62 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

40-мм автоматическая пушка “Бофорс” 1936 года. Детальные фото.

20-мм автоматические пушки Бофорс

В 1936 году на вооружение шведской армии и флота был принят всемирно известный 40-мм автомат Бофорс akan M/36, разошедшийся по миру огромными тиражами. Разработка этой системы в самой Швеции была связана с длительными метаниями военных в выборе калибров и тактико-технических характеристик будущей зенитки. Надо сказать, что большая часть военных склонялась к выбору автомата меньшего калибра – 13-25 мм. Надо сказать, в стремлении получить гарантированный государственный заказ, концерн Бофорс запустил в параллель сразу несколько систем с идентичной схемой автоматики на основе короткого отката ствола, различающихся лишь калибром и схемой боепитания.

Помимо широко известного 40-мм akan M/36 с длиной ствола в 60 калибров был запущен в производство укороченный, 43-калиберный вариант 40mm Ubapjäs M/32 для подводных лодок и 25-мм вариант LvAkan M/32.

Во второй половине 30-х годов, следуя мировой моде на универсальные малокалиберные автоматы, одинаково пригодные для использования в качестве танковых, противотанковых, зенитных и авиационных пушек, Бофорс инициировал разработку 20-мм системы. Впрочем, разработчики изначально отказались от полной унификации орудия. Общей во всех версиях была лишь схема автоматики на основе короткого отката ствола. В остальном «наземная» и авиационная пушки Бофорс отличались весьма существенно.

Универсальный 20-мм автомат, предназначенный для использования в качестве танковой, противотанковой и зенитной пушки обозначался в соответствии со шведскими стандартами PansarVärnsLuftVärnskanon m/40 (противотанковый, зенитный армейский 1940 года) или сокращенно 20 mm Lvakan m/40. Иногда к обозначению добавляли длину ствола в 70 калибров, хотя реальная длина ствола составляла 1320 мм, что соответствовало 66 калибрам. Пушка представляла собой уменьшенный в масштабе вариант 40-мм Бофорса, отличаясь лишь схемой боепитания. Вместо приемника на 4 патрона в верхней части ствольной коробки размещался оригинальный барабанный магазин открытого типа на 25 патронов (масса снаряженного магазина 12 кг). Был также предусмотрен более вместительный магазин на 36 выстрелов. Автоматика допускала ведение как одиночного, так и автоматического огня с технической скорострельностью 360 выстр/мин. Питание осуществлялось очень мощными патронами 20x145R «домашней» разработки, нигде более не применявшимися. Масса тела орудия составляла 42 кг (включая станину – 65 кг), что позволяло переносить его силами расчета из двух человек. Автомат мог комплектоваться различными лафетами, в том числе и колесным станком (в этом случае масса системы составляла 313 кг). Масса откатных частей со стволом составляла 24.2 кг. Характерной особенностью системы была очень большая длина отката ствола, делавшей схему автоматики пограничной между длинным и коротким откатом. Хотя откат в 130 мм не превышал длину патрона, что формально причисляло схему к системам с коротким откатом, в ряде справочников пушку Бофорс m/40 относили к системам с длинным откатом.


Автомат 20 mm Lvakan m/40 за характерные прыжки при стрельбе с треногого лафета получил прозвище «gräshoppan» — кузнечик. Пушка выпускалась долгие годы, но нигде кроме Швеции на вооружении не состояла. Общий объем выпуска автомата составил около 2700 штук, последние из которых состояли на вооружении до начала 2000-х годов.

20-мм автомат apjäs m 40

Барабанный магазин автомата 20 mm Lvakan m/40 и патрон 20x145R

Авиапушка Бофорс изрядно отличалась от своего «сухопутного» собрата. Основное отличие составлял ход подвижного ствола, после выстрела откатывавшегося вместе с затвором на расстояние лишь 20 мм. В результате темп стрельбы достигал весьма значительных 700-725 выстр/мин. Питание осуществлялось из металлической рассыпной ленты с полузамкнутым звеном. А в качестве боеприпаса был выбран французский патрон пушки Испано 20х110 мм, выпуск которого был освоен в Швеции под обозначением 20 mm m/41. Несмотря на то, что больший акцент разработчиков был сделан именно на авиационной версии, опытные образцы которой были выставлены на продажу в 1938 году, в серии авиапушка Бофорс до начала войны так и не появилась.

Читать еще:  ЗИФ-31:спаренная 57-мм артиллерийская установка. Детальные фото.

