152-мм гаубица-пушка МЛ-20. Подборка-2
152-мм пушка-гаубица МЛ-20 образца 1937 г.
Характеристики 152-мм пушки-гаубицы МЛ-20 образца 1937 г.

основная пушка — гаубица для Советской Армии проектировалась на основе 152-мм (6 дюймовой) осадной пушки образца 1910 г. , разработанной во Франции фирмой «Шнейдер» для русской армии.
К 30-м годам 20-го века оригинальная конструкция устарела и не смотря на модернизации 1931 и 1934 г. (соответственно обр.1910/1931 гг и обр.1910/1934 гг), применяться в современной армии уже не могла.
В 1935 г. в КБ завода №172 по заданию главного артиллерийского управления РККА была начата разработка новой 152-мм пушки под индексом МЛ-15. Одновременно к проектированию подобного орудия под названием МЛ-20 в инициативном порядке приступила группа конструкторов того же КБ под руководством Ф.Ф. Петрова.
Оба орудия проектировались на основе старой 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг.
В апреле 1936 г. пушка МЛ-15 была представлена на государственные испытания, но их не прошла, в марте 1937 г. после доработки, орудие вышло на повторные испытания и прошло их без недостатков.

152-мм пушка образца 1910/1934 г.г.
25 декабря проходили полигонные испытания пушки МЛ-20, а в следующем году -государственные. По их итогам, после устранения выявленных недостатков в конструкции лафета МЛ-20 была рекомендована к принятию на вооружение РККА под названием 152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. МЛ-20.
Предпочтение государственной комиссии объясняется тем, что МЛ-20 по конструкции была в большей степени сходна со 152-мм пушкой обр. 1910/1934гг., хорошо освоенной в промышленном производстве, чем МЛ-15.
Лафет орудия был признан нормализованным и получил название 52-Л-504А. В том же году в КБ Ф.Ф. Петрова на лафет 52-Л-504А был наложен ствол 122-мм корпусной пушки образца 1931 г. Новое орудие получило название 122-мм пушка образца 1931/1937 гг. и составило вместе с МЛ-20 т.н. «корпусной дуплекс».
152 мм гаубица-пушка производилась серийно с 1937 по 1946 год, всего было выпущено 6884 орудий.
Состояла на вооружении корпусных и армейских артиллерийских полков, а также в соединениях и частях артиллерии резерва верховного главнокомандования. Значительное количество орудий в начальный период войны было захвачено немецкой армией, где оно использовалось под названием 15,2 cm KH.433 (r) .
После войны гаубица-пушка экспортировалась в страны Варшавского договора, в Сирию, Египет и Афганистан. Пушка модернизировалась в Польше и в Чехословакии и до сих пор стоит на вооружении некоторых зарубежных армий.
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет
uCrazy.ru
- Тёплый кот
- 20 ноября 2007 09:19
- 5171
![]()
Гаубица-пушка МЛ-20 была разработана в 1936 г. группой конструкторов под руководством Ф.Ф.Петрова на артиллерийском заводе в Мотовилихе и после государственных испытаний была принята на вооружение Красной Армии.
![]()
Эта гаубица-пушка разрабатывалась в инициативном порядке параллельно с гаубицей-пушкой МЛ-15, на разработку которой у завода имелось задание ГАУ. В отличие от конструкторов МЛ-15 Ф.Ф.Петров стремился в максимальной степени использовать в своем орудии лучшие узлы и механизмы 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг., которая изготавливалась на заводе в Мотовилихе и для которой была подготовлена технологическая оснастка.
152-мм пушка обр. 1910/1934 г. имела много недостатков. Основными из них были:
1. Подрессорен был только лафет, а передок не имел подрессоривания, и скорость возки по шоссе была ограничена 18-20 км/ч.
2. Подрессоривание выключалось специальным механизмом, а не автоматически, на что уходило 2-3 минуты.
3. Верхний станок представлял собой слишком сложную отливку.
И самым серьезным недостатком было совмещение подъемного и уравновешивающего механизма в одной системе. Скорость вертикальной наводки за один оборот маховика не превышала 10 минут, что было предельно мало. Наконец, система 1934 г. хоть и именовалась гаубицей, но угол возвышения у нее был +45°. Для гаубиц 30-х гг. такой угол возвышения был слишком мал.
В 1935-36 гг. группа конструкторов завода № 172 (Пермский завод) вела работы по капитальной модернизации 152-мм гаубицы обр. 1934 г. В частности, угол возвышения у нее был увеличен до +62°. Однако ГАУ резко выступило против, назвав модернизацию “ложным путем”, при котором только возрастает вес системы, а основные недостатки остаются без изменений. В результате работы по модернизации системы обр. 1934 г. были прекращены.
Две другие группы конструкторов завода № 172 спроектировали два варианта новой артсистемы, которую назвали “гаубицей-пушкой”, то есть универсальную артсистему, у которой было больше гаубичных свойств и меньше пушечных. Первый вариант гаубицы-пушки получил индекс МЛ-15, а второй МЛ-20 (“МЛ” – индекс завода, от названия Мотовилиха деревня вблизи Перми, где расположен завод).

Ствол и затвор у МЛ-15 и МЛ-20 идентичны системе обр. 1934 г. Люлька и противооткатные устройства в МЛ-15 и МЛ-20 в основном взяты без изменений от обр. 1934 г. за исключением того, что цапфенная обойма МЛ-20 состояла из двух половинок, а у МЛ-15 представляла собой одно целое.
Верхние станки у обр. 1934 г. и МЛ-20 литые, различия у них мелкие. Верхний станок МЛ-15 клепаный, совершенно другой конструкции.
Подъемный механизм у МЛ-15 и МЛ-20 секторный. У МЛ-15 имелось два сектора, а у МЛ-20 один. Уравновешивающий механизм у МЛ-15 и МЛ-20 одинаков.
Нижний стол, боевая ось и подрессоривание у МЛ-20 целиком взяты у обр. 1934 г., а у МЛ-15 все новое. Выключение подрессоривания у МЛ-20 осталось ручным, а у МЛ-15 производилось автоматически при раздвигании станин.
Колеса МЛ-20 взяты от обр. 1934 г., а у МЛ-15 колеса дисковые с грузолентой. МЛ-20 имела станины от обр. 1934 г., а у МЛ-15 они были новой конструкции. МЛ-15 и МЛ-20 имели одинаковый передок, взятый от 152-мм гаубицы НГ обр. 1931 г.(НГ – гаубица фирмы “Рейнметалл”. Малая серия таких гаубиц (всего 14 штук) была изготовлена Пермским заводом в 1933-35 гг.). После войсковых испытаний 152-мм гаубицы обр. 1934 г. вариант раздельной возки уже не рассматривался.
Первый образец МЛ-15 был изготовлен заводом № 172 в начале 1936 г. и после заводских испытаний 29 апреля был отправлен на НИАП. К июню 1936 г. полигонные испытания на НИАПе были закончены. Комиссия признала их неудовлетворительными. После этого ГАУ заказало заводу № 172 две МЛ-15 с изменениями по результатам испытаний. В частности, боевая ось была сдвинута вперед на 180 мм и этим уменьшалось давление на хобот. Изменен подъемный механизм вместо двух секторов введен один, затем вместо одной скорости наведения стало две.
![]()
Обе системы были закончены в конце 1936 г. и прошли заводские испытания. Одна их них поступила 3 февраля 1937 г. на НИАП. С 10 февраля по 20 марта 1937 г. на НИАПе были проведены полигонные испытания модернизированной системы МЛ-15. Было сделано 113 выстрелов и проведена возка системы со скоростью 30-45 км/ч. Замечаний к системе не было. Однако испытания внезапно прервали согласно приказу начальника НИО ГАУ Железнякова.
В июне-июле 1937 г. на НИАПе вновь проводились стрельбы из МЛ-15, были подобраны заряды к ней и т. п. Однако на вооружение все равно была принята МЛ-20. Внятных объяснений в документах тех лет нет. Единственное замечание, и то спорное было “много новых деталей”. Так что, нужно было оставлять все от обр. 1934 г. В целом МЛ-15 явно была лучше МЛ-20. Об истинных причинах выбора МЛ-20 сейчас можно только гадать.
152-мм гаубица-пушка МЛ-20 проектировалась параллельно с МЛ-15 в КБ завода № 172 под руководством Ф.Ф.Петрова. Интересно, что работы над МЛ-20 были начаты заводом в инициативном порядке, а МЛ-15 разрабатывалась по заказу ГАУ. К заводским испытаниям первого образца МЛ-20 приступили 6 ноября 1936 года. Всего на заводских испытаниях был сделан 21 выстрел.
25 декабря 1936 г. первый образец МЛ-20 поступил на НИАП для проведения полигонных испытаний. В ходе полигонных испытаний было сделано 479 выстрелов и 1510 км обкатки. В отчете комиссии по испытаниям МЛ-20 от 31 января 1937 г. было предложено заменить спицевые колеса на дисковые, упрочить рессоры, щит сделать по типу МЛ-15.
После проведения войсковых испытаний система МЛ-20 22.09.1939 г. была принята на вооружение под названием Красной Армии 152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. Вскоре, при освоении в войсках было обнаружено явление самопроизвольного задирания ствола на максимальный угол возвышения. Выяснилось, что по ряду причин червячная передача оказалась недостаточно самотормозящей. После доработки механизма вертикальной наводки задирания ствола прекратились.
![]()
Благодаря конструкции лафета, обеспечивающего угол возвышения до +65°, а также наличию широкой номенклатуры выстрелов с 13 переменными зарядами гаубица-пушка МЛ-20 представляет собой орудие с уникальными возможностями маневра огнем. Она обладает характерными для гаубиц навесными траекториями и высокими начальными скоростями снаряда, свойственными пушкам.
К гаубице-пушке МЛ-20 применяются следующие выстрелы раздельного гильзового заряжания: 152-мм выстрел с осколочно-фугасной пушечной гранатой ОФ-540; 152-мм выстрел с осколочно-фугасной стальной гаубичной гранатой ОФ-530; 152-мм выстрел с осколочной гаубичной гранатой сталистого чугуна О-530А; 152-мм выстрел с бронебойно-трассирующим остроголовым снарядом БР-540; 152-мм выстрел с бетонобойным гаубичным снарядом Г-530. Дальность стрельбы осколочно-фугасной гранатой ОФ-540 весом 43,56 кг с начальной скоростью 655 м/с составляет 17230 м. При установке взрывателя на осколочное действие она наносит поражение осколками по фронту на 40 м и в глубину до 8 м. Бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 при стрельбе прямой наводкой на дистанции до 800 м пробивал броню всех танков противника. При попадании в башню он срывал ее с погона. Бывали сражения, когда эти башни буквально летали в воздухе.
Конструкция подрессоренного лафета со сдвоенными колесами с резиновыми шинами и наличие также подрессоренного передка позволяли транспортировать орудие средним артиллерийским гусеничным трактором с относительно высокой скоростью до 25 км/ч. Время перевода орудия из походного положения в боевое и обратно составляло 8-10 минут.
Гаубица-пушка МЛ-20 производилась серийно (только на заводе №172) с 1937 г. по 1946 г. включительно. Она принимала непосредственно участие в течение всей войны и поступала на вооружение армейской артиллерии и артиллерии резерва Верховного Главнокомандования. Всего за десять лет было изготовлено 6884 гаубицы-пушки МЛ-20.
масса в боевом положении: 7270 кг;
масса в походном положении: 7930 кг;
калибр: 152 мм;
начальная скорость снярада: 655 м/с;
угол возвышения: от -2° до 60°;
угол горизонтального обстрела: 58°;
скорострельность: 3-4 выстр/мин;
дальность стрельбы: до 17230 м;
Гаубица-пушка МЛ-20 – на суше, в танках и море
Солдаты Советской армии любовно называли это артиллерийское орудие – Емеля. Именно оно, в августе 1944 года, выпустило первые снаряды по Германии. Гаубица 152 мм (МЛ-20) начала свой путь в тяжёлые годы для СССР. Молодой армии новой страны требовалось нагнать и опередить развитые страны в качестве и количестве вооружения.
Одним из первых шедевров отечественной артиллерийской мысли стал гаубица-пушка МЛ-20 обр. 1937 года. Это орудие охраняло покой страны на суше, установленное на танк КВ-2 и ИСУ-152 вело бой на гусеницах и защищало берега страны с позиций береговых батарей.
История создания
На момент начала Первой Мировой войны армия Императорской России обладала значительным, но разномастным парком осадной артиллерии. В составе артиллерийских подразделений РИА были 6-ти дюймовые гаубицы Шнейдера и гаубицы-пушки Круппа, мортиры и пушки завода в Мотовилихе.

Орудия использовали снаряды разных калибров и веса, не меньший хаос наблюдался и во флотских подразделениях. Зачастую снаряды береговых пушек отличались от корабельных калибров. Вес пороха в разных зарядах мог отличаться на порядок.
К моменту вступления в войну парк пытались систематизировать за счёт заказов французских гаубиц Шнейдера обр.
1910 года. Эти же орудия были поставлен на производство и в России, был налажен выпуск и снарядов к ним.
Гражданская война принесла разруху. Но тем не менее, производство постепенно восстанавливалось, налаживался выпуск новых орудий. Одним из которых, стала гаубица-пушка МЛ-20. Разработка орудия велась на основе ствола от 152 мм осадной пушки Шнейдера обр. 1910 года, после модернизации 1930 года получившей название 152-мм пушка обр. 1910/30 гг.
В ходе модернизации была удлинена камора и установлен щелевой дульный тормоз, перешедший по наследству и к МЛ-20.

Разработка лафета для установки орудия, а также изменения казенной части для увеличения скорострельности велась под руководством мастера орудийного дела Ф.Ф. Петрова. Стоит отметить что упоминаемое в ряде источников предположение В. Грабина о создании нового вида вооружения в виде гаубицы-пушки скорее всего является самопиаром конструктора или инженеров работавших с ним.
Осадное орудие Шнейдера изначально имело пушечный ствол и большие углы возвышения, присущие гаубице.
МЛ-20 представляет собой подобную артсистему, но с улучшенными параметрами мобильности.
В 1936 году за разработку усовершенствованного орудия взялось КБ Петрова Ф.Ф. находящееся на заводе №174 в Мотовилихе, этот завод служит колыбелью артиллерийского дела в России, именно оттуда вышли все знаменитые русские орудия нового времени. На испытания представили два варианта гаубицы-пушки – МЛ-15 и МЛ-20.
Оба варианта представляли интерес в плане конструкции, что достаточно интересно гаубица-пушка МЛ-15 выигрывала по своим характеристикам, но на вооружение была принята МЛ-20, это было обусловлено экономическими соображениями.
Необходимо отметить, что для стрельбы планировалось использовать имевшийся на вооружении 152 мм гаубичный снаряд и полузаряд, новые типы боеприпасов также рассчитывались под имевшиеся в наличии артсистемы. В результате испытаний на вооружение была принята гаубица-пушка МЛ-20, обр. 1937 года.
Конструкция и ТТХ
От пушки обр. 1910/30 гг. гаубице- ушке достался только ствол, все остальные элементы конструкции были разработаны с нуля. В первую очередь стоит отметить введение характерного дульного тормоза, щелевая конструкция с отражением ударной волны пороховых газов назад компенсировала откат орудия и придавала выстрелу неповторимый звук, известный всем артиллеристам.
Затвор классической конструкции, поршневого типа. Камора расточена под более мощные снаряды. Заряжание раздельное, сначала в ствол вкладывался снаряд, затем полузаряд, на высоких углах возвышения гильза удерживалась от выпадения из канала ствола специальным механизмом. Это обеспечивало высокую боевую скорострельность.
152-мм пушка-гаубица МЛ-20 образца 1937 г.
Характеристики 152-мм пушки-гаубицы МЛ-20 образца 1937 г.

основная пушка — гаубица для Советской Армии проектировалась на основе 152-мм (6 дюймовой) осадной пушки образца 1910 г. , разработанной во Франции фирмой «Шнейдер» для русской армии.
К 30-м годам 20-го века оригинальная конструкция устарела и не смотря на модернизации 1931 и 1934 г. (соответственно обр.1910/1931 гг и обр.1910/1934 гг), применяться в современной армии уже не могла.
В 1935 г. в КБ завода №172 по заданию главного артиллерийского управления РККА была начата разработка новой 152-мм пушки под индексом МЛ-15. Одновременно к проектированию подобного орудия под названием МЛ-20 в инициативном порядке приступила группа конструкторов того же КБ под руководством Ф.Ф. Петрова.
Оба орудия проектировались на основе старой 152-мм пушки обр. 1910/1934 гг.
В апреле 1936 г. пушка МЛ-15 была представлена на государственные испытания, но их не прошла, в марте 1937 г. после доработки, орудие вышло на повторные испытания и прошло их без недостатков.

152-мм пушка образца 1910/1934 г.г.
25 декабря проходили полигонные испытания пушки МЛ-20, а в следующем году -государственные. По их итогам, после устранения выявленных недостатков в конструкции лафета МЛ-20 была рекомендована к принятию на вооружение РККА под названием 152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. МЛ-20.
Предпочтение государственной комиссии объясняется тем, что МЛ-20 по конструкции была в большей степени сходна со 152-мм пушкой обр. 1910/1934гг., хорошо освоенной в промышленном производстве, чем МЛ-15.
Лафет орудия был признан нормализованным и получил название 52-Л-504А. В том же году в КБ Ф.Ф. Петрова на лафет 52-Л-504А был наложен ствол 122-мм корпусной пушки образца 1931 г. Новое орудие получило название 122-мм пушка образца 1931/1937 гг. и составило вместе с МЛ-20 т.н. «корпусной дуплекс».
152 мм гаубица-пушка производилась серийно с 1937 по 1946 год, всего было выпущено 6884 орудий.
Состояла на вооружении корпусных и армейских артиллерийских полков, а также в соединениях и частях артиллерии резерва верховного главнокомандования. Значительное количество орудий в начальный период войны было захвачено немецкой армией, где оно использовалось под названием 15,2 cm KH.433 (r) .
После войны гаубица-пушка экспортировалась в страны Варшавского договора, в Сирию, Египет и Афганистан. Пушка модернизировалась в Польше и в Чехословакии и до сих пор стоит на вооружении некоторых зарубежных армий.
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет
