1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фото: 203-мм гаубица образца 1931 года Б-4

Тяжелая 203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года

Самым тяжелым из советских полевых орудий времен ВОВ была 203-миллиметровая гаубица образца 1931 г., имеющая обозначение Б-4. Данное орудие было очень мощным. Однако основным недостатком гаубицы являлась очень большая масса. Данная гаубица входила в число немногих орудий, которые устанавливались на гусеничное тракторное шасси, которое в 20 – 30-х годах в больших количествах выпускались в СССР. Результатом того, что данное орудие было поставлено на тракторное гусеничное шасси, являлась общая политика руководства страны того времени, которая была направлена на развитие тракторных заводов, в связи с этим использование тракторных гусениц было лишь частью экономической политики государства. Поэтому 203-мм гаубица обр. 1931 г., в отличие от других тяжелых орудий того времени, могла пройти по заболоченным или мягким почвам.

Это было важным преимуществом перед другими модификациями, особенно если учесть тот факт, что данная гаубица обладало огромной массой. Во время коротких переходов гаубицу разбирали на два узла. Но при перемещениях на значительные расстояния ее необходимо было разбирать на шесть основных узлов и перевозить тяжелыми тракторами на прицепах со скоростью, не превышающей 15 километров в час. Некоторые модификации Б-4 при транспортировке могли разбираться на пять частей. В целом, было создано шесть различных вариантов 203-мм гаубицы обр. 1931 г. Во всех модификациях использовалось гусеничное тракторное шасси, однако они отличались методом буксировки.

Разнообразие модификаций, созданных отечественной военной промышленностью для обыкновенных солдат не играло особой роли, поскольку основные характеристики орудия оставались без изменений на одном уровне. Как уже упоминалось, гаубица являлась довольно тяжелой. Ее скорострельность составляла один выстрел в 4 минуты (скорострельность не увеличивали даже несмотря на возможность выполнения данной операции). Несмотря на это при использовании гаубицы Б-4 можно было вести мощный заградительный огонь. При использовании 100-кг снарядов, орудие с успехом боролось с мощными укреплениями противника.

Сложность перевозки орудия стала причиной того, что большое количество гаубиц образца 1931 г. в начале войны было захвачено немцами. Они широко применялись как 203-миллиметровые Н 503(r). Необходимо отметить, что немецкая артиллерия ощущала в частях тяжелой артиллерии значительный недостаток орудий. Поэтому немецкие части пытались как можно больше использовать советские орудия. Главным образом, захваченные орудия использовались на Восточном фронте. Также 203-мм гаубицы немецкими частями применялись в Западной Европе и Италии.

Данное орудие по окончании Второй мировой войны сняли с вооружения армии СССР. Однако позже его вновь поставили в строй. Таким образом, гаубица образца 1931 года оставалась на вооружении СА до начала 1980-х годов. Гусеничное шасси было заменено колесным, а в середине 1970-х годов его сменила самоходная установка 257 (М-1975).

Гаубицы Б-4 использовались в Финской войне 39—40 годов. По состоянию на 1 марта 1940 года, на финском фронте насчитывалось 142 гаубицы Б-4. Вышло из строя или было потеряно 4 гаубицы Б-4. Среди советских солдат данное орудие получило прозвище «карельский скульптор» (после попадания снаряды Б-4 в финский ДОТ он «превращался» в причудливую мешанину железной арматуры и кусков бетона). К началу ВОВ гаубицы Б-4 имелись только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК. В период с 22 июня по 1 декабря 41-го года в боях потеряли 75 гаубиц Б-4, при этом промышленность передала 105 гаубиц. Гаубичные артиллерийские полки большой мощности РВГК после начала войны отвели в глубокий тыл. Они вступили в боевые действия лишь в конце 42-го года, когда стратегическая инициатива начала переходить в руки Советской Армии. Несколько Б-4 в ходе ожесточённых боёв захватили немцы. Часть данных орудий поступила на вооружение немецкой армии под названием 20,3-см Н.503(r). У немцев на Восточном фронте к марту 44-го года имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r). Выстрелы к данным гаубицам комплектовались из немецких зарядов и советских 203-миллиметровых бетонобойных снарядов Г-620.

Читать еще:  Реактивный миномет Nebelwerfer 41. Детальные фото.