Начавшийся мировой конфликт, хотя и не коснулся напрямую нейтральной Швеции, тем не менее, косвенно повлиял на экономическую ситуацию в этой стране, оказавшейся в жесткой блокаде со всех воюющих сторон; в результате были свернуты многие государственные программы. И хотя военная составляющая в экономике Швеции во время войны только росла, доводку авиапушки было решено отложить до лучших времен. Связано это было главным образом с тем, что большой потребности для немногочисленной шведской авиации в авиапушке не было, а для того, что было, вполне хватало закупленных во Франции перед войной пушек Испано HS.404, лицензионный выпуск которых был налажен под обозначением 20 mm Akan m/41. При этом, что характерно, ТТХ шведских Испан несколько превосходили и французские, и британские аналоги. К теме вернулись лишь в начале 1945 года, когда доведенную авиапушку Бофорс запустили в производство под обозначением 20 mm Akan m/45. Выпуск пушек был невелик, единственным самолетом, где они нашли свое применение, был шведский штурмовик Сааб A.21A, где пушку дополняли четыре 13.2-мм пулемета m/39A – лицензионные бельгийские Браунинги.

20-мм авиапушка Бофорс m/45

Авиапушку Бофорс m/45 отличало отличное качество изготовления, но при этом низкая технологичность, с большим количеством механической обработки, а также весьма приличные габариты (длина более 2 метров) и масса в районе 50 кг. Но при всем том, конструкция была достаточно изящной и удобной в эксплуатации. Высокий темп стрельбы обеспечивался наличием дульного ускорителя, совмещенного в сборе с дульным тормозом. Откидная крышка ствольной коробки обеспечивала хороший доступ к внутренним частям орудия для визуального контроля и замены вышедших из строя частей. Сверху затворной рамы крепился пневмоцилиндр зарядного устройства, связанный с затвором через прорезь в приемнике. В задней части пушки располагался буфер, собранный из тарельчатых пружин для поглощения отдачи затвора. Ствол имел возможность быстрой замены. Подача ленты могла осуществляться с любой стороны, но смена направления была возможна только после переборки деталей приемника.

Спуск осуществлялся пневматикой, но допускался и механический спуск при условии монтажа пушки на турелях, хотя реально такая возможность на практике использовалась лишь в случае монтажа пушек на бронетехнике и турелях катеров погранохраны.

С левой стороны ствольной коробки располагался трехпозиционный переключатель режима стрельбы – пушка имела возможность ведение одиночных выстрелов. Вероятно, такая возмож­ность была предусмотрена для монтажа пушки на бронетехнике.

В 1949 году Бофорс выпустила усовершенствованную модель пушки 20 mm Akan m/49, в которой темп стрельбы удалось поднять до 775 выстр/мин.; правда, при этом масса орудия заметно подросла, составив 59 кг.

Авиапушки Бофорс Akan m/49

Бофорс m/49 устанавливался на реактивных истребителях ВВС Швеции – Сааб A 32A «Лансен» по четыре штуки с боекомплектом по 180 выстрелов на ствол.

Есть также информация, что пушки m/45 и m/49 устанавливались на бронетранспортерах Pbv 301 и Pbv 302 и ряде небольших судов ВМС Швеции.

Шведская 40-мм автоматическая зенитная пушка L/60 «Bofors» 1932 года – орудие с неоднозначной историей

«Bofors» L/60 или 40-мм автоматическая зенитная пушка L/60 «Bofors» образца 1932 года представляет собой эффективное средство ПВО ближнего действия. Орудие, разработанное конструкторами шведской оружейной фирмы «Бофорс» в 1932 году, предназначалось для борьбы с низколетящими одиночными воздушными целями. Впоследствии в ходе вооруженных конфликтов, автоматическая пушка активно применялась в качестве полевого орудия и как средство борьбы с легкобронированными транспортными средствами.

Создание, серийный выпуск, поставки «Bofors» в СССР

История создания самой массовой зенитки времен Второй мировой войны уходит своими корнями в 1928 год. Именно тогда шведская оружейная фирма «Бофорс» приступила к разработке новой зенитной пушки для нужд шведского военно-морского флота. В 1932 году первый опытный образец 40-мм зенитной автоматической пушки, получившей заводское обозначение L/60, был представлен шведским морякам. С 1934 года пушка официально принята на вооружение.

С этого момента начинается богатая на события история этого орудия. На тот момент это было одно из лучших в своем классе артиллерийских зенитных орудий. Этим и объясняется география поставок шведской компании. В период с 1932 по 1939 год компания «Бофорс» поставила зарубежным заказчикам 1219 орудий L/60. Большая часть орудий, впоследствии принимавших участие в сражениях Второй мировой войны, изготавливалась по лицензии за рубежом. Орудие выпускалось с 1933 по 1950 годы.

Читать еще:  ЗУ-23-2. Детальные фото.

Основной страной-изготовителем зенитных 40-мм автоматических пушек L/60 «Бофорс» в Советский Союз стали Соединенные Штаты Америки. За годы войны по программе ленд-лиза в СССР было поставлено 5511 штук.

ТТХ 40-мм зенитной автоматической пушки L/60 «Bofors»

  • Расчет — 5 человек.
  • Боевая масса — 1,98 т.
  • Заряжание унитарное.
  • Начальная скорость снаряда — 854 м/с.
  • Скорострельность — 120 выстр./мин.
  • Зона поражения: по высоте — 4 км, по дальности — 7,2 км.
  • Угол вертикального наведения от -5 до +94 градусов, угол горизонтального наведения — 360 градусов.
  • Основные типы боеприпасов: осколочно-фугасные снаряды.
  • Вес снаряда — 1,98 кг.
  • Время перевода из походного положения в боевое — 25-30 мин.

Разработанная и созданная в 1932 году 40-мм зенитная автоматическая пушка L/60 «Bofors» массово использовалась в армиях воюющих государств всего периода Второй мировой войны. В послевоенный период пушка неоднократно принимала участие в военных конфликтах второй половины XX века.

40-мм зенитная автоматическая пушка «Бофорс» образец 36. Польша

Зенитное орудие «Бофорс» калибра 40-мм является самой известной зенитной автоматической пушкой Второй мировой войны, созданной конструкторами шведского концерна «АВ Bofors» в г. Карлскрога. Орудие стало одним из самых удачных орудий в этом классе, и использовалось практически всеми армиями государств-участников Второй мировой войны, причем с обеих сторон. К созданию этой пушки шведы приступили в 1928 году по заказу ВМС Швеции. Первые образцы, представленные на испытания в 1929 году, оказались не совсем удачными, и лишь к 1932 году характеристики пушки «Бофорс» удалось довести до требуемого уровня и она стала предлагаться заказчикам в самых различных вариантах. К ним относились – одинарные и спаренные зенитные установки для ВМФ и зенитные орудия для сухопутных сил.

Высокая начальная скорость снаряда (850 м/сек) и высокий темп стрельбы (до 120 выстрелов в минуту) сделали 40-мм зенитные пушки «Бофорс» идеальными орудиями ПВО, использовавшими снаряды массой 0,9 кг , что позволяло уничтожать практически любые самолеты в пределах досягаемости орудия, при этом станок и лафет имели небольшую массу и были удобны в эксплуатации.

Уже в 1934 – 1936 годах, наряду со шведской армией, это орудие заказал еще ряд европейских государств, включая Венгрию, Бельгию, Грецию, Польшу, Норвегию и Финляндию. Польша в 1935 году закупила в Швеции 60 зенитных орудий «Бофорс» L/60. После успешных войсковых испытаний, в Швеции были заказаны еще дополнительные орудия для Войска Польского, и вскоре приобретена лицензия на производство 40-мм зенитной автоматической пушки «Бофорс» в Польше. В 1936 году Войско Польское принимает на вооружение уже свой вариант 40-мм зенитного орудия «Бофорс» под обозначением «Armata przeciwlotnicza 40-mm wz.36 Bofors». По сравнению со шведским прототипом, в его лафет были внесены небольшие изменения для облегчения и усовершенствования технологии производства.

Пушка «Бофорс» имела ствол-моноблок с вертикальным клиновым затвором. Автоматика пушки работала по принципу использования отдачи с подвижным стволом. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и пружинного накатника. Питание патронами производилось из магазина емкостью 4-е выстрела, причем патроны непрерывно подавались на лоток досылателя, чем обеспечивалась непрерывность автоматического огня. Ствол пушки имел пламегаситель.

Основанием системы служила четырехколесная подрессоренная повозка, снабженная двумя откидными станинами и в боевом положении стояла на четырех опорах, при этом колеса вывешивались. Горизонтирование пушки производилось с помощью четырех домкратов, смонтированных на концах основной (продольной) и откидной станин. Колеса повозки – дисковые, с пневматическими шинами – снабжены гидравлическими тормозами; подрессоривание – независимое для каждого колеса.

Читать еще:  Что такое кудо: kudo, кудо России официальный сайт, спарринг, пояса, фото, дети, экипировка, правила, соревнования, кимоно

Максимальный достигнутый потолок стрельбы составил 7200 метров , однако практический потолок доходил лишь до 3800 метров . Боекомплект пушки состоял из унитарных выстрелов с осколочными гранатами и бронебойными снарядами. К началу Второй мировой войны Польша стала основным производителем сухопутного варианта 40-мм зенитной пушки «Бофорс». Союзники Польши – англичане, заинтересованные в перевооружении своей армии современным оружием, также не только приобрели лицензию на их выпуск у шведской фирмы «АВ Bofors», но и стали закупать пушки «Бофорс» в Польше и Венгрии. Французы в конце 1930-х годов также собирались наладить собственное производство этих пушек, но, в конце концов, приняли решение о закупке «Бофорсов» L/60 в Польше. Польские зенитные пушки «Бофорс» образец 36, обладавшие высокими для того времени боевыми характеристиками вполне могли стать достойным соперником для германской авиации. Однако скоротечная война в сентябре 1939 года, закончившаяся полным разгромом Войска Польского, не дала в полной мере этим орудиям проявить себя. Всего в 1936 – 1939 годах в Польше было изготовлено 638 40-мм зенитных пушек образца 36. Польская 40-мм зенитная пушка «Бофорс» была взята Красной армией в качестве трофея в ходе в сентябре 1939 года.

40-мм автоматическая пушка “Бофорс” 1936 года. Детальные фото.

«Бофорс» 40L60 (Bofors 40L60)
Калибр: 40 мм.
Количество стволов: один.
Угол вертикальной наводки: -10° – +80°
Начальная скорость снаряда: 830 м/сек
Эффективная дальность: 3000 м.
Скорострельность: 120 выстр./мин.
Масса: 1200-2500 кг в зависимости от типа артиллерийская установка
Боекомплект: зависит от типа артиллерийская установка.

«Бофорс» 40L70 (Bofors 40L70)
Калибр: 40 мм.
Количество стволов: один.
Угол вертикальной наводки: -10° – +90°
Начальная скорость снаряда: 1005-1030 м/сек.
Эффективная дальность: 4000 м.
Скорострельность: 300 выстр./мин
Масса: (без боекомплекта) SAK 40L70-350 – 2890 кг, SAK 40L70-315 -1700 кг и SAK 40L70-520 – 3790 кг.
Боекомплект: SAK 40L70-350 – 96, SAK 40L70-315 – 96 и SAK 40L70-520-144

Автоматическая зенитная пушка «Бофорс» 40L60, что означает калибр 40 мм и длину ствола 60 калибров, поступила на вооружение в 1936 году и до сих пор используется в ВМС многих стран мира. Ее надежность и возможности таковы, что потребность в ней существует до сих пор. Несмотря на то, что пушка 40L60 уже снята с производства в течение нескольких лет, ее до самого последнего времени можно было встретить даже на некоторых новых кораблях.

В настоящее время ведется производство пушки «Бофорс» 40L70, разработанной в 1948 году и имеющей расширенные возможности за счет модернизации различных узлов, в том числе установки ствола длиной 70 калибров. Существуют три базовые модификации одноорудийной артиллерийская установка, различающиеся степенью автоматизации процессов. Управление артиллерийская установка может осуществляться как непосредственно из нее, так и дистанционно. В последнем случае это может быть пост системы управления в подпалубном помещении или пост с оптическим прицелом на палубе.

Для увеличения поражающей способности артиллерийская установка 40L60 компанией – производителем установки были разработаны два новых вида боеприпаса: осколочно-фугасный с неконтактным взрывателем и трассирующий бронебойный. Для артиллерийская установка 40L70 было создано собственное семейство боеприпасов, включающее осколочно-фугасный с неконтактным взрывателем, фугасный повышенной мощности, трассирующий фугасный и ряд учебных боеприпасов. Для поражения ракет могут использоваться два вида осколочно-фугасных боеприпасов с радиолокационными импульсно-доплеровскими неконтактными взрывателями. С ними дальность поражения артиллерийская установка 40L60 составляет 4,5-6,5 км, a 40L70 -1-7 км, в зависимости от типа и размера цели.
Орудие 40L70 используется водно-орудийных и спаренных 40-мм артиллерийская установка итальянской фирмы «Отобреда» (бывшая «Бреда»), Этими установками вооружены корабли более 20 стран, в том числе итальянские – авианосец «Джузеппе Гарибальди», крейсер «Витторио Венето», фрегаты типов «Лупо», «Артильере» и «Маэстрале».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: