. При этом обеспечивалась скорострельность до 240 выстр/мин.

Читать еще:  ЗУ-23-2. Детальные фото.

Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки были смонтированы на станке с правой стороны. Скорость вертикальной наводки составляла 7° за один оборот маховика поворотного механизма. Угол вертикального обстрела составлял от -10° до +85°. Угол горизонтального обстрела был неограничен. Управление огнем из пушки осуществлялось с помощью автоматического зенитного прицела или коллиматорного прицела К8-Т (на части орудий раннего выпуска). Прицел обеспечивал решение задач встречи снаряда с целью, то есть выработку упрежденных координат цели по входным данным: наклонной дальности, скорости, курсу и углу пикирования или кабрирования цели. Станок орудия состоял из верхней и нижней частей. Верхняя часть станка вращающаяся, обеспечивала горизонтальное наведение орудия. Одновременно, она являлась основанием для качающейся части орудия. Нижняя часть станка крепилась к повозке и служила основанием для верхней части. Неуравновешенность качающейся части компенсировалось специальным уравновешивающим механизмом тянущего типа.

Для транспортировки пушки использовалась четырехколесная повозка с пружинным подрессориванием для каждого колеса. Колеса автомобильного типа с шинами, наполненными губчатой резиной. Для возможности изменения направления движения орудия передний ход сделан поворотным. В боевом положении повозка не отделялась, а использовалась в качестве основания. При переводе из походного в боевое положение пушка опускалась на четыре опоры посредством поворота осей переднего и заднего ходов. Крестообразное расположение опор придавало пушке необходимую устойчивость во время стрельбы в любом направлении при всех углах возвышения. Плавное и легкое опускание и подъем пушки при переводе ее из походного положения в боевое и обратно обеспечивалось специальными пружинными амортизаторами, находящимися внутри переднего и заднего концов продольной балки повозки.

Для перевода пушки из походного положения в боевое натренированному орудийному расчету требовалось 40 – 45 секунд. Горизонтирование пушки производилось домкратами, расположенными на концах продольной балки, а также откидными боковыми упорами повозки. Особенно высокой мобильностью обладали пушки, смонтированные в кузовах грузовых автомашинах ГАЗ-АА и ЗИС-5.

В 1943 году в чертежи и технологию сборки внесли изменения, после чего зенитная пушка 72-К получила бронированное щитовое прикрытие, что существенно повысило ее живучесть в боевых условиях во время стрельбы по наземным целям. Для стрельбы из 25-мм автоматической зенитной пушки образца 1940 года применялись унитарные выстрелы с осколочно-зажигательными трассирующими, бронебойно-трассирующими и зажигательными снарядами. Осколочно-зажигательный трассирующий снаряд, с самоликвидацией через 10 секунд после выстрела, предназначался для стрельбы по воздушным целям. Бронебойно-трассирующий сплошной (без разрывного заряда) снаряд предназначался для стрельбы по легким танкам и бронемашинам. С расстояния 500 м по цели высотой 2 м под углом 90° он пробивал броню толщиной 34 мм , а на дальности 1000 м – 26-мм броню, т.е. броню всех легких танков и бронемашин противника.

В годы Великой Отечественной войны 25-мм автоматическая зенитная пушка 72-К широко использовалась частями войсковой ПВО Красной армии для борьбы с самолетами противника на дальностях до 2400 м и на высотах до 2000 м . В случае необходимости из нее можно было вести огонь по легким танкам и бронемашинам. В армейских полках ПВО, формируемых с июня 1942 года, было 12 орудий калибра 37 мм или 25 мм (72-К), 12 крупнокалиберных зенитных пулеметов и 8 счетверенных зенитных пулеметных установок. На 1 мая 1945 года в войсках ПВО Красной армии насчитывалось более 4300 25-мм зенитных пушек 72-К и 94-К. 25-мм зенитная пушка 72-К, несмотря на ее малый калибр, стала настоящим противником для вражеских самолетов.

Боевые характеристики 25 мм зенитного орудия 72-К полностью соответствовали его назначению. При 85-градусном возвышении, оно могла достать самолет неприятеля в самом зените, а маневренность и молниеносная корректировка прицела делали уязвимым самолет противника не только в пике, но и в режиме кабрирования. Часто зенитные орудия придавались противотанковой артиллерии. Это было обусловлено тем, что благодаря большой длине ствола зенитные пушки имели высокую начальную скорость снаряда, а, следовательно, и хорошую бронепробиваемость. Кроме того, 25-мм зенитные пушки образца 1940 года широко использовались для вооружения бронепоездов. На бронепоездах пушки 72-К устанавливались на специальных бронеплощадках ПВО, по 1 – 2 орудия на бронеплощадку, причем встречались варианты смешанного вооружения, когда на бронеплощадке ПВО вместе с 72-К устанавливались 37-мм пушки 61-К или 12,7-мм крупнокалиберные пулеметы ДШК.

Читать еще:  ЗИЛ-151 "Понтонный".Детальные фото.

В конце 1943 года в КБ завода № 88 (г. Мытищи) на базе 72-К была сконструирована 25-мм спаренная автоматическая установка 94-К. Пушка представляла собой комбинацию из двух 25-мм зенитных автоматов 72-К. Прицел, механизмы горизонтального наведения, станок и повозка были заимствованы от 37-мм пушки 61-К, а поворотный механизм – от 37-мм корабельного автомата 70-К. Установка имела щитовое прикрытие. Время перехода установки из походного положения в боевое составляло всего 30 секунд. Расчет состоял из 9 человек.

В 1944 году 94-К прошла полигонные испытания на Донгузском полигоне. После доработки установка получила индекс «94-КМ». В том же году она была принята на вооружение Красной армии под наименованием «25-мм зенитная пушка образца 1944 года». В 1944 году завод № 88 изготовил 12 установок 94-КМ, а в 1945 году еще 225. Производство этой установки было прекращено в 1945 году. Установка 94-КМ имела много конструктивных недостатков, в том числе неудовлетворительную точность прицела, задымленность при стрельбе и частые отказы автоматов. Зенитная установка монтировались как на штатных повозках 25-мм зенитных пушек, так и на грузовых автомобилях ЗИС-11, представлявших собой удлиненное шасси грузовика ЗИС-5. Однако, после окончания войны, в том же 1945 году, их производство было прекращено в связи с выявленными в ходе эксплуатации некоторыми конструктивными недостатками. В частности, отмечались неудовлетворительная точность прицела, излишняя задымленность при стрельбе и частые отказы автоматов. Зенитные автоматы 72-К и спаренные установки 94-КМ на их базе с успехом применялись против низколетящих и пикирующих целей, и состояли на вооружении Советской армии еще длительно время после окончания Великой Отечественной войны. Их замена более современными зенитными установками ЗУ-23-3 началась лишь с первой половины 1960-х годов. Наряду с этим, конструкция 25-мм зенитной пушки 72-К оказалась пригодной для широкой унификации, и на ее основе были выпущены четыре зенитные корабельные установки: 84-КМ образца 1944 года, 2М-3, 2М-3М образца 1950 года и спаренная корабельная установка образца 1954 года. Если сухопутный вариант 72-К монтировался на шасси автомобилей ЗИС-5 и ГАЗ-АА, то корабельный – на поворотных бронированных башнях.

Производство зенитных пушек было освоено в 1940 года заводом № 8, но фактически серийное производство пушки 72-К началось только в 1941 году, причем часть 25-мм зенитных орудий, за неимением повозок, монтировалась в кузовах грузовых автомобилей. Так, по декабрь 1941 года включительно в Красную армию поступило около 200 импровизированных 25-мм зенитных самоходных установок на шасси грузового автомобиля ГАЗ-ММ. Однако уже осенью того же года выпуск орудий 72-К снова был прекращен из-за эвакуации этого предприятия в тыл. Окончательно выпуск пушек 72-К удалось наладить лишь к концу 1941 года. Первоначально пушки 72-К выпускались заводами №№ 172 и 4, а впоследствии ее производство было освоено и заводом № 88
(г. Мытищи Московской области), где был налажен крупносерийный выпуск 72-К, а в конструкцию внесен ряд изменений, улучшивших технологичность производства. Если во втором полугодии 1941 года было произведено всего 328 25-мм пушек, в 1942 года – 228, то впоследствии их производство неуклонно возрастало и уже к 1944 году достигло рекордной цифры – 2353 единиц. Всего же годы производства, с 1941 по 1945 год, было выпущено 4888 зенитных пушек 72-К и 237 спаренных зенитных орудий 94-КМ.

Годы выпуска – 1941 – 1945

Всего выпущено – 4888 ед. (72-К); 237 ед. (94-КМ)

Масса в боевом положении – 1210 кг(72-К); 2150 кг (94-КМ)

72-К (25-мм)

Содержание

Описание

72-К бы­ла офи­ци­аль­но при­ня­та на воо­ру­же­ние под на­зва­ни­ем «25-мм зе­нит­ная ав­то­ма­ти­че­ская пуш­ка образца 1940 года». Тем не ме­нее, в 1940 го­ду не уда­лось вы­пус­тить да­же опыт­ный об­ра­зец 72-К. Так, 8 ию­ля 1940 го­да Нар­ко­мат воо­ру­же­ний уве­до­мил АУ, что из-за за­гру­жен­но­сти за­вод №8 не мо­жет при­нять за­каз на из­го­тов­ле­ние опыт­ной пар­тии (4 шт.) 25-мм ав­то­ма­тов на 1940 г. Фак­ти­че­ски про­из­вод­ст­во 72-К бы­ло на­ча­то в 1941 го­ду, при­чем часть ору­дий, за не­име­ни­ем по­во­зок, ус­та­нав­ли­ва­лась в ку­зо­вах гру­зо­вых ав­томо­би­лей.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Основные характеристики

Состав лент

  • Смешанная – ОЗР-132 и БР-132 в соотношении один к одному
  • ОЗР-132 – осколочно-зажигательный трассирующий снаряд (с самоликвидатором)
  • БР-132 – бронебойно-зажигательный трассирующий снаряд

Применение в бою

Орудие в основном применяется для борьбы с авиацией противника, но с бронебойной лентой вполне способно поражать танки на своем уровне. Хорошая скорость перезарядки обеспечивает фактически беспрерывный огонь. Вполне возможно использовать для уничтожения легких танков и прочих слабобронированных целей.

Достоинства и недостатки

  • Быстрая перезарядка
  • Кассета на 7 снарядов
  • Значительная убойность при стрельбе по воздушным целям
  • Недостаточная бронепробиваемость (отсутствие подкалиберных снарядов)
  • Средняя скорострельность

Историческая справка

В 1939 году на заводе им. Калинина началась разработка 25-мм автоматической зенитной пушки, предназначенной для противовоздушной обороны уровня стрелкового полка. При проектировании этой системы широко использовался опыт создания 37-мм автоматической зенитной пушки обр. 1939 г. (61-К), которое на тот момент уже было для конструкторского коллектива пройденным этапом. Новое орудие изначально получило заводской индекс ЗИК-25, позднее заменённый на 72-К. 11 октября 1939 года опытный образец зенитного автомата поступил на заводские испытания, следующей стадией проверки новой конструкции стали полигонные испытания с 15 апреля по 25 мая 1940 года. В ходе полигонных испытаний были отмечены значительная вибрация орудия и отрыв трассеров от снарядов, в связи с чем было рекомендовано изготовить новые снаряды без этого конструктивного дефекта. Однако перечисленные недостатки не стали препятствием для принятия в том же году пушки на вооружение под официальным названием «25-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1940 г.»

Читать еще:  Фото: 85-мм зенитная пушка КС-12

Согласно руководству службы орудия, главной его задачей была борьба с воздушными целями на дальностях до 2,4 км и на высотах до 2 км. В случае необходимости пушка могла быть успешно использована и для стрельбы по наземным целям, в том числе по лёгким танкам и бронемашинам. Изначально орудие предназначалось для противовоздушной обороны стрелковых полков, но фактически в годы Великой Отечественной войны в штатах стрелковых полков зенитные орудия отсутствовали. В годы войны 25-мм зенитные пушки поступали в самые разные подразделения, зачастую заменяя штатные 37-мм зенитки 61-К (в частности, на 9 июля 1943 года 32-я танковая бригада 29-го танкового корпуса имела 3 пушки 72-К вместо положенных по штату 61-К). Некоторое количество 72-К использовалось в войсках ПВО страны, в виде как стационарных, так и обычных установок (в частности, известна фотография 72-К, установленной на крыше городского здания). Кроме того, данные орудия активно использовались в качестве зенитного вооружения бронепоездов.

25-мм автоматическая пушка 72-К

ЦМВС. Фото В.Потапова

ЦМВС. Фото В.Потапова

ЦМВС. Фото В.Потапова

Музей артиллерии и инженерных войск. Санкт-Петербург.

В 1939 году на заводе им. Калинина началось проектирование легкого 25-мм автомата для полковой ПВО. Первоначально он получил заводской индекс ЗИК-25, а затем 72-К.

Пушка имела ствол-моноблок с навинтным казенником. На дульную часть ствола навинчен пламегаситель. Дульного тормоза нет. Затвор вертикальный клиновой. Автоматика пушки основана на принципе использования энергии отдачи ствола при коротком откате. Движение затвора при открывании и закрывании происходит в плоскости, перпендикулярной к оси ствола. Питание магазинное, в обойме 7 патронов. Устройство спускового механизма автомата позволяет вести автоматический и одиночный огонь.

Накатник пружинный, надет на цилиндрическую часть ствола. Люлька представляет собой прямоугольный короб, сваренный из листовой стали. Снизу к горловине люльки крепится гидравлический тормоз отката. Подъемный механизм имеет один зубчатый сектор, прикрепленный к люльке. Поворотный механизм имеет шестерню, катающуюся по зубчатому венцу. Приводы подъемного и поворотного механизмов только ручные. Уравновешивающий механизм пружинный, качающийся, расположен между щек станка.

Повозка четырехколесная, с пружинным подрессориванием. Колеса автомобильного типа со спицами. С 1943 года пушки 72-К изготавливались со щитами.

Для 25-мм пушки 72-К в НИИ-24 в 1939–1940 годах разрабатывался осколочно-трассирующий снаряд. В 1941–1942 годах создаются бронебойно-трассирующий сплошной снаряд и осколочно-зажигательно-трассирующий снаряд с самоликвидацией через 10 секунд после выстрела.

Опытный образец 72-К (ЗИК-25) был изготовлен заводом № 8 осенью 1939 года, а 11 октября 1939 года были начаты его заводские испытания. Опытный образец был принят военпредом 31.12.1939 г., а 25.03.1940 г. отправлен на НИЗАП.

Полигонные испытания 72-К были проведены на НИЗАПе с 15 апреля по 25 мая 1940 года в объеме 2992 выстрелов и 1500 км пробега. По результатам испытаний оценка комиссии автомата 72-К:

«В основном автомат 72-К не отличается от 61-К. 72-К, будучи близок к системам с длинным ходом ствола, целиком отнесен к этому типу быть не может. Он стоит несколько особняком, очевидно образуя новый тип систем с отдачей ствола:
1. Затвор не имеет поступательного движения относительно ствола.
2. Ствол вместе с затвором откатывается на длину меньшую, чем длина патрона.
3. Досылка производится специальным механическим досылателем, не связанным с патроном.
В результате патрон на всем пути движения в патроннике движется принудительно, то есть под давлением досылателя, а часть пути — по инерции».

Среди недостатков комиссией отмечена большая вибрация системы, что затрудняло работу наводчика, а также систематический отрыв трассера от снаряда. В ходе испытаний не удалось определить кучность стрельбы из-за плохого качества снарядов (черт. 2-952) и срочно было рекомендовано разработать новый снаряд. Живучесть ствола 72-К определена опытным путем в 1200–1300 выстрелов при падении начальной скорости на 9-10%.

В 1940 году 72-К была официально принята на вооружение под названием «25-мм зенитная автоматическая пушка обр. 1940 г.». Тем не менее, в 1940 году не удалось выпустить даже опытный образец 72-К. Так, 8 июля 1940 года Наркомат вооружений уведомил АУ, что из-за загруженности завод № 8 не может принять заказ на изготовление опытной партии (4 шт.) 25-мм автоматов на 1940 г.

Фактически производство 72-К было начато в 1941 году, причем часть орудий, за неимением повозок, устанавливалась в кузовах грузовых автомобилей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]