Гаубицы Б-4 в Красной Армии до конца войны были на вооружении только в артиллерии РВГК. Б-4 успешно использовалась в качестве основного орудия при прорыве укреплённых полос, штурме крепостей, а также в уличных боях в больших городах. Из гаубиц Б-4 стрельба прямой наводкой не предусматривалась правилами. Однако именно за ведения такого огня командир батареи 203-миллиметровых гаубиц гвардии капитан И. Ведмеденко получил звание Героя Советского Союза. На одном из участков Ленинградского фронта в ночь на 09.06.44 г. под шум перестрелки, который заглушал рокот моторов, тягачи потащили два огромных орудия к переднему краю. Когда стрельба стихла, а перемещение орудий было закончено, замаскированные орудия от гигантского дота – цели гаубиц – находились на расстоянии 1200 метров. Железобетонные стены двухметровой толщины; уходящие под землю три этажа; бронированный купол; прикрываемые огнём фланговых дзотов подступы — это сооружение являлось главным узлом сопротивления сил противника. И как только начало рассветать, гаубицы Ведмеденко начали обстрел. Два часа стокилограммовые бетонобойные снаряды методично крушили двухметровые стены, и, наконец, крепость попросту перестала существовать. Самым оригинальным способом применения гаубиц Б-4 стали боевые действия под Курском. В районе станции Поныри обнаружили немецкую самоходку «Фердинанд», которая была уничтожена попаданием в ее крышу 203-миллиметрового снаряда гаубицы Б-4.

Технические характеристики тяжелой 203-мм гаубицы образца 1931 года Б-4:
Калибр – 203 мм;
Длина общая – 5087 мм;
Масса – 17700 кг (в боеготовом положении);
Угол вертикального наведения – от 0° до +60°;
Угол горизонтального наведения – 8°;
Начальная скорость снаряда – 607 м/с;
Максимальная дальность стрельбы – 18025 м;
Масса снаряда – 100 кг.

203-мм гаубица большой мощности (Б-4), образца 1931 г.

Характеристики 203-мм гаубицы Б-4, образца 1931 г.

Разработка 203-мм гаубицы большой мощности Б-4, началась весной 1927 г. в конструкторском бюро Артиллерийского комитета («Артком») под руководством Франца Францевича Лендера, а после его смерти — А.Г. Гаврилова.

В начале 1928 г. проектные работы были завершены, причем конструкторы выдали сразу два варианта гаубицы, с дульным тормозом и без, но с одинаковой баллистикой. К испытаниям было решено рекомендовать вариант без дульного тормоза. Рабочие чертежи для изготовления опытных экземпляров готовили совместно в КБ «Арткома» и в КБ Ленинградского завода «Большевик» (ранее Обуховский завод).

203-мм гаубица большой мощности (Б-4), образца 1931 г.

В январе 1931 г. был собран первый опытный экземпляр орудия, испытания которого проводились на Научно-исследовательском артиллерийском полигоне. По результатам испытаний осенью того же года орудие было принято на вооружение РККА под названием 203-мм гаубица обр. 1931 г (Б-4).

Серийное производство гаубиц Б-4 развернули на заводе «Большевик» в 1932 г., и в том же году произвели первую модернизацию, в ходе которой гаубица получила удлиненный ствол с улучшенной баллистикой. Новое орудие стало называться Б-4БМ (большой мощности), гаубицы же, которые выпускались до проведения модернизации получили название Б-4ММ (малой мощности).

В 1933 г. дополнительно было организованно производство орудий на Сталинградском заводе «Баррикады», а в 1938 г. — на Новокраматорском заводе. К началу Великой Отечественной войны в составе артиллерии РККА находилось 849 гаубиц Б-4 обоих модификаций, причем по некоторым сведениям несколько таких орудий (не более 10) захваченных гитлеровцами, использовались ими на восточном фронте с 1942 по 1944 г.

В 1954 г. на заводе «Баррикады» была проведена очередная модификация гаубицы Б-4, суть которой заключалась в замене гусеничного хода на колесный, что значительно повышало скорость буксирования орудия, его общую маневренность, сокращало время перевода из походного положения в боевое, т.к. отпадала надобность в раздельной транспортировке ствола и лафета.
Модифицированное орудие получило название Б-4М. Серийное производство Б-4М не велось, однако велась модернизация до этого проекта уже имеющихся на вооружении орудий (число не известно).

Читать еще:  152-мм гаубица-пушка МЛ-20. Подборка-2

203-мм гаубица Б-4М на колесном ходу

В 1964 г. для гаубицы Б-4 был разработан ядерный боеприпас. Это «новшество» было последним для по истине «заслуженной» гаубицы — поступившая на вооружение в самом начале 1930-х, Б-4 была снята с него только во второй половине 1970-х г.г.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Орудие Резерва Главного Командования 203-мм гаубица Б-4 1931 года


Гаубица Б-4 является одним из лучших советских артиллерийских систем большой мощности, рассчитанных на борьбу с долговременными полевыми и фортификационными сооружениями. Орудие создавалось в конце 20-х годов на заводе «Большевик». В основу конструкции были положены основные узлы и детали морских орудий. В ходе разработки проекта ставка делалась на повышенную устойчивость мощного орудия и большую пробивную способность. Для этих целей было решено отказаться от традиционного дульного тормоза и поставить орудие на гусеничную платформу.

Основные особенности конструкции

В таком виде опытный образец гаубицы Б-4 в 1931 году был представлен на войсковые испытания. С 1933 года орудие принято на вооружение артиллерийских частей РККА под индексом 203 мм гаубица Б-4 образца 1931 года. Орудие выпускалось с 1932 по 1942 год на трех заводах, в Ленинграде на заводе «Большевик», в Сталинграде на заводе «Баррикады» и в Новокраматорске. Всего изготовлено 1010 экземпляров.

Гаубица имела гусеничный ход шириной 1910 мм вместе с траками. Угол подъема артиллерийского ствола составлял 60⁰. Стрельба могла вестись 150 кг снарядами различных типов, включая бетонобойные, фугасные, осколочно-фугасные и химические боеприпасы.

Тактико-технические характеристики артиллерийской системы Б-4

  • Расчет — 15 человек.
  • Боевая масса — 19 т.
  • Заряжание раздельно-картузное.
  • Начальная скорость бетонобойного снаряда — 575 м/с.
  • Угол вертикального наведения: от 0 до +60 градусов, угол горизонтального наведения — 8 градусов.
  • Скорострельность — 1 выстрелов в 2 мин.
  • Максимальная дальность стрельбы — 17890 м.
  • Основные типы боеприпасов: фугасные, дымовые, бетонобойные снаряды.
  • Вес бетонобойного снаряда — 146 кг.
  • Время перевода из походного положения в боевое: 45 – 120 минут
  • Способ транспортировки: перевозится тягачами «Ворошиловец», «Коминтерн», тракторами «Коммунар» и «Сталинец».

Гаубица Б-4 калибром 203 мм входила в состав артиллерийских полков Резерва Главного Командования. Основное боевое применение пришлось на Зимнюю войну 1939-40 годов и сражения финального этапа Великой Отечественной войны.

Б-4 203-мм гаубица образца 1931 года

FRIST #1 Отправлено 02 мар 2011 — 03:09

Стрельба прямой наводкой из гаубиц большой мощности артиллерии резерва главного командования (АРГК) никакими правилами стрельбы не предусмотрена. Но именно за такую стрельбу командиру батареи 203-мм гаубиц гвардии капитану И. Ведмеденко присвоили звание Героя Советского Союза.

В ночь на 9 июня 1944 года на одном из участков Ленинградского фронта под шум перестрелки, заглушавшей рокот моторов, тягачи потащили к переднему краю два огромных массивных орудия на гусеничном ходу. Когда все стихло, лишь 1200 м отделяли замаскированные орудия от цели — гигантского дота. Железобетонные стены двухметровой толщины; три этажа, уходящие под землю; бронированный купол; подступы, прикрываемые огнем фланговых дзотов, — это сооружение недаром считалось главным узлом сопротивления врага. И как только забрезжил рассвет, гаубицы Ведмеденко открыли огонь. В течение двух часов стокилограммовые бетонобойные снаряды крушили двухметровые стены, пока наконец вражеская крепость не перестала существовать.

«Впервые стрелять прямой наводкой по бетонированным укреплениям из гаубиц большой мощности АРГК наши артиллеристы начали в боях с белофиннами зимой 1939/1940 годов, — рассказывает маршал артиллерии Н. Яковлев. — И родился этот метод подавления дотов не в стенах штабов, не в академиях, а на передовой среди солдат и офицеров, непосредственно обслуживающих эти замечательные орудия».

Читать еще:  152-мм гаубица Д-1. Детальные фото.

В 1914 году маневренная война, на которую рассчитывали генералы, продолжалась всего несколько месяцев, после чего приняла позиционны й характер. Вот тогда-то в составе полевой артиллерии воюющих держав начало быстро возрастать количество гаубиц — орудий, способных в отличие от пушек поражать горизонтальные цели: разрушать полевые укрепления и стрелять по войскам, укрывающимся за складками местности.

Гаубица; как правило, ведет навесной огонь. Поражающее действие снаряда определяется не столько его кинетической энергией у цели, сколько количеством заключенного в нем взрывчатого вещества. Меньшая, чем у пушки, начальная скорость снаряда позволяет снизить давление пороховых газов и укоротить ствол. В результате уменьшается толщина стенок, снижается сила отдачи и облегчается лафет. В итоге гаубица оказывается в два-три раза легче пушки такого же калибра. Еще одно важное достоинство гаубицы состоит в том, что, меняя величину заряда, можно получать пучок траекторий при постоянном угле возвышения. Правда, переменный заряд требует раздельного заряжения, что снижает скорострельность, но этот недостаток с избытком компенсируется достоинствами. В армиях ведущих держав к концу войны на долю гаубиц приходилось 40-50% всего артиллерийского парка.

Но тенденция к постройке мощных оборонительных сооружений полевого типа и густой сети долговременных огневых точек настоятельно требовала тяжелых орудий с увеличенной дальнобойностью, высокой мощностью снаряда и навесностью огня. В 1931 году, выполняя постановление Политбюро ЦК ВКП(б), советские конструкторы создали отечественную гаубицу большой мощности Б-4. Ее начали проектировать в КБ Арткома в 1927 году, где работы возглавлялись Ф. Лендером. После его смерти проект передали на завод «Большевик», где главным конструктором был Магдесиев, а в числе конструкторов — Гаврилов, Торбин и др.

Б-4 — 203-мм гаубица образца 1931 года — предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей.

Чтобы ускорить оснащение Красной Армии новым орудием, производство организовали одновременно на двух заводах. Рабочие чертежи в процессе освоения изменяли на каждом заводе, приспосабливаясь к технологическим возможностям. В результате на вооружение стали поступать практически две различные гаубицы. В 1937 году отработали единые чертежи не изменением конструкции, а компоновкой отдельных деталей и узлов, уже проверенных в производстве и эксплуатации. Единственное новшество состояло в постановке на гусеничный ход,. допускавший стрельбу непосредственно с грунта Без специальных платформ.

Лафет Б-4 стал основой для целого семейства орудий большой мощности. В 1939 году ряд промежуточных образцов завершила 152-мм пушка Бр-19 и 280-мм мортира Бр-5. Эти работы были проведены коллективом конструкторов. завода «Баррикада» под руководством Героя Социалистического Труда И. Иванова.

Так завершилось создание на едином лафете комплекса наземных орудий большой мощности: пушки, гаубицы , и мортиры. Транспортировка орудий производилась тракторами. Для этого орудия разбирались на две части: ствол снимался с лафета и укладывался на специальную орудийную повозку, а лафет, соединенный с передком, составлял лафетную повозку.

Из всего этого комплекса наибольшее распространение получила гаубица Б-4. Сочетание мощного снаряда с большим углом возвышения и переменным зарядом, дающим 10 начальных скоростей, определило ее блестящие боевые качества. По любым горизонтальным целям на дистанции от 5 до 18 км гаубица могла стрелять по траектории наивыгоднейшей крутизны.

Б-4 оправдала возлагавшиеся на нее надежды. Начав свой боевой путь на Карельском перешейке в 1939 году, она прошла по фронтам Великой Отечественной войны, участвовала во всех крупных артподготовках, штурме крепостей и больших городов.

203-мм гаубица образца 1931 года

Вес в боевом положении 17 700 кг
Наибольшая дальность стрельбы 18 000 м
Наибольший угол возвышения +60°
Наименьший угол возвышения 0°
Угол горизонтального обстрела ±4°
Количество переменных зарядов 10
Скорострельность максимальная 0,5 выстр/мин
Скорость перевозки по шоссе 15 км/час
Тип снаряда: Вес, кг Начальн. скорость, м/сек
Бетонобойный 100 607
Фугасный 100 607
Бетонобойный

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector